294_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2017. Т. 1, вып. 3 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 316.346.32-053.6
М.Н. Макарова, М.А. Коротких
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
В статье предпринята попытка применить теорию целедостижения и самодетерминации для исследования проблемы взаимосвязи мотивации студентов к обучению с их ценностными ориентациями (индивидуализм - коллективизм, отношение к обучению в вузе) и определенными академическими (успеваемость) и социальными (пол, курс, направление обучения и др.) характеристиками. Ориентация мастерства (усовершенствование знаний и умений, стремление понять материал) чаще всего положительно связана с внутренней мотивацией и успеваемостью. Результативная цель (ориентация на демонстрацию компетенций, сравнение себя с другими) позитивно коррелирует с успеваемостью и индивидуалистскими ориентациями. Уверенность в себе в наибольшей степени связана с полом, успеваемостью и удовлетворенностью обучением. Внутренняя мотивация положительно коррелирует с удовлетворенностью учебой и желанием работать по специальности, а индивидуализм и значимость оценок - с успеваемостью. Студенты, ориентированные на получение знаний, в большей степени мотивированы и на получение желаемой профессии и удовлетворены получаемым образованием. Индивидуализм также может способствовать высокой мотивации к обучению и развитию образовательных достижений. Формирование индивидуалистических ценностей конкуренции и самостоятельности больше способствует повышению успеваемости и успешности студентов, нежели коллективистские ценности. Анализ показал взаимосвязь образовательных достижений и желания осваивать знания, получать высокие результаты и самостоятельно выстраивать образовательную траекторию в условиях конкуренции. Отмечается, что значимость оценки результатов своего обучения для студента также может положительно повлиять на его успеваемость.
Ключевые слова: мотивация, студенты, самодетерминация, целедостижение, уверенность в себе, индивидуализм.
Введение
Современные образовательные модели исходят из приоритета личности в образовании, повышения роли студента в образовательном процессе. Успешность обучения напрямую связана с желанием студента учиться, получать новые знания. Во многих исследования отмечается превалирование статусных мотивов (получение престижной профессии, диплома о высшем образовании как пропуск на рынке труда) [7]. Подобные цели могут также негативно сказываться на мотивации к обучению и на его результатах. В связи с обостряющейся конкуренцией и тем, что университеты не всегда способны откликнуться на актуальные требования рынка труда, уровень доверия к высшему образованию со стороны студентов снижается. Вузы находятся в поиске парадигмы, которая способствовала бы формированию профессионалов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям. Качественное образование невозможно без ответственного осмысления студентами его необходимости и потребности в освоении все новых знаний. Поэтому мотивация к обучению неразрывно связана и с удовлетворенностью учебой, и ее качеством. Перед вузами сейчас активно ставятся не только образовательные, но и воспитательные цели, связанные с развитием активной вовлеченности студентов в процессы научного исследования, а также в различные социальные проекты, осуществляемые вузами в рамках работы с региональным сообществом и бизнесом.
Одной из основных задач современного высшего образования является повышение мотивации студентов к обучению. Не секрет, что формальные результаты обучения в виде дипломов подчас важнее для студентов, нежели получаемые ими знания и умения. Это может быть вызвано невысокой мотивацией к обучению и недостаточной удовлетворенностью качеством получаемых образовательных услуг.
Теоретические основания
В современных зарубежных исследованиях учебной мотивации наиболее популярными являются две теории: теория самодетерминации (hierarchical self-determination theory) и теория достиженческих целевых ориентаций (achievement goal orientation theory). «Они задают ландшафт исследований мотивации к обучению, являются основой для разработки инструментария, измеряющего учебную мотивацию, и при этом фокусируются на разных аспектах данного концепта. Теория самодетерминации направлена на изучение причин, побуждающих к учебной деятельности, в то время как теория достиженческих це-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
левых ориентаций сосредоточена на целях, на достижение которых направлена учебная деятельность» [4. C.93]. Данная концепция, пишет Андерман, подразумевает цели, которые ставят студенты в процессе выполнения учебных заданий (личные цели), а также их восприятие целей, которые ставят перед ними преподаватели (целевые структуры) [10. P.97]. Наиболее популярными переменными среди концепций целедостиженческих целевых ориентаций выступают две концепции.
Одна из них разделяет ориентации студентов на две базовые цели: цель мастерства (mastery goal) и результативная цель (performance goal). В основном данная концепция представлена в работах Эрика Андермана [9; 10]. Студенты, которые ориентированы на достижение цели мастерства, концентрируются в большей степени на получении новых знаний, приобретении и развитии навыков, которые приводят к личностному и профессиональному развитию. Те же, кто ориентирован на результат, стремятся продемонстрировать свои навыки и знания, получить от других желаемую оценку своих компетенций или избежать негативных оценок. В эмпирических исследованиях ориентацию на результат обычно связывают с поверхностным отношением к обучению. «Цель мастерства предполагает, что студент глубоко изучает материал в процессе учебы, а результативная цель направлена прежде всего на демонстрацию компетенций» [10. P.97].
Другой способ измерения мотивации (концепция самодетерминации) связан с разделением на внутреннюю и внешнюю ориентацию. Внутренняя ориентация предполагает направленность студентов на получение знаний и навыков, внешняя же, в первую очередь, - на сдачу зачетов и экзаменов, получение определенной оценки. Можно также сказать, что внешняя мотивация предполагает рассмотрение образования как инструментальной цели (получение диплома, а не знаний). Иногда внутреннюю мотивацию также понимают как неразрывно связанную непосредственно с обучением, желанием учиться и получать новые знания, внешнюю же - непосредственно с внешними эффектами обучения, не имеющими непосредственного отношения к образованию как к процессу получения знаний. Впоследствии сюда добавился еще и страх наказания (автономная и контролируемая мотивация) [11. P.19].
Различие между результативной целью и внешней мотивацией Андерман объясняет следующим образом: первая означает, что студенты заботятся о своей компетенции относительно других (сравнение с другими, желание быть лучше других), во втором же случае их больше заботит формальная оценка их достижений. Тем не менее, часто в своих трудах он проводит параллели между этими двумя парами мотиваций. Студенты, приходящие в аудиторию с «подлинным желанием понять», описываются в его работах как ориентированные на «внутренние цели», и наоборот, студенты, больше нацеленные на внешние показатели своей работы, показаны как ориентированные на результативную цель [10].
В теориях самодетерминации также ключевой переменной является уверенность в себе. «Уверенность в себе - свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей)» [6. С.132]. О.П. Никитина считает, что уверенность в себе для студента «имеет большое значение, так как от данного свойства личности зависит формирование всех ее сторон и эмоциональной сферы человека, развитие способностей, обучаемости, готовности воспринимать и усваивать информацию [5. С.136]. Некоторые западные исследователи подтверждают наличие позитивной взаимосвязи уверенности студентов в собственных силах и их успеваемости'
Также на мотивацию студентов оказывают влияние их ценностные ориентации. Одной из них является приверженность идеям индивидуализма - коллективизма. Как известно, система современного образования формирует как коллективистские ценности (работа в группах, воспитание сплоченности и умения сотрудничать), так и индивидуалистские ценности (конкурентная образовательная среда, индивидуализация обучения и т. д.). Возникает вопрос: какая модель формирования ценностей студентов является наиболее успешной для их мотивации к учебе и академических достижений? Многие исследователи констатируют «формирование в российском студенчестве западной менталь-ности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма [3]. Подобные тенденции не всегда позитивно оцениваются исследователями, так как они могут стать основанием для развития деструктивных и асоциальных практик среди студентов. Все это говорит о необходимости исследования взаимосвязи ценностных ориентаций, мотивации студентов и их академических достижений.
Метод исследования
В рамках исследования «Оценка студентами качества образования в УдГУ» в марте - апреле 2017 г. была проведена оценка некоторых ценностных ориентаций студентов УдГУ; их взаимодействие с различными социальными характеристиками студентов и их отношением к обучению. Было опрошено 550 студентов бакалавриата очной формы обучения. Основными задачами были, в частности, оценка различных аспектов качества обучения в университете, определение мотивации выбора вуза, факультета, желание работать по специальности; оценка вероятности трудоустройства. Также некоторые полученные результаты сравнивались с результатами аналогичного мониторингового опроса о качестве обучения, проведенного в 2015 г.
Всего было опрошено 550 студентов. Была использована квотная выборка, в исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов всех институтов университета. Количество студентов каждого курса и института определялось в соответствии с контингентом обучающихся. 35 % опрошенных мужчины, 65 % - женщины. Для сравнения ответов студентов мы поделили факультеты на 3 группы по областям знаний - естественная (34 %), гуманитарная (22 %) и социальная (44 %). Около 29 % опрошенных студентов обучаются платно, остальные 69 % - за счет бюджета. За счет предприятий обучается всего около 2 % студентов. 23 % студентов работают.
Для оценки основных образовательных ценностных ориентаций студентов в процессе учебы были выбраны следующие переменные. В частности, был сделан замер ориентации мастерства («Выполняя задание, я стараюсь усовершенствовать свои знания и умения»), ориентации на результат («Для меня важно быть лучше других») по методике Эрика Андермана, а также уверенность в себе («Я всегда уверен в своих знаниях и способностях») по пятибалльной ранговой шкале. В качестве дополнительных образовательных ориентаций были взяты 3 переменные в качестве 3 альтернативных суждений - внутренняя - внешняя мотивация (важность получения знаний или диплома); индивидуализм - коллективизм как предпочитаемая образовательная среда и важность оценок для студентов. Последняя может быть косвенным показателем ориентации на результат. Для целей нашего анализа мы проверили взаимосвязь мотивационных характеристик студентов с их социальными характеристиками, а также - с их отношением к учебе и желанием работать по выбранному направлению.
Результаты
Большинство опрошенных студентов при выборе вуза руководствовалось наличием интересующей специальности (70,6 % выборов). Почти треть опрошенных последовала советам родственников и друзей. Следует отметить несколько неприятную тенденцию снижения роли такого фактора, как «качество образования», и существенное повышение роли фактора «отсутствие возможности поступления в другой вуз». Среди собственных вариантов наиболее популярным был вариант «близость к дому, местоположение» - около 3 % выборов (табл. 1).
Следует отметить, что для гуманитарных направлений в большей степени, чем для других, популярны ответы: «Наличие интересующей специальности / направления подготовки» и «Возможность трудоустройства», а на социальных - «Престижность выбранной подготовки». Для большинства студентов (57 %) выбор УдГУ является осознанным, и они выбрали бы его снова. Около 25 % выбрали бы вуз вне нашего региона. 74 % опрошенных также предпочли бы остаться в своем институте.
Таблица 1
Причины выбора УдГУ респондентами, % от общего числа ответов
Причина выбора УдГУ % от общего числа ответов
Наличие интересующей специальности / направления подготовки 70,6
Совет родственников, друзей 19,1
Престижность вуза 31,3
Качество образования 15,7
Не было возможности поступить в другой вуз 30,1
Свой вариант 4,2
Затрудняюсь ответить 5,1
Итого 176,1
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Только 25 % опрошенных указали, что обучение в УдГУ их полностью удовлетворяет и оправдывает их ожидания. 57 % ответили, что оправдывает частично. Среди естественнонаучных направлений наибольший процент ответов - «Полностью оправдывает» (29 %) и «Не оправдывает» (11,8 %).
80,4 % опрошенных студентов считают, что образовательные программы в УдГУ соответствуют требованиям рынка труда. Больше всего таких на естественнонаучных направлениях. В качестве причин несоответствия требованиям современного рынка труда студенты в первую очередь отмечают недостаточность практического обучения («мало практики - отсутствие опыта и навыков», «мало практических и действительно нужных дисциплин»); наличие ненужных, по мнению студентов, курсов («мало точных/специализирующих предметов, много бесполезных», «многие программы не пригодятся на рынке труда», «много лишней информации»); устаревшие, несовременные программы и курсы («сами программы да, но методы обучения устарели и устарел преподавательский материал», «так как идет постоянное обновление, не все учебные программы обновляются, еще нехватка практических умений и навыков», «то, что дают, давно устарело, как и сами методы преподавания»); несоответствие теории и практики («несоответствие содержания теоретических занятий знаниям курса практического», «нет достаточной возможности применения теоретических знаний на практике»).
Оценивая вероятность своего будущего трудоустройства после окончания учебы, более половины опрошенных оценивают ее как «среднюю». Пятая часть считают эту вероятность высокой, а 17,6 % считают ее низкой. Выше всего оценивают вероятность своего трудоустройства студенты гуманитарных и естественных направлений. Всего 10% студентов социальных направлений оценивают вероятность своего трудоустройства как высокую, а четверть считает ее низкой, что вызывает некоторые опасения.
Большинство опрошенных (60 %) планируют работать в соответствии с получаемой в УдГУ квалификацией. Почти треть студентов затруднилась ответить. Особых различий по факультетам и специальностям не наблюдается. Следует констатировать, что, по сравнению с 2015 г., доля желающих работать в соответствии с направлением подготовки уменьшилась на 10%.
Для оценки основных образовательных ценностных ориентаций студентов в процессе учебы были выбраны следующие переменные. В частности, был сделан замер ориентации мастерства («Выполняя задание, я стараюсь усовершенствовать свои знания и умения»), ориентации на результат («Для меня важно быть лучше других») по методике Эрика Андермана [9], а также уверенность в себе (пятибалльная шкала).
По результатам сравнения средних значений ценностных ориентаций у различных групп студентов можно сделать следующие выводы. Студенты женского пола чуть больше, чем мужчины, ориентированы на достижение мастерства, однако, мужчины более уверены в своих силах, чем женщины. Качество «уверенность в себе» в большей степени характеризует мужчин и традиционно рассматривается как «мужское», в связи с чем мужчины часто стараются выглядеть уверенными в себе. Самовосприятие мужественности, прежде всего, характеризуется именно уверенностью в себе [8].
Гуманитарии более, чем представители других групп направлений, ориентированы на освоение мастерства и на результат, вместе с тем представители социальных направлений чуть более уверены в себе. Студенты-первокурсники более ориентированы на совершенствование знаний и умений (мастерство) и на результат, в то же время старшекурсники более уверены в себе, что вполне объяснимо. На ранних курсах студенты стараются ориентироваться как на получение знаний и умений, так и хороших оценок, а также завоевать авторитет у сверстников. У студентов-отличников в наибольшей степени проявляются все ценности, как и у студентов, не имеющих задолженностей, по сравнению с более слабыми студентами.
Неработающие студенты в большей степени проявляют стремление к освоению знаний и умений, в то время как работающие студенты более уверены в себе. Скорее всего, это связано в первую очередь с тем, что работающие студенты - это в основном представители старших курсов. Студенты, живущие в Ижевске, более ориентированы на результат и более уверены в себе. Между тем студенты, живущие в сельской местности, в наибольшей степени ориентированы на совершенствование. Это может быть вызвано желанием студентов из сельской местности быть конкурентоспособными по сравнению со своими городскими коллегами, для чего им необходимо постоянно совершенствоваться.
Интересно, что студенты, удовлетворенные своим обучением в УдГУ, значительно более уверены в себе и ориентированы на совершенствование, чем студенты, которые отметили, что учеба в
УдГУ оправдывает их ожидания лишь частично. В то же время последние более ориентированы на результат (желают быть лучше других). По данным нашего исследования, среди неудовлетворенных студентов отличников несколько больше (39 % против 33 %). Студенты, планирующие работать по специальности, в большей степени ориентированы на развитие мастерства, чем не планирующие, а также более уверены в себе. В целом результаты исследования не подтверждают противоположность ориентации на мастерство и ориентации на результат. Чаще всего студенты, ориентированные на мастерство, также ориентированы и на результат.
В качестве дополнительных образовательных ориентаций были взяты три переменные в качестве трёх альтернативных суждений - внутренняя - внешняя мотивация (важность получения знаний или диплома); индивидуализм - коллективизм как предпочитаемая образовательная среда и важность оценок для студентов. Последняя может быть косвенным показателем ориентации на результат.
Девушки более склонны к внутренней мотивации, нежели юноши, то есть у девушек отмечается большая ориентация на знания, нежели на получение диплома. Мужчины же более ориентированы на конкуренцию и самостоятельность, то есть более индивидуалистски настроены, чем женщины, которые в большей степени ориентированы на сотрудничество. Важность получаемых оценок в значительно большей степени отмечается у женщин, чем у мужчин. У студентов-гуманитариев более всех остальных групп проявляется внутренняя мотивация и индивидуализм. «Естественники меньшее значение придают оценкам, чем гуманитарии и представители социальных направлений.
Студенты-первокурсники несколько чаще демонстрируют внутреннюю мотивацию, то есть более ориентированы на получение знаний, чем их старшие коллеги. А также для первокурсников в большей степени важны оценки. Важность оценок начинает понижаться на старших курсах, возможно, в связи с тем, что студенты начинают больше ориентироваться на рынок труда или продолжение обучения в магистратуре. Можно также предположить, что оценки диплома не играют столь значимой роли для работодателей или при приеме в магистратуру. Чем старше курс, тем выше роль конкуренции и самостоятельности, нежели коллективистских ценностей студентов. Это также объяснимо: ближе к концу обучения студенты все больше ориентируются на индивидуальное развитие и продвижение на рынке труда, вследствие чего воспринимают своих коллег как потенциальных конкурентов.
Студенты-«бюджетники» и отличники придают большее значение получаемым оценкам, нежели «платники» и студенты с более низкой успеваемостью. В целом наблюдается устойчивая положительная корреляция между получаемыми отметками и приданием им важности, то есть более ответственному отношению как к получаемым знаниям, так и к оценке их результатов. Также студенты без задолженностей придают получаемым оценкам существенно большее значение, чем их более слабые коллеги с периодическими задолженностями. Это еще раз опровергает тезис о «поверхностном отношении к обучению» студентов, ориентированных на результат [4. С. 96]. Также студенты с хорошей успеваемостью чаще демонстрируют внутреннюю мотивацию и индивидуалистические ценности.
Работающие студенты чаще утверждают, что диплом для них важнее, чем знания. Возможно, многие из них не работают по специальности либо сомневаются в полезности получаемых знаний. Это подтверждается также тем, что студенты, не удовлетворенные процессом обучения и не работающие по специальности, также чаще отмечают, что диплом для них важнее чем знания.
Студенты из сельской местности больше уделяют внимание оценкам, чем студенты-горожане; возможно, это связано с более ответственным отношением к учебе у выходцев из сельской местности. Надо отметить, что среди студентов из сельской местности доля должников на 12 % меньше, чем у горожан. Между тем студенты, живущие в Ижевске, более индивидуалистски ориентированы, что также объясняется отличиями в стиле жизни и ценностей городских и сельских жителей.
Путем корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) мы оценили наиболее значимые соотношения между переменными (табл. 2). Ориентация мастерства (усовершенствование знаний и умений) чаще всего положительно связана с внутренней мотивацией и успеваемостью. Это значит, что студенты, ориентированные на получение и совершенствование знаний и умений, как правило, добиваются более высоких результатов в обучении. Результативная цель (желание быть лучше других) позитивно коррелирует с успеваемостью и индивидуалистскими ориентациями, что вполне объяснимо желанием студентов с подобного рода мотивацией ориентироваться на высокие формальные показатели и уважение коллег. Уверенность в себе в наибольшей степени связана с полом, успеваемостью и удовлетворенностью обучением. Внутренняя мотивация положительно коррелирует с удовлетворенностью учебой и желанием работать по специальности, а индивидуализм и значимость оценок - с успеваемостью.
_Взаимосвязь учебной мотивации студентов..._299
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2017. Т. 1, вып. 3
Таблица 2
Корреляция видов ценностных ориентаций с социальными характеристиками студентов
и их отношением к учебе
Ориентация Результативная Уверенность Знания Индиви- Высокая
мастерства цель в себе важны больше, чем диплом дуализм значимость оценок
Мужчины 0,029 0,016 0,215** -0,077 0,061 -0,135**
Курс 0,111* 0,032 0,032 0,076 -0,013 -0,085*
Преобладающие оценки 0,184** 0,242** 0,156** 0,097* 0,199** 0,283**
Отсутствие задолженностей 0,211** 0,140** 0,075 0,068 0,092* 0,271**
Учеба полностью
оправдывает 0,138** 0,012 0,163** 0,111* 0,013 0,019
ожидания
Планирует работать 0,135** 0,027 0,099* 0,116** 0,036 0,138**
по специальности
Придает значение оценкам 0,173** 0,109* 0,008 0,068
Знания важны
больше, 0,315** 0,067 0,093* 0,105*
чем диплом
Индивидуализм 0,030 0,266** 0,073 0,072
Примечания: *р < 0.05; **р < 0.01.
Обсуждение
Можно говорить о том, что студенты, ориентированные на получение знаний, в большей степени мотивированы и на получение желаемой профессии, и удовлетворены получаемым образованием. Это, безусловно, связано и с имеющимися образовательными условиями и качеством обучения в целом. Развитие индивидуалистских ценностей среди молодежи обусловлено конкуренцией на рынке труда, а также трансформацией ценностных приоритетов российской молодежи и всего российского общества в сторону индивидуализма [1. С. 25]. Развитие рыночной экономики, предпринимательства способствует росту индивидуалистических ценностей в обществе. С другой стороны, стоит задуматься и о том, каким образом возможно культивирование ценностей индивидуализма у современных российских студентов, поскольку эта тенденция позитивно сказывается на качестве обучения. Проблема состоит в том, что индивидуализм не всегда поощряется в российских школах и вузах как приоритетная ценность, поскольку преподаватели и педагоги чаще всего - представители старшего поколения, воспитанного в коллективистских традициях. Кроме того, российская воспитательная модель все еще базируется на системе, созданной выдающимися представителями советской педагогики (Макаренко, Сухомлинский и т.д.) и основанной на преобладании коллективистских ценностей. Вместе с тем в молодежной среде ценности успешности сейчас идут рука об руку с ценностями индивидуализма. Как пишет М.А. Давыдова, «намечена тенденция развития конструктивного индивидуализма - общественного типа, который сознательно интегрируется в группы для организации своей жизни и достижения собственных целей. Конструктивный индивидуализм представляется молодым людям наиболее жизнеспособной стратегией, которая аккумулирует внешние проявления коллективистских обществ и смысловое наполнение индивидуалистских» [2. С. 202]. Это значит, что в сознании молодежи преобладают ценности индивидуального успеха, основанного на выстраивании индивидуальной жизненной стратегии.
Высшее образование в этих условиях находится в достаточно противоречивой позиции. Растет его инструментальная функция, студенты часто не удовлетворены качеством получаемых знаний. С
другой стороны, неудовлетворенность образованием и низкие результаты обучения также являются показателями неуверенности студентов в своих силах и несформированности жизненных целей и приоритетов, что также требует внимательного изучения и возможной коррекции в образовательном процессе.
Также вызывают вопросы показатели, выбранные для исследования. В частности, вопрос о важности получаемых оценок, как показало исследование, не может являться прямым показателем внешней мотивации. Однако, делая подобный вывод, мы ставим под сомнение состоятельность самой теории самодетерминации, что нуждается в дополнительной проверке. Безусловно, у студентов имеется потребность в демонстрации своих знаний и умений как в группе сверстников, так и перед своими более опытными коллегами - преподавателями и наставниками. Стоит задуматься, значит ли это, что подобная демонстрация не связана напрямую с желанием получить знания и умения и освоить предмет? Так или иначе исследование показало необходимость дальнейшей разработки концепции мотивации, особенно на отечественном материале, её адаптацию к реалиям российского образования.
Выводы
Представленные концепции мотивации и их проверка на эмпирическом материале нуждаются в дальнейшем анализе и адаптации. Однако наш анализ показал взаимосвязь образовательных достижений и желания осваивать знания, получать высокие результаты и самостоятельно выстраивать образовательную траекторию в условиях конкуренции. Также мы видим, что значимость оценки результатов своего обучения для студента также может положительно повлиять на его успеваемость, что необходимо учитывать при формировании критериев оценки, рейтинговых систем, методик обучения и оценивания знаний и т.д. Они должны быть нацелены на мотивацию студентов, их стимулирование к получению новых знаний и высоких результатов. В то же время необходимо подумать и о важности учета академических достижений студента на рынке труда, так как в настоящее время эта система в России практически не работает.
Таким образом, выявление мотивации и ценностных ориентаций студентов позволяет оценить их отношение к учебе, что может быть полезно для формирования обучающих и воспитательных целей и методов. Как мы можем предположить, формирование индивидуалистических ценностей конкуренции и самостоятельности больше способствует повышению успеваемости и успешности студентов, нежели коллективистские ценности. Это, безусловно, связано с развитием ценностей индивидуализма в молодежной среде и растущей конкуренцией на рынке труда, особенно среди выпускников вузов. В этих условиях актуализируется задача формирования у студентов потребности в самосовершенствовании и освоении знаний и умений, понимания их ценности. Учитывая опыт зарубежных, прежде всего американских вузов, необходимо развивать заинтересованность студентов в высокой оценке своих знаний и четко обозначить критерии их оценки, так как это также может оказывать влияние на их достижения. Воспитание у студентов чувства уверенности в себе также приводит к позитивным результатам в обучении. Создание комфортной образовательной среды с четкими критериями оценивания и справедливыми формами стимулирования должно стать актуальной задачей современного высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского университета. Сер. Регионоведение, философия, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2012. Вып.4. С. 17-26.
2. Давыдова М.А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования). Перепечатка с сайта Социологического института РАН (URL: http://www.si.ras.ru). URL: http://www.civisbook.ru/ files/File/Davidova.pdf
3. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социс. 2007. № 11. С. 90-98.
4. Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
5. Никитина О.П. Особенности формирования уверенности в себе студентов // Педагогическое образование в России. 2015. № 1 С. 136-138.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Вып. 1, ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. С. 132-138.
7. Цылев В.Р., Дюмина Н.Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 143-151.
8. Шейнов В.П. Уверенность в себе и психологический пол // Системная психология и социология. 2016. № 19. URL: http://systempsychology.ru/journal/2016_19/351-v-p-sheynov-uverennost-v-sebe-i-psihologicheskiy-pol.html (дата обращения: 10.06.2017).
9. Anderman E.M. The effects of personal, classroom, and school goal structures on academic cheating. Psychology of academic cheating / edited by Eric M. Anderman, Tamera B. Murdock. Amsterdam; Boston: Elsevier Academic Press, 2006.
10. Anderman E.M., Koenka A.C. The Relation Between Academic Motivation and Cheating // Theory Into Practice. 2017. Vol. 56, iss. 2. P. 95-102.
11. Vansteenkiste M., Lens W., Deci E.L. Intrinsic Versus Extrinsic Goal Contents in Self-Determination Theory: Another Look at the Quality of Academic Motivation // Educational Psychologist, 2006. Vol. 41, iss. 1. P. 19-31.
Поступила в редакцию 05.09.17
M.N. Makarova, M.A. Korotkikh
CONNECTION OF STUDENTS' TRAINING MOTIVATION
WITH THEIR ACADEMIC CHARACTERISTICS AND SOCIAL ATTITUDES
The authors of this article try to apply the theories of goals-achievement and self-determination for the estimation of the connection of students' training motivation with their attitudes (individualism - collectivism; attitude to studying in a higher educational institution) and some academic and social characteristics (academic performance, gender, year of study, specialization, etc.) Mastery goal (intention to learn deeply and understand material) often positively correlates with intrinsic motivation and academic performance. Performance goal (orientation to the demonstration of competence, comparison with others) is mostly connected with academic performance and individualistic attitudes. Self-confidence is most closely connected with gender, academic achievement and learning satisfaction. Intrinsic motivation (desire to get knowledge) positively correlates with study satisfaction and desire to have job in students' degree field. Students who are more oriented to get knowledge at the same time are oriented to work in their degree field and satisfied with their education. Individualism can also influence the high academic motivation and the development of student's achievement. The development of individualistic attitudes of competition and self-dependence can determine student performance and success rather than collectivistic values. The analysis has shown a connection between educational progress and desire to master knowledge, get high academic results and build carrier independently in competitive environment. We also can see that importance of estimating the results of student's education can also positively influence his academic performance.
Keywords: motivation, students, goals achievement, self-determination, self-confidence, individualism.
Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии E-mail: [email protected]
Коротких Мария Александровна, студентка E-mail: [email protected]
Makarova M.N., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Sociolology E-mail: [email protected]
Korotkikh M.A., student E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034