ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ АСОЦИАЛЬНОМУ ВЛИЯНИЮ
Ануфриева О.В.
Ануфриева Ольга Владимировна - аспирант, кафедра психологии,
Кыргызско-Российский Славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: основной целью данной статьи является анализ связи уровня субъективного контроля с уровнем сопротивляемости асоциальному влиянию. В статье представлены результаты, которые показывают, что подростки со слабой сопротивляемостью имеют сниженный контроль над социальными ситуациями и собственным поведением.
Ключевые слова: подростковый возраст, субъективный контроль, сопротивляемость, асоциальное влияние, уровень интернальности.
В основании практически всех отечественных теорий личности [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7] лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее, а также за отдаленные последствия, т.е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Основной задачей данной статьи является анализ связи уровня субъективного контроля с уровнем сопротивляемости асоциальному влиянию.
Методика «Диагностика уровня субъективного контроля» (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда (1984), позволила выявить показатель уровня субъективного контроля (УСК) как одну из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовности к активности и переживание «Я». Результаты по методике позволяют определить уровень интернальности в разных сферах жизни человека.
Выборка. В исследовании приняли участие 220 подростков 14-15 лет СШГ № 70, СШ № 65 г. Бишкек. Экспериментальную группу подростков с высоким уровнем сопротивляемости составили 112 учащихся (ЭГ-1), группу подростков со слабой сопротивляемостью составили 108 учащихся (ЭГ-2).
Сводные результаты экспериментального исследования основных параметров локуса контроля в двух группах представлены в таблице 1.
№ п/ п Наименование шкалы Группы г
ЭГ-1 (п=112) ЭГ-2 (п=108)
М ± а М ± а
1. Общая интернальность (Ио) 5,9 1,436 4,75 1,158 р<0,05
2. Интерн. в сфере достижений (Ид) 6,32 1,72 6,88 2,403 р>0,05
3. Интерн.в сфере неудач (Ин) 5,12 1,312 3,77 0,993 р<0,01
4. Интерн. в семейных отнош. (Ис) 6,1 2,03 5,22 1,549 р<0,05
5. Интерн. производств. отнош. (Ип) 4,73 1,579 4,16 1,251 р>0,05
6. Интерн. межличн. отнош. (Им) 6,25 1,934 4,98 1,153 р<0,01
7. Интерн. в отношении здоровья (Из) 5,48 2,216 5,04 1,251 р>0,05
Ср.знач.: 5,7 1,75 4,97 1,39
Сравнительный анализ показывает относительное снижение показателей интернальности у подростков из ЭГ-2 по двум шкалам, связанным с взаимодействием с другими людьми. Так, по шкале «Интернальность в семейных отношениях» полученные показатели составили 6,1 и 5,22 в ЭГ-1 и ЭГ-2 соответственно (р<0,05). А по шкале «Интернальность в межличностных отношениях» - 6,25 и 4,98в ЭГ-1 и ЭГ-2 соответственно (р<0,01).
Сниженная интернальность в семейных отношениях у представителей ЭГ-2 может свидетельствовать о том, что подросток не ощущает достаточной персональной вовлеченности в семейные дела (в плане ответственности и способности активно влиять на происходящее), считает своих родителей и сиблингов причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. В области межличностных отношений со значимыми другими у подростков со сложностью сопротивления асоциальным влияниям также отмечается низкая интернальность (4,98), что может указывать на то, что подростки ЭГ-2 склонны перекладывать ответственность за сферу межличностного взаимодействия на внешние обстоятельства, приписывать более важное значение в этом процессе окружающим. Кроме этого, необходимо указать на то, что сниженная способность к сопротивлению может быть результатом попытки выделиться из среды, подчеркнуть свою индивидуальность или независимость, противопоставить себя кому-либо или чему-либо, что и формирует выраженную потребность во включенности в какую-либо группу. А, следовательно, и уязвимость перед влияниями таких групп.
Согласно полученным данным, у испытуемых из ЭГ-2 снижена интернальность в области неудач (3,77 против 5,12 в ЭГ-1). При подобных показателях ответственность за собственные неудачи возлагается на других или на обстоятельства, в качестве объяснений используется противодействие окружающих, невезение, негативные условия. Это может свидетельствовать также и о проявлении защитных механизмов, неэффективных или малоэффективных стратегий совладающего поведения. Причины неудач не рассматриваются как результат социальной некомпетентности, и личность не предпринимает никаких попыток изменить свое поведение. Перенос ответственности на окружение или судьбу помогает избежать чувства вины и признания необходимости изменить собственное поведение. Накапливающийся опыт неудач в разрешении сложных жизненных проблем формирует убежденность в том, что эффективно справиться с жизненными трудностями невозможно. Это усиливает ожидания негативного ответа со стороны среды и увеличивает чувствительность к стрессу. Новые неудачи еще более нарушают отношения со средой, снижают контроль над ней, приводят к новым конфликтам [10].
Учитывая сказанное выше, представляется важным проявившееся в ЭГ-2 рассогласование показателей интернальности в области неудач и в области
188
достижений. Интернальность в сфере достижений у подростков с низкой сопротивляемостью ассоциальному влиянию значительно повышена (6,88 - это самый высокий показатель интернальности в данной группе), в то время как средний показатель интернальности в области неудач, напротив, низкий (3,77). Таким образом, можно говорить о тенденции принимать на себя ответственность за удачи и достижения (чувствовать себя субъектом, автором этого аспекта жизни), а ответственность за проступки и неудачи перекладывать на других людей и ситуативные факторы. Подобная тенденция обнаружена и в ЭГ-1, однако у представителей этой группы дисбаланс между двумя рассматриваемыми показателями значительно менее выражен (интернальность в сфере достижений -6,32, показатель интернальности в области неудач - 5,12).
Согласно полученным результатам, представителям ЭГ -2 свойственна общая экстернальная локализованность контроля. Для данной группы процент испытуемых с экстернальным локусом контроля более чем в два раза больше, чем в ЭГ-1 (43,52% и 20,54% соответственно). Тогда как процент респондентов с интернальным локусом контроля, напротив, значительно (более чем в три раза) выше в ЭГ-1(51,79% и 15,74% соответственно).
Достаточно высокая в целом интернальность подростков, демонстрирующих сопротивляемость асоциальному влиянию, обусловливает их активность в достижении целей и позволяет проводить адекватную оценку проблемных ситуаций, выбирать в зависимости от требований среды подходящие стратегии поведения, организовывать и контролировать свои социальные контакты, определять вид и объем социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, социальной активности, осознанным образовательным и личностным устремлениям, принятию на себя ответственности за собственную жизнь и происходящие в ней события.
Выраженная экстернальность подростков из ЭГ-2 формирует целый ряд сложностей, связанных с процессами самооценивания и самоотношением, некоторыми эмоциональными реакциями и поведенческими паттернами. В целом, это может выражаться в возникновении «комплекса зависимости» в первую очередь от референтной группы и окружающих в целом. При этом непосредственно могут возникать сложности как в саморегуляции своего поведения, так и в сфере взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, учитывая полученные в исследовании данные, можно говорить о том, что между ЭГ-1 и ЭГ-2 существуют различия в саморегуляции, в частности эти различия проявляются по некоторым характеристикам субъективного контроля. Слабая способность оказывать сопротивление асоциальному влиянию положительно коррелирует с формированием общей экстернальной ориентации, а также с преобладанием экстернального локуса контроля в отдельных сферах деятельности -сфере неудач, межличностных и семейных взаимоотношений. В целом, это указывает на то, что подростки со слабой сопротивляемостью имеют сниженный контроль над социальными ситуациями и собственным поведением.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001.
3. Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования: Материалы XVIII Междунар. психол. конгресс. Симпозиум № 35 / Л.И. Божович. М., 1966.
4. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. М., 1992.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. М., 1989. Т. 1.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М., 1989.
7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избр. тр. / В.Э. Чудновский. М. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
8. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб.: Питер, 2000.
9. Иванова В.П. Соотношение «внешнего и внутреннего» при исследовании сопротивляемости подростка асоциальным влияниям / В.П. Иванова, В.В. Еременко // Вестник КРСУ, 2013. Т. 13. № 3. С. 107-111.
СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО КАК ИТОГ ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ Воропай Н.А.
Воропай Никита Алексеевич - студент бакалавриата,
кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, факультет строительства, Академия строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматриваются методы воспитания в разных странах, на основании которых можно судить о счастливом детстве. А также приведена зависимость детского счастья от культурно-исторических факторов. Ключевые слова: детство, воспитание, счастье, культурные особенности, материальные и духовные ценности.
Детство - это период человеческой жизни от момента рождения до зрелого возраста. Он включает в себя: младенчество - с момента рождения до 3 лет; детство -от 3 до 9 лет; отрочество - от 9 до 14 лет. Также этот жизненный цикл называют периодом быстрого биологического, психологического и социального развития.
В детстве ребенка готовят к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность заключается в обучении, воспитании, усвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества. Вместе с одинаковыми чертами детство у разных народов обладает некоторыми особенностями, которые связаны с национально-культурными и географическими факторами. Родители формируют в ребенке черты, отвечающие нормам и требованиям, действующим в данной культуре, приспосабливают к общепринятым правилам поведения.
Рассмотрим методы воспитания в различных странах.
Воспитание в Японии
В Японии детей воспитывают на контрасте. Здесь к ребенку относятся по-разному в зависимости от его возраста. В период младенчества ребенку дозволено все. Даже если он разрисует весь дом фломастером или разобьет любимую вазу, родители никак его не поругают. Взрослые стараются выполнять каждые пожелания малыша. На этапе детства и отрочества (от 6 до 14 лет) отношение к ребенку меняется. Здесь включатся японская строгость. К детям выдвигаются очень высокие требования и ждут полного повиновения. Именно поэтому японцы известны на весь мир как высоко трудолюбивый, работоспособный народ. Они строго соблюдают общественные правила и законы. В Японии дети к 15 годам становятся сформировавшейся личностью, которые могут смело следовать по собственной воле сложившимся правилам и традициям.