Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

В статье раскрывается значимость диагностического направления работы практической психологии образования для своевременного выявления лиц «группы риска» и организации мер по их психологическому сопровождению, а также рассматривается проблема подбора наиболее валидных и надежных методик диагностики виктимного поведения учащихся старших классов. Проанализированы опыт использования в практике работы с учащимися 9-11-х классов и следующие методики: «Методика склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Определение уровня развития социальных навыков» А.П. Гольдштейна, Опросник Басса-Дарки, «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), «Шкала социально-ситуативной тревоги» Кондаша, «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). Также описаны модифицированные и авторские опросники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

В.И. МИЩЕНКО

Заведующая лабораторией практической и экспериментальной психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) Аспирант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

В статье раскрывается значимость диагностического направления работы практической психологии образования для своевременного выявления лиц «группы риска» и организации мер по их психологическому сопровождению, а также рассматривается проблема подбора наиболее валидных и надежных методик диагностики виктим-ного поведения учащихся старших классов. Проанализированы опыт использования в практике работы с учащимися 9-11-х классов и следующие методики: «Методика склонности к виктимному

поведению» О.О. Андронниковой, «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Определение уровня развития социальных навыков» А.П. Гольдштейна, Опросник Басса-Дар-ки, «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), «Шкала социально-ситуативной тревоги» Кондаша, «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). Также описаны модифицированные и авторские опросники.

Диагностика, методика диагностическая, тестирование, виктимность, виктимное поведение, старшеклассники.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 15.31.31

В последние годы усилилась тенденция демонстрации физической агрессии среди учащейся молодежи. Школьники и студенты приносят холодное и огнестрельное оружие в классы и устраивают на первый взгляд немотивированные расправы над одноклассниками, учителями и случайными свидетелями. Например, по данным агентства Tass.ru, только в России за 2017-2018 годы в школах зафиксировано 13 инцидентов подобного рода. Каждая произошедшая трагедия среди прочих вопросов поднимает проблему эффективности работы психологической службы образовательных учреждений. В частности, ставится задача повышения качества ранней диагностики и своевременной коррекции девиантного поведения, недопущения превращения его в поведение делинквентное, асоциальное.

Как известно, одним из основополагающих принципов работы психолога является принцип единства диагностики и коррекции. Под психологической диагностикой принято понимать «углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации» [7]. От того, насколько качественно проведено диагностическое обследование, зависит эффективность подбора методов психокоррекции и построения программы работы в каждом конкретном случае. Более того, работу по профилактике и превенции различных поведенческих девиаций также необходимо начинать с диагностики, чтобы определить, во-первых, имеется ли в принципе данная проблема у конкретного индивида или группы, и, во-вторых, какими качественно-количест-

венными показателями она характеризуется.

В планах психологического сопровождения образовательного процесса любого уровня большое внимание уделяется диагностике. Уже ни у кого не вызывает сомнения значимость именно этого направления работы педагога-психолога. Реализация задач практической психологии образования невозможна без проведения диагностических мероприятий. Первостепенными задачами психологической службы образования, согласно Положению, обозначены такие, как «психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения», «профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье» [7]. То есть, иными словами, диагностическая работа позволяет своевременно выявлять так называемые «группы риска» и принимать соответствующие меры опережающего характера.

В наших работах по проблемам психологии вик-тимности личности [5] было обозначено, что виктимное поведение (от лат. victima - жертва) есть поведение девиантное, зависимое, аддиктивное, теперь же назрела необходимость описания особенностей его диагностики. В данной статье речь об этом пойдет применительно к старшим школьникам, поскольку именно в этом возрасте очень важно вовремя распознать виктимный потенциал, чтобы не допустить его превращения в реализованную виктимность. Кризисные явления во многих сферах социальной жизни могут спровоцировать появление у молодых людей неуверенности и страха перед действительностью, что вместе с отсутствием опыта поведения в кризисных и стрессовых ситуациях и вызывает виктимное поведение. По мнению Д.В. Ривмана [8], поведение жертвы нередко служит толчком к совершению

преступления. В частности, противоправные или аморальные действия потерпевшего (жертвы) могут выражаться в нападении, грубом обращении, обмане, оскорблении, провокации, подстрекательстве и других действиях, направленных на будущего причини-теля вреда и создавших ситуацию, реализовавшуюся в причинении вреда потерпевшему.

Изучением проблем девиантного поведения подростков и молодежи занимались многие исследователи: Я. Гилинский, И. Гурвич, В.Д. Менделевич, М.Русакова, Р.Г. Садыкова, Ю. Симпура, Р. Хлопу-шин и ряд других. Исследованием вопросов виктими-зации личности занимались многие зарубежные и отечественные специалисты, внесшие весомый вклад в развитие данного направления в психологии: Ч.Ломброзо, Т.К. Тойч, К.Уилсон, Г.Селин, У. Миллер, А. Камю, Дж. Коулмен, К. Миядзава, Л.В.Франк, Д.В. Ривман, О.О. Андронникова, М.П. Долговых и другие.

Что касается диагностического направления, то в настоящий момент мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на большое количество тестов подходящего содержания, не все они являются валидными и надежными. Здесь мы остановимся на некоторых из них. Все представленные методики были апробированы нами с целью выбора наиболее приемлемых для работы по исследованию девиантного (виктимного) поведения старшеклассников.

Одним из авторитетных и признанных авторов заслуженно является О.О. Андронникова [1; 2], разработавшая психодиагностическую методику исследования склонности к виктимному поведению (она включала подростковый и взрослый варианты), по ее словам, «охватывающую комплекс взаимосвязанных проявлений виктимного поведения подростков и направленную непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за вик-тимными поведенческими аспектами» [1]. Конечно, в данном случае речь идет о диагностировании только склонности к такого рода поведению. Однако разработка данной методики явилась большим достижением для психодиагностической работы и сбора релевантных данных по проблемам виктимности личности. Тест подходит для обследования возрастной группы 15-16 лет, включает 86 вопросов -однозначных для понимания смысла спрашиваемого, описание достаточного количества шкал, позволяющих всесторонне проанализировать личностные особенности респондентов и выявить достоверность ответов, а также перевести «сырые» баллы в стандартные оценки и построить профиль виктимного поведения личности. Интерпретация данных по каждой шкале исчерпывающая и понятная.

Другая популярная методика - «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел), точнее ее варианты и интерпретации в разных источниках, вызывает неоднозначное отношение к ее использованию, в том числе и для респондентов школьного возраста: «Несмотря на широкую популярность данной методики и её настоятельной рекомендации различными контролирующими организациями к применению в образовательных учреждениях, опросник нуждается в содер-

жательной и методологической доработке. Применение опросника на практике в том виде, в котором он представлен в многочисленных пособиях, нецелесообразно и неэтично» [9]. Критика направлена не только на расхождения в количестве вопросов и их формулировках, но и на подбор вопросов, вынуждающих в ряде случаев делать необоснованные выводы по результатам теста. Кроме этого, лично у нас вызывает сомнение необходимость предлагать два варианта обработки результатов теста, второй из которых даже самим автором признается «неточным». Из достоинств методики можем отметить гендерную дифференциацию опросника, учет и коррекцию желательных ответов респондентов. Также в опроснике представлены среди прочих отдельные шкалы на выявление склонности к аддиктивному, делинк-вентному поведению, склонности к агрессии и насилию. В принципе психолог может использовать данную методику в комплексе с другими, проведя предварительную работу по сокращению количества вопросов в зависимости от того, какие шкалы его интересуют (мы, в частности, проводили исследование именно так: подобная модификация ускоряет процедуру диагностики, не утомляет школьников, делает процедуру обработки более эргономичной).

Следующий опросник, который мы применяем в своей работе, это опросник А.П. Гольдштейна, который позволяет определять уровень сформирован-ности социальных навыков у подростков. Дается список из 37 повседневных ситуаций, разделенных на 5 категорий, которые предлагается оценить с точки зрения использования того или иного социального навыка. По нашему мнению, это может выявить «трудные» ситуации общения или деятельности, способные стать виктимогенными для респондентов или стать причиной изоляции от различных социальных групп (3-я категория - «реакция на мнение или поведение другого человека» и 5-я категория -«альтернативы агрессивному поведению»). Дается качественный и количественный анализ полученных показателей, а на базе составленной для наглядности карты уровня развития социального поведения предлагаются меры по коррекции обнаруженных дефицитных навыков. Также разработчик предусмотрел отбраковку формально заполненных бланков или бланков, содержащих недостоверные сведения по причине неадекватной самооценки в отношении исследуемых навыков. В нашем опыте проведения данной методики были случаи, когда обучающиеся сдавали бланки только с одними высшими или низшими оценками. Характерно, что во всех подобных случаях такие бланки сдают мальчики, девочки подходят к процедуре тестирования более ответственно.

Также в батарею диагностических методик можно включать Опросник Басса-Дарки. Он удобен в заполнении и на предлагаемые ситуации требует однозначные ответы «да» или «нет». Из всего опросника для анализа мы отбираем только 1, 2, 3 шкалы, по которым выявляется индекс агрессивности, и 6, 7 шкалы, которые включают индекс враждебности.

В комплексе с Опросником Басса-Дарки мы обычно используем Шкалу самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина. Методика

давно зарекомендовала себя как надежный источник информации об уровнях реактивной и личностной тревожности. Она не требует больших затрат времени (всего в ней 40 утверждений - по 20 на каждый вид тревожности), проста в обработке. Однако при работе данной методикой со школьниками с каждым годом увеличивается тенденция непонимания лексического смысла отдельных слов, содержащихся в утверждениях заданий теста. Так, практически всегда среди учащихся 9-11-х классов вызывают затруднения в понимании такие утверждения: «я взвинчен», «у меня бывает хандра» («А это как?»); «я озабочен», «я слишком возбужден» (многие видят здесь сексуальный подтекст, начинаются смешки и комментарии). Поскольку чаще всего мы проводим групповую диагностику, подобная реакция является отвлекающим фактором для других респондентов, кроме того, не каждый школьник в присутствии одноклассников попросит разъяснить то или иное слово, даже если диагност перед заполнением бланков оговаривает такую возможность («Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку и я к вам подойду»). В этой связи мы видим решение таких ситуаций в снабжении бланков опросника сносками со словарным значением слов, вызывающих затруднение, либо в составлении своеобразного «словарика» в качестве приложения, дабы не загромождать основной бланк.

С недавнего времени мы стали использовать «Шкалу социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Она содержит описание 30 ситуаций, но нас в первую очередь интересует блок ситуаций, выявляющих школьную тревожность. Можно проводить методику целиком, но при необходимости анализировать только эти 10 пунктов. Результаты теста представлены для разных половозрастных групп (с 9-го по 11-й класс, для мальчиков и девочек отдельно).

Одним из мощных стрессоров для старшеклассников являются процедуры итоговой аттестации и весь предэкзаменационный период. Не выдержав умственного и психического перенапряжения, старшеклассники порой решают эту проблему «кардинально»: агрессивным поведением в отношении учителей и сверстников либо аутоагрессивными проявлениями (попытки к суициду, законченный суицид). В бытовом сознании уже закрепилось устойчивое выражение «жертва ЕГЭ». Обычно его используют, когда хотят высмеять неграмотность человека, однако мы склонны рассматривать данный термин со всей серьезностью через призму виктимо-генного потенциала ситуаций проверки знаний. На фоне стресса возможно проявление качеств виктим-ной личности. Поэтому обязательно в тестовую батарею нами включаются методики на диагностику стресса, в том числе экзаменационного: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (авторы Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова), анкета «Мое отношение к ЕГЭ (ОГЭ)» М.Ю. Чибисовой в нашей модификации (она прошла нашу апробацию в 2017 г., когда было проведено анкетирование старшеклассников школ г. Таганрога и Ростова-на-Дону в количестве 225 человек) и составленный нами опросник «Подготовка к экзаменам» (он представляет собой таблицу,

в которую респондентам предлагается занести спонтанные ответы на вопросы: «Что Вы чувствуете во время подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)?», «Какие мысли у Вас возникают во время подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)?», «Что Вы при этом делаете?») [6]. Анализ анкет позволяет разрабатывать программу коррекционных мероприятий по каждой группе выявленных стрессоров, что делает работу по профилактике виктим-ного поведения адресной и конкретной.

Что касается организационных моментов проведения диагностического обследования, то с расширением практического опыта мы всё чаще уходим от форм работы, предполагающих фронтальность, и сосредоточиваем свое внимание на работе в микрогруппах (5-7 человек). Именно тогда и начинает работать принцип единства диагностики и коррекции, о котором мы говорили в начале статьи.

Склонность к аддиктивному поведению (как одной из форм девиации) определяется совместным действием специфических этнических, семейных, интра-или интерперсональных, когортных, средовых, конституциональных и генетических факторов [3, с.20]. И.Г. Малкина-Пых [4], основываясь на своем психотерапевтическом опыте, указывает, что источником зависимого поведения чаще всего являются сложные нарушения личности, те, которые рассматриваются как ведущие к формированию психологии жертвы. Вместе с тем, нисколько не умаляя мнения авторов, в нашем понимании нельзя исключать средовый фактор и влияние социальных ситуаций на реализацию виктимного потенциала личности.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в настоящее время существует достаточно психодиагностических методик для выявления виктимного поведения старшеклассников в разных его проявлениях, однако ни одна из них не может считаться универсальной и исчерпывающей, дающей однозначный результат. Еще раз подчеркнем необходимость комплексного исследования девиантного поведения в целом и виктимного поведения в частности, тщательного подбора диагностического инструментария и вдумчивой интрепретации в каждом конкретном случае. Только тогда диагностика из формальной плановой процедуры превратится в мощный инструмент для раннего выявления и профилактики девиантного поведения обучающихся старших классов во всем его многообразии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андронникова О.О. Общие проблемы диагностики виктимного поведения/О.О. Андронникова. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.obrazo vanie9. ru/articles/3 46

2. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению /О.О. Андронникова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2014. - № 7(217). - С.34-40.

3. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия/ Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб., 2006. -1096 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы/ И.Г. Малкина-Пых. - М., 2006. - 1008 с.

5. Мищенко В.И. Аддикция как форма виктимного поведения/ В.И. Мищенко// Актуальные пробле-

мы профилактики аддиктивного поведения: сборник материалов I Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. -Таганрог: Изд-во Таганрогского института им. А.П.Чехова, 2018. - С.31-33.

6. Мищенко В.И. Предэкзаменационный стресс в мыслях и убеждениях подростков/ В.И. Мищенко // Материалы XX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием) «Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров». 19-20 апреля 2019 г. -Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2019. - С.492-496.

7. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской

Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/01/05/ polozhenie-o-psikhologicheskoy-sluzhbe-v-sisteme-obrazovaniya

8. Ривман Д.В. Криминальная виктимология/ Д.В. Ривман. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. - 358 с.

9. Солоницына М.А., Питайкина А.А., Лимонченко Р.А. Диагностическая информативность методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел): проблемы практического применения/ М.А. Солоницына, А.А. Питайкина, Р.А. Лимонченко [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7diagnostiches kaya-informativnost-metodiki-opredelenie-sklonnosti -k-otklonyayuschemusya-povedeniyu-a-n-orel-proble my-prakticheskogo

© Вера Ивановна Мищенко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.