Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЧАСТЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симоненко Ю.В.

Целью статьи является описание исследования на выявление взаимосвязи самооценки, мотивации, самоактуализации личности и удовлетворëнности жизнью у юношей и девушек. Проведён сравнительный анализ и метод ранговой корреляции. В результате проведенного психодиагностического исследования испытуемые были разделены на группы в соответствии с их полом. Преведëн качественный анализ результатов. Отмечено, что как у юношей, так и у девушек превалирует средний уровень самооценки. Было выявлено, что в выборке присутствуют молодые люди с неопределённым уровнем доминирующей мотивации. Почти у всех мужчин и женщин был выявлен средний уровень выраженности самоактуализации. Как показало исследование, в группе выборки девушек средний балл индекса жизненной удовлетворённости составляет 32,4 балл. В группе юношей - средний балл 28. Был сделан вывод, что различия уровня самооценки, мотивации, самоактуализации, удовлетворенности жизнью у юношей и девушек статистически значимы. Выявлено, что имеется положительная корреляционная связь показателей самооценки и самоактуализации с уровнем удовлетворенности жизнью. По показателю мотивации достижения успеха корреляционной связи не обнаружено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симоненко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

Ю.В. Симоненко

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, МОТИВАЦИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Целью статьи является описание исследования на выявление взаимосвязи самооценки, мотивации, самоактуализации личности и удовлетворённости жизнью у юношей и девушек. Проведён сравнительный анализ и метод ранговой корреляции. В результате проведенного психодиагностического исследования испытуемые были разделены на группы в соответствии с их полом. Преведён качественный анализ результатов. Отмечено, что как у юношей, так и у девушек превалирует средний уровень самооценки. Было выявлено, что в выборке присутствуют молодые люди с неопределённым уровнем доминирующей мотивации. Почти у всех мужчин и женщин был выявлен средний уровень выраженности самоактуализации. Как показало исследование, в группе выборки девушек средний балл индекса жизненной удовлетворённости составляет 32,4 балл. В группе юношей - средний балл 28. Был сделан вывод, что различия уровня самооценки, мотивации, самоактуализации, удовлетворенности жизнью у юношей и девушек статистически значимы. Выявлено, что имеется положительная корреляционная связь показателей самооценки и самоактуализации с уровнем удовлетворенности жизнью. По показателю мотивации достижения успеха корреляционной связи не обнаружено.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, счастье, субъективное благосостояние.

Самооценка человека представляется значительным регулятором поведения человека. От самооценки человека во многом зависят его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, степени мотивации и самоактуализации личности, а также удовлетворённостью жизни. Тем самым самооценка воздействует на эффективность деятельности личности и дальнейшую социализацию его личности. Кроме того, данной темой интересовались выдающиеся ученые в данной сфере (К. Левин, К. Роджерс, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, Л. Божович и др.) [2].

Главная потребность человека, согласно гуманистической концепции личности, - это самоактуализация, тяга к самосовершенствованию и демонстрация самого себя. Самоактуализация активизируется в отношении тех черт, параметров и свойств человека, которые целесообразно и морально приемлемы и поддерживаются в обществе. По мнению Роджерса, самоактуализация является атрибутом самого существования личности [3].

Создателем концепции самоактуализации личности является А. В психологии и педагогике концепцию самоактуализации развивают Е. Андриенко, А. Асмолов, И. Витин, Е. Исаев, П. Пидкасистый, В. Сло-бодчиков, Л. Фридман и др.

Мотивация достижения успеха исследовалась многими исследователями как отечественными (М. Кондратьева, В. Кручинин, М. Матюхина, и др.), так и зарубежными (Д. Аткинсон, Г. Мюррей и др. Они говорят о том, что мотив имеется высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия личности с окружающей средой. Комплекс мотивов обусловливается как мотивация [1].

Удовлетворённость жизнью выступает в качестве главнейшего внутреннего фактора человека, устанавливающего и его общественную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности [4].

В исследовании примяли участие 40 испытуемых в возрасте 18-28 лет, среди них 20 юношей (средний возраст 23 года) и 20 девушек (средний возраст 23 года).

В исследовании использован метод описательной статистики, сравнительный анализ, корреляуион-ный анализ.

© Ю.В. Симоненко, 2023.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

Диагностическая часть исследования осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучался уровень самооценки при помощи методики Дембо-Рубинштейн.

На основании количественного анализа полученных данных, была составлена сводная диаграмма общих результатов (рисунок 1), данные в ней представлены в количественном соотношении.

150 140 130 120 110

Средний балл

Юноши

Девушки

Рис. 1. Средний балл уровня самооценки у юношей и девушек

Анализируя полученные результаты можно отметить, что как у юношей, так и у девушек превалирует средний уровень самооценки. Им свойственно реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Однако, у девушек самооценка оказалась несколько выше, чем у юношей, но лишь незначительно, и не достигла уровня завышенной самооценки.

На втором этапе исследования изучался уровень мотивации к успеху при помощи методики диагностики мотивации достижения (А.Мехрабиан). Полученные результаты были обработаны и сведены к средним показателям (рисунок 2).

Средний балл

66 64 62 60 58 56 54

Юноши Девушки

Рис. 2. Средний балл мотивации достижения у юношей и девушек

Анализируя полученные результаты можно говорить о том, что в выборке присутствуют молодые люди с неопределённым уровнем доминирующей мотивации. При этом, у юношей показатели более высокие, чем у девушек. Таким образом, юношей можно характеризовать общим, более положительным отношением к себе.

Третий этап исследования был посвящен изучению уровня самоактуализации при помощи теста уровня самоактуализации личности САМОАЛ. После обработки результатов данные были сведены в сравнительную таблицу (рисунок 3).

34 32 30 28 26 24

Средний балл

Юноши Девушки

Рис. 3. Средний балл уровня самоактуализации у юношей и девушек

Качественный анализ результатов позволил сделать следующие выводы:

Почти у всех мужчин и женщин был выявлен средний уровень выраженности самоактуализации, что интерпретируется как статистическая норма. В то же время, исходя из полученных нами данных, у девушек уровень самоактуализации выше, чем у юношей. Что может указывать на то, что девушки более уверенны в себе, имеют вполне ясные жизненные цели, у них развита потребность в саморазвитии и самореализации.

Выявленные уровни самоактуализации в этих выборках статистически имеют существенные различия. Можно отметить, что чем выше показатели респондентов по методикам, измеряющим самооценку, тем выше уровень их самоактуализации.

Далее был изучен Индекс общей жизненной удовлетворённости.

65

60 55 50

Средний балл

Юноши Девушки

Рис. 4. Средний балл уровня индекса жизненной удовлетворенности у юношей и девушек

Как показало исследование, в группе выборки девушек средний балл индекса жизненной удовлетворённости составляет 32,4 балл. В группе юношей - средний балл 28. Таким образом, девушки показывают более высокие показатели жизненной удовлетворенности, чем юноши.

В результате проведенного психодиагностического исследования испытуемые были разделены на группы в соответствии с их полом, т.к. этот параметр биологически детерминирован и стабилен в течение всей жизни индивида. Далее был проведён сравнительный анализ при помощи и-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа самооценки, мотивации и самоактуализации у юношей и девушек

Показатели Сумма рангов Сумма рангов иэмп р

Юноши Девушки

Самооценка 346 474 136 0,05

Мотивация 296,5 523,5 86,5 0,01

Самоактуализация 306,5 513,5 96,5 0,01

ИЖУ 289,5 530,5 79,5 0,01

Исходя из вышеуказанного, мы можем сделать вывод, что различия уровня самооценки, мотивации, самоактуализации, удовлетворенности жизнью у юношей и девушек статистически значимы. Уровень самооценки у юношей ниже, чем у девушек, что подтверждает результаты по методике изучения самооценки (Т.Дембо-С.Рубинштейн) и соотносится с данными ранее выявленных результатов в работе С.М.Петровой, которая выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши, а также в работе Т.Н.Курбатовой и Я.В.Куус, которые выявили, что русские женщины оценивают себя выше, чем мужчины.

По показателю самооценка данные находятся в зоне неопределенности.

Из чего мы можем сделать вывод, что существуют значительные различия в самоактуализации, ИЖУ, мотивации избегания неудач у юношей и девушек.

Таким образом, на данной выборке нами были обнаружены значимые различия по мотивации достижения, самоактуализации личности юношей и девушек. Мы предполагаем, что данные различия не случайны, и объясняются тем, что уровень данного параметра связан с биологически обусловленным полом.

Далее определим корреляционную связь между уровнями самооценки, мотивации, самоактуализации, и уровнем удовлетворенности жизнью.

Корреляционный анализ проводится по всей выборке

Результаты расчета показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа_

Показатели г эмп Р

Самооценка и ИЖУ 0,7 0,01

Мотивация и ИЖУ -0,087 -

Самоактуализайия и ИЖУ 0,463 0,01

На основе расчет выявлено, что имеется положительная корреляционная связь показателей самооценки и самоактуализации с уровнем удовлетворенности жизнью.

По показателю мотивации достижения успеха корреляционной связи не обнаружено.

Это означает что положительное отношение к себе и своим достоинствам, возможность самоактуализироваться в разных областях способствует повышению удовлетворенности жизнью.

Таким образом, можно говорить о том, что имеются значимые различия по мотивации достижения, самоактуализации личности юношей и девушек. Вторая часть гипотезы подтвердилась частично существует взаимосвязь самооценки и самоактуализации личности на удовлетворённость жизнью у юношей и девушек.

Библиографический список:

1. Дружинин, В. И. Экспериментальная психология / В.И. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016.

2. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета : научный журнал / Ред. А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов. - 2011. - №№ 1 январь-март 2011. - (Серия 14. Психология).

3. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов- на- Дону : Феникс, 2016.

4. Subjective well-being: Three decades of progress. Diener, Ed; Suh, Eunkook M.; Lucas, Richard E.; Smith, Heidi L. Psychological Bulletin, Vol 125(2), Mar 1999.

СИМОНЕНКО ЮЛИАНА ВЛАДИСЛАВОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.