Научная статья на тему 'Взгляд православной культуры на приключенческую литературу'

Взгляд православной культуры на приключенческую литературу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / НАУКА / ЛИТЕРАТУРА / ВЕРА / КУЛЬТУРА / CHURCH / SCIENCE / LITERATURE / FAITH AND CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булычева Вера Павловна

В данной статье автором раскрывается вопрос о взглядах представителей православной культуры на приключенческую литературу. Автор также делает акцент на отношениях церкви и науки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEW OF ORTHODOX CULTURE IN THE ADVENTURE LITERATURE

In this article the author reveals a question about the views of the representatives of the Orthodox culture to adventure literature. The author also focuses on the relationship of church and science in general.

Текст научной работы на тему «Взгляд православной культуры на приключенческую литературу»

УДК 81

БУЛЫЧЕВА Вера Павловна,

Соискатель кафедры русской культуры, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия e-mail: nauka.bvp@mail.ru

ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

В данной статье автором раскрывается вопрос о взглядах представителей православной культуры на приключенческую литературу. Автор также делает акцент на отношениях церкви и науки в целом.

Ключевые слова: церковь, наука, литература, вера, культура.

BULYCHEVA Vera Pavlovna,

competitor of Department of Russian culture, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia e-mail: nauka.bvp@mail.ru

VIEW OF ORTHODOX CULTURE IN THE ADVENTURE LITERATURE

In this article the author reveals a question about the views of the representatives of the Orthodox culture to adventure literature. The author also focuses on the relationship of church and science in general.

Key words: church, science, literature, faith and culture.

Проанализировав ряд православных источников, в начале нашей работы следует сказать, что православие никоим образом не противоречит науке, творчеству, свободе личности. Христианское богословие и вера во многом способствовали развитию науки, а также научно-техническому прогрессу в целом. И произошло это потому, что христианство, преодолев языческие предрассудки демифологизировало природу, сняло с нее покров мифической тайны. Ведь язычники поклонялись природным явлениям. Так, например, космос в античном сознании представлялся неким высшим «божеством», несотворенной красотой, порядком и гармонией, в которую включено все - и боги, и природа, и люди, и которой все подчиняется. Для античного философа бог моря - это не божество, живущее в нем, а само море, поэтому его нельзя изучать. Христианская же идея о том, что Бог сотворил мир, но Сам не тождествен этому миру, создает принципиально иное интеллектуальное поле: если солнце не бог Гелиос, который едет по небу на своей колеснице, а сотворенное Богом небесное тело, то человек, будучи сам венцом творения, вполне может его изучать. Так же античное видение мира не позволяло соединить физику с математикой: оно исходило из жесткого деления всех вещей на естественные и искусственные, из противопоставления мира космоса миру артефактов. Христианство позволило, наконец, соединить физику с математикой, и Коперник, и Галилей, а затем и Ньютон создавали физическую картину мира, оперируя уже ее языком. Так родилась современная наука.

К ХХ-ХХ1 в. результаты научно-технического развития оказались столь впечатляющими, что мы можем говорить сегодня смело: наука стала наиболее властной, мощной и влиятельной силой, определяющей облик человеческой цивилизации.

Но не все благополучно в этой сфере человеческого бытия. Мы знаем, что целый ряд научных исследований открывает перед человечеством как захватывающие по своим возможностям перспективы, так и пугающие. Действительно, наука и техника - это сила. А что происходит, если эта сила оказывается в руках безнравственного человека? Он употребляет ее по-своему. И если внутренне человек зол и зол на весь мир, то он может употребить эту силу во зло ближним своим.

Начиная с появления термоядерного оружия, человечество всерьез задумалось о том, как могут быть использованы результаты научных достижений. Именно поэтому церковь утверждает, что наука не может быть отделена от веры, нравственности, философии. Наука не может быть абсолютно свободной, если она становится свободной, то она слишком легко может стать добычей темных и злых сил. Именно поэтому истории известны случаи, когда ученые уничтожали плоды своих трудов, спасая их от жаждущих власти, денег или мести людей. Например, А. Эйнштейн закончил свою работу над теорией единого поля, однако незадолго до смерти он сжег все свои труды, утверждая, что человечество еще не созрело для этого и созреет, возможно, только после третьей мировой войны. А вот Леонардо Да Винчи зашифровывал свои работы, но несколько из них все-таки уничтожил.

Но в каком смысле можно говорить о связи Православия и науки, ведь было время, когда говорили о том, что между наукой и религией пропасть?

Это произошло в далеком XVIII веке, когда некоторые мыслители (П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.) заявили о том, что в результате научного развития стала очевидной идея отсутствия бога. Это был ложный философский посыл, который спровоцировал многовековой конфликт между верой и знанием. А вот конфликта между тем не может быть по существу. И тот факт, что многие ученые являются глубоко верующими людьми, как раз и свидетельствует о том, что в принципе между наукой и верой конфликта быть не может. Возьмите любую научную гипотезу. Она может быть более или менее достоверной, но она не может быть атеистической

или религиозной. Если теория или гипотеза является атеистической или религиозной, то она уже не научная. У религии и науки разный предмет знаний, разная методология, разные цели. Как нельзя сравнивать, связывать музыку и науку, искусство и науку, так нельзя говорить о несовместимости науки и религии. Вот что говорит об этом Филарет, святитель Московский: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» [2].

А как же быть с историческими фактами?

Внимательно изучив историю Православия, творения Святых Отцов и Учителей Церкви, можно увидеть, что они никогда не отвергали научных знаний (именно научных, а не псевдонаучных, таких как астрология, магия, теософия, и великое множество подобных им). Наоборот, охотно пользовались, тем, что было близко в них и не противоречило православной истине. Служители церкви часто прибегали к помощи истории, философии, естествознания, диалектики и других наук для доказательства или объяснения истин веры. Научные факты часто использовались для подтверждения христианских догматов, методы и терминология современной философии часто применялись в богословских построениях. Так, например, когда одному из оп-тинских старцев, а именно Нектарию, задали вопрос: «можно ли совместить Православие со светской ученостью», старец рассказал следующее: «Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах, в песке, находят раковины и другие остатки морского дна и как геология свидетельствует о потопе, и он уразумел. Видишь, как нужна иногда ученость ...» [3]. Отсутствие какого-либо противостояния христианства и науки подтверждает и тот факт, что подавляющее число ученых были людьми высоко религиозными и многие из церковнослужителей являлись одновременно и великими учеными. Из всего выше написанного становится ясно, что никакого противостояния между Православной церковью и наукой не было. Церковь никогда не препятствует науке, ибо, изучая мир, мы познаем величие Бога.

Чтобы окончательно развеять миф о том, что Православие противоречит науке, творчеству и свободе личности, рассмотрим его отношение к литературе.

Сейчас очень часто встречается такой термин, как «греховная литература».

С точки зрения церкви греховной литературой можно считать литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и так далее.

Но есть классическая литература. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, классики недавнего времени - А. Ахматова, И. Шмелев - как без них может жить культурный православный человек? Церковники считают, что выбор круга чтения зависит от личных запросов человека и от того, чего ты ждешь от прочитанного, «если книга учит добру, то ничего плохого в ней нет» [4. http://pravmir.ru/stat-соп1еп1/5с_рг1п1ег_682.Мт!].

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и по сей день является предметом исследований и споров (М.В. Гаврилова, 1996, И.С. Урюпин, 2004, Е.Н. Хрущева, 2004, Л.А. Хрячкова, 2004, Е.А. Савина, 2005, С.В. Шаталова, 2006, Е.А. Юшкина, 2008, З.Г. Харитонова, 2009, Е.А. Сальман, 2012, Е.В. Трухачёв, 2012).

После выхода данного произведения в 70-х гг. мнения православных христиан разделились. Однако это не осуждение романа церковью, это исключительно частное мнение православных священников. Одни считали и считают, что М.А. Булгаков продал душу дьяволу за писательскую гениальность и обвиняют его в сатанизме. Но большинство православных священников сходятся к такой точке зрения: М.А. Булгаков отошел от Церкви, но не отошел от Бога. Хоть он и писал произведения, в которых Церковь высмеивалась, но такое было тогда время. Автора можно простить...

Каноническое Евангелие, искаженное и извращенное, превратилось в евангелие Сатаны. Ведь именно его глазами смотрит Булгаков на лик Христа, и именно поэтому каждый православный христианин (про саму Церковь ничего не говорится!) должен осудить М.А. Булгакова в его кощунстве. И, кроме того, сам автор повторил судьбу своего Мастера. Роман не был напечатан при жизни. При этом не отрицается ни талантливость автора, ни гениальность его произведения, которое стало одним из ярких явлений в российской и мировой литературе. К примеру, приведем выступление протодиакона Андрея Кураева, православного богослова, публициста: «Сам М. Булгаков оценивается положительно, и не только как писатель, но и с точки зрения веры. Будучи тяжело больным, писатель испытал состояние, в котором сказал: «отрекаюсь от всего - от Бога, от романа, лишь бы избавиться от боли». Но затем, уже незадолго до кончины, часто осенял крестным знамением жену и был спокоен...» [5].

Что касается сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», то в конце XIX в. в станице Ясенской на Кубани священник Порфирий Кумпан «усмотрел в ней "вредное" начало и призывал к ее уничтожению» [6]. В своем мнении он был не одинок, хотя далеко не

все служители церкви восприняли сказку как личное оскорбление. Сегодня также священнослужители весьма позитивно отзываются о духовной составляющей пушкинской поэзии (В. Афонин «Религия и Пушкин»).

А вот об отношении православной церкви к произведениям Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского говорит уже тот факт, что они присутствуют на фреске в Сретенской семинарии, где изображены не только прославленные святые, в земле Российской просиявшие, но и еще не канонизированные подвижники.

Так, Святитель Серафим (Чичагов) называет Н.В. Гоголя «возлюбленным сыном нашей Церкви», хотя отношение церковников к духовным исканиям этого писателя при его жизни было гораздо более строгим. Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, считал, что в его книгах «смешение» духовного и душевного, света и тьмы.

Иногда православные люди осуждали Н.В. Гоголя за повышенный интерес к демоническому («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Считали, что он тем самым переступает некую грань и невольно разжигает нездоровый мистицизм. Взгляд же большинства православных священников высказал в своем интервью В.А. Воропаев: «При всей яркости и художественном богатстве ранних творений Н.В. Гоголя в них присутствует твердый и ясный взгляд на силы зла - взгляд православного христианина. Они у Н.В. Гоголя неизбежно оказываются попранными и побежденными Божественной силой, подобно тому, как попраны и побеждены бывают бесы на православной иконе, какими бы страшными они там ни были изображены. Змей, к примеру, пронзен копьем святого великомученика Георгия Победоносца. В первых повестях Н.В. Гоголя есть много духовно-назидательного, недаром они любимы многими читателями. Вот кузнец Ва-кула из "Ночи перед Рождеством" бежит топиться от несчастной любви, кто у него за спиной? Бес. Он и рад подтолкнуть человека ко греху. Все ранние произведения Гоголя имеют нравственный, христианско-назидательный смысл. Хотя сам он предлагал читателям своего прижизненного собрания сочинений первый том пропустить, начинать читать со второго. Или возьмем повесть "Вий", о которой сейчас много говорят в связи с новой экранизацией. Действие этой повести разворачивается в заброшенном униатском храме, то есть это уже не место для молитвы православных христиан - на это есть прямые указания в тексте. Почему финал столь печален для Хомы? На это у автора тоже есть ответ. В самом герое был тот духовный изъян, который открыл доступ бесовской силе и дал ей возможность так дерзко хозяйничать в его душе. Вспомним, например, признание Хомы, что он «ходил к булочнице против самого Страстного четверга». Человеческие страсти и пороки - вот причина разгула и временной победы темных сил. Об этом тонко, но твердо и ясно говорят нам произведения молодого Гоголя» [1].

Подводя итог отношения Русской православной церкви к классической литературе, приведем высказывание отца Александра Ильяшенко: «Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза...» [7.].

Если оценивать жанр приключенческой литературы с точки зрения православной культуры, то важен не жанр, а содержание конкретных книг. Если книги учат добру, то ничего плохого в них нет.

Итак, Православие в России всегда было и будет оплотом духовного, культурного и нравственного развития человека. Оно не только не препятствовало развитию науки, культуры и искусства, но и во многом способствовало их развитию. Истину и смысл жизни, понимание вечных вопросов бытия ищет каждый православный человек. Ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью и верою. Безверие же становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Список использованной литературы

1. Савина Е.А. Мистические мотивы в прозе М.А. Булгакова «Собачье сердце»: дисс. ... канд. филол. н. : 10.01.01: 168 с. - М., 2005.

2. Сальман Е.А. Специфика языка эпохи в контексте авторского словоупотребления: на материале публицистики М.А. Булгакова 20-х годов : дисс. ... канд. филол. н. : 10.02.01 / Сальман Е.А. [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]: 165 с. - СПб., 2012.

3. Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дисс. ... канд. филол. н. : 10.02.01: 206 с. -СПб., 1996.

4. Урюпин И.С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: дисс. ... канд. филол. н.: 10.01.01: 208 с. -Елец, 2004.

5. Харитонова З.Г. Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной отечественной прозе: 1980-е-2000-е годы : автореферат дис. ... канд. филол. н. : 10.01.01 / Харитонова З.Г. [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]: 24 с. - Казань, 2009.

6. Хрущева E.H. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова : дисс. ... канд. филол. н. : 10.01.01 315 с. -Екатеринбург, 2004.

7. Хрячкова Л.А. Отбор и использование библеизмов в художественном наследии Михаила Афанасьевича Булгакова: дисс. ... канд. филол. н. : 10.02.01: 286 с. - Воронеж, 2004.

S. Шаталова С.В. Мифология смеха в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов : дисс. ... канд. филол. н. : 10.01.01: 185 с. - Магнитогорск, 2006.

9. Юшкина Е.А. Поэтика цвета и света в прозе М.А. Булгакова : автореферат дис. ... канд. филол. н. : 10.01.01 /

Юшкина Е.А. [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т]: 28 с. - Волгоград, 2008. 1G. Трухачёв Е.В. Повествовательное и драматическое в творчестве М.А. Булгакова : автореферат дисс. ... канд. филол. н. : 10.01.01 / Трухачёв Е.В. [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]: 18 с. - Саратов, 2G12.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Правильность пути: интервью с д.ф.н., проф. кафедры истории рус. лит. МГУ В.А. Воропаевым // Глаголь. - № 7. -2GG2.

2. Митр. Филарет. Собр. мнений и отзывов. Т.5, ч.1. - С. 48.

3. Надежина А. Старец Нектарий .Вестник. Париж. №. 113. 1983. - С. 192.

4. http://pravmir.ru/stat-content/sc printer 682.html].

5. «Мастер и Маргарита»: лекции на телеканале «Культура». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.blisvet.ru/blogs/literaturniy_blog/1S/

6. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://stapravda.ru/2G110604/skazka_o_pope_i_rabotnike_ego_balde_pushkina_vyzvala_rezonans_u_53724.html

7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/xristianin-i-literatura-otvety-na-voprosy/

REFERENCES

1. Pravilnost puti: intervyu s d.f.n., prof. kafedry istorii rus. lit. MGU V.A. Voropaevym . Glagol. no 7. 2GG2. (in Russ.).

2. Mitr. Filaret. Sobr. mneniy i otzyvov. T.5, ch.1. p. 4S. (in Russ.).

3. Nadezhina A. Starets Nektariy . Vestnik. Parizh. no.113. 19S3. p. 192. (in Russ.).

4. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa:http://pravmir.ru/stat-content/sc_printer_682.html].

5. "Master i Margarita": lektsii na telekanale "Kultura". Elektronnyy resurs. http://www.blisvet.ru/blogs/literaturniy_blog/1S/

6. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa:

http://stapravda.ru/2G110604/skazka_o_pope_i_rabotnike_ego_balde_pushkina_vyzvala_rezonans_u_53724.html

7. Elektronnyy resurs. http://www.pravmir.ru/xristianin-i-literatura-otvety-na-voprosy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.