Научная статья на тему 'Взаимосвязь социально-психологических и индивидуально-типологических факторов суицидального поведения'

Взаимосвязь социально-психологических и индивидуально-типологических факторов суицидального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
803
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социально-психологических и индивидуально-типологических факторов суицидального поведения»

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

Ефимова О.И. (Ульяновск) ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ1

Исследование проблемы суицидального поведения, являясь междисциплинарной по своей сути, возможно лишь при условии признания того, что самоубийство является результатом воздействия множества социокультурных и психологических факторов, характеризующих пространство «общество - микросоциум - личность». Несмотря на «индивидуальность» суицидального акта нельзя не принимать во внимание влияние на суицидальное поведение социальных факторов. В связи с этим комплексный подход к изучению суицидальной активности, на наш взгляд, должен включать в себя изучение как социологических, так и социально-психологических и индивидуальнопсихологических аспектов.

Вместе с тем история суицидологических исследований показывает, что многие авторы, независимо от того направления, которое они представляли, пытались найти единственный фактор суицидального поведения. В проведенном эмпирическом исследовании суицидального риска в подростковом возрасте мы попытались объединить влияние таких факторов как социально-психологические и индивидуальнотипологические. Следует отметить, что если относительно зрелого возраста существует немало эмпирических исследований, то подростковый возраст в этом отношении остается малоизученным, что дает нам право утверждать обоснованность и актуальность нашего исследования.

Сам по себе подростковый возраст является возрастом повышенного риска для проявления различных девиаций, в том числе и всего спектра суицидальных проявлений (И.С. Кон, А.Е. Личко и др.) А.Е. Личко, говоря о причинах суицидального поведения подростков, отмечает «важную роль социально-психологических факторов в стимуляции всех видов суицидального поведения». В качестве таких факторов рассматриваются семейная дезорганизация, длительная конфликтная ситуация в семье, неполные семьи, асоциальное поведение одного или обоих родителей.

Различные деформации межличностных отношений в подростковом возрасте проявляются в устойчивых трудностях в общении, которые вызывают в подростке постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность, внутриличностное напряжение. По мнению В.Н. Куницыной и других авторов, одной из главных причин, обуславливающих деформации межличностных отношений, является наличие акцентуации характера, которые в большой степени оказывают влияние в сфере неформального общения. В то же время если отношения с родителями доверительны и диалогичны, они выступают одним из сильных антисуицидальных факторов.

Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутри-личностного конфликта, но для «запуска» такого типа поведения необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. В качестве значимых факторов суицидального поведения в подростковом возрасте по мнению многих авторов выступает тип личности, в значительной мере определяемый типом акцентуации характера, и нарушение межличностных отношений, формирующееся как следствие акцентуации характера. Как отмечают исследователи, склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуи-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 04-06-00310а.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В. САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной лично -сти. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.