Научная статья на тему 'Взаимосвязь самоотношения беременной женщины с образом будущего ребенка'

Взаимосвязь самоотношения беременной женщины с образом будущего ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
834
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / САМОООТНОШЕНИЕ / ТИП ОТНОШЕНИЯ К БЕРЕМЕННОСТИ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коломенская Виктория Викторовна, Таран Ирина Ивановна, Скляр Наталья Александровна

В статье представлены результаты исследования особенностей отношения беременных женщин к себе и будущему ребенку. Описаны выявленные взаимосвязи компонентов самосознания женщин ожидающих ребенка с составляющими образа их будущего малыша. Полученные данные определяют основные направления психологической работы с беременными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коломенская Виктория Викторовна, Таран Ирина Ивановна, Скляр Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the empirical studies’ results of the pregnant women’s attitude to herself and the future baby. There is a description of relations between the components of self-awareness of women expecting the child and elements of the image of their future baby. The findings determine the main directions of psychological work with pregnant women.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самоотношения беременной женщины с образом будущего ребенка»

9. 2000 Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National (2000), Quality Program, National Institute of Standards and Technology, Р.38.

Контактная информация: cpkkirinova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2016

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ С ОБРАЗОМ

БУДУЩЕГО РЕБЕНКА

Виктория Викторовна Коломенская, кандидат психологических наук, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Александровна Скляр, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),

г. Великие Луки

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей отношения беременных женщин к себе и будущему ребенку. Описаны выявленные взаимосвязи компонентов самосознания женщин ожидающих ребенка с составляющими образа их будущего малыша. Полученные данные определяют основные направления психологической работы с беременными.

Ключевые слова: беременность, самооотношение, тип отношения к беременности, образ будущего ребенка.

CORRELATION BETWEEN PREGNANT WOMAN'S SELF-EVALUATION AND THE IMAGE OF A FUTURE CHILD

Victoria Viktorovna Kolomenskaya, the candidate of psychological sciences, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Sklyar, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki

Annotation

The article presents the empirical studies' results of the pregnant women's attitude to herself and the future baby. There is a description of relations between the components of self-awareness of women expecting the child and elements of the image of their future baby. The findings determine the main directions of psychological work with pregnant women.

Keywords: pregnancy, self-evaluation, type of attitude to pregnancy, image of a future child.

ВВЕДЕНИЕ

Жизненный путь человека начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Значение этого периода невозможно переоценить. Исследователи генома человека опубликовали сенсационные данные о том, что лишь 1/3 всех качеств и особенностей человека как физиологических, так и психологических обусловлены генетическими программами, 1/3 формируется в период внутриутробной жизни, и только 1/3 это то, что воспитывается и складывается в течение всей последующей жизни. Таким образом, значение периода внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в течение многих лет жизни после родов [3].

Беременность это этап когда многие процессы в психике женщины меняются. Женщина по-другому начинает относиться к себе, она представляет, каким будет ее будущий малыш. Эмоциональное и физическое самочувствие женщины, ожидающей ребенка, воздействует на течение беременности и родов, состояние плода и развитие малыша в будущем [2].

Ученые отмечают, что формирование образа будущего ребенка у женщины наступает задолго до наступления первой беременности и длится на протяжении всего периода

ожидания дитя [1].

МЕТОДИКА

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи особенностей образа будущего ребёнка с компонентами самоотношения беременной женщины.

Мы предположили, что представление беременной женщины о своём будущем ребёнке, определяемое типом гестационной доминанты, эмоциональным отношением к ближайшему окружению и себе, зависит от особенностей структуры её самоотношения.

Для изучения отношения беременных к самим себе использовалась методика исследования самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Определение особенностей образа будущего ребенка проводилось с помощью опросника «Психологическая диагностика гестоза» (О.В. Лысенко, С.Н. Занько), проективной арт-терапевтической методики «Мой ребенок - мой цветок» (Н.А. Миронова) и методики «Незаконченные предложения» (тест Сакса Леви).

Эксперимент проходил на базе МУЗ «Женская консультация» г. Великие Луки. В эксперименте приняли участие 40 женщин, находящихся на 2-м триместре беременности. Данный срок беременности был выбран не случайно. Он является наиболее благоприятным, так как именно в этот период женщина начинает ощущать своего будущего малыша, появляются первые шевеления плода, и беременные чувствуют, как внутри них развивается новая жизнь.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Изучение самоотношения беременных показало нам, что большинство женщин ожидающих ребенка имеют хорошее отношение к себе, обладают самоуверенностью и имеют адекватную самооценку. Но есть женщины, у которых диагностируется самодовольство, но при этом закрытость, неуверенность в себе и своих силах.

Так по шкале «внутренняя честность» было выявлено 15% беременных, имеющих высокий уровень, это означает, что им характерна закрытость, нежелание или неспособность рассказать о себе.

У 25% исследуемых наблюдается высокий уровень по шкале «самоуверенность». Для таких женщин характерно высокое самомнение.

Анализ показателей шкалы «внутренняя конфликтность» показал, что у 10% женщин имеют высокий уровень данного показателя, что означает наличие внутренних конфликтов, несогласия с собой. У 50% проявился низкий уровень «внутренней конфликтности», что означает отрицание ими проблем, наличие закрытости.

По шкале «самообвинение» у 20% беременных имеют высокий уровень, они готовы обвинять себя во всех неудачах. У 40% женщин ожидающих ребенка наблюдаются негативные эмоции в свой адрес.

Изучение отношения к беременности показало, что у большинства женщин ожидающих ребенка (у 70%) преобладает оптимальный тип. Для беременных с данным типом характерно ответственное отношение к беременности. У 40% женщин наблюдается эйфорический тип. Такими женщинами декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются.

Депрессивный и гипогестогнозический типы проявились в незначительной степени и как доминирующие не выделяются.

С целью изучения эмоционального отношения к будущему ребенку была проведена проективная арт-терапевтическая методика «Мой ребенок - мой цветок».

Диагностическое обследование показало, что 70% женщин принимают свою беременность и будущего ребенка. В их рисунках присутствовали: яркие радужные цвета, такие цветы как ромашки, цветы с развернутым соцветием. У 30% женщин наблюдается непринятие будущего ребенка, связанное с появлением тревоги. Это проявлялось в ри-

сунках в чрезмерных штриховках, преобладание темного цвета. Положительные эмоции к будущему ребенку продемонстрировали 90% беременных. Об этом свидетельствовали: адекватный размер рисунка, использование ярких красок, цветы с открытым соцветием. В ходе беседы, такие женщины высказывались о беременности и будущем ребенке с положительными эмоциями. Негативное отношение к будущему ребёнку диагностировалось у 10% обследуемых беременных, что проявилось в рисунках больших размеров, акцентировании отдельных частей цветка, наличие шипов.

Исследование отношения беременной женщины к ребенку, к собственной матери как первообразу себя в будущем и к мужу проводилось с помощью методики «Незаконченные предложения».

70% беременных женщин имеют хорошее отношение к себе. 25% женщин недостаточно уверены в своих силах, у них возникают сомнения и тревоги. Плохо относятся к себе 5% женщин. Это женщины с низкой самооценкой, они относятся к себе критично, обвиняя себя во всем.

95% беременных хорошо относятся к будущему ребенку, он вызывает у них положительные эмоции, такие как радость, счастье и любовь. Такого ребенка ждут, он уже любим и желанен. Недостаточно хорошее отношение к будущему ребенку проявилось у 5% опрошенных.

У 5% испытуемых выявлено плохое отношение к мужу, это может быть связано с семейной ситуацией и личными отношениями. Плохое отношение к мужу порождает семейные конфликты и приводит к распаду семьи, а самое главное может перейти и на ребенка. 35% женщин недостаточно хорошо относятся к своему мужу, что может быть вызвано недостатком внимания с его стороны. В целом, большинство женщин (65%) относятся к своему мужу хорошо. Они любят мужа и желают родить от него ребенка.

Исследование выявило, что 5% женщин имеют плохое отношение к матери. Это могло быть вызвано недостатком родительской любви. В будущем это может проявиться в эмоционально холодном отношении к ребенку. 25% женщин недостаточно хорошо относятся к матери, возможно, из-за нарушенных в прошлом у них самих детско-родительских отношений. Хорошо относятся к матери 70% беременных. Они считают мать самым честным, добрым человеком, своим другом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью выявления взаимосвязи показателей самоотношения женщин с компонентами образа будущего ребенка был проведен корреляционный анализ Спирмена.

Корреляционный анализ выявил, что депрессивный тип отношения к беременности отрицательно взаимосвязан с внутренней честностью (г = -0,650), самоценностью (г = -0,484) и самоуверенностью (г = -0,571). Это означает, что женщины, с депрессивным типом отношения имеют низкую внутреннюю честность, они не удовлетворены собой и своими возможностями, сомневаются в ценности своей личности. Также, депрессивный тип имеет прямую связь с самопринятием (г = 0,583 при p<0,01), то есть чем более проявляется депрессивный тип, связанный со страхами, тем больше женщина принимает себя со своими недостатками, и не пытается что-то изменить.

Хорошее отношение к себе оказалось положительно взаимосвязано с самоуверенностью беременной (г = 0,459 при p<0,05), то есть, чем лучше женщина относится к себе, тем более она уверена и спокойна.

Недостаточно хорошее отношение к себе имеет обратную связь с самоуверенностью (г = -0,475) и с самоценностью (г = -0,458). Это означает, что беременные, которые недостаточно хорошо относятся к себе, проявляют неуверенность и не ценят себя, занижая свои способности, они потеряли интерес к своему внутреннему миру. Также недостаточно хорошее отношение к себе напрямую связано с внутренней конфликтностью (г = 0,652 при p<0,01), чем хуже беременные относятся к себе, тем более выражены внут-

ренние конфликты, сомнения, несогласия с собой.

Недостаточно хорошее отношение к мужу имеет обратную связь с самоценностью (r = -0,463), чем более будет выражено недостаточно хорошее отношение к мужу, тем более будет выражена потеря интереса к собственной личности, что не может негативно не сказаться и на отношении к ребенку.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование показало, что отношение беременной женщины к самой себе в период ожидания ребенка определяет особенности отношения к беременности, к себе и мужу в данный момент. Полученные результаты исследования могут являться основаниями для разработки в последующем программы психологического сопровождения беременных. Особенностью данной программы будет то, что она нацелена не на коррекцию негативных отношений с мужем или непринятия своего положения (беременности) или страхов связанных с будущими родами, а на повышение внутренней самоценности, уверенности и самопринятие беременных. Такое смещение акцентов на позитивную работу над собой снизит риск эмоциональных травм в этот сложный и ответственный период. Одним из средств повышения этих показателей (позитивной работы над собой) являются специально-организованные занятия физической культурой для беременных, различными видами гимнастики, фитнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М. : Академический Проект, 2009. - 232 с.

2. Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - СПб. : Питер, 2011. - 272

с.

3. Могилевская, Е.В. Перинатальная психология: психология материнства и родительства / Е.В. Могилевская, О.С. Васильева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 278 с.

REFERENCES

1. Bowlby, J. (2009), Formation and destruction of emotional ties, Academic Project, Moscow.

2. Dobryakov, I.V. (2011), Perinatal Psychology, PITER, St. Petersburg.

3. Mogilevskaya, E.V. and Vasilyeva, O.S. (2015), Perinatal psychology: psychology of motherhood and parenthood, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: viki-as@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2016

УДК 796.011:159.9

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ПЛАВАНИЯ

Галина Николаевна Нижник, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Петровна Столярова, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), Елец

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального изучения мотивации спортивной деятельности детей, выявлены причины их прихода в спорт. Определены основные мотивы к занятиям юных спортсменов и их родителей в группах начальной подготовки. Результаты исследования свидетельствуют, что основными мотивами для занятий плаванием в группе начальной подготовки для детей являются: мотив достижения успеха в спорте, мотив эмоционального удовольствия, мотив физического самоутверждения, а для их родителей наиболее важными является укрепление здоровья детей, приобретение жизненно необходимого навыка плавания или мотив физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.