Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ У САМБИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ У САМБИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галицын Сергей Викторович, Ткаченко Павел Анатольевич, Бухарков Владислав Вадимович

В данной статье приведены результаты мониторинга общей и специальной физической подготовки, технической подготовки, и свойств личности самбистов. Цель исследования - установить взаимосвязь между показателями технической подготовленности и особенностей свойств личности самбистов. Для решения данной цели нами осуществлялся сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовки, показателей технической подготовки, а также выявлялись показатели свойств личности самбистов. Мониторинг проводился на воспитанниках, занимающихся по одной программе спортивной подготовке, числящихся в трёх разных учебнотренировочных группах второго года обучения, с которыми соответственно работали разные тренеры-преподаватели. Поскольку процесс планирования и организации спортивной подготовки подразумевают оптимальное распределение почасовой учебной нагрузки на различные виды подготовки, в частности техническую и тактическую, и для организации эффективного тренировочного процесса необходимо знать каковы значения показателей характера личности спортсменов, для индивидуального подбора средств и методов для совершенствования уровня технической подготовленности самбистов в преддверии участия в соревновательной деятельности. По итогам исследования установлено, что показатели технической подготовки самбистов находятся в прямой взаимосвязи с особенностями характера личности. Следовательно, спортсмены с такими показателями свойств личности как В (интеллект), Н (смелость), N (дипломатичность), Q3 (самоконтроль) и Q4 (напряженность) исходя из методики, предложенной Р.Б. Кеттелем, имеют больше возможностей продемонстрировать весь свой технический арсенал, и добиться более высокого спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галицын Сергей Викторович, Ткаченко Павел Анатольевич, Бухарков Владислав Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING WITH THE PERSONALITY TRAITS OF SAMBO WRESTLERS OF THE TRAINING GROUP OF THE SECOND YEAR OF STUDY

This article presents the results of monitoring the general and special physical training, technical training, and personality traits of sambo wrestlers. The purpose of the study is to establish the relationship between the indicators of technical readiness and the characteristics of the personality traits of sambo wrestlers. To achieve this goal, we carried out a comparative analysis of indicators of general and special physical training, indicators of technical training, and also identified indicators of personality traits of sambo wrestlers. Monitoring was carried out on pupils engaged in the same sports training program, enrolled in three different training groups of the second year of study, with whom different coaches-teachers worked respectively. Since the process of planning and organizing sports training implies an optimal distribution of the hourly training load for various types of training, in particular technical and tactical, and for the organization of an effective training process, it is necessary to know what are the values of the indicators of the personality of athletes, for individual selection of means and methods to improve the level of technical preparedness of sambo wrestlers on the eve of participation in competitive activities. According to the results of the study, it was found that the indicators of technical training of sambo wrestlers are in direct relationship with the characteristics of the personality. Consequently, athletes with such indicators of personality traits as B (intelligence), H (courage), N (diplomacy), Q3 (self-control) and Q4 (tension), based on the methodology proposed by R.B. Kettel, have more opportunities to demonstrate their entire technical arsenal and achieve a higher athletic result.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ У САМБИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

физических качеств с учетом ранней специализации по виду спорта «футбол» определила значительный прирост основных показателей, что свидетельствует о правильно избранной траектории нашего научного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" : приказ Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. № 880 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (дата обращения 01.09.2021).

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

3. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 9-10.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 5-е изд. стереотип. - Москва : Спорт, 2020 - 200 с.

5. Влияние индивидуальной специальной силовой подготовки квалифицированных футболистов на эффективность приема и передачи мяча в касание / А.В. Привалов, М.Ю. Нифонтов, Ю.Ю. Вишнякова, Р.Р. Мухамедзянов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 76-78.

6. Макухина Ю.В. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств футболистов 16-17 лет в подготовительном периоде годового тренировочного цикла / Ю.В. Макухина, М.Ю. Нифонтов // "Человек в мире спорта": материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции - в 2 ч. - Санкт-Петербург, 2020. - Часть 1. - С. 80-84.

REFERENCES

1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport "football", Order of October 25, 2019 No. 880, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (date of access 08/01/2021).

2. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.

3. Balsevich, V.K. (2001), "The contours of a new strategy for training athletes of the Olympic class", Theory and practice ofphysical culture. No. 4. pp. 9-10.

4. Zatsiorsky, V.M.(2020), Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of upbringing, Sport, Moscow.

5. Privalov, A. V., Nifontov, M.Yu., Vishnyakova, Yu.Yu. and Mukhamedzyanov R.R. (2020), "The influence of individual special strength training of qualified football players on the effectiveness of receiving and passing the ball into touch", Theory and practice ofphysical culture, No. 9. pp. 76-78.

6. Makukhina, Yu.V. and Nifontov, M.Yu. (2020), "Means and methods for the development of speed-strength qualities of football players aged 16-17 in the preparatory period of the annual training cycle", "Man in the world of sport", materials of the All-Russian scientific-practical conference with interna-tionalparticipation, in 2 parts, St. Petersburg, part 1, pp. 80-84.

Контактная информация: voytsekhovich.alex@bk.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

УДК 796.814

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ У САМБИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Вадимович Бухарков,

аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск

Аннотация

В данной статье приведены результаты мониторинга общей и специальной физической подготовки, технической подготовки, и свойств личности самбистов. Цель исследования - установить взаимосвязь между показателями технической подготовленности и особенностей свойств личности

самбистов. Для решения данной цели нами осуществлялся сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовки, показателей технической подготовки, а также выявлялись показатели свойств личности самбистов. Мониторинг проводился на воспитанниках, занимающихся по одной программе спортивной подготовке, числящихся в трёх разных учебно-тренировочных группах второго года обучения, с которыми соответственно работали разные тренеры-преподаватели. Поскольку процесс планирования и организации спортивной подготовки подразумевают оптимальное распределение почасовой учебной нагрузки на различные виды подготовки, в частности техническую и тактическую, и для организации эффективного тренировочного процесса необходимо знать каковы значения показателей характера личности спортсменов, для индивидуального подбора средств и методов для совершенствования уровня технической подготовленности самбистов в преддверии участия в соревновательной деятельности. По итогам исследования установлено, что показатели технической подготовки самбистов находятся в прямой взаимосвязи с особенностями характера личности. Следовательно, спортсмены с такими показателями свойств личности как В (интеллект), Н (смелость), N (дипломатичность), Q3 (самоконтроль) и Q4 (напряженность) исходя из методики, предложенной Р.Б. Кеттелем, имеют больше возможностей продемонстрировать весь свой технический арсенал, и добиться более высокого спортивного результата.

Ключевые слова: техническая подготовка, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, свойства личности, технические действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p64-69

RELATIONSHIP OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING WITH THE PERSONALITY TRAITS OF SAMBO WRESTLERS OF THE TRAINING GROUP OF

THE SECOND YEAR OF STUDY

Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Anatol-yevich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Vadimo-vich Bukharkov, the post-graduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Khabarovsk

Abctract

This article presents the results of monitoring the general and special physical training, technical training, and personality traits of sambo wrestlers. The purpose of the study is to establish the relationship between the indicators of technical readiness and the characteristics of the personality traits of sambo wrestlers. To achieve this goal, we carried out a comparative analysis of indicators of general and special physical training, indicators of technical training, and also identified indicators of personality traits of sambo wrestlers. Monitoring was carried out on pupils engaged in the same sports training program, enrolled in three different training groups of the second year of study, with whom different coaches-teachers worked respectively. Since the process of planning and organizing sports training implies an optimal distribution of the hourly training load for various types of training, in particular technical and tactical, and for the organization of an effective training process, it is necessary to know what are the values of the indicators of the personality of athletes, for individual selection of means and methods to improve the level of technical preparedness of sambo wrestlers on the eve of participation in competitive activities. According to the results of the study, it was found that the indicators of technical training of sambo wrestlers are in direct relationship with the characteristics of the personality. Consequently, athletes with such indicators of personality traits as B (intelligence), H (courage), N (diplomacy), Q3 (self-control) and Q4 (tension), based on the methodology proposed by R.B. Kettel, have more opportunities to demonstrate their entire technical arsenal and achieve a higher athletic result.

Keywords: technical training, general physical training, special physical training, personality traits, technical actions.

ВВЕДЕНИЕ

Техническая подготовка спортсменов есть целенаправленный процесс обучения двигательным действиям, являющимися средством ведения схваток и средством тренировочного процесса доведённого в определённую степень совершенства.

Характер использования тех или иных технических действий и их связок, определяется не только системой подготовки, но также напрямую зависит от особенности характера, склонностей и интересов спортсмена, т.е. он сам выбирает наиболее эффективный способ решения двигательной задачи в процессе борьбы с целью одержать победу, совершает или не совершает определённые движения для осуществления заготовленных им технических действий или их комбинационных связок [3].

Ю.С. Сергеевой, И. С. Пастухова, А.С. Валюго (2020) утверждают, что целенаправленная подготовка спортсменов есть постоянный поиск эффективных средств и методов для организации продуктивного учебно-тренировочного процесса. Помимо высокого уровня развития скоростно-силовых качеств, необходимо осуществлять пристальный контроль за психологическим состоянием спортсменов. Независимо будь то стрессовые или критические ситуации, либо целенаправленная подготовка к соревнованиям для тренера-преподавателя ключевой задачей будет прежде всего нормализация психологического состояния своего подопечного, включая поддержку его настроя и концентрацию внимания. В связи с чем необходимо осуществить сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовки, показателей технического подготовки, а также выявление показателей свойств личности спортсменов с целью для установления взаимосвязи между показателями физической и технической подготовкой самбистов в зависимости от их свойств личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки физического развития самбистов трёх различных учебно-тренировочных групп второго года обучения нами проводилось тестирование показателей физических качеств согласно нормативам, общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе взятых из федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта самбо, а также оценки технического мастерства, осуществляемого посредством выполнения спортсменами технических действий исходя из содержания программы обучения по самбо МБОУ ДО «ДЮСШ г. Советская Гавань» по которой занимаются три группы, но у разных тренеров-преподавателей, воспитанники которых имели опыт выступления на региональных, зональных и всероссийских соревнованиях, с учётом того что среди них есть те, кто выполнили нормативы 1-ого спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта.

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовки спортсменов различных учебно-тренировочных групп_

Тестовые показатели Группа «УТ-2/1» Группа «УТ-2/2» Группа «УТ-2/3» Разница

М1-М2 М1-М3 М2-М3

М1±т М2±т М3±т ед. % ед. % ед. %

Бег 60 м 10,3±0,04 10,5±0,07 9,8±0,2 0,2 1,9 0,5 5,1 0,7 7,1

<0,05 <0,05 <0,05

Бег 800 м 3,1±7,2 3,2±0,3 3±0,4 0,1 | 3,3 0,1 | 3,3 0,2 | 6,6

<0,05 <0,05 <0,05

Подтягивание из виса на перекладине 13,5±0,9 11±1,3 10,9±0,8 2,5 | 22,7 2,6 | 23,8 0,1 | 9,2

>0,05 >0,05 <0,05

Прыжок в длину с места 225,3±2,9 214,6±3,9 219,6±4,1 10,7 | 5 5,7 | 2,6 5 | 2,3

>0,05 >0,05 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 35,2±2,4 28,3±2,03 22,2±1,7 6,9 | 24,4 13 | 58,5 6,1 | 27,5

>0,05 >0,05 >0,05

Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке 14,7±0,4 11,9±1,04 11,8±0,9 2,8 | 23,5 2,9 | 24,6 0,1 | 0,8

>0,05 >0,05 <0,05

Приседание со штангой весом не менее 100% собственного веса 8,3±0,7 8,1±0,6 7,7±0,6 0,2 | 2,5 0,6 | 7,8 0,4 | 5,2

<0,05 <0,05 <0,05

По итогам проведённого сравнительного анализа у самбистов 3 различных учебно-тренировочных групп 2 года обучения мы видим, что воспитанники УТ- 2/1 по таким

контрольным упражнениям как подтягивания на перекладине превосходят самбистов УТ-2/2 и УТ - 2/3 на 22,7% и на 23,8% соответственно, также, как и в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу на 24,4% и 58,5%.

Для определения природно-обусловленных свойств победителей, развитых предположительно на каком-либо высоком уровне на будут выявляться свойств личности самбистов по методике Р.Б. Кеттелла.

Таблица 2 - Свойства личности спортсменов различных учебно-тренировочных групп

Показатели (в баллах) Группа «УТ-2/1» Группа «УТ-2/2» Группа «УТ-2/3» Разница

М1-М2 М1-М3 М2-М3

М1±т М2±т М3±т ед. % ед. % ед. %

МД (самооценка) 10,5±0,4 10,2±0,4 10,3±1,7 0,3 2,8 0,2 1,9 0,1 0,9

<0,05 <0,05 <0,05

А (общительность) 6±0,3 5,9±0,4 6,1±1,4 0,1 | 1,7 0,1 | 1,7 0,2 | 3,4

<0,05 <0,05 <0,05

В (интеллект) 5,41±0,2 5,9±0,3 6,3±1,7 0,49 | 9,06 0,89 | 16,5 0,4 | 6,8

<0,05 <0,05 <0,05

С (эмоц. устойчивость) 5,29±0,2 5,4±0,4 5,8±1,5 0,11 | 2,08 0,51 | 9,6 0,4 | 7,4

<0,05 <0,05 <0,05

Е(подчиненность) 5,7±0,3 5,1±0,3 5,3±1,7 0,6 | 11,7 0,4 | 7,5 0,2 | 3,8

<0,05 <0,05 <0,05

Б(экспрессивность) 5,35±0,3 5±0,3 5,6±1,1 0,35 | 7 0,25 | 5 0,6 | 12

<0,05 <0,05 <0,05

О (нормативность поведения) 5,64±0,3 6,7±0,3 5,5±1,1 1,06 | 18,8 0,14 | 2,6 1,2 | 17,9

<0,05 <0,05 >0,05

Н (смелость) 5,58±0,3 5,8±0,4 6,3±1,1 0,22 | 3,9 0,72 | 12,9 0,5 | 8,6

<0,05 <0,05 <0,05

I (жесткость) 6,05±0,3 6,6±0,2 6,7±1,1 0,55 19,9 0,65 110,7 0,1 |1,5

<0,05 <0,05 <0,05

Цподозрительность) 5,52±0,3 6,2±0,2 6,1±1,5 0,68 | 12,3 0,58 | 10,5 0,1 | 1,6

<0,05 <0,05 <0,05

М (воображение) 4,47±0,3 6,7±0,3 6,6±1,1 2,23 | 49,9 2,13 | 47,6 0,1 | 11,8

>0,05 >0,05 <0,05

N (дипломатичность) 5,11±0,3 6,5±0,3 6,8±1,1 1,39 | 27,2 1,69 | 33,1 0,3 | 4,6

<0,05 <0,05 <0,05

О (тревожность) 5,76±0,4 6,9±0,3 6,3±1,1 1,14 | 19,8 0,54 | 9,4 0,6 | 8,7

<0,05 <0,05 <0,05

Q1 (консерватизм) 4,94±0,3 7,1±0,2 6,9±1,6 2,16 | 43,7 1,96 | 39,7 0,2 | 2,8

>0,05 <0,05 <0,05

Q2 (конформизм) 6,29±0,3 7,5±0,2 7,3±1,3 1,21 | 19,2 1,01 | 16,1 0,2 | 2,7

<0,05 <0,05 <0,05

Q3 (самоконтроль) 6,52±0,3 6,7±0,2 7±1,5 0,18 | 2,7 0,48 | 7,4 0,3 | 4,5

<0,05 <0,05 <0,05

Q4 (напряженность) 6±0,4 6,9±0,3 7,2±1,2 0,9 | 15 1,2 | 20 0,3 | 4,3

<0,05 <0,05 <0,05

Как мы видим из приведённого выше исследования следует, что спортсмены из группы УТ - 2/3 превосходят своих сверстников из групп УТ - 2/1 и УТ - 2/2 по показателям В (интеллект), Н (смелость), N дипломатичность, Р1 (консерватизм), р3 (самоконтроль) и р4 (напряженность). У воспитанников УТ - 2/2 наиболее высокие числовые значения по сравнению с другими группами это в (нормативность поведения), М (воображение), О (тревожность), Р1 (консерватизм) р2 (конформизм).

Из всех особенностей характера личности, достоверные изменения результатов выявлены по показателям М (воображение), где у воспитанников УТ - 2/2 и УТ - 2/3 этот показатель выше на 49,9% и 47,6% чем у спортсменов группы УТ - 2/1, также, как и показатель консерватизма, где у воспитанников УТГ - 2/2 по сравнению с воспитанниками УТ - 2/1 выше на 43,7%. Таким образом, установлено, что самбисты из различных учебно-тренировочных групп 2 года обучения обладают характерными чертами свойств лич-

ности, которые отличаются друг от друга. Выделяются такие показатели как М (воображение), (консерватизм), в (нормативность поведения). Стоит также отметить данные свойства личности в той или иной мере определяют характер использования самбистами определённых технико-тактических действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки технической подготовки было проведено педагогическое тестирование, основанное на выполнение технических действий в стойке, согласно программе обучения. Таким образом, исходя из её содержания, спортсменам предстояло выполнить: бросок через бедро, заднюю и переднюю подножку, бросок спина с колен и бросок подхватом под две ноги. Единственными условиями при выполнении заданий была возможность взять удобный для себя захват, как и у соперника, в то же время исполнитель должен был сам навязать оппоненту (который не сопротивлялся, только держал захват и двигался по-своему, если только исполнитель, работая в захвате, не вынудил его следовать за ним в направлении движения) и выполнить бросок, при этом оппонент не оказывал сопротивления и не контратаковал лишь двигался в захвате.

Рисунок 1 - Сравнительный анализ среднеарифметических показателей технических действий в стойке среди самбистов различных учебно-тренировочных групп

По итогам проведённого тестирования было выявлено, что показатели технической подготовки у самбистов УТ-2/3 выше, чем у других групп. Воспитанники из группы УТ-2/1 показали лучший результат при выполнении броска через бедро, задней и передней подножки. Также по сравнению с самбистами группы УТ-2/2 такие технические действия как спина с колен и подхват под две ноги у этих ребят выше, чем у группы УТ-2/1.

Как было отмечено ранее показатели общей и специальной физической подготовленности у воспитанников УТ- 2/1 по таким контрольным упражнениям как подтягивания на перекладине выше чем у самбистов УТ- 2/2 и УТ - 2/3 на 22,7% и на 23,8% соответственно, также, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу на 24,4% и 58,5%. Однако спортсмены из группы УТ - 2/3 превосходят своих сверстников из групп УТ - 2/1 и УТ - 2/2 по показателям В (интеллект) на 14,1% и 6,3%, по показателю Н (смелость) на 11,4% и 7,9%, по показателю N (дипломатичность) 24,8% и 4,4%, по показателю Р3 (самоконтроль) на 6,8% и 4,3% и по показателю р4 (напряженность) на 16,6% и 4,1 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учётом вышеизложенного следует, что показатели технической подготовки самбистов находятся в прямой взаимосвязи с особенностями характера личности, т.к. исходя из результатов исследования воспитанники УТ-2/3 имеют лучшие показатели по сравнению с группами УТ-2/1 и УТ-2/2 по свойствам В (интеллект), Н (смелость), N (дипломатичность), Р3 (самоконтроль) и Р4 (напряженность) невзирая на то, что показатели общей и специальной физической подготовки у них ниже чем у группы УТ-2/1 и УТ-2/2, следовательно эти спортсмены имеют больше шансов продемонстрировать свой технический арсенал на соревнованиях и добиться более высокого результата по сравнению со сверстниками из группа УТ-2/1 и УТ-2/2, поскольку исходя из исследований свойства В

(интеллект), Н (смелость), N (дипломатичность), Q3 (самоконтроль) и Q4 (напряженность) играют огромную роль при определении уровня технического мастерства самбистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеева Ю.С., Некоторые показатели состояния организма самбистов с использованием современных технологий в учебно-тренировочном процессе / Ю.С. Сергеева, И.С. Пастухов, А.С. Валюго // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 6. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN620.pdf (дата оращения: 10.10.2021).

2. Техническая подготовка самбистов на этапе начальной спортивной специализации / О.В. Шиленко, Т.Н. Петрова, Н.Н. Пьянзина, Т.В. Пинчук // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 5. - С. 140-147.

REFERENCES

1. Sergeeva, Y.S., Pastuhov, I.S. and Valugo, A.S. (2020), "Some indicators of the state of the body of sambo wrestlers using modern technologies in the educational and training process", Mir nauki. Pedagogy and Psychology, Vol. 8 No. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN620.pdf.

2. Shilenko, O.V., Petrova, T.N., Pyanzin, N.N. and Pinchuk, T.V. (2021) "Technical training of sambo wrestlers at the stage of initial sports specialization", News of Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 5, pp. 140-147.

Контактная информация: haymaker.icemanand@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.814

ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У САМБИСТОВ 12-13 ЛЕТ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ОПОСРЕДОВАННОЙ

НАГЛЯДНОСТИ

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Вадимович Бухарков,

аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск

Аннотация

В данной статье рассмотрена динамика изменения показателей технико-тактической подготовленности самбистов 12-13 лет в учебно-тренировочном процессе, посредством дополнения методики формирования технико-тактического мышления в период подготовки к участию к соревнованиям. Цель исследования - совершенствование тактического мышления самбистов 12-13 лет посредством внедрения в тренировочный процесс методики формирования тактического мышления. В предложенной методике основной акцент был сфокусирован на формировании у самбистов технико-тактического мышления - создании у них примерной картины построения и ведения схватки с учётом своих сильных и слабых сторон, а также потенциальных действий соперника. Для этой цели был проведён мониторинг показателей технико-тактической подготовленности по методике предложенной Е.М Чумаковым, за два месяца до проведения соревнований, непосредственно за неделю до соревнований и уже по итогам выступления самбистов на соревнованиях. Таким образом, благодаря использованию методики формирования тактического мышления в качестве дополнения к стандартной системе подготовки самбистов к соревнованиям, удалось улучшить показатели технико-тактической подготовленности самбистов, после двух месяцев занятий, включая также закрепление этих показателей по итогам участия в соревновательной деятельности. Помимо этого также были определены примерные показатели технико-тактической подготовленности самбистов первого юношеского разряда в процессе подготовки к соревнованиям, а также по итогам выступления на них, что позволяет использовать данные значения в качестве «эталонных» при оценивании их уровня технико-тактической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.