Научная статья на тему 'ТАТУИРОВКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ТАТУИРОВКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1601
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАТУИРОВКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МОТИВЫ НАНЕСЕНИЯ ТАТУИРОВОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Елена Васильевна, Порываева Полина Сергеевна

В статье анализируется вопрос, касающийся татуировок, как исключительной отличительной особенности человека. Обозначено теоретическое и практическое знание и понимание информации сокрытой в «нательной живописи», которая зачастую раскрывает взгляды человека на жизнь, его принадлежность к той или иной социальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATTOO IN MODERN SOCIETY AND ITS FORENSIC SIGNIFICANCE

The article deals with the use of data on tattoos in order to investigate and solve crimes with ongoing transformation in the world of tattooing related to the social groups that apply it: the reasons for tattooing, the order of application, decoding and diagnosis of reduced or broken tattoos that individualize a person’s personality.

Текст научной работы на тему «ТАТУИРОВКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

УДК 343.985 : 343.982 ББК 67.52

© 2020 г. Прокофьева Елена Васильевна,

доцент кафедры криминалистической техники Учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России кандидат физико-математических наук.

Порываева Полина Сергеевна,

лаборант кафедры криминалистической техники Учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России.

ТАТУИРОВКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В статье анализируется вопрос, касающийся татуировок, как исключительной отличительной особенности человека. Обозначено теоретическое и практическое знание и понимание информации сокрытой в «нательной живописи», которая зачастую раскрывает взгляды человека на жизнь, его принадлежность к той или иной социальной группе.

Ключевые слова: татуировка, криминалистически значимая информация, криминалистическая диагностика, расследование, правоохранительные органы, мотивы нанесения татуировок.

Prokofeva Elena Vasilevna - Associate Professor, the Department of Criminal Investigation Technique, the Academic and Research Complex of the Forensic Activity, the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, PhD in Physics and Mathematics.

Poryvaeva Polina Sergeevna - Department Assistant, the Department of Criminal Investigation Technique, the Academic and Research Complex of the Forensic Activity, the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia.

TATTOO IN MODERN SOCIETY AND ITS FORENSIC SIGNIFICANCE

The article deals with the use of data on tattoos in order to investigate and solve crimes with ongoing transformation in the world of tattooing related to the social groups that apply it: the reasons for tattooing, the order of application, decoding and diagnosis of reduced or broken tattoos that individualize a person's personality.

Keywords: tattoo, forensic information, forensic diagnostics, investigation, law enforcement, reasons for tattoos.

В современном обществе татуировки получили большое распространение во всех социальных слоях населения. Сравнительно недавно татуировки в основном наносились в местах лишения свободы и носили название «наколки». Данная нательная символика использовалась как средство связи с внешним миром и как источник криминалистически значимой информации о ее носителе [1]. В настоящее время тюремные или уголовные татуировки изживают себя, что связано с тем, что меняются порядки и устои в местах заключения. Татуировка как особый вид искусства в местах лишения свободы утратила свою значимость. Так, исследования, проведенные криминалистами Ю.П. Дубягиным и О.П. Дубягиной во Владимирской тюрьме подтверждают: «...сейчас наколоть купола или крест может любой осужденный - даже тот, который только что попал в места заключения и не имеет особых заслуг перед кри-

минальным сообществом. И, напротив, заключенный из криминальной группы может вообще не иметь татуировок...» [2].

Сегодня татуировка социализировалась. Можно выделить множество типов татуировок, указывающих на социальные, нумерологические и другие признаки. Татуировки наносят и представители различных субкультур, политико-философских и религиозных воззрений. Молодежь все с большим энтузиазмом стремится покрыть свое тело татуировками, чтобы выделиться на общем фоне. В этой связи необходимо классифицировать татуировки. Вопрос о классификации весьма сложен. В настоящее время общепринятой классификации не существует, ее приходится создавать [2]. Классифицировать татуировки в своих работах пытались такие ученые: Ю.А. Алферов, А.Г. Бронников, Р.С. Белкин, Л.В. Винницкий, Г. Гросс, М.Н. Гер-нет, Я.М. Коган. Однако наиболее полной и

точной, на наш взгляд, является классификация А.Г. Бронникова [3].

Согласно ей, все татуировки подразделяются по: форме содержания; содержанию; месту расположения на поверхности тела человека; способу выполнения; степени воздействия: легко запоминающиеся - «броские» -и трудно запоминающиеся; размерам: крупномасштабные, малоформатные; количеству на теле: единичные и многочисленные; степени устойчивости; идентификационной значимости: пригодные для идентификации личности, непригодные для идентификации личности и пригодные для установления групповой принадлежности [2].

Также можно выделить и дополнительную классификацию по: происхождению: добровольные и нанесенные принудительно (против воли человека в местах лишения свободы); последовательности нанесения: первичные, повторные (они вносят изменения в уже сделанное тату) и дополнительные (эти татуировки не меняют содержание уже сделанной татуировки); месту нанесения татуировки: выполненные в тату-салонах, выполненные в «кустарных условиях» и выполненные с применением фотопечати; степени воздействия: скрытая (замаскированная), слабовидимая и видимая.

По нашему мнению, вышеописанную классификацию целесообразно дополнить градацией татуировок по принадлежности к субкультурам, политико-философским и религиозным воззрениям, так как дифференциация представителей этих групп является весьма актуальной в современном обществе, в том числе и в практике правоохранительной деятельности. Представители обозначенных социальных групп наносят на свое тело символы и знаки, отражающие их принадлежность к той или иной группе, что может быть криминалистически значимой информацией в расследовании и раскрытии преступлений различного характера с причастностью или участием этих лиц для их отождествления личности.

В сводках правоохранительных органов чаще всего фигурируют скинхеды и религиозные фанатики - сатанисты - как субъекты, совершившие преступление.

Так, например, Мосгорсуд вынес обвинительный приговор 13 скинхедам (половина из которых были несовершеннолетними, а организатору на тот момент было 17 лет), убив-

шим якутского шахматиста и двух дворников. В октябре 2008 года скинхеды прошли «кровавым маршем» по югу столицы, вооруженные битами и ножами, они совершили несколько убийств и разбойных нападений на людей неславянской внешности. Подозреваемых в жестокой расправе над людьми по идеологическим мотивами удалось опознать по татуировкам [10].

Тульский областной суд под председательством судьи Санникова В.Р., в 1999 г. вынес обвинительный приговор по громкому уголовному делу - группировке сатанистов, совершивших ритуальные убийства. На счету сектантов было два убийства, совершенных с особой жестокостью, на религиозной почве. Задержать преступников помогли свидетели, которые сначала сообщили в правоохранительные органы о перевернутой пентаграмме, начерченной на заборе кровью, а потом о молодом человека с такой же татуировкой на шее.

Представители субкультуры готов все чаще становились и становятся жертвами преступлений, однако также встречаются в сводках органов внутренних дел по мелким преступлениям и административным правонарушениям.

Проанализировав научные труды Ю.А. Алферова, Л.В. Винницкого, ЯМ. Когана и др., судебную практику, а также практику работы тату-салонов по г. Волгограду, г. Волжскому и г. Санкт-Петербургу, мы определили основные виды и локализацию татуировок по выделенным нами группам.

В качестве примера мы рассмотрели субкультуру готов. Эта субкультура достаточно разнообразна, однако для всех ее представителей в той или иной степени характерны специфически мрачный образ, интерес к готической музыке, мистике, «черному юмору», фильмам ужасов и литературе. Субкультура представлена людьми в возрасте от 14 до 45 лет. Многие из готических татуировок основаны на мире «фэнтези», а некоторые являются мистическими знаками и символами, как, например, египетский крест с петлей «Анк», пентаграмма и рунические символы. Чаще всего готические татуировки наносятся на руки, ноги, плечи и спину.

Для наглядности изучения татуировок политико-философских групп мы рассмотрели движение скинхедов. Скинхеды - собирательное название представителей молодежной

субкультуры, а также нескольких ее ответвлений. В 1990-х среди них преобладали подростки 14-18 лет из неблагополучных семей, во второй половине десятилетия - это студенты, представители среднего класса, потерявшие работу в связи с либеральными реформами. Различают три основных ответвления данной политико-философской группы: классические скинхеды, наци-скинхеды и «красные» скинхеды (антифа, рэдскинс). Идеология первой группы - противостояние простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. У наци-скинхедов главная идея заключается в превосходстве «белой расы» и очистке страны от чужеродных элементов, продвигают идеи нацизма. И наконец, сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды - коммунизм, классовую борьбу и т. д. [11].

Представители политико-философской группы скинхедов, как правило, наносят свастику и различные кресты (кельтские, славянские), надписи пропагандистского или оскорбительного характера, а также ультраправые лозунги на руки и ноги. Также часто встречаются изображения самих скинхедов в различных позах; надписи - «Skinhead», «White Power», «National Front» и т. д.; цифры, например, «88», «14/88», «18» и т. п. Татуировки скинхедов, фото которых есть в открытом доступе, могут изображать знаменитую обувь представителей этой субкультуры - «гриндеры» (ботинки Grinders). Но мало кто знает, что по цвету шнурков можно определить, к какому именно направлению скинхедов принадлежит человек [5]. Татуировки обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под одеждой на улице, поскольку по ним легко можно обнаружить сторонника движения. Необходимо отметить, что символы свастики и кельтских крестов в соответствии со ст. 282 УК РФ и ст. 20.3 КоАП РФ являются запрещенной символикой, так как их нанесение и демонстрация ведет к пропаганде нацизма и организаций экстремистской направленности [5, 6, 13].

По религиозным воззрениям, как пример, интересно движение сатанистов, мировоззрение которых заключается в представлениях и верованиях, оформившихся как протест против господствующего положения христианства, в котором образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Религиозные

группы сатанистов преимущественно наносят себе татуировки в виде перевернутой пентаграммы, шестиконечной звезды Давида, креста Нерона, а также число зверя 666 и т. д.

Решение задач установления личности человека, совершившего преступное деяние (экстремистской направленности) или же пропавшего без вести по аналогичным причинам, его особые приметы, к которым относится и татуировка, - наиболее значимые и содержательные среди других признаков внешности человека. С помощью криминалистического исследования содержания татуировок можно получить определенную информацию о свойствах личности ее носителя, что в полной мере позволит упростить розыск и идентификацию устанавливаемого лица, определив, например, его политико-философские взгляды, и тем самым сузив круг его общения и подозреваемых лиц [3]. Большое значение эта информация приобретает при выборе правильной тактики расследования с помощью прогнозирования возможного поведения лица при выполнении следственных действий [4].

Очевидно, татуировка, в отличие от иных особых примет, представляет собой источник большого объема криминалистически значимой информации, что реализует возможность получения сведений не только о физических свойствах лица (признаках его внешности и их особенностях), но и о биологических и социальных свойствах личности носителя татуировки (преступника/подозреваемого, безвести пропавшего или неопознанного лица и т. п.). В работе [8] приводятся доводы о том, что наличие такой информации о личности преступника имеет большое практическое значение для расследования преступлений, выдвижения соответствующих версий, профилактической деятельности и реализации одной из основных задач уголовного наказания - исправление и перевоспитание осужденных.

Каждый человек по своей природе уникален с рождения, но несмотря на это, люди разными способами пытаются продемонстрировать свою неповторимость всем, кто его окружает. Татуировка всегда являлась способом самовыражения. В нательные изображения зачастую вкладывается определенный смысл, как на вербальном, так и на невербальном уровне [7].

Татуировка передает окружающим на вербальном уровне следующую информацию:

1) социальные установки (татуировки демон-стративно-протестные, агрессивно-угрожающие, сексуальных девиаций и извращений, наркотической или алкогольной зависимости;

2) ценностные ориентации (татуировки религиозные, декоративно-украшающие, гедонистические); 3) отражающие статус в местах заключения; 4) свидетельствующие о каком-либо важном событии в жизни человека (служба в армии, рождение ребенка, день свадьбы) [1, 3].

Татуировки, как известно, относятся к знаковой символике, свидетельствующей о про-тестной, девиантной, аддиктивной форме поведения личности [1, 8, 9]. Мы попытались дать оценку мотивации людей, наносящих на свое тело татуировки, и определить их смысл и значение для правоохранительных органов.

По нашему мнению, можно выделить следующие мотивы нанесения татуировок:

1. Татуирование как дань моде. На сегодняшний день - это самый распространенный мотив нанесения татуировки. Люди, как правило, наносят на свое тело такие татуировки, которые их связывают с определенным кругом лиц, как бы отождествляя себя с ними. Такие татуировки выражают не желание выделиться из толпы, а наоборот, принадлежность определенному сообществу, раскрепощенность и уверенность в себе.

2. Татуирование как способ самовыражения. По нашему мнению, это следующий по значимости мотив нанесения татуировок. Самовыражение как психологическое явление присуще человеку в любом возрасте, в любой социальной группе. Каждый человек желает подчеркнуть свою индивидуальность и независимость. В смысл таких нательных рисунков человек вкладывает свои нереализованные амбиции, черты характера, которые ему хотелось бы иметь. Также через татуировку компенсируются физические недостатки, например, человек небольшого роста, худощавого телосложения набивает себе татуировку тигра.

3. Татуирование на память. Данный мотив также достаточно часто движет индивидами, желающими нанести на свое тело татуировки. Люди наносят изображения, связанные с самыми яркими и незабываемыми моментами своей жизни в виде дат, имен и портретов близких людей, а также кумиров или людей, которые им дороги.

4. Татуирование как способ скрыть недостатки. Нередки случаи, когда у человека вследствие каких-либо причин (ожоги, шрамы) присутствуют недостатки кожных покровов, которые ему доставляют дискомфорт. Одним из самых доступных и эффективных способов устранения недостатков подобного характера является нанесение татуировки поверх поврежденного места на теле, хорошо подобранный рисунок может скрыть шрам или ожог любого размера и в последующем избавить от дискомфорта и чувства неуверенности в себе ее носителя [10].

Установим, почему в системе правоохранительных органов необходимо понимать мотивы нанесения татуировок и их смысловое значение, определим конкретные способы реализации данной информации. Подобные знания важны, например, при проведении мероприятий профессионального отбора в органы внутренних дел, а также организации служебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников к действиям в особых условиях [3]. Понятное невербальное содержание татуировок позволит уже на этапе профессионального отбора по «нательной живописи» установить определенные свойства личности, что поможет специалистам, осуществляющим профессиональный отбор, определить функциональные возможности рассматриваемого сотрудника. Например, татуировки в виде «свастики» и различных крестов (кельтских, славянских) будут характеризовать ее носителя с крайне негативной стороны, говорить о его агрессивных политических взглядах, неспособности к подчинению и т. п.

С другой стороны, знание и понимание смыслового значения тату у подозреваемых/ обвиняемых в рамках расследования уголовных дел позволит в достаточной степени дать оценку состоятельности факторов, влияющих на ход расследования.

В современных условиях, когда встречается множество разнообразных по виду и значению татуировок - перебитых и сведенных, возрастает роль умения сотрудников правоохранительных органов правильно определить первостепенный смысл, содержание татуировок, чтобы правильно определить тактику проведения следственных действий [1, 11].

С криминалистической точки зрения [4] татуировка является особой приметой отождествления лица, совершившего преступле-

судебно-экспертная деятельность

никли достаточно глубоко. Лазерный метод на сегодняшний день один из самых действенных и безопасных [5, 7]. С криминалистической точки зрения [4], шрамы и дефекты от сведенных татуировок становятся важным индивидуализирующим признаком в установлении личности конкретного человека в рамках раскрытия и расследования преступлений.

Люди в большинстве своем перебивают татуировки по различным причинам, связанным с изменениями в их мировосприятии, мироощущении и мировоззрении. Информация, которая кроется в причинах перебития татуировок, может быть весьма полезной в установлении некоторых фактов в ходе расследования преступления.

По нашему мнению, в современном обществе можно выявить два основных аспекта перебития татуировок: физический и психологический (см. рис. 1).

Анализ практики работы тату-салонов по г. Волгограду и г. Волжскому показал, что сведения, полученные в результате опроса 50 респондентов (девушек и юношей возрастной категории 18-25 лет), показывают, что существует три основных способа перебития

ние (или без вести пропавшего). Однако информацию, которую несет в себе татуировка, легко можно исказить или изменить. Существует несколько способов реализации данного желания или потребностей людей - это перебитие и сведение (удаление) татуировок. При нанесении татуировки иглы прокалывают кожу на расстоянии приблизительно 3 мм от поверхности. По этой причине вывести татуировку очень сложно, а иногда и невозможно без образования косметического дефекта. В этом случае единственным вариантом достижения желаемого результата становится перебитие татуировки [5, 12]. Согласно статистическим данным, 50 % людей, которые нанесли на свое тело татуировки, предпринимают меры по ее удалению или пере-битию в течение 10 лет.

Удаление татуировок проводится несколькими методами: механическим, сочетанием механического и химического методов и лазерным. Механический способ - действенный, но в то же время самый травмирующий, гарантированно оставляет шрамы. Сочетание механического и химического методов отличается тем, что после его применения слабый рисунок все же останется, если чернила про-

Рис. 1. Цели перебития татуировок

Рис. 2. Способы перебития татуировок

татуировки: дополнение, перекрытие (cover up) и обновление (см. рис. 2).

Решение идентификационных задач по отождествлению личности человека, совершившего преступление или без вести пропавшего, его особые приметы, к которым относятся и татуировки - наиболее ценные и информативные среди других признаков внешности, особенно сведения о сведенных и перебитых татуировках, индивидуализирующих конкретного человека [8]. После перебития татуировок в зависимости от способа на месте обновленной татуировки можно наблюдать такие индивидуализирующие ее носителя признаки, как потемнение красителя в местах перебития (изменение контраста), изменение цвета татуировки в местах перекрытия, искажение линий перекрытия, шрамы и т. п.

Резюмирую все вышесказанное, необходимо отметить, что мотивы нанесения и смысловое значение татуировок, а также их правильная расшифровка в совокупности с дру-

гими факторами влияет на верное определение сильных и слабых сторон личности (преступника/подозреваемого), ее эмоциональное и психическое состояние и, как следствие, дает возможность выстроить правильную тактику расследования того или иного уголовного дела. Знания в этой области важны также для осуществления мероприятий по розыску подозреваемых/обвиняемых в совершении преступления или же без вести пропавших, так как татуировка является особой приметой и броским признаком личности человека [9]. Грамотное применение сотрудниками правоохранительных органов информации, которая в определенной степени характеризует личность преступника и ее свойства, может помочь также спрогнозировать будущее поведение этого лица в определенной ситуации - при выполнении конкретного следственного действия и предварительного следствия в целом, отбывания наказания в местах лишения свободы и после освобождения.

Литература

1. URL: http://lybs.ru/index-5993.htm.

2. Биленчук П.Д., Гель А.П., Салтевсь-кий М.В., Комаров Г.С. Криминалистика (криминалистическая техника): курс лекций. М., 2001.

Bibliography

1. URL: http://lybs.ru/index-5993.htm.

2. Bilenchuk P.D., Gel A.P., Saltevskiy M.V., Komarov G.S. Criminalistics (forensic technology): course of lectures, M., 2001.

3. URL: https://www.b17.ru/article/tatuirovka_ kak_ peredacha_na_neverbalnom/.

4. URL: http://tattook.ru/voennye.html.

5. Кодекс об административных правонарушениях РФ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Непомнящий С.В., Медведев В.И., Ястребов А.В. Организация служебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях // ВЕСТНИК Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29).

7. URL: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3 5 58-o-tatuirovkah-s-medicinskoj -tochki-zrenija.php.

8. Пилявец В.В., Шарун В.В. Научно-практическое пособие. Калининград, 2006.

9. URL: https://studfiles.net/preview/4000455/.

10. URL: http://mos-gorsud.ru /search.

11. URL: http://otatuirovkah.ru/tatuirovki-skin-hedov/.

12. URL: http://novayagazeta-ug.ru/news/u4933/ 2014/11/08/89203.

13. Уголовный кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».

3. URL: https://www.b17.ru/article/tatuirovka_ kak_ peredacha_na_neverbalnom/.

4. URL: http://tattook.ru/voennye.html.

5. Code of administrative offenses of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

6. Nepomnyashchy S.V., Medvedev V.I., Yas-trebov A.V. Organization of service-combat and operational training of employees of internal Affairs bodies to actions in special conditions // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2014. № 2 (29).

7. URL: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3 5 58-o-tatuirovkah-s-medicinskoj -tochki-zrenija.php.

8. Pilyavets V.V., Sharun V.V. Scientific and practical guide. Kaliningrad, 2006.

9. URL: https://studfiles.net/preview/4000455/.

10. URL: http://mos-gorsud.ru /search.

11. URL: http://otatuirovkah.ru/tatuirovki-skin-hedov/.

12. URL: http://novayagazeta-ug.ru/news/u4933/ 2014/11/08/89203.

13. Criminal Code of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.