Детско-родительские отношения и негативно окрашенные состояния как факторы суицидального риска в подростковом возрасте
Тудупова Туяна Цибановна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра общей и социальной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Бурятский государственный университет"
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
И [email protected] Батуева Наталья Григорьевна
кандидат медицинских наук
старший преподаватель, кафедра общей и социальной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Бурятский государственный
университет"
6700004, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Рабочая, 1а
Парфентьева Татьяна Александровна
заведующая Клиникой, дружественной к молодежи, Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения "Городская больница Ы°4"
670050, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Яковлева, 8
Статья из рубрики "Клиническая психология"
Аннотация.
Предмет исследования: детско-родительские отношения и негативно окрашенные эмоциональные состояния подростков, их влияние на суицидальные риски. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как семейные дисфункции и состояния тревоги, безнадежности и депрессии. Проведено исследование на выборке современных подростков (средний возраст составил 15лет). Состояния тревоги, депрессии, безнадежности в совокупности с семейными дисфункциями являются психологическими факторами риска и внутренним раздражителем к побуждению суицидального поведения. Рост как суицидальных попыток, так и завершенных суицидов среди детей и подростков требует исследовательских работ в научно-теоретическом и в прикладном аспектах. Были использованы следующие методики: «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О.А. Карабановойи П.В. Трояновской, «Шкала тревожности» А.Бека, «Шкала безнадежности» А.Бека, и «Шкала депрессии» А.Бека, а также методы математической ста ти с ти ки . Показано, что суицидальный риск - это сложный комплексный многоаспектный феномен, который в определенной степени связан с такими психологическими факторами, как эмоциональная сфера личности подростка, негативно окрашенные эмоциональные состояния, специфика взаимоотношений с родителями. Определены взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и негативно-окрашенными эмоциональными состояниями у подростков. Выявлено влияние семейных дисфункций на суицидальные риски, что отражается на высоком уровне тревожности,
депрессии и безнадежности, выявляемых у подростков.
Ключевые слова: суицидальный риск, суицидальное поведение, подростковый возраст, детско-родительские отношения, негативные эмоциональные состояния, семейные дисфункции, тревожность, безнадежность, депрессия, психическая дезадаптация
DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.28068
Дата направления в редакцию:
27-11-2018
Дата рецензирования:
20-11-2018
Дата публикации:
29-11-2018
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00620 А «Междисциплинарное исследование причин и региональных факторов суицидального поведения несовершеннолетних»
Проблема суицидального поведения подростков стала особо актуальной в последние годы. Психологами отмечается, что до 13 лет суицидальные попытки являются редкими, в то время как с 14 -15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое явление, характерное для больных людей, в большинстве случаев это поведение психически нормального человека.
На данный момент существует большое количество подходов, с различных сторон объясняющих происхождение и развитие суицидальных рисков: классические теории, такие как медицинская модель С.Е. Бурдена, социокультурная модель Д.Э. Дюркгейма, целая группа психодинамических теорий суицида, мотивационная модель Э. Шнейдмана и другие. Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых человеком для лишения себя жизни. Что является рисками такого поведения? В подростковом возрасте одной из важных особенностей данного периода является овладение навыками общения как со сверстниками, так и со значимыми взрослыми, отсюда неумение строить отношения зачастую может приводить к заниженной самооценке и к негативно окрашенным эмоциональным состояниям. Затяжной негативный характер эмоциональных состояний приводит к деструктивному поведению, и, как следствие, к крайней его форме - суицидальному поведению. Так, согласно исследованиям А.Е. Личко, изучившим поведение подростков и молодежи в возрасте 14-18 лет, суицидальные действия зачастую совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда малозначительный повод может стать "последней каплей" и спровоцировать суицидальное действие [7]. Еще одним риском суицидального поведения является
неблагоприятная специфика детско-родительских отношений. Именно семейные ценности и гармоничные отношения в семье создают благоприятные условия для социализации подростка и становления его самосознания. Несомненно, что вопрос «нужности» и «значимости» ребенка в кругу семьи соприкасается с задачами общения и отношением к жизни и смерти. Психологи А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина и ряд других ученых отмечают модель семейных отношений как защитный фактор, предполагающий хорошие отношения с членами семьи и получение поддержки с их стороны, конструктивное и
последовательное воспитание В этом случае можно провести параллель с теориями Д. Бриджа, Т. Голдштейна, Д. Брента и А.Бека, согласно которым суицидальные идеи и суицидальные попытки предопределяются семейной отягощенностью, степенью семейной дисфункции и негативным детским опытом. Низкий уровень родительского тепла, коммуникации и эмоциональной отзывчивости являются фактором суицидального риска.
Согласно теории А. Бека^13^, если в семье наблюдаются семейные дисфункции: насилие со стороны родителей, их пренебрежение к детям, наличие психических заболеваний у самих родителей или иная неблагополучная ситуация в семье, то это способствует формированию определенного типа мышления у подростков. Специфика такого мышления характеризуется негативным взглядом на себя, свое будущее и окружающих, формированием негативных убеждений типа: «Я некомпетентен», «Окружающие люди враждебны», «Будущее беспросветно», «Я недостоин любви»
Целью исследования является изучение детско-родительских отношений и негативно окрашенных эмоциональных состояний в подростковом возрасте как факторов суицидального риска.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование осуществлялось на базе средних общеобразовательных школ г. Улан-Удэ. Общий объем выборки составил 256 респондентов, учащися подростковых классов. Средний возраст испытуемых составил 15 лет. Была использован комплекс психодиагностических методик в составе: методика О.А. Карабановой и П.В. Трояновской «Детско-родительские отношения подростков», «Шкала тревожности» А.Бека, «Шкала безнадежности» А.Бека и «Шкала депрессии» А.Бека. Методика «Детско-родительские отношения подростков», как показывает практика, несет не только диагностический характер, но и имеет свой психотерапевтический эффект, так как, отвечая на вопросы, подросток анализирует свои отношения с родителями. Методики А.Бека позволяют выявить уровень негативно окрашенных эмоциональных состояний: тревожности, безнадежности, депрессии. Все три шкалы в совокупности позволяют выявить степень суицидального риска, так как содержат в себе вопросы, касающиеся суицидального поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
Результаты диагностики, полученные с помощью шкал тревожности, депрессии и безнадежности А.Бека, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики по шкалам А. Бека
общий показатель по выборке Подростки-девочки Подростки-мальчики
Шкала среднее станд. отклонение среднее станд. отклонение среднее станд. отклонение
Депрессия 11,4 8,28 12,8 6,86 8,8 10,12
Тревожность 14,4 9,53 15,5 9,18 12,4 10,16
Безнадежность 20,9 6,94 22,8 * 6,24 17,6 * 7,10
Примечание: *- р<0.05
Результаты по шкалам интерпретируются следующим образом: значения от 0 до 9 баллов свидетельствуют об отсутствии симптомов, 10-15 — показатель наличия легкой степени выраженности, 16-19 — умеренная степень выраженности, 20-29 — выраженная степень (средняя тяжесть), 30-63 - показатель признаков тяжёлой степени. Как видно из таблицы, общий показатель депрессии по выборке находится в рамках легкой депрессии (субдепрессии) - 11,4±8,28. Причем, как выяснилось в ходе сравнительного анализа с помощью ^критерия Стьюдента, на уровне статистической тенденции (р<0,1) у девочек этот показатель выше, чем у мальчиков (12,8±6,86 и 8,8±10,12 соответственно). По шкале тревожности общий показатель по всей выборке также в пределах находится в пределах легкой степени (14,4±9,53). В то же время при сравнении испытуемых по гендерному признаку значимых различий подростками девочками и мальчиками не обнаружено. Что касается значений по шкале безнадежности, которая измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему, то показатель, полученный в общей выборке испытуемых, свидетельствует о выраженной степени данного состояния(20,9±6,94). Сравнение уровня безнадежности у девочек и мальчиков с помощью ^критерия Стьюдента выявило значимые различия: у девочек этот показатель достоверно выше: t = 2,36 при р<0.05 (22,8±6,24 - у девочек, 17,6±7,10 - у мальчиков).
По результатам диагностики особенностей детско-родительских отношений, полученных по методике ДРОП, выявлено следующее. В общей выборке подростков практически показатели всех шкал, выявляющих специфику отношений с матерью, находятся в пределах нормативных показателей (таблица 2 ). Единственной шкалой, по которой получены низкие значения, является шкала Принятие решений , что свидетельствует о наличии определенного давления со стороны матери. Поскольку высокие значения по данной шкале соответствуют демократичной схеме принятия решений в диаде мать-ребенок, то, соответственно, низкие значения показывают определенный авторитаризм и давление со стороны матери. Что касается отношений подростков с отцом, то здесь низкие значения получены по шкалам Эмоциональная дистанция , Сотрудничество и Принятие решений . Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки чувствуют недостаточную эмпатию со стороны отцов, наличие эмоциональной дистанции и недостаток сотрудничества. Также как и в отношениях с матерями, подростки испытывают давление со стороны отца в принятии совместных решений. Поскольку методика ДРОП содержит в себе задание - запрос продолжить фразы по отношению к родителям, то это дает возможность с качественной стороны оценить ответы подростков. К примеру, на запрос «Мне не нравится, когда мама...» подростки дают следующие ответы: «.когда мама принимает решение без меня; .когда мне плохо, а мама этого не понимает; .когда мама требовательная и ей не до меня.». Или на начало фразы «Мне не нравится когда папа. » подростки отвечают: «.когда отец не доволен мною, не зная причин»; «.когда мне читают нотации». Подобные ответы свидетельствуют о недостаточности сотрудничества, эмпатии в детско-родительских отношениях, о наличии неблагоприятной ситуации в семье и семейных дисфункциях.
Таблица 2. Особенности детско-родительских отношений
возраст-
ная норма нормы
принятие 24-28 24,7 4,98 норма
эмпатия 21-25 21,5 4,93 норма
эмоциональная дистанция 17-23 19,1 3,83 норма
сотрудничество 22-27 22,0 4,57 норма
принятие решений 18-22 17,3 5,64 низкий
конфликтность 6-9 7,4 2,83 норма
поощрение автономности 21-26 22,2 4,00 норма
требовательность 18-22 21,2 3,18 норма
мониторинг 19-25 23,6 3,94 норма
контроль 16-23 22,5 4,10 норма
авторитарность 12-18 17,8 4,27 норма
не по с ле дов а те льнос ть родителя 13-19 16,3 3,59 норма
неуверенность родителя 12-17 15,3 2,98 норма
удовлетворение потребностей ребенка 21-27 23,4 4,26 норма
неадекватность образа ребенка 13-17 15,6 4,06 норма
реализация наказаний 4-8 7,4 2,53 норма
оказание поощрений 9-13 11,4 3,21 норма
Отношение отца среднее станд.отклонение относительно нормы
принятие 22-27 22,5 5,49 норма
эмпатия 18-24 18,9 6,23 норма
эмоциональная дистанция 18-22 17,6 5,05 низкий
сотрудничество 21-26 18,9 5,84 низкий
принятие решений 16-21 15,1 6,69 низкий
конфликтность 6-10 8,2 4,80 норма
поощрение автономности 21-26 20,9 5,48 норма
требовательность 17-22 19,9 4,99 норма
мониторинг 15-21 19,1 5,42 норма
контроль 12-19 18,1 5,40 норма
авторитарность 11-18 16,5 4,58 норма
не по с ле дов а те льнос ть родителя 13-19 14,3 4,27 норма
неуверенность родителя 11-19 14,2 4,28 норма
удовлетворение потребностей ребенка 19-23 21,5 5,71 норма
неадекватность 1 Г С л ~3~3
образа ребенка 14-19 15,6 4,33 норма
реализация наказаний 4-9 7,4 2,57 норма
оказание поощрений 9-12 10,4 3,54 норма
Анализ детско-родительских отношений показывает, что в целом у подростков основные дисфункции семейных отношений связаны с блоком эмоциональных отношений родителя и подростка и, частично, с блоком, связанным с особенностями общения и взаимодействия подростка и родителя. Подростки (как девочки, так и мальчики) описывают желаемые отношения с родителями как нацеленные на понимание друг друга. К примеру, там, где нужно было продолжить фразу «Мне хотелось бы.», были получены такие ответы - пожелания: «.чтобы родители хоть иногда прислушивалась ко мне», «... улучшить отношения с родителями», «.чтобы с мамой/папой проводить вместе время, например, смотреть вместе клипы, телевизор», «чтобы родители думали обо мне положительно», «.чтобы родители уделяли мне больше времени», «.чтобы папа занимался со мной спортом, а мама чаще смеялась», «.всегда поддерживать хорошие отношения» и другие.
Для выявления взаимосвязей между шкалами А.Бекаи особенностями детско-родительских отношений был проведен корреляционный анализ по Пирсону отдельно по шкалам, связанным с отношением матери (таблица 3) и с отношением отца (таблица 4).
Таблица 3. Коэффициенты корреляции между показателями отношения матери и негативно окрашенными эмоциональными состояниями у подростков
Отношение матери депрессия тревожность Безнадежность
принятие -0,38* -0,32 -0,49*
эмпатия -0,34 -0,31 -0,47*
эмоциональная дистанция 0,08 0,01 -0,12
сотрудничество -0,16 -0,09 -0,44*
принятие решений -0,24 -0,13 -0,29
конфликтность 0,41* 0,21 0,48*
поощрение автономности -0,27 -0,24 -0,37*
требовательность -0,08 -0,19 0,15
мониторинг 0,05 -0,16 -0,36
контроль 0,13 0,04 0,03
авторитарность 0,33 0,11 0,29
непоследовательность родителя 0,18 0,08 0,23
неуверенность родителя 0,21 0,02 0,16
удовлетворение потребностей ребенка -0,29 -0,18 -0,40*
неадекватность образа ребенка 0,33 0,00 0,26
реализация наказаний 0,16 0,00 0,21
оказание поощрений -0,08 0,03 -0,14
Примечание: *- р<0.05
Как видно из таблицы 3, обнаружены значимые отрицательные корреляционные связи между тревожностью, безнадежностью и показателем шкалы принятие матерью (г= -
0,38; -0,49; р<0,05). Иными словами, чем выше показатель по данной шкале, чем в большей степени матери демонстрируют детям внимание и любовь, тем ниже у подростков показатели депрессии и безнадежности. Выявлена обратная корреляционная связь показателя эмпатии (как понимания родителем чувств и состояний ребенка) с показателем по шкале безнадежности (г= - 0,47; р<0,05). Показатель шкалы сотрудничество , предполагающий совместное и равноправное выполнение заданий, связан отрицательной зависимостью со шкалой ощущение безнадежности (г= - 0,44; р<0,05). Выявлена значимая положительная корреляция показателя шкалы конфликтность матери (когда подросток воспринимает мать как конфликтующую сторону) с показателями шкал депрессии и безнадежности (г= 0,41; 0,48; р<0,05). Шкала поощрение автономности со стороны матери предполагает передачу ответственности подростку, восприятие его как личности со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями. Выявлена отрицательная корреляционная связь показателя данной шкалы с показателем шкалы безнадежности (г= - 0,37; р<0,05). Также показатель безнадежности связан обратной корреляцией со шкалой удовлетворение потребностей ребенка (г= - 0,40; р<0,05).
Корреляционный анализ показателей отношения со стороны отца и негативно окрашенными эмоциональными состояниями подростков показал лишь одну значимую связь (таблица4). Показатель, полученный по шкале неуверенность родителя и выявляющий сомнение родителя - отца в верности его воспитательных усилий связан значимой положительной корреляцией с показателем по шкале депрессии. Иными словами, чем более неуверен в своих воспитательных методах родитель, с точки зрения подростка, тем выше у последнего уровень депрессии (г= 0,39; р<0,05).
Таблица 4. Коэффициенты корреляции между показателями отношения отца и негативно окрашенными эмоциональными состояниями у подростков
Отношение отца депрессия тревожность безнадежность
принятие -0,10 -0,26 -0,21
эмпатия -0,08 -0,19 -0,14
эмоциональная дистанция 0,07 -0,02 0,03
сотрудничество 0,12 0,08 0,04
принятие решений -0,20 -0,14 -0,28
конфликтность 0,29 0,20 0,35
поощрение автономности -0,03 -0,16 -0,12
требовательность -0,09 -0,17 0,04
мониторинг -0,02 -0,18 -0,16
контроль -0,04 -0,17 -0,04
авторитарность -0,04 -0,09 0,13
непоследовательность родителя 0,26 0,25 0,34
неуверенность родителя 0,39* 0,15 0,30
удовлетворение потребностей ребенка -0,11 -0,19 -0,10
неадекватность образа ребенка 0,07 0,04 0,08
реализация наказаний 0,25 0,19 0,03
оказание поощрений 0,13 0,15 0,09
Примечание: *- р<0.05
Кроме того, следует отметить, что подростки чувствуют недостаточную эмпатию со стороны отцов; испытывают большую эмоциональную дистанцию во взаимоотношениях, а также недостаток сотрудничества. И, также как и в отношениях с матерями, подростки испытывают давление со стороны родителя в принятии совместных решений.
Таким образом, представления подростков об отношении родителей к ним отражаются на их эмоциональном состоянии, переживании таких негативно окрашенных эмоций как тревога, чувство депрессии и чувство безнадежности. Можно согласиться с точкой зрения А. Бека, согласно которой такие семейные дисфункции, как насилие со стороны родителей, пренебрежение по отношению к своим детям, проявления родительской неуверенности способствуют формированию определенного типа мышления у подростков. Этот тип мышления формирует у подростка негативный взгляд на себя, свое будущее и окружающих, носит психотравмирующий характер, и, как следствие, приводит к развитию состояния психической дезадаптации личности. Такое мышление провоцирует депрессивные мысли, влечет за собой проблемы пессимистической оценки перспектив и психотравмирующую ситуацию. Возникающее дезадаптивное состояние может принимать различные формы: у одних подростков в психотравмируюшей ситуации преобладают переживания безысходности и тоски, у других - переживания растерянности и тревоги, у третьих - негативно окрашенные состояния гнева и отчаяния. По мере того как психотравмирующая ситуация не находит разрешения, состояние психической дезадаптации может усиливаться и нарастать. И на высоте эмоциональных переживаний у подростка возможны риски появления суицидальных мыслей, которые носят сначала пассивный, затем активный характер, когда он начинает активно обдумывать возможность суицида как способа избавления от негативных и невыносимых переживаний, выхода из сложившейся психотравмируюшей ситуации.
Подытоживая, отметим, что детско-родительские отношения и негативные эмоциональные состояния являются психологическими факторами суицидальных рисков в подростковом возрасте. Семейные дисфункции отражаются на проявлениях тревожности, депрессии и безнадежности, рисках суицидального поведения.
Библиография
1. Амбрумова, А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трейнина // Саморазрушающее поведение у подростков.-Л., 1991.-С.29-36.
2. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков-М.: Академический проект, 2001.-40 с.
3. Горобец, Т.Н. Познавательный механизм аутодеструктивного поведения / Т.Н. Горобец // Мир психологии.-2006.-№ 3.-С.146-159.
4. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. - Ангарск - Иркутск: УМЦ РСО, 2017 - 104 с.
5. Иванова А.Е., Сабгайда В.Г., Семенова О.И., Антонова О.И., Никитина С.Ю, Евдокушкина Г.Н., Чернобавский М.В. // Смертность российских подростков от самоубийств.-Юнисеф, 2011.-133 с.
6. Козельская, А.В. Психология жизненных ресурсов личности: опыт экспериментального исследования // Российский психологический журнал.-2008.-№3.-С.87-89.
7. Лапшин, В.Е. Аутодеструктивное поведение подростков: причины, приводящие к суициду // Вестник Владимирского юридического института.-2008.-№ 1 (6).-С. 172173.
8. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко.-Л.: Медицина, 1983.-416 с.
9. Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи // Психологическая наука и образование.-2013, № 4.-С. 5969.
10. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева.-2011. №4.-С.18-25.
11. Райкус, Дж.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска / Дж.С. Райкус, Р.К. Хьюз.-Москва: Эксмо, 2009.-Том III-288 с.
12. Ромицына Е.Е., Алюшина А.О. Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку суицида // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2005. Том 1.-34 с.
13. Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников-определение и предупреждение // Психологичная наука и образование. 2007.-№ 4.-С. 23-28.
14. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Магурдумова Л.Г. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения. Суицидология. 2013; 4 (3).-С.17-25.
15. Beck A T. Depression: Causes and treatment. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press (англ.) русск., 1972.