длительного обучения и упорной тренировки у тренера мастера, успешного участия в отборочных соревнованиях постепенно проникается убеждением, что и он тоже способен стать в будущем знаменитым спортсменом - мастером настольного тенниса.
3. В современных условиях постоянно растущей конкуренции на международной спортивной арене успешная подготовка олимпийского резерва юных теннисистов требует высокой педагогической компетентности детского тренера в организации начального спортивного обучения и спортивного отбора наиболее двигательно-одаренных и спортивно мотивированных детей.
4. Умело сочетая индивидуальное обучение с командной работой, учитывая национальные спортивные традиции, используя в учебно-тренировочном процессе специальные знания, психолого-педагогические методы спортивный тренер по настольному теннису добивается реальных успехов в воспитательной работе с детьми при условии тесного контакта с родителями юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ань Цзин. Китайские принципы спортивного воспитания теннисистов / Ань Цзин // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - 2009. - Вып. 86. - С. 103-107.
2. Ань Цзин. Ментальный тренинг в подготовке теннисистов к соревнованиям / Ань Цзин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 5-8.
3. Чжан Сяоцюань. Принцип соответствия в системе «человек-инвентарь-снаряд-среда» на этапе начального обучения детей 6-10 лет теннису / Чжан Сяоцюань // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 161-165.
REFERENCES
1. An Jing (2009), "Chinese principles of sports education of tennis players", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue 86, pp. 103-107.
2. An Jing (2009), "Mental training in training of tennis players for competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11. pp. 5-8.
3. Zhang Xiaoquan (2012), "Principle of compliance in the person-stock-shell-environment system at a stage of elementary education Tennis of children of 6-10 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 161-165.
Контактная информация: 787183672@qq.com
Статья поступила в редакцию 07.09.2017
УДК 159.9: 796.853.264
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СТРЕССУ У КАРАТИСТОВ
СТИЛЯ КИОКУСИНКАЙ
Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Евгения Римовна Кадырова, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), Краснодар
Аннотация
В исследовании проверялось предположение, что личностным ресурсом сопротивляемости стрессу каратистов стиля киокусинкай являются: жизнестойкость, самоэффективность, личностные черты Большой пятерки. Под сопротивляемостью стрессу понималось активное и эффективное включение в стрессовые ситуации, являющиеся неотъемлемой особенностью спортивной деятельности. Выборка исследования включала 101 спортсмена-каратиста стиля киокусинкай различного пола и квалификации. Установлены положительные корреляционные связи между показателем сопротивляемости стрессу и самоэффективностью в предметной деятельности, показателями жизнестойкости «контроль» и «принятие риска», экстраверсией. Компоненты Большой пятерки «сознательность» и «открытость новому опыту» взаимосвязаны с сопротивляемостью стрессу опосредствованно через взаимосвязи с показателями жизнестойкости и самоэффективности. Результаты
исследований обсуждаются в контексте идей позитивной психологии и ресурсных концепций преодоления стресса.
Ключевые слова: сопротивляемость стрессу, личностные ресурсы, карате киокусинкай, жизнестойкость, самоэффективность, Большая пятерка, позитивная психология, ресурсный подход к преодолению стресса.
PERSONAL RESOURCES OF RESILIENCE AT KARATE KYOKUSHIN ATHLETES
Galina Borisovna Gorskaya, the doctor of psychological sciences, professor,
Evgeniya Rimovna Kadyrova, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The purpose of the study is verification of assumption that personal resources of resilience in karate Kyokushin athletes are hardiness, self-efficacy, big five personal traits. Resilience is considered as active and effective involvement in stress situations that are sport activity attributes. The sample consists of 101 athletes involved in karate Kyokushin practice: men and women, elite athletes and juniors. Positive correlations between resilience index and hardiness indicators "control" and "challenge", Big five indicator "extraversion" are revealed. Big five indicators "consciousness" and "openness to experience" are connected with resilience indirectly via their correlations with hardiness and self-efficacy indicators. Investigation results are discussed in the context of positive psychology and resource concepts of stress.
Keywords: resilience, personal resources, karate Kyokushin, hardiness, self-efficacy, Big five, positive psychology, resource concepts of stress.
ВВЕДЕНИЕ
Способность преодолевать стрессы различного происхождения является существенным условием самореализации спортсменов. Поэтому проблема стресса и факторов, позволяющих справляться с ними, не теряет своей актуальности, хотя с развитием спорта и с развитием спортивной науки появляются новые направления исследований в этой области. Это и повышение интереса к хроническому стрессу, вызывающему психическое выгорание спортсменов, и исследование наряду с соревновательным стрессом организационного и личностного стресса, и исследование все новых личностных и средовых факторов устойчивости спортсменов к стрессу.
Важной современной тенденцией является акцентирование внимания на том, что спорт относится к видам деятельности, которые предполагают неизбежное и добровольное включение в стрессовые ситуации различного характера. Более того, принятие рисков, связанных с включением в занятия спортом, является фактором успеха спортсменов в совершенствовании своего мастерства и его демонстрации во время соревнований [8]. В связи с этим признается, что залогом успеха спортсменов выступает не столько нечувствительность к стрессовым воздействиям, сколько способность конструктивным образом разрешать стрессовые ситуации при их возникновении, обозначаемые термином resilience, для которого пока не нашлось принятого большинством психологов русского эквивалента. В данном исследовании русским эквивалентом термина resilience был избран термин «сопротивляемость стрессу», подчеркивающий процессуальный характер преодоления стресса, в отличие от термина «психическая устойчивость».
Признание включения в стрессовые ситуации как неотъемлемой черты деятельности спортсменов и других субъектов спортивной деятельности привело к изменению представлений о психологических ресурсах его преодоления. Теоретическими предпосылками этих изменений явилось развитие позитивной психологии, акцентирующей внимание на развитии ресурсов активного и конструктивного включения личности в сложные ситуации [5], а также ресурсных концепций преодоления стресса [1].
Под влиянием позитивной психологии в качестве ресурса преодоления стресса стал рассматриваться комплекс личностных черт, обозначенных как позитивная личность [9], [10]. D. Fletcher, M. Sarkar относят к проявлениям позитивной личности черты Боль-
шой пятерки «экстраверсия», «сознательность», «открытость новому опыту», «эмоциональная стабильность», а также инновационность, проактивность, оптимизм [9]. По их мнению, перечисленные личностные свойства предопределяют точность оценки сложности ситуации, в которую предстоит включиться спортсменам, и способность осознанно контролировать собственные действия. А это, в свою очередь, обеспечивает конструктивность действий спортсменов в стрессовой ситуации, реалистичность восприятия результатов собственных действий, в том числе и неудачных, рассматриваемых как источник полезного опыта. Другие авторы характеризуют как черты позитивной личности настойчивость, оптимизм, позитивные ожидания, уверенность в себе, самоэффективность, сопротивляемость стрессу [10]. При различиях в описании состава черт позитивной личности в них прослеживаются важные для спортсменов предпосылки готовности активно включаться в стрессовые ситуации, неизбежные в спорте.
Целью настоящего исследования было установление роли черт позитивной личности в обеспечении успешной сопротивляемости стрессу спортсменов в карате стиля кио-кусинкай, вида спортивных единоборств, отличающегося высокой стрессогенностью.
МЕТОДИКА
Исследование проводилось на базе Краевой южно-региональной федерации кио-кусинкай карате-до г. Краснодара. В нем также приняли участие спортсмены Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Перми, Ростовской области, Хабаровска, Дальнего востока. Выборка исследования включала в себя 101 спортсмена обоего пола. Из них 22 человека являются заслуженными мастерами спорта либо мастерами спорта международного класса, 25 человек - мастерами спорта, 23 - кандидатами в мастера спорта, 31 человек имеют первый спортивный разряд. У каждого спортсмена определялись показатели сопротивляемости стрессу, а также личностные параметры, рассматриваемые как черты позитивной личности. К ним были отнесены показатели жизнестойкости «вовлеченность», «контроль», «принятие риска», самоэффективности в предметной деятельности и в общении, черты Большой пятерки. Сопротивляемость стрессу устанавливалась по методике CD-RISC Коннор и Дэвидсона [7], адаптированной нами. Жизнестойкость определялась по методике Мадди в адаптации Д.И. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [4]. Самоэффективность оценивалась по методике Маддукса и Шеера [6]. Показатели Большой пятерки, которые устанавливались по методике Голдберга [3]. При обработке результатов исследования применялся корреляционный анализ по Пирсону.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первым этапом рассмотрения результатов исследования было установление личностных параметров, характеризующих, согласно литературным данным, позитивную личность, имеющих корреляционные взаимосвязи с показателем сопротивляемости стрессу. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Коэффициенты корреляции показателя сопротивляемости стрессу и показать_
Показатели позитивной личности Сопротивляемость стрессу Статистическая достоверность корреляционной связи
Вовлеченность 0,25 P<0,05
Контроль 0,42 P<0,01
Принятие риска 0,49 P<0,01
Самоэффективность в предметной деятельности 0,52 P<0,01
Самоэффективность в общении 0,11 -
Экстраверсия 0,34 P<0,01
Сознательность 0,11 -
Уступчивость 0,25 P<0,05
Эмоциональная стабильность -0,02 -
Открытость новому опыту 0,11 -
Данные исследования свидетельствуют о наличии достоверных корреляционных связей показателя сопротивляемости стрессу со всеми параметрами жизнестойкости. Эти корреляционные связи представляются закономерными, несмотря на то, что жизнестойкость прямо не упоминается в перечне черт позитивной личности. Если сопротивляемость стрессу рассматривается, как ситуативно проявляемая способность справляться с трудными ситуациями, то жизнестойкость представляется устойчивым личностным образованием, отражающим личностную готовность активно включаться во взаимодействие с окружающей средой, рассматривать необходимость справляться с ее вызовами как естественное условие личностного развития [11]. Следовательно, жизнестойкость может рассматриваться как один из личностных ресурсов сопротивляемости стрессу.
Достоверная корреляционная связь показателя сопротивляемости стрессу с показателем самоэффективности в предметной деятельности представляется закономерной, так как самоэффективность, как упоминалось выше, включается в число черт позитивной личности, повышающих сопротивляемость стрессу.
В исследовании установлены и корреляционные связи показателя сопротивляемости стрессу с показателями черт Большой пятерки, упоминаемыми как параметры позитивной личности. Заслуживает внимания коэффициент корреляции показателя сопротивляемости стрессу с показателем экстраверсии, поскольку она отражает специфику карате киокусинкай как спортивного единоборства, требующего ориентировки в быстро изменяющихся и достаточно неопределенных условиях спортивных поединков. Экстраверсия, которая проявляется в склонности к поиску новых впечатлений и способности к широкой ориентировке в ситуациях деятельности, представляется профессионально важным личностным качеством для борцов.
Немногочисленность коэффициентов корреляции показателя сопротивляемости стрессу и показателей Большой пятерки вызывает вопрос о том, правомерно ли их отнесение к чертам позитивной личности, выступающим ресурсом конструктивного разрешения сложных ситуаций, с которыми сталкиваются спортсмены. Основанием для постановки этого вопроса послужили результаты проведенных ранее исследований ресурсов преодоления стресса у каратистов стиля киокусинкай. В них были установлены многочисленные корреляционные связи показателей черт Большой пятерки с показателями ко-пинг-стратегий [2]. Для ответа на поставленный вопрос были рассмотрены корреляционные связи показателей черт Большой пятерки с показателями жизнестойкости и самоэффективности, связанными положительными корреляциями с показателем сопротивляемости стрессу (таблица 2).
Таблица 2 - Коэффициенты корреляции показателей черт Большой пятерки, жизнестойкости_
Показатели Большой пятерки Вовлеченность Контроль Принятие риска Самоэффективность в предметной деятельности
Экстраверсия 0,13 0,27 0,50 0,51
Уступчивость 0,09 0,14 0,31 0,33
Сознательность 0,18 0,21 0,37 0,26
Эмоциональная стабильность -0,26 -0,12 -0,05 -0,01
Открытость новому опыту 0,20 0,29 0,34 0,32
Примечание. Жирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты корреляции при р<0,01; жирным шрифтом с подчеркиванием выделен достоверный коэффициент корреляции при р<0,05.
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о наличии многочисленных корреляционных связей показателей черт Большой пятерки с показателями жизнестойкости «контроль» и «принятие риска», с показателем самоэффективности в предметной деятельности. С показателями принятия риска и самоэффективности в предметной деятельности коррелируют четыре из пяти показателей черт Большой пятерки. Параметр самоэффективности в предметной деятельности характеризует уверенность спортсменов в
собственной состоятельности, что является предпосылкой готовности к включению в сложные ситуации и способности к их успешному разрешению. Принятие риска также повышает вероятность готовности спортсменов к преодолению трудностей, неизбежно возникающих на протяжении спортивной карьеры. Показатель жизнестойкости «контроль» положительно коррелирует с тремя показателями черт Большой пятерки. Наибольшим количество корреляционных связей с показателями жизнестойкости и самоэффективности в предметной деятельности связаны показатели черт Большой пятерки «экстраверсия», «сознательность», «открытость новому опыту», часто рассматриваемые как личностные предпосылки успешности деятельности спортсменов.
Приведенные результаты корреляционного анализа дают основание для рассмотрения черт Большой пятерки «экстраверсия», сознательность», «открытость новому опыту» как личностный ресурс, позволяющий каратистам стиля киокусинкай активно включаться в сложные ситуации спортивной деятельности и успешно справляться с ними. Показатель «экстраверсия» непосредственно связан с показателем сопротивляемости стрессу положительной корреляционной связью. Показатели «сознательность» и «открытость новому опыту» связаны с сопротивляемостью стрессу опосредствованно через корреляционные связи с показателями жизнестойкости «контроль» и принятие риска», с показателем самоэффективности в предметной деятельности. коррелирующими с показателем сопротивляемости стрессу. Обоснованность такой трактовки установленных корреляционных связей подтверждается зарегистрированными в предыдущих исследованиях личностных ресурсов сопротивляемости стрессу каратистов стиля киокусинкай многочисленными корреляционными связями показателей Большой пятерки «сознательность» и «открытость новому опыту» с показателями стратегий преодоления стресса [2]. Причем отмечено возрастание количества таких корреляционных связей по мере роста квалификации спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что к личностным ресурсам сопротивляемости стрессу спортсменов, занимающихся карате стиля киокусинкай, могут быть отнесены компоненты жизнестойкости «контроль» и «принятие риска», черты Большой пятерки «экстраверсия», «сознательность», «открытость новому опыту» самоэффективность в предметной деятельности. Рост перечисленных параметров повышает вероятность успешной сопротивляемости стрессу. Отнесенные к ресурсам сопротивляемости стрессу личностные свойства способствуют полноте ориентировки спортсменов в стрессовых ситуациях при сохранении самоконтроля и уверенности в себе, проявлению креативности при разрешении сложных ситуаций.
Данные исследования обращают внимание на конструктивность, как в теоретическом, так и в прикладном плане, подхода к анализу личностных ресурсов преодоления спортсменами стресса, сложившегося на базе идей позитивной психологии и ресурсных концепций преодоления стресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 528 с. - ISBN 5-9292-01436-3.
2. Горская, Г.Б. Личностные черты большой пятерки как фактор конструктивности преодоления спортсменами стрессовых ситуаций / Г.Б. Горская, Е.Р. Зияева // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : труды НИИ проблем физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры и спорта. Т. 16. - Краснодар, 2014. - С. 4755.
3. Князев, Г.Г. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «маркеры факторов "большой пятерки" / Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, В.А. Бочаров // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 5. - С. 100-110.
4. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с. - ISBN 5-89357-228-9.
5. Леонтьев, Д.А. Позитивная психология - повестка дня нового столетия / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 36-58.
6. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи : учебное пособие / О.М. Краснодрядцева, В.И. Кабрин, О.И. Муравьева, М.А. Подойницина, О.Н. Чучалова. - Томск : Издательский дом ТГУ, 2014. - 274 с. - ISBN 978-594621-438-1.
7. Connor, K.M. Development and validation of new resilience scale: the Connor-Davidson resilience scale (CD-RISC) / K.M. Connor, J.R.T. Davidson // Depression and anxiety. - 2003. - Vol. 18. -P. 76-82.
8. Giving everything for athletic success! - Sport specific risk acceptance of elite adolescent athletes / A. Schell, J. Mayer, K. Diehl, S. Zipfel, A. Thiel // Psychology of sport and exercise. - 2014. - Vol. 15. - P. 165-172.
9. Fletcher, D. A grounded theory of psychological resilience in Olympic champions / D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology of sport and exercise. - 2012. - Vol. 13. - P. 669-678.
10. Laborde, S. Positive-trait-like individual differences in athletes from individual and team sports and in non-athletes / S. Laborde, F. Guillen, E. Mosley // Psychology of sport and exercise. - 2016. - Vol. 26. - P. 9-13.
11. Maddi, S. The personality construct of hardiness: effect on experiencing, coping and strain / S. Maddi // Consulting psychology journal: practice and research. - 1999. - Vol. 51. - Issue 2. - P. 83-94.
REFERENCES
1. Bodrov, V.A. (2006), Psychological stress and coping, publishing house PER SE, Moscow, ISBN 5-9292-01436-3
2. Gorskaya, G.B. and Kadyrova, E.R. (2014), "Big five personal trait as factor of athletes constructive stress coping", Urgent problems of physical education and sport. Annals of NII of problems of physical education and sport of Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar, Vol. 16, pp. 47-55.
3. Knyazev, G.G., Mitrofanova, L.G. and Bocharov, V.A. (2010), "Validation of Russian version of L. Goldberg questionnaire "Big five traits markers"", Psychological journal, Vol. 31, Issue 5, pp. 100-110.
4. Leontiev, D.A. and Rasskazova, E.I. (2006), Test of hardiness, Smysl, Moscow, ISBN 589357-228-9
5. Leontiev, D.A. (2012), "Positive psychology: an agenda of new century", Psychology. The Journal of Higher School of Economics, Vol. 9, Issue 4, pp. 36-58.
6. Krsnoryadtseva, O.M., Kabrin, V.I., Muravyova, O.I., Podoinitsyna, M.A. and Chuchalova, O.N. (2014), Psychological practices of student self-efficacy diagnostics and development. Handbook, Publishing house TGU, Tomsk, 274 p., ISBN 978-5-94621-438-1
7. Connor, K.M. and Davidson, J.R.T. (2003), "Development and validation of new resilience scale: the Connor-Davidson resilience scale (CD-RISC)", Depression and anxiety, Vol.18, pp. 76-82.
8. Schell, A., Mayer, J., Diehl, K., Zipfel, S. and Thiel, A. (2014), "Giving everything for athletic success! - Sport specific risk acceptance of elite adolescent athletes", Psychology of sport and exercise, Vol. 15, pp.165-172.
9. Fletcher, D. and Sarkar, M. (2012) "A grounded theory of psychological resilience in Olympic champions", Psychology of sport and exercise, Vol. 13, pp. 669-678.
10. Laborde, S., Guillen, F. and Mosley, E. (2016), "Positive-trait-like individual differences in athletes from individual and team sports and in non-athletes", Psychology of sport and exercise, Vol. 26, pp. 9-13.
11. Maddi S. (1999), "The personality construct of hardiness: effect on experiencing, coping and strain", Consulting psychology journal: practice and research, Vol. 51, Issue 2, pp.83-94.
Контактная информация: gorskayagalina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.09.2017