Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАТУИРОВОК ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 20 ЛЕТ'

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАТУИРОВОК ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 20 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
807
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТУИРОВКА / МОЛОДЕЖЬ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗ ТЕЛА / САМОПОЗНАНИЕ / ТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубанцева Дарья Ильинична, Ростовская Светлана Ростиславовна

В статье представлены результаты исследования восприятия современной молодежью татуировок. Выделены мотивы, которые побуждают молодых людей к изменению внешности путем татуирования. В опросе приняли участие 342 человека - девушки и юноши из различных регионов России в возрасте от 14 до 20 лет. Выяснено, что татуировка не воспринимается в юношеской среде как знак принадлежности к какой-либо субгруппе или субкультуре. Она является способом самовыражения, самоопределения и самопознания. Отдельно отмечена значимость эстетической составляющей татуировки (как она выглядит на коже, добавляет привлекательности, скрывает дефекты). Результаты исследования могут быть использованы при психологическом консультировании подростков, молодежи, родителей, а также при разработке рекомендаций по проведению профессионального психологического отбора в вузы силовых структур страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF TATTOOS FOR YOUNG MEN AND GIRLS AGED 14 TO 20

The article presents the results of study of the tattoos perception by modern youth. The motives that induce young people to change their appearance through tattooing are discussed. The research involved 342 people - girls and boys from different regions of Russia aged 14 to 20. It is revealed that a tattoo is not perceived by young people as a sign of belonging to any subgroup or subculture. It is a way of self-expression, self-determination and self-knowledge. In addition, the importance of the aesthetic component of the tattoo is noted (how it looks on one's skin, adds attractiveness, hides defects). The results of the study can be used in psychological counseling of adolescents, youth, parents, as well as in the development of recommendations for conducting professional and psychological selection in universities of the force structures of the country.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАТУИРОВОК ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 20 ЛЕТ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 161-163. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 161-163.

Научная статья

УДК 316.628:391.91

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.23

Смысловое содержание татуировок для юношей и девушек в возрасте от 14 до 20 лет

Дарья Ильинична Кубанцева1, Светлана Ростиславовна Ростовская2

1Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Шэньчжэнь, Китай, kubantsevad@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9777-2255 2Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, elena.lm2020@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6794-3095

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия современной молодежью татуировок. Выделены мотивы, которые побуждают молодых людей к изменению внешности путем татуирования. В опросе приняли участие 342 человека - девушки и юноши из различных регионов России в возрасте от 14 до 20 лет. Выяснено, что татуировка не воспринимается в юношеской среде как знак принадлежности к какой-либо субгруппе или субкультуре. Она является способом самовыражения, самоопределения и самопознания. Отдельно отмечена значимость эстетической составляющей татуировки (как она выглядит на коже, добавляет привлекательности, скрывает дефекты). Результаты исследования могут быть использованы при психологическом консультировании подростков, молодежи, родителей, а также при разработке рекомендаций по проведению профессионального психологического отбора в вузы силовых структур страны.

Ключевые слова: татуировка, молодежь, мотивация, образ тела, самопознание, телесные практики, эмоциональные переживания

Для цитирования: Кубанцева Д.И., Ростовская С.Р. Смысловое содержание татуировок для юношей и девушек в возрасте от 14 до 20 лет // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 161-163. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.23.

Original article

The importance of tattoos for young men and girls aged 14 to 20 Daria I. Kubantseva1, Svetlana R. Rostovskaya2

''Shenzhen MSU-BIT University, Shenzhen, China, kubantsevad@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9777-2255

2Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia, elena.lm2020@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6794-3095

Abstract. The article presents the results of study of the tattoos perception by modern youth. The motives that induce young people to change their appearance through tattooing are discussed. The research involved 342 people - girls and boys from different regions of Russia aged 14 to 20. It is revealed that a tattoo is not perceived by young people as a sign of belonging to any subgroup or subculture. It is a way of self-expression, self-determination and self-knowledge. In addition, the importance of the aesthetic component of the tattoo is noted (how it looks on one's skin, adds attractiveness, hides defects). The results of the study can be used in psychological counseling of adolescents, youth, parents, as well as in the development of recommendations for conducting professional and psychological selection in universities of the force structures of the country.

Keywords: tattoo, youth, motivation, body image, self-knowledge, body practices, emotional experiences

For citation: Kubantseva D.I., Rostovskaya S.R. The importance of tattoos for young men and girls aged 14 to 20 // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 161-163. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.23.

Интернет-сайты и социальные сети заполнены множеством фотографий и видеороликов, показывающих, как люди по всему миру видоизменяют и украшают свои тела. Это достигается с помощью самых разных методов. Диета, бодибилдинг, загар, пирсинг ушей и косметическая хирургия уже давно стали обычными явлениями, а такие методы, как татуирование, пирсинг и скарификация, становятся все более популярными, прежде всего среди молодежи. В то же время известны случаи, когда наличие татуировок является препятствием для поступления в военный вуз (военные вузы стараются не допускать к поступлению абитуриентов с татуировками) или на работу. В связи с этим актуальными являются исследования, направленные на изучение мотивов, побуждающих юношей и девушек наносить рисунки на свое тело, и анализ смысла этих татуировок.

Слово «татуировка» (а также тату, татуаж или tattoo в международном варианте) происходит от полинезийского tatau. Татуировка - не феномен XXI в., это мультикультурное явление,

берущее начало в древности. Искусству татуирования около 5 тыс. лет [1, с. 10]. Татуировки в ходе истории существенно менялись не только по внешнему виду и способам нанесения, но и по смысловому значению.

В древности главным способом добычи пищи была охота. С позиции «зооцентризма» рисунки татуировок - это маскировочные средства. Охотники наносили их на свои тела, чтобы быть менее заметными для животных. Также уже в эпоху палеолита и ранней бронзы люди имели представление о биологически активных точках на теле и применяли татуировку для предупреждения некоторых заболеваний. По утверждению археологов, татуировки были распространены на всех континентах [2].

Существование людей на протяжении тысячелетий сопровождалось большим количеством ритуалов при переходе от одного этапа жизни к другому (достижение определенного возраста, присоединение к какой-либо группе, вступление в брак и т. д.). Прошедших эти ритуалы отличали соответствующие изменения в одежде и прическе, а также знаки на теле. Они выступали в качестве своеобразного сакрального текста, отмечающего этническую принадлежность и социальный статус человека. Татуировки отражали не только иерархию внутри группы, но и сплачивали ее членов между собой.

Татуировки были и остаются неотъемлемой частью жизни разных каст в Индии. К примеру, в эпосе «Рамайана» говорится о том, что Кришна наносит 4 знака на лица своих жен, татуировки есть на руках Лакшми. Сегодня в Индии татуировки могут выступать как символ наказания за грехи, а также отражать религиозное очищение и смирение [3].

Начиная с эпохи Великих географических открытий, после контактов европейцев с жителями Океании и Полинезии, татуировки получили распространение среди моряков, а затем среди военных.

Э. Шрадер соотносит традиции нанесения татуировок на тело преступников с поздними этапами существования Московской Руси и петровскими реформами [4].

В конце XIX - начале XX века татуировки получают распространение среди европейской и российской аристократии. В 1891 г. при посещении Японии цветную татуировку в форме дракона сделал будущий император Николай II [5]. В тот период в России татуировками стали увлекаться не только аристократы, но и «воровские сообщества».

В советское время татуировки в первую очередь вызывали ассоциации с уголовным миром. Тюремные (уголовные) татуировки несут в себе множество смыслов, основной из которых - указать на статус человека в уголовном мире. Татуировка развивалась как подпольное искусство и не имела декоративности и эстетики. Татуировка уголовника - это знак принадлежности к особой касте, знак верности ее законам [6].

В СССР были распространены также армейские (военные) татуировки. Чем сложнее была служба, тем снисходительнее относились к татуировкам. Армейские татуировки рассказывали о владельце: когда и где он служил. На них можно было встретить группу крови (массово - во время войны в Афганистане). При этом долгое время в нашей стране в общественном сознании татуировки отождествлялись преимущественно со стигмами уголовной среды. В конце 1980-х гг. тату получили распространение среди молодежных субкультур. В 1990-е гг. ситуация в мире изменилась, татуировки постепенно вошли в повседневную жизнь. Появились татуированные в музыкальной и артистической среде, стали открываться тату-салоны. Весной 1995 г. в московском клубе «Эрмитаж» прошла первая тату-конференция [7]. Татуаж в настоящее время признан особым видом искусства, является объектом выставок и арт-шоу [8].

По данным опроса Harris Poll, в 2015 г. примерно три из десяти американцев (29 %) имели хотя бы одну татуировку по сравнению с двумя из десяти (21 %) в 2011 г. [9]. Татуировки особенно распространены среди молодежи: почти половина миллениалов (47 %) и более трети представителей поколения X (36 %) заявили, что у них есть хотя бы одна по сравнению с бэби-бумерами (13 %) и каждым десятым старше 60 лет. Татуировки в США более распространены у женщин (31 %), чем у мужчин (27 %).

Опрос, который провел в 2019 г. ВЦИОМ, показал, что постоянные татуировки имеют 11 % россиян, в основном мужчины (18 %) [10]. При этом более половины опрошенных (58 %) нейтрально относятся к тем, кто имеет татуировки. Еще 15 % наших соотечественников понимают и поддерживают любителей тату. Напротив, не поддерживают или осуждают 27 % респондентов. Наряду с этим абсолютное большинство наших сограждан (96 %) не планируют в ближайшие годы делать себе татуировки. Наличие татуировки, по мнению россиян, чаще всего свидетельствует о стремлении человека выделиться среди других (43 %). Примерно столько же опрошенных полагают, что таким образом люди следуют моде (41 %). Для 27 % опрошенных татуировка является знаком того, что человек сидел в тюрьме, а 20 % видят в татуировке стремление к красоте.

Таким образом, современный «ренессанс татуировок» характеризуется как увеличением общего количества людей с татуировками, так и приобщением к этой традиции новых (немаргинальных и неэкстремальных) социальных групп. Одной из причин этого явления М.Б. Медникова считает протест на уровне бессознательного против излишка благополучия [11]. По нашему мнению, это не характерно для российского общества, которое с начала 1990-х гг. столкнулось со множеством кризисов, но, возможно, присуще западному обществу. Другой причиной автор называет поиск способов справиться со сложностями современного мира [12]. Еще одной причиной можно считать оживление интереса к традициям дальневосточных культур и практик.

Представленные статистические данные показывают, что все больше людей, не судимых и не имеющих прямого отношения к осужденным, имеют татуировки. Это означает, что с 1990-х гг. в России, как и в западных странах, существует татуирование двух типов: в «закрытых» социальных группах и в «большом» обществе. К первому типу относится татуирование внутри таких социальных институтов, как армия, флот и тюрьма [13]. Татуирование в «закрытых» группах выступает как традиционное действие, а сами изображения имеют строго определенные формы, расположение на теле и значение. Татуирование в «большом» обществе относится к явлениям культуры. Отличительной особенностью татуировок «больших» сообществ является нетрадиционность и уникальный характер каждой из них. Вместе с тем в нашем обществе существует стойкий стереотип, что люди, имеющие татуировку, обязательно принадлежат либо к уголовной среде (27 % опрошенных по данным ВЦИОМ), либо к субкультуре. Обычно обыватель относится с недоверием и опаской как к первым, так и ко вторым.

Рост популярности татуировок, особенно среди молодежи, формирует более лояльное отношение к ним. Поэтому мы считаем важным выяснить, какой смысл молодые люди, не принадлежащие к «закрытым» группам и субкультурам, вкладывают в понятие «татуировка», чем она для них является.

Теоретик современной моды А.Б. Гофман отмечает, что «тело является естественным природным пристанищем смыслов и ценностей, которые еще не утратили своего культурного значения» [14]. В соответствии с этим тезисом исследование татуировок позволяет осознать их значение для понимания ценностных смыслов жизни современного человека.

По мнению российских и зарубежных специалистов, татуирование в молодежной среде тесно связано с мотивами самооценки, самовыражения и конструирования идентичности личности [15], оно рассматривается и как средство невербального общения, символизирующее принадлежность к определенной субгруппе или субкультуре [16]. Вместе с тем анализ литературы показывает, что изучению отношения к татуировкам и мотивации их нанесения в молодежной среде посвящено мало исследований.

Так, М.Б. Медникова в 2004-2005 гг. провела опрос среди студентов (количество респондентов не указано) Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) [17]. На вопрос о наличии татуировок и пирсинга ответил положительно каждый пятый (20 %), среди них 60 % мужчин. Ответы о причинах нанесения татуировки были «наиболее неотчетливы» («просто так»). 50 % опрошенных на базе РГГУ признались, что делали наколки для улучшения внешнего вида, половина респондентов-юношей заявила, что их татуировки ничего не означают.

Е.С. Воробьева изучала мотивацию нанесения тату в группе из 40 респондентов (14 мастеров тату и 26 их клиентов в возрасте от 20 до 40 лет). [18]. По мнению автора, ведущими мотивами нанесения татуировок оказались:

- протест против запретов родителей (что, по нашему мнению, удивительно в этой возрастной группе респондентов);

- эпатаж, демонстрация и самоутверждение;

- поиск круга общения;

- фиксация принадлежности к группе;

- эстетический мотив (рисунок как «предмет искусства»);

- необходимость защиты («это мой оберег»);

- фиксация привязанности к дорогому человеку или существу;

- самовыражение, т. е. татуировка рассматривается как проявление внутреннего мира человека.

К сожалению, долю каждого ответа о мотивации автор не указывает.

А.А. Рыжаков, Е.А. Марова и М.М. Тюлюкина провели опрос среди студентов 1-4-го курсов (в возрасте от 19 до 23 лет) Пензенского государственного университета [19]. 50 % опрошенных нейтрально относятся к татуированным, что ниже данных ВЦИОМ (58 %). Основными мотивами для татуажа являются: желание выделиться (40 %) и оставить память о каком-либо событии (40 %). Эстетика рисунка важна в 60 % случаев, а смысловая нагрузка - в 40 %. К сожалению, ни объем выборки, ни количество татуированных в группе, ни формулировки поставленных вопросов авторы не указали.

А.А. Богданова и А.Н. Нуриев провели электронное анонимное анкетирование среди 50 имеющих татуировки респондентов (56 % девушек), средний возраст которых составил 18 лет. В исследовании приняли участие студенты гуманитарных и технических вузов различных городов России [20]. К нанесению татуировок молодых людей побудили: «стремление донести окружающему миру свои ценности» (54,8 %), потребность «украсить свое тело» (20 %), «подчеркнуть принадлежность к какой-либо группе» (19,4 %), «стремление отразить доминирующие чувства» (19,4 %).

На основании анализа рассмотренных исследований можно сделать вывод, что татуировки среди представителей современной молодежи в России все меньше ассоциируются с криминальным миром, все больше молодых людей наносят тату. В то же время тату до сих пор являются препятствием для поступления, например, в военные училища. Вузы Министерства внутренних дел России также стараются не принимать на обучение людей с татуировками, однако специалисты, осуществляющие отбор, в последние годы столкнулись с тем, что невозможно выбрать из всех желающих необходимое количество абитуриентов без тату [21], преимущество уже отдается поступающим с меньшим их количеством. Еще одним возможным критерием отбора может служить мотив, побудивший подростка нанести себе рисунок на тело.

Следует отметить, что в рассмотренных опросах принимало участие небольшое количество респондентов в возрасте до 20 лет (не более 50). Это не позволяет делать обоснованные выводы о смысловом значении татуировок для юношества и подтверждает необходимость проведения такого исследования в данной социальной группе, которая находится в начале самостоятельного жизненного пути, на этапе поиска своего места в мире. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, психологов, социологов и политиков с точки зрения осмысления мировоззренческих и ценностных установок в современной юношеской среде, поиска путей для диалога и взаимопонимания поколений.

Цель исследования - определить смысл (смысловое наполнение) татуировки для современных юношей и девушек. «Смысл» в нашем исследовании - это понимание того, что хочет до нас донести, о чем хочет нам рассказать человек, носящий на своем теле тату.

Гипотеза исследования: татуировка для молодых людей 14-20 лет больше не является признаком принадлежности к какой-либо социальной группе или субкультуре, а способствует самоопределению и самопознанию, нахождению своего «Я».

При проведении исследования использовался метод анкетирования, который в отдельных случаях сопровождался интервьюированием.

Опрос проводился в период с марта 2018 г. по июнь 2020 г. Респондентами являлись юноши и девушки в возрасте от 14 до 20 лет: учащиеся лицея Высшей школы экономики, школьники и выпускники школ Москвы и Московской области 2018-2020 гг., а также абитуриенты Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Выбор абитуриентов этого университета был обусловлен возможностью вовлечь в исследование молодежь регионов. Поступающие в вузы сейчас в основном подают документы онлайн, а в Московский университет МВД России они приезжают лично, даже в последние годы, в период пандемии COVID-19. Эти абитуриенты еще интересны тем, что большинство приезжает не из городов-миллионников, а из «глубинки», они не относятся к представителям «золотой» молодежи, не учились в элитных или школах Т0Р-10 (как лицеисты Высшей школы экономики, которые также принимали участие в нашем опросе), это обычные юноши и девушки нашей страны. На площадке университета анкеты заполнили 273 абитуриента.

Для проведения исследования была составлена анкета, которая, в частности, включала вопросы,объединенные в блоки.

Блок 1 (на все вопросы данного блока предлагалось дать развернутые ответы):

1.1. Чем для Вас является татуировка?

1.2. Хотели ли Вы когда-нибудь нанести себе татуировку?

1.3. Есть ли татуировки у Ваших знакомых или друзей? Как Вы к этому относитесь?

1.4. Есть ли татуировки у Ваших родителей? Как Вы к этому относитесь?

Блок 2:

2.1. Есть ли у Вас татуировка?

2.2. Я нанес(ла) тату, потому что... (если у Вас нет татуировки, то что могло бы быть причиной для ее нанесения). На данный вопрос предлагался выбор из нескольких ответов. Респондентам также предлагалось сформулировать свой мотив, отличный от предложенных.

2.3. Вы сделали тату с согласия родителей?

2.4. Жалели ли Вы о том, что сделали тату?

2.5. Планируете ли Вы в дальнейшем наносить татуировки?

Блок 3: Относите ли Вы себя к представителям какой-либо группы (субкультуры)?

Опрос проводили путем распространения анкет через социальные сети, их также заполняли абитуриенты Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на этапе психологического тестирования; выборочно проводились беседы с целью уточнения ответов.

В опросе приняли участие 342 человека в возрасте от 14 до 20 лет, среди них 43 % юношей и 57 % девушек. Распределение по возрасту выглядело так: 14 лет - 1,1 %; 15 лет - 0,8 %; 16 лет - 24,5 %; 17 лет - 48,5 %; 18 лет - 17,2 %; 19 лет - 4,9 %; 20 лет - 2,6 %. Такая возрастная выборка соответствует третьему этапу периода «юность» (согласно классификации периодов по биологическим особенностям организма человека разного возраста [22, с. 3]).

Вопросы блока 1 и ответы на них помогли раскрыть отношение юношеской среды к татуировкам.

На первый вопрос («Чем для Вас является татуировка?») были даны ответы, которые мы разделили на 11 групп (рисунок 1). При этом часть опрошенных (26 %) дала развернутые ответы, в которых раскрывались два или три аспекта отношения к татуировкам, поэтому такие ответы учитывались в нескольких группах ответов одновременно.

■ Выражение смыслов и самовыражение - 26,9%

■ Способ выделиться из толпы, привлечь к себе внимание -19,3%

■ Рисунок -14,6%

■ Памятка 12,7%

■ То, что с человеком останется на всю жизнь - 6,4% Символ, знак, амулет - 5,4% Что-то лишнее, портящее тело/здоровье - 5,2% Красота, искусство - 5,2%

Отвод внимания от проблемных мест, шрама -0,9% Причастность к чему-либо - 0,5% Иное -2,8%

Рисунок 1 - Диаграмма распределения ответов на вопрос: «Чем для Вас является татуировка?», %

1. В группе «выражение смыслов и самовыражение» оказалось больше всего ответов - 114 (26,9 %). Некоторые из опрошенных ответили кратко: «тату - это способ самовыражения». Другие давали более подробные объяснения. Например: «люди, нанося тату, в первую очередь желают сообщить что-то окружающим»; «это может быть демонстрацией своих ценностных установок»; «самовыражение, право распоряжаться собой как вздумается». Также отмечают, что «рисунок на теле - это характеристика личности; по тату можно многое узнать»; «крутой аксессуар, который показывает твой характер, твою личность другим людям»; «татуировка - это нечто, что становится частью тебя и отражает твои эстетические предпочтения»; «украшение тела, которое несет свой смысл для его обладателя».

Некоторые из респондентов признают тату самовыражением, но указывают, что это «способ ложного самовыражения людей, которые не могут по-другому выделиться из толпы». Для части обследуемых татуировка ценна своим смыслом. Например: «я не разделяю мнение людей, которые делают татуировки "потому, что красиво"»; «для меня татуировка обязательно должна нести в себе какой-то глубокий смысл». Другие респонденты, наоборот, отмечают, что смысл в тату - факультативный момент («рисунок на теле, иногда со смыслом»). Помимо самовыражения, татуировка - это средство самоутверждения («так я себя чувствую себя более женственной»), «символ твоей жизни, твоего внутреннего мира и характера, лицо твоей души». Один опрошенный считает, что выражение себя через татуировку - «отличительная черта нашего поколения».

2. В группе «способ выделиться из толпы, привлечь к себе внимание» (19,3 %) респонденты считают, что тату - украшение человека и его тела, «аксессуар для тела». Некоторые из опрошенных поставили татуировку на одну позицию с косметикой и одеждой («еще один способ выделиться, как и косметика, одежда, цвет волос»). Один юноша отметил, что татуировка - это просто «понты».

3. В группу «рисунок» (14,6 %) мы включили ответы респондентов, которые рассматривают тату как «рисунок, который человек наносит на свою тело по своему желанию», «красивый рисунок на теле», «рисунок, как и чернилами на холсте», «рисунок на всю жизнь».

4. Группа «памятка» включает 12,6 % ответов. Татуировка - это «памятный знак», «память о чем-либо», «память о каком-либо событии», «напоминание о человеке» либо наоборот - «перекрытие» плохих воспоминаний чем-то хорошим». Татуировка может быть и мотиватором («напоминание о какой-либо мысли, которая мотивирует...»).

5. В группу «то, что с человеком останется на всю жизнь» (6,4 %) мы включили ответы, в которых главный акцент ставился на время, в течение которого татуировка остается с человеком («на всю жизнь», «знак, который почти нельзя стереть» и т. п.).

6. В группу «символ, знак, амулет» (5,4 %) вошли ответы респондентов, которые считают, что татуировка может обладать магическими свойствами, выступает в качестве амулета, талисмана или оберега. Татуировка может быть «опознавательным знаком» людей разных профессий (десантник, моряк и т. п.).

7. Группу «что-то лишнее, портящее тело/здоровье» (5,2 %) составили «негативные» ответы, в которых указывается, что татуировка - «абсолютно ненужная и «лишняя» вещь», она делает облик человека хуже: «уродство тела», «грязь на теле». Некоторые считают, что татуировка вредит здоровью.

8. В группу «красота, искусство» вошли ответы 5,2 % опрошенных. Эти респонденты относят татуировку к виду искусства («татуировка - искусство на теле человека», «считаю, что тату выглядит очень красиво, меня это вдохновляет»).

9. Респонденты в группе «отвод внимания от проблемных мест, шрама» (0,9 %) считают, что татуировки служат для маскировки каких-то проблемных частей тела.

10. В группе «причастность к чему-либо» всего 0,5 % ответов. В этом случае тату рассматривают как признак принадлежности к какой-либо социальной группе. Например: «признание причастности к какой-либо группе.», «тату обычно наносят люди, которые были лишены свободы».

Таким образом, для данной выборки девушек и юношей совершенно не характерно относить человека по виду татуировки к какой-либо субгруппе или субкультуре.

11. Ответы «иное» (12 человек, или 2,8 % опрошенных) - «глупость», «ошибка молодости», «плохой образ жизни», «бессмысленная трата времени и денег», «некое развлечение», «пафос-ная картиночка на теле, которая с возрастом тебе приестся и во взрослой жизни будет смотреться не очень» - сложно отнести к какой-либо другой группе.

Таким образом, в юношеской среде татуировки не воспринимаются как символ принадлежности к определенной субкультуре (таких ответов всего 0,5 %) или следование моде (таких ответов не было, а по данным ВЦИОМ 41 % опрошенных россиян считает именно так [23]). Эстетический смысл придают татуировкам 11,3 % опрошенных (ответы групп 7, 8 и 9) в отличие от 20 % россиян по данным ВЦИОМ [24]. Большинство респондентов (85,4 %) воспринимает тату как невербальный сигнал, отражающий личность его носителя (ответы групп 1-6).

На вопрос «Хотели ли Вы когда-нибудь нанести себе татуировку?» почти 60 % опрошенных ответили положительно. Это говорит о том, что татуаж завоевывает все больше сторонников в молодежной среде.

На вопросы «Есть ли татуировки у Ваших знакомых или друзей?» и «Как Вы к этому относитесь?» даны следующие ответы. 239 человек (69,6 % опрошенных) имеют татуированных друзей или знакомых. «Нейтрально» к этому относятся 54,8 % опрошенных, 37,6 % - «положительно» (15 % россиян по данным ВЦИОМ [25]) и 5 % - «отрицательно». 2,6 % респондентов дали такие ответы: «с непониманием, так как большинство это делает по причине мейнстрима, желания выделиться», «это персональное дело каждого», «каждый человек сам решает, что ему делать со своим телом».

Отношение опрошенных к татуировкам родителей выглядит так: 13,4 % респондентов сказали, что у их родителей есть татуировки. «Нейтрально» к этому относятся 56,5 % из них, 39,2 % -«положительно», 4,3 % - «отрицательно».

Вопросы блока 2 помогают раскрыть мотивы нанесения татуировок.

На вопрос «Есть ли у Вас татуировка?» утвердительно ответили 57 человек (16,6 %). Их мотивы представлены в таблице 1. Нетатуированных респондентов также просили отметить возможные мотивы нанесения татуировок. Полученные результаты тоже включены в таблицу 1.

Таблица 1 - Ответы на вопрос о мотивах нанесения татуировок

№ п/п Мотив Доля ответов респондентов, %

среди имеющих тату среди не имеющих тату

1 Хочу быть похожим на кого-то 11,2 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Привлечь внимание, выделиться среди окружающих 8,8 6,9

3 Татуировка выражает мои мысли, демонстрирует ценностные установки 20,7 19,5

4 Татуировка - это магический символ, оберег 4,8 5,9

5 Таким образом я хотел(а) показать, что я уже взрослый (взрослая) 6,4 2,3

6 Татуировка для меня - это память о значимых событиях, людях 16,0 15,4

7 Мое тело некрасивое, мне захотелось его украсить 1,2 15,4

8 Считаю, что татуировки выглядят красиво на коже 25,1 25,4

9 Хотел(а) скрыть дефект кожи 1,4 1,0

10 В косметических целях (тату бровей, губ) 4,1 4,9

11 Чтобы вступить в какую-либо субгруппу - без татуировки меня туда не приняли бы 0 0,7

12 Являюсь членом субкультуры и холел(а) бы подчеркнуть это 0 0,5

13 Иное 0,3 1,85

Как видно из результатов опроса, как у татуированных, так и у не имеющих татуировок ведущими (в том числе гипотетическими) смыслами нанесения рисунков являются:

- «самовыражение и самоидентификация» (суммарно мотивы 1-6), по этим причинам нанесли татуировку 67,9 % и могли бы сделать 50,25 % тех, у кого татуировок нет;

- «эстетический» (суммарно мотивы 7-10), по этим причинам нанесли татуировку 31,8 % и могли бы сделать 46,7 % нетатуированных респондентов.

Мотивы принадлежности к субкультуре отсутствовали у тех, кто имеет татуировки, и составляли всего лишь 1,2 % у не имеющих их.

В группу «иное» (0,3 % у татуированных и 1,85 % у не имеющих татуировок) мы включили отсутствие конкретной причины.

Ни один из опрошенных в качестве мотива для нанесения рисунка не указал повышение сексуальной привлекательности.

57,9 % (38 человек) татуированных указали, что нанесли тату с согласия родителей, остальные - без согласия. Один из респондентов ответил так: «Я объяснил маме, что я все равно сделаю, с ее согласия или нет, но я это уже решил. Мама подумала и согласилась, что пусть это будет в приличном месте и под ее контролем».

77,2 % (44 человека) татуированных жалели о том, что нанесли татуировку, остальные (13 человек) - нет.

196 человек (57,3 %) сказали, что у них нет татуировки и они не собираются ее наносить впервые. 91 человек (26,6 %) намерены сделать тату впервые, а 11,1 % опрошенных - повторно (66,6 % из тех, у кого уже есть тату). 17 человек (4,9 %) не собираются больше наносить татуировки.

На вопрос блока 3 «Относите ли Вы себя к представителям какой-либо субкультуры?» 10 человек (~3 %) ответили утвердительно, среди них не было ни одного татуированного.

Следует отметить, что в ходе исследования не было выявлено существенных отличий в ответах школьников и выпускников школ Москвы и Московской области и абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

По результатам проведенного исследования выявлено, что большинством опрошенных юношей и девушек в возрасте от 14 до 20 лет татуировка воспринимается как способ самовыражения, возможность показать отношение к чему-либо, представить окружающим свои ценности и установки.

Установлено, что основной смысл татуирования в юношеском возрасте - это возможность самоопределения и самоидентификации: привлечь внимание, выразить свои мысли, продемонстрировать ценностные установки и т. д.

Стоит отметить особую важность эстетической составляющей татуировки: привлекательность татуировки на коже, стремление украсить тело, скрыть дефекты кожи. Мы считаем, что популярность данного аспекта тату может быть связана с широким распространением татуажа в косметологии (коррекция губ, бровей, глаз).

Таким образом, выявлено, что основные мотивы нанесения татуировок способствуют конструированию идентичности юношей и девушек, осмыслению ими собственной личности. Полученные результаты, по нашему мнению, подтверждают гипотезу, что татуировка в современной

юношеской среде не воспринимается как знак принадлежности к какой-либо субгруппе или субкультуре. Она является выражением «Я», помогает самоопределению и самопознанию личности («второму рождению личности» по А.Н. Леонтьеву). Помимо указанного, татуировка помогает молодым людям привлечь к себе внимание («выделиться из толпы»), что соответствует их зачастую «нарочито демонстративной» манере поведения.

Представленные в литературе данные по вопросам мотивации нанесения татуировок получены при опросе небольших групп респондентов, как студентов различных вузов (жителей нескольких больших городов) [26], так и людей более старшего возраста [27]. Наше исследование отличается тем, что в нем принимали участие молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет из разных регионов страны - учащиеся старших классов, выпускники школ и абитуриенты вузов. Самоопределение для них является гораздо более важной задачей, чем для студентов, которые хотя бы с одной задачей самоопределения - выбором будущей профессии - уже справились. Количество респондентов в нашем исследовании (342 человека) позволяет считать, что выявленное смысловое наполнение татуировок является характерным для девушек и юношей в рассматриваемом возрасте.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основании анкетирования и опроса большой выборки девушек и юношей 14-20 лет:

- выявлены два основных смысловых наполнения татуировки в этом возрасте. Во-первых, это возможность представления своих ценностей миру, самоопределения и самопознания. Во-вторых, эстетический характер рисунка;

- установлено, что для молодежи в этом возрасте татуировки не означают принадлежность к какой-либо субкультуре.

Результаты данного исследования могут быть использованы при психологическом консультировании подростков, молодежи, родителей, в семейном консультировании, а также при разработке рекомендаций по проведению профессионального психологического отбора в вузы силовых структур страны.

Список источников:

1. Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. М., 2007. 216 с.

2. Там же. С. 11.

3. Там же. С. 74.

4. Schräder A.M. Branding the other/tattooing the self: Bodily inscription among convicts in Russia and the Soviet Union // Written on the body: The tattoo in European and American history / ed. by J. Caplan. Princeton, 2000. P. 174-192.

5. Фирсов С.Л. Николай II: Пленник самодержавия. М., 2017. 526 с.

6. Тимофеева А.М. Мотивация стремления у молодых людей иметь татуировку // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2014. № 10. С. 173-175.

7. История татуировки в Советском Союзе [Электронный ресурс] // Молодежный Интернет-сайт FURFUR. URL: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/168837-sovetskaya-tatuirovka (дата обращения: 19.08.2021).

8. Афанасьева Е.Г., Афанасьева Е.А. Татуировка как объект авторских прав, элемент внешности, средство самовыражения и результат выполнения работ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2016. № 3. С. 95-102.

9. Tattooos takeover: Three in ten americans have tattoos, and most don't stop at just one [Электронный ресурс] // The Harris Poll. URL: https://theharrispoll.com/ (дата обращения: 19.08.2021).

10. ВЦИОМ представляет данные опроса об отношении россиян к татуировкам [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/na-etu-i-na-tu-zachem-my-bem-tatu (дата обращения: 19.08.2021).

11. Медникова М.Б. Указ. соч. С. 119.

12. Там же.

13. Воробьева Е.С. Формирование мотивации к татуированию как механизм конструирования идентичности // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 41-47.

14. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб., 2004. 208 с.

15. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Показатели интеллекта и невербальной креативности при соответствии и несоответствии уровней самооценки и притязаний. Сообщение 1 // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 3. С. 30-45; Воробьева Е.С. Указ. соч.; Kertzman S., Kagan A., Hegedish O., Lapidus R., Weizman A. Do young women with tattoos have lower self-esteem and body image than their peers without tattoos? A non-verbal repertory grid technique approach // PLoS ONE. 2019. Vol. 14, iss. 1. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0206411; Pentina I., Spears N. Reasons behind body art adoption: What motivates young adults to acquire tattoos? // Journal of Customer Behaviour. 2011. Vol. 10, iss. 1. P. 73-94. https://doi.org/10.1362/147539211X570528.

16. Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности: автореф. дис. ... канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2013. 19 с.

17. Медникова М.Б. Указ. соч. С. 124.

18. Воробьева Е.С. Указ. соч.

19. Рыжаков А.А., Марова Е.А., Тюлюкина М.М. Татуировка в культуре современной молодежи // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск, 2019. С. 165-170.

20. Богданова А.А., Нуриев А.Н. Психологические основания изменения внешности девушек и юношей 17-19 лет // Известия Института педагогики и психологии образования. 2017. № 2. С. 58-67.

21. Ростовская С.Р. Эмоционально-личностные особенности сотрудников силовых структур с пограничными личностными расстройствами // European Social Science Journal. 2012. № 9-1 (25). С. 309-316.

22. Гуров В.А. Хронобиология. Возрастная периодизация [Электронный ресурс] // Universum: химия и биология: электронный научный журнал. 2018. № 4 (46). URL: http://7universum.com/ru/nature/archive/item/5703 (дата обращения: 19.08.2021).

23. ВЦИОМ представляет данные опроса...

24. Там же.

25. Там же.

26. Богданова А.А., Нуриев А.Н. Указ. соч.; Медникова М.Б. Указ. соч.; Рыжаков А.А., Марова Е.А., Тюлюкина М.М. Указ. соч.

27. Воробьева Е.С. Указ. соч.; Мельникова Л.А. Указ. соч.; Kertzman S., Kagan A., Hegedish O., Lapidus R., Weizman A. Op. cit.; Pentina I., Spears N. Op. cit.

Информация об авторах Д.И. Кубанцева - студентка 3-го курса, Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Шэньчжэнь, Китай.

C.Р. Ростовская - заместитель начальника отдела психологической работы управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=641325.

Information about the authors

D.I. Kubantseva - 3rd year student, Shenzhen MSU-BIT University, Shenzhen, China.

S.R. Rostovskaya - Deputy Head, Department of Psychological Work of the Personnel Management Office, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=641325.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.