УДК 347.787 Е.Г. Коржов
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ И МАТЕРИАЛА НА ОБЩУЮ ДЕКОРАТИВНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИРОДНОГО КАМНЯ
Семинар № 21
ЖЭопрос об оценке художественных ■Я-9 произведений всегда является актуальным. Например, для оценки красоты бриллиантов существует специальный показатель «Шарм», который представляет собой «... интег-
рированную обобщённую характеристику субъективного образа алмаза»[3]; он определён и математически вычислен впервые. «Шарм» определяется измерением известных компонентов алмазного блеска - интенсив-ности, дисперсии, игры. На значение коэффициента влияют и стандартные характеристики камня (цвет, чистота, качество огранки и вес), его геометрические параметры, а также внешние факторы, такие, как освещённость и интерьер. Значение коэффициента «шарма» получается при математической обработке большого количества изображений алмаза, сделанных под разными углами наклона относительно осей кристалла. Немаловажным фактором, как уже отмечалось ранее, является влияние окружения, интерьера, среды, в которой находится рассматриваемый объект. Для оценки декоративности природного камня традиционно используют методику суммирования основных визуальных характеристик породы. Для систематики разнообразных по окраске и рисунку ювелирно-поде-лочных и поделочных камней наиболее удобен структурно-текстурный принцип [1], а декоративность породы может быть
достаточно полно оценена тремя основными параметрами: цветом, текстурой и фактурой [2]. В результате определение декоративности по ГОСТ 24099-80, куда вошли эти свойства определяет только собственные характеристики камня, это «собственная декоративность камня», без влияния окружения. Ограничением в определении декоративности по ГОСТ 30629-99 и ГОСТ 24099-80 является то, что не учитывается декоративность камня в зависимости от внешней среды использования.
Для создания успешного и эффектного художественного скульптурного объекта важное значение несет окружающая среда, которая преломляет на свою сторону общее визуальное восприятие. При создании композиционного решения необходимо руководствоваться соподчинением второстепенного главному, например в геометрической ориентации входящих элементов, текстурных рисунков материала геометрической форме. Использовать симметрию и другие свойства гармонизации с целью выявления и усиления формы и содержания композиционного решения.
В приведенной схеме взаимовлияний объекта и среды (рис. 1) отражены
328
Рис. 1. Структурная схема взаимовлияния объекта и среды на итоговую декоративность композиционного решения со скульптурным объектом из природного камня Классификация взаимовлияний среды
Наименование взаимовлияния по свойствам материала Комментарии и уточнения Ситуации и рекомендации по использованию материала
По контрасту и цвету Цветовой контраст может быть светлотный и хроматический. Чем больше отличается цвет объекта от цвета фона, тем лучше заметен предмет, тем отчетливее видны его фон и контур. Большое значение при этом имеет различие яркости. Если необходимо, чтобы предмет был лучше виден на фоне других плоскостей с больших расстояний, то следует добиваться наиболее резких контрастов в цветовом сочетании материала. При использовании камня в интерьере можно сочетать камень различных цветов и оттенков, но с учетом, что цвета, расположенные рядом в полихромной композиции, друг на друга влияют по законам цветового контраста. Контраст влияет на оптическое восприятие формы и позволяет создать визуальное чередование и отделение элементов от фона. Контраст бывает светлотный и хроматический. Светлотный выражается в изменении светлого тона под действием соседних цветов: на светлом фоне темный цвет темнеет, и наоборот. Действие этого контраста проявляется тем сильнее, чем больше разница между цветами в светлоте. Цвет, окруженный хроматическим фоном, изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона; дополнительными парами цветов являются: красные — голубовато-зеленые, оранжевые — голубые, желтые — синие, желто-зеленые — фиолетовые, зеленые — пурпурные. На фоне своего дополнительного цвета каждый цвет выигрывает в насыщенности и на фоне, одинаковом с ним по цветовому тону, теряет в этом. В наибольшей степени эффект хроматического контраста выявляется при отсутствии светлотно-го.
По нюансному и контрастному соотношению Присутствие незначительного различия в цвете, форме, фактуре и т.п. В случае необходимости позволяет задать незначительную «игру» элементов композиции
По максимальной цветовос-приимчивости (красный цвет наиболее восприимчивый, прочитывается раньше остальных цветов) Задается усредненным цветовым состоянием материала. Человеческий глаз склонен в первую очередь выделять оттенки красного.
По псевдорельефности Оптический эффект положительной и отрица- Эффект «положительной» вогнутости поверхности
329
тельной вогнутости поверхности проявляется при наличии теплых тонов, «отрицательной» - при наличии холодных. Насыщенные хроматические цвета создают «выдвижение» рельефа к зрителю, ахроматические и малонасыщенные — создают «отодвигание» рельефа от зрителя. При чередовании светлых и темных тонов первые «выдвигаются» на первый план, вторые «отходят» на второй план. Данный эффект может использоваться для создания псевдо-рельефной поверхности.
По общей направленности текстуры Например, линейная, концентрическая, зигзагообразная и тд. Позволяет дать акцент на форму при использовании в соответствии направления и формы самого объекта.
По общей форме текстурного рисунка Линии, точки, пятна Вертикальное протяжение, кажется длиннее равновеликого горизонтального; равные, но различно расчлененные пространства производят впечатление неодинаковых. Таким образом при использовании камня с ярко выраженной направленной текстурой можно подчеркнуть одно из нужных направлений, размеров или элементов окружения, если скульптурный объект несет вспомогательный характер. Рисунок камня позволяет дать динамику в объекте.
По типу фактуры Естественная, пиленная, колотая, шлифованная, полированная Выбор фактуры обработки помогает сделать акцент на форму в случае колотой фактуры и проявить цветовые качества в случае остальных видов обработки
По светопрозрачности Определяет прохождение света внутрь материала и его рассеивание. Придает материалу эффект свечения внутри, обеспечивает воздушность форме, помогает оторвать объект от поверхности его базирования в пространстве.
Собственные свойства объекта
Взаимовлияние среды 11 объекта
Свойства объе мно пространственной среды
Рис. 2. Упрощенная схема взаимовлияния среды и объекта на итоговую декоративность
Де коративно<ть в среде
основные свойства среды, объекта, наблюдателя и направления взаимовлияния, в зависимости от которых определяется итоговая декоратив-ность объекта в среде. Несомненно, цвет и рисунок камня позволяет обы-грать не только саму форму изделия но и вписать объект в среду. Выделим наиболее значимые свойства, которые позволяют сопрягать как свойства объекта, так и среды в композиционном решении по:
• контрасту и цвету;
• нюансному и контрастному соотношению;
• максимальной цветовоспри-имчивости;
• псевдорельефности;
• общей направленности текстуры и по форме текстурного рисунка;
• типу фактуры;
• светопрозрачности.
В результате сопряжений получим необходимые усиления и уточнения составляющих композиции:
• значительное разделение элементов;
• локально разделение элементов;
• акцентирование по доминантному цвету;
• приближение и отдаление элементов без изменения физических координат;
• совпадение протяженности формы с текстурой.
Как можно видеть из перечисленных свойств наибольший вклад вносит контраст различных составляющих композиции, будь то цвет, форма объекта или характер текстуры поверхности материала. Таким образом взаимовлияния среды и объекта происходят на контрастах и упрощено схему взаимовлияния можно представить видом, показанным на рис. 2.
В таблице даны наиболее существенные взаимовлияния среды и объекта на итоговую декоративность и даны рекомендации по использованию этих свойств.
Для оценки декоративности композиции используется модифицированная формула (1) оценки декоративности плит природного камня по методике, приведенной в [1] и ГОСТ 30629-99 и ГОСТ 9479 в которую добавлены коэффициенты, отвечающие за свойства среды.
Дср. Есобств+Еср. (1)
где ЕСобств .= (Цв+Тк+Фм);
Еср .= (Пр+Осв +Кр), Дср. - степень декоративности композиции; Цв - коэффициент цвета; Тк - коэффициент текстуры; Фм - коэффициент фактурной обработки; Пр - коэффициент соотношения объемов объекта и пространства; Осв - коэффициент освещенности и цветности пространства; Кр - соответствие развития координат
объекта среде; Есобств. мах = 30 баллов; Еср. мах = 30 баллов
При сумме Есобств. И Еср. от 45 до 60 баллов будем считать, что объект и среда наиболее удачно сочетаются по собственным свойствам и композиционное решение декоративно, при сумме от 30 до 45 баллов объект и среда находятся на грани сочетаемости, и при суммарных баллах ниже 30 система объекта и среды находятся в сильном противодействии.
1. Путолова Л.С. Самоцветы и цветные камни.— М.: Недра, 1991.—192 с: ил.
2. Бакка Н.Т., Смирнов А.Г., Кузьменко А.Х., Грачев В.Д., Сачков Л.С. Добыча и обработка природного камня (справочник) - М.: Недра, 1990 - 446 с.
Изменение коэффициентов Пр , Осв и Кр происходит в пределах 10 баллов для каждого.
Таким образом целесообразно оценивать декоративность скульптурного объекта без отрыва от рассматриваемой среды, учитывать факторы освещенности, соотношения объемов и длин компонентов среды и объекта, сочетание колористических решений и других контрастов, влияющих на визуальное восприятие целостного композиционного решения.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Бакка Н.Т., Ильченко И.В. Облицовочный камень.
4. ИАЦ «Минерал» по материалам Rapaport TradeWire http://www.mineral.ru/ Chapters/News/128 56.html. птш
— Коротко об авторе -------------------------------------------------------------------
Коржов Е.Г. - аспирант кафедры ТХОМ, Московский государственный горный университет.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 21 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.И. Морозов.
--------------------------------------------- ИНФОРМАЦИЯ
В Горном информационно-аналитическом бюллетене № 12, с. 77, 2008 г. в статье авторов А.Н. Левченко, Б.В. Ляпидевского, Б.И. Федунца, А.В. Пахомова «Лабораторные исследования параметров высокоточных железобетонных блоков для строительства кабельных и канализационных тоннелей» вместо опубликованной аннотации следует читать: «Описана методика испытаний элементов блоков по 4 схемам нагружения. Приведены результаты исследований параметров блоков для кабельных тоннелей и блоков с полимерной футеровкой с металлическими анкерами».