СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ экологической ответственности бизнеса
МАГОМАДОВА Т.Л.,
аспирант,
Самарский государственный технический университет,
e-mail: [email protected]
В статье выделяются основные тенденции в области стратегического менеджмента, предлагается авторское определение понятия «экологическая ответственность бизнеса». На основании проведенного анализа предлагается классификация типов управления предприятиями с позиций экологической ответственности бизнеса, а так же даются рекомендации по формированию стратегии управления организацией на основе принципов экологической ответственности бизнеса.
Ключевые слова: стратегический менеджмент; экологическая ответственность бизнеса; природоохранные мероприятия; типы управления организацией.
In article the main tendencies in the field of strategic management are allocated, author's definition of concept «ecological responsibility of business» is offered. On the basis of the carried-out analysis classification of types of management by the enterprises from positions of ecological responsibility of business and as recommendations about formation of strategy of management by the organization on the basis of principles of ecological responsibility of business become is offered.
Keywords: strategic management; ecological responsibility of business; nature protection actions; types of management of the organization.
Коды классификатора JEL: M14, Q57.
При проведении стратегического планирования каждая организация неизбежно оказывается во взаимодействии с общей экономической политикой государства, а также с государственной стратегией развития всей рыночной системы. В настоящее время развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование стало важнейшей предпосылкой стратегического планирования. В связи с этим необходимо отметить, что стратегическое планирование должно быть направлено на длительное развитие организации, повышение ее производственно-технического уровня, совершенствование организационно-управленческих решений, развитие социально значимых показателей. Важность правильного выбора стратегии развития организации обусловлено тем, что [2]:
S стратегический план задает перспективные направления развития организации, определяет основные виды ее деятельности, позволяет увязывать в единую систему проектную, маркетинговую, финансовую и производственную деятельность, а также дает возможность лучше понимать структуру потребностей, механизм формирования рыночных цен, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции.
S стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
S разработанный стратегический план создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
В начальный период рыночных реформ конкурентоспособность экономики России в целом, как и отдельных организациях, определялась теми возможностями, которые были связаны с разработкой и продажей относительно дешевых и богатых природных ресурсов. Конкурентные преимущества такой политики базировались в основном на стратегии экономии издержек. Стратегии управления организацией не связывали напрямую с экологической ответственностью бизнеса.
В современных условиях на место ключевых для бизнеса выдвигаются три взаимосвязанные задачи: повышение корпоративной конкурентоспособности, совершенствование корпоративного руководства и выполнение корпорациями функций социальной ответственности граждан. Последняя из этих задач закрепилась путем формирования одного из принципов деятельности цивилизованного бизнеса, а именно корпоративного гражданства. В этой связи, как отмечают отечественные и зарубежные специалисты, экология, наряду с повышением качества и реализацией инноваций, относится к числу ведущих направлений, по которым разворачиваются в текущем столетии основные конкурентные битвы.
Проводя анализ существующих подходов к оценке и качеству управления можно выявить следующие основные тенденции в области стратегического менеджмента.
© Т.Л. Магомадова, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
1. Неотъемлемой составной частью стратегического менеджмента становится корпоративный экологический менеджмент, в результате чего конкурентные преимущества предприятия во многом определяются степенью экологической ответственности его бизнеса.
2. Стратегический менеджмент предприятия в целом имеет тенденцию развития в рамках сбалансированного природопользования. Такая тенденция позволяет реализовать важные для бизнеса принципы, касающиеся:
■ динамического развития технологической базы предприятия;
■ минимизации издержек предприятия в части экологических платежей;
■ планирования высокоэффективной инвестиционной политики с учетом экомониторинга.
Однако до сих пор главной проблемой для существующих типов стратегий управления всё-таки является отсутствие в них долгосрочного видения экологического развития. Очевидно, формирование стратегии управления организацией на основе принципов экологической ответственности бизнеса является той составной частью экономической стратегии развития, без которой невозможно выполнение ключевых задач бизнеса.
В экономической теории, вооруженной принципами устойчивого развития, под правом экологической ответственности понимают свод правил, устанавливающих, при каких условиях и в каком объеме виновник внешнего (отрицательного) эффекта должен возместить соответствующий ущерб потерпевшему лицу. В данном случае виновник — это организация, производящая продукцию и загрязняющая окружающую среду (ОС), а потерпевшее — лицо ОС, которую представляет, в том числе, государство. Качество окружающей среды оценивается, в том числе, уровнем ассимиляционного потенциала.
Известно, что ассимиляционный потенциал (АП) — это способность окружающей среды принимать, перерабатывать и обезвреживать отходы производства и потребления. Иначе говоря, превышение пороговых (критических) нагрузок на экологические системы истощает их ассимиляционный потенциал, лишая тем самым природу способности к самоочищению, т.е. приводит к деградации [1].
В настоящее время доказано, что «Экологически безопасной считается такая производственная деятельность промышленного предприятия, в результате которой локальной экосистеме наносится ущерб в размере, не превышающем ассимиляционный потенциал территории» [2]. В этом определении ущерб связан с непосредственной характеристикой локальной экосистемы — ассимиляционным потенциалом, а не с его экономической оценкой, что наиболее полно отвечает принципам устойчивого развития. Понятие экологической безопасности производственной деятельности тесно связано с понятием экологической ответственности бизнеса. Следовательно, под экологически ответственным бизнесом правильно понимать такое ведение хозяйственной деятельности организации, при котором обеспечивается соблюдение требований природоохранного законодательства, а локальной экосистеме наносится ущерб в размере, не превышающем ассимиляционный потенциал территории.
Проведенные исследования показали, что тип стратегии управления организацией связан со степенью экологической ответственности бизнеса. Предприятие, которое только обеспечивает соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды (стратегия достаточности), не может иметь высокой экологической ответственности бизнеса. Более того, снижение эмиссий предприятий до эффективного уровня (компромиссная стратегия) в условиях роста деградации ОС имеет, по мнению автора, только среднюю степень экологической ответственности бизнеса. Бизнес с высокой экологической ответственностью должен опираться на стратегию сбалансированного природопользования, что соответствует выявленным тенденциям в области стратегического менеджмента.
Проведенные исследования позволили предложить классификацию типов управления предприятиями с позиций экологической ответственности бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Классификация типов управления предприятиями с позиций экологической ответственности бизнеса
Степень экологической ответственности бизнеса Деятельность предприятия Тип стратегии
1. Низкая (пассивное предприятие) 1. Очистка выбросов, сбросов, захоронение отходов в конце производственно-технологического цикла. 2. Соблюдение процедур снижения загрязнения. 3. Соблюдение требований внешней экологической отчетности. 4. Наличие экологической службы. Стратегия достаточности Нормативный менеджмент
2.Средняя (эффективное предприятие) 1.С нижение эмиссий до «эффективного » уровня. 2. Внутренний экологический аудит (различных типов и направленности). 3. Долгосрочные природоохранные мероприятия вплоть до смены технологий. 4. Ответственность менеджеров в подразделениях за соблюдением параметров экологичности. Компромиссная стратегия или стратегия непредотвращенного ущерба (компромиссное загрязнение) Эффективный менеджмент
3. Высокая (активное предприятие) 1. Упреждающее снижение эмиссий с учетом уровня АП территории. 2. Соответствие экологическим стандартам эффективности на международных рынках. 3. Отражение концепции устойчивого развития в отчетности предприятия. 4. Внешний и международный аудит. Стратегия сбалансированного природопользования Менеджмент экологически ответственного бизнеса
СТРАТЕГИЯ УПРАвлЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОвЕ ПРИНЦИПОв.
105
На территории с высоким ассимиляционным потенциалом экологически ответственный бизнес может основываться на стратегии экоэффективности, которая предусматривает и выполнение эконормативов и природоохранные мероприятия (ПОМ). Данная стратегия не исключает издержки за сверхлимитные эмиссии. Таким образом, ущерб, наносимый ОС, оказывается не предотвращенным. В соответствии с предложенной классификацией при таком типе стратегии экологическая ответственность бизнеса низкая. Это говорит о том, что даже при относительно высоком уровне ассимиляционного потенциала ущерб, наносимый ОС с течением времени может привести к накоплению эмиссий и, следовательно, к деградации территории.
При рассмотрении краткосрочных и долгосрочных аспектов управления предприятием с позиции экологически ответственного бизнеса необходимо сотрудничество и партнерство между бизнесом, властью, неправительственными организациями и другими заинтересованными сторонами.
При долгосрочном стратегическом планировании должны быть заложены и долгосрочные природоохранные инвестиции (планирование ПОМ2). При этом инвестиционная политика, обеспечивающая экологическую ответственность бизнеса, в тоже время должна быть направлена на обеспечение экологической безопасности производственной деятельности предприятия в локальной социально-экономической системе. Задача финансового менеджмента заключается в отслеживании экологических затрат предприятия.
В результате экологического обследования предприятия для него устанавливаются экологические издержки (нормативные и сверхлимитные), которые остаются постоянными на срок до следующего экоаудита, т.е. экологические издержки. Через механизм стратегического экоуправления корректируется текущая производственная деятельность предприятия в определенных рамках, причем, с целью удержания массы эмиссии в окружающей среде могут проводиться соответствующие плановые природоохранные мероприятия (ПОМ1). В случае, если установлена плата за деградацию окружающей среды (плата ДОС), анализируются издержки деградации, и при достижении максимально допустимой с позиций экономической устойчивости предприятия величины этих издержек должны быть заранее предусмотрены природоохранные мероприятия (ПОМ2), таким образом, чтобы момент наличия дополнительной платы ДОС был заранее исключен.
Стратегия развития предприятия на деградирующей территории имеет свои особенности. Чем меньше критическая масса загрязнения, непосредственно связанная с определением предельно допустимых концентраций, тем большие средства необходимы для восстановления АП.
В особо тяжелой экологической ситуации предельно допустимые нормы могут быть выполнены только при поддержке инвесторов, возмещающих экологический ущерб. Это третий вид природоохранных затрат (ПОМ3).
Мероприятия ПОМ3 являются длительными, высокозатратными, учитывающими все нюансы повышения АП территории. В то же время рассчитанная для деградирующей территории плата ДОС является не менее затратной для предприятия, более того, со временем степень деградации ОС увеличивается и, следовательно, начинает расти и плата ДОС [2].
Расчеты показывают, что в подобных условиях предприятию более выгодно проводить упреждающие ПОМ, чем выплачивать дополнительные платежи за деградацию окружающей среды. Это говорит о том, что на деградирующей территории механизм применения платы ДОС является тем рычагом, который позволяет заставить предприятия применять долгосрочные упреждающие ПОМ вплоть до принятия ими решения о переходе на новые технологические процессы.
Для успешной защиты природы необходимо превратить экологическую эффективность в фактор капитализации бизнеса. Тот бизнес, который экологичнее и прозрачнее, должен стоить дороже, чем бизнес менее эффективных и более закрытых компаний.
Экологически ответственный инвестор получает и достаточно большой доход от вложений в ценные бумаги, и оказывает своим финансовым выбором поддержку наиболее экологически эффективных форм производства. Зарабатывая деньги, такой инвестор одновременно вносит большой вклад в сохранение природы России для современных и будущих поколений.
Формирование стратегии управления организацией может иметь разные сценарии, от выбора которых зависят их конкурентные преимущества. Однако для организаций с морально устаревшим оборудованием и низким уровнем применяемых технологий нереально рекомендовать немедленный переход к стратегии сбалансированного природопользования. Кроме того, необходимо учитывать различную экологическую ситуацию территории, на которой она функционирует. В частности, если территория имеет высокий ассимиляционный потенциал, то применение стратегии достаточности может быть временно удовлетворительна с учетом повышения экологической ответственности бизнеса в перспективе.
В связи с тем, что в настоящее время не все промышленные предприятия «могут» или «хотят» соблюдать принципы экологической ответственности бизнеса, рекомендации по формированию стратегии управления предприятием можно дифференцировать в соответствии со сценариями, предложенными в табл. 2.
Таблица 2
Рекомендации по формированию стратегии управления промышленным предприятием на основе принципов экологической ответственности бизнеса
Экологическая ситуация в зоне функционирования предприятия Степень экологической ответственности бизнеса
Низкая Средняя Высокая
Территория с высоким ассимиляционным потенциалом Стратегия достаточности с поэтапным переходам к долгосрочным ПОМ Компромиссная стратегия Компромиссная стратегия
Территория с средним ассимиляционным потенциалом Функционирование предприятия недопустимо Компромиссная стратегия с поэтапным переходом к стратегии сбалансированного природопользования Стратегия сбалансированного природопользования
Территория с низким ассимиляционным потенциалом Функционирование предприятия недопустимо Функционирование предприятия недопустимо Стратегия сбалансированного природопользования
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
В любом случае стремление предприятия повысить экологическую ответственность своего бизнеса приводит к повышению конкурентных преимуществ. Об этом говорят ежегодные рейтинги, которые составляются для 100 крупнейших социально-экологически ответственных компаний и почти 3000 предприятий страны. При составлении рейтингов учитываются не только экономические показатели, но и показатели загрязнения природных ресурсов, которые произвела каждая компания для получения одного миллиона рублей своей выручки.
Таким образом, формирование стратегии управления организацией на основе принципов экологической ответственности бизнеса является той составной частью ее экономической стратегии, без которой невозможно выполнение ключевых задач развития экономики как отдельного предприятия, так и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе экономических оценок и прав собственности на природные ресурсы // Экономика природопользования: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006.
2. Косякова И.В. Организационно-экономические основы экологической деятельности промышленных предприятий: Научная монография. М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2006. 243 с.