Научная статья на тему 'Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с образовательным потенциалом его населения'

Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с образовательным потенциалом его населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДЕКС ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина Л.И.

Проводится экономический анализ взаимосвязи уровня профессионального образования населения с социально-экономическим развитием региона с использованием коэффициента корреляции Спирмена. На его основе автором делаются выводы о тесноте взаимосвязи между уровнем профессионального образования региона и состоянием социально-экономических показателей региона. Сопоставление регионов по социально-экономическим условиям, показателям деятельности системы профессионального образования позволило автору выделить три типа регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с образовательным потенциалом его населения»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Л. И. КУРИНА, соискатель Волгоградский институт бизнеса

В статье проводится экономический анализ взаимосвязи уровня профессионального образования населения с социально-экономическим развитием региона с использованием коэффициента корреляции Спирмена. На его основе автором делаются выводы о тесноте взаимосвязи между уровнем профессионального образования региона и состоянием социально-экономических показателей региона. Сопоставление регионов по социально-экономическим условиям, показателям деятельности системы профессионального образования позволило автору выделить три типа регионов.

Ключевые слова: профессиональное образование, региональное развитие, индекс образования, образовательный потенциал.

Экономический рост национальной экономики развитых стран в различные периоды развития общества основывался на образовательных революциях, на увеличении количества и качества профессиональной подготовки широких масс населения. Экономический эффект от образования проявляется в рациональном использовании научно-образовательного потенциала, который сегодня является важнейшим условием экономической и социальной безопасности общества. Профессиональное образование является системообразующим элементом национальной экономики, поскольку формирует кадровый потенциал для всех отраслей экономики.

В современных условиях профессиональное образование приобретает черты не только важнейшего социального института государства, но и одновременно института рыночной экономики, предоставляющего широкий спектр образовательных услуг.

Среди широкого круга проблем, стоящих перед сферой профессионального образования, особое внимание привлекают вопросы территориальной организации, которые так или иначе связаны с влиянием рынка профессионального образования на региональное развитие. Именно поэтому изучение взаимосвязи между уровнем развития региона

с уровнем профессионального образования особенно актуально.

Цель данной статьи — выявить взаимосвязь социально-экономических показателей региона с уровнем профессионального образования его населения.

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социокультурных задач, стоящих перед регионом. Привязанность учреждений профессионального образования к отдельной территории обусловлена территориальной, функциональной и организационной приближенностью к потребителям образовательных услуг, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйственных структур. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость рынка профессионального образования от регионального рынка труда, определяют возможность формирования образовательных программ с учетом запросов работодателей. Совокупность всех этих факторов создает условия для повышения результативности профессионального образования по средствам его дальнейшей регионализации.

Важность данного вопроса способствовала активизации исследований в данном направлении. Среди авторов следует отметить С. Берета, А. Гала-гана, Р. Флоракса, Г. Монгейма и др. По мнению Р. Флоракса, образование относится к сферам исключительно выгодного приложения капитала. При этом он отмечает, что эффект от развития высшего образования напрямую связан со статусом вуза, и влияние вуза с более высоким статусом на региональное развитие будет более значительным [5]. По мнению С. Берета, вузы оказывают политическое, демографическое, экономическое, социальное, культурное, инфраструктурное и образовательное воздействие на процессы, протекающие в регионе развития высшего образования [4]. Как отмечает Г. Монгейм, создание университета может стать толчком для регионального развития, откуда следует вывод, что создание уни-

верситета положительно влияет на экономическую и социальную жизнь региона.

Для России говорить о достоверном влиянии системы профессионального образования на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики сегодня еще рано. Более целесообразным представляется анализ адаптации региональных систем к изменениям внешнего запроса и условий функционирования.

Данные переписи населения позволяют говорить о высоком по мировым меркам уровне образования населения: доля лиц с профессиональным образованием составляет до 63 %. Наиболее пристальный интерес в рамках данной статьи вызывает состояние данного показателя по отдельным регионам.

Вычисление такого показателя, как доля лиц с профессиональным образованием по регионам, — позволяет построить проранжированный список субъектов РФ по этому индикатору (табл. 1).

Максимальные значения данного показателя демонстрируют Северо-Западный и Центральный округа, что является вполне закономерным, так как наибольшая часть учреждений профессионального образования сосредоточена именно в этих округах. Наиболее низкая доля лиц с профессиональным образованием в Южном федеральном округе.

Значения доли лиц с профессиональным образованием позволяют не только сравнивать регионы между собой именно по этому параметру, но и рассматривать другие характеристики региона в соотношении с ним, устанавливать взаимозависимости.

В связи с этим представляется необходимым оценить взаимосвязь социально-экономических показателей региона с профессиональным образовательным уровнем его населения.

Уровень профессионального образования населения региона начинает работать на благо региона только при его освоении, а освоение образовательного потенциала проявляется в обеспечении занятости населения, росте доходов населения региона.

Таблица 1

Доля лиц с профессиональным образованием в общей

численности населения по федеральным округам РФ [3]

Федеральный округ Доля лиц с профессиональным образованием, % Место

Центральный 62 2

Северо-Западный 63 1

Южный 53 7

Уральский 60 4

Сибирский 57 6

Дальневосточный 61 3

Приволжский 58 5

Оценим связь образовательного потенциала и социально-экономических показателей региона на основе следующих факторов:

1) экономическая ситуация, изучение которой требует оценки среднедушевого ВРП и темпов изменения объема промышленного производства;

2) рынок труда и занятость, изучаемые на основе уровня общей безработицы и средней заработной платы;

3) социально-экономическое положение до-мохозяйств, рассматриваемое относительно показателей соотношения доходов и прожиточного минимума населения;

4) криминогенная ситуация, состояние которой характеризуется с помощью числа зарегистрированных преступлений.

Произведем подсчет и анализ показателей, характеризующих экономическое и криминогенное состояние федеральных округов (табл. 2).

По трем показателям, представленным в табл. 2 наблюдается значительная дифференциация по регионам. Между тем проранжирование округов по темпам роста промышленного производства указывает на наличие взаимосвязи между долей лиц с профессиональным образованием и ростом промышленного производства. Так, один из лидеров по уровню образования — Северо-Западный федеральный округ, — также имеет наиболее высокий темп роста промышленного производства. Южный федеральный округ, население которого имеет самый низкий профессиональный образовательный уровень, по показателю среднедушевого валового регионального продукта находится на последнем месте. Северо-Западный федеральный округ, являющийся лидером по образовательному уровню, имеет и один из самых низких показателей количества преступлений, что также является одним из доказательств наличия взаимосвязи между рассматриваемыми показателями.

С целью выяснения взаимосвязи между профессиональным образовательным уровнем и социальным положением региона рассмотрим табл. 3.

Полученные результаты также свидетельствуют о наличии взаимосвязи между уровнем образования населения и социальными показателями региона. Так, Центральный федеральный округ, выделенный в качестве одного из лидеров по показателю доли, имеет наиболее низкий уровень безработицы и наиболее высокий коэффициент соотношения доходов и прожиточного минимума населения. По Сибирскому федеральному округу также прослеживается взаимосвязь между всеми четырьмя сопоставляемыми показателями.

Таблица 2

Воздействие рынка профессионального образования на экономическое и криминогенное состояние региона [2]

Федеральный округ Связь между уровнем обр и темпами роста промыш производства [1 азования ленного Связь между уровнем образования и среднедушевым валовым региональным продуктом Связь между уровнем образования и преступностью

Значение, % Место Значение, тыс. руб. Место Значение, единиц Место*

Центральный 102,7 6 75 739,2 2 568 412 7

Северо-Западный 114,8 1 63 297,1 4 252 980 2

Южный 105,5 2 31 840,1 7 281 466 4

Приволжский 98,3 7 47 526,3 6 488 396 5

Уральский 104,5 3 107 831,8 1 256 908 3

Сибирский 102,8 5 49 329,1 5 420 087 6

Дальневосточный 104,0 4 70 194,8 3 151 349 1

* Для построения рангов данного показателя используется обратная зависимость, поскольку высокий уровень образования сдерживает от совершения любых видов преступлений.

Таблица 3

Воздействие рынка профессионального образования на социальные показатели округа [1; 2]

Федеральный Связь между уровнем Связь между уровнем Связь между уровнем образования

округ образования и уровнем образования и средней и соотношением доходов

безработицы заработной платой и прожиточного минимума

Значение, % Место** Значение, руб. Место Значение, коэф- Место

фициент

Центральный 1,2 1 3 804 4 1,816 1

Северо-Западный 1,9 4 4 219 3 1,438 3

Южный 1,9 4 2 493 7 1,263 7

Приволжский 1,6 2 2 963 6 1,327 4

Уральский 1,8 3 5 754 1 1,634 2

Сибирский 2,8 5 3 676 5 1,293 5

Дальневосточный 2,8 5 4 810 2 1,297 6

* См. также: URL: http://www.ress.ru/vest/v4/vestnik65.htm.

** Для построения рангов данного показателя используется обратная зависимость.

Анализ взаимозависимости образовательного потенциала регионов и его социально-экономических показателей показал, что они коррелируют между собой. Для определения более четкой взаимосвязи рассмотрим результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена, приведенные в табл. 4.

Согласно результатам подсчета коэффициента корреляции Спирмена наблюдаются значительные и значимые коэффициенты корреляции показателя уровня профессионального образования населения практически со всеми показателями, характеризующими состояние социально-экономической сферы региона (см. табл. 4). Так, показатель темпа изменения объема промышленного производства связан с уровнем профессионального образования (0,19), что может быть следствием развития производственных технологий и их внедрения на промышленных предприятиях. Наличие взаимосвязи уровня профессионального образования с объемом промышленного производства отражается на значении коэффициента корреляции уровня профессионального образования с показателем среднедушевого ВРП (равен 0,64). Благоприятное влияние развитой интеллектуальной

Таблица 4

Коэффициент корреляции социально-экономических показателей федеральных округов и показателя доли лиц, имеющих профессиональное образование

Социально-экономический показатель Показатель доли

Значение коэффициента Значение коэффициента регионов-лидеров

Среднедушевой ВРП 0,64 0,84

Темп изменения промышленного производства 0,16 0,69

Уровень зарегистрированной безработицы 0,61 0,82

Средняя заработная плата 0,64 0,81

Соотношение доходов и прожиточного минимума населения 0,66 0,91

Число зарегистрированных преступлений 0,34 0,48

сферы на экономику региона не может не отражаться на уровне жизни населения. Поэтому с ростом профессионального образовательного уровня населения (а вместе с ним и ростом экономических

показателей округа) падает уровень безработицы (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,61), ведь функционирующим предприятиям требуются кадры, тем более квалифицированные. Параллельно с ростом экономики в целом (увеличение ВРП и рост промышленного производства) наблюдается и улучшение материального благополучия населения: растет средняя заработная плата (коэффициент корреляции равен 0,64) и растет отношение доходов к величине прожиточного минимума (коэффициент корреляции равен 0,66).

За счет повышения общего уровня жизни населения в связи с ростом образовательного потенциала в округах наблюдается падение количества преступлений (-0,34). Подобные благоприятные процессы, взаимосвязанные с уровнем профессионального образования, свидетельствуют о том, что в регионах, входящих в состав рассматриваемых округов, уже накоплена «критическая масса» профессионального образовательного потенциала, которая позволяет их экономикам функционировать более эффективно.

Если рассмотреть коэффициент корреляции по всем показателям социально-экономического развития, рассчитанным исключительно по регионам-лидерам, то можно отметить, что взаимосвязь между уровнем профессионального образования и социально-экономическим положением региона более устойчива, следовательно, регионы с более высоким уровнем профессионального образования населения имеют и более благополучную социально-экономическую ситуацию.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что различные регионы страны демонстрируют разный уровень профессионального образования. Часть из них обладает той необходимой его «критической массой», которая позволяет продуктам интеллектуального труда значимо влиять на состояние социально-экономической сферы. Уровень профессионального образования остальных регионов сможет оказывать подобное позитивное воздействие лишь после накопления определенного объема.

Сопоставление регионов по социально-экономическим условиям, показателям деятельности системы профессионального образования, а также характеру и результатам ее совершенствования позволило выделить три типа регионов:

1) регионы с достаточно перспективными условиями социально-экономического развития, определенными культурными традициями и ресурсами для успешной реализации региональных программ

развития системы профессионального образования. Для данных территорий характерны:

• направленность региональной политики на переход от отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования;

• важное место профессионального образования среди приоритетов социально-экономического развития региона (Центральный, СевероЗападный федеральные округа);

2) регионы с неблагоприятными условиями социально-экономического развития, где проводимые преобразования либо дали пока несущественные результаты, либо привели к значительному снижению уровня жизни населения, поляризации его социальной структуры, социальной напряженности. Главная трудность в функционировании и развитии системы профессионального образования в этих регионах — недостаточное финансирование и невозможность использовать другие средства (Южный и Сибирский федеральные округа);

3) потенциально благополучные регионы, обладающие определенными ресурсам и при условии грамотного, эффективного использования своих наукоемких технологий имеющие хорошие перспективы для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (Уральский, Дальневосточный, Приволжский федеральные округа).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения. / Минтруда РФ; Департамент занятости населения. // Статбюлле-тень. 2003. № 12. С. 15-16.

2. Официальный сайт Госкомстата РФ. — URL: http:// www. gks. ru/free_doc/2006/b06_13/04-27.htm.

3. Проблемы и тенденции развития образования в РФ. Профессиональное образование. Региональный аспект. // Статистический информационный сборник. — URL: http://stat. edu. ru/stat/dop_stat. shtml.

4. Bohret C. Erwartungen der region an ihre hochschulen, ergebnisse einer umfrage. — Essen. 1984.

5. Florax R. The regional economic role of universities: the dark side of university. — Twente: Centre for higher education policy studies, University of Twente. 1987.

6. Lomas L. The Decline ofliberal education and the emergence of a new model of training. // Education and Training. 1997.

7. Monheim H. Die raumordnungpolitishe Relevanz des Hochschulbaus //Informationen zur Raumentwicklung. 1977.

8. Morgan B. Higher education and regional economic development in Wales: an opportunity for demonstrating the efficacy of devolution in economic development. // Regional studies, Vol. 36, Number 1, February 2002. — P. 65—73.

9. World Bank. World development report (1998—1999). / Waschington D. C.: The World Bank. 1999. 254 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.