Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ МУСУЛЬМАН'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СМЕРТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТРАХ СМЕРТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / КАРТИНА МИРА / МУСУЛЬМАНЕ / ОБОСНОВАННАЯ ТЕОРИЯ / PHENOMENON OF DEATH / PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / PSYCHOLOGICAL REPRESENTATIONS / FEAR OF DEATH / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / WORLD VIEW / MUSLIMS / GROUNDED THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафин Р.Ш.

В публикации рассматривается место феномена смерти в структуре картины мира практикующих мусульман. Главной целью работы стала попытка, категорировать и описать различные психологические установки и представления респондентов в отношении смерти, а также других явлений и процессов, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью. Указанная цель реализовывалась в рамках качественной методологии обоснованной теории (Grounded theory). В рамках данной работы нами описаны отдельные закономерности формирования индивидуальных религиозных нормативов верующих в отношении смерти, а также их влияние на структуру страхов личности и выработку личных психологических защитных механизмов и техник совладания со страхом смерти. Помимо этого, определен ряд факторов, которые могут оказывать влияние на структуру и содержание индивидуальных религиозных нормативов мусульман; приведена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ATTITUDES AND REPRESENTATIONS REGARDING THE PHENOMENON OF DEATH IN THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF MUSLIMS

The publication analyzes the place of the phenomenon of death in the structure of the Muslimsworld view. The main goal of the work was to try to categorize and describe the various perceptions and behavioral attitudes of the respondents regarding death, as well as other phenomena and processes that are directly associated with death. This goal was implemented by means of a qualitative methodology "Grounded theory". In the framework of the above mentioned study, we have studied the patterns of formation of individual religious norms of believers in relation to death, as well as their influence on the structure of personal fears and shaping of personal psychological defense mechanisms and techniques for coping with the fear of death. In addition, factors that can influence the structure and content of Muslims’ individual religious norms are identified, and their classification is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ МУСУЛЬМАН»

Общая психология

УДК 159.9.075

Психологические установки и представления в отношении феномена смерти в религиозном сознании мусульман

Psychological attitudes and representations regarding

the phenomenon of death in the religious consciousness of Muslims

Сафин Р.Ш., Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан,

9033077240@mail.ru

Safin R., Center of Islamic Studies Tatarstan Academy of Sciences, 9033077240@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.038

Ключевые слова: феномен смерти, психологические установки, психологические представления, страх смерти, религиозное сознание, картина мира, мусульмане, обоснованная теория.

Keywords: phenomenon of death, psychological attitudes, psychological representations, fear of death, religious consciousness, world view, Muslims, grounded theory.

Аннотация. В публикации рассматривается место феномена смерти в структуре картины мира практикующих мусульман. Главной целью работы стала попытка, категорировать и описать различные психологические установки и представления респондентов в отношении смерти, а также других явлений и процессов, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью. Указанная цель реализовывалась в рамках качественной методологии обоснованной теории (Grounded theory). В рамках данной работы нами описаны отдельные закономерности формирования индивидуальных религиозных нормативов верующих в отношении смерти, а также их влияние на структуру страхов личности и выработку личных психологических защитных механизмов и техник совладания со страхом смерти. Помимо этого, определен ряд факторов, которые могут оказывать влияние на структуру и содержание индивидуальных религиозных нормативов мусульман; приведена их классификация.

Abstract. The publication analyzes the place of the phenomenon of death in the structure of the Muslims' world view. The main goal of the work was to try to categorize and describe the various perceptions and behavioral attitudes of the respondents regarding death, as well as other phenomena and processes that are directly associated with death. This goal was implemented by means of a qualitative methodology "Grounded theory". In the framework of the above mentioned study, we have studied the patterns of formation of individual religious norms of believers in relation to death, as well as their influence on the structure of personal fears and shaping of personal psychological defense mechanisms and techniques for coping with the fear of death. In addition, factors that can influence the structure and content of Muslims' individual religious norms are identified, and their classification is given.

Введение. Феномен смерти, а также различные учения и верования людей относительно дальнейших перспектив посмертной жизни, на протяжении большей части истории человечества занимали одно из центральных мест в индивидуальной картине мира людей и, более того, имели определяющее значение в развитии общественно--культурных институтов и норм, а также оказывали непосредственное влияние на формирование общечеловеческих ценностей. В частности, по мнению Ф. Арьеса, восприятие смерти является в высшей степени существенной проблемой,

рассмотрение которой способно пролить свет на системы мировидения, принятые в обществе, а вопросы, связанные с пониманием отношения верующих людей к потустороннему миру, являются составной частью более общей проблемы их ментальностей, социально-психологических установок и способов восприятия действительности [1].

Похожую точку зрения мы встречаем у И. Измайлова, который указывает, что смерть и опыт ее осмысления, осознание конечности земного пути и бренности земного существования являются «осевой» проблемой человеческой

культуры, поскольку именно на этих представлениях основывались основные предрассудки, духовные ценности и ритуалы общества [2].

Когда же мы говорим о приверженцах такой религии, как ислам, которая в рамках своих священных текстов убедительно постулирует обязанность мусульман помнить о смерти, готовиться к ней, говорить о ее предопределенности Богом и скорой неотвратимости [3], а также, помимо всего этого, имеет подробно разработанную

эсхатологическую традицию, то считаем возможным сделать предположение о том, что феномен смерти занимает одно из важнейших мест в картине мира мусульман.

Согласно имеющимся исследованиям, мусульмане достаточно ясно осознают свою смертность и отрицают наличие у них страха перед ее неотвратимостью. Это, в первую очередь, возможно благодаря наличию дальнейшей перспективы, а именно - веры в посмертное существование. В частности, были установлены следующие виды позитивных убеждений в отношении смерти, выработанные респондентами в результате позитивного переформулирования: «смерть это дверь в другой мир», «смерть только этап», «смерть это только начало», «путь в Рай», «встреча с ангелами», «встреча с Богом», «торжество справедливости на Судном дне», «Рай и райские наслаждения», «почетный отдых», «встреча с умершими родственниками и любимыми, воссоединение семьи» и другие [4].

Согласно А.Л. Арзуманяну, тема смерти и посмертного существования является одним из важнейших лейтмотивов исламского вероучения, закрепленного в священном писании мусульман -Коране, священном предании - Сунне, в комментариях к Корану - тафсирах, а также в трудах исламских ученых - исламском богословии. По мнению данного ученого, смерть является одной из главнейших категорий в Коране, а такие элементы эсхатологической традиции, как конец света, Судный день, воскрешение, Ад и Рай являются составными частями мусульманского символа веры. По его словам, «в каком-то смысле идея смерти и последующего за ним воскресения есть фундамент, на котором основано этическое учение ислама» [5].

Таким образом, мы можем заключить, что эсхатологические представления и вера в них являются для мусульман важным нормативом, который в том числе определяет принадлежность человека к данной религии. При этом следует

понимать, что нормативы призваны формировать определенные рамки поведения или соответствующее отношение к каким-либо явлениям. В случае с эсхатологическими нормативами, они, но нашему мнению, могут задавать верующему некие рамки в вопросах личностного восприятия смерти и посмертного существования, а также участвовать в формировании его отношения к данным категориям.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, при изучении психологических аспектов отношения мусульман к смерти, следует опираться на предположение, что оно в немалой степени формируется через призму эсхатологических категорий, их понимания и интерпретации.

В рамках данного исследования мы поставили следующие задачи:

- на основе проведенных интервью выявить ключевые психологические установки и представления в отношении феномена смерти в религиозном сознании мусульман;

- установить роль религиозных нормативов ислама (догматов и постулатов исламского вероучения), в вопросах формирования индивидуальных представлений и психологических установок респондентов в отношении феномена смерти, а также других явлений и процессов, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью;

- проанализировать значение индивидуальных религиозных представлений и, сформированных на их основе психологических установок респондентов в вопросах преодоления страха смерти, а также страхов перед другими явлениями и процессами, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью.

- обозначить факторы, которые могут оказывать влияние на содержание и состав психологических установок и индивидуальных представлений в отношении смерти в религиозном сознании мусульман.

Материалы и методы исследования. В данной статье автор анализирует данные, полученные в рамках проведенного в 2019 году эмпирического исследования (глубинных интервью) в г. Казани, в рамках которого было обследовано 10 человек в возрасте от 23 до 62 лет, из которых 4 женщины и 6 мужчин. Все указанные лица указали, что являются практикующими мусульманами-суннитами, 8 из 10 респондентов имеют религиозное образование. Полное описание критериев, предъявленных к респондентам представлено в статье автора [4].

Анализ полученных данных осуществлялся в рамках методологии «обоснованная теория» (Grounded theory). Данный подход - это качественный исследовательский метод, который использует систематический ряд процедур для разработки индуктивно выведенной

обоснованной теории некого явления. Основной процедурой данного метода является кодирование, которое, в свою очередь, подразделяется на три типа: открытое, осевое и избирательное. В ходе процесса кодирования осуществляются разбивка, исследование, сравнение, концептуализация и категоризация данных, установление связей между различными категориями, а также выявление центральных категорий [6].

Прежде, чем перейти к изложению результатов исследования, стоит отметить следующие особенности использования методологии качественного исследования. Так, Бусыгина Н.П., рассматривающая в своих работах использование подхода обоснованной теории в психологии, указывает на то, что качественные исследования часто называют

междисциплинарным и трансдисциплинарным, мультипарадигмальным и

мультиметодологическим полем, где стираются четкие границы между дисциплинами, и, порой, сложно четко определить, к какой области знания относится то или иное исследование [7]. А по мнению Семеновой В.В.: «Представление результатов исследования может быть различным (в зависимости от ориентации исследователя на тот или иной концептуально-методологический подход), но, как правило, по стилю это близкое к обыденной или художественной речи описание с большим количеством цитат из устной или письменной речи респондентов, а по жанру -интерпретация, гипотезы или размышление об интересующем исследователя феномене» [8].

Результаты исследования. Предварительно необходимо упомянуть, что в ходе предыдущего исследования, посвященного проблемам совладания со страхом смерти у практикующих мусульман, автором были выявлены следующие события и явления, которые напрямую ассоциируются у мусульман со смертью: предсмертное состояние; религиозные ритуалы, связанные с похоронами; могильные мучения; Судный день; встреча с Богом (на Судном дне); будущая жизнь (в потустороннем мире); Ад и адские муки; Рай и наслаждение райскими благами [4]. Данные феномены могут служить как ресурсом для позитивного

переформулирования смерти (будущая жизнь, Рай), так и являться базой для формирования

страхов (муки смерти, могильные мучения, Судный день, Ад).

В настоящем исследовании мы остановимся на более подробном анализе отдельных элементов картины мира наших респондентов. В частности, мы рассмотрим их психологические установки и представления, которые, на наш взгляд, в большей степени определяют личностное восприятие феномена смерти. Также рассмотрим, какие из обозначенных представлений и установок были сформированы на основе норм исламского вероучения.

Согласно выбранной нами методологии исследования, психологические установки и представления респондентов в отношении смерти, предсмертного состояния, посмертного существования, других феноменов, которые упоминаются ими в контексте разговора о смерти, было решено объединить в категории. Так, в ходе анализа полученных данных, нами были выделены десять основных категорий, некоторые из которых также были разбиты на подкатегории. Всем категориям и подкатегориям даны условные наименования. Имена, присвоенные

респондентам, являются вымышленными.

Категория «Я боюсь» отражает заявленные респондентами страхи, связанные со смертью и другими явлениями, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью, а также обоснование данных страхов. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Страх процесса умирания»;

2. «Страх умереть без проведения соответствующих посмертных религиозных ритуалов»;

3. «Страх смерти»;

4. «Страх перед смертью близких людей»;

5. «Страх за будущее близких людей, в случае своей смерти»;

6. «Страх неизвестности»;

7. «Страх могильных мучений»;

8. «Страх Судного дня»;

9. «Страх Ада и адских мук».

Последующий предварительный анализ

психологических установок и представлений респондентов, объединенных в данную категорию, указывает на следующие особенности восприятия феномена смерти:

- большинство респондентов не отрицают наличие у них инстинктивного страха смерти, хотя причиной этому могут указать злых духов или других мифологических существ (Юсуф, мужчина среднего возраста, имеет среднее религиозное образование, имеет высшее светское образование: «...А страх смерти, конечно же, он

у каждого есть. ...шайтан, джинны внушают человеку страх к смерти»);

- некоторые респонденты указывают, что с приходом в ислам начали больше бояться смерти, а также то, что ислам культивирует страх смерти;

- респонденты обозначают некоторые условия, при наличии которых они острее испытывают страх смерти (Сулейман, мужчина среднего возраста, имеет высшее религиозное образование и неоконченное высшее светское образование: «Я боюсь смерти в некоторых моментах своей жизни: когда я к ней не готов, и я в грехе или в беспечности. И я прошу Аллаха, чтобы в этот момент ко мне смерть не пришла»);

- некоторые респонденты заявляют о наличии страха перед смертью близких людей, в особенности - детей и внуков, а также страха за будущее детей, в случае своей смерти;

- страх смерти как страх неизвестности, на который указывают некоторые респонденты, оставляет вопросы, с учетом того, что в исламской эсхатологической традиции достаточно подробно описаны все этапы будущей жизни. Данное обстоятельство может указывать на тот факт, что не все нормы мусульманского вероучения могут иметь достаточный уровень достоверности в сознании современного человека;

- феномен смерти в сознании респондентов чаще всего сливается с посмертным существованием (будущей жизнью), а страх смерти - с ужасами могильных мучений, Судного дня и Ада (Марьям, женщина среднего возраста, имеет высшее религиозное образование и высшее светское образование: «Ну это [смерть и Судный день] одно и то же для мусульман. Смерть для них предполагает последующий ответ перед Богом»);

- выполнение посмертных ритуалов воспринимается как часть смерти, а именно, как часть «правильной» смерти;

- психологические установки и представления, лежащие в основе таких подкатегорий, как «Страх процесса умирания», «Страх смерти», «Страх перед смертью близких людей», «Страх за будущее близких людей, в случае своей смерти» и «Страх неизвестности», на наш взгляд, не продиктованы нормами ислама, тогда как представления и установки, составляющие подкатегории «Страх умереть без проведения соответствующих посмертных религиозных ритуалов», «Страх могильных мучений», «Страх Судного дня», «Страх Ада и адских мук» закреплены нормами священных текстов мусульман, а следовательно имеют для

них нормативный характер. При этом стоит отметить, что данные религиозные нормы, особенно, в части, касающейся этапов посмертного существования, могут

интерпретироваться и трактоваться

респондентами достаточно вольно, что также может отражать тот уровень достоверности, который они имеют в их сознании, что, в свою очередь, влияет и на психологические особенности восприятия ими феномена смерти.

Категория «Я не боюсь смерти» включает установки и представления респондентов, содержащие отрицание страха перед смертью (перед фактом смертности и концом личного бытия) и его обоснование.

Ибрагим, мужчина среднего возраста, имеет среднее религиозное образование: «.Ислам нас учит не бояться смерти. Относиться положительно, потому что это милость Аллаха».

Яхья, мужчина среднего возраста, имеет высшее светское образование: «.с исламом уже смерть не страшна, потому что у нас там говорят: Рай, туда-сюда. Все равно у мусульман есть такая надежда, что мы попадем в Рай».

В данном случае, на наш взгляд, обозначая вышеуказанные представления, респонденты опираются на постулаты ислама о будущей жизни и божьей милости.

Мы можем наблюдать некие противоречия между отдельными представлениями и психологическими установками респондентов, составляющих указанную категорию и категорию «Я боюсь». Природу данных противоречий необходимо изучать дополнительно, между тем предварительно возможно сделать допущение, что, говоря о страхе перед смертью, респонденты имеют в виду неосознанный инстинктивный страх, тогда как, отрицая страх перед смертью, обозначают свою сознательную позицию, основанную, в первую очередь, на нормах исламского вероучения.

Категория «Мои представления о смерти» отражает психологические установки и представления респондентов об отдельных аспектах образа смерти, а также их отношение к ней. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Предопределенность смерти Богом»;

2. «Муки смерти»;

3. «Смерть как испытание»;

4. «Смерть как этап»;

5. «Смерть как ограничитель».

На наш взгляд, установки и представления, лежащие в основе вышеуказанных подкатегорий,

помимо подкатегории «Муки смерти», соответствуют исламскому вероучению.

Также стоит обратить внимание на то, что, согласно представлениям респондентов, смерть, а также ее время, место и обстоятельства, являются «делом» Бога и определяются только им (Фатима: «Понимаете у Бога своя очередь. ...Он скажет родись - родишься. ... И уход души тоже так же. Всему свое время, но это время не мы определяем, это время определяет, определяется Богом»), что, в свою очередь, закреплено положениями Корана (К, 9:51, 57:22 и др.). Это подводит их к выводу о том, что смерть для мусульман не может быть неким событием, которое стоит воспринимать негативно. Таким образом, респонденты наделяют смерть и муки смерти неким сакральным содержанием, что может служить ресурсом для различных копинг-стратегий. Как следствие, мы можем, в том числе, наблюдать следующие виды рефрейминга смерти и ее мук - милость Бога, очищение, испытание, этап и др.

Категория «Желанная и нежеланная смерть» описывает психологические установки и представления респондентов об образах желаемой и нежелаемой смерти. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Легкая смерть»;

2. «Достойная смерть»;

3. «Нехорошая смерть»;

4. «Неправильная смерть».

В данной категории представления и установки в большей своей части не носят нормативного характера, хотя косвенно нормы ислама оказывают влияние на формирование в сознании мусульман образа достойной и нехорошей смерти.

Мы можем наблюдать, что условия и обстоятельства смерти имеют важное психологическое содержание для наших респондентов. Это, например, подтверждается тем, что просьба о легкой и достойной смерти входит в ежедневную мольбу к Богу отдельных респондентов (Ибрагим: «Поэтому ты делаешь дуа: «О Аллах, позволь мне умереть достойной смертью, спокойной смертью, благой смертью, а не в позоре или при каких-то мучениях»). Помимо этого, по мнению некоторых респондентов, условия и обстоятельства смерти могут повлиять и на посмертное существование человека.

Категория «Представления о будущей жизни» отражает психологические установки и представления респондентов относительно различных этапов «загробной» (потусторонней) жизни. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Представления о могильных мучениях»;

2. «Представления о Судном дне»;

3. «Представления об Аде»;

4. «Представление о Рае».

По аналогии с категорией «Я боюсь», мы можем сделать вывод о том, что в данной категории имеют место установки и представления, основанные на религиозных нормативах. При этом мы можем наблюдать тот факт, что одни респонденты, описывая свои представления о будущей жизни, иллюстрируют картины, близкие к нормативным концепциям ислама, другие заявляют о том, что описанные в Коране и других источниках ислама образы этапов посмертного существования - лишь аллегории, и дают свою интерпретацию данных нормативов, а третьи затрудняются в объяснении своего видения обозначенных тем, ссылаясь на недоступность их понимания для человеческого сознания.

Здесь следует особо отметить то обстоятельство, что, несмотря на подробную эсхатологию, закрепленную во всех важнейших источниках ислама, респонденты могут достаточно свободно интерпретировать их постулаты, заявляя об их аллегоричном характере.

Категория «Подготовка и готовность к смерти» включает психологические установки и представления респондентов в отношении требований ислама о подготовке к смерти и посмертному существованию, а также содержит оценку степени личной готовности к данным событиям.

Установки и представления респондентов, составляющие данную категорию, носят нормативный характер в связи с тем, что такая обязанность мусульман закрепляется

священными текстами (К., 2:176 (180) и др.).

Предварительный анализ психологических установок и представлений респондентов, объединенных в данную категорию, указывает на то, что они имеют четкое представление о том, что при жизни необходимо вести подготовку к смерти. Это заключается в совершении одобряемых религией действий (благих деяний) и воздержании от нежелательных и запрещенных поступков. Также следует указать, что некоторые респонденты к проблеме готовности к смерти относят вопросы подготовки к смерти в плане ритуальной составляющей: написание завещания, приготовление различных атрибутов

погребальной одежды и других необходимых составляющих похоронных ритуалов. На наш взгляд, данные психологические установки и представления способствуют принятию своей

смертности и более осознанному отношению к повседневной жизни, что, в свою очередь, может благоприятно влиять на общий психологический настрой человека.

Помимо этого, отдельные респонденты заявляют о некоторых условиях, определяющих их психологическую готовность или неготовность к смерти, которые могут усиливать (грех, беспечность) либо ослаблять (совершение обязательных религиозных ритуалов, чтение религиозных текстов) страх перед смертью (Сулейман: «Но бывают моменты, когда я совсем готов к смерти - после намаза, чтения Корана. Вообще не боишься. Принимаешь это как нечто нужное»).

Категория «Мои приоритеты: земная жизнь vs будущая жизнь» (Прим. автора: vs - сокращение латинского слова «versus», означающее «против») отражает представления респондентов о взаимосвязи и взаимовлиянии жизни в этом мире и в мире загробном, а также личные приоритеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологические установки и представления респондентов, включенные в указанную категорию, основаны на вере в будущую жизнь, следовательно, по аналогии с категориями «Я боюсь» и «Представления о будущей жизни», носят нормативный характер.

В данном случае следует отметить то обстоятельство, что нормы ислама однозначно призывают мусульман к тому, чтобы основным приоритетом считать будущую жизнь (К., 29:64, 57:19(20)-20 и др.). Это положение подтверждают и сами респонденты (Иса: «И все подводится к этой концепции, что жизнь - это посевное поле, а основная наша жизнь там и поэтому должны эту жизнь использовать, чтобы пожать плоды там, а не здесь»), в том числе при упоминании интервьюером стихов Корана, указанных выше. Между тем, некоторые из респондентов, одновременно с данным заявлением, говорят о равнозначности земной и будущей жизни, входя в некоторое противоречие, другие респонденты признают несоответствие своих установок нормам ислама. Также есть мнение, что приоритет между данными явлениями в сознании мусульманина может сдвигаться со временем и зависит от длительности пребывания человека в исламе и накопленного религиозного опыта (Амина: «Когда человек приходит в ислам, у него бывает несколько этапов. В начале он очень сильно в исламе и даже близко к каким-то радикальным взглядам, потом человек следует заветам ислама, но принимает то, что он несовершенен, а потом бар - бар, юк - юк (Прим. автора: в пер. с татарского - есть - есть,

нет - нет). Если бы вы поговорили со мной 5 лет назад, я бы с вами абсолютно и полностью согласилась и сказала, что для меня эта жизнь -ничто, и готова отречься от всего в этой жизни и следовать бесконечно поклонению, чтению Корана и т.п. А сейчас, на данном жизненном этапе, я понимаю, что это все важно»).

Категория «Мои перспективы в будущей жизни» отражает оценку респондентами степени соответствия их земной жизни требованиям ислама (благочестивость), и основывающиеся на этой оценке предположения об их судьбе в будущей жизни (попадание в Ад или в Рай). Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Я не заслуживаю Рая».

Муса: «...я говорю во время намаза: «Эй Раббым (Прим. автора: в пер. с арабского - О, Господь), если бы я был судьей самому себе, то я бы себе не дал Рай!». Я 40 лет строил свой дом, день и ночь работал для этого и только-только оплатил его. И мне еще повезло. Некоторые всю жизнь работают и не могут себе квартиру даже купить! А ты хочешь за эти 70 лет заслужить Рай?! Поэтому, если бы я был судьей самому себе, я бы не дал этому человеку Рай».

2. «Надежда».

Ибрагим: «Ты не можешь быть уверен, что то, что ты сделал и делаешь, ты не можешь быть уверен, что твои дела, все, что это твоя путевка, билетв Рай, ты защищен, что никаких тревог тебя не ждет... Нет, нет, конечно, все это по милости Аллаха. Ты создаешь причины и ты надеешься».

Психологические установки и представления респондентов, включенные в указанную категорию основаны на вере в Бога и будущую жизнь, а следовательно в определенной степени соответствуют нормам ислама.

Рассматривая установки и представления респондентов, составляющие данную категорию, мы можем наблюдать отсутствие у респондентов уверенности в благоприятном исходе для них Судного дня. Также большинство респондентов не имеют полной убежденности в том, что их благие деяния, например, намаз, паломничество (хадж) и др., будут приняты Богом в качестве таковых. По нашему мнению, данные установки и представления являются социотипическими, и, с одной стороны, могут служить дополнительным стимулом к сохранению человеком той формы поведения, которая соответствует ценностям ислама, несмотря на уже имеющиеся заслуги, а с другой стороны могут вызывать тревожность, низкую самооценку, неудовлетворенность собой, зависимость от мнения других.

На фоне этого для респондентов важную роль играет концепция надежды, и, в первую очередь, надежды на милость Бога. На наш взгляд надежда выступает в качестве механизма компенсации, которая призвана, в некоторой степени, преодолеть негативные последствия страха перед Судным днем и чувства неуверенности в принятии Богом их благих поступков. При этом, сама концепция надежды является религиозно-нормативной (К., 13:13(12) и др.).

Категория «Чувства к Богу» описывает высказанные респондентами чувства и эмоции, которые они испытывают к Богу в контексте понимания смерти и посмертного существования. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Ответственность»;

2. «Чувство вины»;

3. «Страх»;

4. «Благодарность»;

5. «Любовь»;

6. «Ослабление веры»;

7. «Усиление веры».

В данном случае стоит отметить тот факт, что сама религия ислам призывает верующих к переживанию определенных чувств и эмоций по отношению к Богу в своих нормах и, в частности - к страху (К., 2:38(40), 4:10(9) и др.), к любви (К., 2:160(165), 3:29(31) и др.), к благодарности (К., 2:167(172), 29:16(17) и др.), к покаянию и раскаянию (К., 27:47(46), 16:120(119) и др.), к ответственности (К., 16:93(91), 33:23 и др.). То есть мы можем говорить о нормативном характере данных установок.

Психологические установки и представления, включенные в подкатегории «Ослабление веры» и «Усиление веры», не носят нормативного характера, но, по нашему мнению могут оказывать определенное влияние на уровень принятия человеком тех или иных религиозных нормативов, а также на соответствие им его поведения. Также наблюдается изменение степени осознанности в отношении к жизни. Примером здесь могут служить следующие цитаты Мусы:

«Вот я сейчас с вами говорю об Аллахе, Рае и чувствую себя очень верующим. Но когда я отсюда выйду на улицу, там мини-юбки, вопросы о деньгах, вопросы о бизнесе, и я начинаю слабеть. Опять иду в мечеть, иду к Аллаху, и опять укрепляюсь. Потом встречаюсь с обманщиком-мусульманином, встречаюсь с философом-мусульманином, который не мусульманин и задает эти вопросы, которые ведут меня от веры. Опять ухожу. Потом опять намаз, и я снова сильный. И пять раз в день мы

восстанавливаем присягу Аллаху» («Ослабление веры»).

«Был период в моей жизни, когда я очень сильно болел. Это была врачебная ошибка, честно говоря. У меня нашли саркаидоз. ... Это очень редкий диагноз, но если он подтверждается, то мне оставалось жить около трех недель. Мне было очень страшно, скажу прямо. .Вот в этот момент у меня все планы исчезли! Я хотел найти всех, которых я когда-либо обидел, даже в детстве, в школе, в институте, чтобы попросить прощения. Я даже позвонил одному своему однокласснику, которого я когда-то обидел и не видел уже 25 лет. После этих событий я стал очень щедрым! Я стал прощающим, я стал плачущим» («Усиление веры»).

Категория «Моя жизнь в этом мире» отражает психологические установки и представления респондентов, касающиеся отдельных аспектов их настоящей жизни, которые они чаще всего упоминают в рамках разговора о смерти и посмертном существовании. Данная категория включает следующие подкатегории:

1. «Аллах лучше знает и сделает лучше, чем вы»;

2. «Мои цели и ценности»;

3. «Сопоставление мусульман с немусульманами».

Делая анализ данной категории, следует указать следующие обстоятельства. В подкатегории «Аллах лучше знает и сделает лучше, чем вы» представлены психологические установки и представления респондентов, в которых ими презюмируется, что Богу лучше известно, что есть благо для человека (Ибрагим: «Аллах знает. Вы не знаете»), в том числе, в данном ракурсе говорится о болезни, предсмертных муках и смерти. Тем самым, по нашему мнению, в сознании мусульманина феномен смерти может иметь позитивную коннотацию или, по крайней мере, не нести однозначной негативной эмоциональной окраски. Также в рамках указанной категории имеются установки и представления о том, что в случае смерти человека, Бог лучше сможет позаботиться о его близких, чем он сам (Муса: «.я знаю, что Аллах лучше позаботится о моих родственниках, чем я. Я их не кормлю, Аллах их кормит. Поэтому я говорю жене, чтобы она рожала и рожала. Я здесь только посредник. И Аллах найдет здесь другого посредника, если меня не будет. Аллах лучший для них кормитель, лучший для них воспитатель, Аллах лучше для них»). Данные представления содержат определенный ресурс

для преодоления страха за будущее близких людей, в случае своей смерти и могут выполнять роль защитного механизма. Психологические установки и представления респондентов, входящие в данную подкатегорию соответствуют нормам ислама, то есть являются нормативными (К., 2:213, 29:60 и др.).

Подкатегорию «Мои цели и ценности» составляют представления респондентов в отношении об их главных приоритетах, среди которых чаще всего можно встретить здоровье, семью и детей. Данные представления не являются нормативными. Между тем, можно встретить и такие цели и ценности, как «Рай», «довольство Бога», которые выступают в качестве нормативных (К., 9:73(72) и др.).

В рамках подкатегории «Сопоставление мусульман с немусульманами» респонденты оценивают свое положение в будущей жизни как более благоприятное по сравнению с неверующими и представителями других верований, что также соответствует нормам ислама (К., 2:208(212) и др.). Например, Муса говорит: «Я очень сочувствую неверующим, потому что они умирают с сомнениями. Мне даже больше жалко неверующих, чем своего деда, который умер в исламе. Был случай, когда у одного пожилого ученого сначала умер брат, а через несколько дней умер его сын. Так вот когда умер брат, то он очень горько плакал, а когда умер сын, он грустил, но не плакал. Его спросили: «Почему ты так плакал тогда, и не плачешь сейчас?». И он ответил, что его сын был мусульманином, читал намаз и с ним он еще обязательно увидится в Раю, а брат был полным атеистом, и с ним он больше никогда не увидится...». По нашему мнению, психологические установки и представления, входящие в указанную подкатегорию могут быть проявлением религиозного эксклюзивизма.

Заключение. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить следующее. В структуре картины мира респондентов имеются специфические элементы, которые, на наш взгляд, определяют их восприятие феномена смерти. В качестве данных элементов выступают психологические установки и представления респондентов в отношении смерти, а также в отношении других явлений и процессов, которые непосредственно ассоциируются у них со смертью. Преобладающая часть из указанных установок и представлений в определенной степени соответствуют нормативам ислама, и, как мы предполагаем, базируется на них. Между тем, нами установлено, что в ходе усвоения человеком религиозных норм и их интериоризации данные

нормативы могут получать его собственную интерпретацию и толкование.

Таким образом, делаем вывод, что совокупность всех религиозных нормативов, усвоенных индивидом в ходе его жизни, принятых им в качестве истинных и прошедших некую личную интерпретацию, составляет систему индивидуальных религиозных нормативов человека. Укажем, что нас интересуют те индивидуальные религиозные нормативы, которые затрагивают феномен смерти, а также те явления и процессы, которые напрямую ассоциируются у мусульман со смертью. Данные индивидуальные религиозные нормативы, по нашему мнению, оказывают непосредственное влияние на структуру страхов личности, связанных с феноменом смерти, а также на формирование психологических защитных механизмов и техник совладания со страхом смерти.

Вместе с тем, на основе анализа имеющихся материалов, мы можем предположить, что существует целый ряд факторов, которые оказывают влияние на структуру и содержание психологических установок и представлений верующего в отношении смерти, и в том числе индивидуальных религиозных нормативов. Так, изучив социально-психологические, социально-культурные и социально-демографические характеристики респондентов мы предлагаем следующую классификацию указанных факторов:

1. Факторы, относящиеся к окружающему миру:

- современный социально-исторический контекст;

- российская ментальность;

- национально-этнические традиции;

- характеристики религиозного мусульманского сообщества (богословско-правовая школа, религиозное течение в исламе и т.п.);

- социальное окружение.

2. Факторы, относящиеся к самому человеку:

- психологический портрет личности (темперамент, характер, психологические особенности, психологические качества, психологические девиации);

- образовательный и культурный уровень человека;

- социально-демографические характеристики (пол, возраст, социальное происхождение, социальный статус, профессиональная деятельность, материальное положение, семейное положение);

- вид религиозного становления («личный поиск - неофит»/«влияние среды»);

- длительность пребывания человека в исламской религиозной традиции.

3. Факторы, относящиеся к взаимодействию окружающего мира и человека:

- включенность в образовательный и воспитательный институты;

- религиозные авторитеты человека;

- характеристики социальных связей человека;

- личный опыт человека, в том числе субъективно-значимые события в жизни человека в отношении смерти.

Необходимо сразу указать, что перечень факторов в данной классификации не носит закрытый характер. Более детальная проработка классификации требует проведения

дополнительных специальных исследований.

В ходе дальнейшего анализа нами были выявлены некоторые противоречия и алогизмы между нормами исламского вероучения и отдельными представлениями и поведенческими установками респондентов (например, в категории «Я боюсь»). Вместе с тем, мы обнаружили определенные противоречия и между собственными представлениями и поведенческими установками респондентов, в частности между теми, которые входят в подкатегорию «Страх смерти» и категорию «Я не боюсь смерти». Данные явления также требуют дополнительных исследований с более широким охватом респондентов.

Помимо этого, мы можем наблюдать тот факт, что в основе индивидуальных религиозных нормативов индивида могут лежать не только

нормы того культа или религии, с которым он себя ассоциирует, но и нормы других верований. В частности, говоря о мусульманах, мы можем это видеть на примере проведения поминок на третий, седьмой и сороковой день после смерти человека.

В целях дальнейшего анализа психологических аспектов восприятия смерти практикующими мусульманами, а также более детального рассмотрения обозначенных выше проблем: изучение факторов, оказывающих влияние на структуру и содержание индивидуальных религиозных нормативов верующего; исследование противоречий и алогизмов между отдельными представлениями и поведенческими установками мусульман в отношении смерти и посмертного существования, представляется целесообразным использовать метод анонимного группового анкетного опроса с увеличением выборки респондентов из числа практикующих мусульман (в пределах от 50 до 100 человек). В составе анкеты, помимо открытых, полузакрытых и закрытых вопросов, предполагается использование проективной методики, а именно метода незаконченных предложений, который будет составлять основу второй части анкеты.

Выбор метода незаконченных предложений как психологического метода изучения и диагностики личности обусловлен тем, что он относится к «мягким», неформализованным методам, позволяющим выявлять используемые людьми в повседневной жизни категории и давать оценку их аттитюдов [9].

Литература:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес // М.: Прогресс-Академия. - 1992. - 528 с.

2. Измайлов И. Мусульманин на пороге вечности: представления о смерти и особенности джаназы в Волжской Булгарии. Минбар / И. Измайлов // Исламские исследования. - 2008. - Т. 1. - № 1. - С. 4-34.

3. Сафин Р.Ш. Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха / Р.Ш. Сафин // Minbar.Islamic Studies. - 2019. - № 12(2). - С. 571-584.

4. Сафин Р.Ш. Позитивное переформулирование как техника совладания со страхом смерти у практикующих мусульман / Р.Ш. Сафин // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5(136). - С. 229-236.

5. Арзуманян А.Л. Вопросы эсхатологии в мусульманской литературе / А.Л. Арзуманян. - М.: «Муравей», - 2003. - 207 с.

6. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусе, Д. Корбин; пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. - М.: Эдиториал УРСС. - 2001. - 256 с.

7. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: МГППУ. - 2011. - 304 а

8. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. - М.: Добросвет, - 1998. - 292 с.

9. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. -1991. - 315 с.

10. Коран; пер. И.Ю. Крачковского. - Ростов н/Д: Феникс. - 2012. - 537 с.

References:

1. Aries F. A man in the face of death / F. Aries // M.: Progress Academy. - 1992. - 528 s.

2. Izmailov I. Muslim on the threshold of eternity: ideas about death and features of janase in the Volga Bulgaria. Minbar / I. Izmailov // Islamic Studies. - 2008. -T. 1. - № 1. - S. 4-34.

3. Safin R.Sh. Philosophical and psychological aspects of the attitude to death in Islam: awareness of inevitability and overcoming fear / R.Sh Safin // Minbar.Islamic Studies. - 2019. - № 12 (2). - S. 571-584.

4. Safin R.Sh. Positive reformulation as a technique of coping with the fear of death among practicing Muslims / R.Sh. Safin // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 5(136). - S. 229-236.

5. Arzumanyan A.L. Issues of eschatology in Muslim literature / A.L. Arzumanyan. - M.: "Ant". - 2003. - 207 p.

6. Strauss A., Korbin D. Fundamentals of qualitative research: grounded theory, procedures and techniques / A. Strause, D. Korbin; trans. from English and afterword T.S. Vasilyeva. - M.: Editorial URSS. - 2001. - 256 s.

7. Busygina N.P. The methodology of qualitative research in psychology: a training manual / N.P. Busygina. - M.: MGPPU. - 2011. - 304 s.

8. Semenova V.V. Qualitative methods: Introduction to humanistic sociology / V.V. Semenova. - M.: Dobrosvet. -1998. - 292 p.

9. Islam: Encyclopedic Dictionary. - M.: Science. The main edition of oriental literature. - 1991. - 315 p.

10. The Quran; trans. I.Yu. Krachkovsky. - Rostov n / a: Phoenix. - 2012. - 537 p.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.