5. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Березовская. -Москва : Наука, 2006. - 238 с.
6. Луценко Е.Л. Опросник нарушений здорового поведения - новый инструмент для исследований в психологии здоровья / Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова // Вопросы психологии. - 2013. -№ 5. - С. 142-153.
7. Немова О.А. Здоровье как ценность: мечта и реальность / О.А. Немова, Л.И. Кутепова, В.В. Ретивина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 11. - С. 155-161.
8. Павлють О.В. Возможности опросника З. Ючиньского для оценки здоровьесберегаю-щего поведения студентов педагогических специальностей / О.В. Павлють // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 3 (53). - С. 104-115.
9. Петраш М.Д. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, И.Р. Муртазина // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26, № 3. - С. 164-190.
10. Старовойтова С.Ю. Отношение к здоровью рабочей молодежи / С.Ю. Старовойтова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. -2012. - Т. 12, № 2. - С. 92-97.
11. Juczynski, Z. Health-Related Quality of Life: Theory and Measurement / Z. Juczynski //Acta Universitatis Lodziensis. Folia Psychologica. - 2006. - №. 10. - Р. 3-15.
REFERENCES
1. Andryushkova, N.P. (2017), "Psychological features of the phenomenon of social attitudes and stereotypes", Personal and situational determinants of human behavior and activity, Monograph, Rostov-on-Don, pp. 131-135.
2. Baturin, N.A. (2008), "Modern psychodiagnostics of Russia", Bulletin of SUSU. Series "Psychology" No. 2, pp. 4-9.
3. Berezovskaya, R.A. (2011), "Studies of attitudes to health: the current state of the problem in Russian psychology", Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, No, 1, pp. 221-226.
4. Deryabo, S. (2010), "How do you feel about yourself", Children's health, No, 1, available at: https://zdd. 1 sept.ru/view_article.php?id=201000108 (accessed: 31.01.2022).
5. Zhuravleva, I.V and Berezovskaya, I.V. (2006), Attitude to the health of the individual and society, Science, Moscow.
6. Lutsenko, E.L. and Gabelkova O.E. (2013), "Questionnaire of violations of healthy behavior - a new tool for research in health psychology", Questions of psychology, No. 5, pp. 142-153.
7. Nemova, O.A., Kutepova L.I. and Retivina, V.V. (2016), "Health as value: dream and reality", Health and education in theXXIcentury, No. 11, pp. 155-161.
8. Pavlyut, O.V. (2020), "Possibilities of the questionnaire Z. Yuchinsky for assessing the health-saving behavior of students of pedagogical specialties", Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev, No. 3 (53), рp. 104-115.
9. Petrash, M.D., Strizhitskaya, O.Yu. and Murtazina, I.R. (2018), "Validation of the questionnaire "Healthy lifestyle profile" on the Russian sample", Consultative psychology and psychotherapy, Vol. 26, No 3, pp. 164-190.
10. Starovoitova, S.Yu. (2012), "Attitude to the health of working youth", News of Saratov University. A new series. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, Vol. 12, No. 2, pp. 92-97.
11. Juczynski, Z. (2006), "Health-Related Guality of Life: Theory and Measurement", Acta Uni-versitatis Lodziensis. Folia Psychologica, No. 10, рр. 3-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2022
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И РАЗНЫХ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности и представляют собой сложную общенаучную проблему. В данной статье рассмотрены некоторые определения понятий одиночества и застенчивости в психологической науке, в результате чего была выдвинута гипотеза о том, что существуют взаимосвязь застенчивости с разными видами одиночества у подростков. В эмпирическом исследовании использовались методика изучения застенчивости Н.Н. Обозова в модификации Е.П. Ильина и опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой. По результатам исследования автором показано, что большинство подростков испытывают застенчивость в той или иной степени. При этом данное свойство личности характерно для подростков с высоким уровнем одиночества. Проведенный корреляционный анализ выявил положительные взаимосвязи застенчивости с разными видами одиночества. Полученные данные о взаимосвязи застенчивости и чувства одиночества в подростковом возрасте могут использоваться для консультирования с целью повышения уверенности в себе и развития общительности и открытости у подростков.
Ключевые слова: застенчивость, одиночество, общение, доверительные отношения, подростки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p675-678
RELATIONSHIP BETWEEN SHYNESS AND DIFFERENT TYPES OF LONELINESS
IN ADOLESCENCE
Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, docent, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Abstract
Shyness and the difficulties of communication generated by it are one of the main psychological problems of our time and they represent the complex general scientific problem. This article considers some definitions of the concepts of loneliness and shyness in psychological science, as a result of which the hypothesis was put forward that there is relationship between shyness and different types of loneliness of teenagers. The methodology of studying the shyness of N.N. Obozov in the modification of E.P. Ilyin and the questionnaire "Loneliness" by E.E. Horn were used in the empirical study. According to the results of the study, the author shows that most teenagers experience shyness to one degree or another. At the same time, this personality trait is characteristic of teenagers with a high level of loneliness. The correlation analysis revealed positive correlations of shyness with different types of loneliness. The obtained data on the relationship between shyness and loneliness in adolescence can be used for consultation in order to increase self-confidence and to develop the sociability and openness of teenagers.
Keywords: shyness, loneliness, communication, trusting relationships, teenagers.
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследователи указывают на возрастающую распространенность переживания одиночества. В этой связи феномен одиночества привлекает внимание ученых, становясь объектом исследования многих психологов: Р.С. Вейса, Е.И. Головахи, М.С. Кагана, И.С. Кона, В.И. Лебедева, К.Э. Мустакаса, Л.Э. Пепло, К. Роджерса, УА. Садле-ра, Г.С. Салливана, П. Сиарса, Э. Фромма, И. Ялома, Д.Б. Янгера.
В ходе анализа литературы мы проследили две основные тенденции в понимании одиночества учеными. Одни рассматривают одиночество как нежелательное чувство, которое имеет негативные последствия для личности. Другие ученые, в свою очередь, придерживаются менее категоричного мнения и подчеркивают амбивалентный характер данного психологического явления, имеющий помимо негативных и позитивные последствия. Так, УА. Садлер и Т.Б. Джонсон рассматривали одиночество как форму самовосприятия, которое приводит к негативным последствиям, таким как депрессии, тревоге и страху [8, С. 21-51]. Схожее мнение на одиночество имеет Р.С Немов, по его мнению, одиночество - это тяжелое психическое состояние, которое приводит к негативным последствиям (плохому настроению, тяжелым эмоциональным чувствам) [4].
В свою очередь, А.В. Павлов и Е.В. Неумоева-Колчеданцева, признавая отрицательное воздействие одиночества на личность, проявляющееся в деформации социальных связей, при котором человек видит угрозу в ситуации коммуникации, отмечают, что оно является необходимым для самопознания и саморазвития, выступая важным фактором самоактуализации личности [5]. Д. Рассел в своей работе «Измерение одиночества» рассматривал одиночество как возможность человека побыть с самим собой, проанализировать ситуацию, а данное состояние способствует совершенствованию себя, как личности [7]. В работе «Общение с собой» Л.П. Гримак полагает, что одиночество имеет амбивалентную природу и в позитивном плане проявляется как «опыт уединения», а в негативном - как признак неудавшегося личностного развития [2].
Застенчивость как отдельное самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ А.Б. Белоусова, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой, А.Б. Добровича, И.С. Кона, Л.В. Краснова, В.Н. Куни-циной, Н.В. Шингаева и др. В зарубежной же психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Благодаря исследованиям нам известно, что застенчивость тесно связана с трудностями в общении и обуславливает низкую самооценку и высокую степень самосознания, что косвенно может быть связано с появлением чувства одиночества у подростков.
Авторы считают застенчивость «боязнью людей», это - «социальная тревога, вызванная пониманием, что собственное поведение оценивается окружающими и оценивается негативно» [3, С. 84].
Психолог Н.С. Кон, определяет застенчивость как «акцентуированное» самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем, как ее воспринимают другие. Л.Н. Галигузова определяет застенчивость как «один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях» [1, С.36]. По определению К.К. Платоновой: «Застенчивость — это тяжело переживаемое эмоциональное состояние, определяемое наличием выраженного, мешающего общению психологического барьера и сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения объектов общения» [6, С. 125]. Застенчивость резко снижает коммуникативные способности, затрудняет общение и суживает его сферу.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: методика изучения застенчивости Н.Н. Обозова в модификации Е.П. Ильина и опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой. Достоверность результатов исследования обеспечена применением методов математической статистики (Н-критерий Крускалла-Уоллеса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании приняли участие обучающиеся МАОУ г. Ростова-на-Дону 6-9 классов (11-15 лет) в количестве 115 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты эмпирического исследования показали, что большинство опрошенных подростков имеют средний уровень застенчивости, который предполагает проявление данного качества в форме легкого смущения и лишь в некоторых ситуациях, например, таких как публичное выступление или знакомство с новыми людьми (рисунок).
У подростков с высоким уровнем застенчивости (34%) данное личностное качество проявляется практически всегда и не распространяется лишь на общение с хорошо знакомыми или близкими людьми, они испытывают не только психологический дискомфорт, но и специфические физиологические реакции: сильное сердцебиение, дрожание рук, повышенную потливость, покраснение лица и другое. При этом отметим, что в
нашей выборке высоким уровнем застенчивости чаще обладали девочки. Низкий уровень застенчивости говорит о том, что у подростка это качество проявляется крайне редко или оно проявлялось в прошлом.
11% Для исследования значимости раз-
личий застенчивости подростков с разным 34% уровнем одиночества мы применили Н-
критерий Крускалла-Уоллеса.
Выявленные различия свидетельствуют о том, что подростки с более высоким уровнем одиночества имеют особенности в проявлении застенчивости. Они склонны иметь более выраженную трево-55% гу и стеснение при общении как со взрос-
■ Низкий уровень -Средний уровень лыми людьми, так и со сверстниками, ко-
■ Высокий уровень торая проявляется в разных видах
общения, будь то дружеское, деловое, а в Рисунок - Проявление застенчивости у подростков в % ^
(составлено авторами) ШЮТОрьк случаях и детск°-р°дительск°е.
Таким подросткам сложнее идти на контакт, им трудно дается выстраивание близких и доверительных отношений с новыми людьми.
Подростки, у которых чувство одиночества на низком уровне, более свободно общаются с незнакомцами, у них меньше чувство тревоги в больших компаниях, они чувствуют себя увереннее и могут легко поддержать разговор.
Изучение взаимосвязи застенчивости и разных видов одиночества с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявило, что застенчивость коррелирует с поведенческим (г=0,555) и постоянным (г=0,549) одиночеством, при этом их связь является прямой, то есть чем выше уровень застенчивости подростков, тем выше уровень данных видов одиночества.
Таким образом, застенчивость, которая возникает у подростков из-за неуверенности в том, какое впечатление они производят на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) вызывает одиночество, при котором молодой человек не может установить удовлетворяющие психосоциальные связи, у него отсутствует доступный круг социального, дружеского общения.
ВЫВОДЫ
В современном обществе застенчивость рассматривается как недостаток, мешающий достигнуть успеха, занять определенное место в обществе, адаптироваться в нем.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у большинства подростков застенчивость проявляется на среднем или высоком уровне. Застенчивость проявляется в поведении молодых людей в виде замкнутости, смущения, молчаливости и затрудняет процесс знакомства с новыми людьми и налаживания доверительных отношений. К тому же застенчивые люди бояться быть отвергнутыми, поэтому не могут проявить инициативу в общении. Эти особенности поведения и обуславливают отсутствие чувства общности и недостаток значимых дружеских связей. В случае, когда из-за трудностей в общении человек на протяжении длительного времени не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи, развивается постоянное и поведенческое виды одиночества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л. Н. Га-лигузова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. — С. 28-38.
2. Гримак Л.П. Одиночество / Л.П. Гримак // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - С. 401-407.
3. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. -Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2006. -256 с.
4. Немов Р.С. Психология в 3-х томах. Том 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. -Москва : Владос., 2003. - 688 с.
5. Павлов А.В. Меж цивилизационный шок одиночества в контексте современности / А.В. Павлов, Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Социум и власть. - 2015. - № 6 (56). - С. 37-41.
6. Петрова С.С. Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 214-217.
7. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / под. ред. Н. Е. Покровского. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 192-226.
8. Садлер У. А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 21-51.
REFERENCES
1. Galiguzova, L.N. (2000), "Psychological analysis of the phenomenon of child shyness", Issues of Psychology Journal, No. 5, pp. 28-38.
2. Grimak, L.P. (2000), "Loneliness", in Kulikova, L.V. (Ed.,), Psychological conditions, Peter, St. Petersburg, pp. 401-407.
3. Zimbardo, F. (2006), Shyness (what is it and how to deal with it), Peter, St. Petersburg.
4. Nemov, R.S. (2013), Psychology in 3 volumes, V.1, General Foundations of Psychology, Vla-dos, Moscow.
5. Pavlov, A.V., Neumoeva-Kolchedantseva, E.V. (2015), "Inter-civilizational shock of loneliness in the context of modernity", Society and power, No. 6 (56), pp. 37-41.
6. Petrova, S.S. (2018), "The phenomenon of adolescent shyness in psychological and pedagogical science", Problems of modern pedagogical education, No. 58-4, pp. 214-217.
7. Russell, D. (1989), "Measuring of loneliness", in Pokrovsky, N.E. (Ed.), Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 192-226.
8. Sadler, W.A., Johnson, T.B. (1989), "From loneliness to anomie", in Pokrovsky, N.E. (Ed.), Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 21-51.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2022
УДК 159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Елизавета Сергеевна Куманцова, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
События последних десятилетий в развитии Российского общества предопределили значимость таких категорий института высшего образования, как «психологическая безопасность образовательной среды высшего учебного заведения» и «личностный ресурс студента», существенно оказывающих влияние на организацию обучения и воспитания в системе образования. Данные категории определяют такой его тренд, который обеспечивает эффективность образовательного и воспитательного процессов, их поступательное развитие в свете традиционно-исторической подготовки молодежи. Цель исследования - дальнейшее изучение уровня психологической безопасности