Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ОДИНОЧЕСТВО / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Николаева Елена Юрьевна

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод - это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию и родителей, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, что может отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. В данной статье рассмотрены некоторые психологические свойства подростков из неполных семей, а также особенности формирования чувства агрессии и одиночества у подростков из неполных семей, в результате чего была выдвинута гипотеза о том, что существуют особенности взаимосвязи одиночества и агрессии у подростков из неполных семей. В эмпирическом исследовании использовались опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой и опросник Басса-Дарки в модификации Г.А. Цукерман для подростков. По результатам исследования, автором показано, что подростки из неполных семей более подвержены чувству одиночества, по сравнению с подростками из полных семей, больше проявляют скрытую агрессию, направленную на другое лицо, больше испытывают недоверия по отношению к людям. Описаны взаимосвязи одиночества и агрессии у подростков из полных и неполных семей. Полученные данные о взаимосвязи агрессии и чувства одиночества у детей из неполных семей могут использоваться при индивидуальном консультировании и в психокоррекционной работе для профилактики этих состояний при разводе родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Николаева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN LONELINESS AND AGGRESSION OF TEENAGERS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

Every year in Russia about one and a half million marriages are officially getting divorced, that is, hundreds of thousands of children experience the family split. Divorce is stressful situation that threatens the mental balance of both parents and especially children. The situation of divorce in the family causes great harm to the mental health of a child, which can negatively affect the further life of the child. This article covers some psychological features of teenagers from single-parent families, as well as peculiarities of the formation of feelings of aggression and loneliness of teenagers from single-parent families, as a result, a hypothesis was put forward that there are features of the relationship between loneliness and aggression of teenagers from single-parent families. The questionnaire "Loneliness" by E.E. Horn and the Bass-Darky questionnaire modified by G.A. Zuckerman for teenagers were used in the empirical study. According to the results of the study, the author shows that teenagers from single-parent families are more prone to the feeling of loneliness in comparison with teenagers from full families, they show more latent aggression directed at another person, they feel more distrust towards people. The interrelationships of loneliness and aggression of teenagers from full and single-parent families are described. The obtained data about the relationship between aggression and loneliness of children from single-parent families can be used in individual consultations and in psycho corrective work to prevent these conditions during the divorce of parents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсуков В.Н. Исследование качества жизни старшего поколения: региональный опыт / В.Н. Барсуков, О.Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 4. - С. 88-107.

2. Возможности управления качеством жизни в пожилом возрасте на основе концепций активного долголетия / А.С. Башкирева, Д.Ю. Богданова, А.Я. Билык, А.В. Шишко, Е.Ю. Качан, М.Э. Кулапина // Клиническая геронтология. - 2019. - C. 3-4

3. Захарова Н.О. Тревога у людей пожилого и старческого возраста: подходы к лекарственной терапии / Н.О. Захарова // Ремедиум Приволжье. - 2015. - № 3 (133). - С. 36-38.

4. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -2016. - № 4. - С. 42-51.

5. Розенфельд А.С. Оздоровительная физкультура - необходимый фактор в поддержании психосоматического здоровья пожилых людей / А.С. Розенфельд, К.А. Рямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - 6(184). - С. 312-317.

6. Юдахаева Л.В. Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте при состояниях ремиссий. /Л.В. Юдахаева // Практика медицины. - 2013. - № 2. - С. 34-36.

REFERENCES

1. Barsukov, V.N. and Kalachikova O.N. (2016),"Study of the quality of life of the older generation: regional experience", Economic and social changes in the region: facts, trends, forecast, No. 4, pp. 88-107.

2. Bashkireva, A.S., Bogdanov, D.Y., Bilyk, Y.A., Shishko, A.V., Kachan, E.Y. and Kulapina, M.E. (2019), "Management features quality of life in old age based on the concepts of active aging", Clinical gerontology, pp. 3-4.

3. Zakharova, N.O. (2015), "Anxiety in elderly and senile people: approaches to drug therapy", Remedium Privolzhye, No. 3 (133), pp. 36-38.

4. Karavaeva, T.A., Vasilyeva, A.V. and Poltorak, S.V. (2016), "Principles and algorithms of psychotherapy of anxiety disorders of neurotic level (anxiety-phobic, panic and generalized anxiety disorders)", Review ofpsychiatry and medical psychology, No. 4, pp. 42-51.

5. Rosenfeld, A.S. and Ryamova, K.A. (2020), "Health-improving physical culture - a necessary factor in maintaining the psychosomatic health of the elderly", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 312-317.

6. Yudakhaeva, L.V. (2013), "Therapeutic physical culture in the elderly and senile age in states of remission", Practice of medicine, No. 2, pp. 34-36.

Контактная информация: lagunova1969@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2021

УДК 159.922.8

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Юрьевна Николаева, магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию и родителей, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, что может отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. В данной статье рассмотрены некоторые психологические свойства подростков из неполных семей, а также особенности формирования чувства агрессии и одиночества у подростков из неполных семей, в результате чего была выдвинута гипотеза о том, что существуют особенности

взаимосвязи одиночества и агрессии у подростков из неполных семей. В эмпирическом исследовании использовались опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой и опросник Басса-Дарки в модификации Г.А. Цукерман для подростков. По результатам исследования, автором показано, что подростки из неполных семей более подвержены чувству одиночества, по сравнению с подростками из полных семей, больше проявляют скрытую агрессию, направленную на другое лицо, больше испытывают недоверия по отношению к людям. Описаны взаимосвязи одиночества и агрессии у подростков из полных и неполных семей. Полученные данные о взаимосвязи агрессии и чувства одиночества у детей из неполных семей могут использоваться при индивидуальном консультировании и в пси-хокоррекционной работе для профилактики этих состояний при разводе родителей.

Ключевые слова: агрессия, одиночество, неполные семьи, воспитание, подростки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p533-538

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP BETWEEN LONELINESS AND AGGRESSION OF TEENAGERS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Elena Yurievna Nikolaeva, the master's student, South Federal University, Rostov-on-Don

Abstract

Every year in Russia about one and a half million marriages are officially getting divorced, that is, hundreds of thousands of children experience the family split. Divorce is stressful situation that threatens the mental balance of both parents and especially children. The situation of divorce in the family causes great harm to the mental health of a child, which can negatively affect the further life of the child. This article covers some psychological features of teenagers from single-parent families, as well as peculiarities of the formation of feelings of aggression and loneliness of teenagers from single-parent families, as a result, a hypothesis was put forward that there are features of the relationship between loneliness and aggression of teenagers from single-parent families. The questionnaire "Loneliness" by E.E. Horn and the Bass-Darky questionnaire modified by G.A. Zuckerman for teenagers were used in the empirical study. According to the results of the study, the author shows that teenagers from single-parent families are more prone to the feeling of loneliness in comparison with teenagers from full families, they show more latent aggression directed at another person, they feel more distrust towards people. The interrelationships of loneliness and aggression of teenagers from full and single-parent families are described. The obtained data about the relationship between aggression and loneliness of children from single-parent families can be used in individual consultations and in psycho corrective work to prevent these conditions during the divorce of parents.

Keywords: aggression, loneliness, single-parent families, education, teenagers.

ВВЕДЕНИЕ

Система воспитания в неполной семье очень искажена и на это есть веские причины. Нет сомнений в том, что искажение зависит от многих факторов: экономических, социальных, психологических, образовательных, воспитательных и нравственных. При разводе бывшие супруги чаще занимают противоположные позиции в воспитании ребенка, нарушая картину целостности его мира. Может возникнуть противоречивый подход отца и матери к воспитанию, к образованию, разные целевые установки. Это вызывает у ребенка беспокойство, непонимание и в конечном итоге приводят к низкой социальной самооценке. Негативные события, которые происходят в детстве, в дальнейшем влияют на эмоциональное развитие, поведенческие нарушения и возникновение других психологических проблем. Особенно важно получать внимание родителей в подростковом возрасте. Это возраст, для которого характерны резкие перепады настроения, возбудимость, ранимость. Подросток порой сам не знает, как справиться со своим состоянием. Семья играет огромную роль в мироощущении ребенка-подростка. И разрушение семьи наносит большой урон ощущению его базовых потребностей: безопасности, любви. Немаловажное негативное влияние на психологическое состояние подростка оказывают материальные ограничения, характерные для неполных семей [1, 2].

По сравнению с полными семьями, воспитательный процесс в неполных семьях имеет определенные качественные характеристики: однообразность досуга детей, доминирующее положение материальных факторов в их системе ценностей, повышенную чувствительность к антиобщественному поведению. При этом дети из неполных семей проявляют большее чувство ответственности и независимости, больше вовлекаются в семейные дела [3].

Исследования показывают, что подростки из неполных семей более подвержены формированию личностных агрессивных установок.

Уровень агрессивности и их стремление к проявлению агрессии вовне, согласно мнению исследователей, связаны с индивидуальными и личностными особенностями подростков. От личностных особенностей, зависит и форма проявления агрессии, и транслируемые (позитивные либо негативные) ее аспекты. Объектом агрессии может быть член семьи и ровесник, учитель, случайный человек, животное или объект на пути.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья имеет доминирующее значение в формировании подростка. Внутрисемейные отношения оказывает большое влияние на становление личности подростка. Именно в семье ребенок может чувствовать себя уверенным и защищенным или незначимым и покинутым. И в семье, где о подростке заботится только один родитель, гораздо больше вероятность того, что ребенок будет чувствовать одиноким. В большинстве случаев, подростки переживают одиночество как тягостное, болезненное, невыносимое состояние, вызывает страх социальных контактов, чувство неполноценности, неуверенности, непринятия себя. Е.Е. Рогова отмечает, что чувство одиночества может быть взаимосвязано с асоциальным поведением подростков [4]. Подростки из неполных семей, как правило, переживают чувство одиночества чаще и переносят его тяжелее, чем их ровесники, воспитывающиеся в полных семьях. Исходя из этого, для того чтобы не нарушать психологического благополучия развивающей личности, важно вовремя заметить и начать профилактику подросткового одиночества, формировать навыки общения.

Все это говорит о важности изучения взаимосвязи агрессии и чувства одиночества у детей из неполных семей. Была выдвинута гипотеза, что существуют особенности взаимосвязи одиночества и агрессии у детей из неполных семей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой, Опросник Басса-Дарки в модификации Г.А.Цукерман для подростков. Для выявления статистически достоверных взаимосвязей между компонентами агрессивности и ощущением одиночества респондентов, воспитывающихся в полных и в неполных семьях, был применен коэффициент корреляции г-Спирмена. Исследования проводились на базе МБОУ Гимназия №46 г. Ростова-на-Дону. В качестве респондентов были выбраны подростки 12 лет, в количестве 85 человек. Из них 35 человек - подростки из неполных семей, 50 человек подростки, живущие в полных семьях.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные статистически достоверные различия позволили сделать заключение о том, что подростки из неполных семей более подвержены кратковременным приступам одиночества, чаще не могут установить в течение длительного времени удовлетворяющие психосоциальные связи, по сравнению с подростками из полных семей, больше проявляют скрытую агрессию, направленную на другое лицо, больше испытывают недоверия по отношению к людям (см. рисунок 1).

60 50 40 30 20 10 0

■ Полные семьи ■ Неполные семьи

_

& Л ЛГ <Я>

V

^ л

^ о^ о^ О^ о^ 0г

Рисунок 1 - Проявление агрессии и одиночества у подростков из полных и неполных семей в % (Составлено

авторами)

Изучение взаимосвязи агрессии и одиночества выявило, что для подростков из неполных семей с временным переживанием одиночества характерна вербальная (г=0,577) и физическая агрессия (г=0,517), а также враждебность (г=0,617), тогда как для подростков из полных семей данное чувство больше вызывает подозрительность (г=0,415). Все подростки, которые в течение длительного времени не могут установить удовлетворяющие психосоциальные связи, враждебны и готовы видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. Подростки с данным видом одиночества из полных семей еще проявляют вербальную агрессию (г=0,472) и негативизм (г=0,512).

Для подростков с эмоциональным одиночеством, которое является результатом отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были, характерно ощущение невинности (рисунки 2 и 3).

С^п» 1 "„""„!» ' ЧУ^"0Ч'Ю""-,Ь"0е Ч) ( Косвенная "Л/1 „„., ^^^иденче^Г^Ч ------- ---,, ' V___одиночество___У У^гресо,,одиночество

Рисунок 2 - Взаимосвязь агрессии и одиночества у подростков из неполных семей (составлено авторами)

Рисунок 3 - Взаимосвязь агрессии и одиночества у подростков из полных семей (составлено авторами)

Подростки из неполных семей с поведенческим одиночеством склонны применять физическую силу не напрямую к обидчику, а к предметам мебели, посуде, стенам и пр. (г=0,517). Подростки из полных семей, переживающие когнитивное одиночество, т.е. осознают его, готовы видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя (г=0,388).

ВЫВОДЫ

Наличие обоих родителей в семье не является гарантией успешного воспитания ребенка. Но вероятность эффективного решения проблем, связанных с психологическим состоянием ребенка более высока. С различными трудностями воспитания в неполной семье рано или поздно сталкиваются все одинокие родители. После развода нередко родители стараются повторно найти свою вторую половину, что еще в большей степени может стать травматичным для ребенка.

В результате эмпирического исследования были выявлены следующие особенности у подростков из неполных семей: для подростков с временным одиночеством характерны физическая агрессия и враждебность; подростки с поведенческим одиночеством склонны применять физическую силу не напрямую к обидчику, а к предметам мебели, посуде, стенам и пр.; подростки с эмоциональным одиночеством не подозрительны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голиков Н.А. Влияния последствий бракоразводных процессов на формирующуюся личность подростка / Н.А. Голиков, А.В. Чичигин // Современная наука: теоретический и практический взгляд: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Нальчик, 19 августа 2017 г.) : сборник научных трудов. - Москва : Перо, 2017. - С. 19-29.

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социальные исследования. - 2001. - № 11. - С. 108-118.

3. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей: (на примере Республики Калмыкии) : автореф. дис. ... канд. социол наук / Нусхаева Байрта Басанговна. - Москва, 2007. - 23 с.

4. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е.Е. Рогова // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 39-47.

REFERENCES

1. Golikov, N.A. and Chchigin, A.V. (2017), "The impact of the consequences of divorce proceedings on the forming personality of a teenager", Modern science: theoretical and practical view: Proceedings of the 8-th International scientific and practical Conference, Nalchik, October 19, 2017, Moscow, pp. 19-29.

2. Dementieva, I.F. (2001), "Negative factors of raising children in a single-parent family", Social Researches Journal, No 11, pp. 108-118.

3. Nushaeva, B.B. (2007), Incomplete family as an institution of socialization of children (on the example of the Republic of Kalmykia), dissertation, Moscow.

4. Rogova, E.E. (2007), "The experience of loneliness by teenagers with different social orientation", Issues of Psychology Journal, No 5, pp. 39-47.

Контактная информация: evgrogova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

УДК 159.99

ОБРАЗ ПАЦИЕНТА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Надежда Викторовна Самойленко, старший преподаватель, Елена Васильевна Дьяченко, кандидат психологических наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ состояния проблемы удовлетворенности населения Российской Федерации качеством оказываемой медицинской помощи позволил выявить противоречие между требованиями, которые предъявляются к ее качеству в направлении ее пациент-ориентированности и уровнем профессиональной готовности будущих врачей, действовать согласно данным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте. Пациент-ориентированность понимается как представление о том, что пациент находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента, исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики. Научная новизна заключается в том, что впервые готовность к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи изучается через содержание и строение образа пациента у студентов медицинского университета. Образ пациента рассматривается как динамическая составляющая образа «Другого» в структуре образа мира студентов медицинского университета, семантическое пространство которого имеет динамичное факторное строение, содержательно наполненное имплицитной системой значений, определяющей поведение будущего врача при взаимодействии с пациентом. Практическая значимость результатов выражается в том, что выводы, могут выступить основанием для разработки учебных дисциплин и образовательных модулей, обеспечивающие пациент-ориентированность практической подготовки будущих врачей. В исследовании был применен психосемантический подход, метод личностного семантического дифференциала, личностный опросник (Пермский вопросник Я). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что в процессе обучения для первокурсника пациент перестает быть «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом. Личностные (самостные) характеристики с положительной эмоциональной окраской в образе пациента в начале обучения, меняет свою полярность и значимость по окончании обучения на 1-ом курсе. Выявленная склонность к проявлению доминирования и самонадеянности во взаимоотношениях будущих врачей с пациентами, склонности к манипулятивному поведению в форме обладания им, властвования, принуждения, подавления, либо проявления заботы, опеки, угождения пациенту,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.