Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМООЦЕНКА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СИНДРОМ "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" / ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизова И.Ю.

Актуальность проведенного исследования подтверждается тенденцией роста профессионального стресса среди педагогов, что подтверждено различными научными исследованиями. Выявлено, что профессия педагога является наиболее эмоционально и интеллектуально напряженной. В связи с этим необходимо провести исследование влияния профессионального стресса на психологическое здоровье среди воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

И.Ю. Сизова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Актуальность проведенного исследования подтверждается тенденцией роста профессионального стресса среди педагогов, что подтверждено различными научными исследованиями. Выявлено, что профессия педагога является наиболее эмоционально и интеллектуально напряженной. В связи с этим необходимо провести исследование влияния профессионального стресса на психологическое здоровье среди воспитателей.

Ключевые слова: воспитатели дошкольных учреждений; профессиональный стресс; психологическое здоровье; профессиональный стресс; самооценка; стрессоустойчивость; ситуативная и личностная тревожность; психоэмоциональное состояние; социальная дезадаптация; синдром «психического выгорания»; профилактика стресса.

Обобщены результаты проведенного эмпирического исследования влияния профессионального стресса на некоторые аспекты психологического здоровья, такие как: самооценка, образ жизни, личностная и психоэмоциональное состояние, профессиональная мотивация, уровень личностной и ситуативной тревожности. Исследование было проведено в городе Тольятти на базе садов №193 «Земляничка», № 167 «Долинка», № 187 «Солнышко». Экспериментальная выборка представлена 50 воспитателями в возрасте от 22 до 57 лет. Результаты исследования согласуются с результатами, описанными в литературе, и подтверждают взаимосвязь профессионального стресса и исследуемых в данной статье компонентов психологического здоровья.

© Сизова И.Ю., 2021.

Проведенным исследованием подтверждается связь между профессиональным стрессом и перечисленными выше аспектами психологического здоровья. Подведены итоги и обозначены основные способы профилактики профессионального стресса у воспитателей.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека полна стрессов. Общеизвестно, что больше всего стресса испытывают люди в профессиональной сфере, из-за нервного напряжения, связанного с информационными, физическими и эмоциональными перегрузками, связанными с высоким темпом и объемом работ. Профессиональный стресс - это состояние постоянного физического и психического напряжения, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10) [1].

Профессиональный стресс представляет собой многообразный феномен трудовой жизни человека, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации. Считается, что в профессиональной деятельности стрессовых ситуаций избежать невозможно [2]. Известно, что многим людям определенно необходимо некоторое напряжение для того, чтобы нормально и успешно трудиться и получать удовлетворение от работы. Если бы не было стрессовых факторов на работе, трудовая деятельность бы стала скучной, а отношение к ней безразличным [3]. Однако продолжительный стресс (дистресс) приводит в первую очередь к нарушению психологического здоровья, в т.ч. к синдрому «психического выгорания», то есть к истощению психологических и физиологических ресурсов и мешает всестороннему развитию человека [4]. На наш взгляд, именно это состояние и можно назвать нарушением психологического здоровья, которое в свою очередь может привести впоследствии и к проблемам с психическим, и физическим здоровьем.

Согласно Всемирной организации здравоохранения (духовное или душевное иногда - ментальное здоровье) психологическое здоровье - это состояние, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.

Проблемой изучения психологического здоровья занималась И.В. Дубровина. Автор считала, что психологическое здоровье характеризует личность в целом (внутреннее благополучие), отношение к миру, себе, собственной жизни и его основу составляет развитие личностной индивидуальности [5]. Мы согласны с мнением И.В. Дубровиной по поводу того, что психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и дискомфорта. Под дискомфортом подразумевается неудовлетворение каких-либо потребностей, приводящих к психологическому нездоровью (формированию негативных черт поведения и истощению нервной системы) [6]. Такого же мнения о психологическом здоровье придерживались в своих трудах А.А. Воронова, Н.И. Гуткина, А.Б. Николаева., Т.В. Вохмянина.

А. Маслоу к негативным последствиям влияния на психологическое здоровье относил утрату ценностей бытия, которая порождает депрессию, отчуждение, апатию, аксиологическую депрессию, безнадежность, отчаяние, опустошенность и бесцельное разрушение личности и т.д. [7]. В.А. Ананьев считает, что основной фактор, который нарушает психологическое здоровье это такое дезадаптивное состояние как тревога (состояние неопределенности и страха перед будущим). [8, с.45]. Ученый М. Селигман выделил черты, негативно влияющие на психологическое здоровье — это пессимизм, в основе которого лежит выученная беспомощность, тревожность и подавленность. [9.]

М.Ю. Колпакова пишет о том, что нарушение гармонии «наличного я» и «духовного я» (совести), приводит к нарастанию тревожности [10].

Также, можно отметить следующих авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода к проблеме здоровья личности: Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг, Г. Олпорт, Б. С. Братусь, О.В.Хухлаева, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина, И.А. Джидарьян, А. Л. Журавлев, Т. П. Емельянова, А. Б Купрейченко., Е. А. Сергиенко и другие.

Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод том, что негативными факторами, приводящими к утрате психологического здоровья в первую очередь, считаются истощение психоэмоционального состояния, социальная дезадаптация (формирование негативных черт характера и поведения), апатия, тревожность и даже депрессия.

Согласно многочисленным источникам профессия воспитателя относится к одной из самых стрес-согенных [11]. «По данным социально-демографических исследований труд педагога входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности, подверженных значительному эмоциональному стрессу длительного характера» [12, с. 128].

Мы поддерживаем мнение Щербакова С.В и др., что угрозу для психологического здоровья воспитателя представляет именно специфика педагогической деятельности. [13]. Это сложный по психологическому содержанию труд, требующий огромного расходования душевных сил, так как в своей работе педагогам приходится иметь дело с многочисленным количеством людей с разным характером, темпераментом, возрастом и статусом. Воспитателям необходимо умение не терять самообладания и разрешать конфликтные ситуации с детьми, родителями, коллегами и руководством. Рабочий день педагога проходит в постоянной напряженной обстановке, требующей постоянной концентрации внимания, так как они несут ответственность за жизнь и здоровье детей [14; 15]. С появлением таких средств связи как WhatsApp и Viber педагоги всегда находятся на связи с родителями, и не могут отдохнуть даже находясь дома.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.С. Никифорова, что в итоге такие непомерные перегрузки, связанные со спецификой трудовой деятельности педагогов приводят к быстрой и невосполнимой потере психологического и физического здоровья [16].

Нельзя не отметить, что самую большую угрозу для здоровья педагога представляет развитие психического выгорания [13]. Это состояние может возникать по причинам, связанным с индивидуальными качествами воспитателя (характер, непродуктивное поведение в стрессовой ситуации, тревожность) и с организационными особенностями (давление со стороны руководства, большой объем работ с различного рода документацией [17], низкая заработная плата, ненормированный рабочий день [18; 19], конфликты с участниками трудового процесса и так далее). Такое состояние негативно сказывается не только на продуктивности и удовлетворенности своей работой, но и на самочувствии и настроении детей.

На наш взгляд синдром «психического выгорания» как результат длительного профессионального стресса отрицательно в первую очередь сказывается на психологическом здоровье воспитателя, потому что приводит к умственному, эмоциональному и физическому истощению.

Цель исследования - изучение взаимосвязи профессионального стресса и таких аспектов психологического здоровья как личностное и психоэмоциональное состояние, образ жизни, самооценка, мотивация, тревожность у воспитателей ДОУ.

ВЫБОРКА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проводилось в городе Тольятти на базе детских садов № 193 «Земляничка», № 167 «Долинка», № 187 «Солнышко». В экспериментальную группу вошли 50 женщин-воспитателей в возрасте от 22 до 57 лет. Исследование проводилось с июня по июль 2021 года.

Для эмпирического исследования нами были использованы следующие методы и методики: 1) анкета; 2) Бостонский тест на стрессоустойчивость (разработан исследователями медицинского центра Университета Бостона); 3) экспресс-диагностика уровня самооценки (Фетискин Н.П. и др.); 4) методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга (Charles Donald Spielberger), адаптированной на русский язык Ю.А. Ханиным; 5) опросник на оценку профессионального стресса К. Вайсмана (K. Weissman); 6) опросник на определение психического выгорания А.А. Рукавишникова [20].

Теоретико-методологической основой нашего исследования послужили идеи и концептуальные взгляды И.В Дубровиной, В.А. Ананьева, М. Селигмана, А. Маслоу, М.Ю. Колпаковой, Г.А. Виноградовой, Г.С. Никифорова, Н.Е. Водопьяновой, Т. Ховарда, С.А. Лэбби, С.Л Салливана., Р. Мэнинджера и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анкеты, заполненной участниками исследования, были получены данные о социальном и семейном статусе. Согласно полученным результатам исследования социально-демографических характеристик женщин: 68% состоят в браке, 32% разведены или не были замужем; 92% женщин имеют детей; средний стаж работы воспитателем составляет 15 лет, при этом стаж от 1 до 10 лет - 28%; от 11 до 20 - 48%; от 21 и более - 24% человек.

Для исследования уровня профессионального стресса был использован опросник К. Вайсмана (K. Weissman). Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня профессионального стресса у воспитателей дошкольных учреждений_

Уровень стресса Кол-во %

Очень низкий 15 - 25 4 8%

Низкий 26 - 35 6 12%

Средний 36 - 45 26 52%

Выше среднего 46 - 55 10 20%

Высокий 56 - 65 2 4%

Очень высокий 66 - 75 2 4%

Итог 50 100%

Очень Низкий Средний Выше Высокий Очень низкий 26 - 35 36 - 45 среднего 56 - 65 высокий 15 - 25 46 - 55 66 - 75

У 8% женщин выявлен высокий и очень высокий уровень профессионального стресса, у 20% испытуемых выше среднего. Полученные показатели свидетельствуют о том, эта категория воспитателей нуждается в психокоррекционной помощи психологов. У 52% участниц испытания средний уровень и у 20% женщин выявлен низкий и очень низкий уровень стресса. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых успешно справляются со стрессами на работе, быстрее восстанавливаются после испытанного эмоционального напряжения, более психологически устойчивы, осознают тот факт, что жизненные трудности носят временный характер.

С помощью экспресс-диагностики уровня самооценки было выявлено 16% воспитателей с низкой самооценкой. Заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, отказу от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности и невозможности реализовать свои способности. [21; 22]. У 76% испытуемых нормальная самооценка и у 16% женщин завышенная самооценка. Завышенная самооценка может создать неверное представление человека о своих силах и возможностях и мешать нормальному общению с окружающими. Таким образом, низкая и высокая самооценка может приводить к эмоциональному дисбалансу и к проблемам во взаимосвязи с окружающими.

Следующим шагом нашего исследования стало изучение личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина как важного индикатора нарушения психологического здоровья работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), представленного в таблице 2.

Таблица 2

Анализ показателей уровня ситуативной и личностной тревожности участниц исследования

0 10 20 30 40 50 60 70

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

□ Личностная тревожность 33 35 43 45 41 43 46 47 49 35 49 35 51 52 43 42 43 44 43 42 54 51 53 52 45 44 42 43 46 47 50 51 59 48 58 49 54 55 52 51 57 56 52 53 64 61 63 59 53 54

□Ситуативная тревожность 22 24 26 28 27 29 29 30 30 29 30 29 32 33 33 32 34 35 37 38 40 40 42 39 41 40 42 43 43 44 44 45 47 47 48 48 49 50 50 49 52 51 56 56 61 61 59 60 61 60

На рис. 1 представлены результаты данных уровня ситуативной тревожности у воспитателей ДОУ. Анализ ответов на вопросы выявил следующее: у 36% женщин выявлен высокий уровень ситуативной тревожности, у 40% испытуемых выявлен средний уровень ситуативной тревожности и у 24% участниц выявлен низкий уровень ситуативной тревожности.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Рис. 1. Анализ показателей ситуативной тревожности у воспитателей ДОУ

40%

Низкий, Средний, Высокий,

до 30 от 31 до 45 46 и более

На рис. 2 представлен анализ уровня личностной тревожности у педагогов. У 64% испытуемых определен высокий уровень личностной тревожности, у 36% женщин выявлен средний уровень тревожности, низкого уровня не выявлено.

Полученный результат исследования тревожности позволяет сделать заключение о высокой личностной тревожности у большей части обследуемых воспитателей. Высокие показатели свидетельствуют о том, что воспитатели часто испытывают страх и беспокойство по любому поводу, что в свою очередь негативно влияет в первую очередь на их психологическое здоровье.

Рис. 2. Анализ показателей личностной тревожности у воспитателей ДОУ

Анализ Бостонского теста на стрессоустойчивость, который состоит из вопросов о питании, весе, занятии спортом, режиме дня, вредных привычках, семье и друзьях и т.д. показывает, что на 20% участниц исследования стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь и у педагогов выявлена низкая сопротивляемость этим стрессам. Таким воспитателям необходимо нормализовать сон, вес, питание, отказаться от вредных привычек и заняться спортом и чаще проводить время в компании родных и близких людей. У остальных 80 % женщин нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной жизни активного человека.

Для исследования психоэмоционального, личностного и мотивационного показателей, применялся опросник на определение психического выгорания А.А. Рукавишникова. Отдельно рассмотрим каждый показатель.

Психоэмоциональное состояние: у 52% воспитателей выявлен высокий показатель психоэмоционального истощения. Этот показатель указывает на процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов педагога, работающего с людьми. Истощение проявляется в эмоциональном и физическом утомлении, нежелании идти на работу, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, с признаками депрессии и раздражительности. Таким людям желательно обратиться за помощью к психологу. У 48% испытуемых психоэмоциональное состояние в норме.

Личностное отдаление (социальная дезадаптация): у 12 % женщин выявлены очень высокие показатели личностного отдаления и у 44% воспитателей выявлены высокие показатели личностного отдаления. Это показатель указывает на специфическую форму социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении контактов с окружающими, повышение при общении раздражительности и нетерпимости, негативизме по отношению к другим людям. У остальных 44 % испытуемых средние показатели личностного отдаления, что свидетельствует о нормальном отношении воспитателей к окружающим его людям.

Профессиональная мотивация: у 96 % педагогов средняя и высокая мотивация. Уровень рабочей мотивации и энтузиазма к работе альтруистического характера. Средний и высокий показатель мотиваци-онной сферы свидетельствует о продуктивности профессиональной деятельности, оптимизме и заинтересованности по отношению к работе. У 4 % испытуемых низкие значения профессиональной мотивации, что свидетельствует о неудовлетворенности работой, окружением, о снижении потребности в достижениях. На личностном уровне - заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом; чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи.

В итоге, индекс психического выгорания по всем трем показателям: у 16% воспитателей крайне высокие показатели психического выгорания, у 48 % педагогов высокие показатели психического выгорания и у 32 % испытуемых средние показатели психического выгорания.

Таким образом, у воспитателей явно выражены признаки формирования синдрома «психического выгорания» с психоэмоциональным истощением и выраженным личностным отдалением.

Заключительным этапом исследования стало изучение взаимосвязей между анализируемыми показателями. Нами был применен метод ранговой корреляции Спирмена**. Так, между возрастом испытуемых и личностной тревожностью (п = - 0,019 при р = 0,05) и возрастом и ситуативной тревожностью (п = - 0,268 при р = 0,05) корреляции не обнаружено. Таким образом, возраст не связан с показателем ситуативной и личностной тревожности.

Интересным, на наш взгляд, является наличие взаимосвязи между профессиональным стрессом и самооценкой (п = 0,44 при р = 0,01). Полученные коэффициенты указывают на то, что чем выше самооценка, тем выше уровень стресса. Также установлены корреляционные взаимосвязи компонентов психического выгорания и отдельных показателей психологического здоровья: между психоэмоциональным истощением и профессиональным стрессом (п = 0,44 при р = 0,01); между личностным отдалением (социальной дезадаптацией) и профессиональным стрессом (п = 0,39 при р = 0,01); между индексом «психического выгорания» и стрессом (п = 0,38 при р = 0,01). Полученные коэффициенты указывают на то, что чем выше уровень профессионального стресса, тем больше психоэмоциональное истощение, личностное отдаление (социальная дезадаптация) и тем быстрее формируется психическое выгорание. А также обнаружена средняя корреляция между стажем работы и стрессом (п = 0,45 при р = 0,01). То есть, чем больше у педагога стаж, тем выше уровень профессионального стресса.

Анализ взаимосвязи уровня личностной тревожности и профессионального стресса показал среднюю корреляционную связь (п = 0,52 при р = 0,01). Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень профессионального стресса.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

На основании полученных результатов нашего эмпирического исследования можно сделать вывод: у 14 человек из 50 (28 %) выявлен выше среднего, высокий и очень высокий уровень стресса. Более чем у половины испытуемых выявлен высокий уровень психоэмоционального истощения (52 %), высокий показатель личностного отдаления (56%) и высокий уровень тревожности (60%). Также у большинства испытуемых (64 %) сформирован синдром «психического выгорания». Результаты корреляционного анализа указывают на наличие взаимосвязи между профессиональным стрессом и такими психологическими аспектами, как самооценка, уровень личностной тревожности, психоэмоционального истощения, личностного отдаления (социальной дезадаптации) и синдром «психического выгорания».

Возможности профилактики профессионального стресса и улучшения состояния психологического здоровья

Для повышения сопротивляемости стрессам и улучшения психологического здоровья среди воспитателей необходимо: во-первых, создание комфортной обстановки на работе, сокращение документооборота, уменьшение нагрузки и различного рода проверок [23]; во-вторых, увеличение заработной платы, повышение статуса педагога в обществе, предоставление возможности для полноценного отдыха в отпуске и в выходные дни [24]; в-третьих, организация тренингов и индивидуальных консультаций психолога; в-четвертых, воспитатели хотят участвовать в обучающих семинарах, корпоративных праздниках с целью создания дружного, сплоченного коллектива.

Вместе с тем, от самих педагогов тоже многое зависит. Нужно не забывать о самопомощи в стрессовых ситуациях. Пересмотреть образ жизни, режим отдыха и трудовой деятельности [13]. Очень хорошо помогают расслабиться общение с природой или искусством, со своими друзьями, понимающими близкими, занятия по интересам (хобби) или любое занятие, которое поможет отвлечься и снять внутреннее напряжение. Хорошо зарекомендовали себя медитация, дыхательные упражнения, занятия йогой или лю-

* Метод ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между двумя явлениями.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена был использован в нашем эмпирическом исследовании, потому что выборка испытуемых является случайной и при их расчете анализируются не сами значения параметров, а их взаимное расположение - ранги, где:

р - обозначение уровня статистической значимости. Уровень статистической значимости - это вероятность того, что полученные статистические различия являются существенными, а не случайными. При р = 0,01 - означает высокую достоверность результата анализа взаимосвязей; достоверность при этом составляет 99 %.

бые другие физические упражнения, которые приносят удовольствие [25]. Также, важно уметь уравновесить личную жизнь и работу, договориться с родителями, чтобы они не беспокоили дома после определенного времени или отключать телефон.

Библиографический список

1. Дяченко О., Родова Н. Оценка обеспеченности регионов банковскими услугами // Банковское обозрение. -2013. - № 10.

2. Гамза В. Основные проблемы и пути развития банковской системы России // Аналитический банковский журнал. - 2013. - № 3,4.

3. Куликова Т.И. Психология стресса: учебное пособие. Тула : Имидж Принт, 2014.133 с.

4. Жданова С.Ю., Морозова А.Д. Теоретические аспекты изучения совладания со стрессом учебно-вспомогательного персонала // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 28-5 (52). С. 63-65.

5. Секач М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы. М. : Академический Проект, 2015. 192 с.

6. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - №4. С. 162-170

7. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3(20). С. 17 - 21.

8. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

9. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире. // Символ науки. - 2020. - №2. С. 66-70.

10. Ананьев В.А. «Основы психологии здоровья». Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

11. Селигман Н. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. М.: София, 2006. 368 с.

12. Колпакова М.Ю. Духовно ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ Серия IV. Педагогика. Психология. - 2017. - №44. С. 87-107.

13. Виноградова Г.А. Феноменология нравственно-психологического климата профессионально-педагогических коллективов: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 165 с.

14. Морозевич О.В., Ромашкевич И.М. Профилактика профессионального стресса педагогических работников учреждения дошкольного образования. Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 171с.

15. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Гуманитарные исследования. - 2019. - №4 (25). С. 132- 136.

16. Евдокимов А.Н. Психологическое здоровье воспитателя дошкольного образовательного учреждения: общая феноменологическая и категориальная характеристика // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - №1. С. 277-281.

17. Грошева Е.С., Попова О.А., Картышева С.И. Здоровье педагога как профессиональная ценность // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2016. - №3 (24). С. 108-109.

18. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья: учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 480 с.

19. Ховард Т., Лэбби С.А., Салливан С.Л., Мэнинджер Р. Сравнительный анализ стрессовых факторов у учителей в частных и государственных школах // Вестник московского городского педагогического университета: педагогика и психология. - 2017. - №2. С. 67 -75

20. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

22. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.

23. Алейникова А.Б., Чеджемов Г.А. Влияние самооценки на жизнедеятельность людей // Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 4 (44). С. 54- 57.

24. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знания, 1976. 64 с.

25. Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - №3 (59). С. 184 - 187.

26. Тарантей В.П., Сытая Н.П., Есекешова М.Д., Кочкорбаева Э.Ш. Стресс в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие. Астана. : Изд-во КАТУ им. С. Сейфулина, 2016. 116 с.

27. Кононенко О.В., Резанович И.В. Профилактика профессионального стресса работников образовательных организаций. Сборник научных статей кафедры "Экономика труда и управление персоналом" Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) Челябинск, 2018. С. 13-16.

СИЗОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.