Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет'

Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / УРОВНИ АГРЕССИВНОСТИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ ИГРОВИКИ / EMOTIONAL SPHERE / LEVELS OF AGGRESSIVENESS / YOUNG SPORTSMEN-PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луткова Наталия Валерьевна, Макаров Юрий Михайлович

В статье представлены результаты взаимосвязи уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков в возрасте 13, 15 лет. Для выявления состояния эмоциональной сферы участников эксперимента, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности было проведено психологическое тестирование по проективным методикам: «Несуществующее животное» и «Кактус». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Уровневая агрессивность юных игроков 13-15 лет не является определяющей в их эмоциональной сфере. На эмоциональном фоне юные спортсмены, вне зависимости от их принадлежности к различным уровням агрессивности, склонны к проявлению агрессии. На эмоциональную сферу оказывает существенное влияние столкновение противоречивых по своей сути одно моментно возникающих состояний, вызывающие различные формы поведенческих реакций юных игроков 13-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Луткова Наталия Валерьевна, Макаров Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of levels of aggression and condition of emotional sphere of young sportsmen-players aged 13 -15 years

The article presents the results of the correlation between the levels of aggressiveness and the emotional state of young athletes playing at the age of 13, 15 years. To identify the emotional state of the participants in the experiment, the presence of aggressiveness, its direction and intensity, psychological testing was carried out by using the projective methods: "Non-existent animal" and "Cactus". Standardization of the results was carried out on the basis of analysis of the data presented in descriptive form. Level of aggressiveness of the young players aged 13-15 years old is not determinative in their emotional sphere. On the emotional background, the young athletes, regardless of their belonging to different levels of aggressiveness, are prone to aggression. The emotional sphere is essentially influenced by the clash of contradictory in its essence one momentarily arising states that cause various forms of behavioral reactions of the young players aged 13-15 years old.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет»

REFERENCES

1. Gorodnichenko, E.A. (1987), The Physiology of static stress: tutorial, Smolensk.

2. Dubovitskaya T.D. (2002), "Diagnostic technique orientation training motivation", Psychological science and education, No 2, pp. 42-46.

3. Ivannikov V.A (2005), "To the essence behavior", Psychological journal, Vol. 6, No 3, pp. 4755.

4. Ilyin E.P. (1002), Psychology of will, Peter, St. Petersburg.

5. Ed. Sharova, N.V. (2007), General psychology. Psychology ofpersonality, Yaroslavl State University, Yaroslavl.

6. Rubinstein S.L. (2002), Basics of General Psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Rubinstein S.L. (1997), Selected philosophical and psychological works. Foundations of ontology, logic and psychology, Science, Moscow.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2019

УДК 796.3:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ АГРЕССИВНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВИКОВ 13-15 ЛЕТ

Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты взаимосвязи уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков в возрасте 13, 15 лет. Для выявления состояния эмоциональной сферы участников эксперимента, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности было проведено психологическое тестирование по проективным методикам: «Несуществующее животное» и «Кактус». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Уровневая агрессивность юных игроков 1315 лет не является определяющей в их эмоциональной сфере. На эмоциональном фоне юные спортсмены, вне зависимости от их принадлежности к различным уровням агрессивности, склонны к проявлению агрессии. На эмоциональную сферу оказывает существенное влияние столкновение противоречивых по своей сути одно моментно возникающих состояний, вызывающие различные формы поведенческих реакций юных игроков 13-15 лет.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, уровни агрессивности, юные спортсмены игровики.

INTERRELATION OF LEVELS OF AGGRESSION AND CONDITION OF EMOTIONAL SPHERE OF YOUNG SPORTSMEN-PLAYERS AGED 13 -15 YEARS

Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Mikhaylovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the correlation between the levels of aggressiveness and the emotional state of young athletes playing at the age of 13, 15 years. To identify the emotional state of the participants in the experiment, the presence of aggressiveness, its direction and intensity, psychological testing was carried out by using the projective methods: "Non-existent animal" and "Cactus". Standardization of the results was carried out on the basis of analysis of the data presented in descriptive form. Level of aggressiveness of the young players aged 13-15 years old is not determinative in their emotional sphere. On the emotional background, the young athletes, regardless of their belonging to different levels of aggressiveness, are prone to aggression. The emotional sphere is essentially influenced by the clash of contradictory

in its essence one momentarily arising states that cause various forms of behavioral reactions of the young players aged 13-15 years old.

Keywords: emotional sphere, levels of aggressiveness, young sportsmen-players.

ВВЕДЕНИЕ

В игровые виды спорта быстрыми темпами внедряются современные научно-технические достижения, совершенствуется медико-биологическое обеспечение спортсменов. Однако вопросы эффективного улучшения их психоэмоциональной сферы остаются в поле зрения узкого круга специалистов, работающих в основном с игроками высокого класса. И в меньшей степени это касается юных спортсменов, находящихся в обойме «дальнего» резерва [4]. Совершенно очевидно, что эмоции являются неотъемлемой частью состязательности, выразителями предстартовых, стартовых, финишных состояний и считаются значимым компонентом тактико-технической подготовленности игроков [1]. Интенсивная игровая деятельность сопровождается предельным, а в некоторых случаях, запредельным напряжением жизненно важных систем организма человека, где эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психических процессов и поведения, направленного на достижение запланированного результата [2]. Эмоции в условиях жесткого противоборства инициируют мобилизацию внутренних резервов организма спортсменов, стимулируя их двигательную активность.

Эмоции способны катализировать не только общие реакции, но и быть проводниками конкретных действий [5]. В этом смысле обнаруживается некое терминологическое «родство» между определениями эмоции и агрессии. Возникновение, развитие эмоционального возбуждения и агрессивного поведения, по мнению ряда специалистов, определяется множеством факторов как биологических, так и психологических [3].

В этой связи целью настоящего исследования явилось обоснование выраженности уровневой агрессивности в эмоциональной сфере юных спортсменов игровиков 13-15 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления состояния эмоциональной сферы участников эксперимента, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности было проведено психологическое тестирование по проективным методикам: «Несуществующее животное» и «Кактус». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Это позволило определить уровни агрессивности и установить их выраженность в эмоциональной сфере каждого испытуемого. В исследовании приняло участие 90 юных спортсменов в возрасте 13-15 лет, занимающихся игровыми видами спорта в ДЮСШ, ДЮСШОР г. Санкт-Петербурга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В игровых видах спорта, как было отмечено выше, психоэмоциональное состояние отдельных игроков и команды в целом существенным образом влияет на эффективность тактико-технических действий. Если нарушается психическое состояние одного игрока, изменяется общий эмоциональный фон команды и не всегда в положительную сторону. Поэтому одним из важнейших условий успешного управления психоэмоциональным состоянием спортсменов является наличие необходимой информации об объекте управления. Для применения каких-либо мер по коррекции таких состояний необходимо располагать информационной базой данных об эмоциональной сфере игроков. Исходя из этого, на предварительном этапе исследования установлены испытуемые с определенным уровнем агрессивности: повышенным, высоким, средним и низким [6]. После чего все участники эксперимента проходили психологическое тестирование по проективной методике "Кактус". Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Выраженность уровневой агрессивности в эмоциональной сфере спортсменов игроков 13-15 лет_

Уровень агрессивности

Повышенный Высокий Средний Низкий

• Агрессия • Агрессия • Агрессия • Агрессия

• Эгоцентризм, стрем- • Эгоцентризм, стрем- • Эгоцентризм, стрем- • Эгоцентризм, стрем-

ление к лидерству ление к лидерству ление к лидерству ление к лидерству

• Демонстративность, • Скрытность, осто- • Скрытность, осто- • Скрытность, осто-

открытость рожность рожность рожность

• Экстравертирован- • Демонстративность, • Демонстративность, • Демонстративность,

ность открытость открытость открытость

• Стремление к домаш- • Интровертирован- • Импульсивность • Импульсивность

ней защите, стремление к ность • Оптимизм • Оптимизм

и к я семейной общности • Экстравертирован- • Интровертирован- • Интровертирован-

« о ность ность ность

£ о о • Стремление к домаш- • Экстравертирован- • Экстравертирован-

о ней защите, стремление к ность ность

семейной общности • Стремление к домаш- • Стремление к домаш-

• Отсутствие стремле- ней защите, стремление к ней защите, стремление к

ния к домашней защите, семейной общности семейной общности

наличие чувства одиноче- • Отсутствие стремле- • Отсутствие стремле-

ства ния к домашней защите, ния к домашней защите,

наличие чувства одиноче- наличие чувства одиноче-

ства ства

• Тревога

• Неуверенность в себе

Полученный в ходе исследования материал подтверждает существующее мнение о динамической составляющей психических состояний человека, где границы эмоционального и агрессивного не имеют четко очерченных горизонтов. Анализ результатов психологического тестирования юных спортсменов показывает на отсутствие различий в эмоциональной сфере по двум первым признакам: агрессии и эгоцентризму, стремлению к лидерству. В то время как, они достоверно отличаются по принадлежности к уровням агрессивности. Этот факт является свидетельством того, что с точки зрения выражения эмоций принадлежность к уровневой агрессивности носит относительный характер и не может быть определяющей.

Дальнейший анализ психоэмоциональных состояний игроков по ранговым коэффициентам показывает, что наиболее значимыми состояниями у испытуемых, относящихся к повышенному уровню агрессивности, выступают демонстративность и открытость. У юных спортсменов других уровней агрессивности ведущими обозначились скрытность и осторожность. В этом видится принципиальное различие во влиянии указанных свойств на психоэмоциональное состояние личности. Игроки с повышенной степенью агрессивности не скрывают своих намерений, они ориентированы на собственное «Я», не стесняются показывать свои собственные достоинства и недостатки в присутствии зрителей. И наличие такого качества как экстравертированность лишь усиливает эмоциональный потенциал и делает их более помехоустойчивыми в экстремальных ситуациях жесткой соревновательной борьбы. Что нельзя сказать о представителях с пониженной агрессивностью. У данного контингента подростков также присутствует демонстративность и есть огромное желание показать ее всем присутствующим, но доминирование более значимого дли них качества скрытность и осторожность сглаживает их стремление к «обращению на себя». Более того, наличие состояний с противоположными векторами направленности (экстравер-тированности и интровертированности, стремление к домашней защите, стремление к семейной общности и отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества) оказывает негативное воздействие на всю эмоциональную сферу юных игроков. Это приводит к столкновению иногда несовместимых эмоциональных порывов, вызывая тем самым двойственность переживаний, что в конечном итоге делает их весьма уязвимыми в

условиях постоянной конкурентной борьбы и дефицита ситуационного времени.

Следует отметить немаловажный факт присутствия на пониженных уровнях агрессивности яркой выраженности состояний импульсивности и оптимизма. Большое влияние этих состояний на эмоциональную сферу объясняется с позиции их кратковременности действия. У игроков особенно низкого уровня агрессивности состояния импульсивности и оптимизма носят эпизодический характер, а в отдельных случаях возникают крайне редко. Что нельзя сказать о спортсменах с повышенными уровнями, где подобного рода состояния отражаются практически не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни, являясь доминантными. Именно по этой причине, на наш взгляд, они не обнаружились как значимые состояния определяющие уровни повышенной и высокой агрессивности участников эксперимента.

Установленная таким образом выраженность уровневой агрессивности в эмоциональной сфере юных игроков не может претендовать на роль ведущего фактора резких изменений их психоэмоционального состояния.

Проведенное исследование фактически делает попытку ответить на вопрос о связи эмоционального и агрессивного в поведении юных спортсменов. Делается попытка обоснования с позиции имеющегося экспериментального материала и аналитического подхода найти объяснение той «золотой середине» где заканчивается эмоция и начинается агрессия на примере изучения психоэмоциональной сферы игроков 13-15 лет. Как нам представляется, ответ может лежать в плоскости природы возникновения эмоционального и агрессивного. Здесь прямо задействованы биологические и психологические механизмы. В частности, вектор происхождения эмоции включает в себя: физиологическое возбуждение - когнитивную оценку - эмоциональное выражение. Рассматривая агрессию не в качестве поведения, а в качестве психического состояния, выделяем следующую векторную структуру: физиологический - познавательный - эмоциональный и волевой компоненты. Как показано в этом вопросе наблюдается очевидное сходство. Отсюда следует сделать предположение о роли биологической и психологической составляющей в формировании состояний эмоциональности и агрессивности. По всей видимости, в ходе развертываемого во времени процесса взаимного влияния отмеченных составляющих происходит многократное возрастание интенсивности физиологического возбуждения от слабой эмоции до уровня агрессивной, выраженной деструктивным действием. На основе имеющегося в работе в работе материала не представляется возможным дать исчерпывающую оценку того, каким образом взаимодействие биологических и психологических составляющих слабых эмоций приводит к их физиологическому нарастанию и достигает высшей стадии ее негативного проявления - агрессивности - агрессии.

В настоящее время в спорте появляется все больше сторонников представления агрессии как мотивированного деструктивного действия, нарушающего морально-этические нормы соревнования, но находящиеся в рамках допустимой «дозволенности» правил конкретной спортивной игры. Поэтому к состоянию агрессивности в игровых единоборствах, внешним выражением которой является агрессия, следует относиться как к ситуационной необходимости, направленной на достижение запланированного превосходства над соперником [7]. Здесь важно понимать, что агрессивные реакции, являющиеся неотъемлемой частью спортивной борьбы, должны находиться под контролем психорегулирую-щих механизмов человека. При таком подходе агрессивное поведение всегда будет конструктивным, поскольку в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у игроков будет формироваться умение быстро «включаться» в агрессивное состояние и также быстро «выключаться». Но чтобы оно стало в высшей степени контролируемым игрокам необходимо научиться распоряжаться собственным психоэмоциональным состоянием в ходе специальных тренировок и соревнований, где должны быть созданы соответствующие педагогические условия ее управляемости.

ВЫВОДЫ

1. Выявлено, что уровневая агрессивность юных игроков 13-15 лет не является определяющей в их эмоциональной сфере. На эмоциональном фоне практически все участвующие в эксперименте спортсмены, вне зависимости от их принадлежности к различным уровням агрессивности, склонны к проявлению агрессии.

2. Определено, что на эмоциональную сферу оказывает влияние столкновение противоречивых по своей сути одно моментно возникающих состояний (экстравертирован-ность - интровертированность и т.д.), создающих сиюминутное чрезмерное психологическое напряжение, выраженное в различных формах поведения юных игроков 13-15 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности эмоционального состояния борцов в спортивных поединках по национальным и интернациональным видам борьбы / А.И. Бабаков, Л.В. Логинов, Н.М. Магомедов, А.В. Голец // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. - С. 75-77.

2. Методика формирования личностного компонента для повышения эффективности технико-тактических действий квалифицированных волейболисток / М.Б. Колесников, В.Д. Гетьман, Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, К.С. Соломенина // Теория и практика физической культуры. - 2015. -№ 9. - С. 70-72.

3. Козлов, А.А. Критерии прогноза реализации функциональных возможностей в профессиональном боксе / А.А. Козлов, Ю.А. Поварещенкова // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 6. - С. 66-67.

4. Психологическая адаптация к условиям соревнований в игровых видах спорта / М.А Кузьмин, С.Ю. Татаров, Ю.В. Шакиров, В.А. Жихорева, И.Н. Антонова, С.Ю. Витько // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 24-26.

5. Лешева, Н.С. Зависимость эффективности игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток / Н.С. Лешева, Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Т.А. Гринева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 69-71.

6. Луткова, Н.В. Динамика перманентного состояния агрессивности у юных спортсменов игровиков в процессе многолетней подготовки / Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 2 (26). - С. 129-134.

7. Макаров, Ю.М. Дефиниция понятия «игровая агрессия» в соревновательной деятельности спортсменов-игровиков / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 297-301.

REFERENCES

1. Babakov, A.I., Loginov, L.V., Magomedov, N.M. and Golets, A.V. (2016), "Emotional state of wrestlers during national and international martials arts matches", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 75-77.

2. Kolesnikov, M.B., Getman, V.D., Makarov, Yu.M., Lutkova, N.V. and Solomenina, K.S. (2015), "Technique of formation of personal component to increase efficiency of technical and tactical actions of skilled players in women's volleyball", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 70-72.

3. Kozlov, A.A. and Povareshchenkova, J.A. (2016), "Professional boxer's functional capacity mobilization forecast criteria", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 66-67.

4. Kuzmin, M.A., Tatarova, S.Yu., Shakirova, Yu.V., Zhikhoreva, V.A., Antonova, I.N. and Vitko, S.Yu. (2018), "Psychological adaptation to conditions of competitions in game sports", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 24-26.

5. Lesheva, N.S., Grineva, T.A., Makarov, Yu.M. and Lutkova, N.V. (2016), "Skilled female volleyball players' success rates in mentally and emotionally tense game situations versus their fitness rates", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 69-71.

6. Lutkova, N.V. and Makarov, Yu.M. (2018), "Dynamics of the permanent state of aggressiveness among young sportsmen in the process of many years of training", Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology, Vol. 26, No. 2, pp. 129-134.

7. Makarov, Yu.M. and Lutkova, N.V. (2016), "Definition of the concept of "game aggression" in the competitive activity of sportsmen-players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133,

No. 3, pp. 297-301.

Контактная информация: nataliya_lutkova@mail.ru, umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2018

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ-АДАПТОГЕНОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Игорь Юрьевич Сазонов, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Павлов, доктор медицинских наук, доцент, Игорь Владимирович Тарасевич, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУВО УралГУФК, г. Екатеринбург; Игорь Вячеславович Брызгалов, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального университета ФГАОУВО «УрФУ», г. Екатеринбург

Аннотация

Психологическое состояние спортсменов профессионалов имеет большое значение в достижении высоких спортивных результатов, чему посвящено большое количество исследований. Однако фундаментальные метаболические механизмы, лежащие в основе изменений психики исследованы недостаточно. В нашем исследовании выявляется связь изменений количества аминокислот адаптогенов в крови борцов, легкоатлетов и хоккеистов и ряда параметров их психологического статуса.

Ключевые слова: аминокислоты-адаптогены, спортсмены, психологические особенности.

EFFECT OF AMINO ACIDS ADAPTOGENS ON PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF COMPETITORS PROFESSIONALS

Igor Yuryevich Sazonov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Aleksan-

drovich Pavlov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Igor Vladimirovich Tarase-vich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterinburg institute of physical culture (branch) URALGUFK, Ekaterinburg; Igor Vyacheslavovich Bryzgalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of physical culture, sport and youth policy of Ural Federal University, Ekaterinburg

Annotation

The psychological state of the professional athletes is of great importance in achieving high sports results, which is highlighted in a large number of the studies. However, the fundamental metabolic mechanisms underlying the mental changes have not been sufficiently investigated. Our study reveals the relationship between changes in the amount of amino acids of adaptogens in the blood of wrestlers, athletes and hockey players and a number of parameters of their psychological status.

Keywords: amino acids-adaptogens, athletes, psychological features.

Для повышения спортивных результатов в настоящее время широко используются различные аминокислоты и их смеси [2, 3, 4, 6, 7, 8]. Однако углубленных исследований о роли аминокислот в регуляции адаптивных систем организма, прежде всего психологического статуса спортсмена, недостаточно [3]. Для повышения психологической устойчивости спортсмена используются различные вещества (предшественники фосфолипидов, кофеин, полифенолы, теанин, а из аминокислот это прежде всего глутамин и его производные, таурин [2, 3]. Но механизмы воздействия этих и других аминокислот на психологический статус исследованы недостаточно, что определило цель нашего исследования - выявить корреляционные закономерности между изменениями количества аминокислот в разных спорта и у спортсменов разного уровня квалификации и различными психологическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.