Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТСМЕНЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛИЧНОСТНЫЙ ЧЕРТЫ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полубедова А. С., Горская Г. Б.

В статье представлены результаты корреляционного анализа параметров социально-психологической адаптации и личностных черт большой пятерки у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В нашем исследовании мы пришли к выводу, что наиболее благоприятными личностными чертами для процесса адаптации является «самоконтроль» и «открытость опыту». Данные личностные черты повышают вероятность формирования у спортсменов принятия своих индивидуальных особенностей, повышают внутренний контроль, благодаря которому может эффективнее осуществляться тренировочная и соревновательная деятельность у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полубедова А. С., Горская Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND PERSONALITY FEATURES OF THE BIG FIVE IN ATHLETES WITH DISABILITIES

The article presents the results of a study of the correlation analysis of the parameters of socio-psychological adaptation and personality traits of the big five in athletes with disabilities. In our study, we came to the conclusion that the most favorable personality traits for the adaptation process are “self-control” and “openness to eXperience”. These personality traits increase the likelihood of athletes forming acceptance of their individual characteristics, increase internal control, thanks to which training and competitive activities can be carried out more effectively in athletes with disabilities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9:796

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Анастасия Сергеевна Полубедова, аспирант, Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты корреляционного анализа параметров социально-психологической адаптации и личностных черт большой пятерки у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В нашем исследовании мы пришли к выводу, что наиболее благоприятными личностными чертами для процесса адаптации является «самоконтроль» и «открытость опыту». Данные личностные черты повышают вероятность формирования у спортсменов принятия своих индивидуальных особенностей, повышают внутренний контроль, благодаря которому может эффективнее осуществляться тренировочная и соревновательная деятельность у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, спортсмены с ограниченными возможностями здоровья, адаптивный спорт, личностный черты большой пятерки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p535-538

INTERRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND PERSONALITY FEATURES OF THE BIG FIVE IN ATHLETES WITH

DISABILITIES

Anastasia Sergeevna Polubedova, post-graduate student, Galina Borisovna Gorskaya, doctor ofpsychological sciences, professor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and

Tourism, Krasnodar

Abstract

The article presents the results of a study of the correlation analysis of the parameters of socio-psychological adaptation and personality traits of the big five in athletes with disabilities. In our study, we came to the conclusion that the most favorable personality traits for the adaptation process are "self-control" and "openness to experience". These personality traits increase the likelihood of athletes forming acceptance of their individual characteristics, increase internal control, thanks to which training and competitive activities can be carried out more effectively in athletes with disabilities.

Keywords: socio-psychological adaptation, athletes with disabilities, adaptive sports, personality traits of the big five.

ВВЕДЕНИЕ

Адаптивный спорт стал важным инструментом для посттравматического восстановления и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация своих возможностей в адаптивном спорте для людей с ограниченными возможностями играет большую роль в социально-психологической адаптации [1].

Поэтому участие инвалидов в занятиях адаптивным спортом имеет важные социальные последствия не только для человека, но и для общества в целом. Из-за относительной «молодости» адаптивных видов спорта недостаточно исследований, направленных на создание необходимой научной поддержки для обеспечения не только полномасштабного тренировочного и соревновательного процесса у спортсменов с ОВЗ, но и полной интеграции в общество средствами адаптивного спорта, что чрезвычайно важно. Высокая значимость психологических и социально-психологических исследований в этом контексте очевидна [2, 3].

Цель исследования - установить взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и личностных черт большой пятерки у спортсменов с ОВЗ.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центра Паралимпийской подготовки» в г. Краснодар. В исследовании приняли участие спортсмены с ОВЗ, занимающиеся адаптивным спортом в количестве 50 человек (25 мужчин и 25 женщин) из них 27 мастеров спорта, 19 кандидатов мастера спорта, 4 имеют первый взрослый разряд.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучая взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и личностных черт большой пятерки у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, мы решили применить: методику социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и опросник большой пятерки по Голдбергу [1].

В нашем исследовании мы предполагаем, что существуют личностные черты, которые помогают адаптироваться человеку в обществе и есть те, которые, наоборот, тормозят адаптационный процесс. Поэтому главной задачей исследования является рассмотрение личностных черт, которые помогают адаптации личности. Принимались во внимание черты большой пятерки: экстраверсия, доброжелательность, самоконтроль, нейротизм, открытость опыту.

При анализе корреляционных связей показателей социально-психологической адаптации и черт большой пятерки рассматривались только достоверные коэффициенты корреляции.

Личностная черта «нейротизм» отрицательно взаимосвязана с адаптивностью (г=371, р<0,01), дезадаптивностью (г=413, р<0,01), принятием себя (г=386, р<0,01), эмоциональным комфортом (г=285, р<0,05), внутренним контролем (г=366, р<0,01) и положительно взаимосвязан с эскапизмом (г=92, р<0,01). На рисунке 1 представлены корреляционные взаимосвязи между показателем «нейротизм» и показателями социально-психологической адаптации. Чем больше проявляется нейротизм, тем меньше спортсмены с ОВЗ смогут реализовывать ресурсы, направленные на адаптационный процесс в обществе. Таким образом, проявление нейротизма может повышать вероятность торможения адаптационного процесс у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

___^^Дезадаптивность^^^----—^ Черта большой пятерки «от-

_^даптивносттГ^>_!__крытость опыту» положительно кор-

Нейротизм у^Эмоциональ- релирует с показателями «адаптив-

------^ный комфорт^ НОСТЬ» (г=07, Р<0,01),

«С Внутренний контроль , 00 ^-г.

—--------«дезадаптивность» (г=88, р<0,01),

Обратная взаимосвязь ----------------------«принятие себя» (г=20, р<0,01), «при-

Прямая взаимосвязь --^^ других>> (г=()8_ р<0,01), «ЭМОЦИ-

Рисунок 1 - Корреляционные взаимосвязи между ональный комфорт» (г=04, р<0,01),

показателем «нейротизм» и показателями социально- «внутренний контроль» (г=632 психологической адаптации „,„,, „ ,

р<0,01), «внешний контроль» (г=67,

р<0,01) и отрицательно коррелирует с показателями «непринятие других» (г=317, р<0,05), «эмоциональный дискомфорт» (г=705, р<0,01), «эскапизм» (г=860, р<0,01). На рисунке 2 представлены корреляционные взаимосвязи между показателем «открытость опыту» и показателями социально-психологической адаптации.

Вследствие этого мы можем сделать вывод, что «открытость опыту» коррелирует с показателями, которые положительно оказывают влияние на адаптационный процесс, кроме показателя «дезадаптация».

Мы предполагаем, что спортсмены с ОВЗ включаясь в новую деятельность, приобретая новый опыт не всегда могут реально оценить свои возможности и силы для реализации новой деятельности или опыта, что в свою очередь может привести к дезадаптации

спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

жем сделать заключение, что личностная черта «открытость опыту» в большей степени может повысить вероятность положительного воздействия на адаптационный процесс у спортсменов с ОВЗ.

Черта большой пятерки

Таким образом, мы мо-

Обратная взаимосвязь Прямая взаимосвязь

«экстраверсия» имеет обратные корреляционные взаимосвязи с показателями «принятие других» (г=-336, р<0,05) «внутренний контроль» (г=-

Рисунок 2 - Корреляционные взаимосвязи между показателем «открытость опыту» и показателями социально-психологической адаптации

351, р<0,05) и прямые взаимосвязи с показателями «доминирование» (г=90, р<0,05) и «эскапизм» (г=51, р<0,05). Таким образом, мы можем сделать заключение, что чем больше спортсмен с ОВЗ открыт, общителен, тем меньше он будет принимать других и осуществляться внутренний контроль в своей деятельности. С другой стороны, экстровертирован-ные спортсмены с ОВЗ проявляют доминирование в своей деятельности, но не берут ответственность за свою деятельность. Следовательно, мы можем сделать вывод, что экстраверсия не всегда положительно сказывается на адаптационном процессе спортсменов с ОВЗ. Поэтому в дальнейшем мы продолжим изучать проявления данного показателя для уточнения его возможного вклада в социально-психологическую адаптацию.

Личностная черта «самоконтроль» положительно коррелирует с показателями «принятие себя» (г=54, р<0,01), «принятие других» (г=03, р<0,05), «внутренний контроль» (г=15, р<0,05) и отрицательно коррелирует с показателями «ведомость» (г=-310, р<0,05), «эскапизм» (г=-392, р<0,01). Таким образом, личностная черта «самоконтроль» может положительно сказываться на адаптационном процессе спортсменов с ОВЗ, так как она формирует широкий спектр мыслей, которые помогают понимать и принимать людей в социуме, правильно осуществлять контроль ситуации и организовывать решение проблемы. И конечно же нельзя не отметить, что «самоконтроль» уменьшает проявление ведомости и эскапизма. Вследствие этого мы можем сделать заключение, что личностная черта «самоконтроль» может положительно влиять на адаптационный процесс.

Единственной чертой Большой пятерки, не обнаружившей корреляционных связей с показателем социально-психологической адаптации, оказалась черта «доброжелательность», характеризующая готовность личности к установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества. Возможно, это следствие недостаточной готовности спортсменов с ОВЗ отношений такого рода.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что наиболее благоприятными личностными чертами для процесса социально-психологической адаптации является «самоконтроль» и «открытость опыту». Данные личностные черты помогают управлять своим поведением, эмоциями, действовать продуманно, воздерживаться от импульсивного поведения, получать новые знания и опыт - данные умения могут быть очень полезны в спортивной деятельности. В обществе спортсмен ощущает эмоциональный комфорт, что в свою очередь положительно сказывается на психологическом состоянии спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

1. Князев Г.Г. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов Большой пятерки» / Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, А.В. Бочаров // Психологический журнал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

- 2010. - № 5 (31). - С. 100-110.

2. Махов А.С. Принципы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 7. - С. 34-37.

3. Толочек В.А. Парадоксы и психологические механизмы адаптации субъекта к социальной среде / В.А. Толочек // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2006. - № 3. - С. 183-193.

4. Уляева, Г.Г. Стрессоустойчивость как компонент адаптивности личности в экстремальных условиях спортивной деятельности / Г.Г. Уляева, Л.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - № 1. - С. 70-73.

REFERENCES

1. Knyazev, G.G., Mitrofanova, L.G. and Bocharov, A.V. (2010), "Validation of the Russian-language version of L. Goldberg's questionnaire "Markers of the Big Five Factors"", Psychological Journal, No. 5 (31), pp. 100-110.

2. Mahov, A.S. (2013), "Principles of management of the development of adaptive sports in Russia", Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury, No 7, pp. 34-37.

3. Tolochek, V.A. (2006), "Paradoxes and psychological mechanisms of adaptation of the subject to the social environment", Bulletin of the Russian Foundation for the Humanities, No 3, pp. 183-193.

4. Ulyaeva, G.G., Ulyaeva, L.G. and Radnaguruev, B.B. (2014), "Stress resistance as a component of personality adaptability in extreme conditions of sports activity", Extreme Human Activity, No 1, pp. 7073.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2023

УДК 159.9.072

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Марина Витальевна Радостева, кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Эффективность педагогической деятельности связана с комфортной образовательной средой, составным элементом которой является качество межличностных отношений в педагогическом коллективе. В статье представлены способы профилактики и минимизации конфликтов среди педагогов. Особое внимание уделено применению деловых игр как наиболее действенному инструменту, с помощью которого можно если не исключить полностью, но существенно уменьшить разногласия в педагогическом коллективе.

Представленная в статье совокупность мер профилактики конфликтов в педагогическом коллективе включала в себя проведение семинарских занятий по просветительской деятельности касательно сути конфликтных ситуаций среди педагогического состава образовательных учреждений, а также комплекс деловых игр, благодаря которым, по нашим прогнозам, уровень конфликтности в педагогическом коллективе должен был снизиться.

Для определения эффективности проведения комплекса мероприятий нами были повторно проведены исследования межличностных отношений и уровня конфликтности. Результаты повторного тестирования подтвердили выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что проведение деловой игры сможет поспособствовать снижению уровня конфликтности среди педагогического коллектива образовательного учреждения.

Ключевые слова: деловая игра, педагогический коллектив, конфликт, психологический климат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p538-543

BUSINESS GAME AS A MEANS OF PREVENTION OF LABOR CONFLICTS IN THE

PEDAGOGICAL TEAM

Marina Vitalievna Radosteva, candidate of economy sciences, docent, Moscow State Psychological and Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.