Научная статья на тему 'Взаимовлияние факторов среды и материала на общую декоративность композиции с применением природного камня'

Взаимовлияние факторов среды и материала на общую декоративность композиции с применением природного камня Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
109
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коржов Е. Г.

Предложен порядок оценки декоративности скульптурного объекта без отрыва от рассматриваемой среды, с учетом факторов освещенности, соотношения объемов и длин компонентов среды и объекта, сочетания колористических решений и других контрастов, влияющих на визуальное восприятие целостного композиционного решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUTUAL INTERACTION OF AN ENVIRONMENT AND A MATERIAL ON THE GENERAL ORNAMENTALITY OF A COMPOSITION MADE FROM STONE

A technique for ornamentality assessment of a sculpture is proposed; the technique is viewed in the terms of a certain environment, with the consideration to illumination factors, volume and length ratios of environment and an object, combination of coloristic solutions and other contrasts affecting the visual perception of an integral compositional solution

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние факторов среды и материала на общую декоративность композиции с применением природного камня»

УДК 347.787 Е.Г. Коржов

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ И МАТЕРИАЛА НА ОБЩУЮ ДЕКОРАТИВНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИРОДНОГО КАМНЯ

Семинар № 21

ЖЭопрос об оценке художественных ■Я-9 произведений всегда является актуальным. Например, для оценки красоты бриллиантов существует специальный показатель «Шарм», который представляет собой «... интег-

рированную обобщённую характеристику субъективного образа алмаза»[3]; он определён и математически вычислен впервые. «Шарм» определяется измерением известных компонентов алмазного блеска - интенсив-ности, дисперсии, игры. На значение коэффициента влияют и стандартные характеристики камня (цвет, чистота, качество огранки и вес), его геометрические параметры, а также внешние факторы, такие, как освещённость и интерьер. Значение коэффициента «шарма» получается при математической обработке большого количества изображений алмаза, сделанных под разными углами наклона относительно осей кристалла. Немаловажным фактором, как уже отмечалось ранее, является влияние окружения, интерьера, среды, в которой находится рассматриваемый объект. Для оценки декоративности природного камня традиционно используют методику суммирования основных визуальных характеристик породы. Для систематики разнообразных по окраске и рисунку ювелирно-поде-лочных и поделочных камней наиболее удобен структурно-текстурный принцип [1], а декоративность породы может быть

достаточно полно оценена тремя основными параметрами: цветом, текстурой и фактурой [2]. В результате определение декоративности по ГОСТ 24099-80, куда вошли эти свойства определяет только собственные характеристики камня, это «собственная декоративность камня», без влияния окружения. Ограничением в определении декоративности по ГОСТ 30629-99 и ГОСТ 24099-80 является то, что не учитывается декоративность камня в зависимости от внешней среды использования.

Для создания успешного и эффектного художественного скульптурного объекта важное значение несет окружающая среда, которая преломляет на свою сторону общее визуальное восприятие. При создании композиционного решения необходимо руководствоваться соподчинением второстепенного главному, например в геометрической ориентации входящих элементов, текстурных рисунков материала геометрической форме. Использовать симметрию и другие свойства гармонизации с целью выявления и усиления формы и содержания композиционного решения.

В приведенной схеме взаимовлияний объекта и среды (рис. 1) отражены

328

Рис. 1. Структурная схема взаимовлияния объекта и среды на итоговую декоративность композиционного решения со скульптурным объектом из природного камня Классификация взаимовлияний среды

Наименование взаимовлияния по свойствам материала Комментарии и уточнения Ситуации и рекомендации по использованию материала

По контрасту и цвету Цветовой контраст может быть светлотный и хроматический. Чем больше отличается цвет объекта от цвета фона, тем лучше заметен предмет, тем отчетливее видны его фон и контур. Большое значение при этом имеет различие яркости. Если необходимо, чтобы предмет был лучше виден на фоне других плоскостей с больших расстояний, то следует добиваться наиболее резких контрастов в цветовом сочетании материала. При использовании камня в интерьере можно сочетать камень различных цветов и оттенков, но с учетом, что цвета, расположенные рядом в полихромной композиции, друг на друга влияют по законам цветового контраста. Контраст влияет на оптическое восприятие формы и позволяет создать визуальное чередование и отделение элементов от фона. Контраст бывает светлотный и хроматический. Светлотный выражается в изменении светлого тона под действием соседних цветов: на светлом фоне темный цвет темнеет, и наоборот. Действие этого контраста проявляется тем сильнее, чем больше разница между цветами в светлоте. Цвет, окруженный хроматическим фоном, изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона; дополнительными парами цветов являются: красные — голубовато-зеленые, оранжевые — голубые, желтые — синие, желто-зеленые — фиолетовые, зеленые — пурпурные. На фоне своего дополнительного цвета каждый цвет выигрывает в насыщенности и на фоне, одинаковом с ним по цветовому тону, теряет в этом. В наибольшей степени эффект хроматического контраста выявляется при отсутствии светлотно-го.

По нюансному и контрастному соотношению Присутствие незначительного различия в цвете, форме, фактуре и т.п. В случае необходимости позволяет задать незначительную «игру» элементов композиции

По максимальной цветовос-приимчивости (красный цвет наиболее восприимчивый, прочитывается раньше остальных цветов) Задается усредненным цветовым состоянием материала. Человеческий глаз склонен в первую очередь выделять оттенки красного.

По псевдорельефности Оптический эффект положительной и отрица- Эффект «положительной» вогнутости поверхности

329

тельной вогнутости поверхности проявляется при наличии теплых тонов, «отрицательной» - при наличии холодных. Насыщенные хроматические цвета создают «выдвижение» рельефа к зрителю, ахроматические и малонасыщенные — создают «отодвигание» рельефа от зрителя. При чередовании светлых и темных тонов первые «выдвигаются» на первый план, вторые «отходят» на второй план. Данный эффект может использоваться для создания псевдо-рельефной поверхности.

По общей направленности текстуры Например, линейная, концентрическая, зигзагообразная и тд. Позволяет дать акцент на форму при использовании в соответствии направления и формы самого объекта.

По общей форме текстурного рисунка Линии, точки, пятна Вертикальное протяжение, кажется длиннее равновеликого горизонтального; равные, но различно расчлененные пространства производят впечатление неодинаковых. Таким образом при использовании камня с ярко выраженной направленной текстурой можно подчеркнуть одно из нужных направлений, размеров или элементов окружения, если скульптурный объект несет вспомогательный характер. Рисунок камня позволяет дать динамику в объекте.

По типу фактуры Естественная, пиленная, колотая, шлифованная, полированная Выбор фактуры обработки помогает сделать акцент на форму в случае колотой фактуры и проявить цветовые качества в случае остальных видов обработки

По светопрозрачности Определяет прохождение света внутрь материала и его рассеивание. Придает материалу эффект свечения внутри, обеспечивает воздушность форме, помогает оторвать объект от поверхности его базирования в пространстве.

Собственные свойства объекта

Взаимовлияние среды 11 объекта

Свойства объе мно пространственной среды

Рис. 2. Упрощенная схема взаимовлияния среды и объекта на итоговую декоративность

Де коративно<ть в среде

основные свойства среды, объекта, наблюдателя и направления взаимовлияния, в зависимости от которых определяется итоговая декоратив-ность объекта в среде. Несомненно, цвет и рисунок камня позволяет обы-грать не только саму форму изделия но и вписать объект в среду. Выделим наиболее значимые свойства, которые позволяют сопрягать как свойства объекта, так и среды в композиционном решении по:

• контрасту и цвету;

• нюансному и контрастному соотношению;

• максимальной цветовоспри-имчивости;

• псевдорельефности;

• общей направленности текстуры и по форме текстурного рисунка;

• типу фактуры;

• светопрозрачности.

В результате сопряжений получим необходимые усиления и уточнения составляющих композиции:

• значительное разделение элементов;

• локально разделение элементов;

• акцентирование по доминантному цвету;

• приближение и отдаление элементов без изменения физических координат;

• совпадение протяженности формы с текстурой.

Как можно видеть из перечисленных свойств наибольший вклад вносит контраст различных составляющих композиции, будь то цвет, форма объекта или характер текстуры поверхности материала. Таким образом взаимовлияния среды и объекта происходят на контрастах и упрощено схему взаимовлияния можно представить видом, показанным на рис. 2.

В таблице даны наиболее существенные взаимовлияния среды и объекта на итоговую декоративность и даны рекомендации по использованию этих свойств.

Для оценки декоративности композиции используется модифицированная формула (1) оценки декоративности плит природного камня по методике, приведенной в [1] и ГОСТ 30629-99 и ГОСТ 9479 в которую добавлены коэффициенты, отвечающие за свойства среды.

Дср. Есобств+Еср. (1)

где ЕСобств .= (Цв+Тк+Фм);

Еср .= (Пр+Осв +Кр), Дср. - степень декоративности композиции; Цв - коэффициент цвета; Тк - коэффициент текстуры; Фм - коэффициент фактурной обработки; Пр - коэффициент соотношения объемов объекта и пространства; Осв - коэффициент освещенности и цветности пространства; Кр - соответствие развития координат

объекта среде; Есобств. мах = 30 баллов; Еср. мах = 30 баллов

При сумме Есобств. И Еср. от 45 до 60 баллов будем считать, что объект и среда наиболее удачно сочетаются по собственным свойствам и композиционное решение декоративно, при сумме от 30 до 45 баллов объект и среда находятся на грани сочетаемости, и при суммарных баллах ниже 30 система объекта и среды находятся в сильном противодействии.

1. Путолова Л.С. Самоцветы и цветные камни.— М.: Недра, 1991.—192 с: ил.

2. Бакка Н.Т., Смирнов А.Г., Кузьменко А.Х., Грачев В.Д., Сачков Л.С. Добыча и обработка природного камня (справочник) - М.: Недра, 1990 - 446 с.

Изменение коэффициентов Пр , Осв и Кр происходит в пределах 10 баллов для каждого.

Таким образом целесообразно оценивать декоративность скульптурного объекта без отрыва от рассматриваемой среды, учитывать факторы освещенности, соотношения объемов и длин компонентов среды и объекта, сочетание колористических решений и других контрастов, влияющих на визуальное восприятие целостного композиционного решения.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Бакка Н.Т., Ильченко И.В. Облицовочный камень.

4. ИАЦ «Минерал» по материалам Rapaport TradeWire http://www.mineral.ru/ Chapters/News/128 56.html. птш

— Коротко об авторе -------------------------------------------------------------------

Коржов Е.Г. - аспирант кафедры ТХОМ, Московский государственный горный университет.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 21 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.И. Морозов.

--------------------------------------------- ИНФОРМАЦИЯ

В Горном информационно-аналитическом бюллетене № 12, с. 77, 2008 г. в статье авторов А.Н. Левченко, Б.В. Ляпидевского, Б.И. Федунца, А.В. Пахомова «Лабораторные исследования параметров высокоточных железобетонных блоков для строительства кабельных и канализационных тоннелей» вместо опубликованной аннотации следует читать: «Описана методика испытаний элементов блоков по 4 схемам нагружения. Приведены результаты исследований параметров блоков для кабельных тоннелей и блоков с полимерной футеровкой с металлическими анкерами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.