ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР
ВОЛОВИК В.М.,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой приемов и процедур организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития корпоративных производственных структур в условиях модернизации их производственнохозяйственной деятельности. Большое значение уделяется мониторингу экологической политики в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития; экологически безопасное поведение; энергоэффективность; экономика корпоративных структур в энергетической отрасли; энергосбережение; ресурсосбережение.
In article consideration of problems of the receptions connected with working out is conducted and procedures of the organizational-economic mechanism ecologically sustainable development of corporate industrial structures in the conditions of their modernization is industrial-economic activities The big place is occupied with the characteristic of the mechanism of realization of the Ecological policy. The great value is given to monitoring of an ecological policy in regions of the Russian Federation.
Keywords: the sustaiable development concept; ecologically safe behaviour; power efficiency; economy of corporate structures in power branch; power saving; savings of resources.
Коды классификатора JEL: Q57.
Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса. Реализация принципов устойчивого развития осуществляется не только в глобальном или национальном масштабе, но и на уровне отдельных регионов и муниципальных образований. Это обусловливает актуальность и необходимость проведения комплексного планирования, которое предусматривает разработку и реализацию системы программных и прогнозных документов перехода к устойчивому развитию регионов. При разработке региональных планов действий и программ устойчивого развития осуществляется анализ проблем в сфере социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определение основных направлений их решения, выявление показателей или индикаторов, отражающих состояние и динамику проблем в структуре мониторинга реализации программных мероприятий.
Переход к устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации и ее регионов возможен только в том случае, если будет обеспечена эколого-экономическая компонента подобного развития. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к экологически устойчивому развитию различных секторов производственной и непроизводственной сфер регионов, соответствующих федеральным задачам, но при этом учитывающих особенности эколого-экономической политики в конкретной экономической ситуации.
В производственной сфере модернизация способствует осуществлению комплекса мер социальноэкономической политики в части реализации целевых программ; обеспечения приоритетов социальной и экологической направленности; повышения безопасности производства и окружающей среды; охраны объектов природной среды. [3]
© В.М. Воловик, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Для достижения экологически устойчивого развития производственной сферы региона необходимо повысить функционально-целевую действенность корпоративных экологических целей компаний в системе управления социально-экономическим развитием. При этом, важно обеспечить учет причинноследственных связей целей и задач крупных экономических участников производственно-хозяйственной деятельности с основными элементами экологизации и повышения энергоэффективности модернизируемой экономики: природно-ресурсными, производственно-технологическими, инновационными, трудовыми, инфраструктурными, социальным, экологическим, а также финансово-кредитным. Это обусловливает формирование организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития корпоративных производственных структур при модернизации их деятельности.
Учет совокупности причинно-следственных связей экономической политики, требований экологически безопасного поведения и энергоэффективности и социальных гарантий для проживающего на территориях экономической деятельности производственных субъектов населения приводит к необходимости экономического учета возникающих конфликтов интересов, обеспечению устойчивых тенденций согласованного социально-экономического и эколого-экономического развития субъектов воспроизводственной системы.
Важным элементом организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития корпоративных производственных структур являются системы определения и мониторинга показателей энергоэффективности и ресурсосбережения производственной деятельности. По итогам мониторинга принимаются решения о целесообразности продолжения финансирования той или иной программы модернизации.
Главной целью экологически устойчивого развития экономики корпоративных структур в энергетической отрасли производственной сферы является обеспечение приоритетного финансирования энергосберегающих технологий. Эколого-экономическая политика компаний должна ориентироваться на обеспечения институциональных основ реализации стратегии ресурсосбережения и снижения негативного воздействия на природную среду
Основа для решения экологических проблем — минимизация экологических и технологических рисков крупных компаний, обеспечиваемая созданием реальных программ энергосбережения и повышения их энергоэффективности, подготовка системы экологического менеджмента компании на соответствие стандарту ¡3014001.
Концепция устойчивого экономического развития базируется на трех основных принципах для любого уровня дезагрегации территориально хозяйственной системы (рис.1):1
1) Обеспечение сбалансированности экономики и экологии.
2) Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер.
3) Решение задач, связанных с развитием в интересах не только ныне живущих, но и будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.
ОБЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
Ценности сохранения жизни и здоровья
Ценности экономического поведения
Ценности общественного поведения
Духовно-культурные ценности
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Сбалансированное развитие экономики без разрушения среды обитания человека
Сбалансированное развитие экономики и социальной сферы территории
Развитие не только в интересах ныне живущих, но и будущих поколений
НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
рн
жн
ее
на
ыд
ро
фе
фи
ре е ат
ро
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Рост благосостояния жителей Рост экономического потенциала Рост образовательного, культурного и духовного потенциала Обеспечение безопасной жизни Улучшение качества среды
Рис. 1. Концептуальная модель механизма устойчивого развития региона 1 Составлено автором по материалам [1].
Процедуры формирования системы перспективных моделей организационно-экономического механизма устойчивого развития корпоративных производственных структур базируются на новационном знании о приемах сопряжения индикаторов социально-экономического развития и экологических характеристик энергосбережения и ресурсосбережения.
Использование ресурсов природной среды в процессе хозяйственной деятельности, будь то добыча полезных ископаемых или выбросы промышленных отходов в атмосферу и водные объекты, приводит к их постепенному истощению: сокращаются запасы минерального и топливного сырья, снижается ассимиляционная способность экосистем. В соответствии с концепцией устойчивого развития деградация природной среды в процессе экономической деятельности снижает возможности воспроизводства и дальнейшего развития, влечет за собой рост затрат будущих поколений на удовлетворение своих потребностей. Для того чтобы дать оценку текущего уровня развития экономической системы с учетом его устойчивости, традиционная система индикаторов должна быть дополнена показателями потребления природного потенциала в процессе хозяйственной деятельности.
Важным вкладом в осмысление экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г, на которой была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе эволюционного изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии общества и природы в экологическом сознании населения, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.
В нашей стране цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период определяет экологическая доктрина Российской Федерации.
Таким образом, прогнозирование охраны окружающей среды и природопользования позволяет на основе выявленных тенденций определить региональную политику в этой сфере, наметить приоритетные направления для учета их при разработке и финансировании программ, внепрограммных мероприятий, совершенствовании нормативной правовой базы. В то же время необходимо отметить, что прогнозирование в этой сфере не предусматривает ряд важных показателей, которые могли бы характеризовать экологическую составляющую в экономическом развитии. К примеру, при определении основных макроэкономических показателей не учитывается природоемкость, измеряемая как затраты первичных природных ресурсов или единицы загрязнений на единицу произведенной продукции. Между тем рост таких показателей, как валовой внутренний (региональный) продукт, доход на душу населения и пр., в настоящий период базируется на техногенном развитии, т.е. сопровождается истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, отсталые технологии приводят к большим потерям природных ресурсов и сырья. Недооценка природных ресурсов как капитала и издержки от экологического ущерба не позволяют представить объективную оценку показателей экономического развития.
Любой сценарий социально-экономического развития города и региона должен быть экологически ориентированным, отвечать требованиям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривать мероприятия по ликвидации накопленных отходов.
Социально-экономическое развитие региона должно сопровождаться созданием условий устойчивого природопользования, включающих наличие соответствующей нормативной правовой базы, снижение ресурсоемкости производства, структурную перестройку экономики, развитие наукоемких технологий, внедрение международных экологических стандартов и требований, развитие инновационной деятельности и др.
В настоящее время не существует альтернативы устойчивому развитию с точки зрения и общецивилизационных, и российских перспектив. Поскольку устойчивое развитие — это социально-экономическое и экологическое измерение, то важно, чтобы в общепринятых показателях развития учитывалось влияние экологического фактора, т.е., чтобы они были экологически скорректированными.
На нынешнем этапе еще нет окончательных методологических разработок по исчислению влияния экологического фактора на общие показатели развития, но чисто логический анализ структуры общих показателей с учетом экологического фактора такую зависимость выявляет.
Уровень ВВП, не учитывающий воздействие социально-экономической деятельности на окружающую среду, дает завышенную оценку экономического развития. Сейчас разрабатывается методология исчисления экологически скорректированного ВВП. Предполагается получить его на основе учета издержек потребления природного капитала. Естественно, невозможно учесть влияние абсолютно всех факторов экологического характера на уровень и динамику общих агрегированных показателей социальноэкономического развития, тем не менее, чрезвычайно важно учитывать те из них, которые поддаются исчислению.
Одной из наиболее известных систем эколого-экономических индикаторов является система экологоэкономического учета (СЭЭУ), предложенная Статистическим отделом ООН. Из целого ряда показателей, разработанных в СЭЭУ, для учета природного фактора в развитии региональной экономики были выбраны
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
показатели экологически скорректированного валового регионального продукта (ВРПЭ) и экологически скорректированного чистого регионального продукта (ЧРПЭ). [5]
Показатель ВРПЭ представляет собой валовой региональный продукт, из которого вычтен объем потребления природных ресурсов (включая ассимиляционный потенциал):
ВРПЭ= ВРП — потребление запаса природных ресурсов = ВРП — качественное истощение — количественное потребление = ВРП — ущерб — рента.
Показатель ЧРПЭ дополняет ВРПЭ, отражая потребление и природного, и основного капиталов в процессе хозяйственной деятельности:
ЧРПЭ = ВРП — потребление основного капитала — истощение природных ресурсов.
Важнейшим показателем ориентации производств на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных технологий по промышленности в целом и в отдельных ее отраслях.
Одной из центральных задач устойчивого развития региона является ориентация на потребление экологически чистых товаров — важнейшего фактора улучшения здоровья населения. Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень прогресса в ориентации на путь устойчивого развития. Все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.
Одним из последствий природопользования является качественное истощение ассимиляционного потенциала окружающей среды. Этот процесс представляет собой деградацию в результате чрезмерного воздействия человека на природу основных экосистемных функций, к числу которых относится способность биосферы усваивать различные негативные воздействия и загрязнения в определенных пределах без существенного изменения своих основных свойств. Качественное в отличие от количественного истощения природного капитала, отмечается во всех без исключения регионах страны. Это связано с тем, что промышленность, которая является главным источником вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, представлена во всех регионах в большей или в меньшей степени. Таким образом, больший ущерб наносится экономике в наиболее развитых в промышленном отношении регионах.
Одной из причин низкой природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов является слабый экономический механизм, действующий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В настоящее время главным элементом такого механизма являются платежи за загрязнение природной среды и пользование природными ресурсами. Однако размеры их остаются низкими. С другой стороны, в существующих экономических условиях платежи не могут быть существенно увеличены, поскольку необходимо учитывать реальную платежеспособность потребителя. Поэтому действующая в сфере охраны окружающей среды и природопользования система платежей практически не способна стимулировать природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов.
Экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов также незначительно сказывается на конечных показателях хозяйственной деятельности предприятий. Рыночные механизмы пока еще не играют существенной роли в повышении эффективности природопользования. Развитие ресурсосберегающих и экологически ориентированных технологий практически не стимулируется налоговой, кредитной и таможенной политикой.
В регионах, занимающих сегодня лидирующие позиции по уровню развития, интенсивность качественного истощения природного потенциала значительно выше. Такая взаимосвязь между уровнем развития и качественным истощением природного капитала в современной России обусловлена тем, что ее экономическое развитие определяется уровнем развития промышленности, в первую очередь ее сырьевого сектора. Наибольший ущерб от загрязнения отмечается именно в тех регионах, в которых промышленный выпуск более чем на 60% состоит из продукции электроэнергетики, топливной и металлургической отраслей. Регионами, лидирующими по показателям эколого-экономического развития, по-прежнему остаются ведущие сырьевые регионы: Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Даже после корректировки регионального дохода на величину потребления природных ресурсов и основного капитала уровень развития в этих регионах превышал общероссийский уровень в 1,5 раза.
Для повышения устойчивости развития необходимо ориентировать экономику не на потребление природных ресурсов, а на создание добавленной стоимости посредством эффективного использования факторов труда и капитала. Увеличению эффективности этих факторов способствует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса. Среди субъектов РФ были выделены наиболее яркие примеры регионов, развитие которых имеет устойчивый созидающий характер. В их число вошли Самарская, Ярославская, Московская и Нижегородская области. Эти регионы являются лидерами перерабатывающего сектора промышленности страны, поскольку освоение высокотехнологичных производств позволяет им создавать конкурентоспособную продукцию с большой долей добавленной стоимости.
Программно-целевое управление экологически устойчивым развитием корпоративных производственных структур в условиях модернизации производственно-технологической базы позволяет выстраивать достаточно детальное процедурно-системное описание организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития субъектов производственной сферы, ориентированной на достиже-
ния экономических, социальных и экологических потребностей всех участников воспроизводственного процесса, хозяйствующих субъектов и управляющих структур региона.
Рис. 2. Алгоритм процесса формирования стратегии экологически устойчивого развития корпоративных производственных структур2
В Российской Федерации в условиях осуществления широкомасштабных экономических реформ мониторинг экологической политики должен стать составной частью системы мониторинга социальноэкономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации.
Мониторинг представляет собой регулярное измерение и регистрацию текущих значений показателей, характеризующих ход исполнения мероприятий программы, плана, договора о предоставлении услуг, и т.д. Такими показателями являются показатели затраченных ресурсов, объемов выполненных работ, оказанных услуг.
В составе регионального мониторинга большая роль, безусловно, должна отводиться мониторингу финансирования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий при модернизации корпоративных производственных структур.
2 Составлен автором по материала исследования
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Выйти на уровень устойчивого развития цивилизация может лишь при условии формирования экологической культуры, ориентированной на сохранение, восстановление и развитие социоприродного богатства, накопленного цивилизацией в процессе всемирно-исторического развития. Это предполагает формирование «экофильной личности» — человека, реализующего свои целевые установки в соответствии с современными биосферными критериями.
Экологическое образование выступает составной частью экологической культуры. Целью региональной экологической политики в сфере образования должно стать создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения, с использованием для этого всех имеющихся инструментов, институтов и возможностей образования. Приоритет непрерывного экологического образования всех социальных групп и, в первую очередь, подрастающего поколения является ключевым принципом «устойчивого развития».
Концепция устойчивого экологического развития территории базируется на принципах: оптимального соответствия общества и природной среды, естественного равновесия биосферы, компенсации соответственно значениям меры производимых у природы изъятий, экологическую чистоту человеческой деятельности, комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений, обеспечения приоритета общественного интереса над частными и прочее. Перечисленные выше принципы сводятся к тому, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды. Это правило возникло из глобального, мирового рассмотрения концепции устойчивого развития территорий.
Для этого необходимо осуществление комплекса экономических и административно-правовых методов управления, направленных на обеспечение экологически допустимого развития регионов.
Таким образом, основной задачей региональной политики в области экологии является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Стимулировать охрану окружающей среды можно только, доказывая эффективность природоохранных мероприятий в рамках самой экономической системы, т.е. вычисляя потери от пассивности и эффект от активного применения природоохранных мер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Н.И., Седова О.А. Финансовая основа функционирования городов (зарубежный опыт). Экономические, финансовые и правовые основы местного самоуправления в городе и административном округе. М., 1999.
2. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация ВИНИТИ. М., 2005. № 5. С. 3-12.
3. ЛукьянчиковН.Н. Экономика и организация природопользования: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 483.
4. Немец Л.Н. Индикаторы устойчивого развития: анализ с позиции социальной географии // Проблемы региональной экологии. 2004. № 1. С. 6-10.
5. Рюмина Е.В., Аникина А.М. Анализ влияния фактора природных ресурсов на уровень экономического развития регионов России // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5.