Научная статья на тему 'Взгляд ребенка на проблему терроризма'

Взгляд ребенка на проблему терроризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
846
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТРАГЕДИИ / ИНТЕРНЕТ / ДЕТИ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТА / ДЕТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВНУТРЕННЯЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ / ИДЕОЛОГИЯ / TERRORISM / EXTREMISM / TRAGEDY / INTERNET / CHILDREN / PREVENTION OF EXTREMISM / PREVENTION OF TERRORISM / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A SUICIDE / A CHILD''S PERCEPTION / INTERNAL DISSATISFACTION / METHODS OF COMBATING TERRORISM / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Наталья Николаевна, Борисова Татьяна Ивановна

Одной из самых приоритетных задач в России является противостояние терроризму и экстремизму. Но каким образом бороться с невидимым врагом? Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Назрела необходимость по-новому взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма». В ходе эксперимента выявить видение психологического портрета террориста респондентов разных возрастных групп. Дети и молодежь это одна из наиболее уязвимых категорий граждан к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. В статье описывается детский взгляд на проблему «экстремизма» и «терроризма». Взгляд ребенка на окружающий мир отличается целостностью восприятия, образностью мышления, богатой фантазией, раскрепощенностью, отсутствием стереотипов мышления. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в детских садах и школах, целью которого являлась оценка осведомленности детей в возрасте от 5 до 10 лет об экстремизме и терроризме. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных детей не воспринимают проблему экстремизма и терроризма как угрозу. Существует необходимость выработки правильной идеологии воспитания детей, как в семье, так и во всех учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The look of the child to the problem of terrorism

One of the priorities in Russia is to confront terrorism and extremism. But how to fight an invisible enemy? Unfortunately, traditional methods of dealing with crime are not effective against terrorism. There is a need to take a fresh look at the problem. It is probable that to find a non-trivial solution to the problem it's advisable to use the method of "brainstorming", to identify the vision of a psychological portrait of the terrorist by respondents of different age groups during the experiment. Children and young people is one of the most vulnerable categories of citizens to the influence of the ideology of extremism and terrorism. The article describes how children look at the problem of "extremism" and "terrorism". A child's view of the world around us is notable by its integrity of perception, rich imagination, lack of thinking stereotypes and constraints. The article presents the results of a sociological research conducted in kindergartens and schools, the purpose of which was to rate the awareness of extremism and terrorism among children aged 5 to 10 years. The findings of this study indicate that the majority of the surveyed children do not perceive the problem of extremism and terrorism as a threat. There is a need for a correct ideology of the education of children both at home and in all educational institutions.

Текст научной работы на тему «Взгляд ребенка на проблему терроризма»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/245PVN515.pdf DOI: 10.15862/245PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/245PVN515)

УДК 37

Третьякова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Российская Федерация, филиал в г. Лысьва1 Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Борисова Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Российская Федерация, филиал в г. Лысьва

Студент E-mail: [email protected]

Взгляд ребенка на проблему терроризма

1 618900, Российская Федерация, Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, дом 2

Аннотация. Одной из самых приоритетных задач в России является противостояние терроризму и экстремизму. Но каким образом бороться с невидимым врагом? Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Назрела необходимость по-новому взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма». В ходе эксперимента выявить видение психологического портрета террориста респондентов разных возрастных групп.

Дети и молодежь - это одна из наиболее уязвимых категорий граждан к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. В статье описывается детский взгляд на проблему «экстремизма» и «терроризма». Взгляд ребенка на окружающий мир отличается целостностью восприятия, образностью мышления, богатой фантазией, раскрепощенностью, отсутствием стереотипов мышления. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в детских садах и школах, целью которого являлась оценка осведомленности детей в возрасте от 5 до 10 лет об экстремизме и терроризме.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных детей не воспринимают проблему экстремизма и терроризма как угрозу. Существует необходимость выработки правильной идеологии воспитания детей, как в семье, так и во всех учебных заведениях.

Ключевые слова: терроризм; экстремизм; трагедии; интернет; дети; профилактика экстремизма; профилактика терроризма; социально-психологический портрет террориста; детское восприятие; внутренняя неудовлетворенность; методы борьбы с терроризмом; идеология.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Третьякова Н.Н., Борисова Т.И. Взгляд ребенка на проблему терроризма // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/245PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/245PVN515

Человечество вступает в новую фазу своего развития. Цивилизация, сложившаяся во второй половине ХХ века, трансформируется в нечто новое, с неясными пока очертаниями. Кризис американоцентризма проявляется в обострении проблемы терроризма. На историческую сцену вышли Аль-Каида, ИГИЛ, и другие террористические организации. Последствиями этого процесса является не только убийство ни в чем неповинных людей, не только страх, который сеется в обществе, но и разрушаются сложившиеся устои общества, меняются ценностные ориентации.

В последнее время появились новые аспекты, важнейшим из которых является огромное количество беженцев, наводнивших Европу. Беженцы создают большие проблемы принимающим их государствам. Причем материальные затраты на содержание беженцев отошли на задний план. Гораздо важнее нарушение мигрантами общественного порядка, в частности, на первый план выходит проблема санитарно-гигиенических условий принимаемых территорий, что в свою очередь выливается во враждебность местного населения, направленная на вынужденных мигрантов. В европейских государствах возрастает популярность партий с националистической идеологией. Противостояние этносов может вылиться в насильственные действия со стороны европейцев. Возможен и наихудший вариант развития событий - война между Востоком и Западом. Необходима постановка и решение задач, направленных на профилактику, предупреждение и корректирующие мероприятия с потенциальными террористами.

Естественно, возникает вопрос - как бороться с терроризмом. Руководство государств умеет защищаться от внешних врагов. Для этого создаются армия и флот. Но каким образом бороться с невидимым врагом. По внешнему виду террориста практически невозможно отличить от законопослушного гражданина. Следовательно, нельзя проводить мероприятия, направленные на выявление лиц, склонных к экстремистским действиям. Существует необходимость формирования методик, позволяющих обнаружить представителей террористических организаций. Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Для определения круга лиц, потенциально способных к совершению террористических действий, нужно создать социально-психологический портрет террориста.

Поскольку традиционные подходы не эффективны, назрела необходимость по-новому взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы формирования социально-психологического портрета террориста, целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма». Для нахождения нестандартных решений задачи создания образа террориста, необходимо проанализировать видение образа психологического портрета террориста респондентами разных возрастных групп. Нужно рассмотреть детское восприятие, школьное восприятие, представления взрослых и пожилых людей. Авторы начали работу с изучения восприятия терроризма и экстремизма с детьми в возрасте от 5 до 10 лет.

Нами было проведено социологическое исследование в детских садах и школах города Лысьвы Пермского края. Опрошено 100 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Опрос производился в октябре 2015 года, Третьяковой Н.Н., при содействии воспитателей и учителей начальных классов.

Вопрос №1. Ваш возраст (лет)?

• от 5 до 6 лет - 32 чел;

• от 7 до 8 лет - 48 чел;

• от 9 до 10 лет - 20 чел.

Рисунок 1. Возраст опрошенных респондентов Вопрос №2. Знаете ли Вы, что такое экстремизм?

• Знаю - 5%;

• Что-то слышал (а) - 35%;

• Не знаю - 60%.

Рисунок 2. Распределение респондентов, знакомых с понятием «экстремизм» Вопрос №3. Знаете ли Вы, что такое терроризм?

• Знаю - 17%;

• Что-то слышал (а) - 42%;

• Не знаю - 41%.

Рисунок 3. Распределение респондентов, знакомых с понятием «терроризм» Вопрос №4. По Вашему мнению, слова «экстремизм» и «терроризм» носят значение...? • Положительное - 42%;

• Отрицательное - 58%.

Рисунок 4. Распределение опрошенных детей, считающих понятие «экстремизм» и «терроризм» позитивным либо негативным

Вопрос №5. Какие люди могут стать террористами (можно выбрать несколько вариантов)?

• Те, кто хорошо учатся - 44%;

• Те, кто плохо учатся - 38%;

• Общительные - 15%;

• Замкнутые - 8%;

• Из хорошей семьи - 38%;

• Из неблагополучной семьи - 52%.

■ Те, кто хорошо учатся

■ Те, кто плохо учатся

52% 44%

■ Общительные

38%

38% 15% ■ Замкнутые

8%

■ Из хорошей семьи

■ Из неблагополучной

семьи

Рисунок 5. Распределение мнений о социальных качествах террористов

Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных детей не воспринимают проблему экстремизма и терроризма как угрозу. Однако, дети и молодежь - это одна из наиболее уязвимых категорий граждан к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. Существует необходимость выработки правильной идеологии воспитания детей, как в семье, так и во всех учебных заведениях.

В заключение статьи мы решили продемонстрировать еще один феномен детского мировидения. Вызывает удивление нетривиальное, но довольно точное восприятие ребенком феномена терроризма и экстремизма по воспоминаниям студентки, соавтора статьи

Борисовой Татьяны. Авторы решили включить в научную статью видение проблемы человека, не обремененного стереотипами мышления. Ниже цитируется еще не опубликованное эссе по обсуждаемой теме.

"Экстремизм". В шесть лет мне не должно было быть известно это слово, с латинскими корнями, но с экранов телевизоров ведущие в чопорных костюмах с одинаково озабоченными лицами вещали о трагедии в еще беззаботной тогда Америке.

Сейчас я бы добавила, что экстремист - это человек, имеющий непримиримость в отношении тех, кто не разделяет его взглядов, непримиримость, переходящую в агрессию, желание навязать свое представление о том или ином вопросе, а несогласных по возможности уничтожить, но тогда вместо слов перед глазами были бесконечные повторы затертых кадров обрушения зданий. [1]. Мир, который впервые увидел жестокость "в прямом эфире". Детское непонимание происходящего и ощущение того, что по миру разливается одна сплошная паранойя размером со все штаты Америки. Миллениум, который был должен стать эрой водолея, обернулся эрой змееносца.

Маленькой девочке казалось, что проблему можно исправить, закрыть глаза или переключив канал, не забывая повторять священную мантру: " Это не здесь. Это не сейчас. Это случайность". Вот только Шива не слышал, или тоже притворился, что не слышит. И детские воспоминания, до этого будто намалеванные на стенки елочного шарика яркими красками, разделились на «до» и «после» первого сентября 2003 г. Лучевая трубка телевизора сменилась жидкими кристаллами, а с экрана все так же монотонно и сухо вещала все та же персона, которую время будто и не коснулось. Это было уже не на другом конце света, не в сверкающих офисах небоскрёбов, а тут, в маленьком городе, который ни чем не был примечателен, как и тысячи других городов в России.

Линейка в моей школе была, так же в спортзале, и так же ни кто не думал о том, что в этот праздничный день для первоклассников и может произойти что-то отличное от праздничного плана, написанного на листке. Страх и паника жгли горло каждому, следившему в то время за событиями. Казалось, что их можно было разлить по банкам и продавать.

Мне показалось, что все началось с того черного вторника и запаха крови разлитого в воздухе. Убийству Александра II был посвящен небольшой параграф в цветном учебнике. Строки в нём были так же сухи и не могли передать всего, что было в обществе на тот момент. Последний император, который мог свободно гулять по Петербургу.

Эта проблема оказалась не нова. Не только мое поколение столкнулось с ней. Но, именно на рубеже XX и XXI вв., проблемы терроризма, религиозного экстремизма и противодействия этим явлениям, стали одними из важнейших как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и характером террористических акций последнего времени, свидетельствующих о том, что они, изменив свою сущность, из частночеловеческого и частнонационального превратились в общечеловеческое и общепланетарное явление. В этой связи необходимо четко выяснить сущность современных форм проявления терроризма и религиозного экстремизма, чтобы выработать адекватные методы преодоления этих явлений, найти пути их профилактики и механизмы преодоления и искоренения.

Время не перестало идти и тогда. Продолжило свой бег и сейчас. Пожалуй, ни кто не вспомнит других трагедий за последние 10 лет жизни. А они были. Мы привыкли, научились, так же как дети, зажмуривать глаза и идти в темноте. Но проблема не исчезла. Она стала моложе. Тысячи юношей и девушек, разочаровавшихся порядками в обществе, штампующем маски Гая Фокса, заворожено взирает в экраны смартфонов. Они предоставлены сами себе

и, пользуясь анонимностью сети, продвигают маргинальные идеи. Молодые люди, склонные к бунтарству, не афишируют своих взглядов, но готовы при любой возможности сами отправиться в цепкие лапы экстремистских организаций, и умереть за якобы высокую цель.

Где же берет начало экстремизм? Экстремизм берет начало во внутренней неудовлетворенности человека. В сердце каждого человека есть определенная пустота. Великий французский математик и философ Блез Паскаль говорил о «вакууме в человеческом сердце». Мы чаще всего боимся признаваться в том, что мы неудовлетворенные люди, и стараемся показать себя весьма довольными. Но болезнь от этого не лечится, а только прогрессирует. [2]

Попытки заполнить эту пустоту удовольствиями, известностью или богатством дают только временный результат. «Уровень самоубийств в молодежных группах положительно коррелирует с уровнем их доходов, а потому молодые люди, живущие в семьях с высоким достатком, более склонны к суицидам. [3]

Эта пустота не заполняется земными достижениями. Посвященность своей жизни проповеди экстремистских идей (религиозных или политических) - это тоже попытка заполнить ту самую внутреннюю пустоту.

Почему экстремизм имеет популярность? Мне видится несколько причин.

Во-первых, проповедники экстремизма обладают большой харизмой. Этот факт надо признать. Проповедники экстремистских идей верят сами в эти идеи. Кто-то верно сказал: «От сердца к сердцу речь не потечет, коль не из сердца речь твоя течет». Их речи эмоциональны, убедительны. Они готовы страдать за свои убеждения, обретая через это ореол мучеников за «правое» дело, и тем самым привлекают последователей. [4]

Во-вторых, оказывает влияние естественное желание людей не зря прожить жизнь, посвятить ее чему-то великому. Многие известные компании успешно играют на этом чувстве, крича с рекламных плакатов: «Думай иначе!»

В-третьих, человек - социальное существо, он нуждается в общении с подобными себе, желает быть принятым обществом, хотя бы его частью, хочет иметь в жизни настоящих друзей. И здесь он встречает людей, объединенных одной идеей. Общество, исповедующее экстремистские идеи, может первоначально показаться настоящим братством.

В-четвертых, многие люди в обществе не способны самостоятельно мыслить и принимать решения. Человеку нужен какой-то лидер, кумир, который мог бы подсказать «как правильно». Всегда легче прятаться за чужой спиной, за чужим решением.

Где выход? С правовыми аспектами борьбы с пропагандой экстремизма тесно связаны проблемы технического свойства. Большая часть нежелательных материалов размещается на серверах, географически находящихся вне России, то есть не относящихся к российской юрисдикции, что формально выводит их из-под законодательного запрета.

Смысл такого ограничения состоит в том, что на низкой скорости трудно скачивать любой значительный по объемам материал. В свою очередь в Китае используется косвенная блокировка доступа к нежелательной информации. Метод состоит в том, чтобы не допустить появления по результатам запросов на поисковых сайтах ссылок на нежелательные материалы.

У пользователей фактически нет никаких законодательных и технических препятствий к просматриванию нежелательных материалов у себя дома или на рабочем месте.

И все кажется не важным, когда после учебы выходишь с улицы Ленина или с улицы Шайдурова и идешь по главной улице нашего города - "Мира". (Конец цитаты)

Приведенный выше текст эссе об окружающем нас мире поражает свежестью, чистотой и непосредственностью восприятия. Детский взгляд на окружающий мир отличается целостностью восприятия, образностью мышления, богатой фантазией, раскрепощенностью, отсутствием стереотипов мышления. Ребенок проявляет творческий подход к проблеме, склонность к комбинированию, соединению несовместимых элементов, использует своеобразный понятийный аппарат. Как итог, довольно часто дети видят в образе террориста психологические черты, редко замечаемые взрослыми.

Для продолжения работы, необходим анализ взглядов на экстремизм и терроризм детей других возрастных категорий, представления взрослых и пожилых людей.

Авторы выражают благодарность Вилесову Ю.Ф., за консультации и помощь в написании статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назиров Д. «Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления» // Душанбе, 2009. - 347 с.

2. Залесный А.В. «Религиозная нетерпимость - проявление экстремизма. Пути решения проблемы. Библейский взгляд» // Противодействие этническому и религиозному экстремизму: сб. материалов науч.-практ. конф. (Омск, 15 дек. 2006 г.).

3. Журавлева И.В., Журавлева С.Л., Мягков А.Ю. «Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы» // Социологический журнал. - 2003. - №1. - С. 48-70.

4. Литвинова Т. «Информационный джихад в глобальной сети» // Власть. - 2010. -№9. - 116-120.

5. Панченко К.С., 2009 г. Борьба Экстремизм в молодежной среде: предпосылки и социальные последствия // Интернет-журнал scipeople, 2011 г. [Электронный ресурс] - М.: scipeople, 2011 г. - Режим доступа: http://scipeople.ru/publication/101938/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

6. Бредихин А.Л., 2009 г. Борьба с экстремизмом как важнейший аспект сохранения государственного суверенитета и обеспечения национальной безопасности России // Интернет-журнал Бареорк, 2009 г. [Электронный ресурс]-М.: scipeople, 2009. - Режим доступа: http://scipeople.ru/publication/108133/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

7. Карамаликова Н.В., 2006 г. Толерантность и экстремизм: межнациональные и межконфессиональные проблемы // Интернет-журнал Scipeople, 2006 г. [Электронный ресурс] - М.: scipeople, 2006. - Режим доступа: http://scipeople.ru/publication/108133/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

8. Похилько А.А. Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат / А.А. Похилько // Молодой ученый. -2013. - №11. - С. 738-742.

9. Ширяков Д.В. Религиозно-политический экстремизм: слияние и взаимопроникновение религиозных доктрин и политического экстремизма / Д.В. Ширяков // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 219-222.

10. Колпаков И.И. Политический экстремизм как угроза безопасности современной России [Текст] / И.И. Колпаков // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 310-313.

11. Логинова Е. Религия и идеология: фундаментализм // Religion.in.ua [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religion.in.ua/main/analitica/2405-religiya-i-ideologiya-fundamentalizm-ad-hok-chast.html (дата обращения: 10.06.2014) 5.

12. Малышева Д.Б. Исламский фундаментализм в современном мире // Портал «учебники бесплатно» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sci-book.com/globalizatsiya_/islamskiy-fundamentalizm-sovremennom.html (дата обращения: 10.06.2014).

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Tretyakova Natalya Nikolaevna

Perm National Research Polytechnic University

Russia, Lysva E-mail: [email protected]

Borisova Tatiana Ivanovna

Perm National Research Polytechnic University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, Lysva E-mail: [email protected]

The look of the child to the problem of terrorism

Abstract. One of the priorities in Russia is to confront terrorism and extremism. But how to fight an invisible enemy? Unfortunately, traditional methods of dealing with crime are not effective against terrorism. There is a need to take a fresh look at the problem. It is probable that to find a nontrivial solution to the problem it's advisable to use the method of "brainstorming", to identify the vision of a psychological portrait of the terrorist by respondents of different age groups during the experiment.

Children and young people is one of the most vulnerable categories of citizens to the influence of the ideology of extremism and terrorism. The article describes how children look at the problem of "extremism" and "terrorism". A child's view of the world around us is notable by its integrity of perception, rich imagination, lack of thinking stereotypes and constraints. The article presents the results of a sociological research conducted in kindergartens and schools, the purpose of which was to rate the awareness of extremism and terrorism among children aged 5 to 10 years.

The findings of this study indicate that the majority of the surveyed children do not perceive the problem of extremism and terrorism as a threat. There is a need for a correct ideology of the education of children both at home and in all educational institutions.

Keywords: terrorism; extremism; tragedy; Internet; children; prevention of extremism; prevention of terrorism; socio-psychological portrait of a suicide; a child's perception; internal dissatisfaction; methods of combating terrorism; ideology.

REFERENCES

1. Nazirov D. "Problems of terrorism, religious extremism and way of their overcoming" // Dushanbe, 2009. - 347 pages.

2. Zalesny A.V. "Religious intolerance - manifestation of extremism. Problem solutions. Bible look" // Counteraction to ethnic and religious extremism: сб. materials науч. -практ. конф. (Omsk, 15 Dec. 2006).

3. Zhuravleva I.V., Zhuravleva S.L., Myagkov A.Yu. "Suicide behavior of youth: scales, main forms and factors" // Sociological magazine. - 2003. - No. 1. - Page 48-70.

4. Litvinova T. "Information jihad in a global network" // the Power. - 2010. - No. 9. -116-120.

5. Panchenko K.S., 2009. Fight Extremism in the youth environment: prerequisites and social consequences // the scipeople Internet magazine, 2011) [An electronic resource] - M.: scipeople, 2011. - Access mode: http://scipeople.ru/publication/101938/, free. -Zagl. from the screen. - Language Russian, English.

6. Bredikhin A.L., 2009. Fight against extremism as the most important aspect of preservation of the state sovereignty and ensuring national security of Russia // the scipeople Internet magazine, 2009) [An electronic resource] - M.: scipeople, 2009. -Access mode: http://scipeople.ru/publication/108133/, free. - Zagl. from the screen. -Language Russian, English.

7. Karamalikova N.V., 2006. Tolerance and extremism: international and interfaith problems // the scipeople Internet magazine, 2006) [An electronic resource] - M.: scipeople, 2006. - Access mode: http://scipeople.ru/publication/108133/, free. - Zagl. from the screen. - Language Russian, English.

8. Pokhilko A.A. Ekstremizm and radicalism as politological categories: conceptual terms framework / A.A. Pokhilko // Young scientist. - 2013. - No. 11. - Page 738-742.

9. Shiryakov D.V. Religiozno-politichesky extremism: merge and interpenetration of religious doctrines and political extremism / D.V. Shiryakov // Young scientist. -2014. - No. 13. - Page 219-222.

10. Caps I.I. Politichesky extremism as threat to security of modern Russia [Text] / I.I. Kolpakov // Young scientist. - 2014. - No. 11. - Page 310-313.

11. Loginova E. Religiya and ideology: fundamentalism // Religion.in.ua [An electronic resource]. - Access mode: http://www.religion.in.ua/main/analitica/2405-religiya-i-ideologiya-fundamentalizm-ad-hok-chast.html (date of the address: 10.06.2014) 5.

12. Malysheva D.B. Islamic fundamentalism in the modern world//the "textbooks free of charge" Portal [An electronic resource]. - Access mode: http://sci-book.com/globalizatsiya_/islamskiy-fundamentalizm-sovremennom.html (date of the address: 10.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.