Научная статья на тему 'Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи'

Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3777
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАТЮРМОРТ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / РИТМ / КОЛОРИТ / КОМПОЗИЦИЯ / STILL LIFE / INTEGRITY / RHYTHM / COLOR / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головачёва Наталья Петровна, Скрипникова Евгения Валерьевна

В статье рассматриваются ключевые моменты в изображении натюрморта по предмету живопись для художественных специальностей. Композиционные и колористические решения натюрморта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodological aspects of still life painting

This article discusses key moments of picture still life painting on the subject for artistic specialties. Composition and color solutions of still life painting are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

удК 378. 14775 н. П. ГОЛОВАЧЁВА

Е. В. СКРИПНИКОВА

Омский государственный педагогический университет

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА В ЖИВОПИСИ

В статье рассматриваются ключевые моменты в изображении натюрморта по предмету живопись для художественных специальностей. Композиционные и колористические решения натюрморта.

Ключевые слова: натюрморт, целостность, ритм, колорит, композиция.

В художественных вузах изучение натюрморта проходит по всем специальностям (декоративно-прикладное искусство, дизайн, монументальная живопись, изобразительное искусство) на дисциплинах рисунок, живопись, спецживопись, композиция. Натюрморт является лучшим средством познания закономерностей формы, освещенности и цвета. Практические навыки, достигнутые в процессе обучения живописи, повышают познавательную и творческую активность студентов, способствуют развитию художественного вкуса. Задания по живописи на примере натюрморта на начальном этапе обучения основываются на системе последовательно усложняющихся практических упражнений, позволяют увидеть и раскрыть необходимые цветовые и композиционные закономерности с помощью различных живописных изобразительных средств. Задачи и цели учебного и творческого натюрморта различаются, однако их содержание совпадает.

Практическая живописная работа над натюрмортом начинается с поиска композиционной схемы, помогающей раскрытию темы.

Известный ученый и художник Н. Н. Волков писал о композиции в живописи следующее: 1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; 2) части не могут меняться местами без ущерба для целого; 3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.

Формообразующим принципом композиции картины является, однако, не построение само по себе, а смысл. Итак, композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Вот что отмечал о композиции В. А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве

есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера» [1]. Для исполнения любой композиции важно уметь видеть целостно, иметь четкие представления о целом. Натюрморт — это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. Любое художественное произведение, в том числе и живописное, заключено в определенную форму, структуру, подчинено композиционным условиям и решению.

Необходимо отметить три основных условия для успешного решения композиции, в том числе и в работе над композицией натюрмортом: равновесие, соподчинение и соразмерность. Все части произведения должны быть целесообразны и соразмерны как между собой, так и по отношению к изображаемой плоскости. Сбалансированность и уравновешенность всех частей в композиции и есть нахождение равновесие в работе.

Равновесие, в свою очередь, зависит от расположения основных масс композиции, от положения композиционного центра, от цветотоновых отношений в натюрморте, от фактуры письма в работе и многого другого.

В природе так устроено, что человек так или иначе всегда стремится к равновесию форм, тем самым приближаясь к гармоническому состоянию души, к комфортным условиям обитания в среде, обществе. В работе над натюрмортом всегда нужно помнить, что одно композиционное условие не может работать без другого. Поиск равновесия в работе влечет за собой соподчинение всех элементов композиции.

Не стоит забывать и о значении нахождения композиционного центра в работе, ведь соподчинение происходит за счет нахождения главного и второстепенного. В большинстве случаев композиционный центр не совпадает с геометрическим центром изобразительного поля картины, но и не смещается от него далеко к краям картинной плоскости. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического дает изображению ход в глубину пространства.

При смещении композиционного центра в ту или иную сторону равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, наделенных соответствующей шкалой цветовых и тоновых контрастов.

Иногда в композиции натюрморта главным может оказаться не только сам предмет, но и паузы между предметами.

Композиционный центр выполняет смысловую нагрузку натюрморта, выражает художественно-эмоциональный образ работы.

Средствами гармонизации в композиции, в том числе и в композиции натюрморта, являются: ритм, пропорции, контраст и нюанс, масштаб, симметрия и асимметрия, и др.

В организации композиции натюрморта используют различные виды ритмов — линейные, тоновые, цветовые. Значения слова ритм от греческого «рафмос» — это «такт, мерность». Чередования элементов и пауз между ними в композиции является

ритмом. Ритмическая композиция несет в себе движение, динамику, через формы, фактуру, через цвет. Сопоставляя зрительно одни элементы в композиции натюрморта с другими, выделяя одно и уводя другое на второй план, за счет ритмического построения мы выделяем главное и сосредотачиваем на нем наше внимание.

Ритм в композиции может быть как простым, так и сложным, более спокойным или, напротив, очень активным в зависимости от выбранного вами образа в натюрморте. Нужно понимать, что излишняя пестрота в натюрморте, резкое чередование темных предметов со светлыми усложнит композицию, может разрушать целое, общий цветотоновой строй работы. Для этого необходимо стараться найти гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

Не только организационную, но и эстетическую сторону ритма отмечал Е. А. Кибрик: «Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности произведения» [2].

Работая над композицией натюрморта, без контраста бывает порой очень трудно обойтись. Именно контраст формы или цвета, тона или фактуры дает нам динамику и выразительность композиции того или иного натюрморта. Контраст и нюанс в работе могут спокойно сосуществовать друг с другом, отдавая предпочтения тому или другому в большей или в меньшей степени в композиции, например: контраст предметов к фону и нюансировка цветом самих предметов натюрморта. В зависимости от преобладания контраста или нюанса в натюрморте создается эмоциональный настрой работы. Соотношения и количество контрастных элементов, пятен и плоскостей в натюрморте, их сбалансированность приведут к гармоничному решению работы.

Работа начинается с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществлялся согласно указанной теме. Выбор предметов для натюрморта должен быть не случайным, а осмысленным, в зависимости от поставленной задачи. В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредством его выражает свое представление о действительности, решает разнообразные эстетические задачи. В некоторых случаях для постановки натюрморта мы выбираем «главного героя» или тот предмет, вокруг которого и будет разворачиваться все композиционно-смысловое действие. На роль «главного героя» обычно подходит самый большой и характерный предмет, который точно выражает смыл темы натюрморта. Например, сюжетно-тематиче-ский натюрморт на тему «Чаепитие», главным может оказаться самовар или чайник. Но не всегда главный большой предмет будет являться центром композиции натюрморта. Выразительные возможности у предметов разные. За счет усиления или ослабления группировки предметов, элементов композиции и организации пространства между ними, в соответствии с темой натюрморта, зависит четкость и ясность композиции.

Для раскрытия наиболее интересного образа натюрморта поможет композиционный поиск с изменением его ракурса, освещения. При низком уровне зрения предметы воспринимаются более высокими и величественными, с высокого ракурса, наоборот, создается впечатление приземистости предметов.

Перспективные изменения предметов и плоскостей в натюрморте усиливают и изменяют глубину пространства натюрморта. С теневой стороны предметы воспринимаются силуэтно и более обобщенно, нежели со светлой стороны. Изменения уровня зрения на натюрморт дает художнику возможность увидеть неожиданные варианты композиции.

Акцентирование предмета или паузы в композиции решается различными средствами: с помощью противопоставления и сравнения, выбора выразительной точки зрения, ритмического ряда, цветового контраста, освещения и т.д.

Найти оптимальное решение для создания гармоничной композиции натюрморта поможет поиск композиции в эскизах и зарисовках. Убедительнее для себя будет выполнить зарисовки не только в карандаше, но и обязательно в цвете.

Работа над этюдом предполагает следующие задачи: нахождение общего колорита, умение гармонизировать большие тоновые и цветовые отношения всех частей натюрморта, умение определять главное и второстепенное, отношение предметов к фону и между собой.

О работе отношениями писал Б. Иогансон: «Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению.... Все значение и весь смысл моего метода заключается в поисках тона и цвета любого пятна, любой точки этюда не путем пытливого анализа одного этого пятна, а наоборот, путем сравнения с окружающим, позволяющего найти соответственное место в целом» [3].

Живописный процесс всегда основывается на противопоставлении цвета и тона. Работа цветовыми отношениями с учетом общего тонового и цветового состояния, помогает достичь общего колористического единства в работе.

Замечательный художник и педагог Н. П. Кры-мов один из первых описал теорию общего тонового состояния: «.работая над пейзажем в серый день, я пересветлил общий тон этюда, и как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взятом общем тоне.

Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном — общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее общего тона дня)» [4].

Один и тот же натюрморт, написанный утром, будет отличаться от натюрморта, написанного вечером или днем, за счет изменения общей освещенности. Неверно взятое цветовое пятно (повышенной или пониженной светлотности) в работе к изображаемым условиям освещенности, будет нарушать весь цветоновой баланс картины. Крупнейший ученый В. С. Кузин в своей работе по психологии отличает понятие «общий тон» от «тональности», аргументируя тем, что: «.если совокупность цветов живописного произведения обусловливает ее общую тональность, то одновременно общая тональность решающим образом влияет на восприятие каждого отдельного цвета картины». И далее: «Средний, или общий, тон группы цветов представляет собой тот оттенок цвета, который имеется во всех цветах группы или доминирует в ней.

Тональность называют совокупность всех цветов живописного произведения, т.е. когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, ни увеличить или уменьшить по разме-

рам для сохранения целостности и согласованности произведения, ее колорита» [5].

Выбор общей тональности натюрморта, напрямую влияет на его эмоциональную оценку. В начальной стадии работы над натюрмортом важно правильно определить основные большие тоновые отношения в натюрморте между предметами и предметов к фону. Выявить наиболее темное и наиболее светлое пятно в натуре, так как все остальные тоновые градации будут распределены между ними. А также найти правильное решение силуэта предметов к фону, которое бы выразительно раскрывало пластическое содержание натюрморта.

Цвет и свет в живописи отвечают за эмоциональную сторону натюрморта. Понятие цвета неразрывно связано с определением света. Цвет — это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится. Условия и характер освещения (дневное, пасмурное, лунное, рассеянное, точечное) придают работе то или иное эмоциональное настроение. Ярким примером являются работы французского художника-импрессиониста Клода Моне «Руан-ский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» (1894). Один и тот же объект (собор), но совсем другое восприятие от картины, иная цветовая игра, иное переплетение излучений солнечного света и рефлексов от окружающей среды.

Колорит натюрморта может быть написан в различных цветовых гаммах, имеется в виду общий преобладающий цвет или сходные оттенки в работе. Он может быть холодным, так и теплым, контрастным или спокойным. Каждый из живописцев создает свой колорит в работе, любое произведение основано на субъективных переживаниях им того или иного события, увиденного. Единство и выразительность колористического строя картины определяется и единством примененных изобразительных средств. В поиске цветового решения в работе, во-первых, необходимо определить по какому принципу построен натюрморт (по принципу контрастов или нюансов); во-вторых, определиться с колоритом, каких отношений больше теплых или холодных, какое освещение в натюрморте (дневное, вечернее, искусственное, точечное или рассеянное); и, в-третьих, определить из каких основных цветов складывается колорит данного натюрморта, точнее, суметь найти ведущие цвета в натюрморте. Это могут быть два, три цвета, но не более. Чем меньше вы ограничите основную палитру цвета, тем проще вам не запутаться в работе над натюрмортом. Все остальные цвета в натюрморте относятся к производным от основных цветов и будут лишь дополнять и делать более богаче палитру. Нахождение и ограничение ведущих цветов делает работу целостной, не дробной и не пестрой. Часто такая ошибка, как пестрота, допускается именно на первом этапе работы, мешая воспринимать натюрморт целостно.

Целесобразно проделать ряд упражнений: поставить натюрморт из четырех-пяти предметов быта, несложных по форме, контрастных по тону и форме с двумя драпировками. С одного ракурса выполнить натюрморт в трех вариантах, изменяя колорит в работе: 1) используя все цвета натюрморта и палитры, 2) используя два-три основных цвета натюрморта и ограничить цветовую палитру (в теплом и холодном колорите).

В первом варианте натюрморт может выглядеть более красочным, но при этом более пестрым. В двух других вариантах за счет ограничения цвета мы увидим более целостные работы, несмотря на разный колорит.

В силу закона психологии, согласно которому восприятие всегда имеет осмысленный характер, цвет нельзя обособить от формы, которой он принадлежит, ее функции, параметров, материала. Относительно тяжелыми воспринимаются темные цвета и легкими — светлые. Так цвет моря в ненастную погоду воспринимается тяжелым, плотным, а в штиль кажется легким, и прозрачным. Предмет с более темной тональностью и сложной фактурой имеет более сложный цвет.

Необходимо знать ряд закономерностей локальных цветов при поиске гармоничных сочетаний. Влияние света на цвет и на оборот, цвет и форма, цвет и материал, цвет и его назначение. Цветовые закономерности при сочетаниях нескольких цветов. Цветовой и светлотный контраст, единовременный и последовательный контраст цвета, процесс адаптация и аккомодации, психологические особенности восприятия различных цветосочета-ний. Например, теплые цвета рядом с холодными кажутся более теплыми. Малонасыщенный или ахроматический цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок дополнительного цвета к хроматическому (серый на фоне красного приобретает зеленый оттенок). Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней. Эти закономерности достаточно широко рассматриваются в трудах по цветоведению и хорошо должны быть изучены будущими художниками.

При переводе предварительного эскиза на большой, основной формат может изменяться и качество цветового пятна. Более яркий цвет в эскизе при переносе на большой формат может оказаться слишком активным и вырываться из контекста общего колорита и так далее, что влечет за собой изменение восприятия всей работы. Учитывается и материал в исполнении работы (акварель, гуашь, масло, темпера, акрил и т.д.). Методика работы над натюрмортом разными материалами предполагает свои нюансы и ее особенности в исполнении, так же как и сама техника исполнения работы.

Важным в работе над натюрмортом является и выбор формата. Определение его зависит от замысла

композиции. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, придает статичность композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства, тем самым уменьшается значение композиционного центра. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности, возникает ощущение стройности и возвышенности. Но если вертикаль узкая — придает некоторую фрагментарность. Чаще всего используется прямоугольный формат, соотношение сторон которого приближено к золотому сечению, как наиболее замкнутый и уравновешенный. В эскизной работе для убедительности композиции следует написать натюрморт в различных вариантах, изменяя формат.

Работая на большом формате, учитывая проделанную аналитическую работу над эскизной частью, необходимо сохранять целостность живописного изображения, выделяя главное и соподчиняя второстепенное, объединяя светом, тоном, колоритом натюрморт.

Библиографический список

1. Фаворский, В. А. О композиции / В. А. Фаворский // Творчество. - 1967. № 1. С. 19-21.

2. Кибрик, Е. А. Об искусстве и художнике / Е. А. Кибрик. — М. : Академия художеств СССР, 1961. — 311 с.

3. Иогансон, Б. В. За мастерство в живописи / Б. В. Иогансон. М. : Академия художеств СССР, 1952. 213 с.

4. Крымов, Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н. П. Крымов ; ред. сост. и авт. вступит. ст. С. В. Разумовская. — М. : Академия художеств СССР, 1960. — 264 с.

5. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. — 3-е изд., пре-раб. и доп. — М. : Агар, 1997. — 303 с.

ГОЛОВАЧЁВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка.

СКРИПНИКОВА Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: 26gala.natali@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г. © Н. П. Головачева, Е. В. Скрипникова

Книжная полка

Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы : учеб. пособие / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 314 с. - ISBN 978-5-222-16618-5.

Пособие посвящено организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. Читатели смогут не только познакомиться с теоретическими основами использования новых технологий, но и освоить их практически. На примере коллекции уроков с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподаватели и учителя различных учебных заведений могут создать свой учебно-методический комплекс и провести творческий и запоминающийся урок, привлекая к его созданию своих учеников. Вниманию коллег и обучающихся предложены ориентированные на современные методики преподавания презентации и планы уроков, кроссворды, задачи, другой дидактический материал, созданный средствами Word, Excel, Power Point, Smart Notebook. Пособие будет полезно учащимся, учителям-предметникам общеобразовательных школ, преподавателям средних специальных учебных заведений, руководителям методических объединений как руководство при планировании, подготовке и проведении занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.