Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ И САМООТНОШЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ И САМООТНОШЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООТНОШЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фассахова Татьяна Альбертовна, Добрынин Игорь Михайлович

Статья посвящена определению ценностной структуры личности и установлению места ценности внешнего облика в общей структуре ценностных ориентаций молодежи; установлению влияния внешнего облика на различные сферы жизнедеятельности студента; выявлению различий между респондентами с высоким и средним уровнями удовлетворенности собственным внешним обликом; установлению взаимосвязей между уровнем удовлетворенности внешним обликом, ценностями молодежи и самоотношением. Выборку составили молодые люди (n = 108), юноши (n = 46) и девушки (n = 62) 18-20 лет, студенты первого курса Уральского федерального университета, г. Екатеринбург. Результаты анализа показали следующую ценностно-смысловую структуру личности молодого человека: на первом месте находится ценность здоровья, далее уверенность в себе, личностное развитие, любовь (физическая и духовная близость), материальная обеспеченность, 15-й ранг занимает внешний облик, рядом с ценностью интересная работа и общественное признание. Значимых различий в ценностной структуре между респондентами с разным уровнем удовлетворенности внешностью не обнаружено. Авторы приходят к выводу, что чем выше у молодежи оценка собственной внешности, тем выше уровень позитивного самоотношения, самоуверенности, ожидаемого отношения от других. Чем выше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем ниже уровень самообвинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE LEVEL OF SATISFACTION WITH APPEARANCE WITH VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS AND SEIF-ATTITUDE IN THE PERIOD OF YOUTH

The article is devoted to determining the value structure of the personality and establishing the place of the value of the external appearance in the general structure of value orientations; establishing the influence of external appearance on various spheres of students’ life; identifying differences between respondents with high and medium levels of satisfaction with their own appearance; establishing relationships between the level of satisfaction with the appearance, values of young people and self-attitude. The sample consisted of young people (n = 108), boys (n = 46) and girls (n = 62) aged 18-20, first-year students of the Urals Federal University, Yekaterinburg. The results of the analysis showed the following value- semantic structure of the young person’s personality - health, self-confidence, personal development, love (physical and spiritual intimacy), material security. Appearance takes the 15th place. In the views of students, an attractive appearance affects the sphere of communication and friendship. There are no significant differences in the value structure of personality between respondents with different levels of satisfaction with appearance. The authors come to the conclusion that the higher the young people’s assessment of their own appearance, the higher the level of positive self-attitude, self-confidence, expected attitude from others. The level of satisfaction with appearance and the level of self-accusation are in inverse proportion.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ И САМООТНОШЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 3. С. 108-117. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 108-117.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-108-117

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ И САМООТНОШЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

Фассахова Татьяна Альбертовна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, Fassakhova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2542-0074

Добрынин Игорь Михайлович, кандидат педагогических наук, Уральский Федеральный Университет, Екатеринбург, Россиия, DOBRY-66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5726-61219

Аннотация. Статья посвящена определению ценностной структуры личности и установлению места ценности внешнего облика в общей структуре ценностных ориентаций молодежи; установлению влияния внешнего облика на различные сферы жизнедеятельности студента; выявлению различий между респондентами с высоким и средним уровнями удовлетворенности собственным внешним обликом; установлению взаимосвязей между уровнем удовлетворенности внешним обликом, ценностями молодежи и самоотношением. Выборку составили молодые люди (n = 108), юноши (n = 46) и девушки (n = 62) 18-20 лет, студенты первого курса Уральского федерального университета, г. Екатеринбург. Результаты анализа показали следующую ценностно-смысловую структуру личности молодого человека: на первом месте находится ценность здоровья, далее уверенность в себе, личностное развитие, любовь (физическая и духовная близость), материальная обеспеченность, 15-й ранг занимает внешний облик, рядом с ценностью интересная работа и общественное признание. Значимых различий в ценностной структуре между респондентами с разным уровнем удовлетворенности внешностью не обнаружено. Авторы приходят к выводу, что чем выше у молодежи оценка собственной внешности, тем выше уровень позитивного самоотношения, самоуверенности, ожидаемого отношения от других. Чем выше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем ниже уровень самообвинения.

Ключевые слова: молодежь, внешний облик, ценностно-смысловые ориентации, самоотношение, удовлетворенность внешним обликом.

Для цитирования: Фассахова Т.А., Добрынин И.М., Взаимосвязь уровня удовлетворенности внешностью с ценностно-смысловыми ориентациями и самоотношением в период молодости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 108-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-108-117

Research Article

INTERRELATION OF THE LEVEL OF SATISFACTION WITH APPEARANCE WITH VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS AND SEIF-ATTITUDE IN THE PERIOD OF YOUTH

Tatiana A. Fassakhova, Kostroma State University, Kostroma, Russia, Fassakhova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2542-0074

Igor M. Dobrynin, Candidate of Pedagogic Sciences, the Urals Federal University, Yekaterinburg, Russia, DOBRY-66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5726-61219

Abstract. The article is devoted to determining the value structure of the personality and establishing the place of the value of the external appearance in the general structure of value orientations; establishing the influence of external appearance on various spheres of students' life; identifying differences between respondents with high and medium levels of satisfaction with their own appearance; establishing relationships between the level of satisfaction with the appearance, values of young people and self-attitude. The sample consisted of young people (n = 108), boys (n = 46) and girls (n = 62) aged 18-20, first-year students of the Urals Federal University, Yekaterinburg. The results of the analysis showed the following value-semantic structure of the young person's personality - health, self-confidence, personal development, love (physical and spiritual intimacy), material security. Appearance takes the 15th place. In the views of students, an attractive appearance affects the sphere of communication and friendship. There are no significant differences in the value structure of personality

108

Вестник КГУ -Л 2022

© Фассахова Т.А., Добрынин И.М., 2022

between respondents with different levels of satisfaction with appearance. The authors come to the conclusion that the higher the young people's assessment of their own appearance, the higher the level of positive self-attitude, self-confidence, expected attitude from others. The level of satisfaction with appearance and the level of self-accusation are in inverse proportion.

Keywords: youth, appearance, value orientations, self-attitude, satisfaction with appearance.

For citation: Fassakhova T.A., Dobrynin I.M., The relationship of the level of satisfaction with appearance with value-semantic orientations and self-attitude in the period of youth. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 108-117. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-108-117

Актуальность исследования

Проблема влияния внешнего облика на самые различные аспекты жизнедеятельности человека все чаще обсуждается в современных научных исследованиях [Лабунская 2014: 3851-3855].

По данным ежегодного глобального исследования [Digital 2022], во время пандемии COVID-19 (2019-2022 гг.) количество пользователей социальных сетей за 2020 год увеличилось на 30 %; на начало 2022 года в России насчитывалось около 129 млн пользователей интернета. Остро встала проблема самопрезентации в виртуальном пространстве, в социальных сетях, где человек должен представлять себя внешне, осознавать значимость внешней привлекательности.

Во-вторых, растет спрос на услуги, связанные с изменением внешности и самосознания (услуги фитнес-тренеров, пластическая хирургия и косметология, услуги стилистов, коучей, психологов) [Ба-рышева: 6].

В-третьих, трансляция «идеальных» стандартов красоты в СМИ формирует социальный запрос на соответствие этим стандартам, и в случае обнаружения отклонений от транслируемых критериев у человека возникает недовольство своим телом, что в конечном счете влияет на уровень самоотношения [Ба-рышева: 6].

Следовательно, изучение ценностей и самоотношения позволяют описать особенности развития личности на конкретном этапе жизни. Нам кажется чрезвычайно важным рассмотрение проблемы удовлетворенности человека своим физическим внешним обликом и в целом отношения к себе на разных этапах онтогенеза с позиций психологии развития. Теоретические основания

Наиболее разработанными направлениями изучения данной проблематики являются: влияние внешнего облика на взаимоотношения студентов и преподавателей [Лабунская, Бзезян: 8-18], оценка внешнего облика и ее влияние на романтические отношения [Лабунская, Гура: 207-209]; фрустрация ценности внешнего облика другими и ее последствия [Андриенко, Лабунская: 65-70]; оценки внешнего облика приятелями и родителями как факторы удовлетворенности и обеспокоенности ВО [Дроздова: 79-82]; влияние привлекательного внешнего облика на статус в группе [Сериков 2018a: 109-113]; влияние социаль-

ных сетей на актуализацию лукизма и его разновидности - буллинга [Погонцева 2018: 450-456]; самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы [Лабунская, Капитанова: 72-87]; факторы и последствия влияния оценок внешнего облика на молодых людей [Андриенко, Лабунская: 65-70; Погонцева, Никитина: 2153-2159], внешний облик в структуре ценностных ориентаций молодых людей [Лабунская, Сериков: 91-103], связь уровня удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью внешним обликом [Бе-лугина: 6-8], жизненно важные функции, которыми наделяют внешний облик [Черкашина: 71-89], влияние изменения внешнего облика на состояние женщин средней взрослости [Осьминина: 141-145], факторы отношения женщин средней взрослости к собственному внешнему облику [Крюкова, Осьминина: 5662], все они лежат в основном в области социальной психологии

В западной психологии за последнее время появилось множество исследований, в которых физическая привлекательность, красота рассматривались как предикторы успеха в профессиональной и личной сферах. С ними связываются возможности получить лучшую работу, выглядеть умнее, счастливее, увереннее и т. п. [Who Attains: 116-132; Beall: 289297; Chang, Jarry, Kong: 72-76; Shahani-Denning: 1518; Shinners: 5].

В.А. Лабунской внешний облик рассматривается как конструируемая форма объективизации внутреннего мира личности, как феномен, отражающий различные этапы жизненного пути на основе динамичных, вариабельных взаимосвязей трех компонентов: 1) физического, 2) социального облика, 3) экспрессивного поведения [Лабунская, Дроздова: 202-226].

В.А. Лабунской, Г.В. Сериковым была разработана многофакторная эмпирическая модель изучения отношения к внешнему облику. В центре этой модели стоит такой феномен, как ценность внешнего облика и ценностные ориентации, связанные с внешним обликом [Лабунская, Сериков: 91-103].

Ш. Шварц полагает, что ценности - это некоторые убеждения, верования (beliefs), которые эмоционально окрашены; являются «мотивационными конструктами», «отсылают» к тем целям, которые люди стремятся достичь [Сериков 2018б: 21-31]. Следовательно, ценность внешнего облика может мотивировать личность к самоизменениям.

Самоотношение, по мнению С.Р. Пантилеева, есть двухуровневое образование, включающее в себя эмоционально-ценностное отношение к себе и самооценку [Пантилеев: 32]. В.В. Столин понимал данный феномен как отношение личности к своему «я», в структуре которого наличествует самоуважение, самопринятие, самооценка, самоуверенность, самоунижение, аутосимпатия, любовь к себе, самообвинение [Столин: 183-186]. Дизайн исследования

Цель исследования - выявить взаимосвязь уровня удовлетворенности внешностью с ценностно-смысловыми ориентациями и самоотношением молодежи.

Выборку составили молодые люди (п = 108), юноши (п = 46) и девушки (п = 62) 18-20 лет, студенты первого курса Уральского Федерального университета им. Ельцина, г. Екатеринбург, обучающиеся на разных направлениях подготовки.

Методический дизайн исследования включал: процентную прямую шкала удовлетворенности внешним обликом (респондентам необходимо было поставить отметку на шкале от 1 до 10 (100 % удовлетворенности при оценке 10, 50 % - при оценке 5); кластерный анализ (респонденты поделены на 2 группы: 1-я группа со средним уровнем (значение 6), 2-я -с высоким уровнем удовлетворенности (значение 9) внешним обликом; непараметрический критерий Манна - Уитни. Использовались следующие методики: методика определения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Г.В. Серикова [Сериков 2018б: 21-31]; анкета В.А. Лабунской и Г.В. Серикова «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» [Лабунская 2019: 198-209]; опросник С.С. Бубновой «Диагностика реальной структу-

ры ценностных ориентаций личности» [Бубнова: 4] в модификации В.А. Лабунской, Г.В. Серикова [Лабунская, Сериков: 91-103]; тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина [Столин, Пантилеев: 123-130]. Обработка собранных данных проводилась в программе Excel, SPSS Statistics 22.0. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных, полученных по модифицированной методике определения ценностных ориентаций М. Рокича, была направлена на выявление иерархии ценностных ориентаций молодежи. На 1 -е место респонденты поставили ценность здоровья (физическое, психическое) (1R), далее - уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий (2R), личностное развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (3R), любовь (духовная и физическая близость) (4R), материально обеспеченная жизнь (5R). Результаты представлены в таблице 1.

Привлекательные внешний облик (далее - ПВО) находится на 15-м месте по значимости, рядом с ценностями интересная работа и признание и уважение окружающих. Различия между группами мы видим только по шкале счастливая семейная жизнь. Для респондентов с высоким уровнем удовлетворенности своим внешним обликом более ценной является счастливая семейная жизнь (U = 522,5; p = 0,032), т. е. они ориентированы на создание семьи, верят в свою привлекательность, не боятся вступать в близкие отношения.

Наиболее важными инструментальными ценностями являются: воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) (1R, 8,84 балла); жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора (2R, 8,89 баллов); раци-

Таблица 1

Терминальные ценности молодежи (по методике М. Рокича в модификации Г.В. Серикова)

Ценность Группа Среднее Среднекв. отклонение Среднее в двух группах Ранг

Здоровье (физическое и психическое) 1 9,00 6,233 8,00 1

2 7,00 5,296

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 1 7,82 5,334 8,16 2

2 8,49 5,382

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование 1 8,62 5,111 8,94 3

2 9,26 5,332

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 1 9,32 5,861 9,22 4

2 9,12 6,448

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) 1 9,12 5,897 9,34 5

2 9,56 5,105

Счастливая семейная жизнь 1 11,41 5,171 9,95 9

2 8,49 5,998

Привлекательный внешний облик 1 10,59 5,326 10,85 15

2 11,12 4,958

онализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения (3R, 9,11 баллов); твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями (4R, 9,18 баллов), широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки (5R, 9,36 баллов). Различия в группах мы наблюдаем только по шкале рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения). Испытуемые, которые меньше удовлетворены своим внешним обликом, выше оценивают данную ценность (и = 514,1; р = 0,026).

Стремление всегда быть в хорошей форме также не свойственно молодым людям, находится на 15-м месте по значимости из 19 инструментальных ценностей; рядом располагаются такие ценности, как ответственность, чувство долга, исполнительность.

Наши данные несколько разнятся с данными исследований В.А. Лабунской, которая выявила, что «выраженность «ценности внешнего облика» значимо выше, чем таких ценностей, как «общение», «здоровье», «высокий социальный статус и управление людьми», «высокое материальное благосостояние», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» [Лабунская: 51-66].

Такие изменения могут свидетельствовать о трансформации ценностных ориентаций молодых людей в условиях пандемии, экономических санкций, социальной изоляции, нависшей военной угрозы.

При анализе результатов, полученных по методике «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (В.А. Лабунская, Г.В. Сериков), установлено, что привлекательный внешний облик в представлениях студентов в большей степени приведет к более уверенному, свободному и комфортному общению с другими (1R), сделает их объектом внимания со стороны других (2R). Они станут более счастливыми (3R), популярными в своей группе (4R), смогут реализовать свой потенциал и заведут больше друзей (5R). При этом, по мнению студентов, обладание привлекательным внешним обликом не поможет получить хорошую высокооплачиваемую работу (9R) и создать семью (10R). Результаты представлены в таблице 2.

Получены данные, что чем ниже у молодого человека удовлетворенность своим внешним обликом, тем более он уверен, что привлекательный внешний облик обусловливает уверенность в себе, свободу и комфорт в общении с другими людьми и ощущение счастья (табл. 3).

Таблица 2

Средние показатели по методике определение значимости привлекательного внешнего облика в различных сферах жизнедеятельности

Если бы обладал более привлекательным внешним обликом, то: Группа Среднее Среднекв. отклонение Средний балл по двум группам Ранг

Я чувствовал/а бы себя более уверенно, свободно и комфортно в общении с другими людьми 1 4,33 1,042 4 1

2 3,67 1,279

Я бы пользовалась вниманием других людей 1 3,72 1,137 3,59 2

2 3,47 1,236

Я был/а бы более счастлив/а в жизни 1 3,56 1,501 3,24 3

2 2,93 1,250

Я бы был/а более популярным/ой в своей группе 1 3,06 1,351 3,11 4

2 3,16 1,278

Я смог/ла бы реализовать свой потенциал 1 3,25 1,442 3,01 5

2 2,78 1,295

Таблица 3

Различия в оценке значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности у молодежи с разным уровнем удовлетворенности внешним обликом

Жизненный аспект Среднее значение (от 1—5) Значение U Манна -Уитни Уровень значимости

Средний уровень удовлетворенности ВО Высокий уровень удовлетворенности ВО

Я чувствовал/а бы себя более уверенно, свободно и комфортно в общении с другими людьми 4,33 3,67 545,5 0,008

Я чувствовал/а бы себя более счастливым 3,56 2,93 582,5 0,027

Результаты диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности на основе модифицированной методики С.С. Бубновой выявили следующую структуру ценностных ориентаций: признание и уважение людей и влияние на окружающих (1R), приятное времяпрепровождение, отдых (2R), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (3R), помощь и милосердие к другим (4R),

здоровье (5R), привлекательный внешний облик (8R). Всего 12 ценностей. На последнем месте по значимости оказались такие ценности, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе и высокий социальный статус (табл. 4).

Сравнение двух групп испытуемых показало, что достоверные различия между группами есть только по шкале милосердие и помощь другим (и = 540,5,

Таблица 4

Иерархия ценностных ориентаций личности по модифицированной методике С.С. Бубновой

«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»

Ценность № группы Среднее значение Среднеквад. ошибка Среднее по двум группам Ранг

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 1 4,44 1,275 4,31 1

2 4,18 1,244

Приятное времяпрепровождение, отдых 1 4,19 0,920 4,24 2

2 4,30 0,878

Любовь 1 3,67 1,095 3,82 3

2 3,98 0,927

Помощь и милосердие к другим людям 1 3,39 1,271 3,77 4

2 4,16 1,293

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровье 1 3,50 1,134 3,61 5

2 3,73 1,546

Привлекательный внешний облик 1 3,03 1,647 3,04 8

2 3,05 1,462

Таблица 5

Значимые различия самоотношения студентов с разным уровнем удовлетворенности

внешним обликом (по критерию U Манна - Уитни)

Шкала Сумма рангов Значение U Манна -Уитни Уровень значимости

Молодые люди со средним уровнем удовлетворенности ВО Молодые люди с высоким уровнем удовлетворенности ВО

Шкала интегрального самоотношения 50,8283 79,7059 198,5 0,001

норма завышенный

Шкала аутосимпатии 59,1043 81,7580 336,0 0,001

норма завышенный

Шкала ожидаемого отношения от других 41,8474 65,1193 382,5 0,001

заниженный завышенный

Шкала самоуверенности 46,1620 77,2034 257,0 0,001

заниженный завышенный

Шкала отношения других 39,0934 48,4752 589,0 0,049

заниженный норма

Шкала самопринятия 60,5263 84,9184 388,5 0,001

норма завышенный

Шкала самообвинения 55,0657 35,7575 474,5 0,003

норма низкий

Шкала самоинтереса 55,3423 76,4850 459,0 0,002

норма завышенный

Шкала самопонимания 50,2751 66,7889 468,5 0,002

норма завышенный

Таблица 6

Взаимосвязь уровня удовлетворенности внешним обликом с ценностями и самоотношением молодых людей

Показатель Молодые люди со средним уровнем удовлетворенности ВО Молодые люди с высоким уровнем удовлетворенности ВО

Здоровье (физическое и психическое) 0,511** -

Привлекательный внешний облик - -

Шкала интегральное самоотношение 0,584** 0,369*

Шкала самоуважения 0,569** 0,369*

Шкала аутосимпатии 0,390* 0,298*

Шкала самоуверенности 0,419* -

Шкала ожидаемого отношения от других 0,336* -

Шкала самопринятия 0,410* 0,303*

Шкала саморуководства 0,363* -

Шкала самообвинения - -0,410**

Шкала самопонимания 0,353* -

Примечание. В таблице приведены значимые корреляционные связи, где * при р < 0,01, ** при р < 0,05.

р = 0,013). Чем больше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем больше человек склонен думать о помощи другим.

В исследовании ценностных ориентаций молодежи В.А. Лабунской на основе модифицированной методики С.С. Бубновой [Лабунская, Сериков: 91-103] были получены несколько иные данные: ценность внешнего облика вместе с ценностью любви занимает серединное положение в их иерархии. Автор трактует данный факт как свидетельство растущей значимости внешнего облика для российской молодежи.

Результаты анализа данных по методике самоотношения В.В. Пантелеева, С.Р. Столина представлены в таблице 5.

Высокий уровень интегрального самоотношения наблюдается у респондентов обеих групп, что характеризует индивидуальные особенности молодежи, они склонны к одобрению себя в целом, доверяют себе. Однако показатели по шкалам самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, самоинтерес, самопонимание для первой группы попадают в диапазон нормальных значений, в то время как во второй группе отмечаются завышенные показатели. Можно сказать, что молодые люди, в большей степени удовлетворенные своей внешностью, считают себя более способными, самостоятельными и излишне верят в собственные силы, бывают слишком благосклонны к себе, гораздо самоуверенней, более ждут уважения от других. Однако ярко выраженное чувство самоуверенности может привести к неспособности критически относится к собственному выбору и решению жизненных вопросов.

Показатели шкал ожидаемого отношения других у первой группы находятся в диапазоне низких значений, они склонны думать, что окружающие неблагосклонно к ним относятся, положительное отношение

окружающих распространяется лишь на определенные качества и поступки, в то время как другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие. Респонденты, удовлетворенные внешним обликом, ожидают позитивного отношения к себе окружающих, соответственно, более общительны, эмоционально открыты для взаимодействия с окружающими.

Следует отметить, что у студентов, удовлетворенных внешним обликом, зафиксированы низкие показатели по шкале самообвинения, т. е. они довольны собой, ищут причины трудностей и конфликтов вовне, не склонны к глубинной рефлексии.

Результаты исследования показали вариативные взаимосвязи уровня удовлетворенности внешним обликом с ценностями и самоотношением молодых людей. Результаты представлены в таблице 6.

Независимо от того, насколько человек удовлетворен своим внешним обликом, выявлена общая тенденция: чем выше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем выше самоотношение человека, уровень его самоуважения, аутосимпатии, самопринятия. Человек в целом больше склонен к одобрению себя, позитивной самооценке к контролю собственной жизни. Вместе с тем мы видим более сильную связь этих параметров у респондентов со средним уровнем удовлетворенности внешним обликом.

В группе респондентов со средним уровнем удовлетворенности внешним обликом обнаружена значимая прямая связь удовлетворенности внешностью с уровнем физического и психического здоровья, уровнем самоуверенности, ожидаемого отношения от других и уровнем самопонимания. Подобные связи не установлены у лиц с высокой удовлетворенностью внешностью. Это говорит о том, что респонденты, которые менее удовлетворены собой, связывают

степень удовлетворенности внешним обликом с хорошим самочувствием, уверенностью в себе, думают, что привлекательный внешний облик обусловливает более позитивное отношение со стороны окружающих людей.

Высокий уровень удовлетворенности внешним обликом коррелирует со шкалой самообвинения. Чем выше уровень удовлетворенности внешним обликом, тем ниже уровень самообвинения, молодые люди безусловно принимают себя, ищут причины непонимания, трудностей в других людях или внешних обстоятельствах. Выводы

Привлекательный внешний облик в представлениях молодежи 18-22 лет не является приоритетно значимой ценностью. Наиболее значимыми являются: ценность здоровья, уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, личностное развитие, любовь (духовная и физическая близость), материально обеспеченная жизнь. Это свидетельствует о трансформации ценностных ориентаций молодежи в условиях пандемии, изменения политической и экономической обстановки в стране, нарастания социальной нестабильности и неопределенности. Достоверные различия между группами респондентов со средним и высоким уровнем удовлетворенности внешним обликом наблюдаются лишь по шкалам «счастливая семейная жизнь» и «рационализм».

В представлениях студентов привлекательный внешний облик положительно влияет на сферу общения, дружбы, ощущение счастья, однако не помогает получить им более хорошую работу и создать семью. Респонденты, менее удовлетворенные внешним обликом, считают, что если бы они обладали более привлекательными внешними данными, они бы стали более уверены в себе и чувствовали себя более счастливыми.

Определена иерархия ценностных ориентаций современной молодежи. Наиболее значимыми ценностями являются признание и уважение людей, влияние на окружающих, приятное времяпрепровождение, отдых, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), помощь и милосердие к другим, здоровье. «Привлекательный внешний облик» имеет невысокий рейтинг (находится на 8-й позиции из 12).

У молодых людей, более удовлетворенных внешним обликом, показатели по шкалам самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, самоинтерес, самопонимание попадают в диапазон завышенных значений.

Обнаружена значимая прямая связь удовлетворенности внешним обликом с уровнем физического и психического здоровья, уровнем самоуверенности,

ожидаемого отношения от других и уровнем самопонимания в группе респондентов со средним уровнем удовлетворенности внешним обликом. В группе респондентов с высоким уровнем удовлетворенности обнаружена обратная связь уровня удовлетворенности внешним обликом с уровнем самообвинения.

Положительная оценка собственного внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих о нем, связана с позитивностью его самоотношения в целом. Отрицательная же оценка, напротив, влечет за собой снижение уровня интегрального самоотношения.

Список литературы

Андриенко Т.А., Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Субъектно-личностные компоненты «многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику»: переживание фрустрации ценности внешнего облика негативными оценками других // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экс-пертно-психологических исследованиях. Сочи: СГУ, 2018. С. 65-70.

Барышева Н.А. Особенности самоотношения и удовлетворенности телом у девушек // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 87-92.

Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 22 с.

Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. Москва: Институт молодежи, 1995. 4 с.

Варлашкина Е.А. Особенности образа физического «я» и удовлетворенности жизнью у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью // Вестник Омского университета. Сер.: Психология, 2012, № 1. С. 4-10.

Дроздова И.И. Представления об оценках внешнего облика приятелями родителями как фактор удовлетворенности и обеспокоенности им в ранней юности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социо-кенетика. 2018. Вып. 4 (24). С. 79-82.

Крюкова Т.Л., Осьминина А.А. Факторы отношения женщин средней взрослости к собственному внешнему облику // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 56-62.

Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 51-66.

Лабунская В.А. Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход // Концепт:

научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 20. С. 3851-3855.

Лабунская В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Развитие психологии в системе комплексного человекозна-ния. Москва: Институт психологии РАН, 2012. Ч. 1. С. 331-338.

Лабунская В.А. Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. № 4. С. 198-209.

Лабунская В.А., Бзезян А.А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 4. С. 8-18.

Лабунская В.А., Гура О.Р. Особенности влияния оценок внешнего облика романтическим партнером на отношение к ним молодых людей, состоящих и не состоящих в романтических отношениях // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо», 2019. С. 207-209.

Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 202-226.

Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы как предикторы отношениий межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 1. С. 72-87.

Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 91-103.

Осьминина А.А. Активность в омоложении женщин средней взрослости как совладение со стрессом старения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2021. № 3. С. 141-145.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. Москва: Смысл, 1993. 32 с.

Погонцева Д.В. Буллинг в образовательной среде как одна из форм лукизма // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века: коллективная монография. Канада, Торонто: Альтасфера, 2018. С. 450-456.

Сериков Г.В. К вопросу о влиянии внешнего облика человека на его статус в группе // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно-психологических исследованиях: сб. материалов Все-рос. науч. семинара. Сочи: СГУ, 2018. С. 109-113.

Сериков Г.В. Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде // Психолог. 2018. № 6. С. 21-31.

Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. Москва: Изд-во Московского университета, 1988. С. 123-130.

Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от реальности телесного самовосприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2012, № 1. С. 75-91.

Шкурко Т. А. Динамика удовлетворенности жизнью и самооценок внешнего облика у женщин, занимающихся йогой // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2018. С. 915-921.

Anderson C., John O., Keltner D., Kring A. Who Attains Social Status? Effects of Personality and Physical Attractiveness in Social Groups. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, vol. 81, № 1, pp. 116-132. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.L116

Beall A. Can a New Smile Make You Look More Intelligent and Successful? Dental Clinics of North America, 2007, vol. 51, № 2, pp. 289-297. https://doi. org/10.1016/j.cden.2007.02.002

Chang F.M., Jarry J.L., Kong M.A. Appearance investment mediates the association between fear of negative evaluation and dietary restraint. Body Image, 2014, vol. 11, № 1, pp. 72-76. https://doi.org/10.1016/j. bodyim.2013.11.002

Shahani-Denning C. Physical Attractiveness Bias in Hiring: What Is Beautiful Is Good. Hofstra Horizons Spring, 2003, pp. 15-18. URL: https://www.hofstra.edu/ pdf/orsp_shahani-denning_spring03.pdf

Shinners E. Effects of The "What is Beautiful is Good" Stereotype on Perceived Trustworthiness. UW-L Journal of Undergraduate Research XII, 2009, pp. 5. URL: https://www.uwlax.edu/globalassets/offices-services/urc/jur-online/pdf/2009/shinners-erinpsy.pdf

Referenses

Andrienko T.A., Labunskaja V.A., Shkurko T.A. Sub-ektno-lichnostnye komponenty «mnogofaktornoj mode-li izuchenija otnoshenija k vneshnemu obliku»: perezhi-vanie frustracii cennosti vneshnego oblika negativnymi ocenkami drugih [Subject-Personal Components of the "Multifactorial Model for Studying Attitudes to Appearance": Experience of Frustration of the Value of Appearance by Negative Evaluations of Others]. Psihologija bezopasnosti i psihologicheskaja bezopasnost': proble-my vzaimodejstvija teoretikov i praktikov v jekspertno-psihologicheskih issledovanijah [Security Psychology and Psychological Security: Problems of Interaction between Theorists and Practitioners in Expert Psycholo-

gical Research]. Sochi, SGU Publ., 2018, pp. 65-70. (In Russ.)

Barysheva N.A. Osobennosti samootnoshenija i udovletvorennosti telom u devushek [Features of self-relationship and body satisfaction in Yakh girls]. Ob-shhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2020, № 9, pp. 8792. (In Russ.)

Belugina E.V. Otnoshenie k svoemu vneshnemu obli-ku v period serediny zhizni [Attitude to their appearance in the period of mid-life]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Rostov-na-Donu, 2003. (In Russ.)

Bubnova S.S. Metodika diagnostiki cennostnyh ori-entacij lichnosti [Methodology for diagnosing value orientations of a person]. Moscow, Institut molodezhi Publ., 1995, 40 p. (In Russ.)

Varlashkina E.A. Osobennosti obraza fizichesko-go «ja» i udovletvorennosti zhiznju u zhenshhin s raz-nym urovnem aktivnosti uhoda za vneshnostju [Features of the image of the physical "I" and life satisfaction in women with different levels of activity in caring for their appearance]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Psihologija [Vestnik of the Omsk University. Series "Psychology"], 2012, № 1, pp. 4-10. (In Russ.)

Drozdova I.I. Predstavlenija ob ocenkah vneshnego oblika prijateljami roditeljami kak faktor udovletvorennosti i obespokoennosti im v rannej junosti [Ideas about assessments of appearance by friends by parents as a factor of satisfaction and concern for them in early youth]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: pedagogika. Psihologija. Sociokenetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, vol. 24/4, pp. 79-82. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krjukova T.L., Os'minina A.A. Faktory otnoshenija zhenshhin srednej vzroslosti k sobstvennomu vneshnemu obliku [Factors of the attitude of women of middle adulthood to their own appearance]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: pedagogika. Psihologija. Sociokenetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26/42, pp. 56-62. (In Russ.)

Labunskaja VA. Otnoshenie kvneshnemu obliku, ego cennost' i znachimost' kak faktory sub'ektivnogo blago-poluchija molodyh ljudej [Attitude to appearance, its value and significance as factors of subjective well-being of young people]. Social'najapsihologija i obshhest-vo [Social psychology and society], 2019, vol. 10, № 3, pp. 51-66. (In Russ.)

Labunskaja V.A. Problema udovletvorennosti vnesh-nim oblikom: sub"ektnyjpodhod [The problem of satisfaction with appearance: subjective approach]: Koncept: nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2014, vol. 20, pp. 3851-3855. (In Russ.)

Labunskaja V.A. Samoocenka vneshnego oblika na razlichnyh jetapah zhiznennogo puti [Self-assessment of external appearance at various stages of the life path]. Razvitie psihologii v sisteme kompleksnogo cheloveko-znanija [Development of psychology in the system of complex human knowledge]. Moscow, IP RAN Publ., 2015, pp. 331-338. (In Russ.)

Labunskaja V.A. Samoocenka, cennost', znachimost' vneshnego oblika v studencheskoj srede i udovletvoren-nost' zhiznju [Self-assessment, value, significance of appearance in the student environment and life satisfaction]. Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], vol. 4, 2019, pp. 198209. (In Russ.)

Labunskaja V.A., Bzezjan A.A. Vneshnij ob-lik v obrazovatel'noj srede: ocenka, samoocenka, funkcional'naja znachimost' [External appearance in the educational environment: assessment, self-assessment, functional significance]. Sovremennoe obrazo-vanie [Modern education], 2018, vol. 4, pp. 8-18. (In Russ.)

Labunskaja V.A., Gura O.R. Osobennosti vlijanija ocenok vneshnego oblika romanticheskim partnerom na otnoshenie k nim molodyh ljudej, sostojashhih i ne sos-tojashhih v romanticheskih otnoshenijah [Peculiarities of the impact of assessments of appearance by a romantic partner on the attitude towards them of young people who are and are not in romantic relationships]. Vneshnij oblik v razlichnyh kontekstah vzaimodejstvija [Appearance in various contexts of interaction], Rostov-na-Donu, Kredo Publ., 2019, pp. 207-209. (In Russ.)

Labunskaja V.A., Drozdova I.I. Teoretiko-jempiri-cheskij analiz vlijanija sociokul'turnyh i social'no-psiho-logicheskih faktorov na ocenki i samoocenki molodyh ljudej vneshnego oblika [Theoretical and empirical analysis of the influence of socio-cultural and socio-psycho-logical factors on the assessments and self-assessments of young people of external appearance]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian Journal of Psychology.], 2017, vol. 14, № 2, pp. 202-226. (In Russ.)

Labunskaja V.A., Kapitanova E.V. Samoocenka i ocenka vneshnego oblika chlenov studencheskoj grup-py kak prediktory otnoshenij mezhlichnostnoj znachi-mosti [Self-assessment and assessment of the external appearance of members of a student group as predictors of interpersonal significance relations]. Social'naja psihologija i obshhestvo [Social psychology and society], 2016, vol. 7, № 1, pp. 72-87. (In Russ.)

Labunskaja V.A., Serikov G.V. Teoreticheskie osnovy i metodicheskie podhody k izucheniju fenomena «cennost' vneshnego oblika» [Theoretical foundations and methodological approaches to the study of the phenomenon of appearance value]. Social'naja psihologija i obshhestvo [Social psychology and society], 2018, vol. 9, № 3, pp. 91-103. (In Russ.)

Os'minina A.A. Aktivnost' v omolozhenii zhensh-hin srednej vzroslosti kak sovladenie so stressom stare-nija [Activity in the rejuvenation of women of middle adulthood as co-management with the stress of aging]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 3, pp. 141-145. (In Russ.)

Pantileev S.R. Metodika issledovanija samoot-noshenija [Methodology for the study of self-attitude]. Moscow, Smysl Publ., 1993, 132 p. (In Russ.)

Pogonceva D.V. Bulling v obrazovatel'noj srede kak odna iz form lukizma [Bullying in the educational environment as one of the forms of lookism]. Forsajt obra-zovanija: cennosti, modeli i tehnologii didakticheskoj kommunikacii XXI veka [Foresight of education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century]: monografija. Kanada, Toronto, Al'tasfera Publ., 2018, pp. 450-456. (In Russ.)

Serikov G.V. K voprosu o vlijanii vneshnego oblika cheloveka na ego status v gruppe [To the question of the influence of the external appearance of a person on his status in the group]. Psihologija bezopasnosti ipsiholo-gicheskaja bezopasnost': problemy vzaimodejstvija teo-retikov i praktikov v jekspertno-psihologicheskih issledo-vanijah [Psychology of safety and psychological safety: problems of interaction between theorists and practitioners in expert psychological research]: sbornik materia-lov Vseros. nauch. seminara. Sochi, SGU Publ., 2018, pp. 109-113. (In Russ.)

Serikov G.V. Privlekatel'nyj vneshnij oblik kak «instrumental'naja cennost'», ego znachimost' v molo-

dezhnoj srede [Attractive appearance as an "instrumental value", its significance in the youth environment]. Psiholog [Psychologist.], 2018, № 6, pp. 21-31. (In Russ.)

Stolin V.V., Pantileev S.R. Oprosnik samootnoshe-nija [Attractive appearance Questionnaire of self-attitude]. Praktikum po psihodiagnostike: Psihodiagnos-ticheskie materialy [Workshop on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials]. Moscow, Moscow university Publ., 1988, pp. 123-130. (In Russ.)

Cherkashina A.G. Osobennosti samootnoshenija k obrazu fizicheskogo Ja v zavisimosti ot real'nosti teles-nogo samovosprijatija [Features of self-relation to the image of the physical I, depending on the reality of bodily self-perception]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Ser. Psihologija [Vestnik of the Samara Humanitarian Academy. Series Psychology], vol. 1, 2012, pp. 75-91. (In Russ.)

Shkurko T.A. Dinamika udovletvorennosti zhiznju i samoocenok vneshnego oblika u zhenshhin, zanimaju-shhihsja jogoj [Dynamics of life satisfaction and self-assessment of external appearance in women involved in yoga]. Psihologija cheloveka kak sub'ektapoznanija, obshhenija i dejatel'nosti. [Psychology of a person as a subject of knowledge, communication and activity]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2018, pp. 915-921(In Russ.)

Cmambx nocmynuna e peda^um 15.09.2022; odo6-pena nocne pe^rnupoeanux 05.10.2022; npunxma k ny6-mrn^u 09.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 05.10.2022; acceptedfor publication 09.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.