Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИЯ НА СУВЕРЕНИТЕТ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ВЗГЛЯДЫ ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИЯ НА СУВЕРЕНИТЕТ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА / ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ВАРВАРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протопопов Е.Е.

В статье рассматриваются взгляды Франсиско де Витория на суверенитет и право войны. Выражается несогласие с мнением об их противоречивости. Также проводятся параллели между юридическим миром Витория и настоящим временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCISCO DE VITORIA'S VIEWS ON SOVEREIGNTY AND THEIR MODERN SIGNIFICANCE

The article deals with the views of Francisco de Vitoria on sovereignty and the right to war. It expresses disagreement with the opinion about their inconsistency. Parallels are also drawn between the legal world of Vitoria and the present.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИЯ НА СУВЕРЕНИТЕТ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_38 УДК 340.12

ВЗГЛЯДЫ ФРАН^СКО ДЕ ВИТОРИЯ НА СУВЕРЕНИТЕТ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Francisco De Vitoria's Views on Sovereignty and their Modern Significance ПРОТОПОПОВ Егор Ефимович,

кандидат юридических наук, помощник арбитражного управляющего. 109004 ул. Александра Солженицына, д. 31, стр. 1, офис 3. E-mail: siemens333@inbox.ru;

PROTOPOPOV Egor Efimovich,

PhD in Law, assistant arbitration manager.

109004 ul. Aleksandra Solzhenicyna, d. 31, str. 1, ofis 3.

E-mail: siemens333@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются взгляды Франсиско де Витория на суверенитет и право войны. Выражается несогласие с мнением об их противоречивости. Также проводятся параллели между юридическим миром Витория и настоящим временем.

Abstract: The article deals with the views of Francisco de Vitoria on sovereignty and the right to war. It expresses disagreement with the opinion about their inconsistency. Parallels are also drawn between the legal world of Vitoria and the present.

Ключевые слова: Франсиско де Витория, суверенитет, справедливая война, либерально-демократические ценности, цивилизация, варварство.

Keywords: Francisco de Vitoria, sovereignty, just war, liberal democratic values, civilization, barbarism.

Для цитирования: Протопопов Е.Е. Взгляды Франсиско де Витория на суверенитет и их современное значение // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 38-39. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_38.

For citation: Protopopov E.E. Francisco de Vitoria's views on sovereignty and their modern significance // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 38-39. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_38.

Статья поступила в редакцию: 21.06.2023

Франсиско де Витория (1485-1546) (профессор богословия, монах доминиканского ордена, преподававший в университете Саламанки) считается одним из отцов-основателей международного права [7, P.27]. Его основные работы по вопросам суверенитета, права войны и мира — «О диетических законах» (1537), «Об американских индейцах» (1539) и «О праве войны» (1539). В них уже в первом приближении оформляется тема «бремени белого человека» как призвания «цивилизованных» наций «очеловечить дикарей», привить «варварам» дух универсальных европейских ценностей [5, С.96].

В своих работах Витория отвечает на два главных вопроса: По какому праву варвары подчинились испанскому правлению? Что может и должно быть причиной справедливой войны против них?

Для Витория ответы на второй вопрос являются ответами и на первый, то есть оккупация [2, С.12] индейских территорий в результате справедливых войн это легитимное основание испанского правления.

Витория признает наличие у индейских сообществ, по меньшей мере, частичного суверенитета (dominium) [14, P.251]: «остается рассмотреть, по какому титулу мы, христиане, были уполномочены завладеть их территорией» [14, P.252].

Он выделяет следующие причины для объявления войны варварам:

- защита невинных людей от несправедливости (курсив мой. — Е. П.) [13, P.225] каннибализма и человеческих жертвоприношений 1;

- защита от тирании: если нет другого средства положить конец этим кощунственным обрядам, их правители могут быть заменены и назначены новые князья [14, P.288];

- защита новообращенных христиан, не только на основании религии, но и на основании человеческой дружбы и партнерства: если какие-либо варвары обратятся ко Христу и их правители попытаются силой или страхом призвать их обратно к идолопоклонству, испанцы могут на этом основании, если никакие другие средства не возможны, вести с ними войну и заставить варваров прекратить совершать это зло [14, P.286];

- ради союзников и друзей [14, P.289];

- отказ принимать проповедников веры: если дело религии не может быть продвинуто иначе, испанцы могут законно завоевать территории этого народа, свергнув старых правителей и учреждая новых [14, P.285];

- отказ в праве прохода и препятствие торговле: если варвары попытаются отказать испанцам в торговле и прочем, то испанцы могут защищаться и делать все необходимое для собственной безопасности; если для получения их прав необходима война, они могут на законных основаниях начать войну [14, P.281-282];

- обеспечение мира и безопасности: если все другие меры для обеспечения безопасности от варваров, кроме завоевания их общин и подчинения их, исчерпаны, то испанцы могут даже принять эту меру, поставив над ними христианских князей, то и это будет законным [14, P.283].

Витория сравнивает индейцев с аристотелевскими природными рабами: никто не подходит для этого лучше, чем эти варвары, которые на самом деле мало чем отличаются от грубых животных и совершенно не годятся для управления [14, P.239]. Он пишет об их культурной и технической отсталости, а также подчеркивает их умственную неполноценность, сравнивая их с детьми: варвары, хотя и не совсем безумны, как объяснялось выше, тем не менее настолько близки к безумию, что не годятся ни для основания, ни для управления страной [14, P.290].

Согласно Витория, для пользы и блага самих индейцев и в интересах Испании ее правители могли бы взять на себя управление ими и

1 Витория рассматривает каннибализм и человеческие жертвоприношения у индейцев на Юкатане как факт, хотя его современник Лас Касас, проживший большую часть жизни на Эспаньоле, считал, что это выдумано для того чтобы «оклеветать порабощенные племена, дабы оправдаться в насилиях, жестокостях, грабежах и убийствах, которые сами испанцы творили каждый божий день, творят и поныне» [2, С.364].

Теоретико-исторические правовые науки

назначить городских чиновников и губернаторов: такой аргумент мог бы быть подкреплен требованиями милосердия, поскольку варвары — наши соседи, и мы обязаны заботиться об их имуществе [14, P.291]. Долг испанцев как христиан — исправлять и направлять варваров, братское исправление является такой же частью естественного закона, как и братская любовь [14, P.284].

Для Витория справедливая война — это оборонительная война, нехристиане (сарацины, турки, индейцы) по своей природе неспособны вести справедливую войну. Согласно Э. Энги, Витория ограничивает суверенитет индейцев, а сопротивление испанскому вторжению становятся агрессией, которая оправдывает ведение безграничной войны суверенной Испании против несуверенных индейцев [6, P.30]. К индейцам-язычникам не применимы обычные принципы справедливой войны: их можно грабить, низлагать их прежних правителей и учреждать новых, можно законно порабощать всех, как виновных, так и невиновных. «Следовательно, поскольку наша война против язычников является такого рода постоянной, потому что они никогда не могут в достаточной мере заплатить за нанесенные обиды и потери, не подлежит сомнению, что мы можем законно порабощать женщин и детей [14, P.318]. Возможно, опасения Витория относительно выхода за допустимые рамки справедливости и религии при установлении испанского правления, или постоянные призывы к соблюдению ограничений при ведении войны, привели некоторых авторов к мысли о противоречивости его взглядов [8, P.76] или даже об их гуманизме [3, С.58]: они (испанцы) всегда должны направлять все свои планы на благо варваров, а не на собственную выгоду. Но может случиться так, продолжает он, что развернувшаяся война с ее массовыми убийствами и грабежами будет препятствовать обращению варваров вместо того, чтобы поощрять его [14, P.286].

Витория подчеркивает разницу в культурных традициях между испанцами и индейцами, оценивая их с точки зрения универсального закона jus gentium. При этом испанские ценности объявляются универсальными и общеобязательными, индейцы же отсталые, варварские, нецивилизованные — подлежат санкциям за несоблюдение универсальных норм [6, P.29-30].

По мнению Э. Энги существуют поразительные параллели между юридическим миром Витория и настоящим, двадцать первым веком. Очертания нового международного порядка во многом напоминают ему очень старую структуру «цивилизаторской миссии». Эта миссия подкреплялась постулированием существенной разницы — которую можно было бы назвать «культурной разницей» — между европейцами и неевропейцами, испанцами и индейцами, цивилизованными и нецивилизованными [6, P.310, 313].

Спустя пятьсот лет, в качестве универсальных, эталонных и общеобязательных христианские нормы, уступили место либерально-демократическим ценностям; насильственная евангелизация — не менее насильственной демократизации [15]; христианская обусловленность суверенитета — демократической обусловленности [10, P.2]; поиски каннибалов — поискам оружия массового поражения; защита новообращенных христиан — защите либеральных прав человека.

Не претерпели существенных изменений со времен Витория основания для «справедливой войны» и замены правителей. Неприятие западных ценностей и защита национальных интересов - повод для санкций, тайных и явных операций по смене политического режима [11]; «культурная», «политическая», техническая и военная отсталость - основания для опеки и переформатирования [9, P.310]. Почти неизменными также остались оправдание цивилизаторской миссии и ее экономическая подоплека. Долг испанцев как христиан - исправлять и направлять варваров, братское исправление из любви и милосердия к ближнему, для пользы и блага индейцев были заменены на благожелательное и щедрое стремление помочь повысить благосостояние [12], [6, P.280] или освободить от авторитаризма [13]. Стремление испанцев контролировать золотые и серебряные рудники в Америки, уступило место необходимости сохранить и расширить доступ Запада к поставкам дешевой нефти [1, С.119], [9, P.294].

Библиогра фия:

1. Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М., 2010. 192 с.

2. Иванова Ю.В. Ad marginem socialitatis: логика войны Франсиско де Витория // Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ № 13 (1-2014). С. 10-25.

3. Лас Касас Барталоме де. Барталоме де Лас Касас. История Индий. Отв. ред. Прицкер Д.П., Степанов Г.В. Ленинград, 1968. 471 с.

4. Литварина Э.Э. Испания в эпоху великих географических открытий // Бартоломе де Лас-Касас. Отв. ред. Григулевич И. Р. М., 1966. 228 с.

5. Спиридонова В.И. Западный дискурс «стандарта цивилизации» и его эволюция // Проблемы цивилизационного развития. 2019. Т. 1. № 1. С. 91-107.

6. Anghie A. Imperialism, Sovereignty and the Making of International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 380 p.

7. Anghie A. Rethinking International Law: A TWAIL Retrospective // The European Journal of International Law. 2023. Vol. 34 no. 1. P. 7-112.

8. Bain W. Vitoria: the Law of War, Saving the Innocent, and the Image of God. P. 70-95. In Just and Unjust Military Intervention: European thinkers from Vitoria to Mill. Edited by Recchia S. and Welsh J. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 317 p.

9. Hobson M. J. The Eurocentric Conception of World Politics: Western International Theory, 1760-2010. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 406 p.

10. Matlary J. Values and Weapons: from Humanitarian Intervention to Regime Change? New York: Palgrave Macmillan, 2006. 207 p.

11. O'Rourke L. Covert Regime Change: America's secret Cold War. New York: Cornell University Press, 2018. 312 p.

12. Pompeo M. Pompeo Says 'Ultimate Goal' Of Sanctions Is Better Life For Iranians. January 04, 2019. [Электронный ресурс] // https://en.radiofarda.com/a/pompeo-says-ultimate-goal-of-sanctions-is-better-life-for-iranians/29691244.html (дата обращения: 20.06.2023).

13. Rice C. Rice: Russia's future linked to democracy [Электронный ресурс] // https://edition.cnn.com/2005/W0RLD/europe/04/20/rice.dougherty/index.html (дата обращения: 20.06.2023).

14. Vitoria, Francisco de. Francisco de Vitoria. Political Writings. Edited by Pagden A. and Eawrance J. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 446 p.

15. Walker S. American Foreign Policy and Forced Regime Change Since World War II. Cham: Palgrave Pivot, 2019. 211 p.

References:

1. Bzhezinskij Z. Eshche odin shans. Tri prezidenta i krizis amerikanskoj sverhderzhavy. M., 2010. 192 s.

2. Ivanova YU.V. Ad marginem socialitatis: logika vojny Fransisko de Vitoriya // Nauchnyj elektronnyj zhurnal ARTIKUL'T № 13 (1-2014). S. 10-25.

3. Las Kasas Bartalome de. Bartalome de Las Kasas. Istoriya Indij. Otv. red. Pricker D.P., Stepanov G.V. Leningrad, 1968. 471 s.

4. Litvarina E.E. Ispaniya v epohu velikih geograficheskih otkrytij // Bartolome de Las-Kasas. Otv. red. Grigulevich I.R. M., 1966. 228 s.

5. Anghie A. Imperialism, Sovereignty and the Making of International Law. Cambridge : Cambridge University Press, 2004. 380 p.

6. Anghie A. Rethinking International Law: A TWAIL Retrospective // The European Journal of International Law. 2023. Vol. 34 no. 1. P. 7-112.

7. Bain W. Vitoria: the Law of War, Saving the Innocent, and the Image of God in Just and Unjust Military Intervention: European thinkers from Vitoria to Mill. Edited by Recchia S. and Welsh J. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 317 p.

8. Hobson M. J. The Eurocentric Conception of World Politics: Western International Theory, 1760-2010. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 406 p.

9. Matlary J. Values and Weapons: from Humanitarian Intervention to Regime Change? New York: Palgrave Macmillan, 2006. 207 p.

10. O'Rourke L. Covert Regime Change: America's secret Cold War. New York: Cornell University Press, 2018. 312 p.

11. Pompeo M. Pompeo Says 'Ultimate Goal' Of Sanctions Is Better Life For Iranians. January 04, 2019. [Elektronnyj resurs] // https://en.radiofarda.com/a7pompeo-says-ultimate-goal-of-sanctions-is-better-life-for-iranians/29691244.html (data obrashcheniya: 20.06.2023).

12. Rice C. Rice: Russia's future linked to democracy [Elektronnyj resurs] // https://edition.cnn.com/2005/WORLD/europe/04/20/rice.dougherty/index.html (data obrash-cheniya: 20.06.2023).

13. Vitoria, Francisco de. Francisco de Vitoria. Political Writings. Edited by Pagden A. and Eawrance J. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 446 p.

14. Walker S. American Foreign Policy and Forced Regime Change Since World War II. Cham: Palgrave Pivot, 2019. 211 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.