Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ НА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" ДОСТОЕВСКОГО: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕХНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ'

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ НА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" ДОСТОЕВСКОГО: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕХНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фёдор Достоевский / «Преступление и наказание» / религиозно-философские идеи / литературные образы персонажей / Fyodor Dostoevsky / "Crime and Punishment" / religious and philosophical ideas / literary images of characters

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сюй Гуй Мин

В данной статье подробно изучается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», анализируя литературные техники и глубокие размышления о человеческой природе в контексте русского общества XIX века. Роман использует технику «полифонии» для отображения внутренних монологов и диалогов персонажей, отражая идеологические противоречия того времени. Точность психологического портрета персонажей, особенно сложного характера главного героя Раскольникова и его теории «сверхчеловека», а также образы веры и спасения Софии, придают произведению богатый идеологический контент и художественность. Статья также обсуждает религиозно-философские взгляды автора, указывая на тесную связь религиозных идей с политической conscience в его произведениях, а также на акцент, сделанный на духовной практике. Через внутренние борьбы и диалоги персонажей рассматриваются конфликты между религиозными убеждениями, моральной этикой и личной свободой. Достоевский считал страдания как процесс духовного роста и искупления, через который возможно духовное возрождение. В целом, в статье указывается, что «Преступление и наказание» не только оказывает глубокое литературное влияние, но и предоставляет богатый материал для размышления в области философии и религиоведения, демонстрируя глубокое исследование человеческой природы автором. Авторы надеются на будущее более глубокое понимание мира литературы Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOOK THROUGH THE PRISM OF INTERCULTURAL CONSCIOUSNESS AT DOSTOEVSKY'S "CRIME AND PUNISHMENT": LITERARY TECHNIQUES AND THE STUDY OF HUMAN NATURE

This article examines in detail F.M. Dostoevsky's novel ";Crime and Punishment", analyzing literary techniques and deep reflections on human nature in the context of Russian society of the XIX century. The novel uses the technique of "polyphony" to display the inner monologues and dialogues of the characters, reflecting the ideological contradictions of that time. The accuracy of the psychological portrait of the characters, especially the complex character of the main character Raskolnikov and his theory of "superman", as well as the images of faith and the salvation of Sofia, give the work a rich ideological content and artistry. The article also discusses the author's religious and philosophical views, pointing to the close connection of religious ideas with political conscience in his works, as well as the emphasis placed on spiritual practice. Through the internal struggles and dialogues of the characters, conflicts between religious beliefs, moral ethics and personal freedom are considered. Dostoevsky considered suffering as a process of spiritual growth and redemption, through which spiritual rebirth is possible. In general, the article considers that ";Crime and Punishment" not only has a profound literary influence, but also provides rich material for reflection in the field of philosophy and religious studies, demonstrating the author's in-depth study of human nature. The authors hope for a deeper understanding of the world of Dostoevsky's literature in the future.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ НА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" ДОСТОЕВСКОГО: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕХНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ»

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ НА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" ДОСТОЕВСКОГО: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕХНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Сюй Гуй Мин, студент Хэнаньский университет (Китай, г. Кайфын)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-253-256

Аннотация. В данной статье подробно изучается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», анализируя литературные техники и глубокие размышления о человеческой природе в контексте русского общества XIX века. Роман использует технику «полифонии» для отображения внутренних монологов и диалогов персонажей, отражая идеологические противоречия того времени. Точность психологического портрета персонажей, особенно сложного характера главного героя Раскольникова и его теории «сверхчеловека», а также образы веры и спасения Софии, придают произведению богатый идеологический контент и художественность.

Статья также обсуждает религиозно-философские взгляды автора, указывая на тесную связь религиозных идей с политической conscience в его произведениях, а также на акцент, сделанный на духовной практике. Через внутренние борьбы и диалоги персонажей рассматриваются конфликты между религиозными убеждениями, моральной этикой и личной свободой. Достоевский считал страдания как процесс духовного роста и искупления, через который возможно духовное возрождение.

В целом, в статье указывается, что «Преступление и наказание» не только оказывает глубокое литературное влияние, но и предоставляет богатый материал для размышления в области философии и религиоведения, демонстрируя глубокое исследование человеческой природы автором. Авторы надеются на будущее более глубокое понимание мира литературы Достоевского.

Ключевые слова: Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание», религиозно-философские идеи, литературные образы персонажей.

Шедевр Достоевского «Преступление и наказание», с его глубоким социальным контекстом и сложными психологическими портретами персонажей, стал памятником русской литературы XIX века. Сюжет романа разворачивается в Санкт-Петербурге 60-х годов XIX века, на перекрестке истории, когда отмена крепостного права привела к радикальным изменениям в социальной структуре. Упадок аристократии, расцвет буржуазии и страдания нищих слоев общества совместно создали обстановку, наполненную противоречиями и конфликтами. В то же время идейные волнения Западной Европейской просвещенности также глубоко оказали влияние на Россию в это время, вызвав грандиозный идеологический дебат.

В таком историческом контексте, Достоевский умелым образом использовал

технику «полифонии», демонстрируя столкновение различных идеологических течений через монологи и диалоги персонажей. Такой подход не только увеличил сложность чтения произведения, но и значительно обогатил его идеологическим содержанием, сделав его литературным произведением, которое сочетает в себе мыслительность и художественность.

Достоевский обладал особенно глубоким взором на человеческую природу, и его портретирование психологии персонажей достигало беспрецедентного уровня деликатности. В романе все персонажи, будь то их патологические, противоречивые или искаженные психологические состояния, обладают глубокой реальной основой и характерными чертами эпохи. Такое углубленное изучение внутреннего мира персонажей позволяет читателям

легко сопереживать им, испытывать их эмоциональные колебания и идеологические противостояния.

В области создания персонажей Достоевский продемонстрировал свои выдающиеся литературные таланты. Он создал такие объемные и многогранные образы, как Раскольников, Свидригайлов, Мармеладов и другие. Эти персонажи обладают яркими индивидуальными чертами, и их действия и мысли глубоко отражают социальное окружение и эпоху, в которой они живут. Создание таких круглых персонажей не только усилило художественную привлекательность произведения, но и придало роману более широкую социально-историческую значимость.

Раскольников, как центральный персонаж романа, обладает сложным и противоречивым характером. Он был самоуверенным и гордым, но при этом обладал щедрым и доброжелательным характером. Его теория "сверхчеловека", разделяющая людей на две категории: обычных людей, которые должны подчиняться, и гениев, которые имеют право нарушать существующие законы в соответствии с их идеалами, не только оказала влияние на теорию «сверхчеловека» Ницше, но и косвенно способствовала развитию истецистической философии.

В моем личном чтении, образ Софии является глубоким проявлением Достоевского веры и спасения. Несмотря на то, что она родилась в страданиях и, ради выживания своей семьи, была вынуждена стать проституткой, ее вера в Иисуса была чистой и непоколебимой. Ее сочувствие, прощение и руководство показывают христианскую любовь и сочувствие. Ее спасительный путь с Раскольниковым не только охватывает индивидуальное преображение, но и глубоко отражает моральный и духовный облик общества.

В процессе чтения "Преступления и наказания" я была поглощен детальном изображением психологических процессов глубокого подсознания, которое Достоевский создал. Я считаю, что это произведение предоставило богатый материал для исследователей психоанализа и криминальной психологии. Тем не менее, хотя я

прочитала Библию в качестве подготовки, я все еще могу понять только поверхностное значение религиозного воздеяния на героя, не имея глубокого ощущения. Этот конец вызывает в меня ощущение неожиданности, как будто автор специально ведет читателя в этом направлении, что, возможно, отражает противоречивые мысли Достоевского в области религиозной философии. Я надеюсь, что в будущем, перечитывая эту книгу, я смогу получить более глубокое понимание и продолжить исследование литературного мира Достоевского.

Итак, я собрала и изучила соответствующие литературные источники, стремясь более глубоко понять религиозную философию Достоевского.

Как известный, Достоевский является великим мастером русской литературы XIX века, и его произведения глубоко исследуют вопросы религии, философии, морали и психологии. Объем его работ и разнообразие уровней их изложения поражают воображение.

Его религиозная философия сложна и полна противоречий, включая в себя как верования в Бога, так и сомнения в саму верования.

1 Религиозные взгляды Достоевского тесно связаны с его политической сознательностью. Он считал, что в христианстве наиболее важное - это конкретная духовная практика, а не религиозные ритуалы или сложные теологические доктрины. Изначально стоя на христианско-гуманистических позициях, он мечтал о создании «золотого века», в котором люди будут братьями и сестрами друг другу. Тем не менее, он также считал, что всякая политическая система неизбежно связана с несправедливостью и не имеет отношения к спасению души, поэтому он отвергал политические системы. Это отражает его радикальные политические взгляды и приверженность духовной практике.

В своих произведениях Достоевский, через внутренние борьбы и диалоги персонажей, демонстрирует столкновение различных идеологических течений, особенно в отношении «существования Бога» и «тайны человека». Он считал, что духов-

ный подъем и поиски в религии являются ключом к пониманию ограниченности и сложности человека. В его произведении «Преступление и наказание» через внутренние борьбы героя Раскольникова показаны противоречия между индивидуумом и религиозной верования. Теория «сверхчеловека» Раскольникова отражает идеи Ницше, но в конце концов через покаяние и возвращение к верованию, он подтверждает силу религиозного спасения, как это видел Достоевский.

Второй пример - образ князя Мышкина в романе «Идиот», через который Достоевский показывает глубокое понимание религиозного спасения. Князь Мышкин, с его чистым и добрым характером, пытается спасти других, что отражает высокий путь христианских идеалов у Достоевского. Однако трагическая судьба князя Мышкина также раскрывает ограничения религиозного спасения в реальном мире у Достоевского. Это противоречие демонстрирует внутренние борьбы автора между религиозными верованиями и реальным миром.

Религиозная философия Достоевского также проявляется в его взглядах на страдания. Он считал, что страдания являются процессом духовного возрождения и искупления, через которые человек может достичь духовного возрождения. В его произведениях страдания и грех часто являются отправной точкой духовного поиска персонажей, и через испытание страданий они приближаются к Богу и достигают духовного спасения.

Давайте более детально рассмотрим образы персонажей в других произведениях Достоевского:

Иван Карамазов («Братья Карамазовы») - Иван является персонификацией конфликта между рационализмом и религиозной верования в романе. Он является атеистом и остро критикует религию. В притче о «Судье верхнем» Иван размышляет о противоречиях между свободным волей и религиозными доктринами, а также о проблеме человеческого страдания. Утверждает, что если Бог действительно существует, он предпочел бы бороться с Богом, чем принимать рай, построенный на ущер-

бе человеческой свободы. «Рейд» Ивана символизирует провоцировать традиционной религиозной власти и приверженность человеческой свободе и разуму. Его образ демонстрирует глубокие размышления Достоевского о религии, морали и человеческой природе.

Алексей Карамазов («Братья Карамазовы»): В отличие от своего брата Ивана, Алексей является символом веры, невинности и морали. Под влиянием старца Зо-симы он развивает глубокие религиозные убеждения. Образ Алексея выражает высокие стремления Достоевского к вере и морали. У него полное сердце любви и сочувствия к человечеству, и он верит, что через любовь и прощение возможно духовное очищение и вознесение. Роль Алексея демонстрирует глубокое понимание и высокую почитание автора христианского духа.

Мы обнаружим, что религиозно-философские идеи Достоевского также проявляются в его взглядах на страдание. Он считал, что страдание является процессом духовного возрождения и искупления человека, и через него человек может достичь духовного возрождения. В его произведениях страдания и грех часто служат отправной точкой духовного поиска персонажей, и через испытание страданий они приближаются к Богу, достигая духовного спасения.

В целом, религиозно-философские идеи Достоевского являются частью его глубокого исследования человеческой природы, и через психологическое описание персонажей и развязку сюжета он демонстрирует борьбу и поиски человека между религиозными убеждениями, моральными этическими нормами и личной свободой. Его произведения не только литературно значимы, но и предоставляют богатые материалы для размышления в области философии и религиологии.

В заключение, книга «Преступление и наказание» принесла мне огромный сюрприз и впечатление, и я с нетерпением жду возможности перечитать ее в будущем, чтобы получить более глубокое понимание и продолжить исследование литературного мира Достоевского.

Библиографический список

1. Юй Ханг. 21 -ый век англо-американских славистов исследование религиозных идей Достоевского // доктор наук. - DOI: 10.16238/j.cnki.rla.2018.01.011.

2. Лю На. Китайская переводоведение и исследования Достоевского в контексте культурного трансформации нового века // аспирант. - DOI: 10.16238/j.cnki.rla.2017.01.022.

3. Ли Шуйяо Исследование эволюции творчества Фёдора Михайловича Достоевского в области создания романов // аспирант DOI: 10.27166/d.cnki.gsdcc.2023.001231.

4. Лю Кун. Исследование внушения культурных концепций православия в идеях о «преступлении» и «наказании» Достоевского. - DOI: 10.16345/j.cnki.cn11-1562/i.2009.03.013.

5. Лю Инядин: национальная аллегория культурного испытания в одном из чтений: «Преступления и наказания» // 2008-10-25.

A LOOK THROUGH THE PRISM OF INTERCULTURAL CONSCIOUSNESS AT DOSTOEVSKY'S "CRIME AND PUNISHMENT": LITERARY TECHNIQUES AND

THE STUDY OF HUMAN NATURE

Siui Gui Min, Student Henan University (China, Kaifeng)

Abstract. This article examines in detail F. M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment", analyzing literary techniques and deep reflections on human nature in the context of Russian society of the XIX century. The novel uses the technique of "polyphony" to display the inner monologues and dialogues of the characters, reflecting the ideological contradictions of that time. The accuracy of the psychological portrait of the characters, especially the complex character of the main character Raskolnikov and his theory of "superman", as well as the images of faith and the salvation of Sofia, give the work a rich ideological content and artistry.

The article also discusses the author's religious and philosophical views, pointing to the close connection of religious ideas with political conscience in his works, as well as the emphasis placed on spiritual practice. Through the internal struggles and dialogues of the characters, conflicts between religious beliefs, moral ethics and personal freedom are considered. Dostoev-sky considered suffering as a process of spiritual growth and redemption, through which spiritual rebirth is possible.

In general, the article considers that "Crime and Punishment" not only has a profound literary influence, but also provides rich material for reflection in the field of philosophy and religious studies, demonstrating the author's in-depth study of human nature. The authors hope for a deeper understanding of the world of Dostoevsky's literature in the future.

Keywords: Fyodor Dostoevsky, "Crime and Punishment", religious and philosophical ideas, literary images of characters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.