Научная статья на тему 'МИСТИЧЕСКИЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ СМЫСЛЫ ХРИСТИАНСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ИСИХАЗМА'

МИСТИЧЕСКИЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ СМЫСЛЫ ХРИСТИАНСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ИСИХАЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСИХАЗМ / СИНАИТИЗМ / ПАЛАМИЗМ / БЕЗМОЛВИЕ / ОБОЖЕНИЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ / ИММАНЕНТНОСТЬ / УМНОЕ ДЕЛАНИЕ / БОГОПОЗНАНИЕ / ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урядова В.В.

В статье представлен целостный философский анализ феномена христианского (византийского) исихазма. Раскрывается само это понятие, его этимологические основания и особенности как идеологии, так и практики. Генезис христианского исихазма представлен в исследовании по историческому принципу, который хронологически включает несколько этапов - с IV в. до настоящее время. Показано, что исихазм не устаревшее богословское учение, а динамичное теологическое, этико-философское и культурное явление общества. Сделан акцент на двух основных подходах к пониманию искусства исихастской практики и богопознания. Охарактеризован синаитизм как духовная практика «умного делания», содержащая мистическую сторону исихазма, и паламизм как способ познания иномирного трансцендентного начала. Определен категориальный аппарат исихазма, включающий не только богословские термины, но и философские понятия, так как явление исихазма сегодня приобретает ярко выраженный философский окрас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYSTICAL AND TRANSCENDENTAL MEANINGS OF CHRISTIAN (BYZANTINE) HESYCHASM

The article presents a holistic philosophical analysis of the phenomenon of Christian (Byzantine) hesychasm. The very concept of hesychasm, its etymological foundations and features as an ideology and practice are revealed. The genesis of Christian hesychasm is presented in the study according to the historical principle, which chronologically includes several stages from the 4th century to the present day. It is shown that hesychasm is not an obsolete theological doctrine, but a dynamic theological, ethical, philosophical and cultural phenomenon of society. Emphasis is placed on two main approaches to understanding the art of hesychastic practice and knowledge of God. Sinaitism as a spiritual practice of “noetic doing”, containing the mystical aspect of hesychasm, and Palamism as a way of cognition of the otherworldly transcendent principle are characterized. The categorical apparatus of hesychasm is specified, including not only theological terms, but also philosophical concepts, since the phenomenon of hesychasm today acquires a pronounced philosophical dimension.

Текст научной работы на тему «МИСТИЧЕСКИЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ СМЫСЛЫ ХРИСТИАНСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ИСИХАЗМА»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 57-61. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 57-61.

Научная статья УДК 273.946.1

https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.8

Мистические и трансцендентные смыслы христианского (византийского) исихазма Валентина Викторовна Урядова

Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия, ur.vv@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-6943-4892

Аннотация. В статье представлен целостный философский анализ феномена христианского (византийского) исихазма. Раскрывается само это понятие, его этимологические основания и особенности как идеологии, так и практики. Генезис христианского исихазма представлен в исследовании по историческому принципу, который хронологически включает несколько этапов - с IV в. до настоящее время. Показано, что исихазм не устаревшее богословское учение, а динамичное теологическое, этико-философское и культурное явление общества. Сделан акцент на двух основных подходах к пониманию искусства исихастской практики и богопознания. Охарактеризован синаитизм как духовная практика «умного делания», содержащая мистическую сторону исихазма, и паламизм как способ познания иномирного трансцендентного начала. Определен категориальный аппарат исихазма, включающий не только богословские термины, но и философские понятия, так как явление исихазма сегодня приобретает ярко выраженный философский окрас.

Ключевые слова: исихазм, синаитизм, паламизм, безмолвие, обожение, трансцендентность, имманентность, умное делание, богопознание, энергии

Для цитирования: Урядова В.В. Мистические и трансцендентные смыслы христианского (византийского) исихазма // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 57-61. https://doi.org/10.24158/fik.2023.1. 8.

Original article

Mystical and Transcendental Meanings of Christian (Byzantine) Hesychasm Valentina V. Uryadova

Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia, ur.vv@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-6943-4892

Abstract. The article presents a holistic philosophical analysis of the phenomenon of Christian (Byzantine) hesychasm. The very concept of hesychasm, its etymological foundations and features as an ideology and practice are revealed. The genesis of Christian hesychasm is presented in the study according to the historical principle, which chronologically includes several stages from the 4th century to the present day. It is shown that hesychasm is not an obsolete theological doctrine, but a dynamic theological, ethical, philosophical and cultural phenomenon of society. Emphasis is placed on two main approaches to understanding the art of hesychastic practice and knowledge of God. Sinaitism as a spiritual practice of "noetic doing", containing the mystical aspect of hesychasm, and Palamism as a way of cognition of the otherworldly transcendent principle are characterized. The categorical apparatus of hesychasm is specified, including not only theological terms, but also philosophical concepts, since the phenomenon of hesychasm today acquires a pronounced philosophical dimension.

Keywords: hesychasm, Sinaitism, Palamism, silence, deification, transcendence, immanence, noetic doing, knowledge of God, energy

For citation: Uryadova, V.V. (2022) Mystical and Transcendental Meanings of Christian (Byzantine) Hesychasm. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 57-61. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.1.8 (In Russian).

Традиции восточно-христианской духовности заложили в религиозную ментальность человечества глубинные метафизические, мистические, этико-философские и культурные основания. Возникнув как оппозиционное политеизму учение, христианство прошло сложный этап формирования и развития от «единичного» учения «катакомбной» религии до признания ее в IV в. государственной религией Римской империи. Именно тогда, в IV в. н.э., христианство, важной частью которого была духовная практика «безмолвия», начинает интенсивно вливаться в социальную жизнь и философию, предлагая уникальную парадигму теологической мысли, сближающей трансцендентную природу Бога и бытийную (имманентную) - человека.

Практическая и умосозерцательная сторона мистико-интеллектуального любомудрия особенно ярко отражается в традициях христианского (византийского) исихазма.

© Урядова В.В., 2022

РН!ЬОЭОРНУ

История показывает массу примеров затворнической жизни святых подвижников и мучеников, видевших смыслом своей жизни укрощение страстной телесной природы человека ради расцвета человеческого духа.

Несмотря на давние истоки возникновения, исихазм является и сегодня важной константой христианской жизни (особенно монашеской). Как феномен теологической мысли, оказавший огромное влияние на культуру стран, он является объектом исследования не только теологов и философов, но и специалистов в области искусства, культурологии, социологии и политики.

Важнейшим методологическим основанием исследования служат первоисточники - богословские трактаты и поучения прп. Григория Синаита1, свт. Григория Паламы2, историософские труды отечественных и зарубежных мыслителей - И.Ф. Мейендорфа (1974), О.С. Климкова (2018), Н.С. Жиртуевой (2019) и др.

Базовым методом является философский анализ феномена исихазма, включающий в себя авторскую попытку переосмысления и изложения собственной позиции в отношении учения ис-ихазма.

Вспомогательным методом исследования можно считать историко-культурный метод, так как исихазм следует рассматривать не только как специфическую идеологию, но и как историческое явление, оказавшее существенное влияние на культуру и искусство стран христианского мира.

Этимологические контуры определяют понятие «исихазм» как «безмолвничество» или ми-стико-аскетическое течение в христианском (византийском) монашестве, видящее целью единение с Богом через очищение человека (обожение) и сосредоточение его душевных и духовных сил, постижение трансценденции Божественного в молчании.

Анализируя феномен исихазма, американский теолог и византинист И.Ф. Мейендорф указывает на полисемантизм данного термина и определяет следующие смысловые характеристики исихазма: «духовно-мистическая жизнь христианских подвижников; метод молитвенного "умного делания", или психосоматический метод творения Иисусовой молитвы; паламизм как своеобразная теолого-философская интерпретация мистического опыта человека; исихазм как общественно-политическое движение» (Мейендорф, 1974: 297).

Проблемное поле идеологии исихазма многогранно: сюда включены не только проблемы экзистенциальных отношений человеческого и божественного, трансценденции личностного поиска, но и вопросы идейно-оппозиционного дискурса наряду с существующим латинским «гуманистическим» направлением, что придает этому явлению открытый дискуссионный, а не изолированный теолого-концептуальный характер.

К основным характеристикам учения исихазма относятся: исихия (практика безмолвия), постоянная борьба со страстями и пороками человеческой телесной природы, покаяние (или постоянный «плач» о грехах), искусство «умной молитвы», воспитание всеобъемлющей любви к Богу и «тварному» миру, мистическое единение с Абсолютом (Жиртуева, 2019: 29).

Учение исихазма пронизано вопросами этики, где ключевыми концептами являются дихотомии добра и зла, страсти и добродетели. Всю религиозную культуру ортодоксального христианства «отличает острая этизация, нравственная окрашенность» (Хоружий, 2011: 8). Бог как Высшая цель и Высшее благо в исихазме задает необходимые жизненные императивы для человека - поиск путей духовного и нравственного совершенствования человеческой природы. В соответствии с христианской традицией человек - творение Бога, соединившее в себе образ и подобие Творца, а следовательно, человек имеет возможность общения с высшим, трансцендентным, абсолютным Началом и посредством духовной практики и экзегезы Священного Писания достигнуть высшего духовного состояния - «обожения». Обожение, или теозис, можно интерпретировать как теологическое учение христианства, усматривающее смысл человеческой жизни в приобщении тварной (сотворенной) природы человека к нетварной (субстанциональной) божественной жизни через действие божественной благодати.

По хронологическому принципу можно выделить основные периоды в генезисе исихазма:

1. Ранневизантийский период исихазма или исихазм египетского и синайского монашества (IV-IX вв.). Основы аскеты и монашества заложены в книгах Священного Писания (Нового завета). К числу самых ранних исихастов (IV в.) можно причислить Евагрия Понтийского и Макария Египетского. В этот период закладываются основоположения иноческого жительства, формируются типы иночества: киновийное (общежительное), анахоретское (пустынножительное), идио-ритмическое (скитское). Исихазм создавался в рамках второго типа. Ключевые положения исихазма: «диалектика единения-уединения, примат молитвы, необходимость наставничества» (Архипова, 2017: 155).

1 Синаит Г., прп. Творения. М., 1999. 159 с.

2 Палама Г., свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. 384 с.

2. Монашеское движение середины XIV в. («неоисихазм XIV в.», по Н.С. Жиртуевой (2019)). Это время расцвета исихазма как идеологии и движения. Представителями его являются: Григорий Синаит, Николай Кавасила, Григорий Палама, Сергий Радонежский. В этот период также развивается так называемый «политический» исихазм (по мнению И.Ф. Мейендорфа (1974)).

3. Исихазм XVI-XIX вв. На это время приходится возрождение русского исихазма (Нил Сор-ский, Максим Грек, Артемий Троицкий, протопоп Аввакум, Тихон Задонский, преподобный (далее - прп.) Паисий Величковский, деятельность старцев Оптиной Пустыни, прп. Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов).

Как верно отмечают западные идеологи, в XIV в. и в XVIII в. в исихазме происходили «глубокие трансформации "перерождения", которые каждый раз полностью обновляли православие» О-ми, 2016: 64).

4. Концепции современного исихазма (с середины XX в. по настоящее время), включающие исследования русской диаспоры за границей и греческих ученых. На этом этапе можно опереться на классификацию О.С. Климкова, который выделяет 3 направления в понимании исихазма: ис-торико-богословское (Киприан (Керн), В.Н. Лосский, И.Ф. Мейендорф и др.); историко-философское (Г.В. Флоровский, С.С. Хоружий и др.); историко-компаративистское (А.И. Клибанов, Г.М. Прохоров, Д.С. Лихачев, В.Н. Лазарев и др.) (Климков, 2018).

Биполярность смысла исихазма реализуется следующими значениями: во-первых, ис-ихазм выступает как «обрядово-аскетическая практика единения человека с Богом посредством "умного делания" и "сердечного ведения"» и как «философское учение о богопознании, бого-осмыслении» (Климков, 2018).

О.С. Климков дифференцирует два направления исихазма, определяя истоки в апофатиче-ской теологии Ариопагитик. Первое из них берет начало с идей Симеона Нового Богослова и Григория Синаита и именуется в последующем синаитизмом. Детерминантой развития другого направления стал теолого-философский подход Григория Паламы, или паламизм (Климков, 2018).

Практическая сторона исихазма, целью которой было достижение состояния обожения с помощью практики уединения, молчания и постоянного «делания» в молитве, отразилась в учении Григория Синаита (1275-1346).

«Синаитизм представлял собой этико-богословское учение, в основе которого лежала идея спасения человека (сотериология), сопряженная с тактикой очищения души от страстных помыслов и умственных прегрешений» (Климков, 2018). То есть задача данного направления была в укрощении телесного ради духовного в природе человека. Однако, говоря о метафизике последнего, синаитизм делал акцент на динамизме духовного начала в человеке, а не на страстности души. Его активность повышается по мере искоренения внутреннего зла: чем больше человек борется со страстным началом в своей природе, тем ближе он к катарсису, обожению.

Так как страсть - основной механизм, препятствующий возвышению духовной природы человека, Григорий Синаит уделяет много внимания изучению страстей человека, классифицирует их, раскрывая детерминанты душевных и телесных их разновидностей. Страсть и исихия - две диалектические противоположности на «поле» человеческой сущности1.

Преодоление страстей посредством добродетелей имеет результатом спокойствие, иси-хию. Основания безмолвия Синаит видит в добродетелях смирения и терпения. Практика смиренного плача является ключевым моментом в борьбе со страстями2.

Другой момент в учении синаитизма - это умное делание. В подобной практике особое место уделяется очищению человека от помыслов в результате многократного чтения Иисусовой молитвы. Душа очищается по пути к духовному созерцанию, «важным моментом которого является преодоление страха посредством усиления любви, после чего естественные помыслы оставляют душу в покое, где присутствует одно лишь стремление к Богу» (Климков, 2018).

Высший дар от Бога за постоянное «стояние» в молитве - это благодать. Сам Григорий Синаит описывает это состояние в своем трактате «Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве...»: «Действие благодати - сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу. Признаки благодати, обнаруживающие истину таковы: сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, и прочие добродетели»3. Душевные порывы под влиянием благодати, дарованной Богом, возвышают человеческий дух, приближая к трансцендентному бытию, удаляя от страстности и телесной чувственности. Здесь отражается особого рода исихастский мистицизм, так как ключевым концептом учения является состояние «обожения» как преображения экзистенции человеческой сущности.

1 Синаит Г., прп. Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя [Электронный ресурс] // Исихазм. URL: http://www.hesychasm.ru/library/sinait/hesychia_1.htm (дата обращения: 22.11.2022).

2 Там же.

3 Там же.

PHILOSOPHY

Исихазм XIV в. уже не представлял собой в строгом смысле слова келейную уединённую жизнь монахов-аскетов, так как распространение его быстрыми темпами проникало в различные социальные слои и регионы, в том числе и на русские земли, что приводило к росту центров исихастской духовности. Ригоризм исихазма охватывал не только теологию и ментальность, но и подчинял себе культ и искусство.

Интенсивное распространение культуры византийского христианского исихазма неминуемо привело к столкновению восточной и западной идеологий. Результатом этого стало появление учения Григория Паламы (1296-1359).

Паламизм стал развиваться благодаря полемике Паламы с Варлаамом Калабрийцем. Последний из указанных отрицал в принципе возможность богопознания и утверждал необходимость слепого следования авторитету Церкви. Реакцией Григория Паламы на откровенный философский номинализм Варлаама стало обвинение им оппонента в ереси.

Апологетическую теорию богопознания Палама отразил в произведении «Триады в защиту священно-безмолвствующих»1. Идеологический спор с Варлаамом Григорий Палама выиграл, и в 1341 г. на Константинопольском соборе учение Калабрийца было осуждено. Однако на этом дебаты вокруг учения Григория Паламы не закончились. Более того, они вышли за границы чисто богословских диспутов, перейдя на политический уровень (Величко, 2019: 35).

В паламизме гносеологическая сторона исихазма представляется как возможность богопо-знания, богосоцерцания.

Ключевая идея в учении святителя Григория Паламы, «по своей сути антиномична, она подчеркивает неприступность, трансцендентность Бога, его "внемирность", и в то же время утверждает имманентность Бога миру, Его непосредственное участие в жизни человека, реальное присутствие в мире» (Гандера, 2017: 23).

Подобная антиномия сущностной природы Бога и благодати раскрыта Григорием Паламой в учении о божественных энергиях. Философ вводит для разъяснения собственной позиции диалектическую связь категорий «сущность - бытие», которую также можно представить как модусы бытия Бога «сущностное - энергийное» (Ягубова, 2019: 762). Метафизика природы Бога, Его сущность, является непостижимой и недоступной для человека, однако через действия Бога, потоки Его энергий, которые неотделимы от Божественной сущности происходит эманация Божественной силы и Благодати, которую человек может познать (как часть бытия). Божественные энергии являются единым действием Святой Божественной Троицы. Потоки энергий могут «озарить» несовершенство человеческой природы, возвысив конкретного субъекта над другими людьми и живыми существами, сделав ангелоподобным существом.

Св. Григорий Палама описывает феномен обожения как «воипостасное видимое воссияние, не имеющее в достойных возникновения; превышающее ум и смысл, совершающееся в нетленном веке таинственное единение с Богом, когда, созерцая свет сокровенный и пренеизре-ченной славы, вместе с вышними силами святые и сами становятся воспреемниками блаженнейшей чистоты»2. Данное учение о божественных энергиях приобрело терминологическое обозначение «православного онтологического энергетизма».

В теологии восточного христианства феномен обожения именуется «превосхождением естества», а в философии - онтологическим трансцендированием. С.С. Хоружий называет эту практику результатом конструктивного опыта человека, в процессе которого через определенную онтологическую программу («бытийную стратегию») созидается «сама личность человека, структуры его идентичности» (Хоружий, 2011: 10).

Выделяются «три уровня общения в Боге и с Богом: субстанциональный, ипостасный и энер-гийный» (Гандера, 2017: 25). Первый высший уровень общения - межипостасный, он осуществляется между ипостасями Святой Троицы. Второй уровень достигается в результате Боговоплоще-ния. Третий - связан с общением человека с Богом посредством молитвы (Гандера, 2017: 25).

Заслуга святителя Григория Паламы в том, что он систематизировал богословское учение о различении в Боге непостижимой сущности и постижимой энергии, благодати.

Подводя итоги проведенного философского анализа, можно отметить следующее.

Исихазм - это не только исторически развивающаяся традиция богоискания и мистической практики, но и своеобразный подход к интерпретации экзистенции человеческой природы и Божественной сущности, специфики проявления Ее в «здешнем» мире. Зародившись в лоне христианской теологии, сегодня исихазм как учение выходит за рамки религии, всё больше привлекая к себе внимание философов, историковедов, культурологов и искусствоведов.

1 Палама Г., свт. Указ. соч.

2 Палама Г., свт. Указ. соч. С. 292.

В настоящее время споры вокруг идеологии и основных концептов исихазма не утихают. Множество исследований философского и теологического характера посвящены вопросам генезиса исихазма, по-новому переосмысливается творчество Григория Синаита, Григория Паламы как основных представителей направлений исихазма (синаитизма и паламизма). Опираясь на их позиции, исихазм можно интерпретировать, с одной стороны, как обрядово-аскетическую практику единения человека с Богом посредством «умного делания» и «сердечного ведения» (антропологическая и мистическая сторона исихазма); с другой - как философское учение о богопозна-нии, богоосмыслении (гносеологическая сторона исихазма).

Список источников:

Архипова У.О. Традиции духовной практики исихазма в истории христианства // Интеграция наук. 2017. № 5 (9). С. 154-157.

Величко А.М. Исихазм как политическое явление // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2019. Т. 6, № 1. С. 35-45.

Гандера С. Трансцендентность божественной сущности и реальность жизни в Боге посредством энергий по учению свт. Григория Паламы // Богословско-исторический сборник. 2017. № 1 (9). С. 22-33.

Жиртуева Н.С. К проблеме древнерусского исихазма в отечественной историографии // Novogardia. 2019. № 2. С. 2844. https://doi.Org/10.25797/NG.2019.2.2.003.

Климков О.С. Византийский исихазм и русская религиозная мысль XV-XVIII вв. СПб., 2018. 301 с.

Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. XXIX: Вопросы истории русской средневековой литературы. С. 291-305.

Хоружий С.С. Этика исихазма в ее двух исторических формациях // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12, № 4. С. 8-29.

Ягубова Л.А. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века // Мировая наука. 2019. № 5 (26). С. 761-764.

Liviu P. The Reception of Hesychasm in the Romanian Culture // International Journal of Orthodox Theology. 2016. Vol. 7, iss. 1. Р. 62-84.

References:

Arkhipova, U. O. (2017) Traditsii dukhovnoi praktiki isikhazma v istorii khristianstva [Traditions of the Hesychasm Spiritual Practice in the History of Christianity]. Integratsiya nauk. (5 (9)), 154-157 (in Russian).

Gandera, S. (2017) Transtsendentnost' bozhestvennoi sushchnosti i real'nost' zhizni v Boge posredstvom energii po ucheniyu svt. Grigoriya Palamy [The Transcendence of the Divine Essence and the Reality of Life in God Through Energy According to the Teachings of St. Gregory Palamas]. In: Bogoslovsko-istoricheskii sbornik. (1 (9)), 22-23 (in Russian).

Khoruzhii, S. S. (2011) Etika isikhazma v ee dvukh istoricheskikh formatsiyakh [The Ethics of Hesychasm in Its Two Historical Formations]. Review of the Christian Academy for the Humanities. 12 (4), 8-29 (in Russian).

Klimkov, O. S. (2018) Bizantine Hesychasm and Russian Religious Thought XV-XVIII Century. St. Petersburg. 301 р. (in Russian).

Liviu, P. (2016) The Reception of Hesychasm in the Romanian Culture. International Journal of Orthodox Theology. 7 (1), 62-84.

Meiendorf, I. F. (1974) O vizantiiskom isikhazme i ego roli v kul'turnom i istoricheskom razvitii Vostochnoi Evropy v XIV v. [On Byzantine Hesychasm and Its Role in the Cultural and Historical Development of Eastern Europe in the 14th Century]. In: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Vol. XXIX: Voprosy istorii russkoi srednevekovoi literatury. Leningrad, рр. 291-305 (in Russian).

Velichko, A. M. (2019) Hesychasm as a Political Phenomenon. Vestnik yuridicheskogo fakul'teta Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 6 (1), 35-45 (in Russian).

Yagubowa, L. А. (2019) Traditions of Hesychasm in Russian Religious Philosophy of the First Half of the XX Century. Mirovaya nauka. (5 (26)), 761-764 (in Russian).

Zhirtueva, N. S. (2019) K probleme drevnerusskogo isikhazma v otechestvennoi istoriografii [On the Issue of Old Russian Hesychasm in Russian Historiography]. Novogardia. (2), 28-44. Available from: doi: 10.25797/NG.2019.2.2.003 (in Russian).

Информация об авторе В.В. Урядова - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета, Владивосток, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=413257

Information about the author V.V. Uryadova - PhD, Associate Professor, Department of Humanities, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=413257

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.