ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 502:338
О. В. Газизова, А. Р. Абдуллина
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС - КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ключевые слова: экологический бизнес, экоэффективность, платежи за загрязнение окружающей среды, экологический рейтинг. ecological business, eco-efficiency, pollution
charges, ecological rating.
Необходимым условием для внедрения в России инновационных технологий является развитие экологического бизнеса. Именно он будет способствовать изменению механизмов рынка и в конечном итоге приведет к сокращению производства материалоемких и энергоемких продуктов, что создаст нишу для новых товаров, изготавливаемых по инновационным экологически чистым технологиям. Необходимо создать более совершенный экономический механизм управления природоохранной деятельностью предприятий, который будет стимулировать развитие экобизнеса в России.
A prerequisite for the introduction of innovative technologies in Russia is the development of ecological business. It will be promotive of change of market mechanisms and eventually will lead to a reduction in the production of material-intensive and power-intensive products that will create a niche for the new goods manufactured on innovative clean technologies. It is necessary to create more perfect economic mechanism of environmental management of enterprises which will stimulate the development of ecological business in Russia.
В последние годы прирост ВВП России обеспечивался в основном за счет природных ресурсов. В то же время существующий уровень развития технологий позволяет развитым странам обеспечивать 80-90% прироста ВВП за счет использования наукоемких технологий. Данные, приведенные в таблице 1, наглядно показывают, что наиболее богатая природными ресурсами страна Россия не умеет эффективно их использовать.
Таблица 1 - Эффективность использования национального богатства [1]
Страна ВНП на душу населения, тыс. долл. Национальное богатство на душу населения, тыс. долл. Коэффициент эффективности использования национального богатства, %
Россия 4,33 695,89 0,622
США 41,53 507,2 8,19
Япония 37,5 236,2 15,87
Германия 35,45 483,67 7,329
На наш взгляд, необходимым условием для внедрения в России инновационных технологий является развитие экологического бизнеса. Причем, экологический бизнес следует понимать не только как деятельность по созданию экозащитной техники и технологии, которая способствует снижению загрязнения окружающей среды, но и как прибыльное производство необходимых обществу товаров и услуг с применением ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.
Фундаментом экологического бизнеса является концепция экоэффективности. Понятие «экоэффективность» означает идею получения большего количества товаров и услуг с минимальным расходованием всех видов природных ресурсов. Причем, при расчете этого показателя следует учитывать затраты природных ресурсов, включая энергетические, на всех стадиях жизненного цикла продукции - от добычи природного сырья до производства, потребления и безопасной утилизации конечного продукта. Авторы концепции экоэффективности - специалисты института Вупертал из Германии считают, что именно такой подход приведет к снижению издержек производства и будет способствовать изменению механизмов рынка и в конечном итоге приведет к сокращению производства материалоемких и энергоемких продуктов и создаст нишу для новых товаров, изготавливаемых по инновационным экологически чистым технологиям. Основной рычаг, который будет стимулировать развитие экологического бизнеса, авторы концепции экоэффективности видят в пересмотре действующей системы налогообложения. Они считают, что введение «зеленых» налогов на природные ресурсы и уменьшение за счет этого размеров налогов на доходы, будет способствовать более рациональному использованию природных ресурсов, позволит создать дополнительные рабочие места и значительно снизить загрязнение окружающей среды.
Эксперимент по введению «зеленых» налогов в странах Европы начался еще в конце 20-го века. В Испании был введен налог на автомобили, загрязняющие окружающую среду, в Германии - на потребление энергии из углеводородного сырья, в странах ЕС и Японии - на выбросы парниковых газов, налоги на упаковку действуют в Финляндии, Германии и Норвегии. В развитых странах действует принцип ответственности производителей за весь жизненный цикл продукции, там природопользователи обязаны размещать на банковских депозитах средства, которые используются на рекультивацию нарушенных и загрязненных земель, а предприятия Японии даже ежегодно отчисляют 0,3 % от суммы продаж в специальный резерв на осуществление природоохранных мероприятий.
На наш взгляд, в России появилась необходимость в создании более совершенного экономического механизма управления природоохранной деятельностью предприятий, который будет стимулировать развитие экобизнеса.
Во-первых, необходимо продумать более справедливую систему рентного налогообложения природных ресурсов, которая бы способствовала их более эффективному использованию. Сейчас при налогообложении природных ресурсов не учитывается за счет каких факторов образуется рента, и ,следовательно, у предприятий, получающих дифференциальную ренту второго рода за счет более эффективного использования дополнительных капитальных вложений, нет преимуществ перед предприятиями, получающими ренту исключительно за счет лучших качественных характеристик природных ресурсов и выгодного местоположения.
Во- вторых, должна быть разработана система ответственности производителей за экологическую безопасность выпускаемой продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Для всех производственных процессов должны быть установлены удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива и энергии, образования отходов на основе наилучших
существующих технологий. Одновременно, следует установить высокие налоги на сверхнормативное потребление природных ресурсов. Такие меры будут способствовать вытеснению с рынка производителей, использующих неэффективные с экономической и экологической точки зрения технологии, и сделают прозрачным механизм ценообразования и установления тарифов.
В-третьих, надо усовершенствовать существующую систему платежей за загрязнение окружающей среды. Сегодня размер ставок этой платы настолько низок, что предприятиям выгоднее заплатить штрафы и загрязнять окружающую среду, чем вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Это способствует ввозу в Россию экологически грязных технологий. Например, Россия не только выпускает автомобили без каталитических нейтрализаторов, но и разрешает сборку таких автомобилей на своей территории иностранными фирмами. В год в мире производится на 60-80 млн. долл. нейтрализаторов (уже третьего поколения) для автомашин. В результате сейчас выбросы от автомобилей снизились на 80-95%, они (как 200 лет назад канализация) фактически спасли крупнейшие западные города для проживания. При этом большинство нейтрализаторов в мире производятся из российских благородных металлов. У нас этого бизнеса фактически нет, а загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами растет из года в год.
Еще одним недостатком существующей системы платежей за загрязнение окружающий среды является нецелевой характер их использования. Если раньше для их аккумулирования существовала трехуровневая система экологических фондов, которая обеспечивала их целевое распределение и использование, то теперь она упразднена и администратором этого вида платы является Ростехнадзор, в задачу которого не входит контроль над использованием собранных платежей. Таким образом, система нормирования загрязнения окружающей среды в России превратилась в систему выдачи согласований и разрешений, что привело к бюрократизации и увеличению затрат предприятий на ведение природоохранной документации без видимого улучшения качества окружающей среды. Мы считаем, что целесообразно было бы установить для предприятий удельные нормативы техногенной нагрузки на окружающую среду на основе наилучших существующих технологий и пересматривать их один раз в 5 лет с учетом достижений научно-технического прогресса, а за сверхнормативные выбросы и сбросы предусмотреть высокие штрафы. Причем, контроль за соблюдением этих нормативов нужно вести регулярно с использованием современных средств мониторинга. Для населенных пунктов целесообразно установить санитарно-гигиенические нормативы с учетом влияния загрязнений на здоровье людей. Мониторинг этих показателей лучше осуществлять по городу или региону в целом. Лучший вариант, когда государство задает нормативный уровень нагрузки на окружающую среду в том или ином регионе, а предприятия сами договариваются между собой как добиться соблюдения этих нормативов, наиболее эффективно используя имеющиеся у них ресурсы.
В-четвертых, нуждается в совершенствовании и методика оценки экономической эффективности средозащитных мероприятий. Использование традиционного подхода выгоды-затраты предполагает учет в качестве результата платежей за загрязнение окружающей среды или предотвращенного ущерба. Здесь существуют как минимум две проблемы. Во-первых, плата за загрязнение окружающей среды эквивалентна лишь малой части наносимого окружающей среды ущерба. Нами были проведены расчеты платежей за загрязнение и ущерба для автотранспортного предприятия. Получилось, что ущерб, наносимый окружающей среде на каждую тысячу километров пробега автотранспортного
средства составляет не менее 100 рублей, а платежи предприятия за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками - 40-50 копеек. Использование каталитического нейтрализатора, который позволяет на 90 % сократить вредные выбросы и решить проблему загрязнения окружающей среды автотранспортными средствами потребует затрат в сумме 50 рублей на 1000 км пробега. Таким образом, если в качестве результата при расчете экономической эффективности использования каталитического нейтрализатора принять предотвращенный ущерб, то его использование становится выгодным, а если платежи - затратными. Во-вторых, нуждается в совершенствовании сама методика расчета предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды. Основные методологические подходы к расчету ущерба были разработаны еще в рамках социалистической системы. В основном, на практике используется метод укрупненного расчета ущерба по сферам воздействия, который практически не учитывает ущерб здоровью населения и имуществу.
В-пятых, необходимо разработать систему льгот для предприятий, занимающихся экобизнесом и потребителей экологически чистой продукции. Это может быть льготная кредитная ставка на приобретение нового оборудования и технологий, ускоренная амортизация основных производственных фондов, частичное освобождение предприятий от выплаты налогов.
В-шестых, необходимо создать полноценный орган управления в сфере экобизнеса и охраны окружающей среды с функциями аналогичными Агентства по охране окружающей среды США (ЕРА) с одновременным упразднением большого количества организаций, которые зачастую дублируют функции друг друга.
В-седьмых, и это можно назвать одним из самых главных, нужно менять наш менталитет и систему ценностей, организуя непрерывно действующую многоуровневую систему экологического образования и воспитания, которая позволит преодолеть сложившийся стереотип, что экология - это только затраты и ограничения, и создать в общественном сознание установку, что экологический бизнес может и должен быть прибыльным.
Для экологизации экономики необходимо задействовать набор финансовоинвестиционных инструментов - ввести фондовый экологический индекс, который позволит инвесторам направлять средства в акции наиболее экологически ответственных предприятий. Таким образом нужно превратить экологический эффект в фактор капитализации бизнеса. Тот бизнес, который экологичнее и прозрачнее, должен стоить дороже, чем бизнес менее эффективных и более закрытых предприятий.
И такая работа уже ведется. В Москве работает независимое экологическое рейтинговое агентство «НЭРА», которая разработала экологический фондовый индекс №ЖАХ Есо. Автономная некоммерческая организация «Независимое экологическое рейтинговое агентство» учреждена в 2003 году исследовательским центром Минэкономразвития России — ВНКЦ «Север», специализированным в сфере экономики окружающей среды и природных ресурсов, и неправительственной организацией «Международный социально-экологический союз» (МСоЭС). АНО «НЭРА» развивает деятельность по сравнению удельных экологических воздействий производства крупнейших российских компаний, отраслей и регионов. В базе данных агенства в 2008 году собрана информация о 265 российских предприятиях, которые добровольно предоставили общественности сведения о своих экологических воздействиях и достижениях, что позволило провести их объективное и независимое сравнение.
Первоначально в портфель индекса №ЖАХ-Есо были включены акции компаний, имеющих высокую экологическую эффективность. После оглашения оценок социально-
экологической ответственности ведущих компаний, включенных в индекс, АНО «НЭРА» провело мониторинг реакции фондового рынка и зарегистрировало суммарный рост котировок в группе, по которой СМИ были представлены позитивные экологические оценки (рис. 1). Для группы компаний, по которым были упомянуты объективные экологические проблемы, отмечено опережающее снижение котировок. Как видим, для российских регионов экологическая ответственность бизнеса также становится все более серьезным аргументом в привлечении инвестиций.
В дальнейшем индекс КЕЯАХ Есо можно использовать для формирования фондов социально ответственных инвестиций (СОИ). Фонды СОИ, учитывающие экологические факторы, представлены на финансовых рынках США, Канады, Европы, Австралии, Азии, Бразилии. Объем мирового рынка СОИ составил в 2005 г. около 2.8 трлн. долл., из них в США 2.29 трлн. долл. Доходность СОИ обычно сравнима с доходностью традиционных фондов. В портфели социально ответственного инвестирования включают акции компаний, экологические показатели которых объективно лучше, чем в среднем для эмитентов представленных на фондовом рынке. Привлечение дополнительных инвестиций в такие компании обеспечивает опережающий рост их капитализации.
30 I----1--1---1--1---1--1---1--1--1---1--1---1--1---1--1------1---1--1--1---1--1---1--1---1--1--1---1--1---1--1---1--1--1---1--1---1
02.04.07 06.04.07 12.04.07 17.04.07 24.04.07 02.05.07 08.05.07 14.05.07
Рис. 1 - Реакция рынка на оглашение экологических рейтингов
Экологически ответственный инвестор получает не только доход от вложений в ценные бумаги, но и реализует своим финансовым выбором поддержку наиболее экологически эффективных форм производства. Зарабатывая деньги, такой инвестор одновременно вносит реальный вклад в сохранение природы России и биосферы нашей планеты для современных и будущих поколений.
Заслуга агентства в том, что оно разработало систему рейтинговых показателей, регулярно рассчитывает и публикует экологические рейтинги регионов и предприятий РФ.
В региональном рейтинге на основе количественных показателей все субъекты Российской Федерации расположены по порядку, начиная с наиболее экологически благополучных и заканчивая наиболее проблемными. В десятку лидеров вошли: Камчатская об-
Релкция рынка на оглашение экологических рейтингов
103
:ас
ласть, республики Адыгея, Тыва, Бурятия, Иркутская, Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский край, Амурский и Новгородская области. В экологическом рейтинге регионов России республика Татарстан занимает только 43 место. По данным таблицы 2 видно, что для республики Татарстан характерна экологическая прозрачность бизнеса. По этому показателю она занимает 3 место среди 89 субъектов РФ. Почти две трети предприятий РТ (63 %) раскрыли свою экологическую отчетность.
Рейтинг социально-экологической ответственности предприятий - это номер в списке компаний, расположенных в порядке увеличения интегральных экологических издержек на 1 млн.рублей выручки и на одного сотрудника, темпов их роста по отношению к предыдущему и 2000 годам, а также снижения показателя прозрачности экологической отчетности. Лучшие компании (с высокой прозрачностью, низкими экологическими издержками и сокращающие свои удельные воздействия на природу) размещены на первых строчках рейтинговых таблиц, худшие - на последних. Первый рейтинг экологических издержек был составлен для 2000 года, который в дальнейшем используется в качестве базового.
Таблица 2 - Экологический рейтинг республики Татарстан
Инте- граль ный рей- тинг Места в списках, ранжирующих регионы по отдельным индикаторам воздействия на природу и активности окружающей среды
За- гряз- не- ние воз- духа За- гряз- не- ние во- дое- мов Об- разо- вание отхо- дов Транс фор- мация экоси- стем Обед- нение фауны Снижение/рост загрязнения атмосферы Снижение/рос т воз-действий на водоемы Эко- логи- ческая про- зрач- ность бизне- са Ох- ра- на эко сис тем Внимание СМИ к экологии
43 67 68 30 75 77 28 40 3 40 30
Для оценки общего уровня воздействий разных предприятий на природную среду используется данные о числе занятых на предприятии, о его выручке и 6 показателей экологических воздействий:
1) объем забора или использования свежей воды из природных водных объектов;
2) объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы;
3) объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
4) общий пробег автотранспортных средств (или оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами);
5) объем образовавшихся токсичных отходов (1-1У классов опасности);
6) общая площадь занятая застройкой, дорогами, нарушенными землями, свалками, а также затопленных водохранилищами.
Простота и даже тривиальность использованных показателей - это принципиальное преимущество разработанной системы оценок. Действует жесткая закономерность - чем более простые сведения используются, тем больше число предприятий (отраслей и регионов) по которым эти сведения имеются.
Для объединения шести типов антропогенного воздействия в один индикатор значения каждого типа воздействий у каждого предприятия были выражены в % к уровню данного типа воздействия на всех предприятиях России. Общий уровень экологических издержек рассчитывается как среднее арифметическое из шести перечисленных показателей. Чтобы соотнести воздействия на среду с масштабами деятельности оцениваемых компаний, все показатели нормируются на число занятых в производстве людей и выручку. Значение рейтинга выше единицы соответствует превышению объема экологических издержек в среднем по всем 6-и показателям. Значение рейтинга ниже единицы - соответствует более низким, чем в среднем по России, уровням экологических издержек производства.
При определении рейтингов экологических издержек (отраслей, регионов и компаний) помимо элементов, основанных на официальных данных о воздействиях на окружающую природную среду, используются данные общественного мониторинга экологических конфликтов.
В первую тройку лидеров в региональном рейтинге предприятий республики Татарстан из представленных 113 предприятий вошли: Елабужская ТЭЦ, Нижнекамскшина и Эластокам.
За последние восемь лет на природоохранные цели ОАО «Нижнекамскшина» было направлено и освоено более 695 миллионов рублей. Значительная часть этих средств пошла на инвентаризацию и корректировку в сторону уменьшения предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу с одновременным внедрением на производстве экологически безопасных технологий. Вся эта работа, проведенная на предприятии в рамках действующей системы экологического менеджмента, соответствующего требованиям международного стандарта ИСО 14001:2004, позволила за минувшие два года снизить объем вредных выбросов в атмосферу на 856 тысяч тонн.
На предприятии функционирует автоматизированная система мониторинга атмосферного воздуха, приобретенная за 4,5 млн. руб. Все данные, зарегистрированные этой системой, выводятся на монитор компьютера, показывая степень превышения ПДК по диоксиду азота, формальдегиду, этилбензолу, диметилгексану и целому ряду других вредных веществ, выбрасываемым предприятиями нефтехимического комплекса в атмосферу. К числу других достижений ОАО «Нижнекамскшина» в области экологии относится то, что крупнейшее предприятие отрасли воду, используемую в производственной деятельности, не сбрасывает в водоемы. Это достигается благодаря замкнутому циклу водоснабжения. Кроме того, в ОАО «Нижнекамскшина» имеется единственная в России австрийская печь "Рутнера", в которой ежегодно при температуре 1300° утилизируется более 5 тысяч тонн опасных отходов, не подлежащих захоронению.
Постоянно участвуя в конкурсах по экологической безопасности и снижению техногенной нагрузки на окружающую среду, ОАО «Нижнекамскшина» многократно одерживало победу в республиканском конкурсе «Эколидер», награждалось дипломами победителя в номинации «Работа по сокращению загрязняющих веществ» в 2004, 2005, 2006, 2007 годах. А по итогам Всероссийского конкурса «Экомир-2007» «Нижнекамскшине» за успешную реализацию системы экологического менеджмента было присвоено звание лауреата II степени в номинации «Экологическая политика».
Нижнекамская компания «Эластокам» - одно из наиболее перспективных и инновационных предприятий в нефтехимической отрасли, созданное в равных долях ОАО «Нижнекамскнефтехим» и фирмой «Эластогран ГмбХ». Компания занимается изготовлением пенополиуреатановых систем. Руководство компании занимает активную позицию в во-
просах улучшения экологической обстановки в регионе. Они построили почти безотходное производство. Для устранения вредных выхлопов установлены специальные фильтры, а жидкие стоки обевреживаются на установках сжигания.
Все эти факты свидетельствуют о том, что предприятиям-лидерам экологического рейтинга по республике Татарстан есть чем гордиться, ибо их усилия в области улучшения экологической обстановки как на предприятии, так и в регионе в целом, полностью соответствуют программным целям Президентов России и Татарстана о бережном отношении к природе.
Экологичность производства - это объективный индикатор технологического уровня производства. Показатель интегральных экологических издержек отражает способность компании работать с минимальным потреблением природных ресурсов, высокой степенью переработки, то есть низким коэффициентом образования отходов разных типов, и высоким уровнем стоимости, добавленной человеческим трудом. При этом наиболее показательна динамика. Сокращение количества отходов, потребления ресурсов и образования загрязнений свидетельствует об эффективности происходящих в компании технологических модернизаций, а это в свою очередь говорит внимательному эксперту о большей инвестиционной привлекательности такого технически совершенного производства [2].
Литература
1. Сухарева, О.С. Возможности и формы модернизации международных институтов - ООН / О.С. Сухарева // Инвестиции в России. - 2008. - №8. - С. 3-5.
2. Вопросы об экологических рейтингах [Электронный ресурс] // Независимое Экологическое Рейтинговое Агентство : [сайт]. [2003]. ИКЬ: йр://пега.Ь^а1;.ги/га11^8/2005/ге8и118.рЬр.
© О. В. Газизова - канд. техн. наук, доц. каф. экономики КГТУ, [email protected]; А. Р. Абдуллина - ассист. той же кафедры, [email protected].