Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА'

ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесозаготовка / транспорт / инфраструктура / землеустройство / рентабельность / культура сохранения / logging / transport infrastructure / land management / profitability / culture of restoration

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Доронина И.В.

В статье представлено текущее состояние сектора добычи лесных ресурсов в Архангельской области, рассмотрена динамика и перспективы развития лесной промышленности, обозначены видимые проблемы в настоящем и обозримом будущем с позиции землеустройства лесных делянок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Доронина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOOK AT DEVELOPMENT PERSPECTIVE FORESTRY INDUSTRY IN THE ARKHANGELSK REGION FROM THE POSITION OF LAND MANAGEMENT

The article presents the current state of the forest resource extraction sector in the Arkhangelsk region, examines the dynamics and prospects for the development of the forestry industry, and identifies visible problems in the present and foreseeable future from the perspective of land management of forest plots.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА»

УДК 33.2964

Доронина И.В.

абитуриентка кафедры геодезии и земельного кадастра Северный федеральный арктический университет им. М.В. Ломоносова

(г. Архангельск, Россия)

ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Аннотация: в статье представлено текущее состояние сектора добычи лесных ресурсов в Архангельской области, рассмотрена динамика и перспективы развития лесной промышленности, обозначены видимые проблемы в настоящем и обозримом будущем с позиции землеустройства лесных делянок.

Ключевые слова: лесозаготовка, транспорт, инфраструктура, землеустройство, рентабельность, культура сохранения.

С точки зрения арендатора лесных участков Архангельская область представляет собой территорию, значительная часть лесных массивов которой используется предпринимателями — арендаторами под работы цикла -лесоразработки: подготовка подъездов, обустройство, лесосека, транспортировка древесины, а также мероприятия по закрытию делянки. Арендуемые земельные участки отличаются расположением в совокупном лесном массиве, составом леса, его пригодностью для лесозаготовки и многими другими условиями. Важнейшим фактором, определяющим рентабельность добычи леса, для рассматриваемой делянки, является ее транспортная доступность, определяющаяся характером местности, развитием прилегающей транспортной инфраструктуры и отдалённостью от погрузочных транспортных терминалов.

Рассматривая перспективу развития лесной отрасли необходимо отметить полное исчезновение сплава леса по рекам - пригодные для разработки и

расположенные вблизи сплавных рек делянки разработаны в прошлом веке, а применяемый сегодня подход к разработке делянки и транспортировке заготовленной древесины опробован несколько десятилетий назад и заявил о себе с положительной стороны. Он достаточно прост: к арендуемому лесному участку прокладывается ветка «лесной» автодороги, которая служит для доставки заготовительной техники и доставки работников к месту работ, а также для транспортировки заготовленной древесины к местам погрузки: к железнодорожным или речным терминалам, или же к местам выхода этих «лесных» дорог на уже освоенные ранее транспортные автодороги.

Сегодня лесная отрасль Архангельской области — это высококвалифицированные коллективы, располагающие высочайшего уровня производственной техникой — готова к лесоразработкам на любом лесном участке с годным для разработки лесом. Но за последние десятилетия проявились и, с течением времени, стали нарастать недостатки такого подхода. На огромной территории Поморья низкий уровень транспортной инфраструктуры, и арендатор вынужден прокладывать «частную лесную» дорогу соединяя разрабатываемую делянку с существующей транспортной сетью. С удалением вновь арендуемых участков все далее в глушь лесных массивов приходится прокладывать все новые и новые «лесные» дороги, что непосредственно сказывается на капитальных затратах на их строительство и транспортных расходов в отрасли.

Усугубляет данную ситуацию отсутствие какого-либо согласованного проекта по землеустройству, способного ориентировать задействованных в аренде предпринимателей для упорядочивания в деле строительства «лесных» дорог, что несомненно, позволит избежать дублирования строящихся дорог, накладки их друг на друга и проч. Для Архангельской области создание сети «лесных» дорог, равномерно и достаточно охватывающих все лесные угодья, явилось бы скачком в культуре лесоразработок, в культуре лесопользования, в культуре сохранения-восстановления леса, скачком в повышении уровня противопожарной безопасности лесного достояния области.

Проработки, связанные с созданием такой сети, могли бы стать важным подспорьем в создании кластера, способного обрабатывать все имеющиеся лесные угодья Архангельской области в режиме повторяющегося цикла: заготовка древесины, воспроизводство леса, восстановление лесных угодий и обеспечение пожаробезопасности. Процесс создания сети, учитывая неподготовленность многих лесных территорий области на предмет аренды, разработки лесных угодий, дает возможность исследовать эти территории и на предмет применения других, ранее положительно зарекомендовавших себя, способов доставки заготовленной древесины к потребителю: сплав по рекам, перевозка железнодорожным и речным транспортом. Экономические же расчеты, основанные на показателях стоимости доставки древесины различными способами, показателях стоимости конечного продукта позволят сделать лесопромышленникам правильный выбор.

Значимость создания землеустроительной сети, упорядочивающей прокладку «лесных» транспортных дорог, а также исследования оптимального способа доставки древесины подтверждают размещенные ниже диаграммы. На рисунке 1 представлены налоги и сборы от деятельности лесной отрасли в Федеральный бюджет Российской Федерации:

млрд.руб

54

52 50 48 46 44 42

2018

2019

2022

2023 годы

Рисунок 1. Поступления в бюджет Российской Федерации от использования лесных массивов.

На рисунке 2 показано увеличение заготовки древесины в Поморье агропромышленным комплексом группы «Титан»:

тыс.кбм

4000

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

На рисунке 3 представлено удлинение протяженности «лесных» автодорог на территории Архангельской области.

тыс.км

8

6 4 2 0

2018 2020 2023 гоДы

Рисунок 3. Длина «лесных» автодорог на территории Архангельской области.

Главным импульсом к рассмотрению вопросов, связанных с дальнейшим развитием лесной отрасли, стало совещание, посвящённое особой важности

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 годы

Рисунок 2. Заготовка древесины агропромышленным комплексом «Титан».

опережающего развития транспортной инфраструктуры, проведенное В.В. Путиным во время рабочей поездки в Архангельскую область в 2023 году. Заданный вектор на опережающее развитие, подчеркнул актуальность рассмотрения перспектив расположения, прокладки и строительства «лесных» дорог, т.е. вопросов создания сети «лесных» дорог с равномерным и достаточным охватом всех лесов в области, включая и незадействованные еще в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 1.Министрество Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Министрество Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. - Электрон. дан. - [Москва]: [2024]. - Режим доступа:

https://www.mnr.gov.ru/press/news/rosleskhoz v i polugodii 2023 goda v byudzh et rossii postupilo 24 5 milliarda rubley lesnykh platezh/, вход свободный (дата обращения: 02.07.2024). - Загл. с экрана;

2. Росреестр [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / «Росреестр». - Электрон, дан. - [Москва]: Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, [2001-2024]. - Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-podgotovil-daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimosti-za-i-kvartal-/вход свободный (дата обращения: 02.07.2024). - Загл. с экран;

3. Журнал «Лесной регион» [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] «Лесной регион» - Электрон. дан. - [Архангельск]: [2024]. - Режим доступа: https: //lesre gion.ru/main/6371 -kompensacij a-zatrat-na-transportirovku.html, вход свободный (дата обращения: 28.06.2024). - Загл. с экран;

4. Журнал «Лесной регион» [Аналоговый ресурс]: [Отраслевая газета Северо-Запада России] «Лесной регион» - Тект. дан. - [Архангельск]: [11.02.2019]. - №02(239)

Doronina I.V.

Northern Federal Arctic University (Arkhangelsk, Russia)

A LOOK AT DEVELOPMENT PERSPECTIVE FORESTRY INDUSTRY IN THE ARKHANGELSK REGION FROM THE POSITION OF LAND MANAGEMENT

Abstract: the article presents the current state of the forest resource extraction sector in the Arkhangelsk region, examines the dynamics and prospects for the development of the forestry industry, and identifies visible problems in the present and foreseeable future from the perspective of land management of forest plots.

Keywords: logging, transport infrastructure, land management, profitability, culture of restoration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.