Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитатели дошкольных учреждений / профессиональный стресс / психологическое здоровье / самооценка / стрессоустойчивость / ситуативная и личностная тревожность / психоэмоциональное состояние / социальная дезадаптация / синдром «психического выгорания» / профилактика стресса / preschool teachers / professional stress / psychological health / self-esteem / stress tolerance / situational and personal anxiety / psycho-emotional state / social maladaptation / syndrome of “mental burnout” / stress prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизова Ирина Юрьевна

В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья, таких как: самооценка, образ жизни, личностная и психоэмоциональное состояние, профессиональная мотивация, уровень личностной и ситуативной тревожности на примере воспитателей. Подведены итоги и предложены рекомендации по профилактике профессионального стресса у воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL STRESS AND SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH ON THE EXAMPLE OF PRESCHOOL EDUCATORS

As a result of the empirical study, the relationship between occupational stress and some aspects of psychological health, such as: self-esteem, lifestyle, personal and psycho-emotional state, professional motivation, the level of personal and situational anxiety, was confirmed by the example of educators. The results are summed up and recommendations for the prevention of professional stress among educators are proposed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

По результатам исследования поведение большинства педагогов определено, как зависимое. Такой тип поведения присущ послушным, мягким людям, которые ждут помощи и совета. Среди педагогов выявлены умеренно агрессивные личности, которые характеризуются доброй волей и ориентированы на принятие. Незначительное количество испытуемых - агрессивные люди, для которых характерно лидерство, у них выявлены сила и негативизм. В общем, педагогические работники склонны к сотрудничеству и компромиссу, а не к соперничеству.

Профессиональная деформация представляет собой искажение личностных особенностей (ценностных ориентаций, характерологических особенностей, способов общения и поведения), связанное с особенностями профессиональной деятельности. Основным показателем профессиональной деформации является эмоциональное выгорание, которое отрицательно отражается на качестве профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии.

В результате исследования эмоционального выгорания выявлено, что педагогические работники пребывают в состоянии профессионального выгорания. Сложившимися симптомами эмоционального выгорания педагогов являются: эмоциональный дефицит, симптом «загнанности в клетку»; эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций; неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Доминирующей фазой эмоционального выгорания является истощение.

В результате исследования индивидуально-личностных особенностей личности педагогов обнаружено, что для них характерны такие личностные особенности как высокая напряженность, добросовестность, высокая тревожность, самостоятельность, мягкость, общительность, эмоциональной неустойчивость. Они склонны к чувству вины, которое тесно связано с сильным чувством долга, отличаются пониженным настроением, отмечаются депрессивные тенденции.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, сопровождающихся профессиональными деформациями. Труд педагога по своему содержанию, функциональной нагрузке, характеру, условиям, формам и плотности общения признан наиболее напряженным в эмоциональном плане видом труда и требует постоянной профилактики.

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Богданова О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания. - М.: РУДН, 2013. - 208 с.

3. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2009. - С. 161-169.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 443-463.

5. Иванов С.М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию. - Казань, 2016. - С. 19-22.

6. Милевич К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов // Современная социология и образование. 2007. №№ 12. С. 107-109.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Сизова Ирина Юрьевна (Тольятти, Россия), магистрант, Тольяттинский государственный университет. E-mail: Iiishasizova@yandex.ru

Аннотация. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья, таких как: самооценка, образ жизни, личностная и психоэмоциональное состояние, профессиональная мотивация, уровень личностной и ситуативной тревожности на примере воспитателей. Подведены итоги и предложены рекомендации по профилактике профессионального стресса у воспитателей.

Ключевые слова: воспитатели дошкольных учреждений, профессиональный стресс, психологическое здоровье, самооценка, стрессоустойчивость, ситуативная и личностная тревожность, психоэмоциональное состояние; социальная дезадаптация, синдром «психического выгорания», профилактика стресса.

RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL STRESS AND SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH ON THE EXAMPLE OF PRESCHOOL EDUCATORS

Sizova Irina Yurievna (Tolyatti, Russia), Master's student, Togliatti State University. E-mail: Irishasizova@yandex.ru

Abstract. As a result of the empirical study, the relationship between occupational stress and some aspects of psychological health, such as: self-esteem, lifestyle, personal and psycho-emotional state, professional motivation, the level of personal and situational anxiety, was confirmed by the example of educators. The results are summed up and recommendations for the prevention of professional stress among educators are proposed.

Keywords: preschool teachers, professional stress, psychological health, self-esteem, stress tolerance, situational and personal anxiety, psycho-emotional state, social maladaptation; syndrome of "mental burnout", stress prevention.

Введение

Жизнь современного человека полна стрессов. Общеизвестно, что больше всего стресса испытывают люди в профессиональной сфере, из-за нервного напряжения, связанного с информационными, физическими и эмоциональными перегрузками, связанными с высоким темпом и объемом работ. Профессиональный стресс - это состояние постоянного физического и психического напряжения, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10) [1].

Считается, что в профессиональной деятельности стрессовых ситуаций избежать невозможно. Известно, что многим людям определенно необходимо некоторое напряжение для того, чтобы нормально и успешно трудиться и получать удовлетворение от работы. Если бы не было стрессовых факторов на работе, трудовая деятельность бы стала скучной, а отношение к ней безразличным [2]. Однако продолжительный стресс (дистресс) приводит в первую очередь к нарушению психологического здоровья, в том числе к синдрому «психического выгорания» и к другим нарушениям психологического здоровья [3].

Согласно Всемирной организации здравоохранения (духовное или душевное иногда -ментальное здоровье) психологическое здоровье - это состояние, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.

По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье характеризует личность в целом, его внутреннее благополучие, отношение к миру, себе, собственной жизни и его основу составляет развитие личностной индивидуальности [4]. Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и дискомфорта. Под дискомфортом подразумевается неудовлетворение каких-либо потребностей, приводящих к психологическому нездоровью (формированию негативных черт поведения и истощению нервной системы). Такого же мнения о психологическом здоровье придерживались в своих трудах А.А. Воронова, Н.И. Гуткина, А.Б. Николаева, Т.В. Вохмянина.

А. Маслоу к негативным последствиям влияния на психологическое здоровье относил утрату ценностей бытия, которая порождает депрессию, отчуждение, апатию, аксиологическую депрессию, безнадежность, отчаяние, опустошенность и бесцельное разрушение личности и т.д. [5]. В.А. Ананьев считает, что основной фактор, который нарушает психологическое здоровье это такое дезадаптивное состояние как тревога (состояние неопределенности и страха перед будущим) [6, с. 45]. Ученый М. Селигман выделил черты, негативно влияющие на психологическое здоровье — это пессимизм, в основе которого лежит выученная беспомощность, тревожность и подавленность [7].

Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод том, что негативными факторами, приводящими к утрате психологического здоровья в первую очередь, считаются

истощение психоэмоционального состояния, социальная дезадаптация (формирование негативных черт характера и поведения), апатия, тревожность и даже депрессия.

Согласно многочисленным источникам профессия воспитателя относится к одной из самых стрессогенных. По данным социально-демографических исследований труд педагога входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности, подверженных значительному эмоциональному стрессу длительного характера.

Мы поддерживаем мнение С.В Щербакова и др., что угрозу для психологического здоровья воспитателя представляет именно специфика педагогической деятельности. Это сложный по психологическому содержанию труд, требующий огромного расходования душевных сил, так как в своей работе педагогам приходится иметь дело с многочисленным количеством людей с разным характером, темпераментом, возрастом и статусом. Воспитателям необходимо умение не терять самообладания и разрешать конфликтные ситуации с детьми, родителями, коллегами и руководством. Рабочий день педагога проходит в постоянной напряженной обстановке, требующей постоянной концентрации внимания, так как они несут ответственность за жизнь и здоровье детей. С появлением таких средств связи как WhatsApp и Viber педагоги всегда находятся на связи с родителями, и не могут отдохнуть даже находясь дома.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.С. Никифорова, что в итоге такие непомерные перегрузки, связанные со спецификой трудовой деятельности педагогов приводят к быстрой и невосполнимой потере психологического и физического здоровья.

Нельзя не отметить, что самую большую угрозу для здоровья педагога представляет развитие психического выгорания [8]. Это состояние может возникать по причинам, связанным с индивидуальными качествами воспитателя (характер, непродуктивное поведение в стрессовой ситуации, тревожность) и с организационными особенностями (давление со стороны руководства, большой объем работ с различного рода документацией, низкая заработная плата, ненормированный рабочий день, конфликты с участниками трудового процесса и так далее). Такое состояние негативно сказывается не только на продуктивности и удовлетворенности своей работой, но и на самочувствии и настроении детей.

На наш взгляд синдром «психического выгорания» как результат длительного профессионального стресса отрицательно в первую очередь сказывается на психологическом здоровье воспитателя, потому что приводит к умственному, эмоциональному и физическому истощению.

Цель исследования - изучение взаимосвязи профессионального стресса и таких аспектов психологического здоровья как личностное и психоэмоциональное состояние, образ жизни, самооценка, мотивация, тревожность у воспитателей ДОУ.

Выборка и методика исследования

Эмпирическое исследование проводилось в городе Тольятти на базе детских садов № 193 «Земляничка», № 167 «Долинка», № 187 «Солнышко». В экспериментальную группу вошли 50 женщин-воспитателей в возрасте от 22 до 57 лет. Исследование проводилось с июня по июль 2021 года.

Для эмпирического исследования нами были использованы следующие методы и методики: 1) анкета; 2) Бостонский тест на стрессоустойчивость (разработан исследователями медицинского центра Университета Бостона), 3) экспресс-диагностика уровня самооценки (Н.П. Фетискин и др.), 4) методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной на русский язык Ю.А. Ханиным; 5) опросник на оценку профессионального стресса К. Вайсмана; 6) опросник на определение психического выгорания А.А. Рукавишникова.

Теоретико-методологической основой нашего исследования послужили идеи и концептуальные взгляды И.В Дубровиной, В.А. Ананьева, М. Селигмана, А. Маслоу, М.Ю. Колпаковой, Г.А. Виноградовой, Г.С. Никифорова, Н.Е. Водопьяновой, Т. Ховарда, С.А. Лэбби, С.Л Салливана, Р. Мэнинджера и других.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании анкеты, заполненной участниками исследования, были получены данные о социальном и семейном статусе. Согласно полученным результатам исследования социально-демографических характеристик женщин: 68 % состоят в браке, 32 % разведены или не были

замужем; 92 % женщин имеют детей; средний стаж работы воспитателем составляет 15 лет, при этом стаж от 1 до 10 лет - 28 %; от 11 до 20 - 48 %; от 21 и более - 24 % человек.

Заключительным этапом исследования стало изучение взаимосвязей между анализируемыми показателями. Нами был применен метод ранговой корреляции Спирмена*. Так, между возрастом испытуемых и личностной тревожностью (ге=-0,019 при р<0,05) и возрастом и ситуативной тревожностью (ге=-0Д68 при р<0,05) корреляции не обнаружено. Таким образом, возраст не связан с показателем ситуативной и личностной тревожности.

Интересным, на наш взгляд, является наличие взаимосвязи между профессиональным стрессом и самооценкой (ге=0,44 при р<0,01). Полученные коэффициенты указывают на то, что чем выше самооценка, тем выше уровень стресса. Также установлены корреляционные взаимосвязи компонентов психического выгорания и отдельных показателей психологического здоровья: между психоэмоциональным истощением и профессиональным стрессом (ге=0,44 при р<0,01); между личностным отдалением (социальной дезадаптацией) и профессиональным стрессом (ге=0,39 при р<0,01); между индексом «психического выгорания» и стрессом (ге=0,38 при р<0,01). Полученные коэффициенты указывают на то, что чем выше уровень профессионального стресса, тем больше психоэмоциональное истощение, личностное отдаление (социальная дезадаптация) и тем быстрее формируется психическое выгорание. А также обнаружена средняя корреляция между стажем работы и стрессом (ге=0,45 при р<0,01). То есть, чем больше у педагога стаж, тем выше уровень профессионального стресса.

Анализ взаимосвязи уровня личностной тревожности и профессионального стресса показал среднюю корреляционную связь (ге=0,52 при р<0,01). Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень профессионального стресса.

Основные результаты и выводы

На основании полученных результатов нашего эмпирического исследования можно сделать вывод: у 14 человек из 50 (28 %) выявлен выше среднего, высокий и очень высокий уровень стресса. Более чем у половины испытуемых выявлен высокий уровень психоэмоционального истощения (52 %), высокий показатель личностного отдаления (56 %) и высокий уровень тревожности (60 %). Также у большинства испытуемых (64 %) сформирован синдром «психического выгорания». Результаты корреляционного анализа указывают на наличие взаимосвязи между профессиональным стрессом и такими психологическими аспектами, как самооценка, уровень личностной тревожности, психоэмоционального истощения, личностного отдаления (социальной дезадаптации) и синдром «психического выгорания».

Заключение

По результатам проведенного исследования были предложены мероприятия по профилактике стресса у воспитателей дошкольных учреждений с целью повышения уровня самооценки, снижению психического выгорания, тревожности и улучшению общего психологического состояния.

Профилактика профессионального стресса у педагогов

Для повышения сопротивляемости стрессам и улучшения психологического здоровья среди воспитателей необходимо: во-первых, создание комфортной обстановки на работе, сокращение документооборота, уменьшение нагрузки и различного рода проверок; во-вторых, увеличение заработной платы, повышение статуса педагога в обществе, предоставление возможности для полноценного отдыха в отпуске и в выходные дни; в-третьих, организация тренингов и индивидуальных консультаций психолога; в-четвертых, воспитатели хотят участвовать в обучающих семинарах, корпоративных праздниках с целью создания дружного, сплоченного коллектива.

Вместе с тем, от самих педагогов тоже многое зависит. Нужно не забывать о самопомощи в стрессовых ситуациях. Пересмотреть образ жизни, режим отдыха и трудовой деятельности. Очень хорошо помогают расслабиться общение с природой или искусством, со своими друзьями, понимающими близкими, занятия по интересам (хобби) или любое занятие, которое поможет отвлечься и снять внутреннее напряжение. Хорошо зарекомендовали себя медитация, дыхательные упражнения, занятия йогой или любые другие физические упражнения, которые приносят удовольствие.

Литература

1. Куликова Т.И. Психология стресса: учебное пособие. - Тула: Имидж Принт, 2014. - 133 с.

2. Секач М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2015. - 192 с.

3. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4. С. 162-170.

4. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3 (20). С. 17-21.

5. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире. // Символ науки. 2020. № 2. С. 66-70.

6. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.- СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

7. Селигман Н. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. - М.: София, 2006. - 368 с.

8. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 132-136.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО И СОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Терещенко Антон Евгеньевич (Барановичи, Республика Беларусь), студент 1 курса, Барановичский государственный университет. E-mail: tereschencko.anton2017@yandex.by

Аннотация. В данной статье представлены теоретические подходы к изучению вопроса виктимного и созависимого поведения, проведено исследование с целью выявить степень выраженности виктимного поведения и созависимого поведения у будущих педагогов, и сделана попытка выявить взаимосвязь между этими двумя явлениями.

Ключевые слова: созависимость, виктимность, юношеский возраст, педагоги.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VICTIMISATION AND CO-DEPENDENT BEHAVIOUR IN FUTURE TEACHERS Tereshchenko Anton Evgenievich (Baranovichi, Republic of Belarus), 1st year student, Baranovichi State University. E-mail: tereschencko.anton2017@yandex.by

Abstract. The paper presents theoretical approaches to studying the issue of victim and co-dependent behaviour, the study is made to reveal the degree of expression of victim behaviour and co-dependent behaviour of future teachers, and an attempt is made to reveal the interrelation between these two phenomena.

Keywords: co-dependency, victimhood, adolescence, teachers.

Виктимность - это свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. При этом отсутствует желание отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность за свои поступки, что приводит к беспрекословному подчинению более сильным личностям. Виктимность проявляется в стокгольмском синдроме, когда жертвы становятся на сторону тех людей, которые являются причиной их страданий [1].

В психологических исследованиях последних десятилетий дискутируется вопрос об истоках данного свойства. Обобщая имеющиеся сведения, представленные в теориях возникновения виктимности, выделим основные факторы: биологическая конституция (К. Миядзава, Т.К. Тойч, К. Уилсон), дефекты психического отражения (Н.Б. Морозова), дефекты социального характера (Дж. Коулмен, У. Миллер, Г. Селин) [2].

В диспозиционном подходе О.О. Андронниковой, виктимность - это совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования человека, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья. Виктимное поведение - отклонение от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.