АЛИНОВ Махсат Шарапатович
Соискатель Института экономики Министерства образования и науки
Республики Казахстан
Взаимовлияние инвестиционных рынков России и Казахстана
Россия и Казахстан лидирует среди стран СНГ в активном привлечении инвестиций, ставших определяющим фактором развития национальных экономик. Это следствие не только сложившихся объективных условий - географического положения, стратегического партнерства, общности хозяйственных связей, но прежде всего экономической политики государств, определившей как стратегический вектор последовательную гармонизацию отношений, взаимовлияние и, в конечном счете, неуклонное движение к общему рынку.
По данным ЮНКТАД, Россия, на долю которой приходится 7% мировых проектов, является третьей в мире (после Китая и США) инвестиционной страной. В качестве мотива указываются многообещающий потенциал внутреннего рынка, а также региональные рынки. При этом самые обнадеживающие перспективы связаны с природными ресурсами; за ними следуют электроника, автомобили, исследовательские и конструкторские работы. Со своими технологическими возможностями и квалифицированной рабочей силой Российская Федерация может стать главным международным инженерным центром [1. С. 63].
За последние семь лет в экономику России инвестировано 17675 млрд р., что составляет примерно 17% ВВП. Только в 2007 г. было привлечено прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 49 млрд дол. США. В экономику Казахстана за годы независимости направлено свыше 60 млрд дол. прямых иностранных инвестиций. По показателю привлечения прямых инвестиций ЮНКТАД в 2004 г. включил его в двадцатку стран мира с самой высокой динамикой. Общая картина свидетельствует об устойчивой динамике развития рынка капитала и производства обоих государств (см. таблицу).
Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в Российской Федерации и Республике Казахстан
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Россия
ВВП, % к 2000 105,0 110,0 118,1 126,6 210,6 366,6
Инвестиции в основной капитал, % к 2000 129,1 151,2 187,4 245,8 310,0 393,1
Валовые инвестиции, % к ВВП 16,8 16,3 16,5 16,8 16,7 17,1
ПИИ, % к 2000 89,9 90,3 153,1 212,6 295,1 308,8
Казахстан
ВВП, % к 2000 125,0 145,2 177,4 225,7 286,6 393,0
Инвестиции в основной капитал, % к 2000 158,2 184,5 222,8 290,2 406,2 471,5
Валовые инвестиции, % к ВВП 29,0 29,1 28,8 29,5 29,6 27,5
ПИИ, % к 2000 163,8 146,6 166,3 299,0 238,0 375,3
В обоих государствах темпы роста инвестиций в основной капитал в течение последних лет опережали темпы приращения ВВП. Следует отметить более высокую норму инвестиций по отношению к ВВП в Казахстане, составившую в среднем 29%, по отношению к показателю России - 16,7%, что указывает на более динамичные процессы накопления капитала, происходящие в экономике последней. Важно также, что Казахстан и Россия являются лидерами среди стран СНГ во взаимном направлении капиталов в качестве «доноров». За 2000-2006 гг. Россия инвестировала в экономику Казахстана 533 млн дол., или 8% объема инвестиций всем странам СНГ. В свою очередь, за эти годы Казахстан инвестировал в экономику России 2552 млн дол. (36,6% всех инвестиций В страны СНГ). Развитие Взаимных инвестиций соответствует модели интеграции «снизу», или «корпоративной» интеграции, которая «создает предпосылки и выдвигает перед государственными органами новые требования для продвижения по пути „официальной" интеграции» [2].
В последние годы наблюдается заметное расширение перечня инвестиционных проектов, осуществляемых на двусторонней основе. Среди наиболее крупных можно назвать: создание трех совместных предприятий по атомной энергетике; производство ламели и организация лесосырьевой базы в Томской области; расширение мощностей Экибастузской ГРЭС-2; запуск в космос спутника «Казсат-2» и др. Созданный казахс-танско-российский Евразийский банк развития с уставным фондом в 1,5 млрд дол. начал реализацию ряда совместных проектов в инфраструктурном и обрабатывающем секторах производства.
Однако на макроэкономическом уровне в тенденциях становления финансово-инвес-тиционных рынков двух стран много схожих проблем, пути разрешения которых партнеры ищут по-разному, что существенно влияет на взаимное развитие рынков капитала.
1. Главные проблемы связаны с развитием сырьевого сектора, изменением конъюнктуры мировых цен, что обострило проблему нефтедолларов, приведших к «перегреву экономики». В Казахстане за 1995-2007 гг. поступления от нефтяного сектора составили 27 млрд дол. За последние два года за счет нефтяного сектора было получено 30% доходов бюджета Казахстана (в России - 25%), 15% ВВП, почти 50% всей промышленной продукции. Именно из-за высокой степени зависимости от нефтяных доходов в прошедшем году экономика Казахстана испытала внешний финансовый шок. В результате темпы роста снизились в 2007 г. до 8,7%, а в наступившем 2008 г. прогнозируется снижение до 5-7%. При этом инфляция подскочила к концу 2007 г. до 18%. Столь существенное расстройство макроэкономической стабильности, продержавшейся последние шесть лет, может сказаться на объемах и динамике инвестиционного рынка. Прежде всего, прогнозируется некоторое снижение активности иностранных инвесторов, уже действующих в Республике Казахстан. Ужесточение инвестиционной политики Правительства Казахстана по отношению к заключенным ранее инвестиционным контрактам вызвало немалые сомнения в расчетах рисков держателей иностранного капитала. Резко снизился потенциал и большого отряда внутренних инвесторов, которые лишились постоянных кредитов со стороны коммерческих банков, потерявших источники внешнего заимствования. Только в 2008 г. банкам предстоит выплатить в счет погашения иностранных кредитов 16 млрд дол. Отсюда следует первый вывод: необходимо последовательно проводить в жизнь объявленные программы по диверсификации экономики, а также стабилизировать макроэкономические параметры. Для этого следует обеспечить «межотраслевой переток капитала, относительный избыток которого в валютно-финансовой сфере и экспортных отраслях соседствует с дефицитом капитала в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и потенциально конкурентоспособных, но „не раскрученных" на рынке секторах» [3].
В 2007 г. иностранные инвестиции в российские компании увеличились в 1,9 раза. Между тем поступления иностранных инвестиций в Российскую Федерацию более
16 > Известия УрГЭУ
1(20) 2008
диверсифицированы по отраслям. Так, большая доля капитала направляется в обрабатывающую промышленность (27,5%) и меньшая - в добычу полезных ископаемых (16,6%) и сферу торговли и общественного питания (23,7%) [4]. Рост вложений в развитие обрабатывающей промышленности до 33,5% от общего объема 2006 г. свидетельствует об интенсификации процесса обновления парка машин и оборудования.
2. Состояние производственного аппарата и уровень промышленных технологий в Казахстане таковы, что необходима не простая модернизация, а полный перевод их на новую технологическую основу. По данным экспертов, на производство 1 дол. ВВП Казахстана затрачивается энергии 2,8 кВт-ч против 0,3-1,2 кВт-ч в развитых странах, а показатель производительности труда составляет всего 9% от уровня США и 20% -Норвегии [5]. Степень износа машин и оборудования превысила 60%, транспортных средств - 41, сооружений - 38%. Прежде всего, важно уйти от малоэффективных и энергоемких машин и оборудования старого уклада и перейти на использование современных наукоемких, экономичных и экологичных технологий. С этой целью в Республике Казахстан принят ряд стратегических программ, которые определили приоритеты до 2015 г. и на последующую перспективу, основные из них: новые материалы и химические технологии; ядерные и космические технологии; переработка цветных и редких металлов; биотехнология и переработка сельскохозяйственных продуктов. При этом предусматривается производство не только наукоемких видов товаров, но и создание дополнительных стоимостных цепочек. Например, в Павлодаре существует завод по производству глинозема - сырья для металлического алюминия; здесь в 2007 г. запущено электролизное производство, создан металлургический кластер, предусматривающий организацию прокатного производства и точного литья, т. е. переход на 3-4-разовый технологический передел алюминия. Для реализации указанных индустриально-инновационных приоритетов созданы специальные государственные институты развития: Банк развития, инвестиционный и инновационные фонды, фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Исходя из опыта развитых стран (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.), Правительство Казахстана в числе приоритетных называет задачу «вырастить» 30 корпоративных лидеров, призванных занять свою нишу на международном рынке. В реализации этой стратегической программы неоценим научный и инженерный опыт российских предприятий. Достаточно назвать несколько ключевых проектов: расширение совместных ядерных исследований в национальном Ядерном центре (г. Курчатов), производство по российской технологии малых атомных реакторов национальной компанией «Казатомпром», сотрудничество в области космических технологий и альтернативной энергетики.
3. Огромная территория соседних стран с недостаточно освоенными, по западным меркам, индустриальными центрами и отсутствие полноценных инфраструктурных коммуникаций за счет транспортной составляющей цены товара делают Казахстан малоконкурентным на внешнем рынке (в среднем 20-25%, а по некоторым отраслям -выше). Например, при средней цене тонны казахстанской пшеницы 68,3 дол. транспортные расходы составляют 25,6 дол., или около 30% общей стоимости, что снижает рентабельность зерна на внешнем рынке. Поэтому для инвесторов имеет решающее значение выбор выгодных и надежных транспортных потоков.
С целью создания современной инфраструктурной системы принятой в Казахстане транспортной Стратегией предусмотрена реализация около 80 крупных инвестиционных проектов на сумму 30 млрд дол., что приведет к гармонизации с транспортной политикой России. В числе крупных проектов железнодорожные линии по пяти направлениям, транспортно-логистические центры. Особое место занимает создание международных коридоров «Западный Китай - Западная Европа» и «Север - Юг» с использованием существующих российских транспортных путей.
По мере освоения нефтегазовых месторождений Казахстанского сектора Каспийского моря появится возможность диверсификации поставок углеводородов в различных направлениях, и прежде всего с участием России. Совершенствование маршрутов экспорта предполагает мультимодальную транспортировку углеводородов, в которой рационально комбинируются мощности трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта. Одним из транзитных направлений экспорта казахстанской нефти через территорию Российской Федерации (с учетом перспективного роста добычи нефти на западе Казахстана) можно считать действующий нефтепровод Узень-Атырау-Самара. Планируется поэтапное увеличение его пропускной способности. Перспективным маршрутом, способным увеличить поставки казахстанской нефти на рынки Восточной Европы и Балтии, является также Балтийская трубопроводная система (БТС). Нефтепровод «Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)» действует на одном из основных маршрутов экспорта. В этой связи планируется к 2011 г. дополнительно расширить пропускную способность существующих мощностей КТК до 67 млн т.
4. Закономерным приоритетом является освоение новых переделов в нефтехимической технологии. Если в России перерабатывается 45% добываемой нефти и газового конденсата, то в Казахстане - менее 10%. Дело не в цене автомобильного топлива, которая увеличивается вместе с ростом цен на сырую нефть, а в громадных экономических потерях, возникающих из-за отсутствия большого количества производных нефтехимических продуктов. Выход с тонны нефти в России составляет: бензина - 15,6% (в США - 43,3%), ракетного топлива - 3,6% (в США - 8,9%) |6). Казахстан, являясь одним из ведущих мировых поставщиков природного газа, сам импортирует Всю гамму необходимых полимерных продуктов нефтехимии из Китая и России. В этой связи в Западном Казахстане, районе основной добычи газа, предполагается построить интегрированный нефтехимический комплекс и реализовать проект по организации на Атырауском НПЗ производства бензола. Стоимость строительства указанного нефтехимического комплекса (4,6 млрд дол.) велика даже по международным меркам, но это оправдано технологической и экономической целесообразностью. Кроме того, создание совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода предусматривает переработку газа Карашаганакского месторождения в объеме 16 млрд кубометров в год. При этом Казахстан в счет 50%-ной доли должен заплатить 350 млн дол., а также инвестировать 250 млн дол. в модернизацию газоперерабатывающего завода. Таким образом, «Газпром» получит доступ к 1 трлн кубометров газа из Казахстана.
5. Известно, что Казахстан, кроме нефтегазового потенциала, на мировом рынке позиционируется как поставщик сельскохозяйственной продукции, прежде всего качественного зерна, кормов и мясных продуктов. В расчете на душу населения производство продовольствия в Казахстане превышает среднемировой уровень и аналогичные показатели Китая, Индии, России, Украины [7]. Однако производительность труда в этом секторе в настоящий период в 5 раз ниже, чем в странах Восточной Европы; необходимый комплекс по полной переработке сельскохозяйственного сырья на современной технологической основе еще не создан. По меркам ВТО в Казахстане на 1 Га пашни приходится 17 дол. госсубсидий, в Канаде - 83 дол., в странах ЕС - более тысячи долларов. Предстоит переориентировать 180 тыс. фермеров в экономическом и технологическом отношении. В Европе из всех проживающих на селе непосредственно заняты производством сельхозпродукции 5%, остальные - в инфраструктуре. Поэтому требуется создавать инфраструктуру: элеваторы, холодильники, дороги, ЛЭП, заводы по переработке, склады и дороги, и это должно делать как государство, так и частные инвесторы. Главное - нужны кластеры по технологической цепочке: зерно, мука, корма, молоко, мясо, но на более высокой ступени развития - с современными технологиями, маркетингом. С учетом разнообразных климатических зон на территории Республики
48 ► Известия УрГЭУ
1(20) 2008
Казахстан формируются новые кластеры, экономически и законодательно стимулируются мелкие и средние аграрные производители.
Другим прогрессивным направлением использования сельскохозяйственного сырья стало производство биоэтанола. В одном из крупных зерновых районов - Акмолинской области запущен первый из трех заводов биоэтанола; предусматривается строительство еще пяти таких производств, работающих на остатках зерна и кормов.
Россия ежегодно импортирует в значительных объемах говядину (700 тыс. т), свинину (500 тыс. т), мясо птицы (1100 тыс. т), конину (4 тыс. т). В числе основных поставщиков - Бразилия, страны ЕС и США. Кроме того, Россия ввозит в год порядка 4 200 тыс. т сахара, 220 тыс. т сыра, 100 тыс. т муки, 84 тыс. т соевого и 65 тыс. т сливочного масла [7]. Казахстан, имеющий самую протяженную границу и преференции СНГ, подобную продукцию на рынок не поставляет, хотя по стоимости и качеству выпускает достаточно конкурентоспособную продукцию. Очевидно, что Казахстан имеет хорошие шансы занять свою нишу на российском рынке данной продукции.
6. Общим явлением остается пока слабое привлечение инвестиционного потенциала регионов. Для обеих стран характерно неравномерное размещение инвестиций по экономическим регионам. Если в России, например, наибольшие ресурсы поступают в Центральный федеральный округ, и прежде всего в Москву, а также в сырьевые регионы (Омская, Сахалинская, Тюменская области) и крупные промышленные центры (Самарская, Свердловская, Челябинская области, Татарстан), то в Казахстане привлекательными остаются города Алматы и Астана и сырьевые Западно-Казахстанские и Вос-точно-Казахстанские области. По итогам 2006 г. разница между показателями регио-нов-лидеров и регионов-аутсайдеров составляет: по ВРП на душу населения - 12 раз; по инвестициям в основной капитал на душу населения - 76 раз. В отличие от России региональные государственные органы Казахстана согласно существующему законодательству не имеют ни достаточных полномочий для проведения самостоятельной инвестиционной политики с целью дальнейшего развития, ни юридических полномочий по принятию решений для привлечения как крупных местных инвесторов, так и зарубежного капитала.
Казахстан развивает экономические отношения с 74 российскими регионами, в приграничной зоне действует более 340 совместных предприятий. Товарооборот между двумя странами достиг почти 10 млрд дол., из которых на долю сопредельных областей приходится около 55%. Основными статьями казахстанского экспорта в Россию являются минеральное топливо, черные и цветные металлы, железорудные окатыши, зерно. Россия поставляет продукты переработки углеводородов, машины и оборудование, приборы и аппараты, металлургическую продукцию.
Следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах Казахстана и России не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в ряде регионов можно ожидать поступления иностранного капитала, на порядок превышающего существующий приток капиталов. В среднесрочной перспективе на региональном и местном уровнях предстоит решить ряд задач. Прежде всего, это обеспечение конкуренции между регионами за привлечение капитала, рабочей силы, открытие региональных рынков, устранение препятствий на пути реализации инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса.
В Казахстане в качестве новых бизнес-образований созданы семь социально-пред-принимательских корпораций (СПК) с целью управления активами, инициирования новых проектов и привлечения дополнительных инвестиций в интересах развития региона. Нам представляется, что российские партнеры могли бы принять участие в реализации проектов СПК приграничных зон: ?<3ападный», «Ертис», «Сары Арка».
Центрами прямого сотрудничества предпринимателей Казахстана с участниками мирового рынка станут специальные экономические зоны (СЭЗ). За последнее
время таких зон в регионах Республики Казахстан создано достаточно много; уже начали функционировать: СЭЗ «Онтустик», «Ертис», «Региональный финансовый центр» в Г. Алматы, «Парк информационных технологий», «Новая Астана»; морпорт «Актау», технопарк «Алгоритм». Несмотря на немалые преференции и налоговые льготы, в этих зонах пока не проявляют ожидаемой активности ни отечественные, ни зарубежные инвесторы. По мнению ряда казахстанских ученых-экономистов, «нет смысла создавать много СЭЗ, но если и формировать, то только в ограниченном количестве и под строго определенную задачу» [8].
В России такие зоны функционируют давно и достаточно эффективно, здесь существует специальный координирующий орган - Федеральное агентство по особым экономическим зонам (РосОЭЗ). В прошлом году общая стоимость 46 проектов, которые претендовали на государственные инвестиции, составила 1,4 трлн р.; тогда же было зарегистрировано 17 резидентов ОЭЗ, в том числе НИО «Томскнефтехим», а также особые экономические зоны в Зеленограде, Санкт-Петербурге, Дубне и Республике Татарстан. В целом 70% резидентов ОЭЗ составляют российские компании, 30% - иностранные.
Цели макроэкономической интеграционной политики России и Казахстана могут быть сформулированы одинаково - обеспечивать благоприятные условия для высокоэффективной производственной деятельности, формировать необходимый инвестиционный и инновационный климат. Сочетание указанных мер государственной политики в экономической сфере позволит достичь необходимой сбалансированности на инвестиционном рынке и добиться 40-процентной нормы инвестирования в ВВП [9].
Литература
1. Доклад о мировых инвестициях // ЮНКТАД. М., 2004.
2. Хейфец, Б. Взаимные инвестиции в СНГ / Б. Хейфец // Экономист. - 2005. - №8.
3. Кушлин, В. Казахстан: стратегия движения в будущее / В. Кушлин, А. Спицын // Экономист. - 2003. - №3.
4. Зименков, Р. И. Иностранные инвестиции в экономику России / Р. И. Зименков. -М., 1999.
5. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию. - Астана, 2006.
6. Цветков, В. Необходим рост на основе высоких технологий / В. Цветков // Экономист. - 2005. - №6.
7. Казахстанская правда. - 2007. - №74.
8. Ашимбаева, А. Центр.Азия.ру. 11.09.2007.
9. Глазьев, С. Ю. Общий ход реформы / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2007. - № 1-2.