Научная статья на тему 'Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве'

Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5623
1077
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / RELIGION / POLITICS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павловнин Максим Сергеевич

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия. Однако именно глобализация и характерные для неё процессы размывания культурных и национальных идентичностей становятся сегодня одним из важнейших факторов, влияющих на обращение религиозных сил к инструментам политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual influence of religion and politics in modern political space

The interaction of politics and religion is a complex of phenomena occurring in the area of intersection of the two specific systems of social regulation. The inconsistency and ambiguity of this process is caused by the objective reasons. These are a direct social strategy of religion, the nature of relationships in multi-confessional environment, the social status of the established religion, the characteristics of a form of government and type of political regime, as well as numerous economic, cultural and other factors. Now it becomes clear that a peaceful coexistence of religion and politics is impossible, since sooner or later there will be subject to massive changes in one of these two systems, or in both at once. As history shows, political and religious institutions began to work only when it is necessary either to fight against any action within the country, or resist external threats. Religion and politics (despite a certain similarity between the functions) use different methods of regulating human behaviour, as well as evaluation of their actions. Politics is often guided by the principle of expediency, while religion demands moral precepts guide, recorded in sacred texts. Religion can legitimize some of the socio-political elements before they have been fixed at the state level. However, politics also affects religion. Politics forms the legal framework for its operation, regulates the legal status of religious organizations that protect the rights of citizens to freedom of conscience, creates a climate of mutual tolerance and respect between religious communities. Currently, there is a surge of religious activity in the political sphere. The reasons for this surge is the immediate realities of globalization: the blurring of many cross-cultural barriers, mass migration, mixture of different ethnic groups with their cultural and religious traditions. These circumstances are the cause of deep resentment, insults; acute conflict situations provide fertile ground for extremist activities. Religion can also cause conflicts associated with its existence in a secular society. For example, there are cases when the system of religious values is contrasted to the system of secular law. Now we can see that the interaction of religion with the political sphere of society comes in various ways. As part of a national political process the confessional factor may be disclosed as one with the destabilizing or the consolidating potential. Religious and political cooperation is particularly important for our country. Multi-ethnic and poly-confessional Russian society during the social and economic instability are most under threat of rising interfaith and inter-ethnic contradictions.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве»

М. С. Павловнин

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия. Однако именно глобализация и характерные для неё процессы размывания культурных и национальных идентичностей становятся сегодня одним из важнейших факторов, влияющих на обращение религиозных сил к инструментам политики.

Ключевые слова: религия; политика; глобализация.

Рассматривая феномен взаимодействия религии и политики через призму политологической науки и актуальной политической практики, мы намеренно воздержимся от использования богословско-теологических механизмов интерпретации и будем трактовать процесс взаимодействия политики и религии как комплекс явлений, протекающих в области пересечения двух специфических систем социального регулирования.

Противоречивость и неоднозначность данного процесса обусловлена объективными причинами и прежде всего уникальной спецификой, отличающей каждый частный случай выстраивания политикорелигиозного диалога. На характер религиознополитического (и как частный случай - государственно-церковного) взаимодействия влияют многие факторы. Это и собственно социальная стратегия религии или комплекса религий, распространенных в конкретном обществе, характер взаимоотношений в поликон-фессиональной среде, и сложившийся социальный статус религии, и характеристики политической надстройки - форма правления, тип политического режима, и традиции политического поведения, а также многочисленные экономические, культурные и иные факторы. Большое значение имеют и внешние вызовы, зачастую становящиеся не только перед нормами и институтами традиционной религии, но и перед политической системой общества.

Значительное влияние на политический процесс оказывает разность динамических потенциалов религиозной и политической сфер жизни общества: религия, будучи наиболее сильно привязанной к моделям прошлого, статичным ценностным и установочным системам, имеет тенденцию к запаздывающему и затрудненному восприятию качественно новых явлений. Эта разность потенциалов способна генерировать социальное противоречие, разрешение которого зачастую затрагивает политическую сферу жизни общества, побуждая носителей религиозного сознания использовать в своих интересах различные политические механизмы как наиболее эффективные.

Сейчас становится ясно, что спокойное сосуществование религии и политики невозможно, так как рано или поздно подвергнется масштабным изменениям одна из этих двух систем, либо же обе сразу. Как показывает исторический опыт, политические и религиозные институты начинали взаимодействовать лишь тогда, когда было необходимо или сражаться против каких-

либо действий внутри страны, или противодействовать внешним угрозам, хотя противоречия постоянно себя обнаруживали и в этих взаимодействиях. Непрерывно продолжалась борьба, скрытая либо явная, за увеличение влияния на общественную жизнь. Взаимоотношения политики и религии на протяжении многих столетий определяли различные факторы.

Вопреки тому, что религиозные лидеры в интересах достижения своих целей очень часто использовали инструменты политики, а органы политической власти в целях укрепления своих позиций опирались на религию, противоречия не прекращались, а часто даже шла борьба за место главенствующей силы в этих взаимоотношениях. Несмотря на определенную схожесть функций, в религии и политике используются как различные подходы к оценке действий людей, так и отличающиеся модели регулирования их поведения. Религия руководствуется зафиксированными в священных текстах нравственными заповедями, в то время как политика пользуется принципом целесообразности. На уровне массового сознания, особенно в условиях кризисного состояния общества, когда в обществе превалируют настроения разочарования в прошлом и настоящем и тревоги по отношению к будущему, религия видится не фактором конфликта, а фактором стабильности, своеобразной панацеей от общественных болезней.

Несмотря на относительно высокую теоретизацию массового сознания современного общества, в нем доминирует социально-психологический фактор, определяющий, насколько морально и правомерно то или иное явление общественной жизни. Религия способна легитимировать некоторые социально-политические элементы прежде, чем их закрепление произойдет на государственном уровне.

Здесь уместно обратиться к анализу созидательной функции религии Макса Вебера, который в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» и других раскрыл влияние религии на процесс социальных изменений в различных странах и регионах. Основная обоснованная им идея состоит в том, что значительная роль в формировании всей современной западной цивилизации принадлежит религиозным и этическим построениям протестантизма. Протестантизм дал стимул к качественному изменению динамики цивилизационного развития, в то время как восточные религии не

только не стимулировали развитие, но, напротив, в определенном плане даже препятствовали ему [1].

Религия и политика, однако, могут оказывать взаимное влияние друг на друга. Политика воздействует на религию, регулируя общественную жизнь, создавая законные границы для ее жизнедеятельности, формируя климат взаимного уважения и терпимости между конфессиональными общностями, защищая права граждан на свободу совести, а также регулируя правовое положение религиозных организаций. В свою очередь политический процесс развивается и обусловливается не только границами существующих соотношений политических сил и характером политической системы, но и сформировавшимися в обществе духовными идеалами и принципами. Последние, кстати сказать, определяются в обществе религиозными учениями.

Широкое распространение имеет тенденция включения религиозных организаций в политическую систему посредством создания различных политических партий по конфессиональному принципу. Если обратиться в качестве примера к христианскому миру, то можно заметить обратно пропорциональную зависимость между степенью их политического влияния и успешности и «религиозностью» как таковой. Подобные партии являются в значительной степени сугубо политическими институтами (это справедливо также и для иудаистских, и для многих исламских политических партий и др.), однако история их возникновения является еще одним примером того, как религиозное начало способно эволюционировать в конструктивный политический продукт.

Таким образом, несмотря на известный ценностный антагонизм, в ряде случаев религия и политика способны взаимодополнять друг друга, что особенно целесообразно в кризисные и переходные периоды. Взаимодействие двух настолько различных систем в разных странах и культурах балансирует между крайностями агрессивной секуляризации и тотальной клерикализа-ции, зачастую осложняется острыми межконфессио-нальными противоречиями, однако соблюдение этого баланса позволяет значительно дополнить комплекс механизмов социального регулирования, социальной стабилизации, а также повысить их эффективность.

В настоящее время имеет место всплеск религиозной активности в политической сфере, и этот всплеск обусловлен главным образом реалиями глобализации, размыванием многих межкультурных барьеров и постановкой перед большинством существующих конфессий качественно новых вызовов.

В условиях глобализационных процессов, таких как массовая миграция, смешение разных этносов со своими культурными и религиозными традициями, особую опасность несут недостаточное знание особенностей других религий и культур и непонимание сути иных нравственных ценностей, норм поведения [2. С. 33]. Эти обстоятельства влекут за собой неспособность устанавливать взаимоприемлемые отношения, становятся причиной глубоких обид, оскорблений, острых конфликтных ситуаций, создают благоприятную почву и для экстремистской активности.

Особую остроту конфликты приобретают в случае пересечения этнических и классовых различий с рели-

гиозными. Религиозный фактор может выступать как наиболее яркое проявление межэтнического противоречия, а в случае наличия стабильных этнических, экономических или иных связей, интегрирующих общество, религиозная рознь становится главным признаком дифференциации. Религиозная принадлежность может привести к конфликту между необходимостью следовать требованиям религиозной веры и светского закона.

Существующие на данный момент стратегии реакции религии на актуальные вызовы современности весьма разнообразны и варьируют от конструктивных, положительно влияющих как на межконфессиональ-ные, так и на международные и внутригосударственные социальные отношения, до весьма деструктивных, ведущих к дестабилизации и кризисам в локальных и региональных масштабах. Единственной общей чертой, так или иначе присущей всем существующим моделям, является использование конфессиональными структурами в той или иной мере политических средств. Уже сейчас можно видеть, что взаимодействие религии с политической сферой жизни общества в зависимости от конфессии и национально-культурных традиций региона идет различными путями, и в рамках одного национального политического процесса может раскрываться как дестабилизирующий, так и консолидирующий потенциал конфессионального фактора.

Поскольку для большинства национальных политических процессов в настоящее время характерно восприятие ряда западных, либерально-демократических стандартов, находящих отражение не только в политике, но и в иных сферах общественной жизни, важным условием для успешной реализации консолидирующего и стабилизационного потенциала религии становится ее способность если не к принятию, то, по крайней мере, к мирному сосуществованию с подобными стандартами.

Политическое поведение нередко определяется религиозными ценностями, происходит выстраивание внешней и внутренней политики государств в соответствии с религиозными интересами. Однако с другой стороны, всё более популярным становится использование механизма манипулирования общественным мнением с помощью религиозного концепта, происходит эксплуатация религии в интересах правящих элит, в частности в области повышения собственной легитимации [3. С. 170]. Таким образом, можно отметить идентичность многих средств, используемых и в политике, и в религии для достижения цели, а также взаимную способность одной служить инструментом в интересах другой. Учитывая эти обстоятельства, некоторые ученые склонны выделять специфическую «политическую функцию» религии.

Инерционность религии и принципиальная несовместимость различных конфессиональных систем обусловили известную конфликтность, в той или иной степени привносимую религиозным фактором в различные социально-политические процессы. Причем как сугубо религиозный конфликт может приобретать политическую окраску, так и изначально светское, социально-экономическое или иное противоречие может вылиться в масштабные религиозные столкновения.

Религиозных лидеры и обычные верующие, как правило, убеждены в абсолютной истинности своей веры, что сильно затрудняет процессы международного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Подобные идеи собственной исключительности приводят к религиозно окрашенным конфликтам, базирующимся на политических, социальных, экономических и ценностно-культурных противоречиях, а также неналаженной национальной политике в многоконфессиональных государствах. Религиозные разногласия являются наиболее трудноразрешимыми и масштабными из социальных конфликтов, которые зачастую приводят к вооружённым столкновениям и массовым беспорядкам. Однако не стоит забывать, что любой конфликт и борьба могут в конечном счёте привести и к обновлению общества, построению новых, основанных на принципах равенства и уважения к друг другу отношений.

Особую значимость религиозно-политическое

взаимодействие и связанные с ним проблемы приобретают для нашей страны. В условиях политической трансформации и социально-экономической нестабильности полиэтническое и поликонфессиональное российское общество находится под угрозой увеличения межконфессиональных и межэтнических противоречий, которые способны перерасти в масштабные политические конфликты. Такое общество нуждается в

дополнительных механизмах регуляции. Основными причинами, осложняющими реализацию консолидирующего начала в религии нашей страны, являются заметная ориентация российских властей на взаимодействие именно с Русской православной церковью, непродуманная религиозная политика государства, а также довольно откровенная провластная ориентированность самой РПЦ [4]. При всём этом ослабевает доверие населения к религиозным организациям и, в частности, институту церкви.

Таким образом, большинство инициатив религиозных организаций в сфере принятия политических решений спровоцировано проблемами социальнополитического и экономического характера, а также постоянно усиливающимися вызовами глобализационных процессов, размыванием национальных границ, тенденциями к тесному взаимопроникновению культур. Эти факторы обусловливают необходимость нахождения более действенного механизма социального регулирования. Уменьшение напряжённости дестаби-лизрующей функции религии и достижение взаимопонимания различных конфессиональных сил возможно только в результате диалога сторон, а для этого необходимо выстраивание действующей и благоприятной нормативно-институциональной базы, в рамках которой будут осуществляться принципы толерантности, взаимоуважения и равенства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. М. : ИНИОН, 1991. 472 с.

2. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социс. 2006. № 10. С. 33-40

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М. : Книжный дом Университет, 2004. 704 с.

4. Красиков Л. Глобализация и православие // Религия и глобализация на просторах Евразии / Моск. центр Карнеги. М. : Неостром, 2005. С. 28-91. Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 10 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.