Научная статья на тему 'ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАННЕЙ БРИТАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ'

ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАННЕЙ БРИТАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / БРИТАНСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИДЕИ / ГЕНОЦИД АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ / BRITISH COLONIAL EXPANSION / BRITISH COLONIAL IDEAS / GENOCIDE OF AMERICAN INDIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимонин Анатолий Николаевич

Англосаксонская правовая колониальная мысль в гуманистическом отношении заметно уступала испанской. Изучив специальную научную литературу, отдельные юридические документы эпохи раннего модерна и доктринальные труды испанских и английских юристов того периода, автор пришел к выводу, что среди англосаксонских идеологов не нашлось своего Б. Лас Касаса - подлинного гуманиста и защитника прав индейцев. Не нашлось и своего Ф. Виттория, который, осуждая преступления собственных колонизаторов-конкистадоров, все же находил аргументы в пользу испанской колониальной экспансии. Изначальной целью британской колониальной экспансии в Америке был вовсе не экспорт собственных правовых ценностей, а завоевание чужих территорий. Поэтому ранние идеологи этой экспансии прилагали все силы, чтобы дегуманизировать аборигенов Америки, идейно обосновать их массовое уничтожение, не допуская никаких компромиссов, тем более смешанных браков. Реализация британской колониальной идеологии, сочетающей юридические и религиозные начала, привела к самому длительному в истории геноциду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IDEOLOGICAL AND THEORETICAL GROUNDS OF EARLY BRITISH COLONIZATION OF NORTH AMERICA

Anglo-Saxon legal colonial thought is noticeably inferior to Spanish in humanistic perspective. After studying special scientific literature, certain juridical documents of early art nouveau period and doctrinal works of Spanish and English lawyers of that period, the author comes to the conclusion that among Anglo-Saxon ideologists there was no their own B. Las Casas, who was a true humanist and a defender of Indians’ rights. There were no such ideologists as F. Vittoria, who found arguments in favor of the Spanish colonial expansion, blaming colonizers’ and conquistadors’ crimes. The primary aim of the British colonial expansion in America was not to export its own legal values, but to conquer foreign territories. That is why early ideologists made all efforts to dehumanize American aborigines, to justify ideologically their mass extermination, excluding compromises, especially interracial marriages. Realization of the British colonial ideology combining legal and religious principles, led to the longest genocide in the history.

Текст научной работы на тему «ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАННЕЙ БРИТАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»

5. Очерки конституционной экономики. 23 октября 2009 года / под ред. Г.А. Гаджиева. М. : Юсти-цинформ, 2009.

6. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. М. : Таурус Альфа, 1997.

References

1. Barenboim P.D., Gadzhiev G.A., Lafitskii V.I. Konstitutsionnaya ekonomika: problemy teorii i praktiki (The constitutional economy: theory and practice problems), Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2005, № 2, pp. 3.

2. Kratkaya biografiya i Nobelevskaya lektsiya (Brief biography and Nobel Lecture), Laureaty Nobelevskoi premii po ekonomike: avto-biografii, lektsii, kommentarii. T. 2. 1983-1996. SPb. Nauka, 2009, pp. 92-106.

3. Kant I. Kritika chistogo razuma (Critique of Pure Reason). M. Mysl', 1994.

4. Filosofiya prava v nachale XXI stoletiya cherez prizmu konstitutsionalizma i konstitutsionnoi ekonomiki (Philosophy of Law in the Beginning of 21st Century Through the prism of Constitutionalism and Constitutional Economics), Moskovsko-Peterburgskii filosofskii klub. M. Letnii sad, 2010.

5. Ocherki konstitutsionnoi ekonomiki. 23 oktyabrya 2009 goda (Essays on constitutional economics. October 23, 2009), pod red. G.A. Gadzhieva. M. Yusti-tsinform, 2009.

6. B'yukenen Dzh. Konstitutsiya ekonomicheskoi politiki (The Constitution of Economic Policy). M. Taurus Al'fa, 1997.

Дата поступления: 09.02.2017 Received: 09.02.2017

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 340

ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАННЕЙ БРИТАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

ТИМОНИН Анатолий Николаевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия.

E-mail: timonin.anatoly2011@yandex.ru

Англосаксонская правовая колониальная мысль в гуманистическом отношении заметно уступала испанской. Изучив специальную научную литературу, отдельные юридические документы эпохи раннего модерна и доктринальные труды испанских и английских юристов того периода, автор пришел к выводу, что среди англосаксонских идеологов не нашлось своего Б. Лас Касаса - подлинного гуманиста и защитника прав индейцев. Не нашлось и своего Ф. Виттория, который, осуждая преступления собственных колонизаторов-конкистадоров, все же находил аргументы в пользу испанской ко-

ON IDEOLOGICAL AND THEORETICAL GROUNDS OF EARLY BRITISH COLONIZATION OF NORTH AMERICA

TIMONIN Anatolii Nikolaevich

Doctor of Law, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia.

E-mail: ti-monin. anatoly2011@yandex. ru

Anglo-Saxon legal colonial thought is noticeably inferior to Spanish in humanistic perspective. After studying special scientific literature, certain juridical documents of early art nouveau period and doctrinal works of Spanish and English lawyers of that period, the author comes to the conclusion that among Anglo-Saxon ideologists there was no their own B. Las Casas, who was a true humanist and a defender of Indians' rights. There were no such ideologists as F. Vittoria, who found arguments in favor of the Spanish colonial expansion, blaming colonizers' and conquistadors' crimes. The primary

лониальной экспансии. Изначальной целью британской колониальной экспансии в Америке был вовсе не экспорт собственных правовых ценностей, а завоевание чужих территорий. Поэтому ранние идеологи этой экспансии прилагали все силы, чтобы дегуманизировать аборигенов Америки, идейно обосновать их массовое уничтожение, не допуская никаких компромиссов, тем более смешанных браков. Реализация британской колониальной идеологии, сочетающей юридические и религиозные начала, привела к самому длительному в истории геноциду.

Ключевые слова: британская колониальная экспансия, британские колониальные идеи, геноцид американских индейцев.

Началом заморской колониальной экспансии Британии считается 24 июня 1497 г., когда английский флаг впервые был водружен на американской земле. В литературе можно обнаружить сведения и о более ранних попытках англичан открыть неведомые земли в Западном полушарии. Сообщается, по крайней мере, о семи экспедициях вышедших из Бристоля между 1480 и 1497 гг., снаряженных жителями этого города на поиски легендарного острова Бразил. Дэвид Б. Куинн предполагал, что «Бристольские моряки нашли "Brasil" между 1481 и 1491 гг., но сохраняли открытие в тайне, чтобы они могли вылавливать треску без конкуренции» [1, p. 246]. 5 марта 1496 г. гражданином Венеции Джованни Кабото (Джоном Каботом) был получен патент английского короля Генриха VII. Согласно патенту Каботу и его сыновьям, предоставлялось право не только на открытие неизвестных европейцам территорий, но и на «завоевание городов, островов и материков». В документе дословно говорилось: «...вышеупомянутый Джон и его сыновья или их наследники и представители могут завоевать, занять и обладать всем тем, ... что могут быть в состоянии завоевать, занять и обладать, как наши вассалы и лейтенанты губернаторов и представители там, приобретая за нас владычество, название и юрисдикцию над теми же самыми городами, замками, городами, островами и материками, ими обнаруженными» [2, p. 9]. Налицо изначальная цель британской колониальной экспансии в Новом Свете - завоевание чужих территорий.

Поскольку восточное побережье Африки, моря и земли к востоку от папского меридиана по условиям Тордесильясского договора от 7 июня 1494 г. находились в сфере влияния Португалии, то Генрих VII в своем патенте уполномочил Кабота на поиски земель, «неизвестных всем христианам» только на Северо-Западе. Земли, которые могли быть обнаружены Каботом во время путешествия, английским королевским правительством рассматривались как принадлежащие язычникам и неверным и потому не только добрые католики, но и протестанты вправе их захватить. Легко заметить, что христиане в патентной грамоте противопоставлены язычникам и неверным. Казалось бы, что подобная религиозная и правовая лексика была свойственна только католическим церквям и государствам, но факт остается фактом - определения, упомянутые в этой грамоте, принадлежали протестантским юристам и отражали политику протестантского государства. Судя по всему, это государство было бы не прочь разрешить противопоставление христиан и язычников в духе крестовых походов, точнее протестантского крестового похода. Маловероятно, что оно отказалось бы и от провиденциальной идеи, в соответствие с которой Англия мыслилась как такая христианская страна, которая якобы самим провидением была избрана, чтобы решать судьбы народов Нового Света. Хотя в самом тексте королевского патента 1496 г. трудно обнаружить прямые указания на данные идеи, но составите-

aim of the British colonial expansion in America was not to export its own legal values, but to conquer foreign territories. That is why early ideologists made all efforts to dehumanize American aborigines, to justify ideologically their mass extermination, excluding compromises, especially interracial marriages. Realization of the British colonial ideology combining legal and religious principles, led to the longest genocide in the history.

Key words: British colonial expansion, British colonial ideas, genocide of American Indians.

ли документа, по всей вероятности, считали их самоочевидными и потому оставили их в неявно выраженном виде. Как бы то ни было, наличие в тексте патента средневековой религиозно-правовой лексики не оставляет сомнений в том, что средневековый католико-юридический дискурс все еще доминировал над английской правовой теорией [3, p. 121].

А как быть с Испанией? Какова роль средневековых теологических императивов в политико-правовой мысли этой страны? Вопрос не праздный хотя бы потому, что главным конкурентом Англии в деле колонизации Нового Света была именно это страна. Говоря об испанских теологах и юристах, необходимо упомянуть Франсиско де Витория, который откликнулся на колонизацию Америки своими лекциями «Relectiones». «Relectio, - по словам Карло Галли, - торжественный урок, или конференция или оригинальная диссертация, введение перед всем корпусом преподаваемых лекций, которое дается студентам вместо обычного комментария к текстам» [4, p. V]. В одной из них от 1538 г. - («Relectio De Indis») самым ярким образом проявили себя гуманистические, критические, творческие черты его научной деятельности. Неудивительно, что в трудах наших современников Витория предстает как гуманист (defensor de lo humano), «мастер мира», «антиимпериалист и демократ», творец «духа нового мышления и толерантности» и подлинный основатель международного права. Хотя от католического юриста и теолога трудно ожидать последовательной критики испанского колониализма, его крайне отрицательные оценки деятельности соотечественников в Перу, других странах и регионах Америки, вызвали гнев императора Карла V. Были и иные поводы для высочайшего недовольства. Витория дерзко отрицал вселенские притязания императора и папы римского, глобальный характер их власти, отрицал не только их властные полномочия над индейцами, но и подрывал веру в легитимность испанских завоеваний в Новом Свете. Важнейший вопрос, решаемый в первой секции «De Indis» - «вопрос правового статуса индейцев». Индейцы для Витория не обезьяны и не бесправные существа, а люди, наделенные разумом и заслуживающие тех же самых прав, какими обладают испанцы. Однако они могли серьезно отличаться от своих «исследователей» уровнем интеллектуального развития, религией, манерами и обычаями [5, p. 1].

Он отвергал если не все, то очень многое из того, что было так дорого каждому европейскому колонизатору, будь то католик или же протестант. Природа человека ему виделась надежной основой всей системы отношений с населением Нового Света. Природу человека он считал феноменом, из которого проистекало и естественное и право народов. Витория был первым европейским юристом, который осмелился произносить речи в защиту личности индейцев, их прав на собственность, суверенитет, самоуправление и собственные политические организации во главе с собственными правителями. Избавляя читателя от сомнений в неопределенности, Витория поднимал вопросы: «Были ли индейские аборигены перед прибытием испанцев "истинными владельцами по публичному и частному праву"; и были ли среди них какие-либо "истинные принцы и повелители". На эти вопросы Витория отвечал утвердительно [5, p. 2].

Вопреки распространенному среди европейских колонизаторов восприятию индейцев в качестве диких, лишенных разума идолопоклонников - рабов по природе, у которых можно отобрать все: землю, движимое имущество и даже свободу, Витория они виделись рациональными, кроткими и по своему благочестивыми людьми, для войны с которыми у испанцев не было никаких законных оснований. Конечно же, ему были известны аргументы своих противников, подчеркивавших дикость и варварство индейцев, чтобы оправдать собственные преступления: человеческие жертвы, людоедство, кровавая тактика сражения, их воображаемая глупость, суеверия. Он был наслышан о случаях нерационального поведения индейцев, знал о жестокости их обычаев, об индейских привычках, сближавших их с миром животных. Все это в глазах Витория свидетельствовало о культурных различиях между европейцами и индейцами, но не лишало их человеческого облика. Полагая, что император не «мог захватить области индейских аборигенов», даже если бы он «был господином мира», Витория

приходит к выводу: «Испанцы не могут оправдать на этой земле свою конфискацию рассматриваемых областей» [5, p. 3].

Легко догадаться и об отношении Bm^ra к идее открытия, ставшей со временем, как в Испании, так и в Англии «правовой» доктриной. Он по меткому замечанию Джузеппе Тоси, «не признает право на открытие (jus inventionis) в качестве законного основания завоевания, утверждая, в ироническом тоне, что этот мотив был настолько законным, насколько это было бы открытие Европы народами Нового Света (non plus quam si ipsi invenissent) [6].

Критически рассмотрел Франсиско де Bm^ra и представление о том, что испанцы были первыми, кто обнаружил и занял рассматриваемые области. Поэтому они находятся якобы в законном владении испанцев, точно также, если бы они обнаружили некоторую никому не принадлежащую и необитаемую область в полном соответствии с Институциями Юстиниана. Подобного рода аргументацию Bm^ra воспринимал как в высшей степени неубедительную и со всей определенностью утверждал: «Доказано выше, что варвары были истинными владельцами, и с публичной и с частной точки зрения». Поэтому правило, содержащееся в Институциях Юстиниана к индейским землям неприменимо. Поясняя эту мысль, он заключает: «Поскольку рассматриваемый объект не был без владельца, он не подпадает под категорию, которую мы обсуждаем» [5, p. 10].

Изложенное могло бы стать лишним свидетельством в пользу хорошо известного специалистам вывода: Bm^ra заслуженно считается настоящим паладином гуманизма. Но в третьем разделе своей знаменитой лекции («Relectio De Indis») он выглядит духовным апологетом испанского колониализма. И первый шаг на этом пути им был сделан тогда, когда он стремится восстановить в своем прежнем статусе считавшуюся еще в Древнем Риме универсальной норму, наделявшую всех людей правом на общение и передвижение по чужим землям. Наделив это право двойной природой, происходящим из «права народов», но обладающим и естественноправовым характером, Bитория утверждает: «Испанцы имеют право поехать в рассматриваемые земли и пребывать там, если они, не причиняют вреда уроженцам». Если же индейцы будут пытаться препятствовать испанцам, не давая воспользоваться этим правом, то их посягательства он рассматривал как незаконные со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для «варваров» [5, p. 17]. B том же ключе Bm^ra формулировал и развивал тезисы о свободе мореплавания и свободе торговли с Новым Светом.

Франсиско де Bm^ra не был бы богословом, если бы не насытил свою лекцию, особенно ее заключительный раздел, теологическими сюжетами, среди которых доминирует сюжет из Bторозaкония. B нем Бог описывается как каратель. Многие испанским солдатам вспоминалась фраза из Bторозaкония: «Не оставляй в живых ничего, что дышит». Разъясняя смысл теологических постулатов, содержащихся в этом фрагменте фтор. 20:10-20), он почти все свои правовые аргументы подчиняет главной цели - толкованию священного текста. Об истинном отношении Bm^ra к американским индейцам можно судить на основании другой его лекции - «De iure belli». B ней он утверждает, что «иногда законно и целесообразно... убить всех виновных». Такое утверждение направлено «.против неверных, от которых бесполезно когда-либо надеяться на справедливый мир на любых условиях». С той же целью он использует сюжеты, заимствованные из Нового Завета, в частности, Послание к римлянам. B результате пребывание испанцев в Новом Свете, их миссионерская деятельность среди индейцев оказываются оправданными. Налицо провал теологической и юридической попытки найти баланс между потребностями колониального господства (с умеренным использованием насилия), экспорта в Новый Свет своих товаров и религиозных воззрений, и рассуждений о правах индейцев, проистекающих из «природы человека». Как правильно подметил Бретт Бо-уден, аргументы в защиту прав индейцев были подчинены решению иной задачи - задаче идейно-теоретического обеспечения испанской колониальной экспансии [7, p. 141], облачен-

ного в форму теологической и юридической концептуализации универсальности права на общение и передвижение по чужим землям.

При всей значимости трудов Витория для становления международного права, вовсе не они, а работы других испанских авторов были положены в основу трех первых английских книг об Америке. Ричард Итон - автор «The first Three English books on America» стремился подогреть зависть англичан к сказочным богатствам, доставшимся испанским конкистадорам, разжечь в умах соотечественников авантюризм и алчность, презрение к аборигенам [8]. По сути дела, те же идеи в 1580-х гг. активно продвигал Ричард Хаклит. Он утверждал, что Северная Америка столь же богата золотом, серебром и жемчугом, как и Южная. Помимо ликвидации испанской монополии на американские сокровища и торговлю заморскими товарами, англичане могли бы использовать к своей выгоде плодородные земли Нового Света, а его коренное население обратить в протестантизм, спасая его и от язычества и от католицизма. Особенно преуспел в деле идейного обоснования британской колониальной экспансии Р. Хаклит, активно продвигавший идею безграничной торговой экспансии, побуждая англичан к обмену «наших безделушек и пустяков» на те ценности, которыми обладали «неверные и дикари» Америки [9, p. 7, 8].

Новая попытка британской колонизации в Северной Америке пришлась на время правления королевы Елизаветы, когда произошло резкое обострение англо-испанских отношений, сопровождавшихся боевыми действиями и в Европе, и в Америке. Стремление максимально ослабить американские позиции Испании привело британскую элиту в лице сэра Уолтера Рейли к берегам Нового Света, где он неоднократно пытался основать колониальное поселение. Но все его попытки создать Виргинию - именно так он называл свой колониальный проект, оказались безуспешными во многом потому, что, как и столетием ранее, его страна была слишком занята борьбой со своими врагами в Европе и не смогла оказать ему должной поддержки. В результате жители первой колонии, задуманной в качестве оплота английских каперов на острове Роанок, были вынуждены возвратиться в метрополию месте с Ф. Дрейком весной 1587 г., а участники второй колониальной экспедиции прибывшей сюда летом того же года, бесследно исчезли. Ситуация изменилась только тогда, когда за дело взялись две частновладельческие компании - Виргинская и Плимутская. 10 апреля 1606 г. правительство короля Якова I предоставило им грамоту, по которой они получили право создать колониальные поселения на юге и севере Вирджинии. Обеим компаниям было позволено обосноваться в пределах ста миль на американском побережье. Поскольку король не хотел никаких конфликтов с любой другой европейской державой, то его придворным удалось убедить его в том, что эти земли «не находятся в собственности какого-либо христианского принца или его подданных». После месячных изысканий 108 колонистов 14 мая 1607 г., наконец-то, выбрали болотистый полуостров, который назвали Джеймстауном в честь своего короля с надеждой создать первое постоянное английское поселение в Америке. Англичане не были единственными, заинтересованными первоначальным успехом колонии. Их испанские конкуренты бдительно отслеживали все события, особенно испанский посол в Лондоне, Педро де Суниг, шпионы которого сообщали ему о небольшом количестве реально ценных вещей, привезенных англичанами. Посла беспокоило другое - возможность использования Джеймстауна в качестве пиратской базы. Он справедливо указывал на то, что англичане не взяли с собой женщин и не нашли в колонии источников большого богатства. Поэтому он настойчиво призывал Якова I немедленно «выслать тех жуликов» из Джеймстауна и повесить их. Со своей стороны Яков I стремился убедить своего собеседника в том, что его страна не нарушает условий англо-испанского договора 1604 г. [10, р.131-146].

В феврале 1609 г. Яков I предоставил Виргинской компании новую грамоту, в соответствии с которой возглавлять её колонию должен был губернатор. Отныне совет колонии не мог ни отвергнуть, ни свергнуть губернатора, обладавшего абсолютной властью. Одно-

временно была проведена шумная рекламная компания, в результате которой Джеймстаун оказался в фокусе глобального противостояния Испании. Оно стимулировалось целым рядом идей: поисками большого богатства, обращением туземцев в протестантизм, вызовом испанской империи и национальной судьбой Англии [11, p. 16-74]. Не оказались в стороне и религиозные проповедники: они взывали к английским чернорабочим, обещая им райские кущи на землях Виргинии. Они обращалась ко всем англичанам с просьбой сплотиться вокруг идеи переселения в новую колонию, объявив её национальной миссией Англии во имя славы своей страны и Короны. Тех же, кто сомневался относительно будущего успеха колонии, они рассматривали как предателей этой миссии. Результаты кампании превзошли все ожидания: более 650 человек стало акционерами новой Виргинской компании, рассчитывая на большие прибыли с каждой акции. По этому поводу испанский посол дон Педро де Суниг, догадываясь о невиданных лишениях первых колонистов, балансирующих на грани жизни и смерти, годами страдающих от голода и холода, писал, что «люди обезумели на этом деле». К переселенцам примкнули как простолюдины, так и дворяне, желая объединить свои усилия и поддержать национальную миссию для пущего величия своей страны. Испанский посол в течение всей весны 1609 г. с тревогой наблюдая за английскими приготовлениями отправить через океан сотни новых колонистов, упорно бомбардировал своего повелителя письмами. В них он сообщал не только о том, что англичане стремятся «возвеличить свою религию и распространить её по всему миру». С большой тревогой Суниг, предупреждая своего короля о намерениях англичан радикально изменить переселенческую политику писал, что вместо тактики постепенного просачивания в Америку мелкими группами они решили утвердиться в ней внезапно массой новых колонистов, чтобы поставить испанцев перед свершившимся фактом. Они настолько были уверены в своем успехе, что, не скрывая от посла главной цели, в глаза заявляли ему: тогда испанцы «не будут в состоянии что-либо сделать с этим». Дон Педро де Суниг безуспешно советовал Филипу III предпринять скорейшие меры, подчеркивая пока это еще возможно, чтобы «наложить узду» на экспансионистские замыслы англичан. Но все было тщетно: его лихорадочная деятельность натолкнулась на полное непонимание мадридского королевского двора и завершилась полным крахом [11, p. 76-77].

Прежде, чем отбыть из Лондона сэр Томас Гейтс назначенный советом Виргинской компании губернатором колонии получил от него свои инструкции, которые включали в себя подробные положения и том, что христианизация индейцев-поухатанов оставалась благородной целью колонии. Для достижения этой цели Гейтс должен был попытаться захватить теократических лидеров Поухатанской конфедерации и поступить с «этими убийцами душ» по своему усмотрению, а при необходимости лишить их даже жизни. Чтобы развалить индейскую конфедерацию и присвоить её земли, губернатору было предложено сблизиться с зависимыми от «императора» Поухатана руководителями и пообещать «освободить их всех» от тирании последнего в обмен на заявление в лояльности королю Джеймсу и выплату соответствующей дани. Для легитимации «права» Виргинской компании на завоевание территории Поухатанской конфедерации многое было сделано популярным пуританским проповедником Робертом Грэем, который убеждал своих прихожан в том, что все поухатаны - дикари, язычники, идолопоклонники. Ссылаясь на св. Августина, используя библейские аргументы, он стремился обосновать справедливость войны англичан против язычников. Грэй призывал «уничтожить этих идолопоклонников и захватить их земли». Развивая по-библейски вдохновленное утилитарное оправдание завоевание Америки, Грэй, предвосхищая Джона Локка, отождествляет «жестоких дикарей Виргинии» с животными. В этом месте обнаруживает себя прямое заимствование из «De iure belli libri tres» - работы, в 1598 г. опубликованной оксфордским преподавателем Джентили. «По правде», утверждал Джентили, это выражение весьма сходно с тем, которое позже использовал Грэй, «те, кажется, опасны для всех людей, кто, нося личину человека, живёт жизнью самого зверского из животных». Находясь под яв-

ным влиянием международно-правовых установок Джентили, Грэй вопреки фактам обвиняет «дикарей Виргинии» в том, что «как дикие животные в лесу» они «блуждают вверх и вниз по стране без любого закона или правительства, руководствуясь только их собственными потребностями и чувствами». Поэтому если их лишить даже всей земли, «не должно быть ни одного человека, который может жаловаться на любую несправедливость, совершенную по отношению к нему» [3, р. 209, 210, 211].

Прибытие в 1610 г. новой партии колонистов во главе с Томасом Уэстом, лордом де Ла Вэрр поначалу мало изменило жизнь колонии, которая в течение многих лет определялась стремлением к выживанию. Но с 1622 г., когда произошла так называемая «Большая резня», унесшая жизнь 400 колонистов, англичане берут верх над коренным населением [12, р. 16]. Стоит ли удивляться тому, что общая численность аборигенов Виргинии, представленная индейцами трех этнических групп: алгонкинской, сиу, ирокезской вскоре после этого события стала неуклонно снижаться. Депопуляции способствовали многочисленные войны, эпидемии европейских болезней, распространяемые европейцами алкогольные напитки, принудительные миграции. В результате алгонкинское население Виргинии, насчитывавшееся от 14 300 до 22 300 человек [13, р.16], было практически стерто с лица земли. Такая же судьба ожидала и других аборигенов. Поэтому «к 1735 г. губернатор Уильям Гуч мог сообщить, что самые близкие индейские соседи любого происхождения жили в трехстах-четырехстах милях от прочно колонизированных частей Старого Доминиона» [14, р. 3].

При всех ужасах испанской колониальной экспансии, сопровождаемой чудовищными преступлениями и зверствами, колонизация двух Америк: Южной и Северной существенным образом отличалась друг от друга. В свое время об этом со всей откровенностью поведал будущий президент США Теодор Рузвельт, заметив, что в отличие от испанцев, которые договаривались и вступали в браки с аборигенами, «англичане истребили или ассимилировали кельтов Великобритании, и они существенно повторили данный процесс с индейцами Америки». Такой способ колонизации немыслим без геноцида коренного населения. И первым кто не просто писал о геноциде в колониальном контексте, но и определил это понятие в качестве свойства колониализма, был Рафаэль Лемкин [15, р. 4, 9]. Выходит англосаксонская история веками развивалась по формуле Рузвельта-Лемкина: от геноцида к геноциду. Именно по такому сценарию развивалась история Британская Америка ХУП-ХУШ вв. Именно здесь белое население научилось ненавидеть индейцев и усвоило такие расовые категории как белый и индеец задолго до того, как неуклонное продвижение границы между двумя мирами на Запад стало незыблемой траекторией для целой страны. Давно замечено, что первые британские поселенцы были «империалистической партией» - они систематически захватывали индейские земли, расположенные на Восточном побережье Атлантического океана, в колониальных владениях испанцев, французов, а впоследствии на трансаппалачском Западе [16, р. 12]. При этом они регулярно использовали методы войны, характерные именно для геноцида.

Довольно долго такая трактовка геноцида игнорировалась. И только в современный период она стала использоваться в процессе изучения разрушительных последствий колониализма. Лемкину принадлежит не только авторство соответствующего термина и концепта, им были предприняты попытки самостоятельного исследования геноцида американских индейцев. Повествуя о геноциде в Северной Америке, он ограничился эпизодическими иллюстрациями: войной с Метакометом по прозвищу Король Филип в Массачусетсе в 1676 г., сражением с индейцами, проживавшими на равнинах Юго-Запада, у ручья под названием Раненое Колено в 1870-х гг. Гораздо больше внимания Лемкин уделил критике испанского колониализма. Говоря о деятельности своего главного предшественника Бартоломео Лас Касаса, Лемкин отмечал: «Он собрал все ужасные факты геноцида, который обнаружил и с горечью предъявил обвинение порочным испанским колониальным властям» [17, р. 59, 60]. Те же обвинения и с теми же чувствами необходимо предъявить англосаксам и их властям. Но это тема уже другой публикации.

Библиографические ссылки. References

1. Hunter D. The Race to the New World: Christopher Columbus, John Cabot, and a Lost History of Discovery. New York, 2011 [Электронный ресурс] [Electronic source].URL: http://en.booksee>book/2235126 (дата обращения: 08.10.2016) (accessed date 08.10.2016).

2. First letters patent granted by Henry VII to John Cabot and his sons // The Precursors of Jacques Cartier 1497-1584. A collection of documents relating to the early history of the dominion of Canada. Edited ву H.P. Biggar, B. Litt. Of the Archives Branch. Ottawa, 1911 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL: http://archive.org/details/precursorsofjacq00bigguoft (дата обращения: 22.11.2016) (accessed date 22.11.2016).

3. Williams R. A. Jr. The American Indian in Western Legal Thought: The Discourses of Conquest. New York, 1990 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL: http://bookre.org>Reader>?file=834538 (дата обращения: 12.09.2016) (accessed date 12.09.2016).

4. Francisco de Vitoria. De iure belli; trad., intr. e note a cura di C. Galli. Collana, 2005 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://en.booksee>book/1517979 (дата обращения: 20.09.2016) (accessed date 20.09.2016).

5. The catholic conception of international law. Francisco de Vitoria, founder of the modern law of nations. Francisco Suarez, founder of the modern philosophy of law in general and in particular of the law of nations. A Critical Examination and a Justified Appreciation /By Scott J. B. New Jersey, 2007 [Электронный ресурс] [Electronic source].URL:http:// bookre.org>Reader>?file=1125060 (дата обращения: 26.09.2016) (accessed date 26.09.2016).

6. Tosi G. La teoria della Guerra giusta in Fransisco de Vitoria e il dibattito sulla conquista //JURA GENTIUM. Rivista della filosofia del diritto internazionale e della politica globale. 2006 [Электронный ресурс] [Electronic source].URL:http://www.juragentium.org/topics/wlgo/it/tosi.htm. (дата обращения: 22.09.2016) (accessed date 22.09.2016).

7. The Empire of Civilization: The Evolution of an Imperial Idea /Brett Bowden. Chicago and London, 2009 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org>Reader>?file=1074628 (дата обращения: 1.04.2016) (accessed date 01.04.2016).

8. The first Three English books on America. [?1511] — 1555 A.D. Being chiefly Translations, Compilations, &c., by Richard Eden. /Ed. by E. Arber. Birmingham, 22 June 1885 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://archive.org>stream/.../... Full text of "San Francisco Public Library monthly bulle-tin"_djvu.txt (дата обращения: 7.11.2016) (accessed date 07.11.2016).

9. The Voyages of the English Nation to America /Collected By Richard Hakluyt, preacher and edited By Edmund Goldsmid. F.R.H.S. Vol. II.Edinburgh, 1889 [Электронный ресурс]. [Electronic source] URL:http://archive.org>details (дата обращения: 26.11.2016) (accessed date 26.11.2016).

10. A Treaty of perpetual Peace and Alliance between Philip the III. King of Spain, and the Archduke and Albert and Isabella on the one , and James the I. King of England on the other fide. Made in the Year 1604 // A general collection of t r e a t y' s, manifesto's, contracts of marriage, renunciations, and other publick papers, from the year 1405, to the year 1712. London: Knapton [a. o.], 1732 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://books.google.ru (дата обращения: 29.09.2016) (accessed date 29.09.2016).

11. The Jamestown experiment : the remarkable story of the enterprising colony and the unexpected results that shaped America / Tony Williams. Naperville, 2011 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org>Reader>?file=1454543 (дата обращения: 16.11.2016) (accessed date 16.11.2016).

12. Elliott J. H. Empires of the Atlantic world: Britain and Spain in America, 1492-1830 /J.H. Elliott. New Haven and London, 2006 [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org>Reader>?file= 1396249 (дата обращения: 08.08.2016) (accessed date 08.08.2016).

13. Thornton R. American Indian Holocaust and Survival: A Population History Since 1492 Civilization of the American Indian Series; V. 186. University of Oklahoma Press, 1987. [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org>Reader>?file=1188820 (дата обращения: 13.11.2016) (accessed date 13.11.2016).

14. The old dominion at war. Society, Politics, and Warfare in Late Colonial Virginia / James Titus. University of South Carolina Press, 1991. [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookzz.org>book/ 2215382/892832 (дата обращения: 20.11.2016) (accessed date 20.11.2016).

15. Empire, Colony, Genocide Conquest, Occupation, and Subaltern Resistance in World History / Ed. by A. Dirk Moses. New York; Oxford, 2008. [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org> Reader>?file=1033857 (дата обращения: 20.09.2016) (accessed date 20.09.2016).

16. The First Way of War American War Making on the Frontier, 1607-1814 /Grenier J. New York, 2005. [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://ru.bookzz.org>book/647744/641199 (дата обращения: 29.08.2016) (accessed date 29.08.2016).

17. The Origins of Genocide Raphael Lemkin as a historian of mass violence /Ed. by D. J. Schaller and J. Zimmerer. New York, 2009. [Электронный ресурс] [Electronic source]. URL:http://bookre.org>Reader>? file=1155666 (дата обращения: 06.10.2016) (accessed date 06.10.2016).

Дата поступления: 27.11.2016 Received: 27.11.2016

УДК 340

МОЖЕТ ЛИ ПРЕССА ОПРЕДЕЛИТЬ БУДУЩЕЕ НАЦИИ? СУДЬБА ОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

СУЛТАНОВ Ахсан Харисович

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры истории и теории государства и права ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: harisovich58@mail.ru

В современном мире важную роль представляет воздействие средств массовой информации на развитие политических и социальных процессов в обществе. Властные структуры всегда стремятся оказать воздействие на политическое поведение населения, особенно в периоды, когда судьба государства напрямую зависит от результатов народного волеизъявления. При этом активно используются инструменты, которые можно в одинаковой мере отнести к институтам, как государства, так и гражданского общества. В демократическом сообществе предназначение средств массовой информации состоит в демонстрации подчас противоположных позиций с целью достижения определенных результатов. В подобной ипостаси и выступила британская пресса, которая сыграла значительную роль в событиях лета-осени 2014 г. в Соединенном Королевстве.

Ключевые слова: газеты и журналы, Шотландия, националисты, глобализация, референдум.

IS THE MEDIA ABLE TO DETERMINE THE FUTURE OF THE NATION? THE FATE OF ONE POLITICAL CAMPAIGN

IN THE UK

SULTANOV Akhsan Kharisovich

Candidate of Sciences (History), Head of the Department of History and Theory of State and Law of the FSGEI HE « Ufa Law Institute of the MIA of Russia", Ufa, Russia.

E-mail: harisovich58@mail.ru

In today's world, the impact of the media, including the press, on the development of political and social processes in the society is especially significant. It is naturally that authorities always seek to influence political behavior of the population, especially in the periods when the fate of the state directly depends on people voting. Herewith tools, which can be equally attributed to state and civil society institutions, are widely used. In any democratic community media's destination is to demonstrate at times opposing positions in order to achieve certain results. In the same vein the British press acted, which played a significant role in summer and autumn events of 2014 in the United Kingdom.

Key words: newspapers and magazines, Scotland, nationalists, globalization, referendum.

В истории Великобритании встречается множество примеров взаимодействия различных институтов политической власти и гражданского общества в решении наиболее животрепещущих вопросов социального и политического развития. Одним из ярких примеров по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.