Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Г.В., Шакирова Г.Ф.

В статье предоставлено изучение взаимосвязи семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Корреляционный анализ показал, что чем позитивнее отношение матери к себе, как к родителю, тем ниже уровень тревожности у их детей дошкольного возраста; чем чаще матери воздействуют на состояние своего ребенка, тем выше уровень тревожности у их детей дошкольного возраста; чем выше воспитательная неуверенность матерей, тем чаще у их детей можно встретить признаки агрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митина Г.В., Шакирова Г.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922.7

Митина Г.В., канд. филос. наук, доц., Шакирова Г. Ф., студент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Россия, Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье предоставлено изучение взаимосвязи семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Корреляционный анализ показал, что чем позитивнее отношение матери к себе, как к родителю, тем ниже уровень тревожности у их детей дошкольного возраста; чем чаще матери воздействуют на состояние своего ребенка, тем выше уровень тревожности у их детей дошкольного возраста; чем выше воспитательная неуверенность матерей, тем чаще у их детей можно встретить признаки агрессивного поведения.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, семейная ситуация, семейное воспитание, эмоциональное развитие

Анализ результатов исследования

Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, что обуславливает актуальность диагностики и при необходимости коррекции данной сферы.

Понимание уровня и особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников в зависимости от специфики детско-родительских отношений позволит более качественно и дифференцированно оказывать необходимую психологическую помощь детям, а также гармонизировать отношения между детьми и родителями.

Семья является первым социумом, в который попадает ребёнок после появления на свет. До шестилетнего возраста дети очень зависимы от своих родителей и стремятся во всём им подражать. Именно в этот период формируется тип отношений внутри семьи. Постепенно под влиянием значимых взрослых (родителей) у ребёнка формируется комплекс личностных качеств, развиваются критерии самооценки и оценки окружающих. Из этого следует, что семья на ранних этапах развития ребёнка - ближайшая микросреда, первая, а иногда и единственная социальная группа, а также долго действующий фактор формирования личности, навыков социального поведения и нравственных чувств. Для формирования прочного интеллектуального, нравственного и эмоционального фундамента личности, от которого во многом зависит духовное здоровье индивида, необходима родительская забота и любовь [2].

И.В. Царукян, Н.И. Медведева пишут, что в дошкольном возрасте дети очень зависимы от родителей, и эта зависимость является определяющей в личностном, психическом и эмоциональном развитии [1].

В становлении психики большую роль играет привязанность ребёнка к матери. Чем она сильнее, тем более высок шанс на полноценное эмоциональное и психическое развитие. Уделять внимание эмоциональному воспитанию ребёнка нужно с первых дней жизни. При этом следует отметить, что особенности воспитания эмоционального интеллекта по мере взросления ребёнка меняются. В раннем возрасте ребёнок получает любовь матери уже только в силу своего существования. Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова указывают, что по мере взросления к ребёнку начинают предъявляться определённые требования. И он всё чаще сталкивается с необходимостью совершения каких-либо поступков для того, чтобы заслужить эмоциональное принятие [3].

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что существует взаимосвязь между особенностями семейной ситуации (стили воспитания и эмоциональное отношение матерей к детям) и эмоциональным развитием детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:

1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

2. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой.

4. Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.

Методы математической обработки результатов: непараметрический критерий г8-

Спирмена.

В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из которых 14 - девочки, 11 - мальчики. Все дети посещают детский сад. В исследовании также приняли участие матери дошкольников в количестве 25 человек. Возраст матерей 25 -32 лет.

Первая группа методик, использванная нами при диагностике, направлена на выявление особенностей развития детей дошкольного возраста.

Для диагностики уровня тревожности дошкольников был использован тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Обобщим полученные данные и представим их на рисунке 1.

■ Низкий уровень «Средний уровень «Высокий уровень

Рис. 1. Уровень тревожности детей дошкольного возраста

Преобладает в группе детей дошкольного возраста средний уровень тревожности, что говорит о том, что у детей есть определенные ситуации, в которых их уровень тревожности повышается.

Далее по степени выраженности следует высокий уровень тревожности, что говорит о том, что у этих детей тревожность вызывают большинство жизненных ситуаций.

Наибольший уровень тревожности у детей проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок» («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Низкий уровень тревожности выявлен только у 24% дошкольников. Этим детям не свойственно тревожится.

Для диагностики уровня агрессивности детей была использована анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. На вопросы анкеты отвечали матери. Обобщим полученные данные и представим их на рисунке 2.

8%

■ Низкий уровень «Средний уровень «Высокий уровень

Рис. 2. Уровень агрессивности детей дошкольного возраста

Анализ результатов анкетирования выявил, что у дошкольников преобладает низкий уровень агрессивности (64%), этим детям не свойственно проявлять признаки агрессии.

Средний уровень агрессивности выражен у 28% детей. Эти дети периодически могут проявлять различные варианты агрессивного поведения.

Высокий уровень агрессивности выявлен только у 8% детей.

Матери отмечали, что средне и высоко агрессивные дети нередко ломают игрушки, бывают упрямы, часто спорят, дразнят животных, сердятся, если думают, что над ними шутят, периодически совершают плохие поступки, чтобы на них обратили внимание, ворчливы, присутствует стремление сделать все наперекор, считают себя решительными.

Вторая группа методик, задействованная нами при диагностике, направлена на выявление особенностей семейной ситуации в семьях детей дошкольного возраста.

Для диагностики особенностей эмоционального взаимодействия дошкольника с матерью мы воспользовались опросником эмоциональных отношений в семье Е.И. Захарова. Обобщим полученные данные и представим их на рисунках 3 -5.

Блок чувствительности

3,4 -3,3 3,3

12,9

2,7 I Н

Способность Понимание причин Способность к воспринимать состояния ребенка сопереживанию состояние ребенка

Рис. 3. Уровень чувствительности матерей дошкольников

В блоке чувствительности у матерей более выраженными оказались способность воспринимать состояние ребенка (средний балл 3.3); понимание причин состояния ребенка (средний балл 3.3). При этом способность воспринимать состояние ребенка выражена у матерей детей дошкольного возраста на уровне ниже среднего, в то время как понимание

причин состояния ребенка попало в зону средних значений, выделенных автором. Результаты говорят о том, что матери не всегда могут понять состояние ребенка, а, следовательно, правильно на него отреагировать.

Способность к сопереживанию у матерей дошкольников выражена слабее, нежели две другие способности (средний балл 2.9), данный показатель также попал в зону средних значений.

3,4 3,3 3,2 3,1 3,0 2,9 2,8 2,7

Блок эмоционального принятия -> -> 3,4

3,2

3,0

■ 1

.V „е.- ^Р'

> ^ Л?

^ / / / о"4*

Рис. 4. Блок эмоционального принятия матерей дошкольников

В блоке эмоционального принятия более выражены среди матерей дошкольников отношение к себе как к родителю (средний балл 3.4); безусловное принятие (средний балл 3.3); преобладающий положительный эмоциональный фон взаимодействия (средний балл 3.2). Все показатели находится в пределах средних значений.

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (средний балл 3) выражены несколько ниже, данный показатель находится в диапазоне низких значений, выделенных автором методики, что говорит о том, что у матерей не всегда возникают позитивные чувства при общении с детьми.

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

Блок повед.проявлений

эмоц.взаимодействия

_3,4

2,9

2,7

I I I I

Стремление к Оказание Ориентация на Умение

телесному эмоциональной состояние воздействовать

контакту поддержки ребенка при на состояние

построении ребенка взаимодействия

Рис. 5. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матерей дошкольников

В блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия у матерей дошкольников самой выраженной оказалась ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (средний балл 3.4), данная способность выражена у матерей на высоком уровне, что говорит о их постоянной ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия.

Менее выражены у матерей детей дошкольного возраста умение воздействовать на состояние ребенка (средний балл 3); оказание эмоциональной поддержки (средний балл 2.9); стремление к телесному контакту (средний балл 2.7).

При этом умение воздействовать на состояние ребенка у матерей дошкольников выражено на низком уровне, что говорит об их неспособности это делать в определенных ситуациях. Стремление к телесному контакту также находится на низком уровне, что говорит об его отсутствии в большинстве случаев.

Оказание эмоциональной поддержки находится на среднем уровне, т.е. матери периодически проявляют эту способность.

Для диагностики особенностей дисгармоничного воспитания в семье была использована методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Обобщим полученные данные и представим их на рисунке 6.

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

36%

32% 32%

28% 28%

24% 24%

20% 20%

16%

12% 12%

8% 8% ■ 8% ■

0 0 0% 0%

Г+ Г- У+ У- Т+ Т- З+ З- С+ С- Н РРЧ ВН ФУ НРЧ ПНК ВК ПЖК ПМК

Примечание: Г+ - гиперопека, Г- - гипоопека, У+ - потворствование, У- -игнорирование потребностей ребенка, Т+ - Чрезмерность требований-обязанностей, Т- -недостаточность требований-обязанностей ребенка, З+ - чрезмерность требований-запретов, З- - недостаточность требований-запретов к ребенку, С+ - чрезмерность санкций, С- -минимальность санкций, Н - непоследовательность в воспитании, РРЧ - расширение сферы родительских чувств, ПДК - предпочтение в подростке детских качеств, ВН -воспитательная неуверенность родителя, ФУ - фобия утраты ребенка, НРЧ - неразвитость родительских чувств, ПНК - проекция на подростка собственных нежелаемых качеств, ВК -вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, ПМК - предпочтение мужских качеств, ПЖК - предпочтение женских качеств.

Рис. 6. Стили воспитания матерей дошкольников

Наиболее выраженными стилями воспитания у матерей являются предпочтения мужских качеств (36%), фобия утраты ребенка (32%), при котором «слабое место» -повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д., расширение сферы родительских чувств (32%), что возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными.

Далее по выраженности следуют чрезмерность требований-запретов (28%), в этой ситуации ребенку «все нельзя», недостаточность требований-запретов к ребенку (28%), в этом случае ребенку «все можно».

Для 24% матерей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения, либо имеет

минимальность санкций (24%), эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.

Каждая пятая мать проявляет игнорирование потребностей ребенка (20%), данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка, чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем. Также каждая пятая мать занимается вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания (20%).

Далее по степени выраженности следуют предпочтение в ребенке женских качеств (16%), чрезмерность требований-обязанностей (12%), требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, неразвитость родительских чувств (12%).

Наименее выраженными в выборке матерей детей дошкольного возраста оказались гиперпротекция (8%), родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни; недостаточность требований-обязанностей ребенка (8%), в этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье; проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (8%), причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе.

Далее для проверки истинности нашего предположения о том, что существует взаимосвязь между особенностями семейной ситуации (стили воспитания и эмоциональное отношение матерей к детям) и эмоциональным развитием детей дошкольного возраста, был проведен корреляционный анализ с помощью критерия г8-Спирмена (приложение 3). В таблице 1 представим только те шкалы, по которым наличие корреляционной связи подтвердилось.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа, направленного на выявление связи между _семейной ситуацией и эмоциональным развитием дошкольников_

Показатели Тревожность Агрессивность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к себе как к родителю -0.51* -0.06

Умение воздействовать на состояние ребенка 0.40* -0.15

Воспитательная неуверенность 0.20 0.40*

Примечание: * - наличие значимой корреляционной связи, р<0.05.

Существует обратная корреляционная связь между отношением матерей дошкольников к себе как к родителю и тревожностью их детей (г8=-0,51). Чем позитивнее отношение матерей к себе, как к родителю, тем ниже уровень тревожности у их детей дошкольного возраста. Вероятно, это связано с тем, что матери, позитивно оценивающие свои родительские качества и умения, в действительности обладают таковыми, что помогает им избегать ситуаций, в которых у их детей могла бы развиваться тревожность.

Существует прямая корреляционная связь между умение матерей воздействовать на состояние ребенка и тревожностью дошкольников (г8=0,40). Чем чаще матери воздействуют на состояние своего ребенка, тем выше уровень тревожности у их детей дошкольного возраста. Вероятно, это обусловлено тем, что матери не всегда применяют адекватные методы и приемы воздействия на своих детей, что в конечном счете приводит к тревожности последних.

Существует прямая корреляционная связь между воспитательной неуверенностью матерей и агрессивностью дошкольников (г8=0,40). Чем выше воспитательная неуверенность матерей, тем чаще у их детей можно встретить признаки агрессивного поведения. Вероятно, это можно объяснить тем, что матери, сталкиваясь с новыми для них ситуациями

воспитания, реагируют на них агрессией, что наблюдают их дети и впоследствии воспроизводят.

Таким образом, существует взаимосвязь между особенностями семейной ситуации (стили воспитания и эмоциональное отношение матерей к детям) и эмоциональным развитием детей дошкольного возраст, что подтверждает нашу гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Царукян И.В. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Царукян, Н.И. Медведева // В сборнике: Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 96-101.

2. Шахмалова И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников [Текст] / И.Ж. Шахмалова, Е.С. Кириллин // Современное педагогическое образование. -2021. - № 3. - С. 182-184.

3. Шуркина Е.В. Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития дошкольника и стилей родительских отношений с учетом образовательной программы [Текст] / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова // «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». материалы конференции. - Краснодар, 2020. - С. 324-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.