Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВИДОВ ХОББИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВИДОВ ХОББИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ХОББИ / ОБЪЕКТ ХОББИ / ВЕДУЩАЯ АКТИВНОСТЬ ХОББИ / УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ ХОББИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазкова Татьяна Владимировна

Статья посвящена взаимосвязи стрессоустойчивости и хобби у педагогов ДОД. В исследовании использовались «Тест на стрессоустойчивость» (Щербатых) и авторская анкета, диагностирующая характеристики хобби по трем показателям: объекту хобби; ведущей активности хобби; уровню активности хобби, а также выборочные уточняющие индивидуальные беседы и анализ досуга педагога. Корреляционный анализ шкал стрессоустойчивости и параметров хобби на основе коэффициента корреляции Спирмена показал следующее. Стрессоустойчивость не имеет статистически значимых корреляций с показателем по объекту хобби. Обнаружены положительные взаимосвязи: между ведущей активностью «создание/творчество» и стрессоустойчивостью (P≤0,05); между ведущей активностью «игровые/азартные» и стрессочувствительностью (P≤0,01), в том числе положительные корреляции с тремя шкалами стрессочувствительности: повышенная реакция на независимые обстоятельства, склонность все усложнять, использование деструктивных способов преодоления стрессов. Ведущие активности «Поиск/классификация» и «Саморазвитие/самопрезентация» не обнаружили связи с стрессоустойчивостью. По уровню активности хобби получены положительные корреляции между «высокой активностью хобби» и стрессочувствительностью (P≤0,01) и обратные корреляции между «средней активностью хобби» и стрессочувствительностью (P≤0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глазкова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF STRESS RESISTANCE AND TYPES OF HOBBIES AMONG TEACHERS OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

The article is devoted to the relationship of stress tolerance and hobbies among teachers of DOD. The study used a “Stress Tolerance Test” (Shcherbatykh) and an author’s questionnaire that diagnoses the characteristics of a hobby by three indicators: the object of a hobby; the leading activity of a hobby; the level of activity of a hobby, as well as selective clarifying individual conversations and an analysis of a teacher’s leisure time. Correlation analysis of stress resistance scales and hobby parameters based on Spearman correlation coefficient showed the following. Stress resistance has no statistically significant correlations with the indicator for the hobby object. Positive correlations were found: between the leading activity “creation/creativity” and stress resistance (P≤0.05); between the leading activity “gaming/gambling” and stress sensitivity (P≤0.01), including positive correlations with three stress sensitivity scales: increased reaction to independent circumstances, a tendency to complicate everything, the use of destructive ways to overcome stress. The leading activities “Search/classification” and “Self-development/self-presentation” did not find a connection with stress resistance. According to the level of hobby activity, positive correlations were obtained between “high hobby activity” and stress sensitivity (P≤0.01) and inverse correlations between “average hobby activity” and stress sensitivity (P≤0.05).

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВИДОВ ХОББИ У ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Взаимосвязь стрессоустойчивости и видов хобби у педагогов учреждений дополнительного образования детей

Глазкова Татьяна Владимировна,

канд. пед. наук, руководитель центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования» E-mail: t.glazkova@iro38.ru

Статья посвящена взаимосвязи стрессоустойчивости и хобби у педагогов ДОД. В исследовании использовались «Тест на стрессоустойчивость» (Щербатых) и авторская анкета, диагностирующая характеристики хобби по трем показателям: объекту хобби; ведущей активности хобби; уровню активности хобби, а также выборочные уточняющие индивидуальные беседы и анализ досуга педагога. Корреляционный анализ шкал стрессоустойчивости и параметров хобби на основе коэффициента корреляции Спирмена показал следующее. Стрессо-устойчивость не имеет статистически значимых корреляций с показателем по объекту хобби. Обнаружены положительные взаимосвязи: между ведущей активностью «создание/творчество» и стрессоустойчивостью (P<0,05); между ведущей активностью «игровые/азартные» и стрессочувствительностью (P<0,01), в том числе положительные корреляции с тремя шкалами стрессочувствительности: повышенная реакция на независимые обстоятельства, склонность все усложнять, использование деструктивных способов преодоления стрессов. Ведущие активности «Поиск/классификация» и «Саморазвитие/самопрезентация» не обнаружили связи с стрессоустойчи-востью. По уровню активности хобби получены положительные корреляции между «высокой активностью хобби» и стрессо-чувствительностью (P<0,01) и обратные корреляции между «средней активностью хобби» и стрессочувствительностью (P<0,05).

Ключевые слова: стрессоустойчивость, хобби, объект хобби, ведущая активность хобби, уровень активности хобби.

о с

U

см см о см

<3

В современных условиях социокультурного развития плотность стрессогенных факторов уже оценивается в ряде исследований как критическая для человека, при этом объем, многомерность и темпы стрессоров продолжают нарастать, выступая в качестве атрибутивных «побочных эффектов» прогресса. В связи с этим увеличивается доля дистрессовых реакций, с которыми человек уже не способен справиться, что вызывает фрустрации, депрессии, негативные последствия не только на уровне психическом, но и на физиологическом и соматическом [2], [8].

В связи с этим можно утверждать, что проблемы стрессоустойчивости как интегрального свойства личности, позволяющего находить продуктивные пути решения стрессовых ситуаций без негативных последствий для себя, продолжают оставаться актуальными, несмотря на их активное исследование. Разработка и апробация новых эффективных стратегий и методов психологической помощи в аспекте стресса предполагает детализированный анализ взаимосвязей стрессоустойчивости и других, значимых в формате преодоления стресса, качеств человека.

Анализ результатов современных исследований в психологии показал, что одним из перспективных аспектов, связанных со стрессоустойчивостью, можно рассматривать хобби как вид деятельности, отличающийся позитивным субъективно-ценностным отношением, высокой внутренней мотивацией, повышенным позитивным устойчивым эмоциональным отношением, вторичностью рационально-логических установок. И как следствие хобби-активность реализуется добровольно, приносит удовольствие безотносительно к рациональному результату, не имеет обязательных логических обоснований, снижает пороги утомляемости.

Хобби - относительно новое понятие в психологии, еще не установившееся окончательно как научная категория [5], но интерес к этому понятию непрерывно нарастает в психологии. Для нас наиболее значимы результаты исследований, раскрывающие связь хобби и разных аспектов развития человека (аустресс), в частности социально-культурной активности [1], в том числе людей с особыми потребностями [6]. В работах разных авторов установлена связь хобби и психофизического здоровья человека и даже влияние хобби на продолжительность жизни [4], [7].

В процессе подготовки эмпирического исследования был проведен анализ наиболее репрезентативной группы испытуемых и было принято решение формировать выборку на основе педагогов дополнительного образования детей, так как эта группа, с одной стороны, относима к профессии высокого профессионального стресса, а с другой стороны, на этой группе можно ожидать выраженного проявления хобби педагогов и его связи с профессией. В связи с этим нас интересовали работы, изучающие стресс и хобби педагогов [2], [7].

В течение 2020-2021 гг. на базе Центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования» было проведено эмпирическое исследование с целью конкретизации взаимосвязи характеристик хобби и стрессо-устойчивости педагогов дополнительного образования детей. Объект исследования - стрессоу-стойчивость личности, а предмет - взаимосвязь стрессоустойчивости и хобби на примере педагогов ДОД. Выборка испытуемых формировалась из числа педагогов образовательных организаций ДОД Иркутской области и включала 124 педагога. Для диагностики стрессоустойчивости и типовых характеристик хобби использовались методика «Тест на стрессоустойчивость» Ю. Щербатых [8]. Хобби оценивалось с помощью специально подготовленной анкеты и уточнялось с помощью выборочной индивидуальной беседы и анализа деятельности и досуга педагога.

Анкета была направлена на идентификацию хобби педагога по трем признакам (12 индикаторов).

1. Характеристики содержания хобби:

1.1. По объекту хобби: (на основе концепции идентификации профессионального выбора Е.А. Климова):

• человек-человек;

• человек-техника;

• человек-знаковая система;

• человек-художественный образ;

• человек-природа;

1.2. По ведущей активности хобби (основной процесс, выделяемый испытуемым):

• Создание/творчество;

• Поиск/классификация;

• Саморазвитие/самопрезентация;

• Игровые/азартные;

2. По уровню активности хобби (частота занятий хобби (часы/неделя) + проявление ценностного отношения и позитивных эмоций на основе сравнения самого удачного акта хобби и самого разочаровывающего (анализ вербализации ситуации и наблюдение за эмоционально выразительными движениями), высокой внутренней мотивации, иррациональности + максимальные ресурсные затраты на хобби-активность):

- низкая активность (занятие хобби реже, чем 1 час в неделю; нарушение хотя бы одного пункта из представленных выше и выделенных курсивом);

- средняя активность (занятие хобби от 1 до 12 часов в неделю; проявление всех пунктов из представленных выше и выделенных курсивом, при этом в беседе испытуемый легко переходит на другие, не связанные с хобби темы);

- высокая активность (занятие хобби более 12 часов в неделю; проявление всех пунктов из представленных выше и выделенных курсивом, при этом испытуемому в беседе трудно переходить на другие, не связанные с хобби темы). Предложенная схема прошла независимую

оценку методом экспертов-психологов, включая педагогов-психологов образовательных организаций и преподавателей факультета психологии ВУЗов. Экспертная оценка показала, что фактически любое хобби может быть идентифицировано с достаточной для нас точностью.

Анкета включала 36 вопросов, отражающих все эти 3 признака и 12 индикаторов. Обработка анкеты предполагала не только количественный анализ хобби испытуемых, но и количественную оценку по сумме ответов на вопросы, отражающие каждый индикатор, что позволило нам применить методы математической статистики - коэффициент корреляции Спирмена, что повышает достоверность при использовании количественных данных по анкете.

Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы.

Шкалы стрессоустойчивости/стрессочувстви-тельности не имеют статистически значимых корреляций с показателем по объекту хобби, но имеют корреляции с отдельными индикаторами показателей ведущей активности и уровней активности. Таким образом, сам факт обращения испытуемого к тому или иному объекту хобби не влияет на его стрессоустойчивость/стрессочувствитель-ность.

В рамках показателя ведущей активности обнаружены положительные взаимосвязи: между ведущей активностью «создание/творчество» и стрессоустойчивостью (обратная корреляция со стрессочувствительностью) на уровне Р<0,05; между ведущей активностью «игровые/азартные» и стрессочувствительностью Р<0,01 (в том числе высокие корреляции с тремя шкалами стрессочув-ствительности: повышенная реакция на независимые от нас обстоятельства, склонность все усложнять, использование деструктивных способов преодоления стрессов).

Ведущие активности «Поиск/классификация» и «Саморазвитие/самопрезентация» не обнаружили связи со стрессоустойчивостью.

По уровню активности хобби получены положительные корреляции между «высокой активностью хобби» и стрессочувствительностью (Р<0,01) и обратные корреляции между «средней активностью хобби» и стрессочувствительностью (Р<0,05).

Таким образом, хобби в целом влияет на стрессоустойчивость не однолинейно, а разнонаправленно. У людей, имеющих хобби с ярко выраженным созидающим, творческим контекстом, прояв-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ляющееся на среднем уровне активности, независимо от объектной направленности хобби высока вероятность, что стрессоустойчивость высокая.

Испытуемые с хобби типа «игровые/азартные» при любой объектной направленности, при любом уровне активности хобби вероятнее всего будут демонстрировать низкий уровень преодоления стресса.

Хобби, имеющее высокий уровень проявления вероятнее всего будет соответствовать низкой стрессоустойчивости не зависимо от объектной направленности и ведущей активности в рамках хобби.

Полученные результаты были использованы для прогнозирования стрессоустойчивости на основе анализа хобби и развития стрессоустойчи-вости на основе вовлечения испытуемых в определенный тип хобби («создание/творчество») или коррекцию (оптимизацию) уровня активности и ведущей активности хобби. Исследование в этом направлении продолжается.

Литература

1. Верещагина И.М. Хобби - деятельность личности как способ развития ее социально-культурной активности // Современные гуманитарные исследования. - 2009. - № 3 (28). -С. 181-183.

2. Визитова С.Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее по-вы-шения: автореф. дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Ю. Визитова. - М., 2012. - 16 с.

3. Иванова А.А. Влияние хобби на продолжительность жизни // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. / Двадцать вторые Вавиловские чтения. Материалы международной междисциплинарной научной конференции. // Под общей редакцией В.П. Шалаева. - 2019. - С. 8991

4. Козырева О.А. Хобби-терапия в профессиональной поддержке педагога в системе непрерывного образования // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2021. - № 1. - С. 7379.

5. Мандель Б.Р. Попытки определиться с психологией увлечений // Исследователь. - 2013. -№ 3-4/52. - С. 52-61.

6. Мокрова К.С. Хобби как способ интеграции инвалидов в общество // Инвалиды - инвалидность - инвалидизация / материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 621-624.

7. Рудякова В.С., Ганджалян Д.А., Подгор-нов И.С., Фезлиев Д.Н., Гаджиев М.А. Влия-

ние хобби на самочувствие студента // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 26. -С.1794-1797. 8. Щербатых Ю. Психология стресса и методы коррекции. / Ю. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

THE RELATIONSHIP OF STRESS RESISTANCE AND TYPES OF HOBBIES AMONG TEACHERS OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Glazkova T.V.

State Educational Institution of Institute of Education Development

The article is devoted to the relationship of stress tolerance and hobbies among teachers of DOD. The study used a "Stress Tolerance Test" (Shcherbatykh) and an author's questionnaire that diagnoses the characteristics of a hobby by three indicators: the object of a hobby; the leading activity of a hobby; the level of activity of a hobby, as well as selective clarifying individual conversations and an analysis of a teacher's leisure time. Correlation analysis of stress resistance scales and hobby parameters based on Spearman correlation coefficient showed the following. Stress resistance has no statistically significant correlations with the indicator for the hobby object. Positive correlations were found: between the leading activity "creation/creativity" and stress resistance (P<0.05); between the leading activity "gaming/gambling" and stress sensitivity (P<0.01), including positive correlations with three stress sensitivity scales: increased reaction to independent circumstances, a tendency to complicate everything, the use of destructive ways to overcome stress. The leading activities "Search/classification" and "Self-development/self-presentation" did not find a connection with stress resistance. According to the level of hobby activity, positive correlations were obtained between "high hobby activity" and stress sensitivity (P<0.01) and inverse correlations between "average hobby activity" and stress sensitivity (P<0.05).

Keywords. Stress resistance, hobby, hobby object, leading hobby activity, hobby activity level.

References

1. Vereshchagina I.M. Hobby - activity of a personality as a way of developing its socio-cultural activity // Modern humanitarian studies. - 2009. - № 3 (28). - P. 181-183.

2. Vizitova S. Yu. Psychological features of stress resistance of a teacher and ways of its improvement: abstract. diss. ...cand. psychological sciences: 19.00.07 / S.Y. Vizitova. - M., 2012. -16 p.

3. Ivanova A.A. The influence of hobbies on life expectancy // Globalization and national security: man and society in a changing world. / The twenty-second Babylonian Readings. Materials of the international interdisciplinary scientific conference. // Under the general editorship of V.P. Shalaev. - 2019. - pp. 89-91

4. Kozyreva O.A. Hobby therapy in the professional support of a teacher in the system of continuing education // Bulletin of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University. - 2021. -No. 1. - pp. 73-79.

5. Mandel B. R. Attempts to determine the psychology of hobbies // Researcher. - 2013. - № 3-4/52. 52-61.

6. Mokrova K.S. Hobby as a way of integrating disabled people into society // Invalids - disability - disability / materials of the international scientific and practical conference. 2018. pp. 621624.

7. Rudyakova V.S., Ganjalyan D.A., Podgornov I.S., Fezliev D.N., Gadzhiev M.A. Influence of hobbies on student's well-being // Innovation. The science. Education. - 2021. - No. 26. - pp. 17941797.

8. Shcherbatykh Yu. Psychology of stress and methods of correction. / Yu. Shcherbatykh. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 256 p.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.