Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕВОЧЕК 12—15 ЛЕТ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕВОЧЕК 12—15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н.Н. Суханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕВОЧЕК 12—15 ЛЕТ»

Таблица 2

Клеточный состав (в усл. ед.) мазков со слизистой оболочки глотки у детей (М±т

Группа обследованных

Тип клеток 1-я 2-я Р •/« от контроля

Плоский эпителий с ядром 2,01±0,16 2,45±0,21 >0,1 121,8

Плоский эпителий без ядра 0,57±0,08 0,92±0,13 <0,02 161,4

Базальный и реснитчатый эпителий 0,63±0,08 0,45±0,09 >0,1 71,4

Палочко- и сегментоядерные нейтрофилы 1,67±0,16 1,02±0,17 <0,002 61,0

Сегментоядерные разрушенные нейтрофилы 1,14±0,12 1,06±0,17 >0,5 92,9

Сегментоядерные нейтрофилы с вакуолями 1,43±0,12 0,98±0,7 <0,01 38,5

Эозинофилы 0,1 ±0,04 0,03±0,02 <0,001 30,0

Моноциты 0,64±0,08 1,34 ±0,13 <0,001 209,3

Лимфоциты 1,3±0,2 1,53±0,13 >0,1 117,6

Микрофлора 3,04±0,2 3,25±0,26 >0,5 106,9

(об. 90, ок. 15) проводили оценку клеточного состава, кокково-бациллярной и грибковой флоры мазков по шестибалльной системе и определяли степень сохранности клеток по состоянию их ядер и цитоплазмы. Поскольку атмосферные загрязнения воздействуют в первую очередь на органы дыхания, по данным амбулаторных карт детей учитывали их заболеваемость в течение года пневмонией, бронхитом, назофарингнтом, ОРЗ.

Цитологический анализ показал, что в мазках слизистой оболочки детей 1-й группы дифференцировались эпи-телиоциты разных типов, клеточные элементы крови и микрофлора (табл. 1). Среди клеток эпителия преобладал плоский, базальных и реснитчатых клеток было меньше. По состоянию ядра и цитоплазмы при подсчете различали клетки плоского эпителия с сохраненным и утраченным ядром, нейтрофилы нормальной структуры и с признаками ее повреждения. Анализ результатов подсчета клеток в мазках показал незначительное преобладание безъядерных форм плоского эпителия. Среди палочко- и сегменто-ядерных нейтрофилов неизмененные клетки встречались чаще, чем вакуолизированные и деструктивные формы (см. табл. 1). В мазках слизистой оболочки носа детей 2-й группы было достоверно повышено число нейтрофилов с нормальной структурой и в еще большей степени — число деструктивных форм этих клеток (см. табл. 1). Увеличено также количество моноцитов.

В мазках слизистой оболочки глотки детей 1-й группы также различались базальные, реснитчатые клетки и плоский эпителий. Как и в слизистой оболочке носа, преобладающей формой клеток являлся плоский •эпителий, базальных и реснитчатых эпителноцнтов оказалось мало (табл. 2). Помимо эпителноцнтов, в состав мазков слизистой оболочки глотки входили форменные элементы крови — нейтрофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты. Соотношение их было такое же, как в мазках слизистой оболочки носа. В наибольшем количестве встречались палочко- и сегментоядерные нейтрофилы нормальной струк-

туры, реже — лимфоциты и моноциты, наиболее редко — эозинофилы. В мазках со слизистой оболочки глотки микрофлора присутствовала чаще, чем в мазках со слизистой оболочки носа. При сопоставлении клеточного состава мазков слизистой оболочки глотки детей 1-й и 2-й групп выявлены значительные различия. Под воздействием загрязненного воздуха в мазках резко возрастало число клеток плоского эпителия как с сохраненными ядрами, так и безъядерных форм (см. табл. 2). В то же время в мазках со слизистой оболочки глотки детей 2-й группы было сннжепо число нейтрофилов. Этот факт представляет определенный интерес, поскольку в мазках со слизистой оболочки носа этих детей обнаружено увеличение числа нейтрофилов. Изменение соотношения числа нейтрофилов в мазках со слизистой оболочки носа и глотки у детей, проживающих в районе с повышенным содержанием токсичных химических веществ в атмосферном воздухе, может быть связано с активацией самоочищения органов дыхания.

Результаты цитологического анализа мазков со слизистой оболочки носа и глотки коррелируют с данными учета заболеваемости детей бронхитом, пневмонией, назофарингнтом и ОРЗ, общее число заболеваний у детей, проживающих во втором районе, было в 2 раза выше (/><0,05).

Таким образом, клеточный состав мазков со слизистой оболочки носа и глотки может быть использован в качестве критерия при изучении неблагоприятного действия химических загрязнителей атмосферного воздуха на дыхательную систему.

Выводы. 1. В зависимости от уровня загрязнения воздушной среды цитологический состав мазков слизистых оболочек носа и глотки достоверно изменяется.

2. К информативным показателям оценки влияния факторов окружающей среды на дыхательную систему относятся число эпнтелиоцитов, нейтрофилов и моноцитов в мазках слизистых оболочек носа и глотки.

Поступила 20.04.83

УДК 612:572.51) 053.6-053.2

Н. Н. Суханова

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕВОЧЕК 12—15 ЛЕТ

1 ММИ им. И. М. Сеченова

К числу ведущих факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения, относятся физическое развитие, заболеваемость и функциональное состояние систем, которые обеспечивают резистентность организма. В работах ряда авторов имеются сведения об определенной связи уровня физического развития детей и подростков, функ-

ционального состояния нх организма и заболеваемости (В. Г. Ужвн; В. Н. Кардашснко и соавт., и др.). Однако этот вопрос требует дальнейшего исследования. В данной работе нами изучались физическое развитие, неспецифическая иммунологическая реактивность и функциональное состояние мышечной н дыхательной систем 144 девочек

в возрасте 12—15 лет. Была проведена индивидуальная оценка их физического развития с использованием комплексной методики, включающей определение биологического возраста и морфофункционального состояния (Е. П. Стромская и соавт.). Неспецифическая иммунологическая реактивность оценивалась но показателям фагоцитарной активности лейкоцитов крови (методика В. М. Берман и Е. М. Славской в модификации А. П. Волковой и О. Г. Алексеевой, 1959) и заболеваемости. Функциональное состояние мышечной и дыхательной систем оценивалось по общепринятым показателям динамометрии и спирометрии.

Среди девочек в возрасте 12—13 лет 49 % составили школьницы, биологическое развитие которых соответствует паспортному возрасту при гармоничности морфофункционального статуса. Нарушение сроков возрастного развития в виде отставания или, что несколько реже, опережения имело место у 37 % обследуемых. У 14 % детей отмечалась дисгармоничность физического развития за счет избыточной массы тела. Среди школьниц 14—15 лет соответствующее возрасту и гармоничное развитие отмечено в 58 % случаев, отставание уровня биологического развития от паспортного возраста при сохранении гармоничности морфофункционального статуса — в 12 % случаев. Дисгармоничность физического развития имела место у большой группы девочек: в 18 % случаев за счет избыточной массы тела и в 12 % — за счет ее дефицита.

При анализе показателей неспецифнческой иммунологической реактивности выявлены некоторые особенности в резистентности организма в зависимости от физического развития и возраста. В 12—13 лет у девочек с нарушением сроков возрастного развития имели место более низкие значения показателей фагоцитоза, чем у их сверстниц с соответствующим возрасту и гармоничным физическим развитием (РС0,05). При этом не отмечалось разницы в показателях фагоцитоза у опережающих и отстающих детей, что позволило объединить их в одну группу. У девочек данной группы в половине случаев имели место отклонения в состоянии здоровья (в основном хронические заболевания уха, горла н носа) и в '/3 случаев на протяжении года отмечались неоднократные острые неспеци-фические заболевания, что свидетельствует об их пониженной резистентности. У школьниц в возрасте 14—15 лет с нарушением сроков возрастного развития подобного понижения показателей фагоцитоза не прослеживалось. Не было у них и понижения уровня миелопероксидазы лейкоцитов периферической крови по сравнению с девочками, соответствующими по биологической и морфофунк-цпоналыюй зрелости паспортному возрасту. При этом в них только в '/з случаев регистрировались отклонения в состоянии здоровья, в основном со стороны желудочно-кишечного тракта, и лишь в единичных случаях — острые неспецнфическне заболевания в течение года. У детей с дисгармоничным физическим развитием за счет избыточной массы тела во всех возрастных группах отмечалась более низкая неспецифнческая иммунологическая реактивность по сравнению со школьницами с гармоничным и соответствующим возрасту физическим развитием (Р<0,05—0,01). У 12—13-летш«х детей понижение показателей фагоцитоза носило более выраженный характер; в 14—15 лет оно сопровождалось более низкими значениями миелопероксидазы. При этом у детей в возрасте 12—13 н 14—15 лет примерно в г/з случаев отмечались отклонения в состоянии здоровья; среди 12—13-летних девочек '/> в течение года болели острыми неспецифнче-

скнми заболеваниями, в 14—15 лет это наблюдалось в единичных случаях. У девочек в возрасте 14—15 лет с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита массы тела (в группе 12—13-летних обследуемых детей таких не было) отмечалась тенденция к понижению показателен фагоцитоза и миелопероксидазы по сравнению с таковыми у их сверстниц с гармоничным и соответствующим возрасту физическим развитием. Однако у детей данной группы эти показатели были выше, чем у школьниц с избыточной массой, причем отклонения в состоянии здоровья у этих детей регистрировались лишь в '/б слу-' чаев (миопия средней степени, сколиоз, гипертрофия миндалин).

При изучении функциональных показателей мышечной и дыхательной систем выявлена некоторая разница в зависимости от уровня физического развития детей. С целью ее подтверждения у девочек в возрасте 12—13 лет был проведен расчет относительных показателей динамометрии и спирометрии. При пересчете этих показателей на единицу роста и массы тела при последующем сопоставлении с нормативными данными было выявлено следующее. У девочек с гармоничным и соответствующим возрасту уровнем развития в большинстве случае.) показатели динамометрии и спирометрии были в пределах средних величин (от рз5 до р75). В группе детей с нарушением сроков возрастного развития только у '/з было среднее значение динамометрии в пересчете на единицу роста и около половины на единицу массы тела, у остальных эти показатели были понижены. Такой четкой разницы при обработке данных по спирометрии не наблюдалось, и в большинстве случаев показатели изменялись в границах средних значений. У школьниц с дисгармоничным физическим развитием за счет избыточной массы тела относительное значение динамометрии на единицу роста в равном проценте случаев имело место в пределах среднего и ниже среднего значения изучаемого показателя. При пересчете того же показателя на единицу массы тела в 2/з случаев отмечались значения ниже среднего. Хотя по относительным показателям спирометрии нет четкой разницы между гармонично и дисгармонично развитыми девочками, тем не менее количество детей со средними значениями спирометрии несколько ниже среди девочек с избыточной массой тела, у них же отмечаются показатели, оцениваемые как «ниже средних».

Таким образом, у школьниц в возрасте 12—13 лет с нарушением сроков возрастного развития наблюдалось понижение неспецифнческой иммунологической реактивности и функционального состояния мышечной системы по сравнению с таковыми у их сверстниц с соответствующим возрасту развитием. У школьниц в возрасте 12—15 лет с дисгармоничным физическим развитием за счет избыточной массы тела были понижены показатели фагоцитоза и мышечной силы по сравнению с таковыми у детей с гармоничным морфофункциоиальпым статусом.

Литература. Кардаи/енко В. Н„ Стромская Е. П., Варламова Л. П. и др. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М , 1981, с. 28—29.

Стромская Е. П.. Властовский В. Г., Кардашснко В. II. —

Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 91—95. Ужей В. Г. — В кн : Гигиена детей и подростков. М., 1977, вып. 4, с. 136—137.

Поступила 07.02.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.