Научная статья на тему 'ТАТУИРОВКА КАК ОДНА ИЗ МОДИФИКАЦИЙ ТЕЛА И МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ'

ТАТУИРОВКА КАК ОДНА ИЗ МОДИФИКАЦИЙ ТЕЛА И МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТУИРОВКИ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ / ПЕРМАНЕНТНЫЕ ТАТУИРОВКИ / ОБРАЗЫ / МОДИФИКАЦИИ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Тищенко Иван Анатольевич

Различные модификации тела существовали во все времена и практикуются в разных культурах до сих пор по множеству причин: ритуальных, религиозных, декоративных. Изображения сакральных символов на одежде, оружии и теле человека применялись с древнейших времен. В последнее время татуировки становятся все более популярными, но они носят скорее декоративный, чем ритуальный или религиозный характер. Если понять, каковы причины модификации тела у современных людей, то это поможет разобраться, не стали ли эти люди жертвами очередного витка моды или агрессивной коммерциализации татуировок. Таким образом, глубокое понимание основных мотивов нанесения татуировок в настоящее время приобретает особенную актуальность. Уже существует значительный объем исследований, посвященных татуировкам, изучению мотивационных аспектов, в основном с использованием исследовательских подходов к описанию мотиваций. В этой статье мы даем обзор существующей литературы по теме. Кроме того, в статье прослеживаются исторические, географические и культурные предпосылки для нанесения татуировок и устанавливаются мотивационные категории и их кластеры для использования в будущем исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАТУИРОВКА КАК ОДНА ИЗ МОДИФИКАЦИЙ ТЕЛА И МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ»

Е.А. МАКАРОВА

Доктор психологических наук, профессор Профессор кафедры НТПиПК ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

И.А. ТИЩЕНКО

Аспирант кафедры гуманитарных дисциплин ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ТАТУИРОВКА КАК ОДНА ИЗ МОДИФИКАЦИЙ ТЕЛА И МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ

Различные модификации тела существовали во все времена и практикуются в разных культурах до сих пор по множеству причин: ритуальных, религиозных, декоративных. Изображения сакральных символов на одежде, оружии и теле человека применялись с древнейших времен. В последнее время татуировки становятся все более популярными, но они носят скорее декоративный, чем ритуальный или религиозный характер. Если понять, каковы причины модификации тела у современных людей, то это поможет разобраться, не стали ли эти люди жертвами очередного витка моды или агрессивной коммерциализации татуировок. Таким образом, глубокое понимание основ-

Татуировки, мотивация, мотивационные категории, перманентные татуировки, образы, модификации тела.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 15.21.51.

ных мотивов нанесения татуировок в настоящее время приобретает особенную актуальность. Уже существует значительный объем исследований, посвященных татуировкам, изучению мотива-ционных аспектов, в основном с использованием исследовательских подходов к описанию мотиваций. В этой статье мы даем обзор существующей литературы по теме. Кроме того, в статье прослеживаются исторические, географические и культурные предпосылки для нанесения татуировок и устанавливаются мотивационные категории и их кластеры для использования в будущем исследовании.

В ведение. Практика модификации тела нанесением маркировки ведет свою историю с древнейших времен. Доказательства использования татуировок в различных частях света подтверждены археологами, антропологами и историками. Возникает вопрос: чем руководствовались люди, нанося перманентную маркировку на тело? Татуировка как модификация тела во многих этнических сообществах является частью культуры и используется не только взрослыми мужчинами и женщинами, но даже детьми, при этом татуировки имеют различные значения для разных членов данного сообщества. Необходимость маркировки тела обусловлена получением контроля над чем-либо с помощью символа (татуировки), и она делается на теле, потому что тело - это единственное, чем люди действительно владеют, именно поэтому модификации, нанесенные на тело, являются символом владения этим телом. В отличие от современных людей, использующих татуировки как украшение, древние верили в их мистическое значение и считали их сильными оберегами. Такие обереги использовали для защиты от тёмных сил, нападения врагов, сохранения жизни и физической силы. Существует мнение, что первые защитные татуировки появились ещё в первобытном обществе. Практика украшать и защищать собственное тело, используя татуировки, насчитывает несколько веков. В племенных сообществах женщины делали татуировки после полового созревания как символ половой зрелости и замужества, а мужчины - после прохождения инициации и достижения определенного статуса.

Цели данного исследования: - оценить влияние татуировок на жизнь и психику человека;

- изучить мотивацию к нанесению татуировок с точки зрения индивидуума и социума, объединить мотивационные категории в кластеры для дальнейшего использования в исследовании;

- исследовать, как татуировки используются для самоидентификации и обретения независимости. За последние два десятилетия восприятие татуировок изменилось, да и сами татуировки претерпели существенные изменения. К ним относятся изменения внутри тату-индустрии, а также отношение к татуировкам и их восприятие в обществе. В настоящее время можно наблюдать нормализацию отношения к телесным модификациям в обыденном сознании, а также увеличение распространенности экстремальных модификаций тела и все более частый выбор открытых участков тела (кистей рук, шеи, лица) для локализации татуировок, особенно в молодежной среде. Скорость происходящего затрудняет своевременное их научное осмысление и описание, а также его практическое применение для решения психодиагностических и психотерапевтических задач.

Татуировка, которая когда-то ассоциировалась с группами, не относящимися к мейнстриму, а скорее с маргинальными, стала частью быстро развивающегося аспекта современной потребительской культуры, которая рассматривается с точки зрения моды [1] и популярной культуры [2]. Исследователи признали ценность и важность того, что в татуировках есть индивидуальные мотивы [3-7]. Модификация определяется как преднамеренное изменение человеческого тела и охватывает такие процедуры, как татуировки и пирсинг [6]. Эта практика имеет долгую историю и хорошо известна в разных культурах Азии, Африки, Америки и Австралии [5]. Также есть данные об

обнаружении татуировок на теле мумифицированных трупов в Европе, возраст которых насчитывает более 5000 лет [4]. Появление татуировок различается географически, и они всегда имели очень специфическое значение для каждой культуры. Татуировки часто использовались в обрядах инициации, при вхождении их носителя в определенную социальную или возрастную группу [4], в других случаях татуировки использовались для обозначения религиозной принадлежности или социального статуса [8]. В Европе практика татуировок преобладала среди моряков и рабочего класса с начала 20-х годов прошлого века, до этого обилие татуировок можно было обнаружить у пиратов. Позже татуировки обозначали принадлежность к определенным группам, таким как байкеры или заключенные [9; 10]. В 1980-х годах представители панк- и гей-движения приняли инвазивную модификацию тела в основном как протест против консервативных норм общества среднего класса. До 1990-х годов модификации тела оставались провокационной частью различных субкультур, средством эпатажа и протеста, привлечения внимания [11].

В последнее десятилетие татуировки стали особенно популярны, и вовлекается в этот процесс не только молодежь, но и взрослое население, а также более широкий круг социальных классов. Главную причину этой популярности, вероятно, можно найти в культурной коммерциализации, распространяемой средствами массовой информации, и она приходит вместе со значительным изменением сигнальной функции, так что модификация тела не обязательно присваивает носителю определенной субкультуры какой-то высокий статус. Изменилась и мотивация нанесения татуировок. Одной из недавно появившихся считается мотивация, полученная из социальных сетей и электронных СМИ, кинематографа, сферы развлечений. Результаты опросов показывают, что есть некоторые мотивы, которые участники почерпнули из средств массовой информации или любых других источников. Они видели актеров в зарубежных фильмах с интересными татуировками, которые их настолько очаровали, что побудили нанести такие же татуировки немедленно.

Сравнительно мало исследований посвящено индивидуальному социальному фону и мотивации из социальных сетей и электронных СМИ для модификации тела. Еще одной мало исследованной областью является мотивация под влиянием сверстников или кумиров (эстрадных, спортивных звезд, значимых в жизни людей). Многие авторы утверждают, что татуировки сегодня - «не более чем мода на аксессуары» [12], тогда как другие придают им глубокий психологический смысл, утверждая, что боль, которую приходится испытывать, а также время, необходимое для планирования, нанесения и последующего ухода за татуировкой, придают им большую ценность, чем простым аксессуарам [13]. Предполагают, что модификация тела может позволить травмированным людям справиться с негативным личным опытом. Как правило, некоторые авторы приписывают коммуникативный характер модификациям тела [14]. Считается, что татуировку можно читать как текст, в котором носитель рассказывает свою личную исто-

рию (или личную драму), или же она используется как средство коммуникации, способное донести до окружающих личный месседж.

Модификация собственного тела может напоминать попытки самоидентификации, именно поэтому мы рассматриваем мотив самоидентификации как ведущий. Контроль над собственной внешностью отражает создание собственной идентичности. Моти-вационные исследования должны обеспечить основу для понимания того, почему люди изменяют свое тело, нанося татуировки. Научная литература начала столетия указывает на изменение отношения к модификации тела [15; 16; 17; 18], несколько исследований затрагивают мотивационные аспекты татуировки. Большинство исследований предложили рассматривать более крупные мотивационные кластеры [19]. В обзоре имеющихся источников мы стремимся структурировать информацию по мотивации при нанесении татуировок для того, чтобы установить общие мотивационные категории и их кластеры, которые будут использованы в перспективе в дальнейшем исследовании.

Значительный объем исследований о том, почему люди стремятся модифицировать свое тело, уже существует в разных областях науки (история, антропология, психология) [20-22]. На основе данных исследований мы отнесли указанные выше причины к классам мотивации, которые описывают побуждения людей к изменению тела. Далее мы представляем общее описание десяти мотивационных категорий с последующим более подробным рассмотрением каждой из них и различиями между татуировками, а также сделаем некоторые выводы, вытекающие из этого обзора.

В современной исследовательской литературе рассмотрены такие мотивы, как украшение тела, получение модного аксессуара, а также нанесение на тело произведения искусства. Все большее количество молодых людей относят свои татуировки к произведениям искусства [23]. Рисунок на бумаге или картина, висящая на стене, подвержены влиянию времени, могут быть уничтожены, но татуировка - это то, что останется с человеком до самой смерти, до тех пор, пока его тело не разрушится. Люди носят перманентную татуировку каждый день, она становится частью их тела, несет их историю, не только отражает их личность, но и формирует ее. Молодые люди, которые занимаются бодибилдингом, считают, что татуировки как нельзя лучше украшают мускулистое тело и подчеркивают рельеф мышц, они тоже являются своего рода искусством. Качество исполнения и сложный дизайн современных татуировок, множество деталей в полихромном исполнении также позволяют отнести их к категории искусства. Однако большинство авторов согласны с тем, что все эти мотивы можно совместить в одной категории.

Другая линия мотивации охватывает желание создавать и поддерживать самоидентификацию, быть особенными и отличаться от других [24]. Учитывая частоту исследований в литературе, создание индивидуальности кажется одним из наиболее важных мотивов. Аткинсон (2003) назвал татуировку «контекстуальным и согласованным признаком идентич-

ности» [5]. Такие мотивы, как личный катарсис, отражение личных ценностей и пережитого опыта, обряды посвящения, также часто упоминаются в данных источниках [25]. Аткинсон (2002) подтверждает, что женщины, которые подвергались жестокому обращению, создают новое понимание раненых частей тела, чтобы вернуть себе владение через осознанную болезненную процедуру модификации тела и перманентной маркировки. Рекультивация тела играет важную роль, татуировкам приписывают эффект самовосстановления личности, однако существуют только теоретические описания данного процесса, экспериментально это не было доказано. Сюда же можно отнести попытку замаскировать шрамы, которая тоже воспринимается как серьезный мотив для нанесения татуировки.

Заявления о тестировании собственного порога боли, выносливости, преодолении личных ограничений, например, боли, переживание боли как таковое и демонстрация собственного «Я», создание индивидуальности кажутся наиболее важными мотивами [4]. Модификация тела может отображать аутоагрессив-ные тенденции, самоповреждающее поведение, а также стойкость и смелость заниматься такой практикой. Боль, связанная с процедурами нанесения татуировок на тело, очень ценится в сообществе модификации тела. Болезненное раздражение, связанное с выбросом эндорфинов в организм, генерирует положительные эмоции в дополнение к обезболивающему эффекту препаратов. Этот эффект может быть причиной, по которой сторонники татуировок иногда говорят о «жажде боли», которая на самом деле есть зависимость. Нанесение татуировок действительно может вызывать зависимость. Татуировки и пирсинг вызывают аддикцию, подобная зависимость объясняется с психологической точки зрения, упомянутой выше, она порождает так называемых коллекционеров тату и заставляет их держаться за свои воспоминания, опыт и идентичность. Как другие люди покупают одежду и обувь, коллекционеры тату наносят все новые татуировки, некоторые даже делаются по индивидуальному заказу (не из каталога тату-мас-тера) или по собственному уникальному дизайну.

Принадлежность к группе и приверженность идее - это серьезный мотив. Субкультурная принадлежность или желание принадлежать к определенному кругу общения, а также знаки дружбы и любви давно упоминаются как причины для получения модификации тела. Украшения на теле как постоянный признак приверженности идее довольно распространены, но и желание принадлежать к определенному сообществу или открыто показывать свою принадлежность к субкультурным группам играли важную роль в течение многих лет. Такие символы привязанности, как разбитое сердце, Купидон со стрелами или просто имя любимой/любимого, очень часто встречаются у подростков в качестве первой, а иногда и единственной татуировки.

Татуировка также может быть символом протеста и сопротивления. Часто указываются и такие причины, как протест против власти родителей (у подростков) или общества в целом (у взрослых людей). Инвазивные модификации тела могут быть провока-

ционными не только из-за своей агрессивности, но и потому, что они долгое время были связаны с субкультурными движениями, маргинализацией и криминальными тенденциями. Недавние исследования студентов колледжа обнаружили, что у подростков протест против поколения родителей является особенно серьезным аспектом модификации тела [26]. Часто упоминают мотивы протеста против социокультурных нормативов телесности, утверждения права распоряжаться своим телом и стремления к уникальности.

Иногда мотивы исходят из личных убеждений людей. Используются изображения и слоганы, которые они выбрали, чтобы сделать татуировку, чтобы показать важность этого в их жизни. Важны также духовные и культурные традиции, побуждающие к модификации тела. Движение модификаторов тела, «неопримитивисты» выступают за радикальные татуировки, чтобы подчеркнуть и раскрыть историческое значение модификации тела. Личная принадлежность к этническим культурам и духовность также являются причинами для татуировок и пирсинга [27].

Выражение сексуальных намерений или подчеркивание собственной сексуальности с помощью татуировок также является распространенной мотивацией. Некоторые люди говорят об импульсивно принятом решении, а не о долгом процессе обдумывания и принятия решения, приводя импульсивность в качестве причины для модификации тела. Это могут быть лица, находящиеся под воздействием алкоголя или наркотиков во время приобретения своего боди-арта, таким образом, они не имеют (или не помнят) конкретного мотива данного действия.

Актуальность мотивации и различия между мотивами модификации тела еще предстоит тщательно изучить. Проиллюстрированные выше десять мотива-ционных категорий содержат, насколько нам известно, еще не все основные причины получения татуировок.

Количество перечисленных исследований по каждой категории может указывать на различную значимость мотиваций для нанесения татуировки. Подавляющее большинство исследований упоминают выражение индивидуальности и украшение собственного тела как преобладающие мотивы. В последующих исследованиях мы планируем рассмотреть различия по социальным и возрастным группам, а также по гендерному признаку.

Однако актуальность и особенности мотиваций могут различаться. Это обусловлено различными характеристиками модификаций тела, особенно касающимися их перманентности. Хотя лазерные методы позволяют удалять татуировки, на теле остаются видимыми их места, рубцовая ткань. Перманентность данных модификаций тела способствует более длительному процессу обдумывания при принятии решения относительно их нанесения. Таким образом, процесс принятия решения кажется зеркальным по отношению к качеству перманентной модификации тела. Татуировки явно содержат большее личное значение для носителя, в то время как кажутся просто модными украшениями.

Временные татуировки можно рассматривать просто как модный тренд или как репетицию перед

нанесением перманентной татуировки. Из-за их временного характера мы не рассматриваем эти татуировки и мотивацию к их нанесению.

Таким образом, основные мотивы для приобретения татуировок можно выразить десятью категориями: украшение (декоративные татуировки), искусство и мода; индивидуальность; личные переживания и пережитый опыт; физическая выносливость (переносимость боли); групповая принадлежность и приверженность идее; сопротивление и протест; духовность и культурные традиции; зависимость (аддикция); сексуальная мотивация и отсутствие конкретной причины (татуировка, нанесенная под влиянием момента или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Самый часто упоминаемый в исследовательской литературе мотив - выражение индивидуальности и самоидентификация. Другие мотивы отражают личные качества и ценности носителя татуировок. В будущих исследованиях следует сосредоточить внимание на количестве мотиваций, раскрыть их особую значимость для нанесения татуировок, а также на выборе основного мотива из всех перечисленных категорий.

Заключение. Молодые люди принимают решение потратить время, деньги и терпеть боль, чтобы получить татуировки. В некотором смысле боль - это способ заработать модификацию тела. Мотивации в целом можно разделить на религиозные, культурные или эмоциональные категории, увековечение знакового события, украшение тела или выражение своей индивидуальности, в любом из этих случаев татуировка основана на желании быть уникальным и выделяться среди окружающих. С другой стороны, на молодых людей могут оказывать давление сверстники или они желают быть принятыми в субкультуру. Татуировки могут быть неоднозначными, так, например, татуировка одного участника опроса имела сразу несколько значений: маркер достижения, одновременно религиозный символ, а также проявление мужественности и презрения к боли.

В современном обществе, где все происходит так стремительно, татуировка формирует личность несколько иначе, чем привычные способы, описанные в психологической литературе, и может быть принята как форма самовыражения. Чаще всего татуировка несет в себе особый смысл, индивидуальную историю. Вот почему одно и то же изображение может иметь совершенно разное значение для ее носителя и для зрителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Dey A., Das K. (2017). Why We Tattoo? Exploring the Motivation and Meaning. Anthropol 5: 174. doi:10.4172/2332-0915.1000174.

2. Kjeldgaard D., Bengtsson A. (2005). Consuming the fashion tattoo. Adv Consum Res 32: 172-177.

3. Kosut M. (2006). An ironic fad: The commodification and consumption of tattoos. J Pop Cult 39: 1035-1048.

4. Atkinson M. (2002). Pretty in ink: Conformity, resistance, and negotiation in women's tattooing. Sex Roles 47: 219-235.

5. Atkinson M. (2003). In the flesh: The cultural politics of body modification. Health and Body Modification 8: 373-386.

6. Frederick C.M., Bradley K.A. (2000). A different kind of normal? Psychological and motivational characteristics of young adult tattooers and body piercers. N Am J Psychol 2: 379-391.

7. Stirn A., Hinz A. (2008). Tattoos, body piercings, and self-injury: Is there a connection? Investigations on a core group of participants practicing body modification. Psychother Res 18: 326-333.

8. Schildkrout E. (2004). Inscribing the body. Annual Review of Anthropology, 33, 319-323.

9. Williams D.J. (2009). Deviant leisure: Rethinking «the good, the bad, and the ugly». Leisure Sci 31: 207-213.

10. DeMello M. (1995). Not just for bikers anymore: Popular representations of American tattooing. J Pop Cult 29: 37-52.

11. DeMello M. (2000). Bodies of inscription: A cultural history of the modern tattoo community. Durham: Duke University Press.

12. Rubio R.P. (2003). Natives of a new skinscape: Tattoos as cultural coding. (unpublished) PhD thesis, Pacifica Graduate Institute, USA. Dissertation Abstracts International: Section A: Humanity & Social Sciences, 63, 2603.

13. Roberti J.W., Storch E.A. (2005). Psycho-social adjustment of college students with tattoos and piercings. J Coll Couns 8: 14-19.

14. Atkinson M., & Young K. (2001). Flesh journey: Neo primitives and the contemporary rediscovery of radical body modification. Deviant Behavior, 22, 117-146.

15. Millner VS., & Eichold B.H. (2001). Body piercing and tattooing perspectives. Clinical Nursing Research, 10, 424-441.

16. Albin D. (2006). Making the body (w)hole: A semiotic exploration of body modifications. Psychodynamic Practice 12(1): 19-35.

17. Борохов А.Д. Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств / А.Д. Борохов. - Текст: непосредственный // Медицинская сестра. - 2011. - № 7. - С. 24-32.

18. Коновалова А.А. Татуировка как способ самоидентификации: социологический анализ / А.А. Коновалова. - Текст: непосредственный // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии. - 2016. -С. 555.

19. Stirn A., Hinz A. & Brahler E. (2006). Prevalence of tattooing and body piercing in Germany and perception of health, mental disorders, and sensation seeking among tattooed and body-pierced individuals. Journal of Psychosomatic Research, 60, 531-534.

20. Борохов А.Д. Многоосевая классификация татуировок для интегральной оценки проявлений психопатологии личности носителя / А.Д. Борохов. -Текст: непосредственный // Медицинская психология в России. - 2018. - № 1 (48). - Ч. I.

21. Решетникова И.В. Провокации тела: телесные модификации в обществе потребления / И.В. Решетникова. - Текст: непосредственный // АРКАДИЯ. -2015. - № 4 (45).

22. Чукуров А.Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля / А.Ю. Чукуров. - Текст:

непосредственный // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 3. - С. 145-149.

23. Siebers T. (2000). The body aesthetic - from fine art to body modification. Michigan: University of Michigan Press.

24. Польская Н.А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела / Н.А. Польская. -Текст: непосредственный // Изв. Сарат. ун-та. -Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - Т. 14. - Вып. 2.

25. Caliendo C., Armstrong M.L., & Roberts A.E. (2005). Selfreported characteristics of women and men with intimate body piercings. Journal of Advanced Nursing, 49, 474-484.

26. Johnson F.J. (2007). Tattooing: Mind, body and spirit. The inner essence of the art. Sociol View Point 23: 45-61.

27. Fisher J. Tattooing the body, marking culture. Body and Society. 8 (4). 2002. Pp. 91-97.

© Елена Александровна Макарова, 2021 © Иван Анатольевич Тищенко, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.