The relationship of stereotypes of social learning, attitudes and social representations
Il'jushkin V. (Russian Federation) Взаимосвязь стереотипов социального научения, менталитета и социального
представления Ильюшкин В. В. (Российская Федерация)
Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново
Аннотация: в статье анализируется взаимосвязь стереотипов социального научения, менталитета и социального представления.
Abstract: the article analyzes the relationship of stereotypes of social learning, attitudes and social representations.
Ключевые слова: социальный стереотип, предрассудок, социальное научение, менталитет. Keywords: social stereotype, belief, superstition, mentality.
Социальное научение, как считают многие исследователи, является самой сильной детерминантой появления стереотипов и предрассудков, предрассудки часто развиваются в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего трудно поддаются изменениям. В современной социальной психологии существует несколько подходов к определению источников предрассудков и стереотипов [9]. Согласно теории межгрупповой конкуренции, источником предрассудков являются конфликты за общественные привилегии. Согласно психодинамическим теориям, подверженность предрассудкам берет начало в особой динамике развития личности. В соответствии с когнитивными подходами, стереотипизация и предрассудки возникают из познавательных процессов [3 -6].
С точки зрения теории социальной идентичности, межгрупповой антагонизм может возникать даже без реальных конфликтов интересов, а человеческое самоуважение тесно связано с социальной идентичностью личности и с оценкой собственной группы как превосходящей остальные.
Сущность понятия стереотип относительно близко передает и понятие «ментальность», которое можно определить словами А.Гуревича так: «На уровне ментальностей мы имеем дело не с индивидуальной неповторимой мыслью того или иного мыслителя, а со стереотипами и привычками, автоматизмами сознания, которые функционируют помимо разума и воли людей. Ментальность составляет наименее контролируемую критическим разумом, как бы внеличностную сторону нашей личности» [цит. по 7].
В границах психологии больших социальных групп чаще всего исследователи уделяют анализу понятия «менталитет». Менталитет характеризует специфику обыденного сознания, причем, как правило, речь идет о таких группах, как этнос, нация, социальный слой [2, 20]. Содержание менталитета содержится в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет группа. Вместе с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность [2]. Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего в стереотипах поведения и оценки происходящих событий.
С.Московичи считает, что в основе взаимодействия членов группы лежат групповые социальные представления [8]. Социальные групповые представления являются обыденным представлением группы о тех или иных социальных явлениях, то есть способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм, а также образ других групп [8, 151]. Социальные представления -инструмент не индивидуального, а группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Через анализ социальных представлений больших групп познается их психологический облик (Г.М.Андреева, А.И.Донцов, Т.П.Емельянова, И.Г.Дубов).
Г.М.Андреева указывает, что «механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: с одной стороны, группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, вырабатывает свои отношения к социальному явлению. С другой стороны, уже созданное социальное представление способствует интеграции группы и формированию групповой идентичности» [1, 152]. То есть групповые представления являются элементами обыденного сознания, наряду с общественным мнением, общественными представлениями, общественной психологией, национальной психикой, мифологией.
Литература
1. Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических
отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и
современная зарубежная наука. - М., 1979. -С.11-40.
2. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии, 1993, №5. -С.28-34.
3. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1 (3). С. 87-92.
4. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1 (1). С. 31-36.
5. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия //International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 34-40.
6. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.
7. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. Дисс... канд. психол. наук. - М., 1985. - 24 с.
8. Московичи С. Век толп. Исторический трактат психологии масс./М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 477 с.
9. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -176 с.