Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСЫ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Забелина Екатерина Вячеславовна, Константинов Денис Александрович, Корнеева Анна Андреевна

Статья посвящена анализу представлений предпринимателей в сфере экобизнеса о причинах выбора этого направления бизнеса в качестве основного, о личностных ресурсах и трудностях, с которыми они сталкиваются в этой деятельности, о перспективах развития экологического бизнеса в России. Для проведения исследования была разработана программа полуструктурированного интервью. Выявлены разнообразные причины занятия бизнесом в сфере экотехнологий: забота о природе, небезразличие к будущему, интерес к технологиям, желание принести пользу обществу и др. Идентифицирован ценностный профиль предпринимателей в этой сфере. На первое место в системе ценностей они ставят семью (детей), далее следуют честность (честное имя), безопасность (для близких, для общества в целом) и независимость, интересная задача (работа), развитие, общественная польза. Основным препятствием на пути развития экобизнеса видится отсутствие конструктивного взаимодействия между предпринимателями, администрацией, наукой и общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INSIDE LOOK AT THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL BUSINESS IN RUSSIA: THE RESULTS OF THE QUALITATIVE STUDY

The article is devoted to the analysis of the entrepreneurs’ representations in the eld of eco-business about the reasons for choosing this direction of business as the main one, about their personal resources and the dif culties they face in this activity, about the prospects for the development of environmental business in Russia. To conduct the research, a semi-structured interview program was developed. Various reasons for doing business in the eld of eco-technologies have been identi ed: care for nature, concern for the future, interest in technologies, desire to bene t society, and others. The value pro le of the entrepreneurs in this business has been identi ed: they put family (children) in the rst place in their value system, followed by honesty (an honest name), safety (for loved ones and for society), independence, interesting tasks, development, social bene t. The main obstacle to the development of eco-business is the lack of constructive interaction between entrepreneurs, administration, science and the public.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета.

2021. № 10 (456). Экономические науки. Вып. 74. С. 95-105.

УДК 338.3+502.3 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11010

ББК 65.28+65.290.2

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Е. В. Забелин^, Д. А. Константинов2, А. А. Корнеева1

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2 НТИ-ЭкоНет, Челябинск, Россия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта

№ 20-413-740009.

Авторы выражают благодарность предпринимательскому сообществу «ЭкоНет» за готовность к научному сотрудничеству.

Статья посвящена анализу представлений предпринимателей в сфере экобизнеса о причинах выбора этого направления бизнеса в качестве основного, о личностных ресурсах и трудностях, с которыми они сталкиваются в этой деятельности, о перспективах развития экологического бизнеса в России. Для проведения исследования была разработана программа полуструктурированного интервью. Выявлены разнообразные причины занятия бизнесом в сфере экотехнологий: забота о природе, небезразличие к будущему, интерес к технологиям, желание принести пользу обществу и др. Идентифицирован ценностный профиль предпринимателей в этой сфере. На первое место в системе ценностей они ставят семью (детей), далее следуют честность (честное имя), безопасность (для близких, для общества в целом) и независимость, интересная задача (работа), развитие, общественная польза. Основным препятствием на пути развития экобизнеса видится отсутствие конструктивного взаимодействия между предпринимателями, администрацией, наукой и общественностью.

Ключевые слова: экологический бизнес, экотехнологии, ресурсы, ценности, мотивация, предпринимательство.

Введение

Развитие «зеленого» бизнеса, основанного на экотехнологиях, является сегодня одним из мощных мировых трендов [2]. Значимость этого направления активно обсуждается и в нашей стране: проводятся ежегодные форумы, выделяются правительственные гранты, соз-даются инвестиционные программы1. Однако, несмотря на все принимаемые усилия в этой сфере, состояние окружающей среды заметно ухудшается. По данным «ФинЭкспертизы», количество случаев экстремально высокого уровня загрязнения за последний год увеличилось в четыре раза2. Кроме

1 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года. (утв. Президентом РФ 30.04.2012). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117 (дата обращения: 13.08.2021).

2 Количество высоких загрязнений воздуха в России

того, несмотря на принятие в России закона о «зеленом» финансировании3, объем рынка финансирования «зеленого» предпринимательства остается незначительным, что говорит о слабости этого экономического сектора4.

Формируется определенный научный интерес к отрасли экологического бизнеса [1, 4, 6, 9, 15], однако фактических наработок в этой области, особенно в изучении его социально-психологических аспектов, пока немного [10-14]. В частно-

выросло в четыре раза. URL: https://finexpertiza.ru/ press-service/researches/2021/vysok-zagryazn-vozd/

(дата обращения: 13.08.2021).

3 Зеленое финансирование. URL: https://veb.ru/ ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/ (дата обращения: 13.08.2021).

4 «Идеи экоактивизма возводятся в ранг новой религии»: как это поможет Челябинску? URL: https://chel. dk.ru/news/237150657 (дата обращения: 13.08.2021).

сти, практически не изучаются причины выбора экобизнеса в качестве основного, мотивы вступления в ряды экопредпринимателей, их личностные ресурсы, а также трудности, с которыми они сталкиваются в этой деятельности. Настоящее исследование стремится частично восполнить этот пробел.

Методы и выборка

В рамках поискового исследования предпочтение было отдано качественным методам как инструменту изучения тех тем и проблем, которые еще не были предметом научного исследования. Качественный подход стимулирует исследователя обходиться без предварительных теоретических представлений о том, какие из переменных окажутся более важными и как результаты впишутся в систему объяснений, предлагаемых уже существующей теорией [8]. В частности, применялся метод интервью с последующим анализом полученных данных без обращения к статистическим методам [3]. Главная отличительная черта исследований с применением интервью — это использование описания, анализа, интерпретации в работе с изучаемым феноменом, внимание к содержанию значений и смыслов, зафиксированных в языке людей.

Для исследования проблем и возможностей развития экологического бизнеса в России была разработана программа полуструктурированного интервью. Вводная часть вопросов была направлена на налаживание контакта с респондентом и включала в себя вопросы для сбора демографических данных. В основную часть интервью были включены вопросы, касающиеся восприятия респондентом своего бизнеса, его успешности и конкурентных преимуществ; вопросы, связанные с личностными ресурсами предпринимателей в сфере экобизнеса, их ценностями и мотивами; вопросы, направленные на изучение трудностей предпринимателей в экобизнесе и возможностей их преодоления. Заключительный этап интервью был направлен на выяснение представлений респондентов о перспективах развития экологического бизнеса в России.

В исследовании приняли участие десять представителей малого и среднего бизнеса, реализующих экологическое направление, в возрасте от 38 до 62 лет, все мужчины. Респонденты проживают в Челябинске и Челябинской области и осуществляют предпринимательскую деятельность в следующих направлениях: чистые технологии производства, умные технологии мониторинга

и контроля загрязнений окружающей среды, перспективные технологии утилизации отходов, базы практических экологических услуг, технологий и знаний, моделирование и управление экосистемами и природными процессами. Интервью проводились индивидуально.

Материалы, собранные с помощью интервью, обрабатывались методом тематического анализа, который представляет собой гибкий исследовательский инструмент, позволяющий собирать богатый и подробный материал. Анализ осуществлялся в соответствии с шестью этапами, выделенными В. Брауном и В. Кларком [5].

Результаты Восприятие бизнеса и себя в нем

Первый блок вопросов был посвящен тому, как предприниматели видят свой бизнес, свои конкурентные преимущества и как они оценивают свою успешность. Нас интересовал также вопрос о том, что побудило предпринимателей выбрать именно это направление бизнеса.

При описании своего бизнеса респонденты используют лексику, раскрывающую его социально значимую сторону, однако при этом не считают, что они занимаются чем-то выдающимся, необычным. Далее приведены примеры высказываний интервьюируемых, подтверждающие этот тезис (курсивом выделены наиболее показательные лексические единицы).

«Мы помогаем организациям внедрять всякого рода профессиональные системы и стандарты управления, и в том числе... по экологии» (предприниматель, 50 лет).

«Мы видим себя. в оборудовании, которое может сопровождать производственные какие-то процессы либо осуществлять прежде всего это измерение — экологический мониторинг» (предприниматель, 47 лет).

«Сейчас основная задача у нас все-таки сделать компактный, очень надежный, достаточно точный с допускаемой долей погрешности прибор, чтобы он был массовым, то есть чтобы он не стоил 20 миллионов, как пост большой, а пусть он стоит 1,5 миллиона или там миллион, но их 20 поставить» (предприниматель, 47 лет).

«Экобетоны — это бетоны, которые: а) с одной стороны, они экологически чистые, на основе экологически чистых материалов, б) в них присутствует элемент вторичной переработки, в) ...идет утилизация бетонных отходов» (предприниматель, 42 года).

«Полностью занимался сортировкой, переработкой, производством гранул (ПВД, ПНД), рециклингом» (предприниматель, 44 года).

«У меня мысль была "зеленые договора" сделать. "Зеленые договора" — это полностью услуга, то есть я на предприятии забираю материал и возвращаю им продукцию, уже готовую» (предприниматель, 44 года).

«Так вообще наш бизнес с самого начала спроектирован в направлении использования для производства стеклянной тары... использовать только отходы стекольной промышленности и отходы, получаемые после сортировки мусора» (предприниматель, 62 года).

«Короче, задумал вот это производство. Начинал с плитки. То есть сырьем что является? Отходы, ТБО» (предприниматель, 57 лет).

«Я — предприниматель, который, как венчурный инвестор, видит, что у него есть интеллектуальные, эмоциональные ресурсы, у него есть какие-то финансовые небольшие ресурсы. и который может и для себя что-то полезное сделать, и для экономики» (предприниматель, 46 лет).

«Я хотел бы, чтобы у меня не было отходов. абсолютно никаких, и отходы превращать в доходы. Это товары с отрицательной стоимостью — по себестоимости, мне вот так вот интересно. какие-то природоподобные технологии» (предприниматель, 38 лет).

Как видно, часть предпринимателей рассказывает о себе в единственном числе («я»), другие — во множественном («мы»). Можно предположить, что у ряда предпринимателей в сфере экобизнеса выражен индивидуальный лидерский потенциал, они привыкли рассчитывать только на свои силы. Однако их коллеги воспринимают себя частью чего-то большего (команды, бизнеса, общества) и в большей степени готовы рассчитывать на поддержку извне.

Еще один характерный для высказываний факт: сами предприниматели не считают себя успешными бизнесменами. Они либо мягко уходят от обсуждения этого вопроса, либо прямо говорят об этом:

«Успеха нет пока» (предприниматель, 62 года);

«Успех я пока не вижу» (предприниматель, 42 года).

Восприятие конкурентов и своих конкурентных преимуществ

Анализ высказываний по вопросу рыночной конкуренции показывает, что опрошенные

предприниматели довольно спокойно относятся к ней. Они либо не видят конкурентов вообще, либо рассматривают их как партнеров. При этом предприниматели в сфере экобизнеса видят свои конкурентные преимущества в применении новых технологий, которые заметно снижают стоимость продукта и придают ему дополнительные полезные свойства.

«На сегодняшний день найти тех, кто реально разбирается в системах, кто реально может проводить эти изменения. как днем с огнем...» (предприниматель, 50 лет).

«Рынок настолько, на мой взгляд, разряжен в тех, кто умеет решать подобного рода задачи, что мы друг другу, скорее, как бы помощники, которые так или иначе способствуют все большему просвещению... заказчиков» (предприниматель, 47 лет).

«Есть решения, но они, я думаю, надуманные и очень громоздкие. <...> Нужны компактные, недорогие, надежные приборы» (предприниматель, 47 лет).

«По использованию отходов пластика, дерева, бумаги — это все (технологии переработки) уже существует, а вот по использованию стекла — практически нет. <...> Мы планируем переработать 100 % и дальше развивать в этом направлении: другие изделия, не только стеклотару» (предприниматель, 62 года).

«Смотрите, во-первых, мы рассчитываем, что эти отходы, сырье будут дешевле. Дальше, они будут формироваться близко, то есть они сами дешевые, но у них в цене большая транспортная составляющая» (предприниматель, 62 года).

Мотивы занятия экобизнесом

В качестве причин выбора бизнеса в сфере эко-технологий предприниматели называют разные факторы: забота о природе, небезразличие к будущему (дети, внуки), интерес к технологиям, случайная встреча с «идейным» представителем этого бизнеса и др.

«Ну, во-первых, есть люди, которые меня подвигли к этому (называет имя). Он этой темой живет, мы с ним общаемся, и он в нее верит, этой верой он и меня, наверное, как-то заразил» (предприниматель, 42 года).

«А просто, скажем так, технический директор наш, который вот является соучредителем, он работал на. стеклотарном заводе, который использует эту технологию» (предприниматель, 62 года).

«Помимо внешних. у меня движка давно такая

идет, я и говорю, что мои внуки, когда выйдут в поле, в чистое, и там будут расти деревья, две штуки, они скажут: "Это благодаря нашему прапрадеду вот эти деревья сохранились"» (предприниматель, 44 года).

«А здесь природа, здесь экология, здесь беззащитное, здесь ситуация в регионе действительно критическая» (предприниматель, 57 лет).

«Те компании, которые хотят сегодня развиваться и хотят сегодня себя позиционировать как компании, которых беспокоит. будущее в той или иной степени, они, наверное. сами для себя должны делать какие-то выводы. Вот мы для себя сделали вывод: мы знаем и понимаем этот рынок, и мы выводим на рынок... понятие экобетона» (предприниматель, 57 лет).

«Но экологический бизнес растет где-то на 1570 % в год, а вот этот вот бизнес, классический, он падает где-то на 10-15 % в год. И к драйверам экономики будущего относятся технологии, которые сегодня так или иначе связаны со снижением энергозатрат, материалозатрат, связаны с новыми знаниями, новыми технологиями. И это все вписывается в понятие "экобизнес", "зеленый бизнес"» (предприниматель, 47 лет).

«Я не сразу к этому пришел, долго шел, мыслями, и связать свою жизнь хотелось с чем-то, что нравится, и что можно как бы на пользу общества...» (предприниматель, 38 лет).

Ценности бизнеса и личные ценности предпринимателей

Следующий блок вопросов был связан с личными ценностями предпринимателей в этой сфере — что их мотивирует заниматься этим бизнесом, — а также с тем, как они вос-принимают ценность своего предприятия. Одним из фактов, обнаруженных в ходе интервью, является наблюдение о совпадении личных ценностей у респондентов: семья, дети, честность, безопасность, интересная задача (работа), развитие, общественная польза. При этом деньги (богатство, статус) не называются в числе главных ценностей ни одним респондентом.

«Мне просто важно, чтобы дети себя слышали, понимали и боролись за умение быть собой, или чтобы у них были цели... Вопрос в том, осознают ли они, чем они живут и насколько это делает их целостными, счастливыми» (предприниматель, 50 лет).

«Просто быть честным с вами или. с сотрудниками, с. заказчиками, или со своими

детьми и с супругой. И вот как бы все. То есть это как бы лучший способ быть ответственным» (предприниматель, 50 лет).

«Ну, во-первых, честность, я думаю, какие-то близкие отношения, семья, может быть. Ну, семья в первую очередь, да. Потом — честность» (предприниматель, 38 лет).

«Для меня ценность еще все-таки является, это такое вот не принятое, но я очень трепетно отношусь к. своей чести. Я отношусь очень трепетно к тому, чтобы не быть подлецом. меня конечно беспокоит доброе имя мое» (предприниматель, 47 лет).

«К сожалению, наш психотип таков, что мы привыкли. работать, что-то делать, чего-то добиваться или там еще что-то. Даже если вдруг мы дико разбогатеем, ну, сколько, ну, не знаю, две недели попразднуем, а дальше что? <.> Всегда нужна какая-то задачка, чтоб решать» (предприниматель, 57 лет).

«Три самые важные вещи — это здоровье моих близких, безопасность в любом виде и успешность» (предприниматель, 42 года).

«Ну, семья, ну, цель, она, конечно, такая глобальная, улучшить экологию. ну, вообще в развитии» (предприниматель, 44 года).

«В первую очередь это все-таки семья -безопасность, обеспеченность, ценности семейные, те отношения, которые есть в семье.. Дети, на первом месте, ценности — конечно же дети» (предприниматель, 47 лет).

«Ну, лично для меня, одну треть как минимум мы находимся на работе, и для меня важно, чтобы работа... была тоже положительными эмоциями» (предприниматель, 62 года).

«Я шутил тут, вроде: "На работу, как на праздник '. Оно ведь, без шуток, так и есть» (предприниматель, 57 лет).

«Мне нравится сам процесс — процесс строительства, процесс создания, процесс узнавания нового, новых направлений, новых технологий, их решение и в конце концов достижение победы в такой вот деятельности» (предприниматель, 57 лет).

«Мы работаем, чтобы вдохнуть вторую жизнь в отходы, превращаем их в доходы. Мы объединяем усилия и создаем решения для сохранения природы и улучшения экологии. Это — цель развития» (предприниматель, 57 лет).

«Это просто потому, что жизнь, мне интересно вот это» (предприниматель, 57 лет).

«Понимаешь, мне не нужны проекты, я делаю всерьез и на совесть... я делаю всегда все для себя» (предприниматель, 57 лет).

«Я люблю докапываться до сути. я не люблю быть марионеткой. Поэтому мне важно находиться в ладу с собой, мне важно знать, что я делаю, важно разобраться, важно понимать свою полезность. мне хочется быть полезным» (предприниматель, 38 лет).

«Я все-таки хочу реализоваться, у меня ощущение, что я использую свой потенциал на сегодняшний день на 10 % от имеющегося» (предприниматель, 47 лет).

В этом смысле показательны высказывания, демонстрирующие личностную самоидентификацию (идентичность) предпринимателей:

«Я — семьянин, многодетный папа» (предприниматель, 50 лет).

«Основная профессия у меня. системотехник, радиоинженер, ну, то есть тоже, скажем, творческая, поэтому мне нравится вот такое направление моей производственной деятельности» (предприниматель, 62 года).

«Я человек, кстати, труда, я созидатель, я не хвалюсь, я по жизни вот так пошел. ну, не работать я просто не могу» (предприниматель, 57 лет).

«Я сам изобретатель, помимо всего прочего, то есть и патенты свои есть, и мыслю соответственно. ну, по жизни, может, везет — встречаются люди такие же, которые работают за идею практически» (предприниматель, 57 лет).

«Я — производственник, я не политик... Я работаю на правильное направление» (предприниматель, 57 лет).

«Я— интегратор, я понимаю, что происходящее и то, что нам рассказывают, не совсем достоверно. У меня есть логика. аналитический склад, я просто умею думать» (предприниматель, 46 лет).

Трудности предпринимателей в экобизнесе

В следующем блоке вопросов респондентов просили рассказать, что самое трудное в их бизнесе и как можно эти трудности преодолеть. Многие проблемы, по мнению респондентов, касаются отсутствия общности интересов и взаимодействия бизнеса, администрации (власти), науки (технологий) и общественности.

«Есть некоторые вопросы в нашей социальной среде, которые могут решаться только на каком-то уровне или при наличии всякого рода связок, например административного, бизнес-

характера и общественного сознания. Бизнес-среда Челябинска, с точки зрения крупнейших промышленных предприятий, которые и влияют в основном на экологию нашего региона, и административная как бы связка здесь менее всего., они единодушны в том, чтобы делать минимум усилий в решении этих экологических задач, потому что они не видят здесь прямой коммерциализации, то есть у них нет как бы выгоды» (предприниматель, 50 лет).

«В "Газпроме" бесконечно там какие-то сертификации, неизвестно какие требования, то есть техника не успевает за капризами чиновников. Они один сертификат объявят, мы только начинаем готовить документацию, а уже упраздняют его. Понимаете?» (предприниматель, 47 лет).

«Нет идеи у государства, и нет поддержки государственной» (предприниматель, 38 лет).

«Проблема в другом—у нас долгое время. мы просто, как бы это объяснить, мы не могли найти общий язык с потенциальными заказчиками, потенциальным потребителем, он сам не знал, что ему надо, понимаете?» (предприниматель, 47 лет).

«Тут, я думаю, нормальный конструктивный диалог с людьми, которые что-то делают или хотели бы что-то делать. Потому что, к сожалению, я вижу, что очень часто кто-то там функционирует "для галочки"» (предприниматель, 50 лет).

Часть предпринимателей считает, что на экологические продукты в регионе нет реального заказа, запросы носят формальный характер, ни администрация, ни бизнес не видят необходимости действительно что-то менять в этом вопросе.

«Нет у меня реальных заказчиков по экологии на сегодняшний день, нету!» (предприниматель, 50 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мы сейчас находимся в ситуации, когда заказчика фактически нет» (предприниматель, 47 лет).

В качестве одной из проблем, почему предприниматели «не идут» в «зеленый» бизнес, респонденты называют ограничивающее «экологическое» законодательство, регулирующее его, либо, наоборот, отсутствие регулирующих законов в отдельных аспектах этой экономической ниши.

«Большинство людей очень далеки от этого и не понимают, что это можно рассматривать как бизнес. Не видят там ниш для бизнеса, они боятся, что это очень зарегулировано, а это действительно зарегулировано, потому что мы

там сразу оказываемся в зоне действия всего экологического законодательства» (предприниматель, 47 лет).

«В бетонах есть у нас, так сказать, российское законодательство, или нормативная база. а есть нормативная база европейская. И мы знаем, что глобально европейцы. более продвинутые, чем мы, у них есть узаконенные какие-то моменты, связанные с экологией в бетонном производстве. У нас этого нет ничего, даже в зачаточном варианте, и соответственно никаких льгот, к сожалению, у нас нет» (предприниматель, 42 года).

«Законодательство сдерживает. Ну, вот в нашей промышленности абсолютно четко, здесь это просто прописная история. Когда берем европейскую модель — у них есть налог на экологию, например, я сейчас даже не про вторичную переработку» (предприниматель, 42 года).

«Вот эти законы, они просто удушили, лишили экономику крови, лишили экономику денег, лишили свободы воли, свободы слова, предприниматели загнаны на самом деле в какие-то мелочные, не нужные никому процедуры. Эти процедуры просто уничтожают время, ликвидируют наши стратегические преимущества, и умные люди вынуждены заниматься всякой ерундой, вместо того чтобы заниматься своим любимым делом. Есть подачки копеечные, которые никак не изменят ситуацию» (предприниматель, 46 лет).

Многие предприниматели разделяют мнение о том, что решаться проблемы должны «сверху», с помощью создания специальных законов и структур.

«А просто частное желание, оно никогда ни у кого не появится само, потому что, если нужно решать социальную проблему, у государства должны быть линии» (предприниматель, 42 года).

«Нужен комплексный такой государственный подход, потому что государство тоже должно идти навстречу. Ну, то есть это как инфраструктурный проект надо рассматривать, то есть это долгие и большие деньги» (предприниматель, 44 года).

«Мне можно помочь, а самое главное — не мешать. А вот тем, кто еще колеблется, вот там, им что нужно? Дай снижение налогов, ставку НДС» (предприниматель, 58 лет).

«Первое — налоги, если так — помощь, подзаконные акты. Вот это вот все оттуда — с головы. То есть воля сверху. Будет воля сверху, чтобы не трогали» (предприниматель, 58 лет).

От государства (власти) респонденты ожидают

системных устойчивых решений, связанных с изменением законодательства, налоговыми льготами и финансовой поддержкой.

«Тут нужен комплексный подход, и, соответственно, привлекать к этому какие-то предприятия, которые будут заинтересованы в этом. Может быть, привлекать Фонд развития промышленности тот же, чтобы какая-то... система была поддержки этих предприятий. То есть можно было бы, ну там, на покупку какого-то целевого оборудования программы, исключительно. для экобизнеса, переработки; выделять какие-то. или очень дешевые кредиты, или выделять деньги, просто первоначальные этапы субсидировать, может быть, выделять землю под строительство этих предприятий, и опять же в долгосрочную аренду. с правом выкупа, то есть с минимальной стоимостью аренды и т. д.» (предприниматель, 44 года).

«И, соответственно, те компании, которые занимаются утилизацией бетонных отходов, они этот налог не платят. Это очень простой механизм. Вот, с точки зрения законодательства, если бы у нас появился какой-то там. снижение налоговой нагрузки при участии в экологических каких-то проектах или реализации тех или иных условий, например.» (предприниматель, 42 года).

«Вот здесь вот как раз и должна быть государственная поддержка в части реализации. Как она называется правильно-то? Ну, банки когда под процент. Да, может, государство что-то в виде гранта дать?.. Те же самые 250 тысяч для малого бизнеса — они актуальны, и к 250-ти под залог того же имущества дать беспроцентный заем, ну. на десять лет на перспективное развитие или на пять лет (предприниматель, 58 лет).

«Вот самое главное, чтобы развивать вот эти новые производства, нужно, чтобы у нас в России была система льготного или проектного финансирования вот таких проектов. Потому что это направление, которое нужно вообще, это как социальное направление, которое нужно всем» (предприниматель, 58 лет).

По мнению большинства респондентов, необходим конструктивный диалог, взаимодействие разных сторон (бизнес, власть, наука и т. д.), чтобы обеспечить развитие экобизнеса в регионе и стране:

«Ну, мы начнем это продвигать путем контактов с руководством промышленных предприятий, иначе, если ни с кем не мириться, это просто не пойдет» (предприниматель, 47 лет).

Кроме того, выход видится в развитии экотех-нологий и их коммерциализации, а также в международном сотрудничестве:

«Все же в технологии упирается. Мы сегодня поставили политику на первое место, мы не поставили на первое место экономику. Надо быть прагматичным, надо все-таки исходить из экономических эффектов, ну, и, соответственно, экономика должна быть на первом месте» (предприниматель, 46 лет).

«Это будет в дальнейшем, то есть мы будем оказывать на экологию наименьшее воздействие, используя какие-то знания полученные, политехнологичные. Та же самая тема с цифровизацией. Чтобы сохранять ресурсы, надо просто очень четко настраивать процессы» (предприниматель, 47 лет).

«Может быть, вообще с опорой на международное сотрудничество, на взаимодействие. То есть у нас есть ресурс, у Европы есть логистика, есть технологии. Создание ценностей вместе, получение сырья. Намного экономически эффективнее не сырье транспортировать, а транспортировать готовые высокотехнологичные продукты, оставляя всю добавленную стоимость здесь» (предприниматель, 44 года).

Перспективы развития экобизнеса в регионе и стране

Последний блок вопросов касался того, насколько перспективным считают респонденты экобизнес в нашей стране и с чем связывают его развитие. Результаты опроса показывают, что все без исключения предприниматели уверены в огромном потенциале развития «зеленого» бизнеса в России.

«Это общемировой тренд, и мы от этого никуда не денемся. В рамках страны, вы знаете, я думаю, что в какой-то мере скоро станет перспективно. То есть я думаю, что в скором времени в этом бизнесе откроется большое количество новых возможностей» (предприниматель, 50 лет).

«Мировая тенденция идет к порошковой металлургии частично, губчатое железо, прочее восстановление. Ну и железо вытесняют пластики. То есть если долю рынка мирового посмотреть в пластиковом объеме, то это вот как раз-таки она скакнула раз в пятнадцать, наверное, если брать 90-е годы или двухтысячные, то есть отрезок в десять лет. То есть скачок такой колоссальный был» (предприниматель, 44 года).

«Я думаю, это не тупиковый вариант, потому что мусора становится все больше и больше. И у таких ситуаций всегда есть точка невозврата, так называемая, ну, можно по-другому ее назвать, при которой, даже если никто не хочет это делать, но придется перерабатывать, потому что дальше будет деградация и гибель» (предприниматель, 47 лет).

«Здесь даже это не обсуждается, сейчас уже такие деньги ввалили во все это, огромнейшие деньги были вложены в это — в переработку, в комплексы. Это пошло. В России сейчас вот это, что стало раскручиваться, то есть, скорее всего говорильня, она сделала свое дело, потому что люди уже начали. Не я же только собираю эти пакетики, но и многие другие это делают» (предприниматель, 57 лет).

«Сто процентов [у экобизнеса] есть будущее. Я вообще-то [обычно] не говорю так: "Сто процентов". .. А тут, я думаю, сто процентов» (предприниматель, 38 лет).

«У нас. безвыходная ситуация. Понимаете? Либо мы одумаемся и что-то начнем делать, либо. сами себя закопаем. Поэтому это внушает оптимизм» (предприниматель, 50 лет).

Схематично результаты качественного исследования представлены в таблице.

Выводы

Таким образом, результаты интервью позволяют сформулировать ряд выводов.

Предприниматели в сфере экобизнеса хорошо понимают не только его коммерческую составляющую, но и социальное значение, которое он оказывает. При этом они не «выпячивают» свою значимость, не считают, что они занимаются чем-то выдающимся, не считают себя успешными. Собственники «зеленых» предприятий довольно спокойно относятся к конкуренции в своем секторе: они либо не видят конкурентов, либо рассматривают их как партнеров. В качестве своих конкурентных преимуществ они в первую очередь рассматривают новые технологии, которые им удалось внедрить.

Выявлены довольно разнообразные причины занятия бизнесом в сфере экотехнологий: забота о природе, небезразличие к будущему (дети, внуки), интерес к технологиям, желание принести пользу обществу или же просто обстоятельства, люди, с которыми респонденты встретились.

Идентифицирован ценностный профиль предпринимателей в этой сфере. На первое место в си-

Обсуждаемый тезис Мнение Примеры

Восприятие бизнеса и себя в нем Социально значимый бизнес. Адекватная самооценка бизнеса (не завышенная). Не считают себя успешными «Мы помогаем организациям внедрять всякого рода профессиональные системы и стандарты управления, в том числе... по экологии». «Полностью занимался сортировкой, переработкой, производство гранул (ПВД, ПНД), рециклингом». «Я хотел бы, чтобы у меня не было отходов. абсолютно никаких, и отходы превращать в доходы. Это товары с отрицательной стоимостью — по себестоимости, мне вот так вот интересно. какие-то природоподобные технологии». «Успеха нет пока»

Восприятие конкурентов и своих конкурентных преимуществ Спокойное отношение к конкуренции. Конкурентов либо нет, либо они воспринимаются как партнеры. Основное конкурентное преимущество — новые технологии «Рынок настолько, на мой взгляд, разряжен в тех, кто умеет решать подобного рода задачи, что мы друг другу, скорее, как бы помощники, которые так или иначе способствуют все большему просвещению... заказчиков»

Мотивы занятия экобизне-сом Забота о природе. Небезразличие к будущему (дети, внуки). Интерес к технологиям Встреча с «особенным человеком» «Помимо внешних у меня движка давно такая идет, я и говорю, что мои внуки, когда выйдут в поле, в чистое, и там будут расти деревья, две штуки, они скажут: "Это благодаря нашему прапрадеду вот эти деревья сохранились"». «А здесь природа, здесь экология, здесь беззащитное, здесь ситуация в регионе действительно критическая»

Ценности бизнеса и личные ценности предпринимателей. Семья, дети. Честность (честь). Безопасность Интересная задача. Развитие. Общественная польза «Просто быть честным с вами или. с сотрудниками, с. заказчиками, или со своими детьми и с супругой. И вот как бы все. То есть это как бы лучший способ быть ответственным». «Ну, во-первых, честность, я думаю, какие-то близкие отношения, семья, может быть. Ну, семья в первую очередь, да. Потом — честность». «Для меня ценность еще все-таки является, это такое вот не принятое, но я очень трепетно отношусь к. своей чести. Я отношусь очень трепетно к тому, чтобы не быть подлецом. меня конечно беспокоит доброе имя мое»

Трудности предпринимателей в экобиз-несе Отсутствие общности интересов и взаимодействия бизнеса, администрации (власти), науки (технологий) и общественности. Отсутствие реального запроса на экопродукты в регионе. Несовершенство экологического законодательства «Есть некоторые вопросы в нашей социальной среде, которые могут решаться только на каком-то уровне, или при наличии всякого рода связок, например, административного, бизнес-характера и общественного сознания». «Проблема в другом — у нас долгое время мы просто, как бы это объяснить, не могли найти общий язык с потенциальными заказчиками, потенциальным потребителем». «Тут, я думаю, нормальный конструктивный диалог с людьми, которые что-то делают или хотели бы что-то делать. Потому что, к сожалению, я вижу, очень часто, что кто-то там функционирует "для галочки"» «Законодательство сдерживает...»

Перспективы развития эко-бизнеса в регионе и стране Безусловная уверенность в огромном потенциале развития «зеленого» бизнеса «Это общемировой тренд, и мы от этого никуда не денемся. В рамках страны. я думаю, что в какой-то мере скоро станет перспективно». «Здесь это даже не обсуждается, сейчас уже такие деньги ввалили во все это, огромнейшие деньги были вложены в это — в переработку, в комплексы. Это пошло.» «Сто процентов [у экобизнеса] есть будущее. Я вообще-то [обычно] не говорю слова так: "Сто процентов". А тут, я думаю, сто процентов»

стеме ценностей они ставят семью (детей), далее следуют честность (честное имя), безопасность (для близких, для общества в целом) и независимость, интересная задача (работа), развитие, общественная польза. При этом деньги (богатство, статус) не названы в числе главных ценностей ни одним респондентом.

Выявлены основные проблемы, которые сдерживают развитие экобизнеса в России, по мнению предпринимателей. Одной из важных проблем, тормозящих развитие «зеленого» предпринимательства в России, респонденты называют несовершенное законодательство в этой сфере. Тем не менее абсолютно все опрошенные предприниматели уверены в огромном потенциале развития «зеленого» бизнеса в России и его неизбежном развитии.

Главная же проблема заключается в отсутствии общности интересов и взаимодействия бизне-

са, администрации (власти), науки (технологий) и общественности. Соответственно решение многих проблем видится в выстраивании конструктивного диалога и взаимодействия между ними. Предлагается сконцентрировать усилия на реализации политики в области внедрения инноваций, создании необходимых инструментов и институтов. В качестве примера можно привести создание федерального агрегатора знаний в области эко-технологий, основными функциями которого станут внедрение экономически эффективных «зеленых» технологий, экологическое просвещение и распространение прикладных экознаний (в том числе маркетинговая функция), а также развитие культуры ответственного поведения и управления. Появление подобных организаций доказало свою экономическую эффективность1.

1 «Идеи экоактивизма возводятся в ранг новой религии»: как это поможет Челябинску? URL: https://chel. dk.ru/news/237150657 (дата обращения: 13.08.2021).

Список литературы

1. Ершова Т. В. Экологическое предпринимательство: основные направления и этапы развития исследований // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2016. Вып. 1. С. 66-90.

2. Ефремов Н. А., Ефремова М. П. Мировой опыт применения «зеленых» технологий // Oeconomia et Jus. 2021. № 1. С. 21-30. URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/1/3 (дата обращения: 13.08.2021).

3. Чернов А. Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов // Психология : журн. Высш. шк. экономики 2007. Т. 2, вып. 1. С. 118-129. URL: http://mhp-journal.ru (дата обращения: 13.08.2021).

4. Bansal P., Roth K. Why companies go green: A model of ecological responsiveness // Academy of Management Journal. 2000. Vol. 43, no. 4. Pp. 717-736.

5. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3 (2). Pp. 77-101.

6. Cassells S., Lewis K. SMEs and Environmental Responsibility: Do Actions Reflect Attitudes? // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2011. Vol. 18, no. 3. Pp. 186-199.

7. Ploum L. Exploring the relation between individual moral antecedents and entrepreneurial opportunity recognition for sustainable development // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Pp. 1582-1591.

8. Giorgi A. Beyond the qualitative paradigm: A framework for introducing diversity within qualitative sociology // Journal of Community and Applied Social Studies. 1999. No. 4. Pp. 225-238.

9. Handrito R. P., Slabbinck H., Vanderstraeten J. Being pro-environmentally oriented SMEs: Understanding the entrepreneur's explicit and implicit power motives // Business Strategy and the Environment. 2021. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/bse.2741 (дата обращения: 13.08.2021).

10. Hemingway C. A., Maclagan P. W. Managers' personal values as drivers of corporate social responsibility // Journal of Business Ethics. 2004. Vol. 50, no. 1. Pp. 33-44.

11. Irkhin B. D. Who Benefits from Environmental Identity? Studying Environmental Identity and Mental Wellbeing in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. Pp. 66-78.

12. Ivanova L. Yu. The Environmental Culture in the Russian society as a Condition for Building Eco-Consciousness and Behavior of the Younger Generation // Economic and Social Changes-Facts Trends Forecast. 2019. Vol. 12, no. 1. Pp. 189-201.

13. Markowitz E. M. Profiling the «pro-environmental individual»: A personality perspective // Journal of Personality. 2012. Vol. 80. Pp. 81-111.

14. Soutter A. R. B., Bates T. C., Mottus R. Big Five and HEXACO Personality Traits, Proenvironmental Attitudes, and Behaviors: A Meta-Analysis // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 15. № 4.

15. Uskova T. V. On the Issue of Econome Ecologization // Academic Journal of Poyang Lake. 2016. No. 3 (42). Pp. 109-112.

Сведения об авторах

Забелина Екатерина Вячеславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии Института образования и практической психологии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. katya_k@mail.ru

Константинов Денис Александрович — предприниматель, руководитель «НТИ-ЭкоНет», Челябинск, Россия. kda-1@mail.ru

Корнеева Анна Андреевна — старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Института образования и практической психологии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. korneeva_112@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 10 (456). Economic Sciences. Iss. 74. Pp. 95-105.

AN INSIDE LOOK AT THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL BUSINESS IN RUSSIA: THE RESULTS OF THE QUALITATIVE STUDY

E. V. Zabelina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, katya_k@mail.ru

D. A. Konstantinov

Head of NTI-EcoNet, Chelyabinsk, Russia, kda-1@mail.ru

A. Korneeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, korneeva_112@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the entrepreneurs' representations in the field of eco-business about the reasons for choosing this direction of business as the main one, about their personal resources and the difficulties they face in this activity, about the prospects for the development of environmental business in Russia. To conduct the research, a semi-structured interview program was developed. Various reasons for doing business in the field of eco-technologies have been identified: care for nature, concern for the future, interest in technologies, desire to benefit society, and others. The value profile of the entrepreneurs in this business has been identified: they put family (children) in the first place in their value system, followed by honesty (an honest name), safety (for loved ones and for society), independence, interesting tasks, development, social benefit. The main obstacle to the development of eco-business is the lack of constructive interaction between entrepreneurs, administration, science and the public.

Keywords: environmental business, eco-technologies, resources, values, motivation, entrepreneurship.

References

1. Ershova T. V. (2016) Vestnik SPbGU. Serija 8. Menedzhment. Vol. 1, pp. 66-90 [in Russ.].

2. Efremov N. A., Efremova M. P. (2021) Oeconomia et Jus, no. 1, pp. 21-30. Available at: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/1/3, accessed 13.08.2021 [in Russ.].

3. Chernov A. Ju. (2007) Metodologija i istorijapsihologii, no. 1, pp. 118-129 [in Russ.].

4. Bansal P. (2000) Academy of Management J, vol. 43, no. 4, pp. 717-736.

5. Braun V., Clarke V. (2006) Qualitative Research in Psychology, no. 3 (2), pp. 77-101.

6. Cassells S. (2011) Corporate Social Responsibility and Environmental Management, vol. 18, no. 3, pp. 186-199.

7. Ploum L. (2018) J. of Cleaner Production, vol. 172, pp. 1582-1591.

8. Giorgi A. (1999) J. of Community and Applied Social Studies, no. 4, pp. 225-238.

9. Handrito R. P. (2021) Business Strategy and the Environment. Available at: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1002/bse.2741, accessed 13.08.2021.

10. Hemingway C. A. (2004) J. of Business Ethics, vol. 50, no. 1, pp. 33-44.

11. Irkhin B. D. (2020) Psychology in Russia: State of the Art, vol. 13, pp. 66-78.

12. Ivanova L. Yu. (2019) Economic and Social Changes-Facts Trends Forecast, vol. 12, no. 1, pp. 189-201.

13. Markowitz E. M. (2012) J. of Personality, vol. 80, pp. 81-111.

14. Soutter A. R. B. (2020) Perspectives on Psychological Science, vol. 15, no. 4.

15. Uskova T. V. (2016) Academic Journal of Poyang Lake, no. 3, (42), pp. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.