психологически науки
Пантелеева Валерия Владимировна, Куприянов Сергей Николаевич
взаимосвязь временной перспективы с уровнем ...
UDC 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ
© 2019
Пантелеева Валерия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
Куприянов Сергей Николаевич, магистр Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу подходов к изучению временной перспективы личности и уровня личностной и ситуативной тревоги. Особое внимание уделено взаимосвязи между характером временной перспективы и уровнем тревоги. Проведено эмпирическое исследование на выборке составляющей 40 человек для выделения ранее упомянутой взаимосвязи или её отсутствия. Временная перспектива, важнейший компонент жизнедеятельности человека, пронизывающий все сферы активности личности. Исследование влияния тревожности на отношение к своему времени, является важнейшим фактором изучения психологического и эмоционального благополучия человека. В данной работе выделены некоторые причины и виды возникновения тревоги. В современной науке, имеется достаточно большой диапазон определений «тревоги» и «тревожности», мало какой психологический феном претерпел такое количество исследований как тревога. Но проблема отношения личности к временному континууму в контексте уровня и вида тревоги у личности, в их взаимосвязи исследовалась крайне мало. Данные исследования необходимы современной науке, в том ключе, что современная социальная ситуация, подвергается постоянным динамическим изменениям, а тревога является одной из ведущих проблем психологического здоровья. Спектр ситуаций, на которые личность реагирует состоянием тревожности неуклонно растет. В свою очередь исследование временной перспективы, возможно, покажет нам, способен ли человек контролировать свой уровень тревожности, через конструктивное взаимодействие со своим временем.
Ключевые слова. Временная перспектива, личностная тревога, ситуативная тревога, взаимосвязь, уровень тревожности.
CORRELATION OF TIME PERSPECTIVE WITH A LEVEL OF PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY OF THE PERSON
© 2019
Panteleeva Valeria Vladimirovna, candidate of Psychological sciences, associate professor, department of "Preschool pedagogy, applied psychology" Kupriyanov Sergey Nikolaevich, master Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the theoretical analysis of approaches to the study of the time perspective of the person and the level of personal and situational anxiety. Special attention is paid to the correlation between the nature of the time perspective and the level of anxiety. An empirical study was conducted on a sample of 40 people to identify the previously mentioned correlation or its absence. Temporary prospect, the most important component of activity of the person penetrating all spheres of activity of the personality. The research of influence of uneasiness on the relation to the time, is the most important factor of studying of psychological and emotional wellbeing of the person. In this work some reasons and types of emergence of alarm are allocated. In modern science, there is rather big range of definitions of "alarm" and "uneasiness", it is not enough what psychological the hair dryer underwent such number of researches as alarm. But the problem of the relation of the personality to a temporary continuum in the context of level and a type of alarm at the personality, in their interrelation was investigated very little. These researches are necessary for modern science, in that key that the modern social situation, is exposed to continuous dynamic changes, and the alarm is one of the leading problems of psychological health. The range of situations to which the personality reacts a condition of uneasiness steadily grows. In turn the research of temporary prospect, perhaps, will show us whether the person is capable to control the level of uneasiness, through constructive interaction with the time.
Keywords: time perspective, personal anxiety, situational anxiety, correlation, anxiety level.
Необходимость исследований временной перспективы личности детерминируется тем, что отношение к своему времени является фундаментальным аспектом человеческой жизнедеятельности и дифференцирует жизненный цикл человека на прошлое, настоящее и будущее. Исследованию временной перспективы посвящены многие отечественные и зарубежные научные труды.
Сам термин «Временная перспектива» был введен в науку К. Левиным для описания представлений субъекта о своем будущем и прошлом. Он считал, что поведение человека зависит в меньшей степени от актуального состояния и в большей степени от наших надежд, планов, воспоминаний и опасений в будущем [15].
Ж. Нюттен, бельгийский психолог и автор теории временной перспективы личности, считал, что временная перспектива включает в себе три ключевых компонента:
1) Временная установка - положительная или отрицательная установка индивидуума по отношению к собственному будущему, настоящему и прошлому.
2) Временная ориентация - преобладающая направленность на свои действия и события в разном временном промежутке.
3) Временная перспектива - основной компонент, включающий в себя два других [6].
Среди отечественных исследователей можно выделить Г. М. Андрееву, которая считает, что осмысленность своего существования по отношению ко времени является фактором осознания идентичности личности [2]. К. А. Абульханова-Славская, анализируя данную проблему, делает вывод, что рациональное использование и оптимальное распределение времени является движущей силой прогресса человека [1]. К.А. Болотова в своих исследованиях определяет время человека как главный фактор взаимосвязи и способов организации, различных временных отрезков человеческой жизни [3].
Понятие «Временная перспектива» в различных исследованиях часто имеет родственные определения. Это в очередной раз показывает недостаточную разработанность данной проблемы. Одной из современных концепций является теория временной перспективы Ф. Зимбардо, основу которой составляет ценности, установки и убеждения личности связанные со временем. Он считал, что временная перспектива - это своего рода неосознанное отношение личности ко времени и, при этом, это процесс, который объединяет во временные катего-
Panteleeva Valeria Vladimirovna, Kupriyanov Sergey Nikolaevich psychological
correlation of time perspective with a level ... science
рии весь жизненный путь, структурирует его и помогает придать жизни смысл [7].
Обязательной составляющей психологического здоровья зрелой личности считается понимание своего будущего, осознания прошлого и принятие настоящего, все эти факторы в совокупности являются регулятором поведенческой активности человека и помогают выстраивать вектор развития целей, стремлений и желаний. Но очень часто при исследованиях не учитывается влияния тревоги на восприятие своего времени. Личностная и ситуативная тревожность оказывает влияние на поведение человека, на представление о своем будущем и влияние на настоящее.
В научных трудах, под тревожностью понимают индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в виде повышения внутреннего напряжения личности как реакция на различные жизненные ситуации [14].
Понятие тревожности исследовали многие отечественные и зарубежные ученные:
Тревожность дискомфорта, как фактор отсутствия самоуважения (А. Эллис), невротическая тревожность (К. Хорни), скрытую и открытую тревожность (А.П. Прихожан), адекватную и неадекватную тревожность (Л.И. Божович). Особое внимание в нашем исследовании уделяется теории о личностной и ситуативной тревожности. Известный американский исследователь в области эмоций, стресса и тревоги, Чарльз Спилберг, дифференцировал состояние тревоги на два показателя:
1. Личностная тревога - стабильная склонность в реакциях на угрожающие для личности ситуации, является постоянной личностной характеристикой.
2. Реактивная (ситуативная) тревога - динамическая характеристика, проявляющаяся как реакция повышенного напряжения и нервозности в ответ на угрожающие для личности ситуации [5].
Очень важным фактором при изучении состояния тревоги является то, что тревожность сама по себе изначально не является какой-то отрицательной чертой [813]. В состав активности личности обязательно входит определенный уровень тревоги, который является естественным и обязательным для сохранения динамического равновесия организма.
Актуальность данной работы, характеризуется тем, что изучению причин, влияющих на восприятие будущего, прошлого и настоящего уделено мало внимания. А участие факторов, которые влияют на построение и принятие картины будущего, разрушают временную ориентацию на будущие цели и достижения и способны изменить психическое и эмоциональное состояния, трудно переоценить. Мы предполагаем, что временная перспектива может играть роль в формировании эмоционального благополучия личности.
Цель работы - выявить взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревоги.
Для выполнения поставленной цели исследования, были подобранны данные методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Психодиагностические методики:
1) Опросник «Временной перспективы» Ф. Зимбардо в переводе и адаптации А.Сырцовой, Е.Т.Соколовой, О.В.Митиной.
Цель методики - диагностика системы отношений личности к своему времени через 5 основных показателей: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее [7].
2) Шкала тревоги Ч. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина
Цель методики - диагностика субъективного уровня личностной и реактивной тревоги личности [4].
3. Корреляционный анализ с использованием критерия коэффициент корреляций Спирмена.
_Выборка включила в себя 40 человек, (п = 4-0).
64
проживающих в одном городе, но в разных районах. Состав выборки: 53% женщин, 47% мужчин. Все имеют разное социальное положение, уровень дохода и образования.
Результаты исследования:
Корреляционный анализ полученных данных, позволил построить матрицу корреляционных связей между показателями используемых в работе методик Опросник «Временная перспектива» Ф. Зимбардо и Шкала тревоги Ч. Спилберга результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - «Матрица корреляционных связей»
Характер временной перспективы Уровень личностной тревожности Уровень ситуативной тревожности
Негативное прошлое 0,45 0,04
Гедонистическое настоящее 0,07 0,23
Будущее -0,39 0,08
Позитивное прошлое -0,04 -0,28
Фаталистическое настоящее 0,26 0,37
Анализ полученных корреляций показывает, что существует положительная корреляционная взаимосвязь между негативным прошлым и уровнем личностной тревоги. Так как rs = №. Согласно таблице критических значений, критические значения критерия Спирмена, при выборке п ~ 40, равняются гкр = °-31 р й о,о5,гкр = одо р < 0.01 получается, что" > гкр для р ^ °-i:i1. данный показатель говорит о том, что чем выше уровень личностной тревоги у личности, тем негативнее он реконструирует своё прошлое, которое представляется ему в негативном ключе даже при отсутствии плохих воспоминаний. Взаимосвязь между данными факторами так же может говорить и том, что чем выше уровень личностной тревоги и шире репертуар отрицательных реакции на жизненные ситуации, тем негативнее выглядит прошлое.
В полученных результатах, присутствует отрицательная корреляция между уровнем личностной тревожности и временной ориентацией на будущее, что выражается в том, что чем больше человек ориентирован на будущие цели и достижения, тем ниже у него уровень личностной тревожности, так же это может говорить о том, что чем ниже уровень личностной тревоги, тем больше человек сосредоточен на будущих планах. Другая статистически значимая положительная корреляция наблюдается между фаталистическим настоящим и уровнем ситуативной тревожности, что находит своё выражение в том, что чем больше человек убежден в неизбежности событий в будущем и невозможности изменить события, тем негативней он воспринимает угрожающие для него ситуации, что характеризуется высоким уровнем реактивной тревоги. А также чем выше уровень ситуативной тревоги, тем меньше личность сфокусировано на будущих целях.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень личностной и реактивной тревоги находится во взаимосвязи с временной перспективой личности. Проведенное исследование позволяет заключить, что повышение уровня личностной тревоги влияет на повышение негативного отношения к своему прошлому, а снижение уровня повышает ориентированность на будущие планы, цели, достижения и перспективы. Также высокий уровень реактивной тревожности связан с безразличным отношением к своему настоящему. Тем не менее, данный вопрос остается недостаточно изученным и требует дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности //Психология личности и образ жизни. М.: Просвещение, 2007. 321 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
3. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
4. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов.
Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)
психологически науки
Минск: Современная школа, 2007. 496 с.
5. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. 2-е изд. доп. и перераб. СПб.: Прайм-Еврознак. 2003. 632 с.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
7. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо //Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101-109.
8. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 66-69.
9. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 410-412.
10. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 270-273.
11. Чернышова Е.Л., Иванов Д.В. Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 346-349.
12. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 86-89.
13. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.
14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. 192 с.
15. Lewin K. Field theory in the social sciences: Selected theoretical papers. New York: Harper, 1951. 366 с.
Пантелеева Валерия Владимировна, Куприянов Сергей Николаевич
взаимосвязь временной перспективы с уровнем ...