Научная статья на тему 'Взгляд в будущее через одиночество'

Взгляд в будущее через одиночество Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1556
285
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ральникова Ирина Александровна

В данной статье отражены результаты научного исследования представлений о жизненной перспективе студентов, остро переживающих чувство одиночества. Описаны особенности их временной направленности, планирования будущего: поставленных целей, выбранных средств достижения целей, а также мотивационных оснований реализации задуманного.

The article presents results of research on views on life prospects of students who experience a bitter feeling of loneliness. It describes the features of their temporal orientation, planning of the future: objectives in view, chosen means for achieving the latter, as well as motivation bases for implementation of the intentions.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Взгляд в будущее через одиночество»

Взгляд в будущее через одиночество

И. А. РАЛЬНИКОВА (Алтайский государственный университет)*

В данной статье отражены результаты научного исследования представлений о жизненной перспективе студентов, остро переживающих чувство одиночества. Описаны особенности их временной направленности, планирования будущего: поставленных целей, выбранных средств достижения целей, а также мотивационных оснований реализации задуманного. Ключевые слова: представления о жизненной перспективе, переживание одиночества.

A View into the Future through Loneliness

I. A. Ralnikova

(ALTAI STATE UNIVERSITY)

The article presents results of research on views on life prospects of students who experience a bitter feeling of loneliness. It describes the features of their temporal orientation, planning of the future: objectives in view, chosen means for achieving the latter, as well as motivation bases for implementation of the intentions.

Keywords: views on life prospects, loneliness experience.

Представления о будущем в студенческие годы, когда большая часть жизни для человека с ее достижениями и потерями еще впереди, является одной из важнейших тем обыденных размышлений и направлений исследования в психологии. Особый научный интерес данная проблема приобретает в контексте рассмотрения переживания одиночества как непростого для его осознавания и эмоционального переживания состояния, способствующего трансформации представлений человека о собственной личности, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на видение себя и своей жизни в будущем.

Одиночество — распространенное явление в современном мире. Можно чувствовать себя одиноким, находясь среди людей и взаимодействуя с ними. Одиночество может заключаться в отсутствии физического (изоляция от других) или глубоко интимного, доверительного общения личности с другими людьми и вызывать острые психические состояния, резкую актуализацию потребности в общении, персонификацию предме-

тов, психические расстройства (Конюхов, 1996: 126). Одиночество — это особая форма самовосприятия личности, отражающая содержание актуальных взаимоотношений личности с миром. Человеку свойственно воспринимать себя частью обширной сети личных и социальных взаимосвязей. Одиночество возникает вследствие нарушений в этой сети, при которых не удовлетворяется потребность личности в определенном качестве общения с окружающими миром. Понятие одиночества связано с ситуациями, субъективно воспринимаемыми как нежелательные, личностно неприемлемые для человека дефициты общения и положительных близких отношений с другими, сопровождающимися тягостными эмоциональными переживаниями (Садлер, Джонсон, 1989: 47-52). Стоит подчеркнуть, что на переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограниче-

* Ральникова Ирина Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии Алтайского государственного университета. Тел.: (3852) 36-61-61. Эл. адрес: irinaralnikova@yandex.ru

ны одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими. В то же время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество — одна из сложных психологических проблем, с которой может столкнуться каждый человек. Каждый вкладывает в понятие «одиночество» свой собственный уникальный смысл, порождаемый контекстом собственной жизни, и наполняет процесс его переживания сугубо индивидуальными эмоциями. Спектр смыслов и эмоций в случае одиночества достаточно обширен. Индивидуальное смысловое наполнение «одиночества» может выражаться в таких его характеристиках, как: «никому не нужен», «существуют непреодолимые для меня преграды в общении», «не достоин внимания со стороны других», «хочется умереть», «не с кем поговорить, не кому открыться», «со всеми, но — один», «обособленность от мира и людей», «замкнутость» и др. Эмоции, сопровождающие состояние одиночества могут проявляются в отчаянии, тоске, беспомощности, страхе, тревоге, грусти, опустошенности, скуке, жалости к себе, скованности, раздражительности, незащищенности, отчужденности и др. Такое самовос-приятие и самоощущение провоцирует еще больший уход от личностно и социально значимых контактов со средой, самоизоляцию, что парадоксальным образом уводит человека от той самой потребности в общении, к удовлетворению которой он так сильно стремится.

В контексте рассмотрения одиночества в жизни человека полезно исследовать, как оно возникает, функционирует во внутреннем мире личности, проявляется в контактах с социальным миром в позднем юношеском возрасте. Так как именно на данном возрастном этапе личность решает ряд задач, требующих активного проявления и предъявления себя в социальном мире, освоения новых горизонтов социально-ролевого взаимодействия, спектра личных и социальных контак-

тов, самостоятельной и осмысленной жизненной позиции (Немов, 1994: 200-201). В поздней юности, как ни в какую другую пору жизни, прошлое и будущее пересекаются в настоящем времени очень противоречиво. Подвергается испытанию чувство непрерывности своего «Я», преемственности во времени. Восприятие собственного психологического прошлого, настоящего и будущего становится весьма напряженным. Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего личности, «подъем» к новым качествам, разрешение актуальных ценностно-смысловых противоречий (Немов, 1994: 198-199). В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кризисных формах, одной из которых является острое переживание одиночества, временная преемственность нарушается, что не может не отразиться на представлении о будущем и его планировании (Кроник, 1993: 43-59).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как же человек, переживающий одиночество в студенческие годы, представляет картину своего будущего, какими событиями его наполняет, какие цели ставит, как далеко заглядывает в своих планах, о чем мечтает, какие эмоции испытывает, предвосхищая будущие события, какие стратегические поведенческие линии запускает в настоящем, чтобы реализовать задуманное? Исследование студентов третьего и четвертого курсов Алтайского госуниверситета позволило сделать определенный шаг в поиске ответов на поставленные вопросы.

В исследовании была выделена группа студентов, ощущающих себя одинокими и воспринимающих свое одиночество как нежелательный, личностно неприемлемый дефицит общения и положительных близких отношений с другими, сопровождающийся тягостными эмоциональными переживаниями, которая была обозначена как «группа с высоким уровнем одиночества» и оказалась достаточно многочисленной — около 40 % (методика Д. Рассела, М. Фергюссона) (см. рис. 1, с. 134).

кол-во в %

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

низкий средний высокий

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Уровень одиночества

47 %

38 %

15 %

Рис. 1. Уровень одиночества студентов

Одиночество в данном возрасте выступает фактором, сопутствующим фокусировке сознания на определенном временном отрезке жизненного пути. Так, студенты с высоким уровнем одиночества ориентированы на временной отрезок «прошлое — настоящее». Студенты, у которых одиночество как переживание не выражено, — на временной

отрезок «настоящее — будущее» (методика направленности во времени) (рис. 2).

Обращает на себя внимание, что в субъективной картине времени жизни студентов, страдающих от одиночества, будущее занимает незначительное место (11 %). Специфика такой временной ориентации во многом связана с их отношением к настоящему, про-

Рис. 2. Временная направленность студентов в соответствии с уровнем одиночества

шлому и будущему. На основе факторного анализа по результатам временного семантического дифференциала установлено, что студенты, ощущающие себя одинокими, к своему настоящему относятся как ко времени жизни, события которой не вызывают ярких положительных или негативных эмоций, описывая его как не печальное и не радостное, не светлое и не темное, не пассивное, но вместе с этим и не активное и т. п. Прошлое оценивается неоднозначно как время, наполненное радостью, активностью, определенностью, так и время, события которого незначимы, мелки, неинтересны. Студенты, которые не считают себя одинокими, описательные характеристики прошлого и настоящего относят в основном к положительному полюсу. Отношение к будущему студентов с высоким и низким уровнем одиночества также отличается. В подавляющем большинстве (70%) характеристика будущего одиноких студентов носит негативный оттенок. Оно описывается как «печальное, пустое, тусклое, серое, иллюзорное». 20 % респондентов обозначают свое отношение к будущему в нейтральных категориях, не примыкая ни к отрицательному, ни к положительному полюсу. 10% относятся к своему будущему положительно. В группе с низкой степенью одиночества студенты относятся к будущему оптимистично и позитивно. Полученные данные позволяют констатировать феномен «очернения будущего», который проявляется в снижении его ценности в общей картине жизненного пути, представлении будущего в темных красках, наполнении печальными событиями и событиями, приносящими мало радости и удовлетворения.

Следующим важным шагом в конкретизации представлений о будущем студентов, остро переживающих одиночество, стал анализ особенностей построения ими жизненной перспективы. Планирование будущего предполагает: выдвижение целей, выбор средств их достижения, осмысление мотивов, стоящих за поставленными целями (Шмелев, 1993: 96-97). Большое значение имеет протяженность временной перспекти-

вы. Человек, «смотрящий далеко вперед, создает долговременные проекты, поэтому способен находить больше путей для их реализации. Средства, отсутствующие в настоящей ситуации, могут быть найдены в более отдаленном будущем» (Нюттен, 2004: 368). Студенты с высоким уровнем одиночества склонны планировать лишь этапы ближнего будущего, практически не заглядывая дальше в свою взрослую жизнь, и-критерий показывает значимые различия при р < 0,05 (методика мотивационной индукции). Целевое планирование студентов с высоким уровнем одиночества заключается в сосредоточенности ведущих целей в какой-либо одной из жизненных сфер, наряду с тем что у студентов с низким уровнем одиночества существуют цели, охватывающие различные сферы (методика «Персоплан»). Например, выдвигаются перспективные цели — окончить университет, поступить в магистратуру, закончить магистратуру, принадлежащие сфере «учеба», или цели — жениться (выйти замуж), создать семью, родить ребенка, относящиеся к сфере «семьи». Следует отметить сходную тенденцию у студентов, ощущающих себя одиноко в выборе средств реализации задуманного и мотивов, стоящих за целями. Так же как и цели, способы их реализации, а также индивидуальные мотивы, стоящие за целями, отличаются меньшим разнообразием, что делает перспективу не такой глубокой, менее разнообразной и активной, а порой даже односторонней. Вместе с этим выстроенные цели сильнее связаны друг с другом как последовательные этапы жизненного плана. Ответственностью за реализацию задуманного студенты из группы с высоким уровнем одиночества наделяют себя, исключая любую возможность воспользоваться ресурсами окружения.

Математический анализ различий объектов временной перспективы (событий и целей, ее наполняющих) студентов с высоким и низким уровнем одиночества позволил констатировать их значимость при р < 0,05 и описать особенности существующих мотивов, идей, стремлений, опасений, лежащих

субъективная интенсивность

9 п 8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -0 -

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Б БК К 132 КЗ С С2 С3 Е Т Р I. ТС и

Мотивационные объекты будущего

Б — личность как целое, БЯ — самореализация, Я — активность и работа, Я2 — профессиональная деятельность, Я3 — учебная деятельность, направленная на подготовку к будущей профессиональной деятельности, С — мотивация вступить в контакт с другими, С2 — реципрокная мотивация (ожидание, чтобы другие вступили с ним в контакт), С3 — мотивация, в которой субъект выражает свои желания, надежды, опасения в отношении других, Е — познавательная и исследовательская мотивация, Т — мотивационные объекты, имеющие трансцендентальную природу, Р — мотивация обладать чем-либо, L — досуг, отдых, удовольствие, Т — мотивация, имеющая отношение к процедуре тестирования, и — неклассифицируемые и пропущенные ответы

Рис. 3. Субъективная интенсивность мотивационных объектов будущего студентов с низкой и высокой степенью одиночества

низкии уровень одиночества

высокии уровень одиночества

в основе регуляции поведения в настоящем молодыми людьми, остро переживающими свое одиночество, объяснить один из факторов, обусловливающих такую специфику представлений будущего (рис. 3).

Ощущая себя одинокими, люди склонны придавать особое значение собственной личности в плане понимания причин актуального состояния одиночества, поиска способов его преодоления, самореализации в будущем. Их жизнь пронизана устойчивой потребностью контакта с другими, причем природа этого контакта двусторонняя: присутствует мотивация как личной инициативы контакта, так и проявления инициативы со стороны. Состояние острого одиночества способствует резкому снижению исследовательской

и познавательной мотивации студентов, что ведет к уменьшению активности во всех жизненных сферах, особенно в учебной деятельности, направленной на подготовку к будущей профессии, ослаблению мотивации достижения конкретных жизненных целей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что острое состояние одиночества создает своеобразные «линзы», через которые личность смотрит в будущее, представляя его в мрачных тонах, делая незначительным и малопривлекательным для себя, запускает стратегию, в которой «завтра» трудно строить, находясь в «сегодня». Такое положение дел не безнадежно. Существует ряд психотерапевтических технологий, позволяющих оказывать

помощь человеку в изменении выученного способа строить свою жизнь так, чтобы ощущать себя одиноким. Вместе с этим на само-восприятие себя как одинокого человека может повлиять переструктурирование образа будущего, в результате которого пасмурные и печальные события заменяются или дополняются, во-первых, удовлетворяющими, полезными и радостными, а во-вторых, событиями, связанными с контактами с окружающими. Такой образ будущего становится более эмоционально притягательным, интересным, мотивационно наполненным и соответственно настраивает личность на проявление активности по выстраиванию сети личных и социальных контактов в настоящем, выполнению конкретных действий по реализации планов на будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конюхов, Н. И. (1996) Словарь-справочник практического психолога. Воронеж : Модекс.

Кроник, А. А. (1993) Lifeline в школе, или Как помочь детям справиться с «ударами судьбы» // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. М. : Культура. С. 43-59.

Немов, Р. С. (1994) Психология. Кн. 2. М. : Просвещение ; Владос. С. 198-201.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Нюттен, Дж. (2004) Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл.

Садлер, У. А., Джонсон, Т. Б. (1989) От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс. С. 30-51.

Шмелев, А. Г. (1993) Персоплан — психотехнический инструмент жизненного выбора // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. М. : Культура. С. 96-97.

Новые книги

Ильинский, И. М. Беседы об истории Московского гуманитарного университета [Текст] / И. М. Ильинский. — М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та, 2009. — 328 с.

Русский интеллектуальный клуб : стенограммы заседаний и другие материалы. Кн. 6 [Текст] / под науч. ред. И. М. Ильинского. — М. : Социум, 2009. — 180 с.