ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНОК РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ У
ПОДРОСТКОВ
М. О. Зубова, Е. Г. Суркова
The relationship between creativity and assessments of parental educational practices by adolescents
М. О. Zubova, Е. H. Surkova
Аннотация: В исследовании доказано отсутствие связей между оценкой подростками родительского воспитания и их уровнем креативности, а так же способностью реализовывать эту креативность. Нет связей и между уровнем выявленной с помощью тестов креативность подростка и его способностью ее реализовывать.
Ключевые слова: творческий потенциал личности, креативность, подростковый возраст, воспитательная практика родителей, личностные особенности
Abstract: In this study, we have proven that there is no relationship between how adolescents assess parenting and their level of creativity and ability to for self-expression. There is also no connection between the level of adolescents' creativity as detected by tests and his/her ability to bring it to fruition.
Keywords: creative potential of personality, creativity, adolescence, parents and educational practices, personal characteristics.
Тематика реализации творческого потенциала личности активно разрабатывается в современной психологии. Однако важно подчеркнуть, что традиционное высшее образование до сих пор опирается в основном на конвергентное мышление, в то время как дивергентное мышление, характеризующееся гораздо большей свободой и оригинальностью, практически не развивается (Кречетни-ков, 2002).
Творческий потенциал является важнейшим копинг-ресурсом человека, так как креативная, неординарная личность имеет большие возможности выбора совладающих стратегий. Творческий человек может более пластично подходить к восприятию проблемной ситуации, видеть в ней не только минусы, но и плюсы.
Se
5
Н. А. Бердяев отмечал: «Творчество — единственный вид деятельности, который делает человека человеком» (цит. по: Ильин, 2009: 7). Стоит отметить, что творчество — позволяет и помогает человеку «оставаться» человеком, способствуя преодолению трудностей и стрессовых ситуаций. Существует ряд научных публикаций, в которых констатируется, что лица с высоким творческим потенциалом в целом выбирают более зрелые стратегии совладания с жизненными проблемами, в частности, чаще используют копинг, ориентированный на решение проблемы, реже — стратегии избегания проблемы (Скитович, Суркова, 2010: 53).
Исследование проводилось в 2013-2014 гг. и его целью было выявление взаимосвязи уровня креативности и особенностей оценок родительской воспитательной практики у подростков. Испытуемые — 60 учеников 10 «А», 10 «Б» и 11 «А» классов ГБОУ СОШ г. Москвы № 1460, все в возрасте от 1 до 17 лет, из них 62% девушки, 38% юноши. Для диагностики использовались следующие методики: опросник «Подростки о родителях» (ПоР); диагностика личностной креативности Е. Е. Туник; методика «Определения социальной креативности личности» Е. Е. Туник; диагностика уровня невербальной креативности Е. Е. Туник; Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста «Большая пятерка»; метод экспертной оценки. Для обработки, полученных данных использовался программный пакет для статистического анализа STATISTICA 10.0.
Семья — это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект воздействия (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семейное воспитание рассматривается обычно как специально организованный и управляемый процесс формирования личности ребенка в семье; другими словами, это — целенаправленное воздействие родителей.
В данной работе мы исследовали стиль семейного воспитания через призму восприятия воспитательной практики родителей ребенком подросткового возраста (о трактовках термина «воспитание», см.: Луков Вал., Луков Вл., 2010).
Креативность — это способность человека порождать необычные идеи, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления (Решетникова, 2013).
В старшем школьном возрасте у большинства детей наблюдается повторный рост уровня креативности. Кроме того, одним из благоприятных периодов
для развития креативности личности является старший школьный возраст. Это связано со многими психологическими особенностями старшеклассника, благодаря которым креативность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика, сознательно реализуемая в процессе творчества (Скитович, Суркова, 2014: 288).
В результате эмпирического исследования взаимосвязей восприятия дет-ско-родительских отношений и уровня креативности подростка мы получили следующее.
1. Напрямую оценка подростком воспитательной практики родителей не связана с креативностью. А связана она с ней косвенно, через личные особенности подростка, которые могут нам говорить о его творческом развитии. Дети, воспринимающие стиль воспитания отца, как позитивный интерес, показали высокий результаты в показателях общительности, экспрессивности, открытости и низкий уровень контроля своих эмоций и действий;
2. Существует прямая взаимосвязь между уровнем креативности подростка и его привязанности к людям, то есть, позитивным отношением к социуму и человеку в целом. Следовательно, чем выше у подростка уровень креативности, тем более он ощущает потребность быть рядом с другими людьми, с удовольствием разделять общение с ними, поддерживает коллективные мероприятия, чувствует ответственность за общее дело и добросовестно выполняет взятые на себя обязательства;
3. Существует прямая взаимосвязь между уровнем реализации креативности подростка в настоящее время и уровнем его эмоциональности и экспрессии в общении, его любопытства и интереса к различным сторонам жизни. То есть, чем выше уровень реализации креативности подростка в настоящее время, тем большим количеством свободы мыслей, чувств, эмоций и действий, он обладает, тем легче он будет относится к жизни и доверять своим чувствам и интуиции;
4. Не существует достоверной взаимосвязи между оценкой подростком родительской воспитательной практики и способностью реализовывать свою креативность;
В подростковом возрасте у ребенка на первый план выходит его личная жизнь, общения с друзьями и противоположным полом, ближе к семнадцати годам и профориентация. А общение внутри семьи уходит на периферию. Следовательно, и реализация его креативных способностей, скорее будет зависеть от его восприятия своей жизненной ситуации в окружении друзей и в личной жизни в целом;
5. В целом, между уровнем выявленной с помощью диагностических методик креативности подростка и его способностью творчески подходить к решению реальных жизненных задач, взаимосвязей выявлено не было. Далее, мы определили, что экспертная оценка ресурсов способствующих реализации креативного потенциала у детей с высоким, средним и низким уровнем креативности различается.
Таким образом, для подростков с высоким уровнем креативности главным ресурсом являются особенности их личностной сферы, а для детей с низким уровнем креативности — развитие когнитивных и творческих способностей, которые будут способствовать его поднятию. Семейное окружение так же, в достаточной мере может способствовать повышению уровня реализации креативного потенциала, но, учитывая особенности подросткового возраста, ребенок в меньшей степени открыт для помощи со стороны близких людей, и в большей степени ориентирован на свой внутренний мир и черты характера, составляющие его личность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильин, Е. П. (2009) Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер.
Кречетников, К. Г. (2002) Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М. : Госкоор-центр.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «воспитание» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 39-52.
Решетникова, Е. В. (2013) Гуманитарные константы постнеклассического познания: креативность // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 45-50.
Скитович, А. А., Суркова Е. Г. Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 288-294.
Скитович, А. А., Суркова, Е. Г. (2010) Субъективные представления о себе и об окружающем мире у лиц, реализующих и не реализующих свои творческие способности в профессиональной деятельности // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18-20 ноября 2010. Доклады и материалы. Научные исследования аспирантов и докторантов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 53-56.
Зубова Маргарита Олеговна — магистрант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — к. псих. н., доц. Е. Г. Суркова.
Суркова Елена Германовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]
Zubova Margarita Olegovna, Postgraduate student, Department of General psychology and history of psychology, Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: [email protected]. Research advisor - Candidate of Psychology, Associate professor E. G. Surkova.
Surkova Elena Germanovna, Candidate of Psychology, Associate professor, Department of general psychology and history of psychology, Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: [email protected]