Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ С ВОСПРИЯТИЕМ СМЕРТИ В КАРТИНЕ МИРА МУСУЛЬМАН'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ С ВОСПРИЯТИЕМ СМЕРТИ В КАРТИНЕ МИРА МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / КАРТИНА МИРА / ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ / СТРАХ СМЕРТИ / ЛИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафин Ренат Шакирович

Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования взаимосвязи восприятия удовлетворенности жизнью и восприятия смерти в картине мира мусульман, проведенного в рамках диссертационного исследования автора. В картине мира человека особое место занимает психологическое благополучие личности как отражение гармонии ее внутреннего мира с окружающей средой и удовлетворенность жизнью, как его важнейшая составляющая. В то же время на протяжении большей части истории человечества одно из центральных мест в картине мира верующих занимали феномен смерти, а также различные верования людей относительно дальнейших перспектив посмертной жизни. Для людей, исповедующих такую религию, как ислам, в рамках священных текстов которой постулируется обязанность мусульман помнить о смерти и готовиться к ней, феномен смерти занимает одно из важнейших мест в картине мира. Представленное автором исследование направлено на определение возможности оценки, прогнозирования и коррекции уровня удовлетворенности жизнью верующих посредством формирования у них определенного восприятия смерти. Основными методами исследования являются теоретический анализ литературных источников, метод опроса, методы статистического анализа результатов эмпирического исследования: корреляционный и сравнительный анализ. В статье представлены результаты теоретического анализа удовлетворенности жизнью и восприятия смерти в картине мира мусульман. Выявлены особенности восприятия смерти у мусульман с разным уровнем удовлетворенности жизнью. На основе результатов корреляционного анализа и выявленных особенностей восприятия смерти показаны возможности повышения уровня удовлетворенности жизнью верующих. Представленные в исследовании материалы могут быть использованы в процессе подготовки занятий в условиях религиозного образования, психологического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF LIFE SATISFACTION WITH THE PERCEPTION OF DEATH IN THE PICTURE OF THE WORLD OF MUSLIMS

The article is devoted to a discussion of the results of an empirical study of the relationship between the perception of life satisfaction and the perception of death in the Muslim worldview. In the picture of the human world, a special place is occupied by the psychological well-being of the individual as a reflection of the harmony of her inner world with the environment and satisfaction with life, as its most important component. At the same time, for most of the history of mankind, one of the central places in the picture of the world of believers was occupied by the phenomenon of death, as well as various beliefs of people regarding the future prospects of life after death. For people professing a religion such as Islam, within the framework of which sacred texts postulate the obligation of Muslims to remember death and prepare for it, the phenomenon of death occupies one of the most important places in the picture of the world. The study presented by the author is aimed at determining the possibility of assessing, predicting and correcting the level of life satisfaction of believers through the formation of a certain perception of death in them. The main research methods are theoretical analysis of literary sources, the survey method, methods of statistical analysis of the results of empirical research: correlation and comparative analysis. The article presents the results of a theoretical analysis of life satisfaction and the perception of death in the Muslim worldview. The features of the perception of death among Muslims with different levels of life satisfaction are revealed. Based on the results of the correlation analysis and the identified features of the perception of death, the possibilities of increasing the level of life satisfaction of believers are shown. The materials presented in the study can be used in the process of preparing classes in the conditions of religious education, psychological counseling.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ С ВОСПРИЯТИЕМ СМЕРТИ В КАРТИНЕ МИРА МУСУЛЬМАН»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 19PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сафин, Р. Ш. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью с восприятием смерти в картине мира мусульман / Р. Ш. Сафин // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN522.pdf

For citation:

Safin R. Sh. The relationship of life satisfaction with the perception of death in the picture of the world of Muslims. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 19PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Сафин Ренат Шакирович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Институт психологии и образования Соискатель ученой степени кандидата наук E-mail: 9033077240@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8070-2798 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=1002613

Взаимосвязь удовлетворенности жизнью с восприятием смерти в картине мира мусульман

Аннотация. Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования взаимосвязи восприятия удовлетворенности жизнью и восприятия смерти в картине мира мусульман, проведенного в рамках диссертационного исследования автора. В картине мира человека особое место занимает психологическое благополучие личности как отражение гармонии ее внутреннего мира с окружающей средой и удовлетворенность жизнью, как его важнейшая составляющая. В то же время на протяжении большей части истории человечества одно из центральных мест в картине мира верующих занимали феномен смерти, а также различные верования людей относительно дальнейших перспектив посмертной жизни. Для людей, исповедующих такую религию, как ислам, в рамках священных текстов которой постулируется обязанность мусульман помнить о смерти и готовиться к ней, феномен смерти занимает одно из важнейших мест в картине мира. Представленное автором исследование направлено на определение возможности оценки, прогнозирования и коррекции уровня удовлетворенности жизнью верующих посредством формирования у них определенного восприятия смерти. Основными методами исследования являются теоретический анализ литературных источников, метод опроса, методы статистического анализа результатов эмпирического исследования: корреляционный и сравнительный анализ. В статье представлены результаты теоретического анализа удовлетворенности жизнью и восприятия смерти в картине мира мусульман. Выявлены особенности восприятия смерти у мусульман с разным уровнем удовлетворенности жизнью. На основе результатов корреляционного анализа и выявленных особенностей восприятия смерти показаны возможности повышения уровня удовлетворенности жизнью верующих. Представленные в исследовании материалы могут быть использованы в процессе подготовки занятий в условиях религиозного образования, психологического консультирования.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью; картина мира; восприятие смерти; страх смерти; личность; религиозность; ислам

Введение

В жизнедеятельности людей картина мира выполняет ряд важных функций, в частности наполняет культурным содержанием восприятие окружающих вещей, опосредует человеческие коммуникации, воплощает смысловой контекст взаимопонимания между людьми, способствует выработке программы поведения и ориентации человека в мире социальных явлений. По мнению А.Н. Леонтьева, целостная картина мира составляет исходное условие человеческого бытия и создается в процессе практической деятельности людей. Картина мира воплощает широкую панораму действительности, которая выходит за рамки личного мира индивида, его собственного опыта, непосредственных впечатлений и ощущений. В жизнедеятельности людей картина мира выполняет ряд важных функций, в частности наполняет культурным содержанием восприятие окружающих вещей, опосредует межличностное взаимодействие, воплощает смысловой контекст взаимопонимания между людьми, способствует выработке программы поведения и ориентации человека в мире социальных явлений [1]. Картина мира всегда индивидуальна, так как выстраивается непосредственно человеком на основе его опыта и личных особенностей. В этом плане важное значение приобретают личностные смыслы, ценностные ориентации, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью как его важнейшая составляющая. В то же время в ходе взаимодействия человека с социумом картина мира приобретает типичные структуры и элементы, свойственные всем или, по крайней мере, большинству членов того сообщества, в котором он существует, то есть картина мира человека всегда и социотипична. Более того, определенное сообщество или группа, в рамках взаимодействия своих членов, может создавать собственное знание, которое систематизируется в свою специфическую картину мира. Примером последней может быть картина мира людей, объединенных в рамках исповедования определенной религии. Сформированное данным сообществом религиозное знание (идеи), в виде неких догм и предписаний закрепляются в его культурных традициях и священных текстах и предполагает веру в них со стороны всех его членов. Вера в указанные идеи позволяет членам религиозного сообщества сформировать, как они считают, в некоторой степени, более полное, непротиворечивое и максимально определенное представление о мире. Таким образом, религиозная вера, лежащая в основе религиозности, формирует религиозную картину мира человека. Как отмечает Б.С. Братусь, религиозная вера возникает потому, что человек обладает психологической способностью верить, которая, в свою очередь, представляет собой условие любой деятельности. Поэтому вера — это не только религиозный, но и психологический феномен [2].

В картине мира человека особое место занимает психологическое благополучие личности как отражение гармонии ее внутреннего мира с окружающей средой и удовлетворенность жизнью, как его важнейшая составляющая, как инструмент для реализации настоящих моментов того, что называют человеческой жизнью. В то же время на протяжении большей части истории человечества одно из центральных мест в картине мира верующих занимали феномен смерти, а также различные учения и верования людей относительно дальнейших перспектив посмертной жизни, оказывая непосредственное влияние на формирование общечеловеческих ценностей [3]. В частности, по мнению Ф. Арьеса [4], восприятие смерти является в высшей степени существенной проблемой, рассмотрение которой способно пролить свет на системы мировидения, принятые в обществе, а вопросы, связанные с пониманием отношения верующих людей к потустороннему миру являются составной частью более общей проблемы их ментальностей, социально-психологических установок и способов восприятия действительности. Таким образом, данным высказыванием ученый также заявляет о том, что феномен смерти, занимая важнейшее место в картине мира человека, имеет свои особенности в картине мира верующих, связанных, в первую очередь, с представлениями о посмертном существовании.

Когда речь идет о приверженцах такой религии, как ислам, которая в рамках своих священных текстов убедительно постулирует обязанность мусульман помнить о смерти, готовиться к ней, говорит о ее предопределенности Богом и скорой неотвратимости, а также, помимо всего этого, имеет подробно разработанную эсхатологическую традицию, можно сделать предположение о том, что феномен смерти занимает одно из важнейших мест в картине мира мусульман.

При наличии активного интереса к проблеме удовлетворенности жизнью продолжается поиск источников повышения ее уровня. Между тем, в рамках отечественной психологической науки практически не изучены проблемы восприятия феномена смерти мусульманами. И, в частности, мало исследованы их представления и поведенческие установки в отношении смерти, а также других явлений и процессов, которые могут ассоциироваться у мусульман со смертью.

Таким образом, в силу особой значимости феномена смерти в картине мира мусульман можно рассматривать его с точки зрения возможного ресурса повышения уровня удовлетворенности жизнью путем коррекции собственно восприятия смерти.

Целью исследования является определение взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и восприятием смерти в картине мира мусульман для оценки возможности поиска новых резервов в повышении уровня удовлетворенности.

Проведенное эмпирическое исследование основано на теоретических положениях, касающихся представлений о картине мира, удовлетворенности жизнью и восприятия мусульманами смерти.

Религиозная картина мира предоставляет четкую образно-догматическую систему, которая помогает объяснить действительность (особенно в тех сферах, где наука оказывается бессильной), упорядочить знания о ней, обосновать нормы и ценности совместной жизни людей и придать ей осмысленность и глубину, сохранять и распространять образованность и культуру. Более того, религиозная картина мира является дуалистичной, разделяя мир на естественный и сверхъестественный, и обусловлена верой в существование Бога и абсолютный приоритет сверхъестественного мира [5]. Отметим, что основной проблематикой религиозной картины мира являются взаимоотношения Бога и человека.

Следует согласиться с мнением А.А. Залевской [6], которая указывает на то, что религиозная картина мира, в определенной степени, доступна и открыта для восприятия нового религиозного знания, его интерпретации и интериоризации, что позволяет ему непрерывно перестраиваться или достраиваться. Согласно отдельным исследованиям, иллюзия веры в справедливый мир придаёт своим владельцам адаптивные преимущества, позволяя им строить долгосрочные планы, отказываться от ситуативного удовольствия ради достижения долгосрочной главной цели, стимулировать деятельность, направленную на ее достижение.

При этом стоит отметить, что религиозная картина мира является одним из конструктов целостной картины мира человека, которая может включать в свою структуру, наряду с религиозной картиной мира, также научную картину мира, философскую картину мира и др. [7]. Наличие в общей (целостной) картине мира человека такой составной части, как религиозная картина мира, позволяет нам говорить о «картине мира верующего». Мы считаем, что данный термин лучшим образом отражает целостный характер картины мира человека, указывая при этом на наличие религиозного компонента в ее содержании.

Теоретическое обоснование исследования

В общем случае удовлетворенность психологами рассматривается как позитивная оценка различных аспектов жизни, имеющих для человека особое значение. В настоящее время большой интерес у исследователей вызывает изучение удовлетворенности жизнью. Как показали исследования, удовлетворенность жизнью тесно связана с удовлетворенностью в субъективно важных сферах жизни, таких как дружба, семья, условия труда, экономический статус, социальный статус, а также самооценка [8].

Существуют разные подходы к определению удовлетворенности жизнью. Гуревич П.С., отмечая влияние на удовлетворенность внешних и внутренних факторов, определяет ее как «оптимальное состояние человека, возникающее при соответствии потребностей личности с последствиями и результатами собственной деятельности, достижениями, характером взаимодействия с социальным окружением» [9].

По мнению Андреенковой Н.В. удовлетворенность жизнью — это «когнитивная сторона субъективного благополучия, которую дополняет аффективная сторона — положительные и отрицательные эмоции, которые человек испытывает в какой-то отрезок времени» [9].

Куликов Л.В. считает, что удовлетворенность жизнью следует рассматривать как показатель, отражающий систему отношения личности к своей жизни, включает принятие ее содержания, комфорт, состояние психологического благополучия [10].

И.А. Джидарьян отмечает, что жизненная удовлетворенность является оценочной категорией, мнением самих субъектов о своих переживаниях и восприятии жизни с точки зрения внутренних критериев и эталонов, независимо от того, что об этом думают другие, и насколько эти эталоны соответствуют или не соответствуют общепринятым взглядам и стандартам [11].

В целом удовлетворенность жизнью рассматривают и как способ проявления людьми своих чувств и эмоций, и как меру благополучия, оцениваемую с точки зрения настроения, и как удовлетворенность отношениями, достигнутыми целями, способностью справляться с текущими проблемами. Удовлетворенность жизнью, являясь основным когнитивным компонентом личного благополучия, рассматривается также как осознанная оценка собственной жизни, как инструмент для реализации настоящих моментов того, что называют человеческой жизнью [12].

Феномен смерти, а также различные учения и верования людей относительно дальнейших перспектив посмертной жизни, на протяжении большей части истории homo sapiens занимали одно из центральных мест в индивидуальной картине мира людей и, более того, имели определяющее значение в развитии общественно-культурных институтов и норм, а также оказывали непосредственное влияние на формирование общечеловеческих ценностей [3]. При этом религия выполняет и мировоззренческую, и психотерапевтическую функцию, поскольку образ мира, который она создает, включает потребность верить в продолжение жизни после смерти [13].

Когда речь идет о приверженцах такой религии, как ислам, которая в рамках своих священных текстов убедительно постулирует обязанность мусульман помнить о смерти, готовиться к ней, говорит о ее предопределенности Богом и скорой неотвратимости, а также, помимо всего этого, имеет подробно разработанную эсхатологическую традицию, можно сделать предположение о том, что феномен смерти занимает одно из важнейших мест в картине мира мусульман [3].

Так, согласно А.Л. Арзуманяну тема смерти и посмертного существования является одним из важнейших лейтмотивов исламского вероучения, закрепленного в священном писании мусульман — Коране, священном предании — Сунне, в комментариях к Корану — тафсирах, а также в трудах исламских ученых — исламском богословии. По мнению данного

ученого смерть является одной из главнейших категорий в Коране, а такие элементы эсхатологической традиции, как конец света, Судный день, воскрешение, Ад и Рай являются составными частями мусульманского символа веры [14]. Более того, в контексте восприятия смерти большое внимание уделяется страху. На протяжении большей части западной интеллектуальной истории предполагаемая связь между религией и страхом — и экзистенциональным страхом смерти в частности — характеризовалась двумя причинно-следственными связями: во-первых, страх мотивирует религиозную веру, а во-вторых, религиозная вера смягчает страх [15].

В рамках отечественной психологической науки практически не изучены проблемы восприятия феномена смерти мусульманами. И, в частности, мало исследованы их представления и поведенческие установки в отношении смерти, а также других явлений и процессов, которые могут ассоциироваться у мусульман со смертью. Не разработана проблема страха смерти, которая, как нам кажется, имеет свои особенности в религиозном сознании мусульман. Тем более не выявлено возможное влияние восприятия смерти и переживания страхов на удовлетворенность жизнью, что, как было сказано ранее, при значимости этих составляющих картины мира мусульман, может оказаться важным с точки зрения поиска дополнительных резервов повышения уровня удовлетворенности.

Организация, проведение исследования и обсуждение результатов

Для эмпирического исследования, оценки взаимосвязи восприятия смерти в общей картине мира мусульман и удовлетворенности жизнью использованы следующие методики:

• Авторская анкета «Смерть через призму религиозного сознания мусульман» для оценки и анализа отношения мусульман к смерти и сопутствующим ей проявлениям.

• Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) ДА. Леонтьева является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Результаты теста включают общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три смысложизненные ориентации и два варианта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».

• Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной), включающий шкалы: «Интерес к жизни», «Последовательность в достижении целей», «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями», «Положительная оценка себя и собственных поступков», «Общий фон настроения» показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни».

Результаты эмпирического исследования анализировались по следующим показателям: 1. Страх процесса умирания. 2. Страх несоблюдения посмертных ритуалов. 3. Страх личного небытия. 4. Страх перед смертью близких. 5. Страх за будущее близких, в случае свой смерти. 6. Страх неизвестности перед тем, что после смерти. 7. Страх могильных мучений. 8. Страх судного дня. 9. Страх ада. 10. Страх перед Аллахом. 11. Причины страха смерти. 12. Частота воспоминаний о смерти. 13. Усиливает ли ислам страх смерти. 14. Что есть предсмертные муки. 15. Описание судного дня, рая, ада в Коране и сунне. 16. Заслуживаю / не заслуживаю рая. 17. Готов/не готов к смерти. 18. Просьбы в молитвах. 19. Что бы Вы сказали Аллаху на судном

дне. 20. Судья самому себе на судном дне. 21. Большая важность настоящей/будущей жизни. 22. Столкновение со смертью в жизни. 23. Поиск счастья в земной жизни. 24. Наличие завещания. 25. Разговоры с близкими о своих похоронах. 26. Наличие страха смерти. 27. Общий показатель (СЖО); 28. Цели; 29. Процесс; 30. Результат; 31. Локус контроля-Я; 32. Локус контроля-жизнь; 33. Общий показатель ИЖУ; 34. Интерес к жизни; 35. Последовательность в достижении целей; 36. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями; 37. Положительная оценка себя и собственных поступков; 38. Общий фон настроения.

В исследовании приняли участие 142 человека. Анализ ответов на вопросы, касающиеся отношения к исламу, традициям и осознанности выбора религии позволил сделать вывод об однородности выборки по параметру «мусульманин». По показателям пол, возраст, религиозное и светское образование проводился дополнительный анализ их влияния на удовлетворенность жизнью, результаты которого в данной статье не приводятся.

Корреляционный анализ ответов на вопросы анкеты показал возможность ее использования для получения целостного представления о взаимосвязи различных показателей, определяющих представление мусульман о смерти и событиях, связанных с ней, а также то, что в общей картине мира переживание и самой смерти, и явлений, с ней связанных, имеет целостную структуру.

Проведенный на начальном этапе корреляционный анализ выделенных характеристик показал наличие статистически значимой корреляции между показателями восприятия смерти и удовлетворенности жизнью (р < 0,01). Для уточнения характера связи показателей восприятия смерти и удовлетворенности жизнь. вся выборка была поделена на группы по критерию «уровень удовлетворенности жизнью». Таким образом исследовались три выборки испытуемых: с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности жизнью.

Сравнительный анализ выборок, проведенный с использованием критериев Манна-Уитни и х2-Пирсона, показал следующие результаты.

Не установлено статистически значимых различий в уровне переживания страха у представителей разных выборок. В то же время тенденция к различию, позволяет говорить о том, что у мусульман с низким уровнем удовлетворенности жизнью уровень страхов смерти выше, чем у представителей выборки с высоким уровнем удовлетворенности.

Различия между средним и низким уровнем по критерию х2-Пирсона определены в показателе «Судья самому себе на Судном дне» (р < 0,01). Для мусульман с низким уровнем удовлетвроренности жизнью характерно мнение о том, что они не заслуживают Рая. Между выборками с низким и высоким уровнем удовлетворенности жизнью выявлены статистически значимые различия в ответах на вопросы «Усиливает ли ислам страх смерти» (р < 0,05), «Судья самому себе на Судном дне» (р < 0,01), «Подготовили ли Вы завещание» (р < 0,01). Мусульмане с низким уровнем удовлетворенности жизнью считают, что ислам усиливает страх смерти. В силу того, что верующие, размышляя о будущей жизни, часто осознанно соотносят все деяния в настоящей жизни с возможностью или невозможностью попадания в Рай, в данном случае низкий уровень удовлетворенности жизнью может быть связан с негативным отношением к себе и своим поступкам.

Корреляционный анализ показал наличие взаимосвязи удовлетворенности жизнью с показателями восприятия мусульманами смерти.

Большее количество связей имеют показатели «Цели», «Последовательность в достижении целей» и «Общий фон настроения». «Цели» положительно коррелирует с показателем «Поиск счастья в земной жизни» (r = 0.355, р < 0,05) и отрицательно с показателями «Страх могильных мучений» (r = -0.313, р < 0,05), «Страх ада» (r = -0.307,

р < 0,05) и «Частота воспоминаний о смерти» (г = -0.434, р < 0,01). «Последовательность в достижении целей» отрицательно коррелирует с показателями «Страх процесса умирания» (г = -0.371, р < 0,05), «Страх судного дня» (г = -0.318, р < 0,05), «Страх ада» (г = -0.393, р < 0,05) и «Страх перед Аллахом» (г = -0.323, р < 0,05). Отрицательно коррелируют «Общий фон настроения» и показатели «Страх перед смертью близких» (г = -0.406, р < 0,01), «Страх судного дня» (г = -0.306, р < 0,05), «Страх перед Аллахом» (г = -0.376, р < 0,05).

Среди показателей восприятия смерти большее количество связей имеет «Страх перед Аллахом», из чего можно сделать вывод о преобладании страха перед Аллахом над другими видами страха.

Таким образом источником снижения уровня удовлетворенности жизнью для мусульман данной выборки являются страх смерти независимо от его причины и воспоминания о смерти. Корреляция показателей «Цели» и «Поиск счастья в земной жизни», исходя из структуры ответов на вопрос о поиске счастья, показывает на возможность повышения уровня удовлетворенности жизнью через целенаправленную ориентацию на будущую жизнь.

В силу того, что характеристики выборки мусульман со средним уровнем удовлетворенности жизнью включают частично особенности выборок с низким и высоким уровнем удовлетворенности, целесообразно остановиться на двух выборках и рассмотреть особенности мусульман с высоким уровнем удовлетворенности.

Сравнительный анализ показал, что мусульмане с высоким уровнем удовлетворенности жизнью значимо отличаются тем, что в большей степени уверены в положительном влиянии ислама на снижение страха смерти, у них выражена надежда на то, что они достойны Рая, при жизни планируют составление завещания. У них ответы на вопрос о причинах страха смерти распределились в основном между вариантами «инстинкт самосохранения» и «деяния джиннов», что может свидетельствовать как о рациональном объяснении страха смерти, так и об обращении к исламу для объяснения этих причин.

В отличии от выборки с низким уровнем удовлетворенности жизнью у представителей данной выборки прослеживаются множественные связи между показателями удовлетворенности жизнью и восприятия смерти. При этом в данном случает отмечается большее количество показателей восприятия смерти помимо страхов. Среди показателей удовлетворенности жизнью большее количество связей имеют «Цели», «Локус контроля — жизнь», «Положительная оценка себя и собственных поступков». Из показателей восприятия смерти особого внимания заслуживают «Страх личного небытия» и «Столкновение со смертью в жизни».

«Цели» положительно коррелирует с показателем «Столкновение со смертью в жизни» (г = 0.339, р < 0,05), и отрицательно с показателями «Страх личного небытия» (г = -0.343, р < 0,05), «Страх могильных мучений» (г = -0.328, р < 0,05) и «Частота воспоминаний о смерти» (г = -0.344, р < 0,05). Таким образом столкновение со смертью в жизни способствует усилению веры, что повышает удовлетворенность жизнью. Страх смерти снижает уровень удовлетворенности также, как и постоянные мысли о смерти. Показатель «Локус контроля-жизнь» имеет положительные связи с показателями «Готов/не готов к смерти» (г = 0.371, р < 0,01), «Столкновение со смертью в жизни» (г = 0.315, р < 0,05) и отрицательные с показателями «Страх личного небытия» (г = -0.451, р < 0,01), «Страх перед смертью близких» (г = -0.445, р < 0,01), «Страх за будущее близких, в случае свой смерти» (г = -0.377, р < 0,01), «Наличие страха смерти» (г = -0.319, р < 0,05). Выделение данного показателя в качестве одного из значимых может свидетельствовать о том, что мусульмане с высоким уровнем удовлетворенности жизнью способны осознанно контролировать свою жизнь и в этом большое значение имеет именно принятие ислама как основы мироощущения. Готовность к смерти и

усиление веры при встрече со смертью в повседневной жизни способствуют увеличению уровня удовлетворенности жизнью, а страх смерти его снижает.

Если в выборке с низким уровнем удовлетворенности жизнью большее количество видов страха имеют одинаковое количество связей, то в данной выборке выделяется показатель «Страх личного небытия», который отрицательно коррелирует с показателями «Общий показатель (СЖО)» (г = -0.328, р < 0,05), «Цели» (г = -0.343, р < 0,05), «Результат» (г = -0.320, р < 0,05), «Локус контроля-Я» (г = -0.296, р < 0,05), «Локус контроля — жизнь» (г = -0.451, р < 0,01). Таким образом усиление именно этого вида страха способствует изменению жизненных целей, осмысленности выборов и оценок.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между показателями удовлетворенности жизнью и восприятием смерти у мусульман. В качестве факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью, необходимо отметить страх смерти, готовность к смерти, способность быть судьей самому себе на Судном дне, готовность к смерти, восприятие ислама с позиции формирования жизненных установок, позволяющих справляться со страхом смерти.

Выявленные различия в содержании и характере связей между характеристиками восприятия смерти и показателями удовлетворенности жизнью показывают наличие возможности повышения уровня удовлетворенности путем коррекции отношения к смерти.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе религиозного образования, консультационной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. — Т. II. — М.: Педагогика, 1983. — С. 251-261.

2. Братусь Б.С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б.С. Браиусь, Н.В. Инина // Вестн. Моск. Ун-та. Серия Психология. — 2011. — № 1 — С. 25-38.

3. Сафин Р.Ш. Психологические установки и представления в отношении феномена смерти в религиозном сознании мусульман / Р.Ш. Сафин // Казанский педагогический журнал. — № 3. — 2020. — С. 267-276.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.

5. Кириллов Э.П. Социокультурные основания религиозной картины мира // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 23. — С. 7-11.

6. Залевская А.А. Психолингвистической подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: ВГУ, 2001.

7. Маркина Ю.А. Религиозная картина мира: психолингвистический аспект / Ю.А. Маркина// Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4(16). — 72 с.

8. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. / М. Аргайл — СПб.: Питер, 2003. — 271 с.

9. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 5(99). — С. 189-215.

10. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов — В кн.: В.Ю. Большакова (ред.). Общество и политика. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та. — С. 476-510.

11. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 2. — С. 4048.

12. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев — М.: Флинта; Наука. — 165 с.

13. Рогозин Д. Как возможен осмысленный разговор о смерти / Д. Рогозин // Социокультурные исследования. 2014. № 1(103). С. 18-31.

14. Арзуманян А.Л. Вопросы эсхатологии в мусульманской литературе / А Л. Арзуманян. — М.: «Муравей», 2003. — 207 с.

15. Юревич А.В. Отношение к смерти как психологическая проблема / А.В. Юревич // Вопросы психологии. 2017 (4). — С. 76-86.

Safin Renat Shakirovich

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia E-mail: 9033077240@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8070-2798 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1002613

The relationship of life satisfaction with the perception of death in the picture of the world of Muslims

Abstract. The article is devoted to a discussion of the results of an empirical study of the relationship between the perception of life satisfaction and the perception of death in the Muslim worldview. In the picture of the human world, a special place is occupied by the psychological well-being of the individual as a reflection of the harmony of her inner world with the environment and satisfaction with life, as its most important component. At the same time, for most of the history of mankind, one of the central places in the picture of the world of believers was occupied by the phenomenon of death, as well as various beliefs of people regarding the future prospects of life after death. For people professing a religion such as Islam, within the framework of which sacred texts postulate the obligation of Muslims to remember death and prepare for it, the phenomenon of death occupies one of the most important places in the picture of the world. The study presented by the author is aimed at determining the possibility of assessing, predicting and correcting the level of life satisfaction of believers through the formation of a certain perception of death in them. The main research methods are theoretical analysis of literary sources, the survey method, methods of statistical analysis of the results of empirical research: correlation and comparative analysis. The article presents the results of a theoretical analysis of life satisfaction and the perception of death in the Muslim worldview. The features of the perception of death among Muslims with different levels of life satisfaction are revealed. Based on the results of the correlation analysis and the identified features of the perception of death, the possibilities of increasing the level of life satisfaction of believers are shown. The materials presented in the study can be used in the process of preparing classes in the conditions of religious education, psychological counseling.

Keywords: satisfaction with life; picture of the world; perception of death; fear of death; personality; religiosity; Islam

19PSMN522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.