УДК 159.9.072
Взаимосвязь самовосприятия и социального интеллекта у будущих педагогов, имеющих татуировки
Connection between self-perception and social intelligence of future teachers with tattoos
Матафонова С.И., Иркутский государственный университет,
matafonowa. svetlana@yandex. ru
Кибальник А.В., Иркутский государственный университет, [email protected] Федосова И.В., Иркутский государственный университет, [email protected]
Matafonova S., Irkutsk State University, [email protected] Kibalnik A., Irkutsk State University, [email protected] Fedosova I., Irkutsk State University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.024
Ключевые слова: бодимодификации, нательные татуировки, визуальные знаки, символика татуировки, самовосприятие личности, социальный интеллект, студенты-педагоги.
Keywords: body modifications, tattoos, visual signs, symbolism of tattoos, self-perception of personality, social intelligence, students-pedagogues.
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей самовосприятия студентов, использующих бодимодификации, которые выбрали будущую профессию, связанную с областью образования. Чтобы понять смысл увлечения молодежью татуировками, важно было также провести исследование социального интеллекта обучающихся, планирующих в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью. Были проанализированы результаты диагностики мотивов нанесения нательных рисунков; особенностей личностного отношения студентов к тату и отношения к ним окружающих; самосознания, саморегуляции, эмпатии, коммуникабельности и самомотивации как характеристик социального интеллекта молодежи. Также проанализировано отношение будущих работников сферы образования к наличию бодимодификаций: от отрицательных оценок (татуировка - барьер для успешного трудоустройства) к позитивным (модификация тела - способ самовыражения и повышения уверенности в себе). На основе применения рангового коэффициента Спирмена установлены корреляции между изучаемыми психологическими явлениями, что позволило сделать заключение о наличии положительных связей между наличием татуировок и самовосприятием, эмпатией и самопознанием; отрицательных связей между наличием татуировок и показателями саморегуляции личности.
Abstract. The article focuses on peculiarities of self-perception of students with body modifications who have chosen a career in education. In order to understand young people's passion for tattoos, it is important to study social intelligence of students planning to engage in pedagogical activity in the future. The authors have analyzed the results of studying the motives of making tattoos, peculiarities of students' personal attitude to tattoos and that of people around them, self-awareness, self-regulation, empathy, sociability and self-motivation as characteristics of social intelligence of young people. The authors have also analyzed the attitude offuture personnel in the sphere of education to body manifestations: from negative evaluation (tattoo is a barrier for successful employment) to positive evaluation (body modification is a way of self-expression and for enhancing the level of self-assurance). Based on applying Spearman's rank correlation coefficient, the authors have found out correlations between the studied psychological phenomena, which allowed them to make a conclusion that there are positive connections between tattoos and self-perception, empathy and self-discovery, while there are negative connections between tattoos and indices of personal self-regulation.
Введение. В быстро изменяющейся социальной реальности многими учеными отмечен факт прогрессирующего развития бодимодификаций. На фоне широкого распространения разнообразных форм бодимодификаций - пирсинг, шрамирование, имплантирование, микродермалы, сплит языка, татуаж глазных яблок - нанесение на кожу татуировок остается наиболее популярным. Стоит также отметить, что особенно актуальной эта проблема становится именно в молодежной среде. Высокая степень неопределенности социального развития общества ведёт к тому, что человек испытывает субъективные трудности при определении своих жизненных перспектив [5]. Нанесение рисунков на тело рассматривается молодыми людьми как один из способов самовыражения, а также как вариант социальной интеграции [4]. Историками отмечается стремительный переход от криминогенной символики к молодежной субкультуре, а также признание социумом тату как вида искусства. Хочется подчеркнуть, что особая роль в распространении данного социального феномена отводится средствам массовой информации, и особенно зарубежной пропаганде данного явления. В качестве примеров можно привести телепрограммы «Татуировщицы», «Самые плохие татуировки в Америке» и многие другие, которые имеют огромное количество просмотров среди современной молодежи.
Данное социальное явление находится в области изучения таких наук как культурология, психология, социология, педагогика, история, медицина и ряд других. Среди современных авторов проблемы модификаций тела изучают А.М. Айламазян [1], Ю.В. Батлук, Я.П. Пойлова [2], Т.Ю. Ласовская, С.В. Яичников, В.Е. Сахно, Н.Г. Лябах [6], Л.А. Мельникова [7], О.А. Овсянникова [8], А.Н. Сухов [11] и др.
Так, например, анализ работы А.М. Айламазян показал, что автор рассматривает татуировки как некие телесные изменения, как культурное «членовредительство»,
преобразование своей телесности, формирование идентичности личности. Этот выбор субъекта не может быть объяснен причинно--обусловленным поведением, он является актом свободы человека, трансцендирующего за пределы самого себя [1].
В исследовании, проведенном А.Н. Суховым [11], отмечается, что татуировки претерпели большие изменения, приобрели масштабно-модный характер, стали выступать в качестве технологии управления впечатлениями. Данную точку зрения поддерживает Л.А. Мельникова [7]. В своем исследовании она представила
авторскую концепцию, где татуировка - некая форма репрезентации молодежи,
социокультурное послание обществу, в котором закодированы скрытые личностные особенности и проблемы индивидов.
Интересные результаты были получены у зарубежных исследователей J.R. Koch, A.E. Roberts, M.L. Armstrong, D.C. Owen, которые рассматривали наличие связей между татуировками и их самоодобрением [14]. По их данным, количество татуировок напрямую коррелирует с уровнем самоутверждения и депрессивностью. Авторы делают и другие выводы: чем большее количество есть татуировок у девушек, тем более значимое удовольствие они испытывают по отношению к изменениям в своем имидже.
Согласно подходу Е.С. Бекетовой, рассматривающей основные возможности сюжетов татуировок применительно к психокоррекционной деятельности, считается, что «в психодинамической парадигме татуировка является средством для «передачи» информации о нереализованных инфантильных желаниях субъекта, побуждающих его к определенным действиям и стилю поведения» [3]. Следовательно, нанося татуировку, личность получает глубинное чувство защищенности и познание внутренней детерминированности психики.
Актуальность данного исследования заключается в том, что нанесение татуировок принимает массовый характер среди молодежи. Вместе с тем, остается неясным, как данное явление будет восприниматься субъектами психолого-педагогического взаимодействия, как татуировки будут влиять на личностное становление будущих педагогов [12]. Заметим, что в отечественной педагогике и психологии данные вопросы являются малоизученными.
Цель исследования: изучение особенностей самовосприятия и социального интеллекта студентов - будущих педагогов, имеющих татуировки; установление корреляционных связей и выявление взаимообусловленности ряда характеристик данных психологических явлений.
Задачами исследования стало изучение ведущих мотивов нанесения татуировок, выявление их символического аспекта; диагностика особенностей личностного отношения студентов к тату и отношения окружающих; распознавание эмоциональных характеристик респондентов, связанных с ношением татуировок; изучение характеристик социального интеллекта (самосознание, саморегуляция, эмпатия, коммуникабельность,
самомотивация), а также осуществление эмпирического анализа связи между особенностями самовосприятия будущих педагогов, имеющих тагу, с их социальным интеллектом.
В соответствии с целью и задачами исследования была сформулирована гипотеза о наличии взаимосвязи между параметрами социального интеллекта, самовосприятия и наличием татуировок у студентов - будущих специалистов сферы образования.
Материалы и методы исследования. Объектом исследования стали студенты бакалавриата очной формы обучения 1-4 курсов, обучающиеся в Педагогическом институте ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по профилю «Психология и социальная педагогика». Выборка составила 86 человек: студенты первого курса (n=22), второго курса (n=19), третьего курса (n=21), четвертого курса (n=24). Среди них 92% девушек и 8% юношей, средний возраст составил 17 - 20 лет.
Выбор обозначенных объектов исследования обусловлен, прежде всего, тем, что именно в период получения профессионального образования молодые люди формируют собственный педагогический имидж, осваивают основы педагогической этики [9]. Кроме того, в данный период формируется комплекс компонентов готовности к будущей профессиональной деятельности:
мотивированность, волевая саморегуляция, самоконтроль, знания о функциональных обязанностях будущего специалиста [13].
Проведенное нами исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе нам необходимо было распределить всех респондентов на 2 группы: имеющих опыт нанесения татуировок и не имеющих. Для этого мы использовали авторскую модификацию анкеты «Психология бодимодификаций», составленную на основе анкеты-опросника «Принципы использования татуировки современной молодежью города Владивостока» (Л.А. Мельникова) [7]. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью программы для администрирования опросов «Google Forms», а также применяя метод интервьюирования. В итоге были сформированы 2 группы обучающихся по характеристикам
самовосприятия молодежи, имеющей и не имеющей опыт нанесения татуировок.
На втором этапе был определён уровень социального интеллекта студентов с помощью одноименного опросника «Социальный
интеллект», разработанного Басса-Дарки и модифицированного Г. Резапкиной. Опросник позволил проанализировать следующие категории социального интеллекта: самосознание, саморегуляция, эмпатия, коммуникабельность и самомотивация [10].
Заключительный этап исследования включал обработку полученных сведений с применением компьютерного пакета «SPSS Statistics 20». Обработка данных проводилась с помощью описательной статистики: для проверки нормальности распределения применялся Критерий Колмогорова-Смирнова, анализ корреляционных связей рассчитывался с использованием рангового коэффициента Спирмена.
Результаты исследования. Приведем данные анкетирования студентов на первом этапе диагностики. Отметим, что структуру анкеты составили 14 вопросов открытого, закрытого и полузакрытого характера, которые были сгруппированы нами в четыре блока: мотивационный, эмоциональный, символический и отношенческий.
В мотивационный блок вошли следующие: «Имеете ли Вы опыт бодимодификаций?», «В каком возрасте Вы впервые сделали тату?» и др. Результаты исследования показали, что 33% опрошенной молодежи (28 чел.) имеют татуировки, из них 6% сделали тату в возрасте от 14 до 18 лет и 27% нанесли после совершеннолетия.
На следующий вопрос «Выбирая место для татуировки, где её расположили?» 4% ответили, что «хотели выделиться из толпы» и нанесли ее на видном месте. А 21% указали, что сделали для себя и набили её там, где не видно. По словам респондентов, рисунки тату помогают поверить в свои силы и возможности. Следовательно, мы можем предположить, что татуировка для студентов носит внутреннее побуждение к принятию себя.
В ходе проведенного исследования только 4% респондентов испытывают сожаление о том, что нанесли татуировку. Говоря об этом, студенты указывают, что решение было необдуманным, эмоциональным, и испытывают желание свести изображение.
Рассматривая вопросы безопасности тату, большинство студентов отмечают, что модификация тела не может навредить их здоровью. Такие риски здоровью, как передача ряда инфекционных заболеваний, не были ими рассмотрены. Данный блок вопросов позволил нам провести разделение студентов на две
группы: не имеющих татуировки, и обучающихся, имеющих татуировки.
Далее анализировались ответы только той группы респондентов, которые имели татуировок. Эмоциональный блок представлен в следующих вопросах:
6. Соответствуют ли ожидания от рисунка конечному результату?
100 92
80 60 40 20
0
Исходя из данных, можно констатировать, что 92% опрошенных удовлетворены полученным результатом, и тату вызывает хорошие эмоции. Однако 6% ожидали более профессиональной работы специалиста. Говоря о желании сделать татуировку, многие, а именно 80%, связывали это решение с эмоциональным состоянием (с благополучными или отрицательными эмоциями), а только 14% подошли к данной процедуре обдуманно, вкладывая определенный смысл в татуировку. В ходе интервью большая часть респондентов отметила, что решались на тату, когда находились в состоянии депрессии, сомнений, эмоциональных потрясений от несчастной любви, и только небольшая часть связывала событие с осознанием положительных эмоций. Такие студенты в настоящий момент воспринимали тату «как способ обретения новой ценности», что подтверждает точку зрения автора в работе А.М. Айламазян [1].
Полученные результаты показывают, что 43% опрошенных никаких изменений в самовосприятии не отмечают и также 43% ощущают изменения, которые носят внутренний символически-защитный характер.
На открытый вопрос «Если, по вашему мнению, изменилось отношение к самому себе, то каким образом?» были получены следующие результаты: 25% респондентов рассматривают
7. Связано ли решение о нанесении татуировки с Вашим эмоциональным состоянием?
8. Изменилось ли самовосприятие после нанесения тату?
Ответы предполагали три варианта: да, нет, частично. Результаты представлены на рисунке 1.
43 43
татуировку как некий оберег, который помогает в преодолении трудных жизненных ситуаций, из них 14% утверждают, что данный опыт повысил их самооценку; 7% опрошенных рассматривают тату как способ самопринятия, самовыражения или акт протеста против традиционного уклада в обществе.
Содержание символического блока представлено рядом вопросов. Например, на вопрос «Есть ли значение в татуировке как визуальном знаке, или это просто картинка?» были получены следующие ответы: 82% респондентов знают значение татуировок, рассказывают о вложенном в нем смысле. А 18% рассматривают тату как возможность украсить свое тело, даже не задумываясь, что с возрастом может произойти его искажение.
На вопрос: «По каким принципам Вы выбирали рисунок?» были получены следующие ответы: 11% студентов указали принадлежность к определенной субкультуре, группировке; 36% выбрали визуальный знак, выражающий своё хобби, увлечение; 65% выбрали рисунок из того, что понравилось; 18% затруднялись в объяснении принципа выбора тату. Хотелось бы также отметить, что для трети опрошенных студентов тату символизирует значимую для них надпись на английском языке. Следовательно, мы можем констатировать, что значимая часть студентов
80
1
14
2
6
Г771
14
6
ГЧХМ
Да Частично
□ 6 вопрос □ 7 вопрос □ 8 вопрос
Нет
Рисунок 1. -Показатели эмоционального блока (%)
выбирает тату как симоволическое средство самовыражения.
Отношенческий блок включал следующие вопросы:
12. Поддерживали ли Ваше решение сделать татуировку друзья?
13. Одобрили ли Ваше решение сделать татуировку родители?
14. Как вы думаете, помешают ли Ваши татуировки профессиональной деятельности (если будете работать педагогом)?
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
82
8
71
4
7771
11
т
Да
Нет
мне безразлично их мнение
И12 вопрос Я13 вопрос И14 вопрос
0
Рисунок 2. -Показатели отношенческого блока (%)
Полученные результаты, см. рисунок 2, демонстрируют, что 82% друзей одобряют татуировки, как признак модного, приемлемого вида самовыражения. Однако, 14% высказывают негативное отношение к данному культурному течению. 36% родителей одобрили нательные рисунки, 53% отозвались отрицательно, а 11% родных скорее всего не имеют авторитета у молодежи, возможны проблемы в детско-родительских отношениях. Данные исследования показали, что большая часть молодежи полагает, что тату не помешает их будущей профессиональной деятельности, однако они
предусмотрительно нанесли тату на закрытые участки тела. Беспокоящим является тот факт, что большая доля респондентов, а именно 37%, планируют в ближайшем будущем нанести на свое тело татуировки. Большинство опрошенных проявляют уверенность, что наличие татуировок не является признаком низкого интеллекта.
Рассмотрим результаты изучения уровня выраженности социального интеллекта в структуре личности студентов. Данные опросника Басса-Дарки представлены на рисунке 3.
•••••• Группа с тату _ Группа без тату
Самосознание
3,00 2'50'Л->
1,50
Самомотивация 1,00 Саморегуляция
0,50
0,00
ч .
V 7
/
Коммуникабельность Эмпатия
Рисунок 3. -Показатели социального интеллекта респондентов двух групп по результатам опроса «Социальный интеллект» (опросник Басса-Дарки, модификация Г. Резапкиной)
Анализ результатов психодиагностики свидетельствует, что в группах студентов с татуировками и без татуировок показатели самомотивации и эмпатии находятся на тождественных значениях, следовательно, студенты из обеих групп одинаково успешно могут управлять своим поведением. Кроме того, у них не выявлено различий в развитии способности понимать эмоциональные состояния других людей, в проявлении сочувствия, что является важным компонентом среди личностно-профессиональных качеств педагогов.
Однако, можно отметить и различия в показателях «самосознание», «саморегуляция», «коммуникабельность». Так, например, в группе студентов с татуировками обнаружены меньшие значения в показателях понимания самого себя,
замечены искажения представлений о себе, снижение уровня развития умения регуляции собственного поведения и ослабление способности качественно выстраивать взаимодействие. Тем не менее, не было выявлено достоверности различий в показателях двух группах испытуемых. Мы полагаем, что данный факт требует дальнейшего изучения и увеличения числа выборки студентов, имеющих именно татуировки.
Результаты нашего исследования показали, что существуют взаимосвязи между показателями опросника «Социальный интеллект» и данными по шкалам анкеты «Психология бодимодификации». При подсчете корреляций между показателями были установлены следующие связи, представленные в таблице 1.
Таблица 1. - Корреляции по субшкалам опросника уровня выраженности социального интеллекта (опросник Басса-Дарки, модификация Г. Резапкиной) со шкалами «Психология бодимодификации» (ЛА. Мельникова)
Отмеченные корреляции являются значимыми при p < 0,05 (N=86)
Наличие тату Изменения самовосприятия
Социальный интеллект Самопознание 0,305
Саморегуляция -0,264
Эмпатия 0,333
Самомотивация 0,252
Заключение. Представленные результаты демонстрируют положительную корреляцию межу шкалой наличия татуировок и показателем самопознания (при p<0,05), то есть наличие татуировок у молодежи порождает стремление к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. При этом обнаружена отрицательная связь между наличием татуировки и показателем саморегуляции (при p<0,05). Мы полагаем, что при нанесении татуировки включаются механизмы символизации, рассмотренные Е.С. Бекетовой [3], что становится символом внутренней силы и уравновешенности и в результате приводит к замедлению психофизиологического напряжения на стрессовые реакции.
Кроме того, стоит отметить, что при нанесении татуировок молодые люди не оценивают тот факт, что в сфере образования наличие бодимодификаций снижает шансы на трудоустройство. Руководители образовательных учреждений при приеме на работу молодого специалиста обращают внимание не только на профессиональную компетентность, но и на имидж соискателя, в том числе и на присутствие биоповреждений. На фоне наличия неконструктивных реакций на стрессовые ситуации, сложности с трудоустройством могут
привести к тому, что молодой человек, имеющий татуировку, еще больше исказит представления о самом себе, сформирует ряд неадаптивных поведенческих стратегий, что пагубно отразится на способности выстраивать взаимодействие, и может привести к личной и социальной неуспешности.
Также обнаружены положительные связи между шкалами изменения самовосприятия и показателями эмпатии и самомотивации (р<0,05), это означает, что чем интенсивнее происходят изменения в самовосприятии, тем больше личность принимает как себя, так и других, и приобретает желание самосовершенствоваться.
Резюмируя сказанное, мы можем сделать следующие выводы: непринятие себя является ведущим мотивом нанесения татуировки, рисунки тату носят эмоционально-ценностный характер, выполняют знаково-символическую функцию коммуникации среди молодежи. Группа студентов с татуировками отличается сложностями в самосознании, слабым контролем своего поведения и трудностями в коммуникации. Полученные результаты свидетельствуют о связи наличия татуировок со стремлением к самопознанию и замедлению саморегуляции, а также подтверждают взаимообусловленность изменения
самовосприятия с принятием других и самосовершенствованием. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Проведенное
исследование является пилотажным, полученные данные требуют дальнейшего более глубокого изучения.
Литература:
1. Айламазян А.М. Роль пластического образа в формировании идентичности личности: исторический аспект / А.М. Айламазян // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 37-48.
2. Батлук Ю.В., Пойлова Я.П. Суицидальные тенденции у людей с татуировкой / Ю.В. Батлук, Я.П. Пойлова // Вестник СПбГУ. Психология. - 2020. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 338-352.
3. Бекетова Е.С. Особенности психокоррекционной работы с татуированными индивидами, имеющими ограничение возможности здоровья / Е.С. Бекетова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5(13). - С. 52-54.
4. Кибальник А.В. Основные теоретические подходы к определению сущности понятия «молодежь» / А.В. Кибальник // Proceedings of materials the international scientific conference. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. - 2015. - С. 497-503.
5. Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора / А.В. Кибальник // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. -№ 1(18). - С. 336-340.
6. Ласовская Т.Ю. Пограничное расстройство личности и нанесение татуировок / Т.Ю. Ласовская, С.В. Яичников, В.Е. Сахно, Н.Г. Лябах // Электронный научный журнал «Journal of Siberian Medical Sciences». - 2013. - № 3.
7. Мельникова Л.А. Репрезентация визуальных телесных кодов российской и китайской молодежи / Л.А. Мельникова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 146-155.
8. Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление / О.А. Овсянникова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2017. - Т. 5. - № 1.
9. Пядушкина Н.Н., Федосова И.В. Формирование этико-педагогической культуры будущих педагогов в контексте особенностей юношеского возраста / Н.Н. Пядушкина, И.В. Федосова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5(44). - Т. 1. - С. 186-194.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
11. Сухов А.Н. Средства криминогенного общения: традиционный и современный аспект / А.Н. Сухов // Человеческий капитал. - 2020. - № 2(134). - С. 82-89.
12. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика / И.В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. -№ 3(16). - С. 191-195.
13. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования / И.В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. -№ 2(15). - С. 162-166.
14. Koch J.R. Tattoos, gender and well-being among American college students / J.R. Koch, A.E. Roberts, M.L. Armstrong, D.C. Owen // The Social Science Journal. -2015. - Vol. 52. - № 4. - P. 536-541.
References:
1. Aylamazyan A.M. The role of plastic image in forming personality's identity: historical aspect / A.M. Aylamazyan // National Psychological Journal. - 2015. - № 4(20). - P. 37-48.
2. Batluk Y.V., Poylova Y.P. Suicidal tendencies among people with tattoos / Y.V. Batluk, Y.P. Poylova // Saint Petersburg State University Bulletin. Psychology. -2020. - Volume 10. - Issue 3. - P. 338-352.
3. Beketova E.S. Peculiarities of psychological and correctional work with tattooed people with disabilities / E.S. Beketova // Modern Scientific Research and Development. - 2017. - № 5(13). - P. 52-54.
4. Kibalnik A.V. Main theoretical approaches to defining the term of young people / A.V. Kibalnik // SCIENCE XXI CENTURY Proceedings of materials the international scientific conference. Kirov: International Centre of Scientific and Research Projects. - 2015. - P. 497503.
5. Kibalnik A.V. Strategies of coping with difficult life situations: factors of choice / A.V. Kibalnik // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. - 2017. -Volume 6. - № 1(18). - P. 336-340.
6. Lasovskaya T.Y. Borderline personality disorder and making tattoos / T.Y. Lasovskaya, S.V. Yaichnikov, V.E. Sakhno, N.G. Lyabakh // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2013. - № 3.
7. Melnikova L.A. Representation of visual body codes of Russian and Chinese youth / L.A. Melnikova // Territory of New Opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2018. -Volume 10. - № 1. - P. 146-155.
8. Ovsyannikova O.A. Tattoo as a sociocultural phenomenon / O.A. Ovsyannikova // Science. Society. State. - 2017. - Volume 5. - № 1.
9. Pyadushkina N.N., Fedosova I.V. Formation of ethical and pedagogical culture of future teachers in the
context of peculiarities of young age / N.N. Pyadushkina, I.V. Fedosova // European Social Science Journal. - 2014. -№ 5(44). - Volume 1. - P. 186-194.
10. Raygorodskiy D.Y. Practical psychological diagnostics. Methods and tests / D.Y. Raygorodskiy. -Samara: BAKHRAKH-M Publishing, 2001. - 672 p.
11. Sukhov A.N. Means of criminogenic communication: traditional and modern aspects / A.N. Sukhov // Human Capital. - 2020. - № 2(134). - P. 82-89.
12. Fedosova I.V. Professional deformation of teacher's personality: diagnostics and prevention / I.V.
Fedosova // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. - 2016. - Volume 5. - № 3(16). - P. 191-195.
13. Fedosova I.V. Formation of pedagogical image of future education specialists / I.V. Fedosova // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. - 2016. -Volume 5. - № 2(15). - P. 162-166.
14. Koch J.R. Tattoos, gender and well-being among American college students / J.R. Koch, A.E. Roberts, M.L. Armstrong, D.C. Owen // The Social Science Journal. -2015. - Vol. 52. - № 4. - P. 536-541.
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
(19.00.07 - Педагогическая психология)
Сведения об авторах:
Матафонова Светлана Иннокентьевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт Иркутского государственного университета, e-mail: [email protected]
Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, Педагогический институт Иркутского государственного университета, e-mail: [email protected]
Кибальник Алена Вячеславовна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт Иркутского государственного университета, e-mail: [email protected]