2. Гримак Л.П. Одиночество / Л.П. Гримак // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - С. 401-407.
3. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. -Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2006. -256 с.
4. Немов Р.С. Психология в 3-х томах. Том 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. -Москва : Владос., 2003. - 688 с.
5. Павлов А.В. Меж цивилизационный шок одиночества в контексте современности / А.В. Павлов, Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Социум и власть. - 2015. - № 6 (56). - С. 37-41.
6. Петрова С.С. Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 214-217.
7. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / под. ред. Н. Е. Покровского. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 192-226.
8. Садлер У. А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 21-51.
REFERENCES
1. Galiguzova, L.N. (2000), "Psychological analysis of the phenomenon of child shyness", Issues of Psychology Journal, No. 5, pp. 28-38.
2. Grimak, L.P. (2000), "Loneliness", in Kulikova, L.V. (Ed.,), Psychological conditions, Peter, St. Petersburg, pp. 401-407.
3. Zimbardo, F. (2006), Shyness (what is it and how to deal with it), Peter, St. Petersburg.
4. Nemov, R.S. (2013), Psychology in 3 volumes, V.1, General Foundations of Psychology, Vla-dos, Moscow.
5. Pavlov, A.V., Neumoeva-Kolchedantseva, E.V. (2015), "Inter-civilizational shock of loneliness in the context of modernity", Society and power, No. 6 (56), pp. 37-41.
6. Petrova, S.S. (2018), "The phenomenon of adolescent shyness in psychological and pedagogical science", Problems of modern pedagogical education, No. 58-4, pp. 214-217.
7. Russell, D. (1989), "Measuring of loneliness", in Pokrovsky, N.E. (Ed.), Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 192-226.
8. Sadler, W.A., Johnson, T.B. (1989), "From loneliness to anomie", in Pokrovsky, N.E. (Ed.), Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 21-51.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2022
УДК 159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Елизавета Сергеевна Куманцова, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
События последних десятилетий в развитии Российского общества предопределили значимость таких категорий института высшего образования, как «психологическая безопасность образовательной среды высшего учебного заведения» и «личностный ресурс студента», существенно оказывающих влияние на организацию обучения и воспитания в системе образования. Данные категории определяют такой его тренд, который обеспечивает эффективность образовательного и воспитательного процессов, их поступательное развитие в свете традиционно-исторической подготовки молодежи. Цель исследования - дальнейшее изучение уровня психологической безопасности
образовательной среды вуза и выявление ее взаимосвязи с показателями личностных (психологических) ресурсов устойчивости студентов. Методы и организация исследования. Психодиагностическими методиками было охвачены студенты факультетов экстремальной психологии, клинической и специальной психологии первого курса обучения. Исследование опиралось на эмпирический метод, в котором психодиагностическое тестирование проводилось по следующим методикам: «Индекс жизненной удовлетворенности», «Смысложизненных ориентаций» и «Базовых убеждений»; шкалами чувства связанности, удовлетворенности жизнью и субъективного счастья. Психологическая безопасность образовательной среды (ПБ ОС) определялась анкетой-опросником «Психологическая диагностика образовательной среды» И.А. Баевой. Количественным методом обработки результатов исследования явился статистический анализ, который осуществлялся программой IBM SPSS Statistics 27. Результаты исследования и их обсуждение. Критерии психологической безопасности образовательной среды - отношение, удовлетворенность, защищенность и показатели личностных ресурсов устойчивости студентов первого года обучения обнаружили наличие умеренных (0,3-0,5) и заметных (0,5-0,7) связей по шкале Черддока. Выводы. Основными переменными психологических ресурсов студентов-первокурсников, которые способны выступать в качестве предикторов ПБ ОС, являются: благосклонность людей, ее обеспечивающих; случайность, как принцип субъективного расположения образовательных ситуаций в процессе освоения учебного плана, управляемость и осмысленность образовательным процессом и результат обучения.
Ключевые слова: психологический (личностный) ресурс студента, психологическая безопасность образовательной среды вуза, смысловые ресурсы обучения и получения профессии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p678-684
PERSONAL RESOURCES AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT CORRELATION AT THE FIRST YEAR HUMANITARIAN UNIVERSITY STUDENTS
Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychology sciences, docent, Russian State Social University, Moscow; Elizaveta Sergeevna Kumantsova, the senior teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, docent, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Abstract
The events of recent decades in the development of Russian society have predetermined the importance of such categories of higher education institutions as "psychological safety of the educational environment of a higher educational institution" and "student's personal resource", which significantly affect the organization of training and education in the education system. These categories determine its trend, which ensures the effectiveness of educational and upbringing processes, their progressive development in the light of the traditional-historical training of young people. Methods and organization of the study. Psychodiagnostics' methods covered students of the faculties of extreme psychology, clinical and special psychology of the first year of study. The study was based on an empirical method, in which psychodiagnostics' testing was carried out according to the following methods: "Index of life satisfaction", "Meaningful orientations" and "Basic beliefs"; scales of connectedness, life satisfaction and subjective happiness. The psychological safety of the educational environment (PB ES) was determined by the questionnaire "Psychological diagnostics of the educational environment" by I.A. Bayeva. The quantitative method of processing the results of the study was statistical analysis, which was carried out by the IBM SPSS Statistics 27 program. Results of the study and their discussion. Criteria of psychological safety of the educational environment - attitude, satisfaction, security, and indicators of personal resources of stability of students of the first year of study revealed the presence of moderate (0.3-0.5) and noticeable (0.5-0.7) connections on the Cherddock scale. Conclusions. The main variables of the psychological resources of first-year students who are able to act as predictors of PB OS are: the favor of the people who provide it; randomness as a principle of subjective arrangement of educational situations in the process of mastering the curriculum, controllability and meaningfulness of the educational process and learning outcomes. The purpose of the study is to further study the level of psychological safety of the educational environment of the university and to identify its relationship with indicators of personal (psychological) resources of students' stability.
Keywords: psychological (personal) students' resource, psychological safety of the educational environment of the university, semantic resources of training and obtaining a profession.
ВВЕДЕНИЕ
Заданные стандартом обучения уровни знаний, умений и навыков студент способен качественно осваивать только при наличии безопасных условий обучения [2, 3]. В этом случае психологически безопасная образовательная среда является той основой, на которую опирается студент в процессе своего личностного роста, своего дезадаптивного и конструктивного развития. Критериями ее оценки выделяются такие показатели, как отношение студента к образовательной среде вуза, ее защищенность от каких-либо опасностей образовательного процесса и устойчивость к ним, с возможностью противостоять ее вызовам (угрозам) с сохранностью динамического равновесия личности студента [1, 5, 7]. Одним из инструментов влияния на образовательную среду вуза является ресурсная база образовательного процесса, составной частью которой могут выступать психологические ресурсы студента [4, 5, 6].
Под уровнем психологической безопасности образовательной среды в данном исследовании, мы будем понимать соотношение между субъективно воспринимаемыми угрозами процессу обучения и имеющимися ресурсами студента по их купированию.
Под личностно-ценностными (психологическими) ресурсами обучения мы понимаем такие ресурсы, которыми обладает студент для достижения поставленной им цели при выполнении задач учебного процесса.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследованием было охвачено 50 студентов в возрасте 16-17 лет факультета экстремальной психологии, факультета клинической и специальной психологии, начавших обучение в осенний период: 2022 года; из них 46 девушек и 3 юношей, что составляет 92% и 8% обследуемых респондентов соответственно. Психологическая диагностика студентов проводилась методом тестирования в учебных аудиториях в дообеденное время. Обработка результатов тестирования осуществлялась с использованием программного пакета IBM SPSS Statistics 27.
С целью оценки уровня устойчивых психологических ресурсов применялась батарея из следующих методик: тест-опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; шкала чувства связанности А. Антоновского; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера; шкала субъективного счастья С. Любомирски; тест на чувство безопасности или тест базовых убеждений Р. Янов-Бульман в адаптации О. Кравцовой. Все диагностические средства нами были адаптированы под учебный процесс. Для оценки ПБ ОС использовалась анкета-опросник И.А. Баевой, адаптированная нами для студентов - «Психологическая диагностика образовательной среды вуза».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Отношение студента к уровню психологической безопасности образовательной среды изображено в таблице 1.
Одним из критериев психологической безопасности образовательной среды является уровень отношения к ней со стороны студентов (От), другим - уровень ее удовлетворенностью (Уд), третьим - уровень ее защищенности (Зщ) от обозначенных в анкете-опроснике угроз.
Больше половины студентов (52%) субъективно определили свое отношение к ПБ ОС как имеющее очень высокий уровень, 15 (30%) студентов - как высокий уровень, 6 (12%) студентов - как средний уровень и 3 (6%) студента - как уровень ниже среднего или низкий.
Подавляющее большинство (96%) студентов-первокурсников имеют низкий (70%) и ниже среднего (24%) уровни удовлетворенности. Оставшиеся 6% студентов имеют средний уровень удовлетворенности ПБ ОС.
Таблица 1 - Показатели уровней отношения, удовлетворенности и защищенности студенту_
% выборов Баллы Частота выборов Процент студентов
№ Уровень Критерии ПБ ОС
От Уд | Зщ От Уд Зщ От Уд Зщ
1 Низкий 0-20 1,0-1,7 2 35 4 4 70 8
2 Ниже среднего 21-40 1,8-2,5 1 12 12 2 24 24
3 Средний 41-60 2,6-3,3 6 3 18 12 6 36
4 Высокий 61-80 3,4-4,1 15 0 16 30 0 32
5 Очень высокий 81-100 4,2-5,0 26 0 0 52 0 0
Итого 50 50 50 100 100 100
Две трети (68%) всех респондентов чувствуют себя защищенными от таких угроз ОС, как публичное унижение, оскорбление, высмеивание, обидное обзывание, неуважительное и недоброжелательное отношение со стороны одногруппников или профессорско-преподавательского состава.
Исходя из вышеперечисленных критериев ПБ ОС напрашивается вывод, что исследуемая группа студентов в основном удовлетворена ее основными характеристиками и готова продолжить обучение, опираясь на внутренний психологический ресурс.
Для выявления взаимосвязи психологических ресурсов устойчивости студентов-психологов первого года обучения с ее ПБ был проведен корреляционный и регрессионный анализы.
Корреляционный анализ критериев ПБ ОС и значимых (уровень значимости не более 0,05) показателей личностных ресурсов (ЛР) устойчивости по критерию Спирмена выявили наличие умеренны и заметных (в таблице указаны связи по шкале Чердока значением более 0,350) взаимосвязей со всеми факторами. Результаты этой взаимосвязи показаны в таблице 2.
Таблица 2 - Связь уровней ПБ ОС с отдельными показателями ЛР
№ Показатели личностных ресурсов Ро Спирмена
Ур. От к ОС Ур. Уд ОС Ур. Зщ ОС
1 Положительная оценка собственных поступков в ходе получения знаний для освоения профессии 0,347* - 0,463**
2 Общий фон настроения в ходе обучения 0,456** - 0,285*
3 Управляемость 0,309* 0,397**
4 Субшкала 1 (цели обучения) 0,535** - 0,515**
5 Субшкала 2 (процесс обучения) 0,421** -0,344* 0,552**
6 Субшкала З (результат обучения) 0,383* - 0,580**
7 Субшкала 5 (локус контроля - обучение) 0,411** - 0,547**
8 Удовлетворенность жизнью 0,606** - 0,365**
9 Благосклонность людей, обеспечивающих ОС МГППУ 0,621** - 0,461**
10 Доброта участников образовательного процесса 0,557** -0,320* 0,458**
11 Случайность, как принцип субъективного расположения образовательных ситуаций в процессе освоения учебного плана -0,351* - -
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
Анализ результатов корреляции критериев ПБ ОС с индексами жизненной удовлетворенности показал, что наиболее значимую и полную взаимосвязь имеет уровень защищенности. Этот феномен может говорить о значимости для студентов существующих средств защиты учебно-воспитательного процесса.
Анализ результатов корреляции критериев ПБ ОС с показателями субшкал смыс-ложизненных ориентаций показал, что значимую взаимосвязь имеют такие уровни ПБ ОС, как отношение студентов к ней и ее защищенность. Этот факт может говорить о важности существующей коммуникации между ППС и студентами для корректировки этапов образовательного процесса и достижения ими целей обучения.
Анализ результатов корреляции критериев ПБ ОС с показателями ряда устойчивых личностных ресурсов показал, что наиболее значимую (на уровне 0,01) взаимосвязь име-
ет благосклонность людей(г^)=0.621). обеспечивающих ОС (т. е. доброжелательность и дружественность со стороны администрации вуза и факультетов, III 1С. одногруппников) с таким показателем ПБ. как уровень отношения к ОС. Это может говорить о возможности студента строить взаимоотношения с теми участниками образовательного процесса. которые в наибольшей степени позволяют безопасно удовлетворять его образовательные потребности.
Таким образом. ПБ ОС положительно и значимо связана с подавляющим большинством устойчивых личностных ресурсов. Однако. ПБ ОС. а именно уровень ее удовлетворенностью. отрицательно коррелирует с субшкалами «процесс обучения» (г^)=-0.344*) и «добротой участников образовательного процесса» (в основном ППС) (г^)=-0.320*). что можно объяснить новым (возросшем. в сравнении со средней школой) для них уровнем требовательности.
Для выявления предикторов. позволяющих прогнозировать ПБ ОС. осуществлен регрессионный анализ значимых групп устойчивых личностных ресурсов.
Регрессионные модели критериев (отношение. удовлетворенность и защищенность) ПБ ОС. показали. что все включенные в них переменные способны объяснить 65.2%. 57.2%. 61.1% их дисперсии. соответственно.
Таблица 3 - Регрессионные модели критериев ПБ ОС
Я квадр. Крит. Д-У
Уровень отношения к ОС МГППУ
Благосклонность людей. обеспечивающих ОС р=0.593; р<0.001 0,593 1,558
Уровень удовлетворенности характеристиками ОС
Случайность. как принцип субъективного расположения образовательных ситуаций в процессе освоения учебного плана Р=0.323; р<0.023 0,105 2,074
Осмысленность студеном основных параметров образовательного процесса Р=-0.612; р<0.003 0,182
Управляемость со стороны студента параметрами образовательного процесса р=0.441; р<0.03 0,265
Уровень защищенности в ОС
Субшкала З (результат обучения) р=0.600; р<0.000 0,361 1,969
Примечание: крит. Д-У - критерий корреляции Дарбина-Уотсона.
Из таблицы видно. что переменная «благосклонность людей. обеспечивающих ОС». выступающая как одобрение. симпатия и доброжелательность со стороны основных участников образовательного процесса. продуманность системы образования и т.п.. как дополнительный фактор ПБ ОС. выраженный через уровень отношения к ней. оказывает положительное значимое влияние на ее развитие (Р=0.593; р<0.001). При этом 59.3% изменчивости критерия объясняется влиянием на нее переменной «Благосклонность людей. обеспечивающих ОС».
Такие переменные. как «Случайность. как принцип субъективного расположения образовательных ситуаций в процессе освоения учебного плана» и «Управляемость со стороны студента параметрами образовательного процесса». как дополнительные факторы ПБ ОС. выраженные через уровень удовлетворенности ею. оказывает положительное значимое влияние на ее развитие (Р=0.323; р <0.023 и р=0.441; р <0.03 соответственно). При этом 10.5% и 26.5% изменчивости критерия «удовлетворенность» объясняется влиянием на него этих переменных.
Переменная «Осмысленность студеном основных параметров образовательного процесса» как дополнительный фактор ПБ ОС. выраженный через уровень удовлетворенности к ней. оказывает отрицательное значимое влияние на ее развитие (Р=-0.612; р<0.003). При этом 18.2% изменчивости критерия объясняется влиянием на нее переменной «Осмысленность».
Такая переменная. как «Субшкала З (результат обучения)». как дополнительный фактор ПБ ОС. выраженный через уровень удовлетворенности ее характеристиками. оказывает положительное значимое влияние на ее развитие (Р=0.600; р<0.000). При этом
36,1% изменчивости критерия объясняется влиянием на нее данной переменной.
ВЫВОДЫ
Резюме итогов эмпирического исследования: выявлена умеренная и заметная по шкале Чардока взаимосвязь личностных ресурсов студента с критериями ПБ ОС.
Предикторами ПБ ОС могут выступать следующие переменные: благосклонность людей, осмысленность, управляемость, удовлетворенность достигнутыми результатами в освоении заданных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева И.А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 3. - С. 482-497.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов / И.А. Баева // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России (Махачкала, 27-28 ноября 2014): материалы Всероссийской научно-практической конф. - Махачкала : АЛЕФ, 2014. С. 507-516.
3. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10(176). - С. 402-407.
4. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - C. 350-356.
5. Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей / О.В. Грибкова, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова, Т. Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 559-566.
6. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.
7. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 1(129). - С. 144-149.
REFERENCES
1. Baeva, I.A., Gayazova, L.A. and Kondakova, I.V. (2021), "Personality resources of adolescents in the educational environment", Integration of Education, Vol. 25, No. 3 (104), pp. 482-497.
2. Baeva, I.A. (2014), "Psychological safety of the educational environment as a condition for the prevention of the mental health of its subjects", "Ideological and psychological foundations for the prevention and prevention of extremism and terrorism in modern Russia ", materials of All-Russian science and practice conference, Makhachkala, pp. 507-516.
3. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.
4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students' relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350356.
5. Gribkova, O.V., Sharagin, V.I., Klimova, L.Yu. and Fedorova, T.Yu. (2020), "Research of educational and professional motivation of students of psychological specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 559-566.
6. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.
7. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2022
УДК 159.923.33
МОТИВАЦИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-
ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Виктория Викторовна Сундукова, кандидат психологических наук, Самарский юридический институт ФСИН России, Самара
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на изучение мотивации выздоровления осужденных, имеющих социально-значимые заболевания. Изучение уровня мотивации выздоровления у осужденных, имеющих социально--значимые заболевания является одним направлений, повышающих эффективность процесса исправления. Целью исследования выступает изучение мотивации выздоровления, обусловленную самоотношением и ценностными ориентациями у осужденных, имеющих социально-значимые заболеваниями. Методами выявлениями взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности выступали методы математической статистики. По результатам проведенного исследования выделены особенности мотивации выздоровления осужденных, имеющих социально-значимые заболевания.
Ключевые слова: социально-значимые заболевания, осужденные, исправительные учреждения, ВИЧ-инфицированные осужденные, мотивация выздоровления осужденных.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p684-687
MOTIVATION FOR THE RECOVERY OF CONVICTS WITH SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES Viktoriya Viktorovna Sundukova, the candidate of psychological sciences, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara
Abstract
The article discusses the results of the empirical study aimed at studying the motivation for the recovery of convicts with socially significant diseases. The study of the level of motivation for recovery in convicts with socially significant diseases is one of the directions that increase the effectiveness of the correction process. The aim of the study is to study the motivation for recovery, due to self-attitude and value orientations in convicts with socially significant diseases. Methods of revealing the interrelation of factors in the structure of the anti-corruption orientation of the individual were the methods of mathematical statistics. According to the results of the study, the features of the motivation for the recovery of convicts with socially significant diseases are highlighted.
Keywords: socially significant diseases, convicts, correctional institutions, HIV-infected convicts, motivation for the recovery of convicts.
В настоящее время в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) происходит концентрация наиболее отягощенных в социальном и физическом плане лиц, страдающих хроническими заболеваниями, нередко в запущенной форме. Многие из числа осужденных впервые узнают о своем заболевании при поступлении в следственные изоляторы или в колонии.
К социально-значимым заболеваниям, наиболее распространенным в пенитенциарных учреждениях, являются туберкулез, ВИЧ-инфекция, различные расстройства личности, а также умственная отсталость.
Осужденные, поступающие в пенитенциарные учреждения России, характеризуются существенным прогрессированием асоциальной направленности личности, прояв-