ниегп
issN 2304-120X Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470029. h tm.
научно-методический электронный журнал
ART 470029 УДК 316.64
Парехина Кристина Ивановна,
студентка, направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «(психология и социальная педагогика», филиал ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани Eparexina@mail.ru
Суняйкина Татьяна Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани pcelka-2@mail.ru
Некоторые особенности социально-психологического самочувствия
подростков из неполных семей
Аннотация. В статье рассматриваются особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей. Представлены результаты диагностики чувства одиночества и уровня самооценки подростков из неполных семей. Отражены некоторые отличия по этим позициям детей из полных и неполных семей.
Ключевые слова: неполная семья, социально-психологическое самочувствие ребенка, уровень субъективного ощущения одиночества, уровень самооценки. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Безусловно важна роль семьи в воспитании личности. Однако растет число неполных семей, которые в педагогике рассматриваются как один из факторов неблагополучного воспитания. Психолог В. М. Целуйко ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под неполной семью, где ребенка воспитывает один из родителей (либо отец, либо мать). [1]. Известный советский педагог А. С. Макаренко рассматривал под неполной семьёй семью, которая состоит из детей и одного из родителей. В зарубежной литературе неполную семью называют семьей с одним родителем или монородительской семьей [2].
Масштабы такой проблемы как «неполная семья» (дисфункциональная) продолжают увеличиваться. Согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака [3]. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции.
На фоне сложившейся ситуации нас интересует проблема того, как воспитание в неполной семье отражается на социально-психологическом самочувствии ребенка, особенностях его социализации.
Объектом нашего исследования является социально-психологическое самочувствие ребенка; предметом - специфика самочувствия подростка из дисфункциональной семьи.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470029. h tm.
При этом мы предположили, что подростки из дисфункциональной семьи имеют более низкий уровень самооценки и более высокий уровень чувства одиночества, чем дети из полных семей.
Для проверки этой гипотезы мы провели исследование на базе двух образовательных организаций Краснодарского края. Респонденты - учащиеся 7-х классов, из которых 36% подростков из неполных семей.
Наше исследование проводилось на основе применения «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. На рис. 1 отражены полученные данные, в которых нет дифференциации подростков по принадлежности к полной и неполной семьям.
Рис. 1. Уровень субъективного ощущения одиночества подростков (недифференцированные показатели по типам семей)
Анализ данной диаграммы позволяет сделать вывод, что большинству респондентов (58%) не присуще чувство одиночества, 17% имеют средний уровень и 25% высокий уровень субъективного ощущения одиночества.
Однако, когда мы дифференцировали группу по типам семей (полные и неполные), то при сравнении указанных показателей выявили, что они значительно отличаются у подростков из полных и неполных семей, что отражено на рис. 2.
ниегп
issN 2304-120X Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470029. h tm.
научно-методический электронный журнал
Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня чувства одиночества подростков из неполных (дисфункциональных) и полных семей (дифференцированные показатели)
В группе с низким уровнем чувства одиночества учащихся из неполных семей практически нет (3%), в ней подавляющее большинство составляют подростки из полных семей (97%). В группе со средним уровнем подростки из неполных семей составляют четверть (соответственно 27%). Зато группу с высоким уровнем чувства одиночества составляют только дети из неполных семей (100%).
Таким образом, подросткам из неполных семей исследуемых нами классов действительно присущ повышенный уровень чувства одиночества по сравнению с учащимися из полных семей. Мы можем предположить, что это связано с особым «статусом» и со спецификой социально-психологическим самочувствием подростков из неполных семей.
Для выявления истинности гипотезы о том, что подростки из дисфункциональных семей по своему социально-психологическому самочувствию отличаются от детей из полных семей, мы провели дополнительный опрос по тест-опроснику С. В. Ковалева «Определение уровня самооценки». Полученные результаты отражены на рис. 3.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept ru/2017/470029. h tm.
Рис. 3. Уровень самооценки подростков (недифференцированные данные)
Анализ данной диаграммы позволяет сделать вывод, что большинство респондентов (52%) обладают высоким уровнем самооценки, 22% имеют средний уровень и 26% показали низкий уровень самооценки.
Сравнительные данные уровней самооценки подростков из полных и неполных семьей отражены на рис. 4.
Рис. 4. Сравнительная диаграмма уровня самооценки подростков (дифференцированные показатели)
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470029. h tm.
Согласно данной диаграмме, группу с низким уровнем самооценки составляют только подростки из неполных семей (100%). Группу со средним уровнем составляют в основном (78%) подростки из полных семей, которых почти в 4 раза больше, чем школьников из неполных семей (22%). Группа имеющих высокий уровень самооценки состоит только из подростков из полных семей (100%), в ней нет ни одного ребенка из дисфункциональных семей.
Подводя итоги опроса, можно сказать, что у детей из неполных семей преобладает низкая самооценка. Они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются «подстроиться» под мнение других людей, страдают от избыточной застенчивости.
Таким образом, обобщенные итоги нашего исследования позволяют говорить о том, что социально-психологическое самочувствие подростков из неполных семей значительно отличается от самочувствия школьников, которые воспитываются в полной семье.
Вместе с тем в связи с ограниченностью контингента исследуемых школьников, мы не претендуем на безусловную истинность наших выводов применительно ко всем подросткам из дисфункциональных семей и наши выводы касаются, прежде всего той группы, которая участвовала в нашем исследовании.
Одновременно мы приходим к выводу, что в связи с особенностями личности ребенка из неполной семьи и необходимостью минимизировать возможные отрицательные последствия воспитания и социализации в ней, с этой категорией подростков необходима специальная психолого-педагогическая, профилактическая работа, применение социально-обусловленных форм и методов [4] по стабилизации и оптимизации их самочувствия, формированию адекватной самооценки, снижению уровня одиночества.
Ссылки на источники
1. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 86 с.
2. Макаренко А. С. Семья и воспитание детей: учеб. пособие. - М.: Педагогика, 2014. - 200 с.
3. Семья, брак и родительство в современной России / Институт психологии Российской академии наук, Московский педагогический государственный университет; отв. ред. Т. В. Пушкарева [и др.]. - М.: Когито-Центр, 2014. - 280 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430585.
4. Суняйкина Т. В. Психолого-возрастные аспекты литературных предпочтений современных подростков // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (г. Славянск-на-Кубан и, 18 апр. 2015 г.). / под ред.: Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной. - Славянск-на-Кубани: Фил. Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2015. - С. 161-165.
5. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. - 2013. -№ 11. - 111 с.
6. Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.11.2011), ст. 65. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
Christina Parekhina,
Student, direction of preparation 44.03.02 "Psychology and pedagogical education", "psychology and social pedagogics" profile, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban parexina@mail.ru Tatyana Sunyaykina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics,
branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
pcelka-2@mail.ru
Some features of the social and psychological well-being of adolescents from single-parent families
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept ru/2017/470029. h tm.
Abstract. The article discusses the features of the social and psychological well-being of adolescents from single-parent families. The results of diagnostic feelings of loneliness and self-esteem of adolescents from single-parent families. Reflected some differences of children from complete and incomplete families. Key words: Incomplete family, social and psychological well-being of the child, the level of subjective feelings of loneliness, self-esteem.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ШЛ
Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Парехина К. И., Суняйкина Т. В., 2017
www.e-koncept.ru