Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО И СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО И СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
созависимость / виктимность / юношеский возраст / педагоги / co-dependency / victimhood / adolescence / teachers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Антон Евгеньевич

В данной статье представлены теоретические подходы к изучению вопроса виктимного и созависимого поведения, проведено исследование с целью выявить степень выраженности виктимного поведения и созависимого поведения у будущих педагогов, и сделана попытка выявить взаимосвязь между этими двумя явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VICTIMISATION AND CO-DEPENDENT BEHAVIOUR IN FUTURE TEACHERS

The paper presents theoretical approaches to studying the issue of victim and co-dependent behaviour, the study is made to reveal the degree of expression of victim behaviour and co-dependent behaviour of future teachers, and an attempt is made to reveal the interrelation between these two phenomena.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО И СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Литература

1. Куликова Т.И. Психология стресса: учебное пособие. - Тула: Имидж Принт, 2014. - 133 с.

2. Секач М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2015. - 192 с.

3. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4. С. 162-170.

4. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3 (20). С. 17-21.

5. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире. // Символ науки. 2020. № 2. С. 66-70.

6. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.- СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

7. Селигман Н. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. - М.: София, 2006. - 368 с.

8. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 132-136.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО И СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Терещенко Антон Евгеньевич (Барановичи, Республика Беларусь), студент 1 курса, Барановичский государственный университет. E-mail: tereschencko.anton2017@yandex.by

Аннотация. В данной статье представлены теоретические подходы к изучению вопроса виктимного и созависимого поведения, проведено исследование с целью выявить степень выраженности виктимного поведения и созависимого поведения у будущих педагогов, и сделана попытка выявить взаимосвязь между этими двумя явлениями.

Ключевые слова: созависимость, виктимность, юношеский возраст, педагоги.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VICTIMISATION AND CO-DEPENDENT BEHAVIOUR IN FUTURE TEACHERS Tereshchenko Anton Evgenievich (Baranovichi, Republic of Belarus), 1st year student, Baranovichi State University. E-mail: tereschencko.anton2017@yandex.by

Abstract. The paper presents theoretical approaches to studying the issue of victim and co-dependent behaviour, the study is made to reveal the degree of expression of victim behaviour and co-dependent behaviour of future teachers, and an attempt is made to reveal the interrelation between these two phenomena.

Keywords: co-dependency, victimhood, adolescence, teachers.

Виктимность - это свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. При этом отсутствует желание отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность за свои поступки, что приводит к беспрекословному подчинению более сильным личностям. Виктимность проявляется в стокгольмском синдроме, когда жертвы становятся на сторону тех людей, которые являются причиной их страданий [1].

В психологических исследованиях последних десятилетий дискутируется вопрос об истоках данного свойства. Обобщая имеющиеся сведения, представленные в теориях возникновения виктимности, выделим основные факторы: биологическая конституция (К. Миядзава, Т.К. Тойч, К. Уилсон), дефекты психического отражения (Н.Б. Морозова), дефекты социального характера (Дж. Коулмен, У. Миллер, Г. Селин) [2].

В диспозиционном подходе О.О. Андронниковой, виктимность - это совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования человека, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья. Виктимное поведение - отклонение от

норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений личности [3]. Диспозиционное поведение - это поведение личности в социуме, основанное на предрасположенности личности к определенному восприятию условий деятельности, либо установочное поведение. Сказанное выше можно представить схемой, предложенной В.Я. Ядовым: ситуация (условия деятельности) - диспозиция - поведение (деятельность). О.О. Андронникова конкретизировала данную схему таким компонентом как виктимное поведение. Схема приняла следующий вид: ситуация - диспозиция - виктимное поведение.

В области исследований созависимости в психологии сложилась непростая ситуация. С одной стороны, все чаще и чаще встречаются описания этого феномена представителями различных профессий в области медицины, психиатрии, психологии, консультирования, социальных служб и др., что свидетельствует об актуальности и необходимости изучения этой проблемы. С другой стороны, современные авторы не идут дальше описаний, свидетельствующих лишь о том, что такое явление существует, и попыток объявить это явление новой парадигмой в системе психологического знания. Экспериментальные исследования практически отсутствуют, нет описаний каких-либо эмпирических данных. Даже описания поведенческих проявлений и критериев диагностики следуют из психотерапевтических практик, а не из специальных научных исследований [4].

Поведение, мотивированное какой-либо зависимостью от значимого зависимого другого, принято называть созависимостью, а созависимым — того, кто, с одной стороны, позволяет поведению другого человека влиять на свою жизнь, а с другой — пытается контролировать это поведение. Этот другой человек может быть собственным ребенком, близким взрослым, мужем/женой, сестрой, родителями, клиентом или лучшим другом. Он/она может быть алкоголиком, наркоманом, душевно или физически больным человеком или просто подверженным частым депрессиям. Но дело не в том, другом человеке, который болен и зачастую знает об этом. Дело в том, кто находится рядом с ним. Именно ему труднее всего осознать свое поведение как болезнь, именно он/она расплачивается часто всю свою жизнь за чью-то зависимость от алкоголя, наркотиков, работы, депрессии и т. д., страдая физически, психически, эмоционально и духовно [4].

Таким образом, можно сказать, что созависимость в отличие от других явлений затрагивает не только физическую и ментальную (психическую) сферы человеческого существования, но и выходит на более высокий уровень — духовный, который находится в симбиозе с первыми двумя, а это уже непосредственно связано с состоянием психологического здоровья человека в целом.

Исходя из всего выше сказанного, нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи между виктимным и созависимым поведением у будущих педагогов.

Базой нашего исследования выступил «Барановичский государственный университет», выборка составила 54 студента, обучающихся на педагогических специальностях. Для выявления уровня виктимного и созависимого поведения, нами были использованы следующие методики: «Диагностика склонности к виктимному поведению. О.О. Андроникова» и «Шкала созависимости Б. и Дж. Уайнхолд».

Исходя из интерпретации результатов методики «Шкала созависимости», мы можем сделать следующие выводы (рисунок 1).

Для 8 % респондентов тенденция к созависимому поведению, прослеживается тенденция к контрзависимому поведнию, выявлена не была. У 26 % респондентов выявлена средня степень созависимого поведения, данные респонденты, могут выставлять личные границы и варьировать свое отношение в пределах нормы (балансировать между созависимостью и контрзависимостью). Для 60 % респондентов выявлено высокая степень созависимого поведения, данные респонднты сложно устанавливать собственные границы и их поведение напрямую зависит от другого человека, они «жертвуют» собой в угоду другого, они пытаются отыгрывать роль «спасателя», для того, чтобы их заметил объект обожания. 6 % респондентов имеют очень высокий уровень созависимого поведения, следовательно, данные респонденты полностью сливаются со своим объектом обожания и могут вести себя как дети, которые находятся в слияние с матерью. Такие респонденты могут говорить, что «я не выживу без этого человека».

По результатам методики «Диагностика склонности к виктимному поведению» у нас получились следующие результаты (рисунок 2).

Рисунок 1. Диагностика уровня созависимого поведения

Рисунок 2 - диагностика виктимного поведения

По шкале агрессивное поведение у нас получились следующие результаты: Для 59 % респондентов, характерен низкий уровень агрессивного поведения, для лиц данного типа характерно снижение мотивации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший самоконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов и целей. 33 % средний уровень. 8 % высокий уровень, к данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации.

По шкале склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у нас получились следующие результаты:

Низкий уровень 50 %. Повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Может приводить к пассивности личности по принципу «лучше ничего не делать, чем ошибаться». Характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержен страхам. Средний 35 %, высокий уровень характерен для 15 % респондентов. Жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и

самопричиняющее, которые характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих.

По шкале склонность к гиперсоциальному поведению у нас получились следующие результаты: 5 % респондентов с низким уровнем. характеризуется пассивностью, равнодушием со стороны подростка к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Действует по принципу "моя хата с краю", что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум. 61 % со средним уровнем. 34 % с высоким уровнем Жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Сюда относятся лица, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора.

По шкале склонности к зависимому и беспомощному по полученным данным 48 % респондентов выявлен низкий уровень - склонность к независимости, обособленности. Всегда стремится выделиться из группы сверстников, имеет на все свою точку зрения, может быть непримирим к мнению других, авторитарен, конфликтен. Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих. 46 % со средним значением. 6 % с высоким уровнем лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д.

По шкале склонности к некритичному поведению.

46 % вдумчивость, осторожность, стремление предугадывать возможные последствия своих поступков, которые иногда приводят к пассивности подростка, страхам. Самореализация подростка в этом случае значительно затруднена, может появляться социальная пассивность, приводящая к неудовлетворенности своими достижениями, чувству досады, зависти. 46 % со средним значением.

8 % с высоким уровнем. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня.

Также нами, было проведено статистическое исследование, для выявления взаимосвязи между виктимным и созависимым поведением. Для выявления взаимосвязи мы использовали R-критерий Спирмена для несвязанных выборок.

По результатам исследования, взаимосвязи выявлено не было. Так как данные респонденты вполне возможно не видят разницы между виктимным и созависимым поведением и там, и там они прибегают к жертвенности. Мы считаем, что целее сообразно будет изучить различия между данными явлениями в дальнейшем нашем исследовании.

Литература

1. Вакулич Т.М. Изучение виктимности личности несовершеннолетних в психологической литературе // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины / Под ред. С.Д. Максименко. Т. XI. - Киев, 2009. С. 49-56.

2. Миядзава К. Сосики борёку хандзай (Организованная преступность) // Хандзайгаку ниндзюго ко. - Токио, 1987. - С. 400-431.

3. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 2005. - 213 с.

4. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.