Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК Я-СТРУКТУР И ПЕРЕЖИВАЕМЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК Я-СТРУКТУР И ПЕРЕЖИВАЕМЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-СТРУКТУРЫ / ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SELF-STRUCTURES / EXPERIENCED MENTAL STATES / ADOLESCENTS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / FAMILY RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фахрутдинова Лилия Раифовна

Подростковый возраст является сенситивным периодом формированияЯ-структур, являющихся ведущими в определении жизненного пути человека. События, связанные с включенностью подростка в детско-родительскую подсистему семейных отношений, имеет важнейшее значение в процессах сепарации, а, следовательно, в становлении паттернов поведения подростка в социальной среде. Автором представлено исследование взаимосвязей характеристик Я-структур (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное) и пространственно-временных и информационно-энергетических характеристик переживаемых состояний подростков в детско-родительском контексте семейных отношений, а именно: в типичных ситуациях общения с родителями.Проблема исследования связана с недостаточной изученностью взаимосвязей характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях. Цель исследования: изучить взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях.Для изучения Я-структур применялся тест ЛИРИ, включающий шкалы «Авторитарный», «Эгоистичный», «Агрессивный», «Подозрительный», «Подчиняемый», «Зависимый», «Дружелюбный», «Альтруистичный». Исследование характеристик переживаемых психических состояний происходило с помощью «Опросника психического состояния» Л.Р. Фахрутдиновой (2012), включающего шкалы: «Энергетическая характеристика», «Пространственная характеристика», «Временная характеристика», «Информационная характеристика».Выявлено, что у современных подростков ценным является доминирующие позиции во взаимодействии в социуме, а родителями поддерживается ориентированность на себя и склонность к соперничеству. Выявлено, что на развитие Я-структур в подростковом возрасте оказывают влияние энергетические и пространственные характеристики переживаемых психических состояний, возникающих в типичных ситуациях общения с родителями. Показано, что мишенью влияния переживаемых психических состояний на Я-структуры подростков являются структуры самости, связанные с критичным отношением к реальности и доминирующими паттернами поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фахрутдинова Лилия Раифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE CHARACTERISTICS OF SELF-STRUCTURESAND EXPERIENCED STATES OF ADOLESCENTS IN FAMILY RELATIONSHIPS

Adolescence is a sensitive period in the formation of self-structures, which are leading in determining the life path of a person. Events related to the inclusion of a teenager in the parent-child subsystem of family relations is of crucial importance in the separation processes, and, therefore, in the formation of patterns of behavior of a teenager in a social environment. The author presents a study of the relationship between the characteristics of I-structures (I-real, I-ideal, I-mirror) and the spatio-temporal and information-energy characteristics of the experienced states of adolescents in the child-parent context of family relationships, namely: in typical situations of communication with parents.The research problem is associated with insufficient knowledge of the relationships between the characteristics of self-structures and the experienced mental states of adolescents in family relationships. Objective: to study the relationship of the characteristics of self-structures and experienced mental states of adolescents in family relationships.To study the self-structures, the LIRI test was used, including the scales "Authoritarian", "Selfish", "Aggressive", "Suspicious", "Subordinate", "Dependent", "Friendly", "Altruistic". The study of the characteristics of the experienced mental states was carried out using the “Questionnaire of the mental state” Fachrutdinova L.R. (2012), which includes the scales: “Energy characteristic”, “Spatial characteristic”, “Time characteristic”, “Information characteristic”.It has been revealed that among modern adolescents, the dominant position in interaction in society is valuable, and parents are supported by self-orientation and a tendency to rivalry. It was revealed that the development of self-structures in adolescence is influenced by the energy and spatial characteristics of experienced mental states that occur in typical situations of communication with parents. It is shown that the target of the influence of the experienced mental states on theself-structures of adolescents is the structure of the self associated with a critical attitude to reality and the dominant patterns of behavior.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК Я-СТРУКТУР И ПЕРЕЖИВАЕМЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/54PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Фахрутдинова Л.Р. Взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых состояний подростков в семейных отношениях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Fachrutdinova L.R. (2020). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN220.pdf (in Russian)

Хочу выразить благодарность своим коллегам и студентам за сотрудничество, а также проявить признательность финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00076

УДК 316.6 ББК 88.5 Ф29

Фахрутдинова Лилия Раифовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Институт психологии и образования Профессор кафедры «Общей психологии» Доктор психологических наук, доцент E-mail: liliarf@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=74409 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-1171-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56771353200 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?view op=list works&hl=ru&user=sxZXQtgAAAAJ

Взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых состояний подростков в семейных отношениях

Аннотация. Подростковый возраст является сенситивным периодом формирования Я-структур, являющихся ведущими в определении жизненного пути человека. События, связанные с включенностью подростка в детско-родительскую подсистему семейных отношений, имеет важнейшее значение в процессах сепарации, а, следовательно, в становлении паттернов поведения подростка в социальной среде. Автором представлено исследование взаимосвязей характеристик Я-структур (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное) и пространственно-временных и информационно-энергетических характеристик переживаемых состояний подростков в детско-родительском контексте семейных отношений, а именно: в типичных ситуациях общения с родителями.

Проблема исследования связана с недостаточной изученностью взаимосвязей характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях. Цель исследования: изучить взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях.

Для изучения Я-структур применялся тест ЛИРИ, включающий шкалы «Авторитарный», «Эгоистичный», «Агрессивный», «Подозрительный», «Подчиняемый», «Зависимый», «Дружелюбный», «Альтруистичный». Исследование характеристик переживаемых психических состояний происходило с помощью «Опросника психического

https:// mir-nauki. com

состояния» Л.Р. Фахрутдиновой (2012), включающего шкалы: «Энергетическая характеристика», «Пространственная характеристика», «Временная характеристика», «Информационная характеристика».

Выявлено, что у современных подростков ценным является доминирующие позиции во взаимодействии в социуме, а родителями поддерживается ориентированность на себя и склонность к соперничеству. Выявлено, что на развитие Я-структур в подростковом возрасте оказывают влияние энергетические и пространственные характеристики переживаемых психических состояний, возникающих в типичных ситуациях общения с родителями. Показано, что мишенью влияния переживаемых психических состояний на Я-структуры подростков являются структуры самости, связанные с критичным отношением к реальности и доминирующими паттернами поведения.

Ключевые слова: Я-структуры; переживаемые психические состояния; подростки; детско-родительские отношения; семейные отношения

Институт семьи в современном обществе приобретает все большее значение в период глобальных и перманентных изменений общества, в том числе в сфере образования. Подростковый период становления современной личности является сенситивным для становления и кристаллизации Я-структур, являющихся системообразующими в развитии субъектности, субъективного мира человека [1-3]. События, связанные с включенностью подростка в детско-родительскую подсистему семейных отношений, имеет важнейшее значение в процессах сепарации, а, следовательно, в становлении паттернов поведения подростка в социальной среде [4-7]. Л.С. Выготский выделял внутренний и внешний план социальной ситуации развития [8]. Семейные отношения, включающие как психологический контекст, содержание, психологический фон психические состояния подростка являются внешним планом социальной ситуации развития подростка [9]. Внутренний план развития -переживание субъектом данной ситуации. Переживаемые состояния отражают, в достаточной мере, социальную ситуацию развития, поскольку включают в себя оба плана - внутренний и внешний [10]. В данном исследовании мы опирались на авторскую концепцию переживания субъекта, где переживание представляет саму субстанциональность переживаемого психического состояния, актуализируемого через пространственно-временные и информационно-энергетические составляющие [16]. Переживание представляет собой системообразующую, ведущую характеристику психического состояния (А.О. Прохоров, 1991) [11], Изучение переживаемого состояния подростков в семейной системе позволяет сделать целостное представление о социальной ситуации развития подростка, где семья является одним из важнейших факторов становления его Я-структур.

Значение семьи в формировании сознания и личности подростка признается многими исследователями [4-7]. Исследования факторов, влияющих на формирование Я-структур подростка показали, что переживаваемые психические состояния являются важнейшей составляющей психологических механизмов становления субъектности [11-14]. Нами будут исследоваться характеристики Я-структур подростка, операционализированные через следующие измерения: Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное. Данные структуры связаны с представлениями о себе в настоящее время, с идеальными установками на будущее развитие, с теми социальными ожиданиями, которые устанавливают родители подростка. Каждая из данных структур будет включать следующие характеристики: авторитарность, эгоизм, агрессия, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие и альтруизм. Данные

Введение Актуальность исследования

характеристики определяют систему представлений о себе в контексте определенных поведенческих паттернов в семейных отношениях, в отношениях с родителями [15].

Психические состояния человека являются основанием для формирования устойчивых структур психики человека [11-14]. Переживаемые подростками психические состояния в семейных отношениях приводят к изменению самих оснований субъектности, сознания и личности подростка [9; 16]. Переживаемые состояния подростков будут операционализированы через пространственно-временные и информационно-энергетические характеристики психических состояний, возникающих в семейных отношениях подростков [16].

Причем, сами психические состояния, возникающие в процессе детско-родительских отношений, могут являться тем впечатлением, переживание которого влияет на формирование личности подростка. Переживаемые подростком психические состояния в семейной жизни (длительные, кратковременные, поверхностные, глубокие, моно- и полисостояния), возникающие в семейных отношениях являются тем дизайном, ландшафтом, которые определяют течение, процесс переживания подростком впечатлений внешнего и внутреннего мира [10]. Данные переживаемые состояния могут являться для подростков магистральными событиями, определяющими направление всех последующих событий, конституирующих их дальнейший жизненный путь.

Проблема исследования связана с недостаточной изученностью взаимосвязей характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях.

Цель исследования: изучить взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристики авторитарности, эгоизма, агрессии, подозрительности, подчиняемости, зависимости, дружелюбия и альтруизма в таких составляющих Я-структур подростка как Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное.

2. Исследовать пространственно-временные и информационно-энергетические характеристики переживаемых состояний подростков в семейных отношениях.

3. Выявить взаимосвязи характеристик Я-структур и переживаемых психических состояний подростков в семейных отношениях.

Испытуемые: В исследовании приняли участие 48 подростков мужского и женского пола (31 мальчик, 17 девочек) г. Казани. Возраст подростков 14 лет.

База исследования: подростковый центр г. Казани.

Методы исследования

Для изучения Я-структур применялся тест ЛИРИ, включающий шкалы «Авторитарный», «Эгоистичный», «Агрессивный», «Подозрительный», «Подчиняемый», «Зависимый», «Дружелюбный», «Альтруистичный» [15].

Шкала «Авторитарный» показывает стремление к властности, доминированию в отношениях. Шкала «Эгоистичный» отражает ориентированность прежде всего на самого себя, склонность к соперничеству. Шкала «Агрессивный» проявляет склонность к жесткому, ригидному, деструктивному достижению целей в отношениях. Шкала «Подозрительный» отражает критичную установку в отношениях с людьми, отношение к миру как к враждебному.

Шкала «Подчиняемый» показывает уступчивость, конформность человека. Шкала «Зависимый» отражает неуверенность в себе, тревожность, послушность и беспомощность в отношениях. Шкала «Дружелюбный» проявляет склонность к общению, вниманию со стороны других людей, желание нравиться. Шкала «Альтруистичный» показывает склонность человека брать на себя ответственность за других, отзывчивость в отношениях. Чем больше количество баллов по данным показателям, тем более высокая степень представленности данного качества [15].

Исследование характеристик переживаемых психических состояний происходило с помощью «Опросника психического состояния» Л.Р. Фахрутдиновой (2012), включающего шкалы: «Энергетическая характеристика», «Пространственная характеристика», «Временная характеристика», «Информационная характеристика» [16].

Шкала «Энергетическая характеристика отражает интенсивность переживания психического состояния: чем выше баллы, тем больше выражен энергетический аспект состояния. Шкала «Пространственная характеристика отражает модальность состояния по измерению поверхностность - глубина: чем более высокие значения показателей по данной шкале, тем состояния больше охватывают внутренний мир субъекта. Шкала «Временная характеристика» показывает переживание внутреннего времени, отражающее убыстрение или замедление самоощущения субъективного течения времени: чем больше показатели, тем субъективное время течет быстрее. Шкала «Информационная» показывает субъективную значимость данного психического состояния [16].

Процедура исследования.

Подросткам были роздан тест ЛИРИ, они отвечали на вопросы трижды: первый раз, в соответствии с представлениями о себе в настоящее время, второй раз - в соответствии со своими идеальными представлениями о том, какими бы они хотели стать. Третий раз: они проявляли ожидания родителей. Отдельно подростки описывали свои типичные психические состояния, возникающие в отношениях с родителями и со сверстниками с помощью «Опросника психических состояний» Л.Р. Фахрутдиновой. Далее полученные данные подверглись качественному и количественному анализу с помощью программы IBM SPSS Statistics 22.

Результаты исследования

Исследования Я-структур подростков показало, что шкалы «Авторитарный», «Дружелюбный «Альтруистичный» по всем трем измерениям (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное) выше нормы (больше 8 баллов). Исследования показали, что для подростков характерны доминирующие, властные установки в семейных отношениях. Обработка данных по критерию Ливиня проявил достоверные различия по шкале «Доминирование» (р < 0,05) между представлениями о себе в настоящем времени (Я-реальное) и идеальным образом себя (Я-идеальное), а также по шкале «Эгоистичный» (р < 0,05) между представлениями о себе в настоящем и ожиданиями родителей. Из рисунка 1 видно, что показатели шкалы «Доминирование» теста ЛИРИ не выходят за пределы нормы, и констатируют, что представляют себя уверенными, упорными и настойчивыми людьми. Показатели идеальных представлений по шкале «Доминирование» выходят за пределы нормы и представляют собой описание доминантных, энергичных, компетентных, авторитетных лидеров, успешных в делах, требующих к себе уважительного отношения и навязывающих свою точку зрения. Проводившаяся в школах Татарстана в последние десятилетия установка на формирование лидерских качеств дала результаты.

Условные обозначения: ряд 1 - Я-реальное, ряд 2 - Я-идеальное, Ряд 3 - Я-зеркальное; 1 серия столбиков соответствует шкале «Авторитарный», 2 - «Эгоистический», 3 - Агрессивный», 4 - Подозрительный», 5 - Подчиняемый», 6 - «Зависимый», 7 - «Дружелюбный», 8 - «Альтруистичный»

Рисунок 1. Сравнительный анализ средних значений Я-структур подростков

Обработка данных по критерию Ливиня проявил достоверные различия по шкале «Эгоистический» (р < 0,05) между представлениями о себе в настоящем времени (Я-реальное) и ожиданиями родителей (Я-зеркальное). Из рисунка 1 видно, что показатели Я-реальное по шкале «Эгоистический выше у родительского ожидания, что означает, что родители хотели бы, чтобы подростки больше ориентировались на себя, были склонны к соперничеству. В совокупности влияния идеальных и родительских структур я в субъектности подростка мы наблюдаем, что современная система воспитания сформировала молодое поколение, ориентированное на себя, склонное подчинять других и ставить их в зависимое от себя положение. Высокие показатели шкал «Дружелюбие» и «Альтруизм» лишь показывают лицемерный, или скрывающий истинные намерения, характер поведения подростков в обществе. Данная развилка (одновременно высокие показатели доминирования и альтруизма с дружелюбием) показывают скрытое стремление к доминированию, маскировка истинных намерений к соперничеству и доминированию, использование маски дружелюбия и альтруизма для достижения эгоистических целей. Исследования показали, что современная система воспитания дезавуировала искренность, доброту, отзывчивость, чуткость, умение работать в команде.

Исследование характеристик переживаемых состояний семейных отношений и отношений со сверстниками показал, что семейные отношения в целом оказывают больший отклик во внутреннем мире подростка (рис. 2). Критерий Ливиня (р < 0,05) показал, что энергетические характеристики психических состояний в типичных ситуациях общении с родителями достоверно более высокие, чем со сверстниками.

Условные обозначения: ряд 1 - ситуация общения с родителями, ряд 2 - ситуация общения со сверстниками;

1 серия столбиков соответствует энергетической характеристике психического состояния,

2 - пространственной, 3 - временной, 4 - информационной характеристикам

Рисунок 2. Средние значения характеристик психических состояний, возникающих в типичных ситуациях общения с родителями и со сверстниками

Полученные данные показывают высокую значимость для подростков отношений с родителями. Переживание типичных психических состояний в семье для подростка проходит с высоким уровнем напряжения, что определяется эмоциональным разрывом с родителями для подростка, отражает напряжения сепарационного разделения детей и родителей в этот трудный период. Исследования показали, что отношения с родителями для подростка в этот период требует большего напряжения нервно-психических сил, чем даже со сверстниками, где данные показатели также являются высокими. Подростки испытывают сильное нервно-психическое напряжение сразу в двух сферах - в семейных отношениях и отношениях со сверстниками. Но семейные отношения вызывают достоверно более высокое напряжение.

Таблица 1

Корреляционный анализ характеристик психических состояний в типичных ситуациях семейных отношений и Я-структур подростков

Энергетическая характеристика психического состояния Пространственная характеристика психического состояния

Я-реальный Шкала «Авторитарный» R = 0,43, При р = 0,002 -

Я-идеальное Шкала «Подозрительный» - R = 0,425, При р = 0,003

Я-зеркальное Шкала «Подозрительный» - R = 0,457, При р = 0,001

Из таблицы 1 видно, что пространственные характеристики психических состояний в типичных ситуациях семейных отношений проявляют наибольшую корреляционную активность, и мишенью является формирование критичного отношения к миру, поскольку показатели Я-структур по шкале «Подозрительный» не выходит за пределы нормы. Данные показатели отражают критическое отношение к реальности. Исследования показали, что

пространственная характеристика (глубина, широта охвата внутреннего мира) психических состояний, возникающих в типичных ситуациях общения с родителями, приводят к развитию Я-структур, обозначаемых во внутреннем пространстве как критичность. Причем данный процесс происходит и в идеальном, и в зеркальном формате. Мы наблюдаем взаимное усиление в развитии Я-структур в измерении «Подозрительный». Таким образом, мы видим, что переживаемые психические состояния, актуализирующиеся в общении подростков с родителями приводят к развитию критически настроенной личности.

Также таблица 1 показывает, что высокое нервно-психическое напряжение в типичных ситуациях общения с родителями, проявляющееся через энергетические характеристики психических состояний, приводит к формированию авторитарной личности подростка, умеющего захватывать доминирующие позиции в межличностных отношениях. Исследования показали, что детско-родительские отношения являются «полигоном», где формируются востребованные современным обществом качества личности, отличающиеся самоуверенным, доминирующим поведением с развитой критичностью восприятия реальности.

Выводы

Можно сделать вывод о том, что, в целом, психические состояния оказывают влияние на формирование Я-структур. Выявлено, что на развитие Я-структур в подростковом возрасте оказывают влияние энергетические и пространственные характеристики психических состояний. Показано, что мишенью влияния психических состояний на Я-структуры подростков являются структуры самости, связанные с критичным отношением к реальности и доминирующими паттернами поведения. Саморегуляция энергетических и пространственных характеристик психических состояний в общении с родителями может способствовать развитию Я-структур, адекватных задачам самоактуализации подростка, в выборе им сущностного, «подлинного» (К. Роджерс) варианта жизненного пути [17].

Выявлено, что у современных подростков ценным является доминирующие позиции во взаимодействии в социуме, родителями поддерживается ориентированность на себя и склонность к соперничеству. Исследования показали, что энергетические характеристик переживаемых состояний подростков в семейных отношениях и в ситуации общения со сверстниками являются высокими, но при этом отношения с родителями достоверно вызывают большее нервно-психическое напряжение, чем со сверстниками. Показано, что пространственная характеристика (глубина, широта охвата внутреннего мира) переживаемых психических состояний, возникающих в типичных ситуациях общения с родителями приводят к развитию Я-структур, обозначаемых во внутреннем пространстве как критичность. показывает, что высокое нервно-психическое напряжение в типичных ситуациях общения с родителями, проявляющееся через энергетические характеристики психических состояний, приводит к формированию авторитарной личности подростка, умеющего захватывать доминирующие позиции в межличностных отношениях. Исследования показали, что детско-родительские отношения являются «полигоном», где формируются востребованные современным обществом качества личности, отличающиеся самоуверенным, доминирующим поведением с развитой критичностью восприятия реальности.

Обсуждение

Впервые были исследованы взаимосвязи Я-структур, в контексте составляющих Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное, с информационно-энергетическими и пространственно-временными характеристиками переживаемых состояний подростков в семейных отношениях. Впервые было проведено сравнение пространственно-временных и

информационно-энергетических характеристик переживаемых состояний подростков в типичных ситуациях общения с родителями и общения со сверстниками. Ранее были исследованы взаимосвязи характеристик Я-структур и пространственно-временных и информационных характеристик переживания учебной деятельности студенческой молодежи

[5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М: Прогресс, 1986. - 420 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва.: Сфера, 2005. - 459 с.

3. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия. - М., 2005. - С. 9-44.

4. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Апрель пресс: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.

5. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 676 с. (63,25 п.л.).

6. Фахрутдинова Л.Р. Категории переживания, психического состояния, впечатления // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей Третьей Международной научной конференции (Казань, 8-10 ноября 2018 г.). - 244 с. - с. 204-218. Тираж 100 экз.

7. Змановская Е.В. Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебной пособие / Е.В. Змановская. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 378 с.

8. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-изд. - СПб: Питер, 2014. -336 с.: ил - (Серия «Учебное пособие»).

9. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебники для вузов. Стандарт третьего поколения. СПБ.: Питер, 2013. 336 с.: ил.

10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

11. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 168 с.

12. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: образные характеристики // Когнитивные исследования. Вып. 7. Избранные труды конференции «Когнитивные исследования на современном этапе» / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.А. Медынцев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «Когито-Центр», 2017. - С. 145-160.

13. Прохоров А.О. Образ психического состояния / А.О. Прохоров // Психологический журнал. -2013. - Т. 34. - №5. - С. 108-122.

14. Прохоров А.О. Образ психического состояния / А.О. Прохоров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 245 с. (Экспериментальные исследования).

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

16. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: дисс. доктора психол. наук.: 19.00.01. [Электронный ресурс] - Казань, 2012. - 535 с.

17. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. [с. 5-33] Е.И. Исениной. - М.: Прогресс. Универс, 1994. - 479, [1] с.

Fachrutdinova Liliya Raifovna

Kazan (Volga) federal university, Kazan, Russia Institute of psychology and education E-mail: liliarf@mail.ru

The relationship of the characteristics of self-structures and experienced states of adolescents in family relationships

Abstract. Adolescence is a sensitive period in the formation of self-structures, which are leading in determining the life path of a person. Events related to the inclusion of a teenager in the parent-child subsystem of family relations is of crucial importance in the separation processes, and, therefore, in the formation of patterns of behavior of a teenager in a social environment. The author presents a study of the relationship between the characteristics of I-structures (I-real, I-ideal, I-mirror) and the spatio-temporal and information-energy characteristics of the experienced states of adolescents in the child-parent context of family relationships, namely: in typical situations of communication with parents.

The research problem is associated with insufficient knowledge of the relationships between the characteristics of self-structures and the experienced mental states of adolescents in family relationships. Objective: to study the relationship of the characteristics of self-structures and experienced mental states of adolescents in family relationships.

To study the self-structures, the LIRI test was used, including the scales "Authoritarian", "Selfish", "Aggressive", "Suspicious", "Subordinate", "Dependent", "Friendly", "Altruistic". The study of the characteristics of the experienced mental states was carried out using the "Questionnaire of the mental state" Fachrutdinova L.R. (2012), which includes the scales: "Energy characteristic", "Spatial characteristic", "Time characteristic", "Information characteristic".

It has been revealed that among modern adolescents, the dominant position in interaction in society is valuable, and parents are supported by self-orientation and a tendency to rivalry. It was revealed that the development of self-structures in adolescence is influenced by the energy and spatial characteristics of experienced mental states that occur in typical situations of communication with parents. It is shown that the target of the influence of the experienced mental states on the self-structures of adolescents is the structure of the self associated with a critical attitude to reality and the dominant patterns of behavior.

Keywords: self-structures; experienced mental states; adolescents; parent-child relationships; family relationships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.