Научная статья на тему 'Взгляд на исихазм и дзадзен с точки зрения дефолт-системы мозга'

Взгляд на исихазм и дзадзен с точки зрения дефолт-системы мозга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исихазм / дзадзен / дефолт-система мозга / режим целевой активности / hesychasm / zazen / brain default system / task-positive network

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кануников Игорь Евгеньевич

Материал статьи представляет собой попытку приложения некоторых нейрофизиологических закономерностей работы мозга для понимания двух важнейших религиозных феноменов — исихазма и дзадзен. Речь идет о так называемой дефолт-системе мозга, открытой в 2001 году американскими нейрофизиологами во главе с профессором Маркусом Райхлом. Суть этой системы состоит в том, что в мозгу человека существуют структуры, активность которых существенно возрастает в условиях, когда человек ничего не делает и погружен в себя. Оказалось, что дефолт-система мозга необходима, чтобы сформировать карту реальности и осмыслить информацию, которую он постоянно получает и перерабатывает. Предполагается, что этот режим является основным и исключительно важным для креативной деятельности мозга. Наряду с дефолт-системой мозга существует другая система, которая называется Task-positive network (TPN), или «режим целевой (исполнительской) активности», активирующийся, когда мы фокусируемся на внешних или внутренних ощущениях и выполняем сложные задачи. Важно, что эти две системы альтернативны, т. е. включение одной системы начинает подавлять другую. В реальной жизни активация TPN-системы препятствует работе дефолт-системы и приводит к накоплению неосмысленной информации. Рассмотрение и анализ двух духовных практик, различающихся в религиозном и философском отношении, в контексте нейрофизиологической концепции дефолт-системы мозга позволило сделать вывод о том, что в их основе лежит близкое понимание фундаментальных законов деятельности человека, сложившееся на основе многовекового опыта религиозных деятелей буддизма и православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A look at hesychasm and zazen from the point of view default mode network

The material in the article is an attempt to apply some neurophysiological principles about the functioning of the brain to understand two of the most important religious phenomena: hesychasm and zazen. We are talking about the so-called default system of the brain, discovered in 2001 by American neurophysiologists led by Professor Markus Reichle. The essence of this system is that there are structures in the human brain whose activity increases significantly in conditions when a person is doing nothing and is immersed in himself. It turned out that the default system of the brain is necessary to form a map of reality and comprehend the information that it constantly receives and processes. It is assumed that this mode is basic and extremely important for the creative activity of the brain. Along with the default system of the brain, there is another system called the “Task-positive network” (TPN) or “executive activity mode”, which is activated when we focus on external or internal sensations and perform complex tasks. It is important that these two systems are alternative, i.e. turning on one system begins to suppress the other. In real life, activating the TPN system prevents the default system from working and leads to the accumulation of meaningless information. Consideration and analysis of two spiritual practices that differ religiously and philosophically, in the context of the neurophysiological concept of the default system of the brain, allowed us to conclude that they are based on a close understanding of the fundamental laws of human activity, developed based on the centuries-old experience of religious figures of Buddhism and Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Взгляд на исихазм и дзадзен с точки зрения дефолт-системы мозга»

Кануников Игорь Евгеньевич №

кандидат биологических наук, доцент биологического факультета

E-mail: igorkan@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Взгляд на исихазм и дзадзен с точки зрения дефолт-системы мозга

Материал статьи представляет собой попытку приложения некоторых нейрофизиологических закономерностей работы мозга для понимания двух важнейших религиозных феноменов — исихазма и дзадзен. Речь идет о так называемой дефолт-системе мозга, открытой в 2001 году американскими нейрофизиологами во главе с профессором Маркусом Райхлом. Суть этой системы состоит в том, что в мозгу человека существуют структуры, активность которых существенно возрастает в условиях, когда человек ничего не делает и погружен в себя. Оказалось, что дефолт-система мозга необходима, чтобы сформировать карту реальности и осмыслить информацию, которую он постоянно получает и перерабатывает. Предполагается, что этот режим является основным и исключительно важным для креативной деятельности мозга. Наряду с дефолт-системой мозга существует другая система, которая называется Task-positive network (TPN), или «режим целевой (исполнительской) активности», активирующийся, когда мы фокусируемся на внешних или внутренних ощущениях и выполняем сложные задачи. Важно, что эти две системы альтернативны, т. е. включение одной системы начинает подавлять другую. В реальной жизни активация TPN-системы препятствует работе дефолт-системы и приводит к накоплению неосмысленной информации. Рассмотрение и анализ двух духовных практик, различающихся в религиозном и философском отношении, в контексте нейрофизиологической концепции дефолт-системы мозга позволило сделать вывод о том, что в их основе лежит близкое понимание фундаментальных законов деятельности человека, сложившееся на основе многовекового опыта религиозных деятелей буддизма и православия.

Ключевые слова: исихазм, дзадзен, дефолт-система мозга, режим целевой активности.

Для цитирования: Кануников И.Е. Взгляд на исихазм и дзадзен с точки зрения дефолт-системы мозга // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 4. С. 5-16. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0410

Igor E. Kanunikov O

Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor, St. Petersburg State University

Department of Biology 199034, St. Petersburg, 7-9,

E-mail: igorkan@mail.ru Universitetskaya Embankment

A look at hesychasm and zazen from the point of view default mode network

The material in the article is an attempt to apply some neurophysiological principles about the functioning of the brain to understand two of the most important religious phenomena: hesychasm and zazen. We are talking about the so-called default system of the brain, discovered in 2001 by American neurophysiologists led by Professor Markus Reichle. The essence of this system is that there are structures in the human brain whose activity increases significantly in conditions when a person is doing nothing and is immersed in himself. It turned out that the default system of the brain is necessary to form a map of reality and comprehend the information that it constantly receives and processes. It is assumed that this mode is basic and extremely important for the creative activity of the brain. Along with the default system of the brain, there is another system called the "Task-positive network" (TPN) or "executive activity mode", which is activated when we focus on external or internal sensations and perform complex tasks. It is important that these two systems are alternative, i.e. turning on one system begins to suppress the other. In real life, activating the TPN system prevents the default system from working and leads to the accumulation of meaningless information. Consideration and analysis of two spiritual practices that differ religiously and philosophically, in the context of the neurophysiological concept of the default system of the brain, allowed us to conclude that they are based on a close understanding of the fundamental laws of human activity, developed based on the centuries-old experience of religious figures of Buddhism and Orthodoxy.

Keywords: hesychasm, zazen, brain default system, task-positive network.

For citation: Kanunikov I.E. A look at hesychasm and zazen from the point of view default mode network. Theology: Theory and Practice, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 5-16. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0410

Современные взгляды на работу мозга позволяют по-новому посмотреть на феномены, имеющие многовековую историю. В этой связи сошлемся на представления выдающегося религиоведа Евгения Торчинова, который писал: «Но если мы всё же попытаемся интегрировать знания гуманитарных и естественных наук, сможем проанализировать имеющиеся у нас данные, возможно, многое откроется нам в другом свете. Поэтому следует стремиться наметить такой интегральный подход к целостному изучению человека в его наивысших, т. е. религиозных, состояниях и разобраться, какое отношение имеет к этому совершеннейшее из известных нам творений Природы — человеческий мозг. Такой подход в изучении религиозного феномена с привлечением достижений нейрологии можно назвать нейрологией или нейропсихологией религии» [Торчинов, 2005. C. 383].

Проблема, о которой пойдет речь в настоящей статье, нами уже анализировалась в предыдущей публикации [Кануников, 2022], в которой мы привели ряд аргументов, позволяющих сделать вывод о том, что естественно-научной основой исихазма и дзадзен является деятельность так называемой дефолт-системы мозга, открытой в 2001 году американскими учеными. В настоящей статье мы более детально проанализируем эту проблему с учетом новых сведений о работе дефолт-системы мозга.

Описание дефолт-системы мозга начнем с того удивительного факта, что статья Шульман с соавт. [Schulman et al., 1997] не была принята в печать, так как, с точки зрения редакции журнала, она содержала явную и досадную ошибку. Дело в том, что в этой статье было показано, что некоторые структуры мозга во время бездействия человека характеризовались существенно большей активностью по сравнению с тем условием, когда он решал ту или иную конкретную задачу. Такая позиция основывалась на том обстоятельстве, что фоновая ситуация, когда человек ничего не делает, традиционно рассматривалась как аналогичная выключенному прибору и фоновые характеристики того или иного показателя принимались за нулевое значение, из которого вычитались значения показателя, соответствующего той задаче, которую выполнял человек и которая исследовалась. Это наблюдение имело революционный по значимости результат. Оказалось, что определенные области мозга, в том числе вентро- и дорсомедиальная префронтальная кора, латеральная теменная кора, кора задней части поясной извилины и др., характеризуются повышенной активностью в фоновых условиях. Нервная сеть, активная, когда человек не занят выполнением какой-то задачи, связанной с внешним миром, а, напротив, погружен в себя, получила название default mode network (дефолт-система мозга), или сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ). Термин default означает умолчание, и в данном случае имеется в виду тот факт, что мозг «выбирает» самостоятельно (по умолчанию), о чем ему думать. Сеть была открыта в 2001 году группой нейрофизиологов под руководством американского профессора Маркуса Райхла [Raichle et al. 2001]. Дефолт-система мозга (ДСМ) позволила заглянуть во внутренний мир человека. Это структура, активная в тот момент, когда человек «погружен в себя». ДСМ формирует «карту реальности», наше представление об окружающем нас мире. Эта система активируется в тот момент, когда мы «ни о чем не думаем», не реша-

ем никаких задач. Состояние постоянной вовлеченности в текущую исполнительную деятельность не дает дефолт-системе возможности даже «переписать из базы данных» составляющие проблемы, не говоря уж о том, чтобы проанализировать их. Есть представление, что только для «чтения из базы» нам нужно никак не менее 20 минут постоянной сосредоточенности на проблеме. Как оказалось, на такую передачу сигналов, известную как пассивный режим работы мозга, затрачивается энергии приблизительно в 20 раз больше, чем необходимо для осознанной реакции на любой внешний стимул [Raichle, 2010].

Современные исследования позволили выявить целый ряд функций ДСМ [Пил-лэй, 2018]. При этом важную роль в удержании внимания играет механизм расфокусировки, который позволяет воспринимать и обрабатывать всю лишнюю, отвлекающую от текущей задачи информацию. Можно выделить следующие функции ДСМ:

• Обеспечение гибкости мышления, переключение внимания с одной задачи на другую;

• Установление глубоких связей с внутренним «я» и окружающим миром. ДСМ обеспечивает доступ к автобиографическим воспоминаниям и вспоминанию прошлых событий. Черты личности и самовосприятие могут быть собраны в одной точке и одновременно активироваться цепями дефокусировки;

• Объединение прошлого, настоящего и будущего. Объединяются сведения о прошлом, настоящем и будущем. Прошлое хранится в памяти, настоящее воспринимается пятью органами чувств, а будущее определяется способностью мозга к прогнозу и планированию. ДСМ объединяет их вместе и облегчает понимание того, что происходит сейчас. Она соединяет точки шкалы времени жизни человека;

• 4Способность ДСМ устанавливать связи между отдельными областями мозга приводит к возникновению уникальных ассоциаций и формирует индивидуальную личность. Облегчается самовыражение и самобытность человека. Благодаря этому обеспечивается возможность действовать спонтанно и непосредственно. В конечном счете это способствует творческому развитию человека;

• Активация цепи «социальных связей». Когда мы находимся в ДСМ-состоянии, наши мысли идут в определенном направлении не потому, что мы «хотим» или «решили» думать так или иначе, а потому, что наши отношения с «другими людьми» (интеллектуальными объектами нашего интеллектуального поля) не урегулированы. Эта социальная гипотеза имеет веские основания в эволюции человека. Действительно, пожалуй, как никакой другой биологический вид, человек формировался в эволюции как существо социальное.

Исследования показывают, что ДСМ имеет большое значение для мышления и самосознания. Она помогает нам отмечать связи и узнавать стандартные шаблоны, что полезно для повседневного функционирования. Кроме того, она способствует конструктивному и творческому мышлению, влияет на нашу способность к саморефлексии и предполагает большую масштабность мыслительной деятельности.

Необходимо особо отметить тот важный факт, что тема дефолт-системы теснейшим образом связана с функционированием другой глобальной сети мозга — центральной исполнительной системы Task Positive Network (TPN), или режима целевой активности. С её помощью мы воспринимаем полученную информацию, обрабатываем её и решаем, запоминать её или нет. Эта система относится к сети областей мозга, участвующих в процессах когнитивного контроля, принятия решений, целенаправленного поведения и рабочей памяти. TPN состоит из ряда неврологических структур, включая островок (лат. Insula), или островковую долю, соматосенсорную кору, переднюю поясную извилину и дорсолатеральную префронтальную кору.

Принципиально важным является то обстоятельство, что исполнительная система и сеть режима по умолчанию часто оказываются антикоррелированными, т. е. когда одна сеть активна, другая имеет тенденцию быть менее активной и наоборот. При выполнении задачи, требующей внимания и когнитивного контроля, исполнительная система более активна, а сеть режима по умолчанию подавляется. И наоборот, во время отдыха или деятельности, требующей самоанализа, сеть режима по умолчанию становится более активной, а исполнительная система может демонстрировать снижение активности. Ситуация, при которой человек принимает участие в выполнении креативной задачи, вызывает активацию DMN и угнетение TPN. В случае переработки информации, поступающей из внешнего мира или выполнении арифметического счета, активируется TPN, а DMN угнетается [Greicius et al, 2003, Kelly et al, 2008, Cheng et al, 2020].

Важно подчеркнуть, что DMN активируется во время тех самых мыслей, которые приходят к нам в голову в процессе блуждания разума (mind wandering), или, проще говоря, когда мы ни о чем не думаем, мечтаем и витаем в облаках [Пиллэй, 2018].

Необходимо подчеркнуть, что дефолт-система еще слабо изучена, в мозгу имеется более десяти крупных нейрональных систем: зрительная, слуховая, соматосенсорная, лимбическая и т. д. Они имеют динамический характер, объединяются за счет корреляций в более глобальные сети. Наиболее неожиданным оказалось открытие дефолт-системы и её противофазное объединение с исполнительной системой мозга. Человек оказывается погруженным в текущую деятельность и при этом лишается возможности остановиться и обратиться к деятельности дефолт-системы. Для этого он должен на определенное время отстраниться от текущих дел и дать возможность мозгу поразмышлять над проблемами, которые по умолчанию мозг выбирает сам.

Обратимся теперь к рассмотрению исихазма с точки зрения дефолт-системы мозга.

Известный современный исследователь исихазма С.С. Хоружий, подчеркивая значимость исихазма, определил его как ядро и стержень православной духовности [Хору-жий, 2015]. Слово «исихазм» происходит от греческого слова «исихия», то есть «тишина, покой». Исихазм именуют также священным безмолвием. Подчеркнем здесь, что молчание сопровождает также состояние дефолт-системы мозга. Исихазм появился в III—IV веках, когда христианство уже было развитым. Возникает вопрос: что явилось причиной такого запаздывания, почему исихазм не появился раньше? Одно из объясне-

ний состоит в том, что мистические и аскетические практики, связанные с исихазмом, требуют высокой степени духовной зрелости и подготовки, более того, подвижничество являлось ярким примером героического поведения, отшельничества, безмолвия и дисциплины ума, которое в целом не было свойственно религиозным людям того времени. Это сопоставимо с творческой функцией ДСМ, в соответствии с которой незаурядные личности характеризуются более высоким духовным уровнем.

Исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами, в частности с изгнанием всех чувственных образов, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Иоанн Лествичник в «Лествице», «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное» [Лествица, 1898]. Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься. Аналогичным образом для того, чтобы войти в состояние ДСМ, необходимо не просто переключиться на другую деятельность, но и создать условия для полного отвлечения от всех текущих проблем. Соборный разум Церкви выбрал для занятия непрестанной молитвой удобнейшую, краткую, глубокую и точную молитву Иисусову. По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы — Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. В своей сокращенной форме («Господи, помилуй») она повторялась в течение всего дня, пока не становилась столь же естественной и непроизвольной, как дыхание. Основная цель исихастской практики — достижение единения с Богом через молитву и духовное созерцание.

ДСМ позволяет мозгу совершенствоваться в своем развитии, уходя от повседневной рутины. Имея возможность «разгрузиться» от текущих, рутинных дел и активировать проблемы самосознания, мозг находит спонтанные решения, позволяющие совершенствовать его работу. Можно заключить, что исихазм нацелен на выполнение тех же целей, но в религиозном контексте.

Исихазм развивает систему восхождения духа человека к божеству. Переход к умной молитве оказался решающим на пути постоянного восхождения духа по лествице. Позитивное мышление состоит в искусстве открывать сердце для встречи с благодатью, а также для встречи с энергиями другого существа. Для того чтобы иметь возможность встретиться с божественными энергиями, необходимо уметь их каким-то образом воспринимать. Последний, заключительный этап практики исихазма известен как «конечный этап», конечная цель всей практики. Это созерцание фаворского света является началом обожествления, его можно рассматривать как откровение, т. е. как решение проблем, получившем название «телос» [Хоружий, 2017].

Следует особо подчеркнуть, что далеко не все исихасты приходят к фаворскому свету, что и понятно, так как, согласно законам ДСМ, результат деятельности не всегда осознается.

Опыт подвижников показал, что человеческая природа начинает меняться и формируется нечто совершенно новое. Как повествуют аскеты, начинается трансформация способности воспринимать, которая называется «умные чувства». Она отличается от предыдущих физических чувств. В духовной литературе можно встретить выражение «отверзлись духовные очи», которое является одним из самых известных феноменов продвинутых стадий духовного опыта. Все наше существо становится чувствительным и восприимчивым к благодати. Формирование этого комплекса восприятий часто называют «синтезисом» [Хоружий, 2015].

В случае творческого самовыражения ДСМ позволяет получить уникальные решения за счет установления связей между отдельными областями мозга. В данном случае мы сопоставляем исихазм именно с творческим процессом, так как это высшая стадия духовного развития.

С точки зрения ДСМ требует осмысления еще один аспект — постоянное повторение Иисусовой молитвы. Ничто, кроме Иисусовой молитвы, не может занимать ум в это время. Небрежность сделает молитву бессмысленной. Мы должны всегда с благоговением и беспристрастием вникать в содержание молитвы и глубоко впитывать каждое её слово. Как же можно объяснить постоянное повторение Иисусовой молитвы с точки зрения дефолт-системы мозга? Логично предположить, что процесс повторения молитвы в соответствии с установленными правилами, минимизируя влияние сторонних мешающих факторов, создает условия для благоприятной работы дефолт-системы.

Выше при обсуждении ДСМ мы уже коснулись другой важной системы мозга — так называемой исполнительной системы (ТР^, которая, как правило, находится в альтернативных отношениях с ДСМ.

Обратимся в этой связи к исихазму.

Запрещено использовать в молитве образы, создаваемые пятью чувствами: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Запрещено искать или создавать состояние благодати, а также играть в них эмоциями. Серафим хотел, чтобы те, кто желает жить сосредоточенно, не обращали внимания на неуместные сплетни, не забивали себе голову суетными мыслями и воспоминаниями о ничегонеделании, не обращали внимания на других, потому что такой взгляд оставляет в душе определенный след. В общем, те, кто ведет жизнь сосредоточения, ни на что не смотрят пристально, ничего не слушают с особым вниманием, смотрят как будто не смотрят и слушают как будто мимоходом, так что их память и внимание всегда свободны от мирских впечатлений и способны к получению божественных впечатлений [Брянчанинов, 2011].

Как видим, это описание, в сущности, является примером деятельности альтернативной мозговой системы (центральной исполнительной системы), тормозящей дефолт-систему мозга.

Прекрасный пример того, чего надо опасаться и избегать при исихастской молитве, даёт нам св. Григорий Палама: «Субботствуя духовно и в меру возможностей унимая собственные действия тела, исихасты прекращают всю сопоставительную, перечислительную и разную другую познавательную работу душевных сил, всякое чувственное восприятие и вообще всякое произвольное телесное действование, а всякое не вполне

произвольное, как, например, дыхание, они ограничивают в той мере, в какой это зависит от нас» [Палама, 2004, 52].

Как пишет один из современных проповедников исихазма, «через подключение к источникам информации человек открыт для потока посторонних помыслов. Человек позволяет этим помыслам вливаться в сознание, становясь от них всё более зависимым. В то время как исихазм учит, напротив, всегда отсекать посторонние помыслы и непрестанно молиться. То есть современный образ жизни с его непрестанным подключением к информационному потоку помыслов является настоящим антиисихазмом» [Исихаст, 2018].

Следует напомнить о существовании другой опасности — когда дефолт-систему мозга может запустить негативный процесс, инициируемый бесовскими иллюзиями. Брянчанинов по этому поводу пишет следующее. Регулярное вдумчивое чтение Иисусовой молитвы способно провести человека в рай, и, чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушать мысли о невозможности спасения. К сожалению, не все люди справляются с бесовскими кознями и сдаются, обрекая себя на вечные мучения. Существует опасность, называемая «духовной прелестью» («обманчивая святость»), которой подвержены гордецы. Такой человек может впасть в опасное заблуждение, полагая, что он достиг личной святости, научился общаться с ангелами и святыми, творить чудеса. Дьявол искушает его, пользуется его заблуждениями раз за разом. Как следует из учения Игнатия Брянчанинова, все люди в той или иной степени находятся в прелести, а осознание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести» [Брянчанинов, 2011].

Перейдем теперь к рассмотрению практики дзадзен. Так как основной задачей этой практики является достижение спокойного и молчаливого состояния «отсутствия ума», мы предположили, что дефолт-система мозга может быть тесно связана с дзадзен.

Дзен представляет собой одно из самых влиятельных направлений японского буддизма — школу Сото. Основоположником её был монах Доген (1200-1253), наиболее яркий из японских философов, автор многотомных трудов и переводов буддийских трактатов с китайского [Судзуки, 2013]. Основополагающий вид практики в дзадзен фактически представляет собой дзен во время сидения. Основными принципами школы Чань (Дзен) являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и станешь Буддой» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу, без опоры на письменные знаки» [Торчинов, 2020. С. 300]. Во время практики дзадзен деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность [Кацуки, 2004]. Основной задачей дзадзен является «успокоение тела и проникновенное понимание феноменов существования». Достижение состояния «отсутствия ума» возможно лишь после долгих лет практики. В классических описаниях практики дзен говорится, что практикующий не должен стремиться чего-либо достичь, следует только концентрироваться на позиции дзадзен, на дыхании и состоянии ума. Дыхание в дзадзен имеет решающее значение. Прежде всего необходимо установить медленный, сильный и естественный ритм [Судзуки, 2013].

Истинный дзадзен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то особое состояние, это нормальное состояние человеческого существа — молчаливое и спокойное, без возбуждения. Дзадзен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В дзадзен нет цели, нет стремления что-либо получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу. Дзен также указывало, что монахи должны стараться находиться в созерцательном состоянии при всех видах деятельности. Поэтому отриньте практику исследования слов и приверженности разговорам; сделайте шаг назад от возжигания света и освещения им пройденного. Тогда сами собой тело и сознание отпадут и появится ваше истинное лицо. Если вы желаете этого, усердно практикуйте такое состояние. Прекратите обращения духа, ума и сознания; прекратите расчеты мыслей, идей и восприятий.

Чтобы познать свое истинное внутреннее «я», мы должны полностью отпустить все, что отвлекает нас. Когда у нас нет фиксированных представлений о вещах, мы можем действовать и реагировать естественно и свободно. Пока мы заняты определенными мыслями и надеждами на будущее, мы не можем серьезно относиться к происходящему в данный момент. Рациональный ум не будет присутствовать в этом моменте. Если мы отдадим все на откуп позе, дзен придет к нам естественным образом. Дзен не может быть средством достижения цели. Отдайтесь полностью, и дзен появится автоматически [Кодо Саваки, 2004].

Второй важный момент состоит в том, что не нужно фокусироваться ни на чём конкретном — просто смотреть в пустоту, так как глаза есть у каждого из нас и смотреть куда-то всё равно придётся. «Если ты хочешь уничтожить иллюзорные мысли, то должен прекратить делить на добро и зло. Забудь все свои мирские дела, не занимай свой ум заботами, не занимайся какой-нибудь физической деятельностью. Это самое важное. Когда иллюзорные мысли исчезают, иллюзорный ум тоже исчезает. Когда иллюзорный ум исчезает, неизменная реальность манифестируется, и ты всегда знаешь об этом. Это не прекращение действия и не действие» [Кодо Саваки, 2004].

Вышеперечисленные рекомендации хорошо сочетаются с представлениями о механизмах деятельности дефолт-системы мозга и факторах, нарушающих эту деятельность.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить два противоположных состояния: состояние истинной дзадзен-медитации и состояние, когда ум обращён к разным мыслям и заботам, отвлекающим от дзадзен-медитации [Судзуки, 2013; Сандо-Кайсен, 2013].

При описании дзадзен-практик в литературе приводятся многочисленные житейские и философские примеры и предостережения, которые позволяют осуществить тонкую настройку медитирующего на путь созерцания, молчания и внутренней тишины.

Проведенный выше анализ данных, касающихся исихазма и дзадзен, позволил нам сделать вывод, что они функционируют на основе закономерностей работы дефолт-системы мозга. Создавая благоприятные условия для реализации дефолт-систе-

мы, обе практики дают возможность мозгу уходить из-под гнета ежедневной рутинной деятельности и запускать процессы, направленные на поиск уникальных решений в рамках каждой парадигмы. Таким образом, выработанные в процессе социальной эволюции устойчивые поведенческие закономерности в рамках каждой из двух религиозных практик позволяют преобразовывать и совершенствовать внутренний мир челове-

В рамках настоящей работы уместно коснуться еще одной проблемы, связанной с попытками сопоставления исихазма с дзадзен. Религиовед Е.А. Торчинов в своей монографии [Торчинов, 2005] утверждает, что в настоящее время нет оснований утверждать о наличии тесной причинной связи между йогой и исихазмом. Он также указывает на сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержки дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых частях тела), с теми, которые применяются в йоге. В частности, Торчинов отметил, что умная молитва исихастов — это мощный и универсальный психотехнический метод, схожий с повторением мантры. Надо сказать, что в литературе существует оживленная полемика по поводу взаимосвязи между исихазмом и дзадзен [Оболевич, 2017]. Не касаясь философско-религиозных аспектов данной проблемы, нам хотелось бы подчеркнуть, что попытки некоторых авторов увидеть глубокие основания близости исихазма и дзадзен представляются нам ошибочными. Это объясняется общностью двух практик, обусловленной наличием единого нейронального механизма, реализованного в форме дефолт-системы мозга.

Главный вывод, который можно сделать из вышеизложенного материала, заключается в том, что обе духовные практики строго придерживаются принципов, которые во многом соответствуют нейрофизиологическим закономерностям, лежащим в основе функционирования дефолтной системы мозга. Несмотря на фундаментальные различия между двумя культурами, их выдающиеся представители приблизились к пониманию основных закономерностей работы человеческого мозга, опираясь на многовековой богатый религиозный и мировоззренческий опыт. Стремление к развитию и поддержанию состояния внутренней тишины характерно для обеих практик и лежит в основе самой мощной творческой работы человеческого мозга. На смену состоянию тишины приходит постоянный всплеск активности в исполнительном блоке мозга, который управляет мышлением, слушанием и видением, целенаправленной деятельностью человека. Успех практики зависит от того, насколько эффективно она противостоит этим процессам и замедляет их.

Завершая статью, приведем слова известного британского историка Арнольда Джозефа Тойнби, который писал, что «самым важным событием грядущих столетий станет диалог между буддизмом и христианством» [Тойнби, 2006, Оболевич, 2017]. Надеемся, что представленный нами материал окажется полезным для тех, кто размышляет в этом контексте.

Литература

Брянчанинов И., еп. О прелести [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://likorg.ru/post/ svyatitel-ignatiy-bryanchaninov-o-prelesti (дата обращения 10.06.2011).

Кануников И.Е. Что общего у дзадзен-медитации и исихазма: взгляд нейрофизиолога // Религиоведение. 2022. № 1. С. 123-133. Кацуки С. Практика Дзэн. — М.: Амрита-Русь, 2004. — 160 с.

Лествица. Преподобного отца Аввы 1ОАННА, Игумена Синайской горы. В русском переводе. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. Мертон Т. Христианские мистики и учителя дзен. — М.: Энигма, 2018. — 256 с. Оболевич Т. Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С.С. Хоружего // Соловьевские исследования. 2017. № 2 (54). С. 129143.

Палама Григорий, Св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — Санкт-Петербург: Наука, 2004. Т. 51. — 384 с.

Пиллэй Ш. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 376 с. Сандо-Кайсен. Лекции о тишине. Путешествие мастера дзен. — М.: ИД Ганга, 2013. — 128 с. Судзуки С. Сознание Дзен, сознание начинающего. — М., 2013. — 161 с.

Тойнби А.Дж. Византийское наследие России // Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 381 с. Торчинов Е. Введение в буддизм. — Санкт-Петербург: Азбука, 2020. — 351 с. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. — СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. — 480 с.

Хоружий С. Библеистика исихазм. Видеоцикл лекций, организованный проектом «Академия Фомы». 10 окт. 2017.

Хоружий С. Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии // Философская антропология. 2015. Т. 1. № 2. С. 184-199.

Cheng X. et al. Neural antagonistic mechanism between default-mode and task-positive networks // Neurocomputing. 2020. Т. 417. P. 74-85.

Greicius M.D. et al. Functional connectivity in the resting brain: a network analysis of the default mode hypothesis // Proceedings of the national academy of sciences. 2003. Т. 100. №. 1. P. 253-258.

Kelly A.M.C. et al. Competition between functional brain networks mediates behavioral variability // Neuroimage. 2008. Т. 39. №. 1. P. 527-537.

Raichle M.E. et al. A default mode of brain function // Proceedings of the national academy of sciences. 2001. Т. 98. №. 2. P. 676-682.

References

Brianchaninov Ignatius, bishop. About prelesti. URL: https://likorg.ru/post/svyatitel-ignatiy-bryanchaninov-o-prelesti (date of access: 10.06.2011). (In Russian)

Cheng X. et al. Neural antagonistic mechanism between default-mode and task-positive networks. Neurocomputing, 2020, vol. 417, pp. 74-85.

Greicius M.D. et al. Functional connectivity in the resting brain: a network analysis of the default mode hypothesis. Proceedings of the national academy of sciences, 2003, vol. 100, no. 1, pp. 253-258.

Kanunikov I.E. What do zazen meditation and hesychasm have in common: the view of a neurophysiologist. Study of Religion, 2022, no. 1, pp. 123-133. (In Russian) Katsuki S. Zen practice. Moscow: Amrita-Rus, 2004, 160 p. (In Russian)

Kelly A.M.C. et al. Competition between functional brain networks mediates behavioral variability. Neuroimage, 2008, vol. 39, no. 1, pp. 527-537.

Khoruzhiy S. Zen practice from the perspective of synergetic anthropology. Philosophical anthropology, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 184-199. (In Russian)

Khoruzhy S. Biblical studies of hesychasm. Video series of lectures organized by the Thomas Academy project. Oct., 10, 2017. (In Russian)

Ladder. Reverend Father Abba John, Abbot of Mount Sinai. In Russian translation. Holy Trinity Lavra of St. Sergius, 1898. (In Russian) Merton T. Christian mystics and Zen teachers. Moscow: Enigma, 2018, 256 p. (In Russian) Obolevich T. Unity of the Spirit. Eastern Christian Hesychasm and Japanese Zen Buddhism in the works of Thomas Merton and S.S. Khoruzhego. Solovyov studies, 2017, no. 2 (54), pp. 129-143. (In Russian)

Palamas Gregory, Holy Triad in Defense of the Sacred and Silent. St. Petersburg: Nauka, 2004, vol. 51, 384 p. (In Russian)

Pillay S. Jew's harp, dab, dab and try. Unlock the power of a relaxed brain. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2018, 376 p. (In Russian)

Raichle M.E. et al. A default mode of brain function. Proceedings of the national academy of sciences, 2001, vol. 98, no. 2, pp. 676-682.

Sando Kaisen. Lectures on silence. Journey of a Zen Master. Moscow: Publishing House Ganga, 2013, 128 p. (In Russian)

Suzuki S. Zen Consciousness, Beginner's Consciousness. Moscow, 2013, 161 p. (In Russian) Torchinov E. Introduction to Buddhism. St. Petersburg: Azbuka, 2020, 351 p. (In Russian) Torchinov E.A. Paths of philosophy of East and West: knowledge of the beyond. St. Petersburg: ABC-classics, St. Petersburg Oriental Studies, 2005, 480 p. (In Russian)

Toynbee A.J. Byzantine heritage of Russia. Toynbee A.J. Civilization before the court of history. Moscow: Iris-press, 2006, 381 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.